«Энергия экономики это основа устойчивого развития экономики страны»

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрена энергоэффективность как фактор экономического роста. Анализируются системы показателей, предложенные российскими специалистами в области энергоэффективности и энергосбережения. Предложена и обоснована система показателей оценки энергоэффективности региональной экономики. Выявлены проблемы, возникающие при оценке энергоэффективности экономики Оренбургской области.

В связи с этим, проблемы повышения энергоэффективности, снижения энергоемкости имеют большую значимость для экономики и позволяют отнести энергоэффективность к факторам экономического роста экономики, способствующим:

— росту ВВП и национального дохода на душу населения;

— качественному улучшению отраслевой структуры национальной экономики;

— увеличению производства основных видов продукции на душу населения;

— повышению уровня и качества жизни населения.

По оценке экспертов Министерства энергетики Российской Федерации, к 2015 году темпы

снижения энергоемкости при отсутствии скоординированной государственной политики по энергосбережению и повышению энергоэффективности могут резко замедлиться. Это может привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Нехватка энергии будет являться существенным фактором сдерживания экономического роста страны, что, в свою очередь, негативным образом отразится на качестве жизни населения.

Систематическая работа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в различных секторах и сферах экономики России, начатая после принятия федерального закона РФ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», призвана решить масштабную задачу по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП на 40%. Достижение этой цели предполагает необходимость ежегодного снижения энергоемкости ВРП на 3,5%.

Реализация государственной политики по энергосбережению и повышению энергоэффективности в секторах экономики региона предполагает разработку комплекса мероприятий и постоянный мониторинг их результативности.

В мониторинге степени реализации поставленной Программой задачи по снижению энергоемкости ВРП предусмотрена следующая система показателей эффективности: 1) ежегодная

экономия за счет внедрения энергосберегающих мероприятий (тыс. рублей); 2) ежегодная экономия в сфере теплоснабжения (тыс. Гкал); 3) ежегодная экономия в сфере электроснабжения (млн. кВтч); 4) энергоемкость ВРП с учетом планируемого снижения потребления энергоресурсов ежегодно на 3,5% (т.у.т./тыс.рублей).

Данная система показателей эффективности реализации политики повышения энергоэффективности экономики, на наш взгляд, является недостаточной и требует ввода дополнительных показателей. Для этого проведем анализ систем показателей, предложенных российскими специалистами в области энергоэффективности и энергосбережения.

Башмаков И. А., исполнительный директор, Центр по эффективному ис-пользованию энергии (ЦЭНЭФ), предлагает следующую 4х-уровневую иерархию показателей энергоэффективности:

— верхний уровень, по экономике в целом: энергоемкость ВВП, или интегральный индекс энергоэффективности;

— второй уровень, по основным секторам потребления энергии: показатели энергоэффективности секторов промышленности, транспорта, жилищного сектора и других видов экономической деятельности;

— третий уровень, показатели энергоэффективности производства различных видов товаров, работ и услуг: удельный расход энергии на производство единицы электроэнергии, на выплавку тонны металла, на производство тонны цемента, на отопление 1 м2 жилой площади, на единицу транспортной работы грузовиков;

Лебедев Ю.А., Летягина Е.Н. и Сидоренко Ю.А. в статье «К вопросу об оценке энергоэффективности регионов» обосновывают систему показателей:

— нормы энергопотребления в расчете на единицу произведенной продукции, выполненной работы или оказанной услуги;

— норма энергопотребления в расчете на одного человека, проживающего на исследуемой территории. Расчет данной нормы предлагается осуществлять с учетом энергозатрат на производство товаров и услуг, включенных в продуктовую корзину;

— структура потребления по отраслям народного хозяйства региона;

— показатель самообеспечения электроэнергией, рассчитанный как отношение сложившейся структуры потребления электроэнергии, произведенной в регионе к совокупной потребности;

— показатель энерготенциала энергетической системы, который может быть определен либо на основе фактически достигнутого объема установленной энергетической мощности, либо путем использования метода аналогов -из расчета возможного увеличения объемов производства электроэнергии при условии использования современных технологий;

— показатели эффективности функционирования генерирующих предприятий. К этой группе показателей относятся: объем произведенной электроэнергии в расчете на 1Вт установленной мощности; полезный отпуск электроэнергии; показатели эффективности использования генерирующих мощностей (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, инвестиции в основной капитал и др.; количество потребителей, которых могут обеспечить основные фонды (в расчете на 1 руб. генерирующего оборудования) и трудовые ресурсы (в расчете на 1 работника энергетического предприятия);

— нормативная себестоимость произведенной электроэнергии. Этот показатель характеризует издержки производства, основан не на фактических данных, а на нормативных расчетах, отражающих современные представления о технологии и расходах ресурсов;

— доходность производства рассчитывается на основе предыдущего показателя, поскольку является индикатором необходимости государственной поддержки данного вида производства;

— величина дотаций и субсидий из бюджетов всех уровней на развитие энергетического потенциала региона. На наш взгляд, в рамках данного критерия целесообразно также учитывать расходы на энергетические инновации в структуре бюджетного финансирования расходов на НИОКР;

— соотношение уровня заработной платы работников энергетических предприятий и средней заработной платы в стране как отражение потенциальной активности трудовых ресурсов топливно-энергетического хозяйства;

3) Показатели, характеризующие энергетический аспект функционирования энергетической системы региона:

— укрупненная структура издержек производства продукции (материальные и трудовые затраты, амортизация, прочие расходы) и ее сопоставление с разработанными нормативами.

Бикбулатов С.Р., главный специалист Института энергосбережения, выделяет систему частных показателей энергоэффективности территории с учетом доступности необходимой статистической информации:

— показатель энергоемкости организаций, осуществляющих деятельность на данной территории, кВт-ч/руб.;

— показатель доли затрат на коммунальные услуги в расходах бюджета территории,%;

— показатель удельного потребления горячего водоснабжения населением, проживающим в благоустроенном жилищном фонде Гкал/чел;

Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности Российской Федерации на перспективу до 2020 года» представляет еще большее количество показателей энергоэффективности — всего 89.

Результаты анализа показателей энергоэффективности показывают, что для ее мониторинга требуется развитая система показателей, публичный доступ к базам данных российской статистики для их расчета и выявления динамики. Необходима работа по формированию не только национальных, но и региональных систем учета повышения энергоэффективности и экономии энергии с публикацией их итогов в рамках ежегодных докладов по реализации федеральной и региональных программ повышения энергоэффективности.

При формировании системы показателей по оценке эффективности реализации региональной политики повышения энергоэффективности необходимо учитывать следующие критерии отбора:

1) взаимосвязь показателей оценки с ключевыми факторами успеха основных видов деятельности топливно-энергетического комплекса;

2) выбор целевых значений показателей оценки на основе анализа результатов деятельности прошлого периода, текущего состояния, перспектив будущего развития (учет трех измерений);

3) предоставление обобщенной оценки энергоэффективности на основе группировки частных показателей в интегральный показатель по отдельным направлениям;

4) сбалансированность системы показателей оценки энергоэффективности;

5) наличие объемных баз данных, позволяющих рассчитать необходимые показатели, выявлять их динамику, должно отвечать таким требованиям как: достоверность, непротиворечивость, производительность и способность удовлетворять актуальные информационные потребности пользователей.

Анализ вышеописанных методик оценки энергоэффективности экономики позволил сформировать и обосновать систему показателей оценки энергоэффективности в регионе (таблица 1).

Предложенная система показателей позволит не только провести системный анализ энергоэффективности, например экономики Оренбургской области, и оценить ее результативность, но и выявить проблемные места в реализации политики ее снижения. Однако внедрение представленной системы показателей представляется затруднительным по причине отсутствия достоверных баз данных, позволяющих рассчитать необходимые показатели и проследить их динамику.

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

— добыча топливно-энергетических ресурсов;

— энергоемкость и электроемкость ВРП;

— сумма инвестиций в мероприятия по повышению энергоэффективности;

— показатель экономии за счет внедрения энергосберегающих мероприятий.

На наш взгляд, вышеперечисленные показатели оценки энергоэффективности экономики не

Таблица 1. Рекомендуемая система показателей оценки энергоэффективности в регионе

2 Индекс энергоэффек- тивности ОБЕХг -1 ави ■ вщ , г вгщь где: ООЕХ( — индекс энергоэффективности; ёв^ — доля потребления первичной энергии в секторе г в году г или в базовом году Ь в суммарном потреблении первичной энергии; вгт^ и вгПгь — энергоемкость производства продукции или услуг в секторе г в году г или в базовом году Ь Более точно отражает роль технологического фактора, так как снижение энергоемкости ВРП может происходить не только по технологическим, но и по другим причинам: рост загрузки производственного оборудования; структурные сдвиги в экономике в целом и в отдельных ее секторах, рост удельного веса менее энергоемких видов экономической деятельности из-за более быстрого их развития и др.

3 Энергоемкость организаций Т Э Э — — + — , (кВт.ч/руб.) о у у где: Э — энергоемкость организаций; Т — суммарный объем тепловой энергии, отпущенной теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования, кВт.ч.; Э — суммарный объем электрической энергии, отпущенной потребителям на территории муниципального образования, кВт.ч.; У — оборот крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, руб. В динамике данный показатель отражает эффективность проводимых энергосберегающих мероприятий при одинаковых темпах производства в сравниваемых периодах времени

Продолжение таблицы 1

5 Показатель удельного потребления горячего водоснабжения населением и удельной отопительной характеристики благоустроенного жилищного фонда Т8 +ТГВС Пт — н тт , (Гкал/чел) Т Н где: Пгр — показатель удельного потребления горячего водоснабжения населением и удельной отопительной характеристики благоустроенного жилищного фонда; Т — объем тепловой энергии, отпущенной на отопление § населению, проживающему на территории муниципального образования, Гкал; ТГВС — объем тепловой энергии, отпущенной на горячее водоснабжение населению, проживающему на территории муниципального образования, Гкал; Н — число жителей проживающих в жилищном фонде, оборудованном централизованным горячим водоснабжением, чел. Показатель необходим для оценки энергоэффективности в жилищном фонде показатели, так как высокая энергоемкость российской экономики в значительной мере обусловлена уровнем фактических потерь в электрических и тепловых сетях и низкими характеристиками ограждающих конструкций зданий и сооружений.

6 Коэффициент энергоэффективности жилищного фонда э А+(В++)+(В+)+В+С + О+Е жф Жф ’ где: Эжф — коэффициент энергоэффективности жилищного фонда; А — здания с очень высоким класс энергоэффективности . Уровень удельного энергопотребления ниже класса С более, чем на 45%; В + + — здания с повышенным классом энергоэффективности. Уровень удельного энергопотребления ниже класса С от 36 до 45%; В +— здания с повышенным классом энергоэффективности. Уровень удельного энергопотребления ниже класса С от 26 до 35%; В — здания с высоким классом энергоэффективности. Уровень удельного энергопотребления ниже класса С от 11 до 25%; С — здания с нормальным классом энергоэффективности. Уровень удельного энергопотребления относительно базового значения для класса С от +5 до -10%; О — здания с пониженным классом энергоэффективности. Уровень удельного энергопотребления выше класса С от 6 до 50%; Е — здания с низким классом энергоэффективности. Уровень удельного энергопотребления выше класса С более, чем на 51%; Жф — жилищный фонд региона. Занимая второе место по величине конечного потребления энергии в России, жилищный сектор обладает самым большим потенциалом энергосбережения. Реализация мер по повышению энергоэффективности в жилищном секторе поможет также сэкономить дополнительный объем энергии вследствие эффекта мультипликации (сопутствующего снижения потребления первичной энергии). На первом этапе реализации политики энергоэффективности ее результативность е данный показатель, равный 1. Затем формулу этого коэффициента можно трансформировать, оставив в числителе только количество зданий с очень высоким и повышенным классом энергоэффективности (А, В++, В+). Таким образом, устранив здания с пониженным и низким классом энергоэффективности, будет возможен переход на 2й этап реализации политики энергоэффективности.

7 Коэффициент эффективности проводимой политики повышения энергоэффектив- ности ЧП эпээ — ~и~ , Ио где: Эпээ — коэффициент эффективности политики повышения энергоэффективности; ЧП — планируемая сумма чистой прибыли; Ио — общая сумма инвестиций в мероприятия по повышению энергоэффективности. Коэффициент позволяет определить, насколько целесообразно проведение конкретных мероприятий по повышению энергоэффективности.

Построение единой базы необходимо осуществить в соответствии со следующими основными критериями: комплексный характер системы показателей; полнота охвата в сочетании с относительной простотой системы по-казате-лей; возможность насыщения системы достоверной информацией и сопоставимость показателей во времени и в пространстве; открытость системы показателей для пользователя; однозначная интерпретация показателей. Создание единой базы данных и применение предложенной системы показателей позволит провести качественный мониторинг политики повышения энергоэффективности и ускорит достижение целей по снижению энергоемкости региона.

Сведения об авторе:

могут дать полную, объективную информацию о результативности политики по снижению энергоэффективности экономики Оренбургской области. Таким образом, возникает следующее противоречие: доступные показатели оценки энергоэффективности не позволяют объективно и всесторонне оценить энергоэффективность экономики и результативность проводимых мероприятий, в то время как для формирования целостной картины существующих показателей недостаточно.

В связи с этим считаем целесообразным создание единой базы данных, включающей не только выше перечисленные показатели оценки энергоэффективности экономики, но и информацию о мероприятиях по повышению энергоэффективности, проводимых во всех регионах страны.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ energy efficiency indicators for evaluation

Ю. В. Соловьева

УДК: 338.32 Б01: 10.24411/2071-6435-2019-10127

Энергоемкость экономики и энергоэффективность: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются текущее состояние и перспективы развития энергетического сектора России и стран мира. Затрагиваются проблемы повышения энергоэффективности и энергосбережения, анализируются тенденции энергопотребления в России и других странах, выявляется взаимосвязь роста экономики и повышения энергоэффективности. Авторы делают выводы об особенностях и перспективах энергопотребления в развитых и развивающихся странах, продолжающемся росте мирового спроса на электроэнергию, преимущественно за счет развивающихся стран Азии (более половины приходится на Китай и Индию). В заключение отмечается, что определяющее влияние на развитие энергетики будет оказывать энергетическая политика наиболее крупных стран мира.

Ключевые слова: энергетика, энергоемкость, энергоэффективность, энергопотребление, энергосбережение

Статья подготовлена в рамках инициативной научно-исследовательской работы № 061605—0—000 на тему «Повышение экономической эффективности распределенной энергетики как условие достижения энергонезависимости регионов России», выполняемой на базе кафедры Национальной экономики экономического факультета РУДН.

Прогноз конъюнктуры мировых экспортных рынков выявляет значительные изменения рынка российского, демонстрируя высокую неопределенность развития ее энергетики и экономики. Наблюдаемый в период с 2000 года по 2015 год рост (в 1,74 раза) российского энергетического рынка, превышающий темпы советского периода, в ближайшей перспективе маловероятен.

Вопросы повышения энергоэффективности российской экономики начали подниматься еще в начале 2000-х годов. Однако первые программно-стратегические документы устанавливали достаточно абстрактные цели. В России не было утвержденного целевого показателя по достижению определенного уровня энергоэффективности. Этот документ появился только в июне 2008 года после принятия соответствующего указа Президента Российской Федерации (снижение к 2020 году энергоемкости ВВП на 40% от уровня 2007 года), который дал импульс развитию нормативно-правовой базы в этой сфере (таблица 1). Совершенствование системы государственного управления в сфере повышения энергоэффективности продолжается и сейчас.

Основные нормативно-правовые и программно-стратегические документы в сфере повышения энергоэффективности

Документ Год утверждения Основные цели и ожидаемые результаты

Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года 2001 Перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития и достижение экономии ТЭР за счет использования современных технологий (в 2002-2005 годах — 143-156 млн тут, в 2006-2010 годах — 152-169 млн тут)

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года 2003 Предусматривалось двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП — доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВВП снизится с 22% в 2000 году до 13-15% в 2020 году

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 2008 Снижение к 2020 году энергоемкости ВВП на 40% от уровня 2007 года

Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р 2009 На период до 2024 года устанавливаются следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт): в 2010 году — 1,5%; в 2015 году — 2,5%; в 2024 году — 4,5%.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года 2009 Снижение к 2030 году энергоемкости ВВП на 56% от уровня 2005 года

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2009 Создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности. Для бюджетных учреждений поставлена задача обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребляемых энергоресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» 2010 Снижение к 2020 году энергоемкости ВВП на 13,5% от уровня 2007 года. Обеспечение годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 100 млн тут (к 2016 году) и 195 млн тут к 2020 году

Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» 2013 Положения (оспрограммы 2010 года интегрированы в Госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики». Актуальная цель: снижение к 2020 году энергоемкости ВВП за счет реализации мероприятий Программы на 9,41% относительно уровня 2007 года

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» 2014 Снижение энергоемкости ВВП в 2020 году на 13,5% за счет реализации мероприятий Программы (к 2007 году); доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг к 2020 году,— 2,5%; глубина переработки нефти к 2020 году — 85%; стабилизация ежегодной добычи нефти и конденсата до 2020 года на уровне 524 млн тонн; доведение объема добычи газа до 826 млрд

куб. метров; доведение объема добычи угля до 380 млн тонн в год; завершение формирования в 2014 году нормативно-правой базы создания модели рынка тепла

Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года (редакция от 1 февраля 2017 года) Снижение ВВП к 2020 и 2030 годам удельной энергоемкости ВВП от базового уровня (исходно 0,48 кг у.т/долл.) на 4% и 34% соответственно.

Приказ Минэнерго России от 28 февраля 2019 года № 174 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2019-2025 годы» 2019 Содействие развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность

Одним из основных индикаторов формирования целевых показателей в сфере энергетической эффективности является оценка потенциала ее повышения, в том числе анализ возможностей государства по стимулированию хозяйствующих субъектов к интенсификации процессов энергосбережения.

Динамика энергоемкости ВВП мира и крупнейших стран, кг н.э./долл

Россия, вероятный сценарий 0,22 0,18 0,16 0,13

Россия, благоприятный сценарий 0,22 0,18 0,16 0,11

Россия, критический сценарий 0,22 0,18 0,17 0,14

Мир, вероятный сценарий 0,14 0,12 0,10 0,08

США, вероятный сценарий 0,15 0,12 0,10 0,07

ЕС, вероятный сценарий 0,11 0,09 0,07 0,05

Китай, вероятный сценарий 0,25 0,17 0,12 0,09

Как следует из таблицы 2, энергоемкость мирового ВВП будет снижаться во всех регионах мира. Темпы этого сокращения зависят от структуры ВВП и инвестиционных возможностей для использования новых технологий. При этом внедрение и распространение последних будет в значительной степени способствовать сглаживанию межрегиональных различий в уровнях энергоемкости ВВП.

В России, с учетом высокой энергоемкости, проблемы энергоэффективности и энергосбережения при прогнозировании развития внутреннего рынка имеют первостепенное значение. Ключевую роль в уменьшении прироста энергопотребления играет структурное энергосбережение, а именно — изменение отраслевой и продуктовой структуры экономики с ростом доли неэнергоемких отраслей и продукции, которая к 2040 году, согласно критическому сценарию, будет составлять от 30%, и до 47% — в благоприятном.

Параллельно структурной перестройке экономики планируется осуществление целенаправленного энергосбережения, включающего в себя организационно-структурные и технологические меры экономии топлива и энергии. Однако эффект от его использования будет незначителен: на организационные меры придется около 10% и столько же — на внедрение новых технологий.

Отметим, что размеры как организационно-структурного, так и технологического энергосбережения во многом зависят от динамики внутренних цен топлива и энергии. Политика повышения цен энергоносителей с определенного уровня начнет стимулировать энергосбережение и технологический прогресс в топливно-энергетическом комплексе. Это приведет к диверсификации энергоснабжения за счет использования твердого топлива, атомной энергии и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), повысит финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность топливно-энергетических компаний. Решающее значение в этом процессе имеют цены на природный газ, обеспечивающий в настоящее время и в прогнозный период (до 2040 года) более половины энергопотребления России (таблица 3). Во многом именно их динамика определяет изменение рыночных цен в целом ряде отраслей (угольной, электроэнергетике, теплоснабжении, жилищно-коммунальном хозяйстве), сказывается на ценах мазута и сырья для нефтехимии.

Первичное энергопотребление по видам топлива

Рассматривая динамику энергопотребления в России, отметим тенденции к увеличению производства энергоресурсов в рамках вероятного и благоприятного сценариев развития на 15—17% по отношению к 2015 году. Критический же сценарий предполагает сокращение энергоресурсов к 2040 году на 2%. При этом нефть и газ будут занимать превалирующее положение в производстве первичной энергии практически без изменения их общей доли (79—80%).

Результирующая структура внутреннего потребления первичных энергоресурсов по видам энергии представлена в таблице 3. Доминирующим энергоресурсом останется природный газ при сохранении доли в потреблении первичной энергии более 50% до 2040 года. До 2035 года стабилизируется также доля нефтепродуктов.

Объем атомной энергии, несмотря на ее значительный рост, составит всего 9% от всех первичных энергоресурсов к 2040 году.

Потребление первичных энергоресурсов в России, млн т.н.э. (тонна нефтяного эквивалента)

Ресурс 2013 Вероятный сценарий Критич. сцен. 2040 Благо-прият. сцен. 2040 Темпы роста в 2013-2040 годах

2020 2025 2030 2035 2040 Ве-роят. сцен., % Кри-тичн. сцен., % Благо- пр. сцен., %

Иная картина наблюдается в зарубежных странах. Так, в Южной и Центральной Америке доминирующим ресурсом была и остается нефть (37% первичной энергии к 2040 году), следующим по объему является газ (25,6%). Примерно то же соотношение наблюдается и в настоящее время (таблица 4). Доля атомной энергии к 2040 году составит здесь всего 1,3%.

Потребление первичных энергоресурсов в Южной и Центральной Америке, млн т.н.э.

Ресурс 2013 Вероятный сценарий Кри-тич. сцен. 2040 Бла-гопр. сцен. 2040 Темпы роста в 2013-2040 годах

2020 2025 2030 2035 2040 Веро-ятн. сцен., % Кри-тичн. сцен., % Благо-прият. сцен., %

В Северной Америке соотношение нефти и газа будет постоянно меняться с вероятным незначительным преобладанием к 2040 году природного газа. А вот доля атомной энергии составит 9,5%, причем в количественном отношении ее потребление в Северной Америке превысит показатели Южной и Центральной Америки более чем в 20 раз (таблица 5).

Потребление первичных энергоресурсов в Северной Америке, млн т.н.э.

2020 2025 2030 2035 2040 Ве-роят. сцен., % Кри-тич. сцен., % Благопр. сцен., %

Интересно складывается ситуация в таких крупных странах Азии, как Индия и Китай. Так, в Индии к 2040 году преобладающим энергоресурсом останется уголь, доля которого превысит 51%. Количество используемой нефти будет превышать потребление газа почти в 3 раза и составит 21,8% от всех энергоресурсов. Несмотря на значительный рост потребления атомной энергии (с 9 до 60 млн т.н.э.), ее доля среди первичных энергоресурсов составит всего 2,8% (таблица 6).

Потребление первичных энергоресурсов в Индии, млн т.н.э

Ресурс 2013 Вероятный сценарий Кри-тич. сцен. 2040 Бла-гопр. сцен. 2040 Темпы роста в 2013— 2040 годах

2020 2025 2030 2035 2040 Ве-роят сцен., % Критич. сцен., % Благопр. сцен.,%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребление первичных энергоресурсов в Китае, млн т.н.э

Вероятный сценарий Кри- Бла- Темпы роста в 2013-2040 годах

Ресурс 2013 2020 2025 2030 2035 2040 тич. сцен. 2040 гопр. сцен. 2040 Ве-роят. сцен., % Кри-тич. сцен., % Бла-гопр. сцен., %

В целом, прогноз спроса на первичную энергию в России и мире можно представить следующим образом (таблица 8).

Прогноз спроса на первичную энергию по регионам мира, млн т.н.э

Вероятный сценарий Благоприятный сценарий Критический сценарий

Южная и Центральная Америка 699 739 975 1038 908

Развитые страны Азии 884 883 814 823 800

Развивающиеся страны Азии 4905 5731 7762 8179 7250

Как следует из таблицы 8, быстрее всего будет расти энергопотребление в развивающихся странах Азии, в Африке и на Ближнем Востоке. Лидерами по абсолютному росту энергопотребления станут Индия и Китай, которые дают более половины мирового прироста. Уже к 2030 году энергопотребление Китая и Индии превысит энергопотребление всех стран ОЭСР. Доля последних снизится с 40% до 30% мирового энергопотребления (таблица 9).

Прогноз спроса на первичную энергию по интеграционным объединениям

мира, млн т.н.э.

Спрос на электроэнергию

Вместе с ростом благосостояния населения в мире повышается и спрос на электроэнергию как наиболее удобную форму для потребителей (таблица 10).

Спрос на электроэнергию по регионам мира, кВт-ч

Южная и Центральная Америка 1291 1411 2071 2144 1962

Развитые страны Азии 1934 2018 2271 2333 2175

Развивающиеся страны Азии 8314 10810 16672 18382 14920

Электроэнергия продолжает замещать другие энергоносители на транспорте, в домохозяйствах, продолжится электрификация промышленных процессов. Самый быстрый рост электропотребления ожидается в развивающихся странах Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Предполагается, что к 2040 году две трети мирового объема электроэнергии будет производиться в развивающихся странах, тогда как в 2014 году их доля составляла 55%, а в 1990 году — 35%. Поскольку в сценариях особенно различны темпы роста экономики развивающихся стран (прежде всего, Китая), то именно они в основном и определяют изменения в объеме мирового потребления электроэнергии между благоприятным и критическим сценарями.

На ближайшие десятилетия органическое топливо (газ, нефть, уголь) останется основой энергетического баланса мира, обеспечивая три четверти энергопотребления, при этом рост спроса на него существенно замедлится, за исключением развивающихся стран.

Энергопотребление быстрее всего будет расти в развивающихся странах Азии, в Африке и на Ближнем Востоке. Лидерами по абсолютному росту энергопотребления станут Индия и Китай, дающие более половины мирового прироста.

Несмотря на некоторое снижение спроса на электроэнергию в развитых странах, в целом в мире продолжится его рост. В основных секторах энергопотребления электроэнергия постепенно будет вытеснять другие виды энергоресурсов. При этом большую часть прироста мирового спроса на электроэнергию дадут развивающиеся страны Азии, из них более половины придется на Китай и Индию.

1. Макаров А. А., Митрова Т. А. Стратегические перспективы развития энергетического комплекса России // Проблемы прогнозирования. 2018. № 5(170). С. 81-96.

2. Макаров А. А., Веселов Ф. В., Макарова А. С., Новикова Т. В., Панкруши-на Т. Г. Стратегические перспективы электроэнергетики России // Теплоэнергетика. 2017. № 11. С. 40-52.

3. Макаров А. А., Митрова Т. А., Веселов Ф. В., Галкина А. А., Кулагин В. А. Перспективы электроэнергетики в условиях трансформации мировых энергетических рынков // Теплоэнергетика. 2017. № 10.

4. Прогноз развития энергетики мира и России / Под ред. А. А. Макарова, Л. М. Григорьева, Т. А. Митровой. М.: ИНЭИ РАН, 2016. 200 с.

5. Черняев М. В. Инновационные технологии на мировом рынке горизонтальных нефтяных и газовых скважин. Проблемы и решения // Труд и социальные отношения. 2014. № 1. С. 33-41.

6. Черняев М. В., Пахомов С. В., Мазурчук Т. М. Инструменты регулирования газовой отрасли России в условиях нестационарной экономики // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. C. 362-366.

7. Шкваря Л. В. Стратегические подходы к развитию энергетического сотрудничества России и ЕС и необходимость обеспечения энергетической безопасности в условиях многофакторного кризиса // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85). С. 29-33.

8. IEA World energy statistics and balances. OECD/IEA, 2016.

9. National Development and Reform Commission (NDRC), People’s Republic of China. URL: http://en.ndrc.gov.cn/ (дата обращения: 20 декабря 2019 года).

10. World Economic Outlook Database. URL: www.imf.org (дата обращения: 20 декабря 2019 года).

7. Shkvarya L. V. Strategic approaches to development of power cooperation

9. National Development and Reform Commission (NDRC), People’s Republic of China. Available at: http://en.ndrc.gov.cn/ (accessed December 20, 2019).

10. World Economic Outlook Database. Available at: www.imf.org (accessed December 20, 2019).

Минэкономразвития создает новый рейтинг регионов по энергосбережению и энергоэффективности

Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2022 г. № 636 утверждены методические рекомендации по оценке эффективности реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне. На их основе ведомство будет готовить новый ежегодный рейтинг регионов.

Применение рейтинговой шкалы существенно расширяет аналитические возможности с точки зрения управления развитием энергоэффективности в России, что особенно важно с учетом стратегического вектора по декарбонизации отечественной экономики, считает первый заместитель министра экономического развития России Илья Торосов. Он отметил: «У Минэкономразвития России появится новый инструмент получения системного «среза» всех региональных практик по развитию энергоэффективности, у регионов – возможность сопоставить эффективность собственных практик с соседями».

В соответствии с методическим рекомендациями, Минэкономразвития будет оценивать субъектов федерации по 15 индикаторам, сгруппированным по пяти факторам, отражающим подходы органов власти к повышению энергетической эффективности экономики в регионах: стратегическое планирование (объем, динамика и эффективность ресурсного обеспечения); дорожная и уличная инфраструктуры (обеспечение энергоэффективным освещением дорог регионального, межмуниципального, местного значения, а также объектов уличной инфраструктуры населенных пунктов) многоквартирные дома (доля энергоэффективных мероприятий в рамках капремонта, оснащение общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, доля перекрестного субсидирования в потреблении электроэнергии населением); государственные и муниципальные учреждения (реализация энергосервисных контрактов, использование энергоэффективного освещения, оснащение учреждений эффективными индивидуальными тепловыми пунктами); организационное и методическое обеспечение энергоэффективных мероприятий.

По словам Торосова, методические рекомендации являются результатом тесного взаимодействия отраслевых экспертов и представителей органов государственной власти на федеральном и региональном уровне. «В методику мы заложили принцип, что на все индикаторы у регионов есть полномочия и практики влияния, а также то, что оценки регионов по всем факторам должны быть универсально сопоставимы».

Все регионы смогут получить оценку от 0 до 100 баллов по рейтинговой шкале как на уровне индикаторов, так и интегрально. Также каждому субъекту будет присвоен один из семи рейтинговых классов по уровню государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Результаты рейтинговой оценки, а также описание лучших региональных практик будут ежегодно публиковаться в рамках Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. Первый рейтинг энергоэффективности регионов в рамках госдоклада будет опубликован во второй половине 2023 года.

Рейтинги субъектов РФ по успешности политики энергосбережения и энергоэффективности — это важный инструмент управления, имеющий экологическую составляющую, считает Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда дикой природы. «Фонд приветствует эту инициативу. При этом необходимо оценивать и эффективность, расход энергии и благополучие природной среды. Наш опыт расчета отраслевых рейтингов показывает, что такой подход возможен, и он работает, в то время, как оценка намерений или наличия средств на реализацию не будет в полной мере инструментом измерения результативности. Также важно, чтобы рейтинг проводил независимый оценщик. Это снизит риски получения необъективной информации, а также будет работать на репутацию рейтинга», — резюмировал Книжников.

Библиографическое описание

Коварда, В. В. Анализ реализации политики повышения энергоэффективности экономики России / В. В. Коварда, А. И. Безмельцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48854/ (дата обращения: 30.05.2023).

В силу важности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике России, эффективное управление энергетическими ресурсами является приоритетным направлением для обеспечения устойчивого развития страны. В 2014 г. на долю ТЭК приходилось 70 % экспорта, 52 % налоговых поступлений и 29 % ВВП страны. При этом Россия является одной из самых энергоемких стран в мире, что оказывает существенное влияние на конкурентоспособность и, в конечном итоге, приводит к экономическому отставанию. В связи с этим, актуальным является вопрос повышения энергоэффективности. В статье рассмотрены основные нормативные правовые документы России в сфере энергоэффективности и динамика показателей за период 2000–2016 гг.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, топливно-энергетический комплекс, наилучшие доступные технологии

По подсчетам экспертов Всемирного банка по энергоэффективности стоимость полного комплекса мер по повышению энергоэффективности в России составит 320 млрд долл., при этом ежегодный экономический эффект составит 80 млрд долл. (т. е. инвестиции окупятся за 4 года (расчеты произведены в ценах 2007 года)). В целом же, совокупная выгода для национальной экономики будет еще больше — 120–150 млрд долл. в год за счет энергосбережения и дополнительного экспорта высвободившихся в результате экономии углеводородов. По расчетам Министерства энергетики РФ, суммарный объем потенциальной экономии энергоресурсов составляет 195 миллионов тонн условного топлива или 20 % от текущего внутреннего потребления. При этом практически каждый сектор экономики имеет довольно существенный потенциал экономии. В связи с этим, начиная с 2007–2008 гг. различные политические лидеры отмечали важность энергосбережения для социально-экономического развития России. Так, в 2008 г. Президент России Д.Медведев подписал указ, согласно которому энергоемкость российской экономики к 2020 г. должна быть снижена на 40 % по сравнению с 2007 г. Во время встречи Президента России В.Путина с участниками саммита лидеров глобального бизнеса в рамках ПМЭФ-2014 г., он заявил: «Энергоэффективность занимает и должна занимать первое место не только у нас в России, а вообще везде в мире, в любом производстве. Это одна из основных составляющих успеха в любом деле, в любом бизнесе, в любом проекте».

Следует отметить, что за период 2000–2016 гг. произошло снижение удельного расхода электроэнергии при производстве части отечественной продукции, однако по отдельным видам продукции произошло увеличение или незначительное изменение, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Так, например, затраты электроэнергии при производстве угля за 16 лет снизились на 45 % (за период 2010–2016 гг. на 24 %), каучуков синтетических — 32 и 21 % соответственно. Однако, при производстве такой продукции, как нефть добытая (включая газовый конденсат) удельный расход электроэнергии увеличился за период 2000–2016 гг. на 47 % (с 2010 по 2016 гг. на 15 %), а при производстве электростали и проката готового черных металлов снижение затрат электроэнергии происходил, в основном, в период 2000–2010 гг., а в период 2010–2016 гг. произошло увеличение данного показателя.

Удельный расход условного топлива на производство отдельных видов продукции

При производстве нефти, поступившей на переработку (первичная переработка нефти), чугуна и проката готового черных металлов удельный расход условного топлива снизился за период 2000–2016 гг. на 20, 6 и 46 % соответственно (табл. 2).

Таким образом, преимущественно, энергоэффективность российской экономики повышается, однако ее темпы остаются достаточно невысокими, особенно в условиях общемировой тенденции развития энергосберегающих и «зеленых» технологий.

Использование вторичных энергетических ресурсов

Использование вторичных энергетических ресурсов представлено в таблице 3. В целом, динамика использования вторичных энергетических ресурсов является положительной. Так, использование вторичных горючих энергетических ресурсов увеличилось за период 2000–2016 гг. на 35 % (на 6 % с 2010–2016 г.), тепловых — 19 и 5 % соответственно.

При этом, увеличилась и эффективность использования вторичных энергоресурсов — процент от выхода для горючих энергоресурсов увеличился с 95 до 97 % за анализируемый период, для тепловых энергоресурсов — с 22 до 42 %.

Представленные данные свидетельствуют о повышении энергоэффективности, однако необходима реализация комплексной концепции, которая отражена в нормативных правовых актах, а также содействие со стороны государства через такие механизмы, как государственно-частное партнерства (ГЧП).

При реализации стратегии повышения энергоэффективности особое значение приобретают научные исследования, где важно обеспечить полное взаимодействие на всех этапах научных изысканий от фундаментальных исследований до опытно-конструкторских разработок и выведения на рынок.

Уже сейчас происходит развитие системы технологических требований, разработка отраслевых справочников наилучших доступных технологий (НДТ). Однако механизм финансирования научных изысканий в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения следует пересмотреть и доработать с учетом мирового опыта и достижений, чтобы избежать дублирования изысканий и изобретений без необходимости, либо финансирования уже имеющейся на рынке разработки.

Справочник НДТ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выполняет роль справочника лучших применяемых практик по корпоративному управлению энергетической эффективности. В данном случае интерес представляет опыт транснациональных корпораций (ТНК), которые распространяют свои лучшие практики на дочерние компании.

В системе российского государственного управления за повышение эффективности государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения, создание единой площадки для взаимодействия всех участников этого рынка, содействие повышению инвестиционной привлекательности электроэнергетики отвечает созданное в 2009 г. Российское энергетическое агентство (РЭА) Министерства энергетики Российской Федерации. РЭА обеспечивает реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и повышение энергетической эффективности» и государственных мероприятий в области энергоэффективности, инновационной энергетики, возобновляемых источников энергии (ВИЭ), является центром обмена информации, мониторинга, обучения, координации и стимулирования проектов в области энергоэффективности, ВИЭ и инноваций в ТЭК.

15 апреля 2014 г. принята Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321) (Программа). Ключевой целью Программы являлось снижение энергоемкости ВВП Российской Федерации на 13,5 % за счет реализации программных мероприятий, что в совокупности с другими факторами, в том числе структурного сдвига экономики, должно обеспечить достижение цели, поставленной Указом Президента РФ № 889 (Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики») — снижения к 2020 году энергоемкости ВВП России не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

Однако наблюдаемая социально-экономическая ситуация значительно отличается от прогнозов, которые составили основу исходного целеполагания в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Таким образом, осуществляется постепенная реализация мероприятий по повышению энергоэффективности, в которых, по результатам вышесказанного, особую роль приобретают процессы мониторинга и корректировки в силу динамично изменяющихся условий функционирования.

Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая эффективность, повышение энергоэффективности, Российская Федерация, Россия, условное топливо, область энергоэффективности, отдельный вид продукции, первичная переработка нефти, российская экономика, удельный расход электроэнергии.

Читайте также:  Авито Тамбовские Строители Недвижимости: Ваш надежный выбор
Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий