Декларационная кампания 2020 года для многих повернулась неожиданной стороной. Наш независимый эксперт последовательно продолжает разъяснять происходящее для бюджетных учреждений и всех субъектов, работающих в ГИС Энергоэффективность. Редакция ЭнергиаВита понимает, что ситуация спорная, и возможно, бюджетное учреждение предпочтет не вставать на формальную сторону, а выполнить пожелания Минэкономразвития и сделать двойную работу.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Как мы и предполагали ранее, декларационная кампания за 2019 год все же преподнесла всем сюрприз.
- 27 февраля 2020 зарегистрирован в Минюсте Приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», чего давно ждали. Этот приказ:
- утвердил новую форму декларации (сокращен объем предоставления данных);
- установил срок окончания подачи деклараций (до 30 апреля 2020 года);
- утвердил порядок предоставления деклараций.
Основное отличие приказа от ранее опубликованного и обсуждавшегося его проекта – не предусмотрен переходный период по предоставлению деклараций за 2019 год, в проекте приказа стояла более адекватная дата – до 31. 2020 года.
Поскольку новый приказ и порядок вызывают массу вопросов, обращений и даже возмущений, 4 марта 2020 года ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности региональные центры энергоэффективности получили по электронной почте разъяснения следующего содержания (текст письма выделен цветом):
- Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
- Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
- Контакты
- Декларации
- ЦУС
- ГРБС устанавливают цели
- Цели по снижению потребления – сколько конкретно?
- Требования к светильникам
- И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности
Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
В соответствии с поступающим обращениями, открыт временный доступ в Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» для экспортирования и сохранения в локальных системах, ранее поданных данных. Доступ будет открыт с 04. 2020 – 11. 2020г. Модуль ГИС «Энергоэффективность» может быть повторно отключен. В связи с этим убедительно просим сохранять свои декларации на жестких дисках ваших ПК.
Ввод деклараций в Модуль запрещен.
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с информацией ниже:
- Заполнять формы в текущем модуле не нужно и нецелесообразно, так как они не соответствуют текущему действующему законодательству.
- Мы убедительно просим вас заполнять декларации по текущему требованию законодательства и пользоваться ГИС исключительно в целях получения информации, которая туда уже была внесена в разные периоды времени.
- Приказ, порядок представления, инструкция по заполнению, примеры заполнения, формы для заполнения деклараций доступны на сайте Минэкономразвития России:
А также на сайте «Национального центра энергоэффективности»: ссылка
(по данной ссылке вы также найдете ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с подачей новых деклараций)
- Срок подачи деклараций – до 30 апреля 2020 г.
- Все данные, которые были внесены до блокировки старой версии ГИС «Энергоэффективность», не могут быть приняты как отчетные, потому что их форма и содержание не соответствует новым декларациям. Необходимо заполнить новые формы деклараций.
Коллеги, следуйте следующей последовательности действий:
– если остались вопросы – пройдите по ссылке и ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы: ссылка
– если все же вопросы остались, то вы можете написать нам на электронную почту центра, ответы предоставляем при первой возможности (к сожалению, в связи с большим количеством поступающих звонков, по телефону к нам дозвониться проблематично).
Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
Попробуем разобраться.
- Если вы ввели декларацию за 2019 год в Модуль «Энергетические декларации» ГИС «Энергоэффективность» () до момента отключения ГИС 28 февраля 2020 года, формально вы не должны перезаполнять декларацию по новой форме и направлять ее в Минэкономразвития России. Пока ГИС работает, т.е. до 11.03.2020 года зайдите в Модуль, сделайте скрины о сдаче декларации с датой принятия/отправки. Вы в точности исполнили действующее законодательство, от Минэкономразвития России за подписью официальных лиц не было официальной рассылки о приостановке сдачи деклараций в связи с выпуском нового приказа с новой формой документов.
- Если вы не успели ввести декларацию, ее надо готовить по новой форме, отправлять по электронной почте и обязательно советуем отправлять заверенную копию почтовым отправлением с описью и подтверждением доставки до адресата, это убережет вас от действий статей КОаП. Почему это важно? Почтовый сервис Минэкономразвития России может просто отказать от объема писем (одних личных кабинетов в модуле было более 300к, если не изменяет память).
Для понимания: приказ №707 вступает в силу 13 марта 2020 года, через 10 дней после официального опубликования (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”). Приказ официально опубликован в Российской газете.
Сожаление и непонимание у профсообщества вызывает такое взаимодействия двух ФОИВ – Минэкономразвития и Минэнерго, отсутствие согласованности в выпуске и отмене НПА. Юридически сейчас двоевластие, ведь Приказ №401 Минэнерго так и не отменен.
Органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения должны ежегодно направлять в Минэкономразвития России декларации о потреблении энергетических ресурсов (далее – Декларации), заполненные фактическими данными за отчетный год.
Данная обязанность закреплена Федеральным законом от 23. 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В состав Декларации входят сведения об организации и ее филиалах, общем потреблении всех видов энергоресурсов в натуральном и стоимостном выражении, сведения о зданиях, строениях, сооружениях, в которых располагается субъект декларирования, и их энергетической эффективности.
* Согласно Приказу от 28. 2019 № 707, зарегистрированному Минюстом России 27. 2020, Декларация размещается субъектом декларирования в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ГИС «Энергоэффективность») не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
По просьбам субъектов декларирования и в связи с установлением нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля 2020 года согласно Указам Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, Минэкономразвития России инициировало перенос срока подачи Деклараций за 2019 год. Новый срок подачи, согласно Приказу Минэкономразвития России от 15. 2020 №287, – 30 июля 2020 года.
Контакты
Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д
тел. : 8(812) 703-68-50
Декларации
Кто должен заполнять Декларации в ГИС Энергоэффективность по закону?Федеральный закон от 23. 2009 N 261-ФЗ (ред. от 11. 2021) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.
Подходят ли для входа учетные данные ГИС ЭЭ предыдущей версии?Учетные данные предыдущей версии ГИС Энергоэффективность (Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности») не подходят. В этой версии необходимо регистрироваться заново.
Прежде чем приступать к регистрации в системе:1. Удостовериться, что у вас имеется Электронная подпись руководителя организации, или любая другая, выданная на вашу организацию (содержит ИНН организации). В системе запрещено использование электронной подписи, выданной для физического лица. Для регистрации потребуется электронная подпись с ИНН юридического лица. Проверить, настроен ли компьютер на работу с ЭЦП. Необходимо пройти шаги 1 и 2 инструкции по установке криптопровайдера КриптоПро CSP и плагина КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, также необходима установка расширения CryptoPro Extension for CAdES Browser Plug-in. Пройти проверку работы плагина и создания электронной подписи CAdES-BES на сайте Крипто-про.
Как заполнить декларацию о потреблении энергетических ресурсов и воды?Декларация о потреблении энергетических ресурсов и воды заполняется в личном кабинете пользователя ГИС «Энергоэффективность». Выполнить пункт №3. Посмотреть интерактивное обучение заполнению декларации в ГИС ЭЭ можно выше: Видеоуроки № 2 и № 3 или на портале ГИС ЭЭ в разделе Обучающие материалы.
Не получается найти адрес нашей организации в справочнике, что делать?В случае, если введённый ранее адрес не совпадает с адресом из ФИАС, он подсвечивается красным цветом. При этом Вам необходимо отредактировать адрес, выбрав его из справочника. Если адрес отсутствует в справочнике адресов ФИАС, Вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявкой на добавление адреса в ФИАС. После появления адресов в ФИАС, они импортируются в ГИС «Энергоэффективность».
Не получается выполнить импорт декларации из файла, что нужно делать?Загрузить декларацию из Excel файлов возможно только из шаблонов, скачанных из Системы. Шаблоны полученные не из ГИС ЭЭ не подходят для импорта деклараций.
Не могу заполнить Сводную информацию в декларации, что делать?Часть разделов вкладки «Сводная информация» заполняется автоматически. Это разделы:— о наличии собственного источника выработки энергии и сведений о нем и потреблении ресурсов для выработки энергии;— общие сведения о потреблении энергетических ресурсов (за исключением транспортных средств);— сведения о потреблении воды;— общие сведения об уплате за энергетические ресурсы и воду организацией. У пользователя нет возможности их редактировать. Важно! Информация и данные в этих разделах появляется автоматически, если заполнены сведения отдельно по каждому зданию организации.
Как подписать декларацию электронной подписью?В момент подписания декларации для отправки на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации контролируется совпадение ИНН организации в электронной подписи и ИНН в карточке организации. Подписание декларации доступно только в статусе «Заполнено». Если статус декларации «Заполняется организацией» нажмите кнопку «Проверить» и откройте файл с замечаниями. Исправьте их. — Повторно нажмите на кнопку «Проверить», пока не будет статус «Замечаний и предложений нет» у всех позиций. — После исправления всех замечаний, статус должен установиться «Заполнено», кнопка «Подписать» должна отобразиться.
Как заполнить декларацию, если учреждение занимает только помещение или часть здания?В ГИС ЭЭ при внесении информации по зданию необходимо выбрать вид собственности «Помещение/часть здания». Это условный вид собственности, декларация при этом заполняется частично. Декларация создается в Системе, но в паспорте здания с видом собственности «Помещение/часть здания» заполнение информации о потреблении не будет требоваться.
Если учреждение расположено в жилом многоквартирном доме, но:
- помещения числятся на балансе учреждения (в оперативном управлении)
- есть отдельные узлы ввода и приборы учета
- могут выполняться мероприятия по энергосбережению
То в общих сведениях по зданию в графе «Вид собственности» необходимо выбирать «Здание в оперативном управлении» и заполнять декларацию в полном объеме.
Если учреждение занимает часть помещения на основании договора аренды и возмещает затраты пропорционально занимаемой площади, то какой вид собственности выбирать «На правах аренды» или «Помещение/часть здания»?Рекомендуется указывать «На правах аренды» и вносить всю информацию. Потому что имеется информация об объемах потребления и затратах на энергоресурсы.
В каких случаях выбирать «Помещение/часть здания» и заполнять минимальную декларацию?Вид собственности «Помещение/часть здания» указывается в том случае, когда:
- учреждение занимает кабинет, либо несколько кабинетов;
- нет отдельных приборов учета;
- нет информации о потреблении ресурсов;
- нельзя вычислить стоимость энергоресурсов.
Означает ли нажатие кнопки «Подписать», что декларация направлена в Министерство экономического развития Российской Федерации?Да, все верно. После нажатия кнопки «Подписать», если декларация в статусе «Подписано ЭП», это означает, что:— Декларация соответствует требованиям законодательства и сдана, при этом не требуется получение подтверждения от Минэкономразвития России;— Минэкономразвития России имеет доступ на просмотр декларации для последующего анализа указанной в ней информации.
Какие роли есть в ГИС ЭЭ?В данный момент в системе для пользователей доступны три роли:Руководитель — назначается автоматически первому пользователю при регистрации по ЭЦП. Имеет право:— просматривать и редактировать информацию по своему учреждению, декларации по своему учреждению;— подписывать декларации ЭЦП (функциональность на время тестирования отключена);— добавлять других пользователей с ролями Декларант и Аналитик. Декларант — назначается пользователем с ролью Руководитель. Имеет право просматривать и редактировать информацию по своему учреждению, декларации по своему учреждению. Аналитик — назначается пользователем с ролью Руководитель. Имеет право просматривать информацию по своему учреждению, декларации по своему учреждению.
ЦУС
Нужно ли рассчитывать потенциал и устанавливать целевой уровень снижения потребления энергоресурсов и воды если здание построено меньше чем 5 лет назад?Для объектов (зданий, строений, сооружений), введенных в эксплуатацию в течение 5 лет, предшествующих году установления целевого уровня снижения потребления ресурсов, потенциал снижения потребления ресурсов может быть принят равным нулю.
Если объект (здание, строение, сооружение) на 2020 год эксплуатируется 6 лет или менее, то когда начинать устанавливать целевой уровень снижения потребления ресурсов?В таком случае установление целевого уровня снижения потребления ресурсов на первый 3-летний период производится на 7-ом году эксплуатации объекта на основании данных за 6-ой год эксплуатации (соблюдая сроки, предусмотренные ПП 1289). Базовым годом будет являться 6-й год эксплуатации объекта.
Переход полномочий по координации работ повышения энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России не всегда идет гладко, как любая реформа. В этом году из-за неготовности нового модуля энергоэффективности ГИС у бюджетных организаций и муниципалитетов – субъектов подачи энергетических деклараций – могут возникнуть определенные проблемы, а затем и Минэкономразвития рискует столкнуться с недостатком информации.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере
Как показала практика, портал EnergiaVita читают не только коллеги из профсообщества, но и специалисты Минэкономразвития России и региональных центров энергосбережения и повышения энергетической эффективности. После ряда статей мы как экспертная организация получили запрос одного из региональных центров энергоэффективности на рекомендации по декларационной компании за 2019 год.
Была предоставлена и копия письма Национального центра энергоэффективности при Минэкономразвития России, распространенного по региональным центрам энергоэффективности, с разъяснениями по предоставлению энергетических деклараций в 2020 году.
Пункт 8 статьи 9. 16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» за непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления предусматривает:
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей».
Поэтому для субъектов декларирования вопрос, как представлять энергодекларации за 2019 год, вскоре встанет остро.
Коллеги из Национального центра энергоэффективности правы, обязанность по предоставлению декларации о потреблении энергетических ресурсов установлена пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ.
Однако дальше начинаются разночтения. Нельзя забывать про п. 1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ:
«органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов»
Подчеркнем, именно «информационную систему», ведь из пп. 1, 2 следует, что декларация подается посредством информационной системы.
Согласно проекту приказа Минэкономразвития России «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», который прошел общественное обсуждение и находится, по информации Национального центра энергоэффективности, на регистрации в Минюсте России, п. 10 Порядка, энергетическая декларация представляется в форме электронного документа следующими способами:
- за отчетный 2019 год декларации размещаются субъектами декларирования в ГИС «Энергоэффективность» в период с 1 июня по 31 июля 2020 года;
- за отчетный 2020 год и последующие годы декларации размещаются субъектами декларирования в ГИС «Энергоэффективность» не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Цитируем п. 13 Порядка: «В случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа декларация составляется на бумажном носителе и подписывается руководителем субъекта декларирования. Копия декларации на бумажном носителе, заверенная руководителем субъекта декларирования в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, с приложением декларации на электронном носителе (флэш-накопителе, оптическом диске) в формате Portable Document Format (PDF) и в форме электронного документа в формате Microsoft Excel (XLS) представляется в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Это также предложено в письме.
Согласно пункту 14 Порядка Минэкономразвития России в течение 30 календарных дней со дня размещения декларации субъектами декларирования в ГИС «Энергоэффективность» или в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 настоящего Порядка, со дня поступления декларации (копии декларации) в Минэкономразвития России проверяет указанные декларации.
Следует отметить, что приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» действует до тех пор, пока не будет утвержден соответствующий упомянутый выше приказ Минэкономразвития России.
Итак, что мы рекомендуем субъектом декларационной кампании, как сдавать декларации о потреблении энергетических ресурсов:
- В максимально короткие сроки сформировать и сдать декларацию по старой форме, в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2014 № 401, пока не утвержден новый приказ, посредством модуля ГИС «Энергоэффективность» (модуль энергодеклараций еще работоспособен)
- Если сдать декларацию не успели, и новый приказ утвержден, необходимо подготовить энергетическую декларацию на бумаге (так как ГИС ЭЭ «заточена» под старую декларацию и новая не пройдет проверку на валидность) и отсылать Почтой России в Минэкономразвития.
И тут сложности возникнут у уполномоченного органа. Минэкономразвития России придется, видимо, сформировать новую структуру для осуществления проверки/приемки работ, так как переварить/проверить/согласовать все декларации в ручном режиме не представляется возможным, мы помним эпопеи с энергопаспортами в Минэнерго России. Автоматизированный ввод в модернизированную ГИС Энергоэффективность, модуль энергодеклараций (когда это счастье все же случится) тоже поможет не полностью, отсканированные и распознанные документы «зальются» в систему с массой ошибок.
Андрей Богатенков. Контракт на модернизацию ГИС Энергоэффективность расторгнут, декларационная кампания вызывает вопросы
Все мы свидетели переходного периода в регулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Серией статей об отдельных направлениях или процессах в этой сфере мы уже начали раскрывать тему.
Авторская колонка
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере
Главное, полномочия переданы Минэкономразвития России, законотворческая деятельность и планы по развитию ГИС «Энергоэффективность» (и ее составляющих модулей) – начаты. Хотелось бы больше за прошедшие почти два года, но кому сейчас легко.
Начнем обзор с крайнего (не хочется писать – последнего) утвержденного документа, который вызвал большие обсуждения в профсообществе – постановление Правительства РФ от 07. 2019 №1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды», которое потребует от бюджетных учреждений серьезных усилий.
ГРБС устанавливают цели
upd. Обновление, май 2020:
📍 срок для ГРБС установить целевой уровень снижения потребления ТЭР переносится с 1 июля на 30 сентября
📍 базовым периодом на 3 будущих года считается 2019, потому что 2020 нерепрезентативный
📍сроки утверждения Минэкономразвития методических рекомендаций – на 15 июля 2020 года.
Целевой уровень устанавливается на трехлетний период с 2021 года – все ok, все ясно, корректируем программы энергосбережения с трехлетним циклом.
Как корректировать на сопоставимые условия, ожидаемо, отсылка к приказу Министерства экономического развития РФ от 24. 2011 г. №591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».
Цели по снижению потребления – сколько конкретно?
Самый интересный вопрос. Как рассчитать потенциал снижения суммарного объема потребляемых ресурсов. Согласно п. 6 Требований он рассчитывается по утвержденным Минэкономразвития России методическим рекомендациям. И уполномоченный орган должен их утвердить уже до 31. 2020 года (п. 2 Постановления №1289).
Можно поступить просто – установить 3% снижения ежегодно всем поголовно. Вот только это будет невыполнимо, показатель, по нашему мнению, должен устанавливаться на регион, а регион – используя центры энергоэффективности, распределяет по организациям достижение общего результата, с учетом уже выполненных мероприятий.
Вроде бы достаточно, но мы подкинем работы на вентилятор прогресса, раз уж начали про корректировку программ и обязательства бюджетной сферы.
Требования к светильникам
Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2017 г. №1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (с изменениями) установлены новые требования к осветительным устройствам и электролампам, используемым для освещения в цепях переменного тока (далее – лампы и светильники общего назначения). Предусмотрены 2 этапа:
– этап 1 – до 31. 2019;
– этап 2 – с 01. 2020.
Согласно документу, до 01. 2020 года бюджетное учреждение должно было проанализировать техническую сторону (характеристики) светоточек по внутреннему освещению зданий и сооружений, определить объем модернизации системы и затраты на ее реализацию, откорректировать соответствующим образом программу энергосбережения: прописать заключение энергосервисного контракта на модернизацию системы внутреннего освещения. И все равно попасть на штрафы контролирующих органов, ведь в заданные сроки программы вряд ли будут откорректированы, да и закупки не провести. И вспомним мнение гуру светотехники – Е. Долина об избыточности требований по пусковым токам светотехнического оборудования.
И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности
Надо обратить внимание еще на два проекта НПА, которые нам интересны.
Первое – проект, вносящий изменения в постановление №1221 – «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221». Предусмотрены новые ограничения по классам энергетической эффективности закупаемого оборудования. Пока неясно, когда будет утвержден документ, однако ясно, что его положения надо учитывать при корректировке программ энергосбережения и формированию закупок.
Второе – проект на замену постановлению №1225 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений». Горячо, только непонятно, в каком состоянии этот нормативный акт. Ждем его второй год. Однако полезно посмотреть проект, соломку подстелить не мешает.
Итак, п. 2 проекта постановления: «Министерству экономического развития Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной и муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» – ждем еще одну методику, только утвердить ее нужно уже до 01. 2020.
Однако есть нестыковка. Пунктом 3 проекта постановления предусмотрена ежегодная актуализация: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации». А мы помним, по постановлению №1289 предусмотрена корректировка целевого показателя один раз в три года.
Следует обратить внимание, что Требованиями к программам установлено обязательное включение в состав мероприятий выявления, постановки на учет и управления бесхозяйными объектами (используемыми для передачи энергии), оснащения приборами учета (автоматизированные системы и системы диспетчеризации), ВИЭ.
Пожалуй, хватит. Все же это пока проект, и достоверно неизвестно, как он будет выглядеть в конечном итоге.
Общий вывод – високосный год начался бодро. Требований по корректировке программ сразу несколько, влияющих НПА тоже, и пока не совсем ясно, как учесть все изменения по классам и характеристикам оборудования без наличия соответствующих квалифицированных специалистов, непонятно, что брать за базу для расчета показателей.
Однако точно можно сказать, что в соответствии с постановлением №1289 план мероприятий с денежной оценкой (примерный, мы же все опытные) имеет смысл направить в вышестоящий орган, запросить бюджетные средства на реализацию мероприятий, получить ожидаемый отказ за отсутствием свободных средств и тогда с чистой совестью включить (по возможности) данные мероприятия для реализации с использованием механизмов энергосервиса. И это четко идет в ногу с постановлением. Но энергосервис – это совсем другая история, о ней в другой раз.
Андрей Богатенков. Что означают новые требования по снижению энергопотребления для бюджетных учреждений
Андрей Богатенков. Как подать энергетическую декларацию в 2020 году