Что нужно учитывать при принятии решения по энергоэффективности и энергосбережению?

27 декабря 2010 г. Правительство Российской Федерации своим Распоряжением №2446-р утвердило государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Основная цель программы — рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет энергосбережения, повышение энергоэффективности ЖКХ, различных отраслей экономики, расширение использования возобновляемых источников энергии.

Реализация программы предусматривает два этапа: первый — 2010-2015 годы, второй — 2016-2020 годы. На первом этапе планируется снизить энергоемкость ВВП на 7,4%, сэкономив в 2015 году энергоресурсов в объеме 85 миллионов тонн условного топлива. На втором этапе, соответственно, — 13,5% и 170- 180 миллионов тонн условного топлива.

В ходе реализации программы в 2010-2020 годах планируется сэкономить 330 миллиардов кубометров природного газа и снизить выбросы парниковых газов на 2,2 миллиарда тонн.

Текст документа здесь

В 2008 г. в нашей стране была разработана Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Она утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р. Срок реализации Программы — 2011-2020 гг.

Что нужно учитывать при принятии решения по энергоэффективности и энергосбережению?

Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности направлена на повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

За счет обеспечения рационального использования топливно-энергетических ресурсов и проведения энергосберегающих мероприятий ожидается, что повышения энергетической эффективности и снижениt энергоёмкости ВВП уменьшиться по сравнению с 2007 годом на 13,5%.

Основные задачи Программы энергосбережение и повышение энергетической эффективности:

  • обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счёт запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
  • сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счёт сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке;
  • снижение объёмов выбросов парниковых газов.

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляться поэтапно:

  • на I этапе (2011 – 2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
  • на II этапе (2016 – 2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.

Параметры реализации Программы для II этапа должны быть уточнены до 1 января 2015 г. на основе результатов текущего осуществления мероприятий Программы.

Академия ДПО проводит обучение по энергосбережению и энергоэффективности в г. Екатеринбурге

Расписание занятий по Энергосбережению и энергоэффектиности

Для того, чтобы пройти курс обучения по энергосбережению и повышению энергоэффективности, заполните заявку:

Заявка от юридического лица  Заявка от физического лица

Распоряжением Правительства России N2446-р от 27 декабря 2010 г. утверждена госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г. Текст Госпрограммы энергосбережения приведен в приложении к статье.

За счет реализации мероприятий госпрограммы энергоемкость ВВП планируется снизить на 13,5%. В совокупности с другими факторами это позволит решить задачу по уменьшению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. Под другими факторами имеется в виду снижение энергоемкости за счет естественных факторов нового строительства и технического прогресса, не относящихся к предмету планирования госпрограммы.

Ожидается, что к 2016 г. годовая экономия первичной энергии за счет мероприятий программы составит не менее 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. — не менее 195 млн т.

Суммарная экономия первичной энергии должна составить 1124 млн т условного топлива за весь срок реализации программы /2011-2020 гг/.

Экономия природного газа запланирована в объеме 330 млрд куб м за весь срок реализации программы, экономия электроэнергии — 630 млрд кВт*ч, экономия тепловой энергии — 1550 млн Гкал , экономия нефтепродуктов — 17 млн т.

Организация финансирования Госпрограммы энергосбережения

Общий объем финансирования программы 9 триллионов 532 миллиарда рублей. Из этой суммы запланированы средства:

  • федерального бюджета в размере 70 млрд руб;
  • бюджетов субъектов РФ — 625 млрд руб;
  • прогнозированы средства внебюджетных источников в размере 8 трлн 837 млрд руб.
Читайте также:  энергоэффективность в гостинице

Таким образом, объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 процента общих расходов на реализацию Программы.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся:

  • плата по договорам на поставку мощности, инвестиционные составляющиетарифов регулируемых организаций;
  • взносы участников реализации подпрограмм Программы, включаяорганизации различных форм собственности;
  • средства частных инвесторов, привлекаемые в рамкахгосударственно-частного партнерства, в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении;
  • доходы от продажи единиц сокращения выбросов в рамках проектовсовместного осуществления, целевые отчисления от прибыли организаций,заинтересованных в осуществлении Программы;
  • кредиты, займы кредитных организаций, средства фондов и общественныхорганизаций, иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий Программы;
  • иные внебюджетные источники.

Экономическая эффективность исполнения Госпрограммы энергосбережения

Программой прогнозируется получение экономического эффекта за счет повышения эффективности использования энергоресурсов:

  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов для государственных и муниципальных учреждений — 530 млрд руб;
  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергоресурсов для населения — 260 млрд руб.
  • суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов – 9,255 трлн руб;
  • Экономический потенциал увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий программы оценивается в размере 2,7 трлн руб за весь срок ее реализации.
  • Поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергозатрат организаций могут составить 163 млрд руб, а к 2021 г — 346 млрд руб.

Если суммировать всю предполагаемую экономию, общая выгода от реализации программы должна составить 13 триллионов 91миллиард рублей.

Прямой вычет затрат из приведенной суммы по всей видимости некорректен. Значительно влияние инфляции, изменений цен и тарифов, доходов населения и т. В тексте программы приведен прогноз показателей коммерческой эффективности чистый в виде дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы в 2011 — 2030 годах составит 724 млрд. рублей, внутренняя норма доходности — 20 процентов.

Организация исполнения Госпрограммы энергосбережения

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

  • на I этапе (2011 — 2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
  • на II этапе (2016 — 2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.

С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы в виде подпрограмм энергосбережения и повышения энергоэфффективности:

  • в электроэнергетике;
  • в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;
  • в промышленности;
  • в сельском хозяйстве;
  • на транспорте;
  • в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг;
  • в жилищном фонде.

