договор по энергоэффективности

Содержание
  1. Состав приложений
  2. Обеспечительные меры
  3. Особенности теплотехнического оборудования
  4. Как бюджетному учреждению подготовить энергосервисный контракт
  5. Особенности энергосервисного контракта в сфере теплоснабжения
  6. Тариф
  7. Метеостанция
  8. Температурный график
  9. Целевая температура
  10. Если счетчик не работает
  11. Проект контракта на энергосервис в бюджетном учреждении – что учесть
  12. Алгоритм подготовки энергосервисного договора на тепло в МКД
  13. Обязательства сторон
  14. Право собственности на оборудование
  15. Законодательная и нормативная база энергосервиса
  16. Требования к энергосервисному контракту
  17. Энергосервис на тепло в МКД
  18. Десять советов бюджетному заказчику энергосервисного контракта
  19. Документы, подтверждающие выполнение обязательств по энергосервисному контракту
  20. Энергосервис на тепле в МКД – оценка масштаба
  21. Порядок определения размера экономии
  22. Порядок и сроки оплаты
  23. Исходные данные для закупки
  24. Ответственность сторон

Состав приложений

(рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita):

Приложение 1. Техническое задание.

Приложение 2. Сведения об Объекте и его технические характеристики.

Приложение 3. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии.

Приложение 4. Приборы учета.

Приложение 5. Потребление тепловой энергии за базовый период. Показатели экономии тепловой энергии (планируемые).

Приложение 6. Стоимость единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения.

Приложение 7. Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма.

Приложение 8. Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма.

Приложение 9. Акт реализации Договора. Примерная форма.

Приложение 10. Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма.

Приложение 11. Технический регламент гарантийного обслуживания оборудования.

Приложение 12. Договор теплоснабжения.

Не забывайте, в рамках исполнения энергосервисного контракта необходимо всегда быть в диалоге с РСО, начиная с запроса ТУ и разработки проекта.

ЭнергиаВита также советует ознакомиться с другими статьями А. Богатенкова:

Андрей Богатенков. В помощь заказчикам энергосервисных контрактов на внутреннее освещение в бюджетных учреждениях

Обеспечительные меры

В целях снижения риска ненадлежащего исполнения обязательств заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта. По общему правилу обеспечение устанавливается в диапазоне от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Постановлением № 636 определены специальные правила расчета и установления НМЦК и поэтому размер обеспечения исполнения энергоконтракта определяется в процентах от одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергоконтракту;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергоресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергоконтракту;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергоконтракту.

От варианта, выбранного заказчиком при обосновании НМЦК, будет зависеть и база для определения размера обеспечения исполнения контракта.

При разработке проекта контракта заказчики могут воспользоваться методическими рекомендациями по подготовке энергосервисных договоров (контрактов), изложенными в Письме Минэкономразвития РФ от 07. 2017 № 15627-НП/Д07и. Однако за период их разработки в сфере закупок неоднократно корректировались нормативные акты. Поэтому рекомендации следует применять с учетом актуальной редакции Закона о контрактной системе и подзаконных актов в сфере закупок.

Особенности теплотехнического оборудования

Небольшое знакомство с видами оборудования, которое может быть установлено в рамках энергосервисного контракта на теплоснабжение.

АУУ – автоматизированный узел управления – позволяет автоматически регулировать температуру и давление как основные параметры теплоносителя в системе отопления, в зависимости от уличной температуры. Чем теплее снаружи – тем ниже температура воды, подающейся в дом, что и позволяет достигать экономии. АУУ также поддерживает заданную разницу давления в подающем и обратном трубопроводах.

Теплоноситель поступает от ЦТП в АУУ. Контроллер в составе АУУ после сравнения заданной в температурном графике (режимной карте) температуры теплоносителя с фактической дает команду насосам. Они смешивают теплоноситель из обратной магистрали с теплоносителем из подающей магистрали для достижения нужной температуры. Подача теплоносителя регулируется с помощью регулирующего клапана. Перепад давления в системе отопления регулируется с помощью регулятора перепада давления.

ИТП – индивидуальный тепловой пункт – это более сложная система. Целый комплекс датчиков, насосов и теплообменников фактически служит тепловым пунктом для отдельного дома, в зависимости от погоды автоматически снижает или повышает потребление домом тепла. Устанавливается обычно в подвальном помещении МКД. Подключен как к тепловым сетям (получает теплоноситель от ЦТП и регулирует его температуру подачи в контур отопления дома), так и к сетям водоснабжения (осуществляет подогрев воды для контура ГВС).

БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт. В отличие от ИТП, это законченное изделие заводской готовности, такой plug-and-play для коммунальной теплоэнергетики. БИТП устанавливают в помещении индивидуального теплового пункта здания, присоединяют к системам отопления, вентиляции, ГВС и другим потребителям тепла, а также к входящим теплосетям. БИТП может содержать различные модули, от этого зависит его функционал: коммерческий учёт воды и тепла, автоматическое управление температурой и давлением воды в системах отопления и ГВС.

Как бы просто мы ни старались объяснить, это сложное инженерное оборудование, возможны различные комплектации, разница будет и в схемах подключения. Поэтому потребуется разработка проекта, и эту работу необходимо включить в Техническое задание в список работ.

Два базовых варианта:

  • Установка АУУ с подключением к ЦТП
  • Установка ИТП с подключением непосредственно к магистральной теплотрассе города и водопроводной сети.

Для разработки проекта и технико-экономического расчета (и сравнения вариантов) нужны профессиональные компетенции. Обычно это сделает подрядчик – энергосервисная компания или РСО.

Подрядчик должен обеспечить соответствие проекта «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и помнить о необходимости корректировки гидравлических и тепловых балансов после реализации проекта. Проект необходимо будет согласовать с ресурсоснабжающей организацией.

Как бюджетному учреждению подготовить энергосервисный контракт

Вспомним постановление Правительства РФ от 07. 2019 №1289 – нам с вами ввели прямую обязанность при отсутствии бюджетного финансирования на выполнение мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключать энергосервисные контракты.

Поскольку пока не выпущены следующие документы – новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий, – предлагается действовать следующим образом:

  • корректируем/актуализируем программу энергосбережения в части мероприятий по модернизации системы внутреннего освещения объектов;
  • определяем необходимый объем финансирования для реализации мероприятий;
  • пишем запрос в курирующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения) на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
  • получаем стандартный отказ об отсутствии дополнительных бюджетных средств;
  • с чистой совестью прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы внутреннего освещения – внебюджетные средства, энергосервисный контракт.

Планирование и проведение закупки на энергосервис реализуем в соответствии с положениями 44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.

Критерии оценки заявок. Нельзя забывать про предоставление опыта работ за последние три года до окончания подачи заявки, финансовую устойчивость, необходимые допуски и лицензии (не стесняемся, если есть «отделы», «правильные линии связи» – лицензия по гостайне проходит в ФАС «на ура»).

Особенности энергосервисного контракта в сфере теплоснабжения

Если на объекте отсутствуют приборы учета, базовый уровень потребления следует определять расчетно-измерительным методом, призвав на помощь приказ Минэнерго России от 04. 2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности»:

  • В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанной в договоре теплоснабжения;
  • определение объема потребления тепловой энергии, теплоносителя после реализации мероприятий осуществляется по приборам учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 5.5 приказа)

Таким образом, при отсутствии приборов учета в состав мероприятий обязательно следует включить их установку на объекте.

Если приборы учета тепла есть, дополняем документацию сведениями о них – датой ввода в эксплуатацию, датой последней поверки, фактом наличия/отсутствия коммерческого учета (при наличии прибора учета принятие или непринятие его показаний зависит от многих факторов).

Тариф

Если расчеты ведутся по двухставочному тарифу, это надо отметить в составе контракта и описать его условия.

Метеостанция

Нужно указать метеостанцию, показания которой о температуре наружного воздуха принимаются в расчет сторонами. Мало написать «ближайшая к месту расположения объекта», лучше указать конкретную.

Температурный график

К контракту необходимо приложить тепловой (температурный) график – текущий график, являющийся приложением к договору теплоснабжения, он необходим для оценки/выбора вариантов применяемого оборудования.

Целевая температура

Еще один показатель – температура комфорта. Его также надо прописать в контракте. Предлагающийся в нормативной базе уровень 16-18 градусов Цельсия вряд ли устроит, детям с такой температурой точно будет не комфортно. Советуем добавить пункт об ответственности Исполнителя за недостижение данной температуры, случаи, если она будет ниже указанного значения, с фиксацией либо актами, либо в автоматизированном режиме.

Если счетчик не работает

Дополнительно в контракте необходимо прописать, как будет происходить расчет потребления (достижения экономии) при выходе из строя прибора учета. Например, если прибор учета устанавливал Исполнитель – период неработоспособности до 15 календарных дней, объем потребления за месяц берется в соответствии с договором поставки, более 15 календарных дней – экономия не достигнута.

Проект контракта на энергосервис в бюджетном учреждении – что учесть

На уровне региона необходимо разработать и утвердить типовую форму энергосервисного контракта, технического задания и закрепить состав приложений (или откорректировать под себя рекомендованную Минэкономразвития России форму). Это снимет очень много вопросов в части реализации и результатов реализации – начиная от вопросов контрольно-счетных палат до всех остальных органов правопорядка, ведь все бюджетные учреждения региона будут использовать единую документацию.

Важно! Рекомендуемые формы нужно корректировать под условия региональных закупок, в рекомендациях изложен основной принцип построения контракта и его основные статьи/разделы.

Обязательно в предмете контракта прописать «Предметом Договора/Контракта является оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.

Дополнительная экономия. Чтобы снять лишние вопросы, мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения и предложила свою цену – процент от экономии. А при наличии в договоре условия про взаимное распределение полученной сверх утвержденного планового размера экономии, энергосервисная компания запланирует минимально возможный размер экономии, который 100% будет достижим, ну а все остальное – это доп. экономия, и ситуация станет менее выгодной заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит вопросы от контролирующих органов.

Читайте также:  В России на региональной дилерской конференции "LG Electronics представили новое поколение мультизональных систем MULTI V 5"

Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.

Срок проведения строительно-монтажных работ – не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.

Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:

  • Акт сдачи-приемки результатов Мероприятий (этапа Мероприятий);
  • Акт достигнутой экономии за отчетный период;
  • Акт реализации Контракта.

Двухсторонние обязательства Заказчика и Исполнителя – оформляем их в соответствующих разделах контракта.

Расторжение договора. Чем подробнее прописаны условия по расторжению, в том числе, по одностороннему, тем спокойнее будет обеим сторонам контракта. Например, основанием для досрочного расторжения контракта являются случаи, когда федеральные, региональные или местные нормативные правовые акты устанавливают нормы, которые существенно ухудшают положение Исполнителя, при условии, что Договор не может быть изменен для того, чтобы в достаточной степени компенсировать Исполнителю потенциальный ущерб от таких норм.

Досрочное расторжение. Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

Досрочное исполнение обязательств. Также нельзя забыть этот пункт, необходимо расписать документооборот и состав документов.

Обеспечение исполнения договора. По законодательству, обеспечение составляет от 5% до 30%, рекомендуем ставить нижнюю границу. Кроме того, Минэкономразвития России выступил с предложениями по снижению ставки – до 5%. (ссылку дам)

Право собственности на оборудование. Оборудование, установленное Исполнителем в ходе осуществления Мероприятий на Объекте, является собственностью Исполнителя в течение срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения, которые с момента их создания на Объекте принадлежит Заказчику. Не являются неотделимыми улучшениями устанавливаемые Исполнителем светильники, пускорегулирующая аппаратура и лампы.

Переход права собственности. Он происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи по окончанию периода достижения экономии или при досрочном достижении экономии.

Бюджетные риски. К сожалению, от них нам никуда не деться, расписываем в соответствии с законодательством. Например, уменьшение ранее доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 БК РФ), лишение Заказчика прав владения, пользования и распоряжения Объектом или его частью, когда он перестает быть потребителем энергетического ресурса для целей обеспечения функционирования Объекта или его части (Исполнитель вправе потребовать выплату всех причитающихся ему по Договору платежей, рассчитанных как произведение планируемого размера экономии в натуральном выражении за весь оставшийся срок действия Договора и цены (тарифа) на электрическую энергию, определяемой в соответствии с Договором, а Заказчик обязан выполнить требования Исполнителя в течение определенного количества дней с даты получения соответствующего требования). Здесь же можно прописать вероятность принятия на региональном уровне нормативных актов, существенно ухудшающих положение Исполнителя.

Расчетно-измерительный способ определения объема потребления энергетического ресурса и экономии. Это важная часть энергосервисного контракта. Методика утверждена Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04. 2016 №67 Методика «Определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Раздел по внутреннему освещению этой методики необходимо обязательно включать в состав приложений к контракту.

Взаимодействие сторон. Для ускорения процесса обмена информацией, в том числе для устранения аварий, обеспечения гарантийных ремонтов в состав раздела/статьи «Прочие условия» рекомендуем включить персональный состав лиц для информирования со стороны как Заказчика, так и Исполнителя.

Алгоритм подготовки энергосервисного договора на тепло в МКД

Нас не запугать, общее собрание собственников решило заключить контракт по общедомовым нуждам, что делаем?

  • Определяемся с методикой распределения потребления на жилые, нежилые, общедомовые нужды.
  • Обращаемся в РСО (поручаем УК обратиться) для определения возможности установки АУУ, ИТП, БИТП, стоимости и сроков установки (включая разработку проекта).
  • Готовим технико-экономический расчет, за сколько лет окупится энергосервисный контракт по экономии тепла на общедомовые нужды?
  • Стандартно готовим общее собрание собственников, ОСС (объявления, повестка, место и время встречи, порядок голосования, проекты документов).
  • В решении фиксируем все согласно п.38.3 постановления Правительства РФ №491, наделяем УК (или представителя собственников) правом подписать энергосервисный договор с РСО.
  • С учетом методик расчетов за потребленную тепловую энергию, оборудование, установленное в рамках энергосервисного договора, должно быть введено в эксплуатацию в декабре текущего (в год заключения договора) года, так как в январе идет перерасчет по фактическому потреблению за истекший год.
  • И даже при соблюдении данных пунктов, будет непонятен механизм платежей, так как мы (потребители) платим либо по схеме 1/7, либо 1/12. В случае, если договор заключается с РСО, можно по согласованию с ней прописать, что отчетный период по договору – год, соответственно в январе происходит стандартный пересчет на основании фактических результатов за истекший период и корректировка в пользу жителя.
  • Для РСО это также является плюсом – если они подписали регуляторное соглашение, то экономия, полученная в рамках исполнения энергосервисного контракта, может оставаться у РСО в распоряжении и направляться на собственные нужды РСО, в том числе на установку приборов учета по МКД.

Общий вывод. Давайте подождем выхода изменений в ЖК (их все-таки ждем в эту весну), проанализируем, что еще нужно поправить и изменить в региональном законодательстве и примем взвешенное (а не навязанное) решение о заключении энергосервисного договора по тепловой энергии на общедомовые нужды. Ну а кому невтерпеж – вперед в РСО! Хоть не так печально будет.

Обязательства сторон

В соответствии с Постановлением № 636 в проект контракта необходимо включить как минимум следующие обязательства заказчика:

  • предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергоресурс, наличии приборов учета используемого энергоресурса, в отношении которого планируются энергосберегающие мероприятия;
  • надлежащее содержание и обслуживание объекта, в отношении которого осуществляются энергосберегающие мероприятия, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;
  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов;
  • допуск представителей исполнителя на соответствующий объект;
  • предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергоресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.

Положениями Постановления № 636 в отношении исполнителей предусмотрены следующие обязательства, которые включаются в контракт:

  • обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству РФ, в том числе требованиям техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;
  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов.

Кроме специфических обязательств, в проект контракта целесообразно включать и «общепринятые», например:

  • информация о состоянии работ по выполнению контракта предоставляется по запросу заказчика;
  • по окончании производства работ исполнитель обязан предоставить заказчику руководство по эксплуатации оборудования. Исполнитель обязан провести инструктаж персонала заказчика по требованиям к эксплуатации, сохранению, восстановлению оборудования и системы в случае аварий;
  • гарантии на материалы и оборудование предоставляются в соответствии с гарантией заводов-изготовителей.

Право собственности на оборудование

В контракт необходимо включить условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий. Например:

По истечении срока действия Контракта право собственности на оборудование, созданное или установленное на Объекте(-ах), переходит в собственность Заказчика без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанное оборудование в исправном состоянии по акту приема-передачи оборудования.

Законодательная и нормативная база энергосервиса

Начнем, как всегда, с матчасти.

Статья 19 федерального закона №261-ФЗ указывает, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Определение НМЦД (НМЦК) – начальной максимальной цены договора (контракта) регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 18. 2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)».

Форма контракта – смотрим письмо Минэкономразвития России от 20. 2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса».

Методические рекомендации – письмо Минэкономразвития России от 07. 2017 №15627-НП/Д07и «О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)».

Таким образом, законодательно и методически для заключения энергосервисных контрактов на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов никаких препятствий нет. Это подтверждается данными Единой информационной системы в сфере закупок: поиском по бюджетным учреждениям, размещающим закупки в соответствии с 44-ФЗ, находится около двух десятков контрактов в разных стадиях, в том числе завершенные закупки.

Требования к энергосервисному контракту

  • Важно! Предмет энергосервисного контракта – «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов» (в данном случае тепловой энергии) заказчиком (ст. 19 261-ФЗ).
  • Как определить начальную максимальную цену договора (контракта) – НМЦК? Читаем постановление Правительства РФ от 18.08.2010 №636.
  • Как определиться с формой контракта? В помощь письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и.
  • Что еще надо знать? Есть соответствующие Методические рекомендации – письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и.
  • Энергосервисные контракты подразумевают корректировку базовой линии на сопоставимые условия – открываем ГОСТ Р 56743-2015 «Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения расчета экономии энергетических ресурсов» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2015г. №1929-ст).
  • Не менее важно осознанное применение в энергосервисных контрактах расчетно-измерительного способа. Поможетприказ Минэнерго России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Читайте также:  Безопасная энергоэффективность

Этого набора нормативных документов достаточно, чтобы выступить добросовестным и квалифицированным заказчиком в энергосервисном контракте не модернизацию системы теплоснабжения в бюджетной организации. Такая практика среди российских бюджетных учреждений вполне распространена, чему свидетельство данные Единой информационной системы в сфере закупок.

Энергосервис на тепло в МКД

Что может спасти энергосервис по тепловой энергии? Попробуем изучить протоколы совещаний в ФОИВ, ведь в них появляются поручения о развитии механизмов энергосервиса применительно к МКД, поручения по разработке НПА.

Протокол заседания Экспертного совета Минстроя РФ от 03. 2018 (есть в редакции):

«Предложить региональным органам исполнительной власти на территории субъектов РФ до принятия законопроекта разработать и принять региональные нормативные правовые акты о направлении части сэкономленных при реализации энергосервисных договоров (контрактов) бюджетных средств на льготы по платежу по энергосервисным договорам (контрактам) для отдельных категорий граждан, аналогично применяемым льготам на соответствующие коммунальные платежи, с учетом того, что такое перераспределение бюджетных средств не повлечет дополнительных затрат региональных и муниципальных бюджетов»

Это значит, что потерянные льготы предложено компенсировать региональным бюджетам, забрав (секвестировав) полученную бюджетными учреждениями экономию по заключенным ими энергосервисным контрактам! Бюджетник страдал, заключал энергосервисный контракт в надежде высвободить часть средств, модернизировать системы энергообеспечения, а у него достигнутую экономию заберут. Ну и в конечном счете – это все равно наши с вами налоги и сборы. Да и без системы мониторинга результатов энергосервиса это сделать нереально.

Пожалуй, данный протокол можно забыть. Изменения в НПА до настоящего времени не вышли, эра А. Чибиса в Минстрое закончена.

Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ В. Мутко от 20. 2019 «Об энергосервисных контрактах в ЖКХ» (Звучит? Уровень? – есть в редакции):

6 – в срок до 30. 2019 Минстрою России обобщить лучшие региональные практики по энергосервису в ЖКХ, сформировать рабочую группу по мониторингу и изучению, обеспечить методическое сопровождение проектов.

Итог мы видим, процесс не остановить, и нет предела совершенству.

По энергосервису на тепловой энергии знать нормативные документы важно, как ни в каких других направлениях – они просто обязательны к прочтению и осмыслению.

  • Статья 19 федерального закона №261-ФЗ (указывает, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком).
  • Статья 12 того же закона №261-ФЗ (регламентирует обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд).
  • Статьи 154, 159, 160 Жилищного кодекса РФ – нужны в части структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
  • Пункт 38.2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора для повышения эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества с УК, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом. Они также вправе наделить указанные организации полномочиями по заключению такого договора в интересах собственников или от их имени с энергосервисной компанией.

Если энергосервисный договор на общедомовые нужды заключается между собственниками и управляющей организацией, это отдельный договор наряду с договором управления многоквартирным домом.

Если дом управляется без УК, непосредственно собственниками, они вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.

  • величина экономии тепла в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленной на общедомовые нужды тепловой энергии), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды,
  • срок, необходимый для достижения такой величины экономии,
  • цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты,
  • срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.
  • Пункт 38.4 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения.
  • Пункт 38.5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Цена энергосервисного договора на общедомовые нужды определяется соглашением сторон такого договора. Обращаем внимание! Положения постановления Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» не действуют для расчета цены договора, она является результатом джентельменского соглашения сторон, зафиксированного условиями договора.
  • Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса». Казалось бы, но нет. Рекомендованных форм энергосервисного договора такого рода нет, данное письмо содержит лишь форму для бюджетных учреждений. Поэтому единственный выход – если после прочтения статьи у вас возникнет желание заключить энергосервисный контракт – взять ручку/карандаши/ластик и отредактировать эти формы под себя.

По-хорошему, каждый регион должен утвердить типовую форму такого договора собственным нормативным правовым актом или приказом или распоряжением органа власти, курирующего ЖКХ. Имеет смысл поискать подобный акт в своем регионе.

На проект договора, по которому заключаются контракты в городе Москве, и который размещен на сайте энергосервисной компании, использовать не советуем. Он не утвержден никаким нормативным актом, в городе фактически действует устаревшая форма 2010 года (распоряжение Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы никто не отменял), которую никто не использует. Да и сам проект вызывает одни вопросы, но его уже рассматривали коллеги по цеху (ссылка в начале статьи).

Десять советов бюджетному заказчику энергосервисного контракта

При формировании критериев оценки заявок нельзя забывать о следующих:

  • опыт работ за последние три года до окончания подачи заявки
  • финансовая устойчивость
  • необходимые допуски и лицензии (если есть «отделы», «правильные линии связи» – требование иметь лицензию по гостайне не станет препятствием для контракта)
  • с учетом необходимости проектирования – членство в СРО проектировщиков и соответствующие допуски для персонала.

Еще один момент, который нужно предусмотреть заранее – разделение дополнительной экономии, если она возникнет. Мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Однако на месте каждый регион или бюджетная организация при согласовании условий контракта может рассудить по-своему.

Аргументируем. ЭСКО, планируя контракт, имеет представление о составе работ, текущем состоянии системы отопления, оценила финансовую модель и предложила свою цену – процент от экономии. Если же в договоре будет содержаться пункт о разделении дополнительно полученной экономии между заказчиком и исполнителем, у исполнителя есть соблазн в контракте прописать минимально возможный размер экономии, достичь его без усилий, а все сверху будет считаться дополнительной экономий. Это менее выгодно заказчику. В любой формулировке положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит соответствующие вопросы от контролирующих органов.

Переход права собственности происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи, который подписывается вместе с Актом реализации контракта.

К сожалению, от них никуда не деться, их необходимо прописать (предусмотреть разлиные) в соответствии с законодательством

Документы, подтверждающие выполнение обязательств по энергосервисному контракту

  • Акт ввода в эксплуатацию оборудования (АУУ, ИТП, БИТП) со штампами и подписями РСО;
  • Акт ввода в эксплуатацию узла учета (прибора учета) со штампами и подписями РСО;
  • Акт достигнутой экономии за отчетный период с приложением теплового отчета (ведомости) со штампом РСО;
  • Акт реализации Контракта.

Энергосервис на тепле в МКД – оценка масштаба

В отличие от предыдущих статей, здесь мы не можем сказать, что вся нормативная база создана, путь протоптан, нужно только разобраться, и можно заключать договор.

Андрей Богатенков. Энергосервис на замене освещения в местах общего пользования МКД – советы заказчику

Андрей Богатенков. Заключение энергосервисного контракта на теплопотребление в бюджетных учреждениях

Именно по заключению энергосервисного договора в МКД на тепло есть множество нюансов, которые буквально «кричат» – еще рано, еще не все НПА приняты, еще сохраняются вопросы для обеих сторон. А Инвестор может просто не получить возврат своих инвестиций.

Однако все же разберемся подробнее. Сначала оценим, насколько такая практика получила распространение.

С учетом того, что в подавляющей части жилищного фонда в России управление осуществляют коммерческие организации (УК), и именно они являются потенциальной стороной энергосервисного договора, заключение таких договоров можно отследить только через статистическую отчетность, к которой нет открытого доступа. Будем пользоваться доступными источниками информации. В одной из статей на EnergiaVita автор ссылается на данные официального сайта энергосервисной компании. Согласно им, только в МКД города Москвы заключено более 1,2 тысяч энергосервисных контрактов, согласитесь, это серьезный объем инвестиций и обязательств перед жителями.

Переход МКД Москвы на погодное регулирование отопления — почему это пока невозможно

Однако там же ставится под сомнение юридическая чистота подобных сделок. Разберемся, почему.

Что необходимо знать об оборудовании, которое обычно внедряется в рамках энергосервисных контрактов по модернизации системы отопления:

АУУ – автоматизированный узел управления – предназначен для автоматического регулирования параметров теплоносителя (температура, давление), поступающего в систему отопления. Регулирование параметров производится в соответствии с температурой наружного воздуха. При понижении температуры воздуха температура теплоносителя увеличивается, при увеличении температуры воздуха, температура теплоносителя, поступающего в систему отопления уменьшается. Также с применением АУУ обеспечивается расчетный перепад давления между подающим и обратным трубопроводами систем отопления.

Читайте также:  Класс энергоэффективности морозильной камеры какой лучше выбрать

ИТП – индивидуальный тепловой пункт представляет собой устанавливаемый в подвале здания и работающий автоматически комплекс насосов, теплообменников и датчиков, регулирующий подачу ресурса в системы отопления и горячего водоснабжения дома в соответствии с заданной программой и температурой наружного воздуха. В стандартной комплектации схема индивидуального теплового пункта состоит из двух модулей – системы отопления и системы горячего водоснабжения. Получив теплоноситель из системы централизованного теплоснабжения, ИТП задает необходимые тепловые параметры в системе отопления здания, а также готовит и подает в помещения горячую воду. Источником тепла для ИТП служат теплогенерирующие предприятия (котельные, теплоэлектроцентрали). ИТП соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Источником воды для систем холодного и горячего водоснабжения служат водопроводные сети.

БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт представляет собой законченное изделие заводской готовности, предназначен для установки в помещении индивидуального теплового пункта зданий или сооружений и присоединения систем теплопотребления (отопления, вентиляции, ГВС и др. ) к водяным тепловым сетям. В зависимости от назначения функциональных модулей, БИТП выполняет задачи коммерческого учёта воды и тепла, автоматического управления значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления, горячего водоснабжения, систему теплоснабжения для оптимизации процессов теплопотребления.

АУУ – это самое простое, ИТП и БИТП – уже другой уровень (в том числе по цене), соответствующий современным возможностям автоматизации и учета.

По каждому из видов регулирующего оборудования в наличии множество комплектаций и схем подключения. Поэтому для корректного выбора оборудования необходимо, во-первых, осуществить технико-экономическое сопоставление вариантов:

1) установка АУУ от распределительных сетей ЦТП;

2) устройство ИТП от городских магистральных теплопроводов и сетей водопровода.

При этом необходимо помнить о «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и необходимость корректировки гидравлических и тепловых балансов по итогу реализации мероприятий.

Во-вторых, в состав работ (в Техническое задание) нужно обязательно включить проектирование и согласование проекта установки оборудования с РСО.

Порядок определения размера экономии

В контракте должен быть установлен порядок определения размера экономии энергоресурса (доля размера экономии). Этот размер должен обеспечиваться исполнителем контракта в натуральном выражении исходя из размера экономии в денежном выражении. Например, формулировка в проекте контракта может быть следующей:

Размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем в результате исполнения настоящего Контракта в течение срока его действия, определяется в соответствии со следующей таблицей:

Ввиду того, что здесь приводится информация не на один год, а на несколько лет, то такую таблицу целесообразно вынести в отдельное приложение, а в проекте контракта сделать ссылку на это приложение.

В контракте также необходимо установить временные рамки для достижения размера экономии, например:

Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии – первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором было реализованы все энергосберегающие мероприятия.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии – по истечении 60 месяцев после реализации всех энергосберегающих мероприятий.

В соответствии с Постановлением № 636 в проекте контракта необходимо указать начальный и конечный сроки достижения предусмотренного размера экономии, а также периоды достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

Порядок и сроки оплаты

Срок оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту должен составлять 5 – 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который происходят расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии. Например:

Оплата по настоящему Контракту производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании подписанного обеими сторонами акта об определении экономии энергетических ресурсов.

В целях проведения расчетов Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за отчетным периодом, направляет Заказчику акт об определении экономии соответствующих энергетических ресурсов за отчетный период, в том числе содержащий расчет фактической экономии энергетических ресурсов и расчет подлежащего уплате Исполнителю процента от такой экономии, а также счет на оплату. Акт об определении экономии энергетических ресурсов заполняется по форме, предусмотренной приложением 10 к настоящему Контракту.

Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления акта об определении экономии энергетических ресурсов обязан рассмотреть и подписать этот акт. При наличии разногласий Заказчик обязан в этот же срок предоставить мотивированный отказ от подписания акта с приведением расчетов, после чего Стороны в течение 5 (пяти) рабочих дней урегулируют разногласия и далее акт об определении экономии энергетических ресурсов подписывается Заказчиком в течение 1 (одного) рабочего дня после урегулирования разногласий. В случае отсутствия мотивированного отказа в указанный срок размер экономии считается достигнутым и Акт подписанным.

