- Энергосбережение в системе ЖКХ
- ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
- Проблема энергосбережения в многоквартирных домах
- Базовые положения закона об энергосбережении
- Требования к содержанию общедомового имущества включают в себя проведение энергосберегающих мероприятий (Ст. 12, ч.
- Общедомовые, индивидуальные и — если квартира коммунальная — общие (Ст. 13, ч.
- Экономия тепла в МКД
- Теплоизоляция МКД
- Оптимизация потребления тепловой энергии
- Экономия воды в МКД
- Экономия электроэнергии в МКД
- Интеллектуальные системы учета
- Что дает обозначение класса энергоэффективности?
- Холодильники
- Посудомоечные машины
- Кондиционеры
- Стиральные машины
- Вывод
Энергосбережение в системе ЖКХ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.
Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.
Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:
1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления. 2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ — муниципальные источники тепла, «электросети», «водоканалы». 3) Жилищно-эксплуатационные предприятия4) Население — потребители услуг ЖКХ
Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений — от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.
Последний пример неэффективности — реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г. Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):
Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год
МероприятиеИнвестиции, %Эффективность, %Срок службы, летАмортизация от общей суммы инвестиций, %Утепление окон1010200,5Утепление чердаков2010201Утепление (замена) входных дверей32200,15Утепление подвалов172200,85Заделка швов151200,75Установка автоматизированных тепловых пунктов355103,5
Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда — подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.
Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы — холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.
На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:
Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.
Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.
В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.
Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.
При установке водосчетчиков важно определить приоритеты: — в домах с централизованным Г. от источника; — в домах с открытым водоразбором; — в домах с закрытыми схемами Г.
Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки — 200 литров
Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки: Qср. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки Аср. — среднее количество человек в семье — 3,5 чел.
Средний расход тепла в Г. на квартиру в месяц: Q ср. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес. 10% — дотации из бюджета — 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес. 15% — приведенный коэффициент льготников — 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес. 5% — постоянная задолженность — 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.
Итого потери бюджета: 0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.
Цена за 1 Гкал тепла — 276 руб. (в т. НДС)Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб. /мес. на одну квартиру.
Экономия расхода Г. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков: 1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб. /мес. Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб. /мес + 58 руб. /мес = 144 руб. /мес. Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб. /мес. х 11 мес. = 1584 рубля. Затраты на установку счетчиков Г. и Х. составят 1300 рублей. Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. — 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры — по холодной воде.
Косвенная экономия: Снижение подпитки на ТЭЦ. Снижение расхода Х. Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.
Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику — один, по расчету — другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.
Кое-где (особенно там, где централизованное Г. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г. , внутренних сетей Г. , и исчезнут теплопотери.
Изменение тарифной политики.
Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 — 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.
Установление новых «Правил игры» на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.
ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:
Разработать мотивацию для энергосбережений 2. Разработать мотивацию для инвестиций 3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива
Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ — посредников).
у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.
Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией — представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня — основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.
Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива — так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.
Остается самое главное — взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление — твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.
ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:
а) население, уже получающее тепло;б) вновь строящееся жилье;в) объекты социально-культурного назначения;г) предприятия существующие;д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т. тепла.
В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет «коммерческих» тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т. обычно сети являются муниципальными.
Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) «Правила игры» на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.
Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.
Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой «Planora» в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья — пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.
Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно «ничье»), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.
Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в «Товарищество собственников жилья». Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т. , т. в энергосбережения.
Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа — первый этап за счет местной власти, второй — за счет ТСЖ.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное — необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.
ПРАВИЛА
УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03. 2014 N 1304,
от 28. 2015 N 898, от 21. 2018 N 486)
Настоящие Правила определяют порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — требования энергетической эффективности), а также первоочередные требования энергетической эффективности.
Требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.
1 в ред. Постановления Правительства РФ от 03. 2014 N 1304)
(см. текст в предыдущей редакции)
Требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, для которых в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта установлены требования энергетической эффективности, и товаров, указанных в подпункте «а» пункта 7 настоящих Правил;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21. 2018 N 486)
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ, услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
В случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
4 в ред. Постановления Правительства РФ от 03. 2014 N 1304)
В устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:
а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);
б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);
в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;
г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.
5(1). Требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значений, а также методик (методов) их измерения (испытания), определенных документами по стандартизации. При этом в требованиях энергетической эффективности товаров должна содержаться ссылка на соответствующие документы по стандартизации.
5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 21. 2018 N 486)
5(2). Соответствие товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, требованиям энергетической эффективности определяется на основании данных, представленных производителями в документации к объекту закупки, либо протоколов исследований (испытаний) и измерений, выданных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), либо иных документов, предусмотренных требованиями энергетической эффективности товаров.
5(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21. 2018 N 486)
Требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
При этом требования энергетической эффективности, предусматривающие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме закупок соответствующего вида товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.
6 в ред. Постановления Правительства РФ от 03. 2014 N 1304)
К первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
а) для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением ламп электрических бытовых), — наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28. 2015 N 898)
б) для устанавливаемых систем управления освещением — наличие одной из следующих функций:
управление освещенностью по заданному расписанию;
управление освещенностью в зависимости от наличия (отсутствия) людей в помещении;
управление освещенностью в зависимости от интенсивности естественного освещения с автоматическим включением (выключением) или изменением яркости освещения не менее чем на 50 процентов;
в) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии, мощностью более 5 гигакалорий в час — обеспечение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Указанное требование применяется также при осуществлении закупок работ по разработке проектных решений по реконструкции действующих объектов по производству тепловой энергии и по их реализации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03. 2014 N 1304)
г) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии (за исключением объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, мощностью менее 5 гигакалорий в час) — обеспечение коэффициента полезного использования энергии не менее 85 процентов при нормальном режиме работы (под коэффициентом полезного использования энергии понимается отношение энергии произведенного тепла к энергии потраченного топлива);
д) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии — обеспечение суммарного коэффициента полезного использования энергии не менее 70 процентов в когенерационном цикле при нормальном режиме работы (под суммарным коэффициентом полезного использования энергии понимается суммарное отношение тепловой и электрической энергии к энергии потраченного топлива);
е) для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:
наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;
запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 — 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 28. 2015 N 898)
ж) для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:
запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
(пп. «ж» введен Постановлением Правительства РФ от 28. 2015 N 898)
з) для работ, услуг по проектированию, строительству (реконструкции) многоквартирных домов, в том числе при выполнении в рамках одного контракта работ по проектированию, строительству (реконструкции) и вводу в эксплуатацию многоквартирного дома:
подготовка проектной документации для строительства (реконструкции) многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
строительство многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
реконструкция многоквартирных домов с получением класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 21. 2018 N 486)
и) для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, — наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
(пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 21. 2018 N 486)
к) для работ, услуг по проектированию, строительству (реконструкции) общественных и административных зданий:
подготовка проектной документации для общественных и административных зданий с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
строительство общественных и административных зданий с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
реконструкция общественных и административных зданий с получением величины удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
(пп. «к» введен Постановлением Правительства РФ от 21. 2018 N 486)
л) для общественных и административных зданий, приобретаемых для государственных и муниципальных нужд, — непревышение величины удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.