Кроме того, предусмотрены общесистемные подпрограммы:

  • «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации»;
  • «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

В программе предусмотрено описание общих организационных принципов и ответственности за исполнение разделов программы, а так же основные меры государственной поддержки и стимулирования процессов повышения энергоэффективности.

Мониторинг исполнения Госпрограммы

В Программе предусмотрена система целевых индикаторов и показателей, отражающих целевую результативность ее мероприятий в отношении экономики Российской Федерации в целом, а также отдельных ее отраслей. Интегральные (обобщенные) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении.

Основная часть целевых показателей для отдельных подпрограмм Программы определяется в форме удельных расходов энергии на единицу производимых видов продукции, работ и услуг или удельных потерь энергии.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности » в Программе также устанавливаются целевые задания по повышению доли отпуска энергетических ресурсов по приборам учета и доли оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, доли объектов, на которых проведены энергетические обследования, и доли государственных (муниципальных) учреждений, заключивших энергосервисные договоры (контракты).

Читайте также:  энергоэффективность теплоэнергетики

В Программе также определены характеристики энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования, установок и транспортных средств и задания по повышению доли зданий, в которых проводится комплексный капитальный ремонт в рамках реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Для оценки уровня эффективности использования энергии и формирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мониторинга достижения целевых индикаторов и показателей Программы используется информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе данные по результатам энергетических обследований и данные форм государственного статистического наблюдения.

«О Государственной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года»

Доклад Директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России С. Михайлова на конференции в рамках EMBIZ 2009. 10 ноября 2009 г.

Уважаемые участники конференции!

Необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности России является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.

Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объёмах это 403 млн. тонн условного топлива, а с учётом сокращения сжигания попутного газа в факелах – порядка 420 млн. тут. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года прирост производства первичной энергии в России в 2008–2020 годах в 244-270 млн. тут. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. и распоряжений Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и от 25декабря 2008 г. № 1996-р, Минэнерго России разработан проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.

В настоящее время проект Программы находится на согласовании федеральными органами исполнительной власти – государственными заказчиками программы. В их числе 15 федеральных органов исполнительной власти, все те, чья деятельность непосредственно влияет на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Основная цель Программы — рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 годом

Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет:

  • запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации;
  • реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.

Наряду с этим, реализация программы должна способствовать сохранению и расширению потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке, а также снижение объемов выбросов парниковых газов.

Задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% к уровню 2007 года не может быть решена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, и расчетами экспертов, за счет структурных преобразований в экономике прогнозируется снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 26,5%. Поэтому, для выполнения заданного Президентом Российской Федерации целевого значения снижения энергоемкости ВВП на 40%. Программа составлена из необходимости достижения целевого показателя снижения энергоемкости ВВП за счет организационно-технических мероприятий на 13,5% к 2020 году, что в сумме с эффектом от структурных преобразований составит необходимые 40%.

Реализация программы предусматривается в два этапа: 2010–2015 годы и 2016-2020 годы. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы является снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 году в объеме 85 млн. т у. На втором этапе соответственно 13,5% и 170-180 млн. т у.

Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации программных мероприятий. В их числе:

  • повышение энергоэффективности в электроэнергетике;
  • повышение энергоэффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры;
  • повышение энергоэффективности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  • повышение энергоэффективности в организациях федеральной бюджетной сферы;
  • повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
  • стимулирование повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации;
  • расширение использования возобновляемых источников энергии;
  • нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
Читайте также:  энергоэффективность станков

В плане реализации программа базируется на типовых мероприятиях, но при этом учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

В программе не содержится сведений о конкретных проектах в разрезе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и организаций. После утверждения программы Правительством Российской Федерации проекты будут отбираться на конкурсной основе государственными заказчиками программы. В проекте программы по каждому направлению, программному мероприятию, на ближайшие 5 лет рассчитаны объемы экономии энергетических ресурсов по годам, и по ним же – объемы ресурсного обеспечения в виде бюджетных и внебюджетных средств.

Как было отмечено выше, по каждому направлению определены типовые программные мероприятия.

Результаты в части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом зависит от деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В процессе реализации мероприятий программы предусмотрена организация взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Формы этого взаимодействия учитывают:

  • согласование и установление объема средств федерального бюджета и порядка их предоставления субъектам Российской Федерации для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;
  • мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности и деятельности в субъектах Российской Федерации уполномоченных представителей государственных заказчиков Программы.

Важно также обеспечить согласование показателей Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и региональных программ энергосбережения.

Проектом федерального закона предусмотрено, что в региональных программах должны быть отражены следующие целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности :

  • повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
  • повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
  • сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
  • повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
  • увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
  • сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
  • увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Эти показатели согласуются с типовыми мероприятиями Государственной программы.

Перевод экономики на энергоэффективный путь развития потребует серьезного ресурсного обеспечения.

Всего, на период до 2020 года, стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (без учета развития ВИЭ) оценивается почти в 10,5 триллионов рублей в пересчете на цены соответствующих лет. По источникам финансирования предлагается задействовать около 850 млрд. руб. из средств федерального бюджета, около 950 млрд. руб. из региональных бюджетов, а остальное – из внебюджетных источников. Предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации составят около 633 млрд. руб.

При этом ожидается и значительный социально-экономический эффект.

При выполнении программы будет обеспечена суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в 2010-2015 гг. в объеме порядка 2,6 триллионов рублей, в 2010-2020 гг. – около 10 триллионов рублей (в текущих ценах).

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий