энергоэффективность в наши дни

энергоэффективность в наши дни

Энергосбережение — один из важнейших приоритетов любого государства. Транспорт, промышленность, ЖКХ — любая сфера живёт и развивается только за счёт энергии, которая необходима именно в физических единицах в виде топлива, электричества и пр. А если продукция страны выходит на мировой рынок, то её цена должна быть конкурентоспособной. Другими словами, энергетическая составляющая в производстве единицы продукции должна быть сопоставима (или меньше) по сравнению с аналогичного рода продукцией в других странах. Это и стало основным стимулом совершенствования законодательства по энергоэффективности в 2007 году. Впервые закон об энергосбережении появился в России в 1997 году, однако в нём не было конкретных целевых показателей, на которые можно было бы опереться. В 2007 году был подписан Указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», который открыл новую историю развития энергоэффективности в России. Однако в 2020 году всё снова изменилось: начала работать регуляторная гильотина.

Что новые правила нам готовят?

В 2020 году решением Минстроя России в рамках «регуляторной гильотины» был упразднён ряд нормативов, касающихся энергоэффективности зданий. Сделано это было для того, чтобы сформулировать нормы, отвечающие современным реалиям. В январе 2021 года была принята транзитная версия постановления правительства. Её нельзя считать окончательной, поскольку сегодня продолжают действовать проекты Минстроя, принятые ещё до 2021-го. Они в ближайшее время однозначно изменятся, как только будет принято новое постановление.

энергоэффективность в наши дни

Проект данного документа уже сегодня позволяет оценить риски, которые могут возникнуть с вступлением в силу нового норматива.

Из положительных моментов — ныне действующие приказы Минстроя №399 и №1550 будут объединены в один документ. Срок действия нового приказа составит шесть лет, что позволяет оценить в перспективе политику государства в области энергоэффективности. Важно понимать, что все нормативы в области жилья касаются исключительно многоквартирных домов. Частное домостроение в сфере индивидуального жилищного строительства (ИЖС) под действие данных законодательных требований не попадает.

Читайте также:  класс энергоэффективности табличка размер

Обновлённый норматив предусматривает повышенные требования к удельной характеристике расхода тепла на отопление и вентиляцию. Это положительный момент, однако повышение требований относится к цифрам, которые действовали до отмены постановления правительства в августе прошлого года. Фактически речь идёт о базовом уровне, который, согласно прежним нормативам, планировалось повысить на 20%. Повышение требований по новому постановлению как раз и фиксирует уровень с учётом роста в 20%. Это означает, что здания должны строиться уже с учётом повышенного требования к энергоэффективности.

энергоэффективность в наши дни

Что касается негативных последствий от пересмотра требований к энергоэффективности, следует отметить несколько ключевых моментов:

Отказ от графика перспективного повышения требований по энергоэффективности. Предполагалось, что с 2018 по 2028 годы энергоэффективность вновь возводимого жилья должна увеличиться на 50%. Однако новое постановление ликвидирует этот график. Повышение требований ограничилось планкой в 20% на ближайшие шесть лет действия постановления (п. 7 Приказа Минстроя №1550).

Постановление предусматривает возможность пересмотра требований в зависимости от текущего состояния экономики. Но оценить, как именно данная инициатива будет реализована на практике, сейчас невозможно.

Новые требования предусматривают переход с фактических показателей энергоэффективности на проектные. Что мы получим на деле? Проектировщик проектирует здание в соответствии с нормативной документацией, после проект проверяет экспертиза, а насколько показатели, заложенные в проекте, соответствуют фактическим — уже никому неинтересно. Экспертный аудит проходит только проект, качество строительства контролируется по проектной документации. А соответствие показателей на бумаге и в процессе эксплуатации совершенно выпадает из поля зрения.

Продолжая линию отказа от реальных показателей, авторы нового постановления предлагают вновь построенным зданиям присваивать класс энергоэффективности по проектным показателям. Отказ от фактических показателей приведёт к тому, что мы просто не сможем объективно оценить реальную энергоэффективность. На бумаге будут одни цифры, а что на самом деле — никто не узнает.