(пп. «л» введен Постановлением Правительства РФ от 21. 2018 N 486)
Выше класс, ниже платежка: главное об энергоэффективных домах
Выше класс, ниже платежка: главное об энергоэффективных домах — Недвижимость РИА Новости, 29. 2021
Исправно работающие инженерные системы, энергосберегающее оборудование, современное светодиодное освещение, качественная теплоизоляция, герметичность фасада и. Недвижимость РИА Новости, 29. 2021
– риа недвижимость
москва сегодня: мегаполис для жизни
городское хозяйство москвы
комплекс городского хозяйства москвы
Исправно работающие инженерные системы, энергосберегающее оборудование, современное светодиодное освещение, качественная теплоизоляция, герметичность фасада и ограждающих конструкций – все это не только обеспечивает комфортные условия для проживания в многоквартирном доме, но и влияет на показатели его энергоэффективности. Сайт «РИА Недвижимость» решил разобраться, что такое энергоэффективность в отношении жилых домов, и узнал у специалистов Мосжилинспекции, как она влияет на кошелек собственников квартир и зачем ее повышать.
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
– риа недвижимость, москва, жкх, теплоснабжение, городское хозяйство москвы, комплекс городского хозяйства москвы, отопление, мосжилинспекция
– РИА Недвижимость, Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Москва, ЖКХ, Теплоснабжение, Городское хозяйство Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы, Отопление, Мосжилинспекция
Что такое энергоэффективность в отношении жилого дома? От чего она зависит?
Энергоэффективность жилого дома – эффективное или рациональное использование его энергоресурсов. В их число входят системы отопления, вентиляции, освещения, водоснабжения – словом, все факторы, необходимые для стабильного жизнеобеспечения объекта. Говоря по-простому, чем экономнее расходуются ресурсы дома, тем выше его энергоэффективность.
На данный показатель влияет немало факторов: это и конструктивные особенности здания, и строительные материалы, и работа инженерного оборудования. Например, если в доме не в порядке тепловые коммуникации или «хромает» теплоизоляция, расход ресурса из-за дополнительных потерь тепла будет выше, а показатели энергоэффективности, наоборот, ниже.
Немалую роль играет наличие в доме индивидуального теплового пункта, автоматического узла управления системы отопления, светотехнического оборудования с энергосберегающим эффектом, светодиодного освещения, приборов учета тепловой энергии и электричества, индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды. Все это в совокупности создает базу для того, чтобы дом соответствовал определенному классу энергоэффективности.
На какие классы подразделяется энергоэффективность домов?
В 2016 году приказом Минстроя РФ определено девять классов энергоэффективности для жилых домов. Самый низкий – G, самый высокий – А++.
Чем отличаются дома с высоким классом энергоэффективности от объектов с низким классом?
Дома с высоким классом энергоэффективности характеризуются прекрасной теплоизоляцией, оснащены современным оборудованием, позволяющим минимизировать расход энергоресурсов. Большая часть таких домов – новостройки, в проектах которых изначально учтены энергосберегающие решения.
К низкому классу энергоэффективности G, в свою очередь, относятся объекты старого жилого фонда. Это, например, хрущевки, объекты дореволюционной застройки, которые плохо держат тепло и имеют ветхое инженерное оборудование. В таких домах часто отсутствуют индивидуальные тепловые пункты, установлены деревянные окна, а в квартирах собственников работают устаревшие плиты. Все эти факторы создают почву для энергетических потерь и в итоге определяют низкий класс энергоэффективности.
Кто и как определяет класс энергоэффективности дома?
Присвоение класса – многоступенчатый процесс, в котором участвует лицо, ответственное за содержание жилого дома (например, управляющая компания), и специалисты Мосжилинспекции, которые производят необходимые расчеты показателей энергоэффективности на основании декларации, поданной лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем, согласно федеральному законодательству, УК обязана не реже раза в год разрабатывать и доводить до собственников помещений предложения по улучшению энергоэффективности дома (замена внутридомового оборудования на более современное, комплексный ремонт и надлежащее содержание инженерных коммуникаций, установка энергосберегающего оборудования и так далее). Далее собственники на общем собрании утверждают поступившие предложения, а управляющая организация их реализует. По итогам УК вправе подать в Мосжилинспекцию декларацию, на основании которой специалисты надзорного органа производят необходимые расчеты и определяют класс энергоэффективности объекта. Специалисты также могут установить, изменился ли класс, если ранее он уже был присвоен.
В дальнейшем класс можно подтвердить или пересчитать, но не чаще, чем раз в год. В результате пересчета показатели энергоэффективности могут как понизиться (например, за счет износа коммуникаций и дополнительных потерь ресурсов), так и повыситься (если УК, например, провела комплексный ремонт или замену внутридомового оборудования).
Как собственникам узнать класс энергоэффективности своего дома?
На фасадах домов, в отношении которых Мосжилинспекция произвела расчеты и присвоила или подтвердила класс энергетической эффективности, в установленной форме размещается специальный указатель, где и отображается класс энергоэффективности.
За счет каких мероприятий проще и быстрее всего повысить энергоэффективность дома?
Это зависит от состояния дома и установленного в нем оборудования. Прежде чем приступать к определенным работам по повышению энергоэффективности, специалисты УК обязаны изучить все системы дома, определить их состояние и предложить собственникам варианты решения выявленных проблем – от самых простых до более сложных. При этом УК должна предоставить владельцам квартир данные о стоимости, сроках окупаемости и ожидаемом эффекте от планируемых работ.
В соответствующем приказе Минстроя РФ рекомендуются 22 вида мероприятий по повышению класса энергоэффективности дома, в частности:
— установка светодиодных ламп и светильников;
— установка оборудования для автоматизированного управления освещением;
— установка и своевременная поверка приборов учета электроэнергии;
— установка энергоэффективного оборудования системы электроснабжения;
— своевременная замена оборудования с истекшим сроком эксплуатации;
— установка энергоэффективного оборудования системы холодного и горячего водоснабжения;
— установка индивидуальных тепловых пунктов с системой автоматизированного погодного регулирования.
— и другие.
Такие работы могут проводиться как в рамках текущего, так и капитального ремонта дома.
Сколько в Москве домов с присвоенным классом энергоэффективности?
По линии Мосжилинспекции с 2016 года класс энергоэффективности присвоен уже более 15 тысячам многоквартирных домов Москвы.
Домов какого класса энергоэффективности в Москве больше всего? В чем их особенности?
На данный момент основной класс для жилых домов Москвы – D, который считается нормальным показателем. В домах такой категории ресурсы расходуются стабильно и равномерно, без излишнего потребления и экономии.
В каком округе или районе города больше всего высококлассных домов по энергоффективности?
По данным Мосжилинспекции, больше всего домов с высоким классом энергоэффективности расположено в Центральном округе столицы.
Как класс энергоэффективности влияет на условия проживания в доме?
Чем выше класс энергоффективности дома, тем комфортнее условия проживания в нем, особенно в осенне-зимний период. Например, светодиодное оборудование позволяет снизить показатели потребления электроэнергии, не сказываясь при этом на качестве освещения, дает более высокую и комфортную для глаз освещенность. Благодаря общедомовым и индивидуальным приборам учета собственники оплачивают только те объемы, которые непосредственно потребили, корректная и надлежащая работа инженерного оборудования позволяет более рационально расходовать коммунальные ресурсы и не допускать повышенной или пониженной температуры в помещениях.
Все это в совокупности создает определенный комфорт для жителей энергоэффективного дома – как физический, так и материальный.
Как класс энергоэффективности влияет на размер ежемесячных платежей за жилищно-коммунальные услуги?
Напрямую. Чем ниже объем потребляемых ресурсов, тем меньше платят собственники. По статистике, самые дорогие позиции в ежемесячной платежке за ЖКУ – отопление, электроснабжение и горячее водоснабжение. Соответственно, если в доме исправно работают тепловые коммуникации, а владельцы квартир платят за воду и свет исключительно по данным индивидуальных приборов учета (то есть, сколько потратили, столько и заплатили), тем экономия и ресурсов в среднем по объекту, и денег собственников выше.
Прошло 7 лет с даты принятия федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но в том, что касается экономии энергоресурсов, сектор ЖКХ остается проблемным.
Не везде налажен достоверный учет потребляемых энергоресурсов, не работают программы энергоэффективных капитальных ремонтов, мероприятия по энергосбережению проводятся точечно и не дают ощутимой экономии энергоресурсов. При этом эффективность таких мероприятий в отдельности может быть высокой, но без комплексного подхода результат будет низким.
Проблема энергосбережения в многоквартирных домах
По данным Росстата, 80% МКД построены до 1999 г. К ним применялись устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), которые не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Типовой дом в центральной России потребляет на 70% больше тепловой энергии, чем аналогичный МКД, построенный после принятия закона об энергосбережении.
Типовое строительство предполагало быстрое и максимально дешевое расселение коммунальных квартир и бараков. Дома собирались из готовых железобетонных панелей. Росли новые микрорайоны, отапливаемые дешевым низкокалорийным газом. Когда газ стоит 2 копейки за кубометр, им можно отапливать не только здание, но и улицу. Изначально типовое жилье рассматривалось как временное, но после распада СССР осталось постоянным, а цена газа увеличилась в несколько раз.
В России отопительный сезон длится до полугода. При текущих ценах на энергоносители отапливать панельные дома становится очень затратно. Особенно когда жильцы платят не только за потребленные гигакалории, но и за перетопы. По оценке экспертного сообщества, рациональное использование энергоресурсов в МКД сократит энергетические затраты на 30-35%.
Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги сдерживает снижение финансовой нагрузки на бытовых потребителей. Для того, чтобы снизить затраты на треть, необходимо не только внедрять технологии энергосбережения в жилых домах, но учиться рациональному энергопотреблению. Андрей Хлопонин, Исполнительный директор НП «СРО Энергосбережения и Энергоэффективности СКФО»
Закон об энергосбережении поставил перед управляющими компаниями и ТСЖ задачу комплексной модернизации жилого фонда с применением современных технологий энергосбережения. Но государство не снабдило сектор ЖКХ инструментами для ее выполнения. В результате, энергосбережение в жилых домах обросло проблемами:
- управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости;
- не хватает собственных ресурсов для финансирования этих проектов, особенно в условиях массовых неплатежей;
- возможности Фонда содействия реформе ЖКХ ограничены, а банками все еще не разработаны механизмы льготного кредитования мероприятий по энергосбережению;
- руководители управляющих компаний и ТСЖ не имеют системного восприятия закона об энергосбережении и не способны комплексно решать поставленные в нем задачи;
- формальное исполнение требований и предписаний превратилось в «латание дыр», за которыми не следует ощутимого экономического эффекта.
Проблемы решаются, если опираться не на букву закона об энергосбережении, а на его суть. Требования закона нужно пропускать через собственный опыт. Главная задача человека, ответственного за энергосбережение в МКД — понять, какая цель стоит за тем или иным положением, и разработать эффективный план действий.
Базовые положения закона об энергосбережении
Разберемся, что закон требует от управляющих компаний и ТСЖ.
Требования к содержанию общедомового имущества включают в себя проведение энергосберегающих мероприятий (Ст. 12, ч.
В обязанности руководителей УК и ТСЖ входит формирование программ энергосбережения в своих домах. Но планированию всегда должно предшествовать энергетическое обследование МКД — энергоаудит. Без него проведение энергосберегающих мероприятий будет бессистемным и не даст возможности оценить реальный эффект от их проведения.
На основе данных энергоаудита нужно расставить приоритеты и сформулировать программу энергосбережения. А затем ежегодно ее корректировать с целью снижения расходов на проведение мероприятий. Каждый год на рынке энергосбережения появляются новые технологии и материалы. Многие из них могут оказаться дешевле и эффективнее, чем внесенные в программу, или иметь более короткие сроки возврата инвестиций.
Общедомовые, индивидуальные и — если квартира коммунальная — общие (Ст. 13, ч.
На практике задача по установке приборов учета оказалась непростой. Собственники жилых домов поняли, что по нормативу платить дешевле, чем по факту. Жильцы стали массово отказываться от установки счетчиков, что привело к нарушению сроков исполнения закона.
Для стимулирования потребителей к установке приборов учета в сентябре 2015 года Минстрой РФ ввел повышающие коэффициенты для тех жильцов, кто еще не установил у себя приборы учета.
На 1 января 2015 г. оснащение МКД индивидуальными счетчиками электроэнергии составило 95,5%, горячей воды — 68%, холодной воды — 65,5 %, тепла — 6,6%.
Переход к оплате коммунальных услуг «по факту» при добросовестном и рациональном энергопотреблении позволяет экономить до 50% денежных средств, а установка счетчиков окупается за 18 месяцев.
Эффект от установки многотарифных счетчиков электроэнергии в помещениях общего пользования составляет 40% при 5-месячном сроке окупаемости.
Экономия тепла в МКД
В условиях российского климата потребление тепловой энергии и горячей воды составляют 60-75% от общего потребления энергоресурсов в МКД. Показатель зависит от продолжительности отопительного сезона, вида ограждающих конструкций и степени изношенности внутридомовых сетей. Поэтому мероприятия по снижению теплопотребления и теплопотерь наиболее важны для управляющих компаний и ТСЖ.
Теплоизоляция МКД
- Устройство двойных тамбуров, установка доводчиков и конопатка щелей сокращает потери тепла в местах общего пользования. Одна только замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты снижает годовое потребление тепла на 20%, экономя от 4 до 10 кВт/м3.
- Восстановление межпанельных швов дает дополнительную экономию 2 кВт/м3.
- Теплоизоляция чердаков и подвалов позволяют экономить еще 10% тепла.
- Утепление крыши снижает до 20% теплопотерь при сроке окупаемости 12 лет.
- Теплоизоляция внешних стен и перекрытий сэкономит от 4 до 12 кВт/м3 в год при окупаемости 21 год.
Проведение мероприятий по утеплению ограждающих конструкций нецелесообразно, если целью ставится исключительно энергосбережение в МКД. У них слишком долгий срок возврата инвестиций — 12 лет для утепления кровли и 21 год для внешних стен. Но в этих мероприятиях заложен самый высокий потенциал энергосбережения, поэтому их рекомендуется выполнить при плановом капитальном ремонте, если собственники помещений в МКД на это согласны.
Оптимизация потребления тепловой энергии
- Замена неисправной запорной арматуры и отдельных участков трубопроводов устраняет утечку горячей воды и теплоносителя.
- Теплоизоляция трубопровода сокращает годовые потери тепла на 2-3 кВт/м3.
- Модернизация теплового узла снижает теплопотребление МКД на 30%.
- Монтаж системы постоянной циркуляции горячей воды уменьшает ее расход на 30% при сроке окупаемости от 2 до 5 лет.
- Установка реле времени циркуляционного насоса позволяет регулировать теплоотдачу системы отопления согласно суточной потребности графику, что снижает потребление тепла на 10%, и на 30% в сочетании монтажом термостатных вентилей на отопительных приборах.
При текущем дисбалансе тарифов на тепловую энергию и газ дополнительные возможности экономии дает устройство автономной системы теплоснабжения — крышной котельной.
Во-первых, стоимость 1 Гкал тепловой энергии, произведенной в автономной котельной, в два раза ниже, чем цена за 1 Гкал тепла у теплоснабжающей организации.
Во-вторых, современные мини-котельные можно включать, выключать и регулировать независимо от графиков и режимов центральной котельной. Если на улице установилась плюсовая температура, можно прикрутить вентиль. Это сразу уменьшит расход газа, а сам процесс длится не более минуты. Теплоснабжающие организации не занимаются тонкой настройкой под климат, и чтобы не задохнуться от жары, жильцы открывают окна, а потом оплачивают перетопы.
Экономия воды в МКД
Экономия воды не так актуальна для управляющих компаний и ТСЖ. За исключением случаев, когда технологические потери на ОДН приближается к потреблению на личные нужды собственников помещений. Чтобы выявить причины высокого ОДН, проведите аудит системы водоснабжения.
Большой ОДН на воду: причины и методы снижения
Причинами высокого ОДН могут быть утечеки в трубопроводах, неисправные приборы учета, бытовое воровство, манипуляция недобросовестных жильцов с показаниями. Большинство причин, приводящих к высокому ОДН, решается установкой АСКУВ — автоматизированной системы коммерческого учета воды. Окупаемость такой системы для жилого дома, в зависимости от выбранной технологии, составляет от 10 месяцев.
Экономия электроэнергии в МКД
Потребление электроэнергии на общедомовые нужды наименее заметны в структуре энергопотребления МКД. Даже если в подъезде будут одновременно гореть 10 ламп накаливания (10 * 60 = 100 Вт), это меньше, чем потребляемая мощность одного квартирного кондиционера (800 Вт). Поэтому эффект от мероприятий по сбережению электроэнергии будет не очень заметен.
При этом установка в подъездах светодиодных ламп, датчиков движения и реле времени, которые включают лампы только в темное время суток, выглядит эффектно и стимулирует население к экономии в быту. Возможно, поэтому управляющие организации часто начинают внедрение программы энергосбережения с этих малозатратных мероприятий.
Интеллектуальные системы учета
Задачу повышения энергоэффективности жилого фонда невозможно решить без достоверного учета потребления ресурсов. Об этом говорит Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ.
Интеллектуальные системы учета позволяют не только решить проблему энергоэффективности в многоквартирном доме, но и облегчить рутину для управляющих организаций.
- Контроль потребления в режиме реального времени. Для того, чтобы свести баланс по дому, не нужно собирать показания с жильцов или привлекать обходчика.
- В случае неполадок в системе или попытки бытового воровства, диспетчер получает уведомление.
- Отчеты для РСО. На формирование отчетов тратится минимум времени. Все данные доступны онлайн. Достаточно настроить нужный формат выгрузки и отчет будет формироваться в несколько кликов.
Интеллектуальные системы учета показаний
Правила подготовки к отопительному сезону
Обязательные законодательные аспекты диспетчеризации электроэнергии
Обязательные законодательные аспекты диспетчеризации водоснабжения
Приобретая бытовой электроприбор, мы видим на этикетке к нему буквенное обозначение типа А или G. Как рассчитывается энергопотребление устройства, и присуждается ему соответствующий класс? Можно ли реально сэкономить, если заплатить чуть больше за прибор с классом энергоэффективности А+++? Объясняем все на пальцах и приводим реальные расчеты.
Что дает обозначение класса энергоэффективности?
Класс энергоэффективности — это показатель эффективности расхода электроэнергии прибором за единицу времени (цикл или час), который обозначается буквами от А до G. Приборы с особо низким энергопотреблением могут маркироваться А+, А++ и А+++. Согласно директиве Комиссии Евросоюза №2010/30/ЕС каждый электроприбор от лампочки до автомобиля должен маркироваться этикеткой с указанием класса энергоэффективности.
Холодильники
Холодильник работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю и круглый год, поэтому важно, чтоб он потреблял минимум электроэнергии. При расчетах энергопотребления во внимание берется объем морозильной и холодильной камеры, минимальная температура внутри них и другие дополнительные опции (если таковые имеются). В таблице ниже приведены данные потребления электроэнергии в Вт/ч для каждого класса:
А+++А++А+ АBCDEFG
Менее 2222 — 3333 — 4242 — 5555 — 7575 — 9595 — 110110 — 125125 — 150Более 150
Обратите внимание, что точного значение до 1 Вт нет, так как в разных моделях разные показатели могут влиять на энергопотребление. Так, например, холодильник класса А+ может потреблять столько же, сколько и модель класса А++, если у обеих энергопотребление составляет 33 Вт/ч.
Посудомоечные машины
В случае посудомоечных машин эффективность потребления электроэнергии рассчитывается по числу предметов. Так, согласно директиве ЕС класс определяет количество кВт*ч затраченных на мытье 12 предметов за один цикл. Ниже приведены табличные данные:
Кондиционеры
Кондиционеры маркируются классами энергоэффективности только мощностью до 12 кВт. Классы имеют обозначения от A до G. Кондиционер может работать как на охлаждение комнаты, так и на обогрев, поэтому табличные данные энергопотребления для этих режимов будут отличаться. Хотя стоит отметить, что разница относительно невелика, поэтому на выбор модели рядовым пользователем разница в показателях не особо повлияет.
Класс энергоэффективности для кондиционеров рассчитывается несколько иначе, чем для остальных устройств. Здесь коэффициенты SEER (режим охлаждения) и SCOP (режим обогрева) являются отношением холодопроизводительности (Q) к выходной мощности прибора (N). То есть SEER = Q/N. Поэтому чем выше коэффициент, тем более экономичным является кондиционер. С 2013 года для кондиционеров действует следующая классификация:
Для большей наглядности производитель на этикетке к устройству указывает расчетную потребляемую мощность в год (для предельной нагрузки в 500 часов). Эта цифра лишь приблизительная, так как время работы и климатические условия в разных регионах и у разных пользователей могут быть разными.
Стиральные машины
Для расчета энергоэффективности стиральных машин берется один цикл в режиме «Хлопок» при 60° и максимальной загрузке белья. Однако, в самой таблице указаны кВт*ч на 1 кг белья. Поэтому рассчитать, сколько конкретно будет брать энергии ваша машинка, можно умножив показатели из таблицы на вес стираемого белья.
Но действительно ли есть смысл покупать стиралку чуть дороже, но с классом энергоэффективности выше? Для сравнения давайте возьмем две недорогие и практически идентичные модели Beko WRS 55P1 и Beko WRS 55P2. Размеры, объем белья и классы стирки и отжима у них одинаковые. А вот класс энергоэффективности у первой А++, а у второй А.
Предположим мы будем стирать один раз в неделю, загружая 5 кг. Тогда расход для Beko WRS 55P1 за год составит:0,15*5*52 (кол-во недель в году) = 39 кВт*ч. По московским тарифам это составит 39 * 5,47 = 213 рублей.
Для Beko WRS 55P2 расход составит:0,19*5*52 = 50 кВт*ч. По московским тарифам это составит 50 * 5,47 = 273 рубля.
То есть разница в оплате за год составит всего 60 рублей. Учитывая, что Beko WRS 55P1 стоит на 500 рублей дороже, то ее окупаемость по отношению ко второй составит примерно 8 лет. Как видим разница вообще не принципиальная, поэтому гнаться за классом А++ или А+++ особо не стоит.
Вывод
Класс энергоэффективности — это лишь средний показатель того, сколько будет потреблять электроэнергии то или иное устройство. Многое же зависит от условий и времени эксплуатации. Если вы — обычный потребитель и покупаете стиральную машину или кондиционер для себя, то на класс энергоэффективности обращать внимание особо не стоит. Проще и эффективнее экономить, перейдя на многотарифную систему оплаты электричества. Если же у вас есть частная прачечная и стиральные машины будут работать круглосуточно, тогда лучше приобретать устройства класса не ниже А+.
- Стираем эффективно и экономно: лучшие стиральные машины 2020 года с низким энергопотреблением
- Стабилизатор напряжения для газового котла: какой купить для дома?