Исходные данные для закупки

Переходим от общих формулировок к конкретным мероприятиям. Тут необходимо заметить, что прежде, чем получить экономию, заказчикам придется приложить немалые усилия и осуществить затраты, связанные с реализацией политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. При любой закупочной процедуре исходные данные, конкретизирующие предмет контракта, содержатся в так называемом техническом задании. Применительно к специфике энергосервисных контрактов заказчику необходимо прежде всего определиться с перечнем мероприятий, которые направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – энергосервисные мероприятия), и обозначить сроки их исполнения.

В зависимости от сложности и масштабности энергоконтракта возможно несколько вариантов описания энергосервисных мероприятий. Например, если у заказчика нет четкого понимания, какие конкретно виды работ необходимо выполнить, то перечень мероприятий будет содержать ориентировочные задания для исполнителя, например:

Если у заказчика есть четкое понимание, что именно следует сделать в рамках программы энергосбережения, то перечень мероприятий будет содержать наименования и виды конкретных действий (работ), выполняемых исполнителем, например:

№ п/п

Наименование работ (мероприятие), краткая характеристика

Сроки выполнения работ

1

Демонтаж установленных светильников наружного освещения в количестве 247 штук

В период не более 30 календарных дней более даты заключения муниципального контракта

(с «___»_______201_ г. до «___»_______201_ г. )

2

Приобретение и установка энергосберегающих светильников наружного освещения в количестве 247 штук

3

Приобретение и установка шкафов управления системы наружным освещением (ШУНО) и системы учета и контроля потребления электрической энергии (АСКУЭ) в количестве 11 штук

В целях методической поддержки заказчиков в 2010 году Постановлением № 636 были установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта), которые позволяют заказчикам получить ответы на отдельные вопросы, в том числе и в отношении исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

В частности, перечень таких мероприятий заказчики могут формировать на основании энергетического паспорта, составленного соответственно по результатам обязательного энергетического обследования. Обратите внимание, такой паспорт, при его наличии, заказчики обязаны включить в состав закупочной документации.

Если у заказчика нет энергетического паспорта, то перечень мероприятий формируется на основе актуальных (на дату его формирования) сведений об объекте. При этом может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления ресурса за предыдущие периоды. И при отсутствии энергетического паспорта данная информация должна быть включена заказчиком в закупочную документацию. Кроме этого, при подготовке заявки участники процедуры закупки имеют право самостоятельно собирать информацию об объекте закупки, в том числе путем его посещения. Подчеркнем: заказчик обязан обеспечить потенциальным участникам свободный доступ к объекту(ам), в отношении которого(ых) предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Все затраты, связанные с подготовкой заявки на участие в закупке, – это хозяйственные риски потенциальных участников, потому заказчики не обязаны компенсировать участникам закупок затраты, понесенные ими при проведении подготовительных работ для подготовки заявки на участие в закупочной процедуре. Данное условие целесообразно прописать в положениях закупочной документации, чтобы у потенциальных участников не возникало желания после проигрыша обращаться в суд с иском о компенсации подобного рода затрат.

Если у заказчика нет возможности изначально в закупочной документации установить перечень энергосервисных мероприятий, такой перечень составляет победитель. А именно, в составе заявки потенциальные участники предлагают свое решение – что именно необходимо сделать, то есть свой перечень энергосервисных мероприятий. При заключении контракта перечень мероприятий из заявки победителя включается в контракт, например в виде одного из приложений.

Ответственность сторон

Исходя из целей заключения энергоконтракта исполнитель несет перед заказчиком ответственность за недостижение предусмотренного размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода. Размер неустойки определяется как произведение цены (тарифа) на соответствующий энергоресурс и разницы между предусмотренным размером экономии энергоресурса в натуральном выражении, и фактически достигнутым в этот же период.

Неустойка за неисполнение заказчиком обязательства по оплате энергоконтракта начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока оплаты. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера платежа, который должен быть внесен заказчиком.

Оплата составляет 10 000 руб. Заказчиком допущена просрочка оплаты – 30 дней. С 09. 2019 ключевая ставка составляет 7% согласно Информации ЦБ РФ от 06. 2019.

Размер пеней определяется следующим образом: 10 000 х 30 х (1/300 х 0,07) = 70 (руб.

В части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителя по соблюдению параметров условий деятельности заказчика, установленных законодательством РФ, включая требования техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при выполнении мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности – в качестве меры ответственности устанавливается обязанность исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, возникшие из-за этого у заказчика.

При этом на энергосервисные контракты распространяются общие правила определения штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30. 2017 № 1042.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий