Энергетика,
энергосбережение и энергетические
ресурсы – основные понятия. Роль в
развитии человеческого общества и
уровне его цивилизации. Истощаемые и
возобновляемые, традиционные и
нетрадиционные энергетические ресурсы.
Виды топлив, их состав и теплота сгорания.
Условное топливо.
1 Энергосбережение – основа устойчивого развития
Овладение источниками
энергии всегда было способом выживания
человечества. И сегодня её потребление
является одним из важнейших не только
экономических, но и социальных показателей,
во многом предопределяющих уровень
жизни людей. Вот почему иногда говорят,
что энергетика управляет миром.
С каждым годом всё
больше обостряются вопросы, связанные
с дальнейшими путями развития энергетики.
С одной стороны, рост населения и
стремление людей к повышению жизненного
уровня диктуют необходимость интенсивного
наращивания мощностей энергетики. С
другой стороны, истощение запасов
горючих полезных ископаемых требует
более экономичного и рационального
использования энергии. Не менее серьезной
проблемой является негативное воздействие
топливно-энергетического комплекса на
состояние окружающей среды, достигшее
к настоящему времени критического
уровня. Добыча, транспортировка,
преобразование и потребление энергоресурсов
приводят к загрязнению атмосферы,
гидросферы и почвенного покрова,
деградации флоры и фауны.
Обоснованные
предостережения ученых, призывы
прогрессивных государственных деятелей
к изменению парадигмы социально-экономического
развития, осознание политиками и
национальными лидерами возможных
трагических последствий продолжения
прежнего пути развития привели к ряду
исторических событий, среди которых
ключевым является Всемирная Конференция
ООН по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, 1992 г.). На пороге XXI
века впервые в истории руководители и
главы правительств 150 стран мира
объединились для выработки ориентиров
на пути к устойчивому социально-экономическому
экологически безопасному развитию
общества.
Понимая неизбежность
экономического роста, и, следовательно,
неизбежность роста потребления
энергоресурсов и увеличения производства
энергии, международное сообщество
выработало ряд приоритетов новой
энергетической политики, ориентируя
дальнейшее развитие энергетики в
соответствии с принципами устойчивого
экологически безопасного развития.
В основу новой
энергетической политики
положены
три основных
принципа:
Энергетика будущего,
таким образом, в последующем своем
развитии должна решить три
основных задачи:
Энергоемкость
может определяться не только для
отдельных предприятий и отраслей
промышленности, но и для всей экономики
страны. В этом случае для характеристики
энергоэффективности используется
такой показатель, как энергоемкость
валового внутреннего продукта.
Показатель
энергоемкости валового внутреннего
продукта, определяемый отношением
суммарного расхода энергетических
ресурсов к величине ВВП характеризует
эффективность использования
энергетических ресурсов в стране.
Показатель энергоемкости ВВП служит
характеристикой энергонасыщенности
производства и может определять его
эффективность. Но, с другой стороны,
нерациональное расходование энергии,
приводящее к повышению энергоемкости,
вызывает снижение эффективности
производства. Поэтому два процесса:
повышение энергоемкости с целью
повышения эффективности производства
и снижение ее, идут параллельно. В
настоящее время второе направление
является превалирующим и реализация
мероприятий по экономии и рациональному
использованию топливно-энергетических
ресурсов позволит повысить эффективность,
как промышленного производства, так и
всей экономики страны в целом.
Однако
достоверное определение этого показателя
сталкивается с проблемой объективной
оценки величины ВВП. Если она определяется
в национальной валюте, то рассчитанный
показатель может быть использован
только для внутреннего пользования,
например, для анализа динамики его по
годам. В то же время при этом необходимо
годовые величины ВВП приводить в
сопоставимый вид с учетом инфляции.
Для межстрановых сопоставлений, а это
является наиболее важным, чтобы
можно было судить об эффективности
использования энергоресурсов в стране,
ВВП необходимо измерять в твердой
валюте, например в долларах. Однако при
этом также возникает проблема объективной
денежной оценки ВВП. Одним из способов
оценки является использование
официального обменного валютного
курса, что дает возможность переводить
белорусские рубли в твердую валюту.
Однако такая оценка приводит к искажению
оценки из-за того, что данный валютный
курс неадекватно отражает экономический
потенциал страны. Обменные курсы не
обеспечивают адекватного отражения
покупательной способности денежных
единиц на национальном рынке. Такой
курс завышает потенциал экономики
стран с относительно высокими уровнями
цен и снижает потенциал экономики стран
с относительно низкими уровнями цен.
Наибольшее распространение получила
оценка ВВП по паритету покупательной
способности (ППС). ППС представляют
собой переводные коэффициенты, которые
элиминируют различия в уровне цен между
странами при переводе.
В
последнее двадцатилетие в развитых
странах наблюдался энергоэффективный
экономический рост (на 1 % прироста
валового внутреннего продукта приходилось
в среднем лишь 0,4 % прироста потребления
энергоносителей). В результате
энергоемкость валового внутреннего
продукта в среднем в развитых странах
уменьшилась на 21-27 %.
Высокое
значение энергоемкости ВВП в странах
СНГ свидетельствует о недостаточно
эффективном использовании энергоресурсов
в потреблении и, следовательно, наличии
значительных резервов энергосбережения.
Анализ ретроспективной тенденции
развития указанных стран показывает,
что потребление энергоресурсов
имеет противоречивую тенденцию. В
первые годы развития энергетики
отмечался неуклонный рост энергоемкости
и это характеризовалось как позитивный
фактор, т.к. повышение энерговооруженности
труда способствовало повышению его
производительности. С другой стороны,
научно-технический прогресс был
постоянно направлен на повышение
эффективности энергоиспользования,
то есть на снижение энергоемкости
производства. Результирующая
тенденция зависит от многих факторов
и анализ показывает, что в последние
годы тенденция энергосбережения
преобладает над тенденцией роста
энерговооруженности. В настоящее время
все производственные процессы
осуществляются на основе использования
энергетических ресурсов, и главной
проблемой при этом является выбор
рационального вида энергоресурсов и
наиболее эффективных путей их
использования.
В
табл. 1.4.1 представлена динамика
энергоемкости ВВП по индустриально
развитым и развивающимся странам
Таблица
1.4.1 Динамика
энергоемкости в кг у.т. на 1 доллар ВВП
Из
этой табл. видно, что в развитых странах
к 2020 году ожидается снижение
энергоемкости в 1,7 раза, а в развивающихся
странах только в 1,46 раза. Опережение
развитых стран по отношению к развивающимся
по показателю энергоемкости не только
сохраняется, но еще в большей степени
увеличивается. Возможно, это объясняется
недостатком инвестиций в проведение
энергосберегающих мероприятий в
развивающихся странах. Беларусь по
данным показателям энергоемкости
ближе к развивающимся странам, чем к
развитым, хотя экономический потенциал
ее, измеренный в объеме ВВП на душу
населения, значительно выше, чем во
многих развивающихся странах. Это
свидетельствует о неэффективном
использовании энергии и наличии
большого резерва повышения
энергоэффективности в стране.
d(e)
_ d(ЭР)
_ d(ВВП)
e
~ ЭР ВВП ‘
Из
данного выражения следует, что динамика
изменения энергоемкости ВВП
определяется как темпами потребления
топливно-энергетических ресурсов, так
и темпом экономического развития
экономики. Если темп роста энергопотребления
опережает темп роста ВВП, то энергоемкость
растет, а если соотношение обратное,
то энергоемкость снижается. Таким
образом, для обеспечения роста
энергоэффективности экономики страны
необходимо, чтобы темп экономического
развития страны, выражаемый в росте
ВВП, опережал бы темп роста
энергопотребления. Следует отметить
две противоречивые тенденции в динамике
энергопотребления. С одной стороны,
рост энерговооруженности труда как
важный фактор повышения его
производительности, с другой стороны,
снижение энергоемкости, как результат
проводимой политики в области повышения
энергоэффективности. Анализ показывает,
что на данном этапе развития экономики
тенденция снижения энергоемкости
преобладает над тенденцией роста
энерговооруженности.
Из
данной таблицы видно, что климатические
условия в Беларуси более тяжелые,
чем в ряде западных стран, и это независимо
от энергоэффективности в промышленности
оказывает существенное влияние на
повышение энергоемкости ВВП. Без учета
этого обстоятельства, выводы,
сделанные на основе сопоставления
энергоемкости в различных странах,
могут оказаться неверными. Равенство
этих показателей в двух странах
необязательно отражает уровень развития
экономик этих стран. Например, страны
Латинской Америки имеют низкое
значение энергоемкости, но и низкое
значение ВВП на душу населения. Это
можно объяснить мягким климатом этого
региона, исключающим использование
большого количества энергии на отопление.
Более чем в два раза высокое значение
энергоемкости в Беларуси по сравнению
с западными странами также в значительной
мере объясняется более тяжелыми
климатическими условиями. В России
показатель ГРСОП несколько выше, чем
в Беларуси, и поэтому этим частично
объясняется более высокая величина
энергоемкости в России, чем в Беларуси.
В то же время из межстрановых сопоставлений
следует, что повышение уровня
экономического развития стран
сопровождается снижением энергоемкости.
Можно сказать, что повышение
энергоэффективности экономики
является необходимым условием повышения
ее уровня.
Значения
градусо-суток отопительного периода
Состояние
национальных экономик можно
охарактеризовать с помощью двух
показателей: энергоемкости и душевым
энергопотреблением. Высокоразвитые
страны имеют низкую энергоемкость и
высокий уровень душевого энергопотребления.
Весьма характерно для сопоставления
разных стран душевое электропотребление.
В развитых странах оно превышает 6 тыс.
кВт-ч на человека (в США
—
12 тыс. кВтч, в Норвегии — 28 тыс. кВт^ч), в
то время как в Беларуси оно равно
3,4 тыс. кВтч.
Ссылка
на менее благоприятные климатические
условия не должна оказывать успокаивающего
влияния на работу в области повышения
энергоэффективности. Нынешняя
энергоемкость может быть снижена не
менее чем на 30 %, что сделает значение
этого показателя ближе к его уровню
в западных странах. Резервы повышения
энергоэффективности заключены также
в том, что промышленность РБ не
является слишком энергоемкой, хотя и
есть отдельные энергоемкие предприятия
и отрасли. Промышленность Беларуси
имеет машиностроительную направленность,
а в последние годы ее структура
переориентируется на высокотехнологичные
неэнергоемкие производства. Рост
ВВП происходит, в основном, на базе
развития таких предприятий и сферы
услуг, а это в дополнительной степени
благоприятствует снижению энергоемкости
ВВП.
Соседние файлы в папке Учебная литература
Пресс-служба РусГидро
Основной тенденцией развития энергетики в течение последних нескольких лет стало резкое увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мировом топливно-энергетическом балансе. В 2019 году электростанции, работающие на возобновляемых источниках, впервые в мировой истории обогнали атомные электростанции по объему производства энергии. Лидером по развитию альтернативной энергетики является Китай, за четыре последних года вложивший в этот сектор 343 млрд. евро, затем идут США с ежегодными инвестициями около 35 млрд. евро и Япония, инвестиции в развитие альтернативной энергетики в которой оцениваются от 8 до 12 млрд. евро в год. В странах Европы доля ВИЭ в Швеции составляет 55%, в Финляндии – 41%, в Дании — 36%, в Германии – 43,7%. Россия также старается не отставать: уже известно, что до 2024 года в развитие альтернативной энергетики государство собирается вложить 110 млрд. рублей. При этом, по словам председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павла Завального, уже «сформирована нормативная база по поддержке ВИЭ, включая законы и нормативно-правовые акты правительства, направленные на привлечение инвестиций и выделение средств субсидирования производства энергии на возобновляемых источниках энергии».
По ряду причин использование ВИЭ актуально и для Арктики. В первую очередь, из-за их дешевизны по сравнению с традиционными видами энергетики. Сейчас стоимость электроэнергии в регионах Крайнего Севера находится в районе 22–237 рублей кВт/ч, что в 5–55 раз выше, чем в остальной России. Тепловая энергия обходится потребителям здесь в 3-20 тысяч рублей за 1 Гкал, что в 3-17 раз выше среднего по стране. Такая высокая себестоимость производства электроэнергии вынуждает государство выделять сотни миллиардов рублей бюджетных субсидий для предотвращения роста тарифов. В то же время, стоимость производства электроэнергии на солнечных электростанциях составляет в среднем 9,5 рубля кВт/ч, ветряных – 6,3 рублей кВт/ч, новых парогазовых установках – 3,6 рублей кВт/ч.
Альтернативная энергетика на мысе Желания. Фото
Применение возобновляемых источников энергии поможет резко сократить затраты на строительство и содержание коммунальной инфраструктуры. Из-за очень холодного климата, низкой плотности населения и удаленности населенных пунктов друг от друга, строить новые энергетические объекты очень дорого, в ряде территорий это вообще невозможно. К тому же они нуждаются в постоянных капиталовложениях: в Якутии износ дизельных генераторов составляет от 43% в Анабарском до 85% в Момском районах. Исчерпали свой ресурс и здания: степень их износа составляет от 20% в Эвено-Бытантайском до 76% в Среднеколымском.
Благодаря использованию ВИЭ, можно будет резко улучшить экологическую обстановку в регионе: ведь вся энергосистема Арктики работает на привозных угле, мазуте, дизельном топливе, вредные выбросы от которых загрязняют окружающую среду.
Основными направлениями развития альтернативной энергетики в арктических регионах могут стать проекты в области ветровой, солнечной энергии, биотоплива и энергии моря. Известно, что в прибрежных районах Белого и Баренцева морей, а также на территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа скорость ветра достигает 5-8 м/с и, по прогнозам климатологов, по мере потепления в регионе будет наблюдаться многократное усиление его частоты и силы. К тому же, холодный воздух обладает большей плотностью, чем горячий, следовательно, энергоэффективность такой установки при одной и той же скорости ветра будет выше. В совокупности все это создает крайне благоприятные условия для развития ветровой энергетики.
Сейчас в Арктике уже работает целый ряд ветроэлектростанций: экспериментальная ветроэнергетическая станция в Лабытнанги и проект «Полярис» с 4-мя ветроэлектрическими установками в ЯНАО, Анадырская ветряная электростанция на мысе Обсервации Анадырского района с 10 ветрогенераторами в Чукотском автономном округе. Ветропарк в поселке Тикси с 3 ветроустановками, экспериментальная ветроэнергетическая станция «Быков мыс» там же.
Ветроэлектростанция в Тикси. Фото
После 2021 года в Кольском районе под Мурманском начнет работать первая на Севере ветроэлектростанция мощностью 201 МВт, она будет крупнейшей ветроэлектростанцией в России. Суммарная мощность всех российских арктических ветроэнергостанций составляет 210 МВт. Обычно установки используются либо отдельно, либо вместе с солнечными батареями и дизельными генераторами.
В восточных приарктических районах Якутии могут быть задействованы установки по выработке солнечной энергии. В холодном климате увеличивается потенциал производства солнечной энергии. Чем ниже окружающая температура, тем эффективнее работают солнечные фотоэлементы: при 0°C солнечный элемент будет иметь на 10% более высокий КПД, чем при 20°C. В итоге, среднегодовое поступление солнечной энергии в Арктике в дневное время может доходить до 2-5 кВт/ч, а в отдельных районах до 5-6 кВт/ч. Солнечные электростанции работают в Ямало-Ненецком автономном округе, в поселках Батагай, Бетенкес Батамай, Джаргалах, селах Дулгалах, Куду-Кюэль, Улуу, Юнкюр, Верхняя Амга, Столбы, Иннях Тойон-Ары, Куберганя, Эйик, Дельгей. Суммарная мощность вырабатываемой ими энергии составляет около 1,4 мВт.
Помимо солнца и ветра, есть еще и гидроэнергетика. В одной только Мурманской области насчитывается 17 гидроэлектростанций, в Якутии 2, в Архангельской области 1. Вблизи поселка Ура-Губа в Мурманской области работает Кислогубская приливная электростанция (ПЭС) мощностью 1,7 МВт. В губе Долгая-Восточная на Кольском полуострове скоро начнется строительство Северной ПЭС, мощностью уже в 12 МВт при годовой выработке энергии 23,8 млн. кВт/ч. Это будет первая приливная электростанция в России, которая выйдет на промышленный уровень генерации энергии. В Мезенском заливе Белого моря планируется строительство еще одной приливной электростанции, мощностью 8 ГВт. Ожидается, что её годовая выработка составит 38,9 млрд. кВт/ч — столько же, сколько у всего Волжско-Камского каскада ГЭС.
Кислогубская приливная электростанция. Фото
Архангельская область, Республика Коми и другие регионы Арктики, которые имеют доступ к отходам деревообработки вроде стружки, брикета или дров, могут производить из них биотопливо. Классическое сырье может выйти на новый уровень эффективности благодаря новым технологиям — мощные печи с минимальной потерей тепла способны согревать небольшие поселки, используя отходы лесной промышленности, тем самым обеспечивая дешевую энергию и безотходное производство дерева. На сегодняшний день на территории Архангельской области на биотопливо уже переведено свыше пятидесяти котельных.
Очень перспективной считается геотермальная энергетика. По словам заведующего лабораторией гидрогеологии осадочных бассейнов Сибири ИНГГ СО РАН Дмитрия Новикова, ориентировочно запасы тепла в артезианском бассейне Западной Сибири составляют 200 млн. Гкал в год. Для сравнения, в России за год производится в целом около 500 млн. Гкал.
«В арктических регионах запасы тепла огромны, их даже пока еще не считали отдельно. Наиболее перспективны для теплоэнергетических целей термальные воды, которые залегают на глубине от 1 км. Геотермальные станции целесообразно строить в удаленных населенных пунктах, особенно если там пробурены скважины под добычу нефти и газа: энергетические установки можно ставить без больших капитальных затрат. Сейчас топливо завозится на Север по зимним дорогам, и это дорого», – говорит Новиков.
Что будет дальше
Если говорить о будущем энергетики в Арктике, то пока представляется, что она будет функционировать на основе сочетания традиционных и возобновляемых источников энергии. С одной стороны, ВИЭ пока не могут полностью заменить обычные уголь, мазут и дизельное топливо. По официальным данным, суммарная мощность всех ветряных и солнечных электростанций Крайнего Севера сейчас не позволяет обеспечить электроэнергией даже одно из 1000 поселений с населением более 1000 человек. С другой, использование ВИЭ ограничено техническими и климатическими условиями. Так, чтобы ветроэлектростанции постоянно работали в нужном режиме, требуются дорогостоящие специальные материалы, вроде хладостойкой стали, синтетической низкотемпературной смазки для подшипников, специальных жидкостей для гидравлических систем. А также их нужно правильно эксплуатировать — подогревать редуктор, лопасти и метеорологические датчики для предотвращения оледенения и отложения изморози. Касаемо солнечной энергетики, то возможности ее выработки ограничены временными рамками: долгая Полярная ночь сильно сокращает получение необходимого солнечного света. Поэтому сейчас реализация проектов на основе ВИЭ идет, можно сказать, в качестве эксперимента. Но, несмотря на все проблемы, Правительством РФ уже принято решение об увеличении доли альтернативной энергетики в экономике страны с 1% до 2,5% – до 6 ГВт, а, следовательно, тема ВИЭ в Арктике получит дальнейшее развитие.
Максим Майоров, специально для GoArctic
Библиографическое описание
Охотников, И. В. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности как приоритет и фактор экономического роста и развития России / И. В. Охотников, А. Р. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14088/ (дата обращения: 30.05.2023).
В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия повышения энергетической эффективности. Сделан вывод о необходимости применения программно-целевых инструментов государственного регулирования, позволяющих проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей энергетической эффективности.
Ключевые слова: энергетическая эффективность, энергосбережение, экоэффективность, устойчивое развитие, государственное стимулирование ресурсосбережения
Важнейшей национальной стратегией во всех промышленно развитых странах сегодня становиться политика энергоэффективного развития. Преимуществом «зеленой экономики» является ориентация на современные ресурсоэффективные технологии с низким уровнем выбросов углерода, уменьшение нагрузки на природу и создание дополнительных рабочих мест — факторы которые позволят обеспечивать устойчивое развитие. При этом темпы роста экономики в долгосрочной перспективе могут быть не ниже, чем при современном развитии. К примеру, при сценарии «зеленого инвестирования» уже с 2020 года темпы роста экономического развития в среднем по миру будут обгонять прогнозируемые темпы современной экономики (рис 1).
Энергетические проблемы в настоящее время особенно остро стоят во многих регионах Российской Федерации. Энергосберегающие и экологически чистые технологии с трудом находят применение. Охватывая всю совокупность процессов производства, преобразования, транспорта и распределения энергетических ресурсов, топливно-энергетический комплекс, по существу, представляет собой единую систему энергоснабжения, имеющую своей главной целью эффективное и надежное обеспечение энергией требуемого качества всех потенциальных потребителей. Тесная взаимосвязь энергетики с другими отраслями национальной экономики обуславливает огромное влияние повышения энергоэффективности на экологическую безопасность России.
В последние десятилетия в России формируется рыночный механизм использования природных ресурсов, включающий регулирование процессов спроса, предложения и ценообразования. Однако, как показывает практика, рынок по объективным причинам не может эффективно управлять всей эколого-экономической сферой. В этой связи необходимо государственное регулирование в сочетании с инструментами, позволяющими проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей экономического развития.
Существуют три основных направления энергосбережения. Первое — малозатратные мероприятия по рационализации использования топлива и энергии, позволяющие сократить их потребность на 10–12 %.
Второе — внедрение капиталоемких мероприятий: энергосберегающих технологий, процессов, аппаратов, оборудования, счетчиков. Это способствует снижению потребностей в энергоресурсах на 25–30 %. Для реализации таких возможностей необходимы инвестиции, но они в 2 раза ниже объема капиталовложений для наращивания добычи и производства топлива и энергии. Кроме того, энергосберегающие технологии являются экологически чистыми и дают значительную экономию эксплуатационных затрат. Однако в последние годы инвестирование уменьшилось почти в 4 раза, что создает угрозу энергетической безопасности страны из-за неудовлетворительного состояния основных фондов отрасли.
Третье направление — структурная перестройка экономики, связанная с увеличением доли неэнергоемких отраслей в производстве ВВП. Например, энергоемкость продукции в промышленности, сфере услуг, строительстве в 8–10 раз ниже, чем в ТЭК, и в 12–15 раз ниже, чем в металлургии. Энергоемкость продукции машиностроения по сравнению с топливной промышленностью меньше в 3 раза, а с металлургией — в 8–10 раз. По экспертным оценкам, резерв снижения потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет ускоренных структурных изменений в экономике составляет 10–12 % от существующего потребления.
Федеральный закон «Об энергосбережении» трактует энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических, и экономических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Под эффективным использованием энергетических ресурсов понимается достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.
Энергетическая эффективность — это комплекс мер по удовлетворению потребностей в услугах и товарах при наименьших экономических и социальных затратах на необходимую энергию и при минимальных расходах, необходимых для сохранения природной среды в гармонии с устойчивым развитием на местном, национальном, региональном и мировом уровнях. Это означает, что повышение энергетической эффективности и осуществление энергосбережения позволит: направить дополнительные финансовые ресурсы на повышение уровня жизни населения, комфорта, на развитие транспорта, а не на расширение производства энергии (например, строительства новой электростанции) или увеличение импорта энергии (что требует значительных валютных средств); увеличить эффективность использования энергии в производстве в плане повышения продуктивности и конкурентоспособности промышленности; развить новые виды деятельности, в т. ч. производство передового энергетически эффективного оборудования с дальнейшим выходом России на зарубежные рынки; создать новые дополнительные рабочие места и частично решить проблему безработицы; уменьшить выбросы загрязняющих веществ и решить проблему защиты окружающей среды.
Повышение эффективности использования топлива и энергии является самым дешевым путем защиты окружающей среды. Энергия, которая приносит наименьший вред окружающей среде, — это та энергия, которую не только не надо потреблять, но и не надо производить. В каждом случае, когда ее потребление для определенных целей будет уменьшаться (за счет улучшения теплоизоляции жилищ, повышения КПД двигателей и т. д.), выбросы загрязняющих веществ будут автоматически сокращаться в соответствующей пропорции.
Однако термин «энергосбережение» не самый подходящий для российских условий, т. к. предполагает снижение потребления энергии любыми методами и с любыми затратами. Гораздо более правильно применять термин «энергоэффективность» — максимальный эффект от использования единицы энергии или максимально эффективное потребление единицы энергии, например, путем лучшей теплоизоляции помещений или путем расширения использования естественного света для освещения производственных помещений и т. д.
Энергосбережение измеряется в абсолютных единицах (например, Гкал, τ у.т и/или кВч). Энергоэффективность же измеряется в относительных единицах (Гкал/куб.м, кг у. т./Гкал, Гкал/кв.м и т. д.) и имеет идеальным результатом, например, для теплоснабжения полное, без потерь, использование первичной энергии на нагрев воздуха в зонах деятельности человека. Массовые отключения в подаче тепла, отключения систем приточной вентиляции очень легко выдавать за энергосбережение, хотя показатели энергоэффективности при этом ухудшаются.
Таким образом, энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени. Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку: затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов; требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан; требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы; требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая эффективность, устойчивое развитие, раз, ресурс, Российская Федерация, валовый внутренний продукт, государственное регулирование, российская экономика, экономическое развитие, эффективное использование.
Россия — северная страна, и удельная энергоемкость большинства сфер промышленности и других отраслей экономики, очевидно, должна быть выше. Однако, аналогичные показатели находящихся с Российской Федерацией в одном климатическом поясе государств (Канада, Норвегия) почти в два раза ниже российских. Энергетические затраты выступают базовым элементом экономических процессов, составляя в отдельных видах отечественной продукции до 50 % по удельному весу. Ситуация осложняется тем, что существующий на сегодняшний день темп роста потребности в энергоресурсах (например, углеводородных) значительно превышает уровень их запасов в стране.
Учитывая существующую в стране энергоемкость ВВП, которая не обеспечивает конкурентоспособность отечественной продукции на мировом и российском рынках, а также сложившуюся в условиях роста потребления энергоресурсов угрозу их дефицита, решение задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности является ключевым направлением государственной политики не только на федеральном, но и региональном уровне. Необходимо отметить, что под энергетической эффективностью понимается способность соответствующей системы осуществлять выпуск продукции (услуг) с оптимальными затратами и минимальным ущербом для окружающей среды.
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (далее — Указ Президента № 889) определена цель — снизить к 2020 году энергоемкость ВВП не менее чем на 40 % от уровня 2007 года.
Во исполнение Указа Президента № 889 принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принята государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2446-р, которая в настоящее время входит как подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 321 (далее — Программа).
Стратегической целью региональной энергетической политики является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной экономической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. При этом особую роль энергетическая эффективность имеет для северных и арктических регионов, занимающих 60 % и 20 % территории страны соответственно. Необходимо отметить, что Арктическая зона Российской Федерации встроена в Российский Север в том плане, что многие субъекты страны имеют как арктические, так и северные территории.
Для решения стоящих в региональной энергетике проблем необходим целый комплекс мер, включающий обеспечение согласованности федеральных и региональных программ развития энергетики и повышения ее эффективности, законодательного разграничения полномочий и зон ответственности властей разного уровня, совершенствование и повышение прозрачности системы распределения доходов от добычи, производства и продажи энергоресурсов. Необходимо развитие меж- и внутрирегиональных энерготранспортных коммуникаций, создание разных видов энергетической инфраструктуры для региональных территориально-производственных кластеров, в том числе энергоэффективного типа развития. Важное значение имеет разработка и реализация региональных энергетических программ, региональных программ энергосбережения, максимизация экономически эффективного использования местных источников топливно-энергетических ресурсов, развитие рациональных децентрализованных и индивидуальных систем теплоснабжения.
Важнейшим элементом реализации региональной энергетической политики в сфере энергоэффективности является ее экономический механизм. В настоящее время политика энергоэффективности и энергосбережения реализуется в основном по двум секторам — производственному и социальному. В первом случае она осуществляется в доминирующей степени корпоративными образованиями, во втором — территориальными предприятиями энергообеспечения и органами власти.
Корпоративный тренд целесообразно рассмотреть на примере одного из крупнейших российских энергетических холдингов ПАО «РусГидро». Группа «РусГидро» объединяет научно-исследовательские, проектно-изыскательские, инжиниринговые организации, а также розничные энергосбытовые компании.
Гидроэнергетика, основной сегмент деятельности Компании, представляет собой один из наиболее энергоэффективных секторов электроэнергетики. Помимо этого, Компания активно участвует в развитии генерации электроэнергии на базе других возобновляемых источников — водных потоков, морских приливов, солнца, ветра и геотермальной энергии, которые являются экологически безопасными и обладают высокой степенью энергоэффективности. Кроме того, повышение энергоэффективности за счет использования других ВИЭ стало одной из стратегических задач Компании в Программе инновационного развития ПАО «РусГидро».
Региональные аспекты политики энергоэффективности и ее экономический механизм рассмотрим на примере Красноярского края, северные территории которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» отнесены к Арктической зоне.
Красноярский край является крупнейшей ресурсно-сырьевой базой России. Природные богатства региона достаточно разнообразны — большие площади земельного и лесного фондов, обширные запасы минерального сырья, обеспеченность водными ресурсами и уникальные рекреационные зоны. Однако ведущие позиции в России и в мире край занимает именно по запасам и производству полезных ископаемых.
С 2009 года темп роста объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в Красноярском крае находился на уровне 11–19 % ежегодно. Значительный спад объема инвестиций произошел в 2014 году и составил по отношению к предыдущему году чуть более 12 %. Однако, необходимо заметить, что уже в 2015 году снижение замедлилось до 4,2 %, а показатель инвестиций в основной капитал в фактически действовавших ценах составил более 394 млрд рублей.
По видам экономической деятельности наибольший объем инвестиций в 2015 году направлен на развитие позиций «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производство». При этом лидирующие позиции указанных видов деятельности стабильно сохраняются в течение последних 7 лет, и в различные временные периоды составляют от 19 % до 33 % от общего объема капиталовложений. Кроме того, удельный вес вида экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» также стабильно оставался на уровне 13–14 %. Однако, в 2015 году структура инвестиций в основной капитал несколько изменилась, а объем инвестиций по данной позиции сократился до 7,3 %.
Для сохранения уровня инвестиционной деятельности по развитию ТЭК региона, в настоящее время в крае реализуются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности социально-экономической системы. С учетом интересов производителей и потребителей энергетических ресурсов указанные мероприятия частично реализуются программно-целевыми методами, стимулирующими повышение в регионе стратегических инициатив.
* Учитываются средства федерального бюджета, поступившие в виде межбюджетных трансфертов в краевой бюджет.
** Учитываются средства муниципальных бюджетов в части софинансирования по государственной программе.
При этом мероприятия Программы предусматривают сокращение к 2018 году по отношению к 2014 году энергоемкости валового регионального продукта (далее — ВРП) не менее чем на 16 %, а показатель объема производства энергетических ресурсов с использованием ВИЭ и (или) вторичных энергетических ресурсов в рамках реализации Программы должен увеличиться более чем на 11 %.
Очевидно, что предусмотренного Программой финансового обеспечения мероприятий по формированию целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в Красноярском крае с учетом наличия в составе региона территорий со сложными климатическими и географическими условиями, в настоящее время недостаточно. Реализация экономического механизма по повышению энергоэффективности в регионе должно основываться на кооперационных инструментах региональных органов государственной власти и бизнеса.
В условиях необходимости такого взаимодействия в реализации экономической политики по энергоэффективности важное значение приобретает государственно-частное партнерство (далее — ГЧП), схема реализации экономического механизма посредством ГЧП упрощенно может быть представлена следующим образом (рисунок 1).
‒ равенство интересов сторон и свободы выбора действий (равенство экономических агентов в доступе к услугам, оказываемым частными компаниями в сфере общественных услуг, а также свобода партнеров в выборе форм и методов достижения целей);
‒ признание и учет определенного различия интересов сторон-участников ГЧП;
‒ проектный подход и отсутствие жестких схем и норм взаимодействия, их постоянная адаптация;
‒ разработка и согласование концепций, стратегий, проектов региона и бизнеса в соответствующих сферах;
‒ определение основных ролей, взаимное делегирование полномочий и стимулирование кооперации;
‒ формирование устойчивых перспектив, защита от рисков;
‒ определение конкретных параметров ГЧП (начальные условия, вклады сторон и участие в результатах, организация и контроль);
‒ ответственность за исполнение условий контракта по ГЧП;
‒ признание важности, а в определенных случаях и приоритета экологических параметров при проведении политики энергоэффективности;
‒ стимулирование и гарантии через применение государством системы стимулов для привлечения частных компаний к участию в ГЧП.
Таким образом, в случае успешной реализации экономического механизма энергоэффективности в регионах, частично или полностью относящихся к территориям Арктической зоны Российской Федерации посредством кооперационных инструментов региональных органов государственной власти и бизнеса, процесс формирования целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности осуществим в сравнительно короткие сроки, что, в свою очередь, обеспечит поэтапное достижение установленных Указом Президента № 889 показателей.
Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая эффективность, Красноярский край, государственная программа, Российская Федерация, повышение, Указ Президента, Арктическая зона, основной капитал, федеральный бюджет, экономический механизм.