Ещё одно нововведение — отказ от использования инструментально-расчётного метода подтверждения состояния построенного здания. Потребители, приобретая жильё, хотят платить деньги за реальные показатели, за энергоэффективное жилье в жизни, а не на бумаге. Однако они не могут заранее узнать, соответствуют ли заявленные цифры реальным. Хуже того — потребители лишены возможности оспорить сделку вследствие разрыва между проектными и реальными показателями энергоэффективности. Застройщики не имеют обязательств в отношении энергоэффективности построенных ими объектов.

энергоэффективность в наши дни

Как и в предыдущих, так и в новых требованиях к энергоэффективности полностью отсутствует частное домостроение. При этом по разным оценкам доля ИЖС составляет порядка 40% в общем жилом фонде. Пандемия усилила спрос на загородную недвижимость, и дальше он будет только расти.

энергоэффективность в наши дни

И получается, что в статистике доля индивидуального жилищного строительства в нашей стране учитывается, но при этом никак не регулируется.

Энергоэффективность: быть или не быть?

Какой будет окончательная версия новой редакции постановления, однозначно сказать сложно. Но уже очевидно, что происходит разворот в обратную сторону — в направлении отказа от энергоэффективности.

Основная причина, по которой это происходит, связана прежде всего с невыполнением плана по объёму вводимого жилья. Вводить каждый год 120 млн м² — задача сложно выполнимая. Застройщики объясняют, что им мешают дополнительные затраты, связанные с энергоэффективностью.

Однако последние исследования показали, что увеличение затрат составит менее 1%. Получается, что в новой реальности на первый план выходят капитальные затраты на строительство здесь и сейчас, нежели экономия в последующие 20–50 лет.

Непонятно, каким образом планируется повышать энергоэффективность, не предъявляя новых требований к теплозащитным характеристикам.

Представим себе чайник и термос. В термосе напиток остаётся горячим без подвода дополнительной энергии, к чайнику нужно постоянно доставлять тепло, чтобы напиток оставался горячим. Точно так же процессы устроены и в здании. Если оно имеет хорошую теплоизоляцию, оно герметично, то тепло оно будет держать дольше. Однако, если здание плохо утеплено, имеет щели, то оно требует больше энергии для поддержания температуры внутри.

энергоэффективность в наши дни

Что мы получим в итоге: низкое качество жилья; отсутствие контроля за фактическими показателями; отсутствие комплексного подхода к повышению энергоэффективности, который включает не только толщину теплоизоляции, но и применение установок по рекуперации вытяжного воздуха в системе вентиляции, повышение требований к окнам.

На этом фоне очень важно не потерять существование направления «энергоэффективность зданий» как такового. Совсем скоро будет опубликован финальный текст постановления, который позволит более чётко проанализировать ситуацию.

Станислав ЩЕГЛОВ: Энергоэффективность в России: что нас ждёт завтра?

В моём понимании наличия нормативно-правовой документации, обязательной для выполнения проектирования новых и капитального ремонта существующих зданий с повышенной энергоэффективностью, «вчера» — это СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», который закрепил повышение теплозащиты наружных ограждений зданий и впервые в России на федеральном уровне ввёл понятие и содержание терминов «энергетическая эффективность зданий», «установление класса энергоэффективности», а также включил в состав проектной документации разделы «Энергоэффективность зданий и систем их инженерного обеспечения» и «Энергетический паспорт проекта здания», а «позавчера» — то, что было до этого и происходило в прошлом веке.

Надо иметь в виду, что «настоящее время» проходит под действием «регуляторной гильотины», по которой упразднены ряд нормативов, касающихся энергоэффективности зданий, под предлогом якобы того, чтобы сформулировать нормы, отвечающие современным реалиям, однако на практике это окончательно запутало проектировщиков, создав мнение о необязательности повышения энергоэффективности зданий. Поэтому мой анализ будет исходить не из рассмотрения того, что на данный момент является действующим, а из моего опыта специалиста в области повышения энергоэффективности зданий и систем инженерного оборудования этих зданий. В 1998 году я создал и возглавил отдел энергоэффективности зданий в Мосгосэкспертизе при Правительстве Москвы, уйдя на пенсию в 2011 году, до этого работал заместителем директора ГУП «Московское агентство по энергосбережению» по направлению «Жилищно-коммунальное хозяйство и здания социальной защиты».

В ППРФ №1628 неправильно выбран показатель энергоэффективности зданий

По мнению С. Щеглова, новое постановление будет «предусматривать повышенные требования к удельной характеристике расхода теплоты на отопление и вентиляцию». Прежде всего хочу обратить внимание, что в качестве показателя энергоэффективности термин «удельная характеристика расхода», применённый в ППРФ №1628, упоминается только в СП 50. 13330. 2012 (далее — СП 50), актуализирующем СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (далее — СНиП 23–02), но ни в этом СНиП, ни в ГОСТ 31427–2010 «Здания жилые и общественные. Состав показателей энергоэффективности», ни в аналогичном по названию Постановлении Правительства РФ от 25 января 2011 года №18, ни в одном зарубежном нормативном документе такого термина не существует. Его появление в новом постановлении, по крайней мере, удивляет. Во всех документах в качестве обязательного показателя энергетической эффективности приводится «удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию».

энергоэффективность в наши дни

Поэтому и создаётся ложное впечатление, что требования энергоэффективности, изложенные в ППРФ №1628, где в качестве показателя энергоэффективности приводится удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию из СП 50, не согласованная по размерности и по физическому смыслу с фактически измеренным расходом теплоты за какой-то период времени, «предусматривают переход с фактических показателей энергоэффективности на проектные» (цитата из статьи С. Щеглова).

энергоэффективность в наши дни

Это на такой же процент снизило нормируемые требования энергоэффективности, в сравнении с которыми у проектируемых МКД (при утеплении наружных ограждений до базовых значений приведённого сопротивления теплопередаче) рассчитанная в проекте удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление оказывалась настолько ниже нормируемой, что они на бумаге стали «высокого класса энергоэффективности», не требуя никаких энергосберегающих мероприятий, а годовой расход теплоты на отопление оставался тем же — реальной экономии теплоты не было!

Это и послужило одной из причин срыва выполнения требований ППРФ №18 о повышении энергоэффективности зданий на 40% в 2020 году по сравнению с базовым 2003 годом. По энергоэффективности зданий мы остались на уровне СНиП 23–02 и даже ниже, потому что нормы позволяют дополнительно снизить сопротивление теплопередаче наружных ограждений при получении рассчитанной характеристики расхода ниже нормируемой.

энергоэффективность в наши дни

Возвращение к показателю энергоэффективности, провозглашённому в СНиП 23–02 и ППРФ №18 в виде удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, позволит, как это и требуется, оценивать по данному показателю (сопоставлением проектных значений с нормируемыми на текущий период времени) соответствие проекта по энергоэффективности существующим нормам, а по соотношению фактически измеренного удельного расхода тепловой энергии за какой-то период времени, пересчитанного на нормализованный отопительный период, и нормируемого значения — достигнутый класс энергоэффективности в условиях эксплуатации, а сопоставляя с проектным значением — оставшуюся величину резерва энергосбережения.

Например, при превышении тепловой нагрузки системы отопления по проекту отопления и вентиляции в 1,2 раза (по сравнению с определённым по СТО) требуемые параметры теплоносителя должны быть 84–63°C вместо проектных 95–70°C, а при превышении в 1,4 раза — 77–59°C. Если не перенастроить контроллер регулятора подачи теплоты в систему отопления на поддержание новых расчётных параметров, годовое теплопотребление здания возрастёт приблизительно на 20 и 40% по сравнению с требуемым, без увеличения температуры воды в обратном трубопроводе против стандартного графика, а по этому превышению принято судить о перегреве здания.

Во-вторых, резерв энергосбережения создаётся ещё и в том, что регулирование подачи теплоты в систему отопления следует выполнять не только в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, как записано в СП 60. 13330. 2020 (далее — СП 60), но и с учётом составляющих теплового баланса зданий, среди которых бытовые теплопоступления практически не зависят от изменения наружной температуры. В связи с этим с повышением температуры наружного воздуха доля бытовых теплопоступлений в тепловом балансе здания будет возрастать, за счёт чего можно сократить расход теплоты на отопление по сравнению с отпуском его по температурному графику центрального регулирования на источнике, осуществляемом без учёта внутренних теплопоступлений, при котором прекращается отопление при равенстве наружной и внутренней в здании температур (18–20°C).

Другие критические замечания к ППРФ №1628

энергоэффективность в наши дни

«Энергетический сертификат» или «энергетический паспорт» (нем. Energieausweis) — это документ, содержащий данные об энергоэффективности здания и его затратах на энергоресурсы. В Германии энергопаспорт является обязательным для всех жилых зданий с 2009 года.

Многие при этом решили, что не обязательным является вообще повышение энергоэффективности зданий, тем более что в приказе Минстроя от 17 ноября 2017 года №1550/пр, вышедшем во исполнение ППРФ №603 от 20 мая 2017 года, уточняющем ППРФ №18, исчезла организация, осуществляющая экспертизу проектной документации в части энергоэффективности проекта, как и в другом приказе Минстроя от 8 июня 2018 года №341/пр «О внесении изменений в Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации», и с облегчением перестали контролировать состояние энергетической эффективности строящихся и капитально ремонтируемых зданий.

В том же приказе Минстроя №1550/пр говорится, «что удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию определяется актами, предусмотренными в пп. 35 и 42 Перечня, в результате применения которого на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённого ППРФ №1521 от 26. 2014», но это не соответствует действительности.

В п. 35 Перечня указывается СП 50 (актуализированный СНиП 23-02-2003), по которому, как показано выше, нельзя определить удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию. А в п. 42 Перечня указывается СП 60 (актуализированный СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»), в котором должна быть методика определения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий, но оказалось, что её нет, несмотря на наши предложения внести эту методику в виде приложений, что было отвергнуто. В новом ППРФ №1628 также нет указания, по какому документу следует определять этот параметр.

Для возможности выполнения расчёта удельного годового расхода энергетических ресурсов, потребляемых зданиями, предлагается: «утвердить на федеральном уровне Методическое пособие «Требования к содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» на базе утверждённого Национальным объединением проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) стандарта СТО НОП 2. 01–2014 с таким же названием».

Этот стандарт прошёл семилетнюю апробацию, НП «АВОК» готов обновить его и переработать в Методическое пособие, добавив в название «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения», для возможности утверждения федеральными органами.

энергоэффективность в наши дни

В ППРФ №1628 отсутствуют цифровые значения долгосрочной динамики повышения требований к энергоэффективности зданий

И последнее замечание к Постановлению Правительства РФ от 27 сентября 2021 года №1628. В п. 5 Правил указывается, что «Определение требований энергетической эффективности осуществляется путём установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности».

энергоэффективность в наши дни

Исходя из изложенного, в том числе с учётом того, что в рассматриваемом ППРФ №1628 в качестве показателя энергоэффективности принята «удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», которая появилась в СП 50, которая не используется ни в одной стране мира и не менее чем на 35% снизила требования к энергоэффективности зданий в России по сравнению со СНиП 23–02, который этот СП так «актуализировал». Поэтому на вопрос, что ждёт нас завтра с выходом нормативно-правового документа, определяющего будущее состояния энергетической эффективности в строительстве, я ответил: завтра будет позавчера!

Повышение энергоэффективности зданий способствует декарбонизации экономики, требуемой по Парижскому соглашению

Но обстановка для чиновников Минстроя и Минэкономики изменилась — безнаказанно отмалчиваться на обращения инженерной общественности с обоснованной критикой и предложениями для реализации повышения энергетической эффективности в строительстве не получится, поскольку эта проблема переходит с российского уровня на международный. Парижское соглашение по климату, подписанное 195 странами, включая Россию, в рамках Конвенции Организации Объединённых Наций (ООН) об изменении климата, регулирует меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере Земли с 2020 года.

энергоэффективность в наши дни

Целью соглашения является удержание роста глобальной средней температуры менее 1,5–2,0°C к 2050 году. В качестве наказания странам, не выполнившим принятых на себя обязательств, будут вводиться штрафные санкции в виде углеродного налога.

Оценим с учётом задач на повышение энергоэффективности нового строительства, поставленной в ППРФ №603, и сложившегося жилищного фонда, какая доля снижения теплопотребления на отопление и вентиляцию (ОВ) МКД на каждом планируемом этапе будет покрываться за счёт повышения теплозащиты наружной оболочки здания и совершенствования авторегулирования подачи теплоты, а какая за счёт утилизации теплоты вытяжного воздуха, стоков, окружающей среды или использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

qвгодент. баз = 0,28×1,5×1,2×1,0×4550×24×10–3 = 55 кВт·ч/м² в год.

Соответственно, базовый удельный расход тепловой энергии на отопление как разность теплопотерь через наружные ограждения и внутренних теплопоступлений будет:

qотгод. баз = qовгод. баз — qвгодент. баз = 83,6–55 = 28,6 кВт·ч/м² в год.

На первом этапе повышения энергоэффективности такого МКД удельный годовой расход тепловой энергии на системы отопления и вентиляции с учётом 25% снижения энергопотребления:

qовгод. эт = 83,6×(1–0,25) = 62,7 кВт·ч/м².

Учитывая, что расход тепловой энергии на нагрев наружного воздуха для вентиляции остаётся в том же объёме, но теплозащита наружных ограждений повысится, нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление значительно снизится и будет равен

qотгод. эт = 62,7–55 = 7,7 кВт·ч/м² в год.

Соответственно, на втором этапе снижения энергопотребления строящихся зданий на 40% по отношению к базовому уровню нормируемый удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию составит

qовгод. эт = 83,6×(1–0,4) = 50,2 кВт·ч/м²,

что превышает расход тепловой энергии на нагрев наружного воздуха для вентиляции, и расход теплоты на отопление за вычетом бытовых теплопоступлений равен нулю; а на третьем этапе снижения энергопотребления на 50%:

qовгод. эт = 83,6×(1–0,5) = 41,8 кВт·ч/м².

Удельное базовое теплопотребление на горячее водоснабжение принято в размере 102 кВт·ч/м² в год, нормируемое на первом этапе — с учётом наличия во всех квартирах водосчётчиков и оплаты счётов по их показаниям, что сокращает водопотребление примерно на 40%:

102×(1–0,4) = 61,2 кВт·ч/м²,

уменьшаемое на 3% за каждые последующие пять лет.

Ниже в табл. 1 приводятся результаты расчётов баланса годового энергопотребления 12-этажного МКД с базовым уровнем теплозащиты и в соответствии с требованиями ППРФ №603 в кВт·ч/м² (с учётом повышающего коэффициента 2,0 на электрический киловатт-час) и процентах, а также с утеплением до базового уровня пятии девятиэтажных домов типовых серий первого и второго поколений массового индустриального строительства до 1980 года и 12–16-этажных домов третьего поколения индустриального строительства с 1980 по 2000 годы.

энергоэффективность в наши дни

Таким решением может быть регулирование воздухообмена по потребности — снижение объёмов воздуха до минимально необходимого при отсутствии жителей, но оно эффективно в домах с заселённостью до 25–28 м² общей площади квартир на человека, потому что при меньшей плотности заселения минимальная норма воздухообмена для вентиляции квартир уже не зависит от вентиляционной нормы воздуха на человека, а определяется минимальной кратностью воздухообмена в квартире (не ниже 0,35 ч-1). Ещё одно решение — применение утилизации теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного, а также технологий, использующих ВИЭ, то есть тепловых насосов и солнечных коллекторов, в том числе для нагрева горячей воды в системе горячего водоснабжения, или солнечных фотоэлектрических панелей для выработки электрической энергии.

Как показывают комплексные исследования, реализация энергосберегающих мероприятий в виде дополнительного утепления зданий и оптимизации авторегулирования подачи теплоты на отопление и, возможно, утилизации теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного воздуха или воды на горячее водоснабжение, при расчёте стоимости жизненного цикла дома, включающего в себя расходы на проектирование, монтаж, последующее обслуживание и эксплуатацию в течение срока службы 30–50 лет до очередного капитального ремонта, экономически оправдана. Без применения технологий ВИЭ невозможно добиться дальнейшего выполнения требований повышения энергоэффективности зданий в области их отопления, поскольку из-за степенной зависимости снижения теплопотерь через наружные ограждения от повышения сопротивления теплопередаче этого ограждения существует порог, когда повышение сопротивления теплопередаче не приводит к решающему снижению теплопотерь, а в области снижения электропотребления без ВИЭ не обойтись.

Не следует забывать, что сокращение энергопотребления зданием снижает количество топлива, сжигаемого для его производства, и уменьшает выбросы углекислого газа в атмосферу, что особенно актуально согласно резолюции мирового соглашения по климатизации в Париже.

Предлагается следующая динамика повышения энергоэффективности зданий до 2050 года.

энергоэффективность в наши дни

Динамика повышения энергоэффективности нового строительства в РФ до зданий с низким энергопотреблением в 2030 году

В развитие разработанного в 2019 году Минэкономразвития России проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Градостроительный кодекс РФ в части установления класса энергетической эффективности общественных зданий», НП «АВОК» письмом от 23 июля 2019 года №И-354 направило в Минэкономразвития и Минстрой России свои предложения по изменению действующих нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, указанных в Перечне, приведённом в проекте этого закона, в части реализации повышения энергетической эффективности и установления класса энергоэффективности не только многоквартирных домов, но и общественных зданий.

энергоэффективность в наши дни

энергоэффективность в наши дни

Динамика повышения энергоэффективности нового строительства в РФ до зданий с энергозатратами, близкими к нулевым, в 2050 году

энергоэффективность в наши дни

Тогда расширенная таблица классов энергетической эффективности жилых и общественных зданий, отражающая новый диапазон их градации, будет иметь следующий вид — табл.

энергоэффективность в наши дни

Базовый уровень энергопотребления зданий соответствует классу D («нормальный») с диапазоном отклонения расчётного (фактического) удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня 0 до −25%, потому что следующий этап повышения энергоэффективности зданий, соответствующий классу C («повышенный»), начинается с −25% по отношению к базовому. Соответственно, следующий этап повышения энергоэффективности зданий с 2025 года ещё на 15% будет соответствовать классу B («высокий») и начинаться с −40% по отношению к базовому. Далее классы будут отличаться друг от друга на 10%. «Наивысший» класс А отражает достижение уровня зданий с низким потреблением энергии; «очень высокий» класс А++ — достижение в 2040 году уровня «энергопассивных» зданий, а «очень высокий» класс А+++ — переход с 2040 года к уровню с потреблением энергии, близким к нулевому, достигнув его в 2050 году. И это при условии, что начало реформирования начнётся в 2022 году с 25% снижения энергопотребления зданий к базовому уровню, а дальнейшее снижение произойдёт с соблюдением показателей табл. 2 и 3.

По результатам фактических измерений для МКД, подлежащих капитальному ремонту (построенных до 2000 года), следует расширить пределы отклонений низких классов, вернувшись к исходной табл. 3 СНиП 23–02 с небольшим снижением, учитывающем прошедшие 18 лет: для класса Е («пониженного») от +35% до 0%, для класса F («низкий») от +70% до +35%, для класса G («очень низкий») выше +70%. В противном случае, если оставлять уровень самого низкого класса выше +50% (как в приказе Минстроя от 6 июня 2016 года №399/пр), то при указании, что капитальному ремонту подлежат все здания класса энергоэффективности G, под него подпадут здания, построенные до 2000 года. Выполнение изложенного выше плана позволит в новом строительстве только к 2050 году достигнуть уровня потребления зданиями энергии, близкого к нулевому, который предполагалось достигнуть странами Европейского союза в 2020 году.

энергоэффективность в наши дни

Динамика повышения энергоэффективности существующего жилищного фонда до уровня зданий с низким потреблением энергии

В ноябре 2020 года Европейская комиссия (ЕК) обнародовала стратегию «Волны реновации». Задача данной инициативы — увеличить число зданий в Европе, подвергаемых переоборудованию с целью повышения их энергоэффективности, в два раза в ближайшие десять лет. Как было объявлено в стратегии, ЕК пересмотрит минимальные стандарты энергоэффективности зданий и включит в это исследование существующие здания. В феврале 2021 года ЕК открыла обсуждения, касающиеся пересмотра EPBD, а в это время Минэкономразвития России в «Госдокладе 2020» предлагает из переработанной в 2020 году «Энергостратегии 2035», вместо действующей и ещё не выбравшей свой срок «Энергостратегии 2030», исключить важнейший индикатор «Повышение энергоэффективности зданий», что является отказом от продолжения работ в этом направлении.

Справедливости ради надо отметить попытку Минэкономразвития в повышении энергоэффективности существующего жилищного фонда, установив в «Комплексном плане мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России», утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года №703-р, в п. 6 требование: «Динамика потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов (без учёта нового строительства) должна обеспечить снижение теплопотребления в 2030 году на 25% по отношению к фактическому значению базового 2016 года». Но вследствие невозможности проконтролировать такое снижение оно не было реализовано на практике.

Следует заметить, что в федеральных документах, применяемых при проектировании зданий, о требовании повышения энергетической эффективности существующих зданий при их капитальном ремонте путём утепления зданий до базового значения приведённого сопротивления теплопередаче наружных ограждений и внедрения других энергосберегающих мероприятий указывается только в пункте 6. 1 уже не действующего СНиП 23–02, где указано: «Повышение энергоэффективности существующих зданий следует осуществлять при реконструкции, модернизации и капитальном ремонте этих зданий», предполагая их утепление также до базового уровня.

Следовательно, энергоэффективность при капитальном ремонте МКД, по мнению Минстроя России, должна оставаться на уровне прошлого века!

энергоэффективность в наши дни

Расчёты, выполненные по городу Москве, показывают, что для обеспечения такого снижения теплопотребления на отопление жилищного фонда комплексный капитальный ремонт с утеплением и устройством автоматического регулирования подачи теплоты в систему отопления дома по энергоэффективному сценарию, который предполагает повышение теплозащиты зданий до базового уровня с 2022 по 2023 годы и на 40% выше базового уровня с 2023 по 2030 годы включительно, должен осуществляться ежегодно на площади, составляющей 2,5% в год от площади жилищного фонда к 2020 году, что близко к объёмам нового строительства, что понятно и обязательно подлежит контролю.

Кстати, при таком сценарии получается, что комплексному капитальному ремонту будут подвергнуты все МКД, построенные до 1980 года, и, следовательно, после 2030 года можно выйти на расчётный срок в 50 лет между очередными капитальными ремонтами одного и того же дома. Аналогичный вывод, вероятно, можно перенести на другие регионы России.

Продолжая в таком же объёме и на том же уровне выполнять комплексный капитальный ремонт существующих МКД после 2030 года, можно в 2050 году достичь 40% повышения энергоэффективности от базового уровня во всех домах, построенных до 2000 года.

Таким образом, в новом строительстве реализуется возможность для МКД достичь уровня зданий с низким потреблением энергии (50% снижение энергопотребления по сравнению с базовым значением) в 2030 году и уровня зданий с энергозатратами, близкими к нулевым, в 2050-м — году подведения итогов долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития на планете Земля. Существующий жилищный фонд при задании повышения теплозащиты зданий на 40% выше базового уровня в результате проведения капитального ремонта ежегодно на площади, составляющей 2,5% в год от площади жилищного фонда к 2020 году, в 2030-м достигнет уровня второго этапа нового строительства в объёме 25% зданий существующего в 2020 году жилищного фонда, а в 2050-м — во всех домах, построенных до 2000 года.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий