Андрей Гордеев / Ведомости
Крупнейший банк страны объявил о масштабной реорганизации своей экосистемы. Сбербанк до июня разделит ее на две отдельные: для клиентов — юридических лиц (В2В-бизнес) и для клиентов — физических лиц (В2С-бизнес), говорится в сообщении банка. Они будут работать «в тесной координации» друг с другом.
Ключевой бизнес своей экосистемы – электронную коммерцию – Сбербанк выделит в единый холдинг, который объединит компании «Сбермаркет», «Сбермегамаркет», «Сберлогистика», «Сбер Еаптека» и СММ Ретейл, а также долю «Сбера» в совместном предприятии c VK – «О2О холдинг», сообщил госбанк.
Сейчас «Сбермаркет» занимается доставкой главным образом товаров первой необходимости из магазинов, «Сбермегамаркет» – это активно растущий универсальный маркетплейс, «Сберлогистика» предлагает услуги доставки посылок по стране корпоративным и частным клиентам, «Еаптека» – интернет-аптека, которая входит в число крупнейших аптечных сервисов для заказа лекарств. В «O2O холдинге» находятся сервис такси «Ситимобил», служба доставки из ресторанов, аптек и магазинов Delivery Club, сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат».
Всем держателям акций компании, которые войдут в состав холдинга, будет сделано предложение обменять свои акции на акции холдинга по справедливой рыночной цене. В «О2О холдинге» «Сберу» и VK принадлежит по 45%, еще 10% предназначены для вознаграждения сотрудников. «Ведомости» направили запрос в VK.
Председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщил во вторник журналистам, что создание холдинга не потребует от госбанка дополнительных инвестиций, так как это плановая реорганизация, которую в Сбербанке готовили с осени 2021 г. С названием нового бренда и конкретной схемой реорганизации в группе пока не определились. Сейчас новому холдингу предстоит привести все проекты к единой технологической платформе.
На фоне реорганизации своей экосистемы Сбербанк меняет кадровый состав. Создаваемый холдинг электронной коммерции Сбербанка возглавит Лев Хасис, который покинет пост первого зампреда правления с 1 июня. Сейчас Хасис курирует и координирует работу блоков «Международные операции», «Технологии», «Сервисы» и ряд других направлений деятельности Сбербанка. Хасис также намерен сосредоточиться на собственных проектах после того, как в июне покинет пост в правлении.
Ряд направлений Хасиса будут переданы в курирование первым заместителям председателя правления Александру Ведяхину и Кириллу Цареву. Последний занимает должность заместителя правления без приставки «первый» и руководит блоком «Розничный бизнес». Царев будет курировать в новой должности развитие экосистемы для физлиц, Ведяхин – для юрлиц, а также блоки «Международный бизнес» и «Сеть продаж». Зампредом банка станет Александра Бурико, пока что занимающая пост старшего вице-президента и руководителя блока «Финансы».
- Что такое экосистема «Сбера»
- «Разводы» Сбербанка
- Чем известен Хасис
- Правовые основы регулирования деятельности в отрасли
- Коммунальное хозяйство. Краткие сведения о потребности в инвестициях
- Основные факторы, влияющие на развитие рынка тепло – электроэнергии
- Основные параметры типовых инвестиционных решений при реализации проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
- Основные условия кредитования компаний для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
- Обзор инвестиционных проектов (программ) модернизации объектов тепло – энергоснабжения
- Направления деятельности Дирекции Департамента Сбербанка по управлению проектами в сфере ЖКХ
- Масштабные вложения в энергосбережение неизбежны исходя из положений закона «Об энергосбережении» (261-ФЗ), но считаются невозможными в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Так ли это? Мурманская область – исключение из «правила»?
- В чем суть проекта?
- Речь идет не обо всей Мурманской области, а о Мурманске и Североморске. Почему только эти города?
- Вы упоминали про комплексный подход. Но зачем он нужен, если первоочередная задача — установка узлов учета тепла? Ведь все дополнительные предложения ведут к удорожанию работ по каждому конкретному дому.
- И за это жители вынуждены будут заплатить из своего кармана? Ведь инвестиции со стороны «Сбербанка» и «Теплокома» предполагают быстрый возврат средств и прибыль.
- Как будут использоваться сэкономленные жителями деньги? Смогут ли собственники проконтролировать правильное использование своих средств?
- Зеленый микроклимат Сбера
- Переход на чистую энергию и энергосберегающие технологии
- Покупка зеленых сертификатов через блокчейн-платформу
- Электронный документооборот
- Переработка вторичных ресурсов
- Создание системы
- Не оператор
- Участники альянса
Что такое экосистема «Сбера»
В первом полугодии 2021 г. Сбербанк инвестировал в компании нефинансового бизнеса $1 млрд, писали «Ведомости». Ровно столько же Сбербанк вложил за три года развития экосистемы с 2017 по 2019 г. , говорил Хасис. В течение ближайших трех лет группа потратит на развитие нефинансового бизнеса суммарно 300–350 млрд руб.
В экосистему Сбербанка сейчас входит большое количество компаний и сервисов. Помимо электронной коммерции это: направление Foodtech & Mobility («Ситимобил», Delivery Club, 2ГИС, «Кухня на районе»), «Развлечения» («Сберзвук», онлайн-кинотеатр Okko, Rambler & Co, «Союзмультфильм»), «Здоровье», B2B-сервисы (облачные сервисы, услуги по кибербезопасности, Sberdevices, «Сбермобайл» и проч.
«Разводы» Сбербанка
В 2020 г. , когда Сбербанк представлял свою новую стратегию, Хасис отметил, что после трех неудачных попыток стать лидером в e-commerce банк решил развивать это направление самостоятельно – не в рамках партнерств.
В 2017 г. Сбербанк договорился с «Яндексом» о создании совместного предприятия на базе «Яндекс. Маркета». Но уже через три года стороны объявили о разводе: «Яндекс» выкупил у Сбербанка 45% «Яндекс. Маркета», а банк приобрел у IT-холдинга его долю в сервисе «Яндекс. Деньги». Летом 2020 г. источники Reuters рассказывали, что Сбербанк намерен приобрести около 30% онлайн-ритейлера Ozon, но впоследствии агентство сообщило, что переговоры зашли в тупик.
Третьей неудачной попыткой Сбербанка в e-commerce могло стать неудавшееся партнерство с китайской Alibaba. Сбербанк и Alibaba Group в 2017 г. вели переговоры о создании совместного предприятия в сфере e-commerce. Но в конце того же года Financial Times сообщила, что компании прекратили переговоры. В итоге СП с Alibaba в России создали VK, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций.
К 2023 г. доля нефинансовых бизнесов экосистемы должна занять 5% в чистом операционном доходе Сбербанка. А через 10 лет Сбербанк всерьез намерен стать не только банком: к 2030 г. нефинансовая часть его экосистемы должна приносить уже 20–30% чистого операционного дохода. Сбербанк также допускает IPO «Самоката» и Delivery Club в 2022-2023 гг. , говорил в сентябре 2021 г. Хасис.
Планы у Сбербанка амбициозные: выручка всего банка за девять месяцев 2021 г. составила 2,8 трлн руб. – на нефинансовый бизнес пока приходится 4,2%.
А растущая экосистема наращивает убытки. Убыток нефинансового бизнеса Сбербанка до налогообложения за январь – сентябрь составил 32,2 млрд руб. против доналоговой прибыли в размере 11 млрд руб. год назад.
Выручка экосистемы за девять месяцев 2021 г. выросла в 2,8 раза до 121,7 млрд руб. За весь 2021 г. Сбербанк планирует получить 200 млрд руб. выручки от этого сегмента. Наибольший вклад в выручку вносит сегмент электронной коммерции. Его оборот (GMV) вырос более чем в 10 раз в годовом выражении – до 63 млрд руб.
Но электронная коммерция также вносит и основной вклад в убыточность экосистемы – за январь — сентябрь 2021 г. на сегмент пришлось 22,4 млрд руб. убытка до вычета налогов, процентов по кредитам, амортизации и износа (EBITDA). Это в 6,6 раз больше показателя аналогичного периода 2020 г.
Неконтролируемое развитие экосистем на базе банков настораживает Банк России. «Банки инвестируют средства вкладчиков в новый бизнес, в свою экспансию. Отдачи от этих бизнесов могут быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк, который находится в центре экосистемы», – говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Регулятор не хочет запрещать банкам инвестировать в экосистемы, но платить должны акционеры, а не вкладчики. Поэтому ЦБ предложил ограничить инвестиции банков в нефинансовый бизнес и ввести понятие иммобилизованных активов (ИА), в которые войдут и экосистемы. Предполагается установить лимит на капитал по таким активам.
Чем известен Хасис
Хасис, пришедший в 2013 г. в Сбербанк из X5 Group, стоял у истоков создания экосистемы Сбербанка. Топ-менеджер «сделал многое для повышения эффективности работы нашей организации», отметил Греф. На вопрос, почему он решил покинуть правление Сбербанка, Хасис ответил «Ведомостям», что «пора открыть следующую страницу».
До работы в «Сбере» Хасис занимал руководящие позиции в финансовых организациях и розничных сетях: в 90-х был вице-президентом Автовазбанка, затем – вице-президентом Альфа-банка. В 2000-х отметился в совете директоров «Росаэро», был членом совета директоров ЗАО «ТВК Авиапарк». В 2002 г. он вошел в совет директоров «Перекрестка», а в 2006 г. под руководством Хасиса произошло слияние «Перекрестка» с торговой сетью «Пятерочка», в результате чего был создан крупнейший по обороту ритейлер X5 Retail Group, где Хасис пять лет был главным исполнительным директором.
В 2011-2013 гг. был старшим вице-президентом по международным операциям крупнейшего в мире ритейлера – американской сети супермаркетов Walmart, откуда ушел в «Сбер». В 2013 г. Хасис инвестировал в Instamart, который позже вошел в экосистему «Сбера» как «Сбермаркет». В 2015-2018 гг. вместе с гендиректором «Глобус Гурмэ» (Хасис был сооснователем сети вместе с ресторатором Аркадием Новиковым) развивал сеть клубных супермаркетов «Смартори», но проект закрылся, а Хасис вышел из «Глобуса». Среди других его инвестиций также были, например, американские стартапы Boxed. com, LendingHome. com.
Правовые основы регулирования деятельности в отрасли
Прежде всего, необходимо дать перечень основных нормативно-правовых актов, на которые Сбербанк ориентируется в деятельности по финансированию в сфере модернизации ЖКХ.
Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность:
- ФЗ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении».
- ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
- ФЗ № 115 от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях».
- ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ № 2446-р от 27.12.2010 г. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
- Указ Президента РФ № 600 от 07.05.2012 г. «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно – коммунальных услуг».
Внутренние нормативные документы ОАО «Сбербанк России» по кредитованию:
Коммунальное хозяйство. Краткие сведения о потребности в инвестициях
По данным Минрегионразвития, потребность в финансировании объектов электро-теплоснабжения более 2 триллионов рублей. Расчет и оценка производились по состоянию на 1 января 2011 г. Данные сведены в таблицу:
НАИМЕНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Среднийизнос основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (%)
Потребность в финансовых средствах на восстановление основных фондовдо нормативных значений (млрд. рублей)
Котельные
53,2
381,9
Центральные тепловые пункты
50,9
139,6
Трансформаторные подстанции
54,8
294,5
Тепловые сети
59,0
497,8
Электрические сети
51,8
724,6
Итого по Российской Федерации:
53,94
2 038,4
Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году
Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году составило 896 млрд. рублей, или 87 % от плана финансирования инвестиционных программ на 2011 год
Финансирование инвестиционных программ частными ОГК/ТГК в части объектов модернизации в 2011 году составило 123,1 млрд рублей, или 69 % от плана финансирования на 2011 год.
По состоянию на конец февраля 2012 года за просрочку начала исполнения обязательств компаниями выплачено штрафов на сумму 2 921 млн рублей.
Основные факторы, влияющие на развитие рынка тепло – электроэнергии
Основные цифры (по данным Минэнерго):
- Уголь, с учетом транспортных расходов: до 30%
- Газ: 15%
Задолженность по оплате электрической энергии на розничном рынке на начало 2012:
80,4 млрд. руб.
Задолженность по оплате тепловой энергии: 97,2 млрд. руб.
Основные параметры типовых инвестиционных решений при реализации проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
Сбербанк видит для себя следующую основу для формирования инвестиционных программ по модернизации объектов тепло-электроснабжения на территории России:
Единое правовое пространство :
- принятие типовых нормативных правовых актов;
- установление единых «правил игры» во всех субъектах РФ (муниципальных образованиях);
- принятие инвестиционных программ развития отрасли тепло-энергоснабжения ;
- утверждение схем теплоснабжения и энергоснабжения муниципальных образований.
Управление имущественным комплексом:
- долгосрочная аренда;
- концессия;
- хозяйственное ведение.
- установление долгосрочных тарифов с индексацией на инфляцию;
- возможность установления двухставочных тарифов на тепловую энергию.
Механизмы финансирования инвестиционных проектов :
- кредитование инвестора – инициатора реализации проекта либо Субъект Федерации, либо муниципальное образование;
- проектное финансирование;
- вхождение в капитал тепло – энергоснабжающих организаций финансовых институтов (создание совместных компаний);
- выпуск ценных бумаг (инфраструктурных облигаций) для привлечения средств в инвестиции.
Основные условия кредитования компаний для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
- экономическая эффективность проекта;
- окупаемость проекта;
- техническая состоятельность проекта;
- наличие законодательной и нормативно – правовой базы, обеспечивающий возможность реализации проекта;
- с даты государственной регистрации должно пройти не менее 1 года, за исключением случаев изменения наименования предприятия либо реорганизации;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности перед банком;
- наличие обеспечения кредита / гарантий;
- наличие механизмов по управлению рисками;
- соотношение собственных и заемных средств как правило 30% на 70%;
- обеспечение условий возврата кредита;
- процентные ставки, сроки кредитования, льготные периоды индивидуальны для различных заемщиков в зависимости от предоставляемого обеспечения по кредиту, источников возврата кредита, суммы и срока кредитования, рисков невозврата кредита, финансового состояния и кредитной истории заемщика.
Обзор инвестиционных проектов (программ) модернизации объектов тепло – энергоснабжения
В качестве примера можно привести ряд проработанных для заключения программ, финансируемых Сбербанком России:
№
Название проекта
Общая стоимость проекта(млн. руб. )
Сумма привлеченных средств (млн. руб. )
Примечание
1. Реконструкция систем теплоснабженияг. Тихвина (Ленинградская область)
580,0114,0 – 1 этап
58,0
В рамках инвестиционной программы
2. Реконструкция существующих тепловых сетей и прокладка новых трубопроводов теплоснабжения г. Калуга
436,01
305,0
Срок – 7 летДата выдачи 02. 2010
3. Проектирование и строительство газовой котельной г. Горно – Алтайск
258,52
162,26
Срок – 5 летДата выдачи – 2009 г. Перевооружение центральной котельной г. Петушки, поставка блочно – модульной котельной в г. Костерево(Владимирская область)
58,0
45,0
5. Модернизация объектов теплоэнергетики Свердловской области на 2011 – 2025 г. 3 449,0
1 680,0
6. Обеспечение бесперебойного обслуживания систем тепло и водоснабжения(Республика Саха (Якутия))
332,97
297,97
Направления деятельности Дирекции Департамента Сбербанка по управлению проектами в сфере ЖКХ
- консолидация и реализации компетенций в сфере ЖКХ по реализации проектов (отбор проектов, «упаковка» проектов, структурирование проектов и т. д.);
- методологическая поддержка проектов в сфере ЖКХ в Сбербанке в связи с особенностями проектов (тарифное регулирование, инвестиционные конкурсы на право концессии (аренды) имущества, длительная окупаемость проектов и т.д.);
- разработка тиражируемых моделей финансирования реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
- инициация создания новых банковских продуктов в сфере ЖКХ;
- мониторинг (сбор информации о кредитовании проектов, сбор статистической информации и информации по государственным программам) в сфере ЖКХ;
- осуществление взаимодействия с организациями в сфере ЖКХ: управляющими компаниями, саморегулируемыми организациями, заинтересованными технологическими партнерами потенциальными инвесторами и другими участниками рынка;
- разработка предложений и внесение инициатив в действующие законодательные (нормативные) акты через рабочие группы Минрегиона, Минэнерго, РЭА, комиссии и т.д.
При этом Дирекция придерживается следующего порядка при рассмотрении инвестиционных проектов и заявок на кредитную поддержку:
№
Мероприятия
Исполнитель
Примечание
1. 1
Разработка инвестиционной программы, инвестиционного проекта (ТЭО, ПИР и др. )
инвестор
1. 2
Направление Декларации о намерении и инвестиционной программы инвестиционного проекта в уполномоченный орган власти (муниципалитет)
инвестор
1. 3
Принятие решения об утверждении целевой инвестиционной программы, инвестиционного проекта
уполномоченныйорган власти
муниципалитет
1. 4
Установление инвестиционной составляющей в тарифе
уполномоченныйорган власти
муниципальный совет, законодательный орган
1. 5
Согласование инвестиционной составляющей в тарифе в соответствующих органах
уполномоченныеорганы власти (РЭК), ФСТ РФ
1. 6
Заключение инвестиционного соглашения (договора)
уполномоченныйорган власти, инвестор
1. 7
Предоставление государственной (муниципальной гарантии) в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ
уполномоченныйорган власти
1. 8
Проведение предварительных переговоров между представителями органа власти, инвестора и Сбербанка по вопросу привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционного проекта
орган власти, инвестор, Дирекция ЖКХ и ТБ (ОСБ)Сбербанка
1. 9
Направление Декларации о намерении реализации инвестиционного проекта и заявки для предоставления кредита в Сбербанк
инвестор
Этапы реализации инвестиционного проекта
№МероприятияИсполнительПримечание2. 1
Подготовка плана – графика реализации инвестиционного проекта
инвестор
2. 2
Предоставление всех необходимых документов для рассмотрения кредитной заявки в Сбербанк
инвестор
2. 3
Рассмотрение инвестиционного проекта, определение заемщика, определение возможности и условий финансирования
ТБ (ОСБ) Сбербанка
Дирекция ЖКХ ЦА
2. 4
Выдача заключения по инвестиционному проекту
ТБ (ОСБ) Сбербанка
Дирекция ЖКХЦА Сбербанка
2. 5
Структурирование сделки:
Содействие заемщику в оценке экономической эффективности проекта (расчет NPV, IRR по модели, помощь в оформлении бизнес-плана (на договорной основе),снятие наиболее простых вопросов;Содействие в выборе консультантов по проектам;Консультации по поводу возможных способов обеспечения;Консультации по возможному участию в сделке аффилированных лиц, партнеров потенциального заемщика;
ТБ (ОСБ) Сбербанка
Дирекция ЖКХЦА Сбербанка
2. 6 Участие в переговорах с возможными гарантами,поручителями и т. ;Представительские функции;Анализ возможностей финансирования (самостоятельно или с привлечением партнеров –российских или иностранных банков)
ТБ (ОСБ),Дирекция ЖКХЦА Сбербанка
Например, участие в переговорах с Администрациями субъектов РФ по включению расходов потенциального заемщика по проекту в тарифы на коммунальные услуги
2. 7
Рассмотрение кредитной заявки инвестора (заемщика), заключение управлений безопасности, правового, управления рисков, кредитного и принятие решения о выдаче кредита Кредитным комитетом. ТБ (ОСБ) Сбербанка
В случае положительного решения по п. 4
2. 8
Заключение кредитного договора между Сбербанком и инвестором – заемщиком
ТБ (ОСБ) Сбербанка
В случае положительного решения Кредитного комитета
2. 9
Открытие кредитной линии заемщику
ТБ (ОСБ) Сбербанка
2. 10
Реализация инвестиционного проекта
Инвестор
Масштабные вложения в энергосбережение неизбежны исходя из положений закона «Об энергосбережении» (261-ФЗ), но считаются невозможными в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Так ли это? Мурманская область – исключение из «правила»?
Наше взаимодействие с Мурманском — один из первых вариантов успешного сотрудничества властей региона с возможными инвесторами, готовыми вкладывать средства в исполнение 261-го закона. Насколько я знаю, руководство области рассматривало различные варианты исполнения 261-ФЗ. Однако большинство предложений оказались для Мурманска слишком растянутыми по времени и дорогими для населения. К тому же они предполагали всего лишь буквальное исполнение закона: установку общедомовых узлов учета тепла и воды в многоквартирные дома — не более того. «Теплоком» оказался единственным, кто предложил комплексный и перспективный подход к решению проблемы, увязанный при этом с приемлемыми финансовыми решениями.
В чем суть проекта?
В Заполярье в рамках пилотной программы по энергосбережению «Экономичный дом» будут реконструированы системы теплоснабжения в многоквартирных домах (МКД). В 2012-м году работы будут проведены в тысяче МКД в Мурманске и Североморске. В тех домах, собственники квартир в которых подадут заявку на участие в проекте, будут установлены современные теплопункты, комплект приборов учета и автоматические терморегуляторы. Система тепло- и горячего водоснабжения из открытой будет превращена в закрытую.
Речь идет не обо всей Мурманской области, а о Мурманске и Североморске. Почему только эти города?
Для того, чтобы предпринять какие-то шаги по энергосбережению, необходимо иметь точку отсчета, дать которую может только энергоаудит. Однако в большинстве регионов страны энергоаудит пока, скажем мягко, неактуален, в том числе в силу дороговизны инструментального обследования зданий. В Мурманской области удалось начать именно с него. Впервые получилось провести энергоаудит в рамках целого города, и это был Североморск, застройка которого в общем-то характерна для всего региона. Уже готовы предложения о дальнейшем подключении к проекту еще семи муниципальных образований области, открыты двери и остальным. Все зависит от желания жителей.
На каждый дом по итогам энергоаудита был составлен паспорт с рекомендацией конкретных мероприятий по энергосбережению, установлены классы энергопотребления. В дальнейшем такая же работа предстоит на каждом объекте области, с которым мы будем работать. Параллельно с этим был составлен план собственных инвестиций — в том числе через развитие системы энергосервисных услуг, эффективность которых наши партнеры смогут оценить после установки общедомовых узлов учета тепла.
Вы упоминали про комплексный подход. Но зачем он нужен, если первоочередная задача — установка узлов учета тепла? Ведь все дополнительные предложения ведут к удорожанию работ по каждому конкретному дому.
Сам по себе прибор учета не экономит энергоресурсы и соответственно средства. Он лишь фиксирует полученный объем. Оптимальным является подход, который позволит жителям существенно экономить и при установке узлов учета, и в ходе дальнейшей эксплуатации инженерных систем и дома в целом.
Так, в Мурманской области огромной проблемой является качество горячей воды, поступающей в дома по магистральным трубопроводам. Переоборудование открытой системы отопления и ГВС в независимую позволяет исключить поступление потребителям воды, подаваемой в жилые дома ресурсоснабжающей организацией. В зданиях будут оборудованы теплообменники, за счет которых будет обеспечена замкнутая циркуляция теплоносителя. Благодаря этому в систему теплоснабжения и ГВС будет поступать только вода, обладающая оптимальными характеристиками.
Технология переоснащения домов опробована в Приморском районе Петербурга. Однако реконструкция сама по себе затратна. Экономический эффект она дает только при одновременной установке общедомового узла учета. Системы в Приморском районе Петербурга работают уже несколько лет и дают прекрасные результаты. Кстати, собственникам квартир и управляющим организациям это выгодно еще и из тех соображений, что исключаются перепады температуры в системах, горячая вода подается практически питьевого качества, трубы и радиаторы не засоряются и служат гораздо дольше нормативных сроков, и так далее. То есть жители получают новое качество жизни.
И за это жители вынуждены будут заплатить из своего кармана? Ведь инвестиции со стороны «Сбербанка» и «Теплокома» предполагают быстрый возврат средств и прибыль.
Закон 261-ФЗ обязывает собственников квартир в МКД установить до 1 июля 2012 года общедомовые узлы учета тепла и воды за свой счет. Однако у граждан нет на это ни денег, ни желания. В рамках нашего проекта жителям не придется вносить какие-то дополнительные суммы. Их платежи за коммунальные услуги останутся прежними. Возврат средств, вложенных инвесторами, предусмотрен за счет экономии, которая появится в результате реконструкции инженерных систем и установки узлов учета. Разница между начисленным нормативом и фактическим потреблением дома пойдет не только на погашение стоимости установленного оборудования, но и на модернизацию оборудования.
Все этапы реализации проекта — а он рассчитан на срок от трех до пяти лет, в зависимости от конкретного здания и населенного пункта — детально проработаны по части финансирования. При этом наша схема финансирования сулит значительную бюджетную экономию, хотя, как мы помним, источник финансирования 261-го закона — внебюджетные средства. Дело в том, что в Мурманской области основное топливо для котельных — мазут, отопительный сезон — 9-10 месяцев. Тепло получается весьма дорогим. Бюджеты области и муниципалитетов вынуждены выделять значительную часть средств на субсидирование — как прямое, гражданам, так и косвенное — генерирующим организациям. А также вкладывать значительные средства в закупку мазута. И все равно 50-60% сумм в коммунальных платежках — затраты на отопление. В результате исполнения нашего проекта затраты на эти цели возможно будет сократить примерно на треть. В дальнейшем в той же степени могут быть сокращены и платежи населения.
К тому же рамки нашего проекта шире, чем переоборудование отдельных МКД. К этому добавлена удаленная диспетчеризация объектов, что резко снижает эксплуатационные затраты и дает возможность погодного регулирования теплопотребления, причем как с установкой автоматики (что дорого), так и без нее. Диспетчеризация также отработана в ряде регионов страны. При этом предложенные нами решения совместимы с любыми узлами учета, зарегистрированными в России, не только с теми, которые предлагает «Теплоком» — и в этом также существенное преимущество для потребителя.
Как будут использоваться сэкономленные жителями деньги? Смогут ли собственники проконтролировать правильное использование своих средств?
В целом проект «Экономичный дом» позволяет создать новую схему финансовых взаимодействий органов местной власти, собственников многоквартирных домов, исполнителей коммунальных услуг — управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Это поможет снизить финансовую нагрузку на собственников квартир и выйти на новый уровень энергоэффективности в ЖКХ региона в целом.
Зеленый микроклимат Сбера
От бизнеса ждут серьезных шагов по декарбонизации своей деятельности
Евгений Разумный / Ведомости
Если мы не начнем сокращать выбросы парниковых газов прямо сейчас, то ни о каком достижении цели Парижского соглашения о сдерживании глобальной температуры в пределах 2 °C к 2100 г. не может идти и речи, отмечала межправительственная группа экспертов по изменению климата в своем докладе. От бизнеса ждут серьезных шагов по декарбонизации своей деятельности.
Финансовый сектор, конечно, и не столь высокоуглеродный в сравнении, например, с добычей полезных ископаемых, но многие мировые банки включают в свои стратегии цели по снижению негативного воздействия на окружающую среду и адаптации к климатическим изменениям. Так, крупнейший банк Великобритании HSBC намеревается добиться углеродной нейтральности в своей операционной деятельности к 2030 г. Китайский Bank of China придерживается принципов повышения энергоэффективности, сокращения потребления ресурсов и поддержки развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
В России Сбербанк ставит перед собой цель стать лидером в области ESG и устойчивого развития не только в финансовой отрасли, но и стране в целом. И уже заявил о том, что планирует стать углеродно-нейтральным по своей операционной деятельности к 2030 г.
Способ достижения этой цели основывается на семи принципах, один из которых бережное отношение к окружающей среде. Сбер выпустил свою собственную ESG-политику, в которой определил 13 приоритетных направлений, выделенных аналогично целям устойчивого развития ООН. В части минимизации негативного воздействия на окружающую среду Сбер выделил для себя три направления. Это «Чистая энергетика», «Борьба с изменением климата» и «Ответственное потребление».
Татьяна Завьялова, старший вице-президент Сбербанка по ESG:
Переход на чистую энергию и энергосберегающие технологии
Сбер реализует климатическую стратегию, направленную на снижение энергозатрат, сокращение и компенсацию углеродного следа, а также использование ВИЭ. Банк финансирует инновационные проекты в сфере ВИЭ, например строительство ветропарков в Мурманской и Ростовской областях. Последний проект идет совместно с портфельной компанией Фонда развития ветроэнергетики (совместный инвестфонд ПАО «Фортум» и группы «Роснано»). Также Сбер поддерживает строительство солнечных станций в Астраханской, Волгоградской, Самарской областях, Башкортостане и Ставропольском крае. Сейчас 27 отделений Сбербанка уже работают на «чистой» энергии.
«Сбербанк осуществляет проектное финансирование строительства солнечных электростанций группы «Солар системс», обеспечено кредитование проектов на 335 МВт в пяти регионах», – говорит генеральный директор компании Михаил Молчанов. По его словам, «условия кредитного финансирования проектов – один из ключевых факторов конкурентоспособности для компаний, которые участвуют в конкурсах на строительство и эксплуатацию ВИЭ». Инвесторам требуется долгосрочное проектное финансирование на конкурентных условиях, возможное участие в капитале проектных компаний, предоставление дополнительных финансовых услуг производителям и потребителям зеленой энергии.
Сбербанк – первый среди российских финансовых организаций, который готовит в этом году свой отчет по стандарту CDP (Climate Disclosure Project). Компании удалось за пять лет сократить энергопотребление на 20%. Для этого используются системы телеметрии и дистанционное управление энергоресурсами. К мерам по снижению энергозатрат относится и замена освещения на энергосберегающее. В 2018–2019 гг. банку удалось сэкономить на этом 12,5 млн руб.
В плане развития ВИЭ в России Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) прогнозирует скромный рост по сравнению со многими другими странами. Сейчас генерация энергии от ВИЭ не превышает 0,5% от энергобаланса страны. Даже с учетом будущих объемов строительства в рамках текущих программ поддержки за следующие 10 лет этот показатель вырастет всего до 3–4%. «Кроме того, все больше компаний, бирж, финансовых институтов принимают принципы устойчивого развития и, соответственно, транслируют их на поставщиков товаров и услуг по всей цепочке поставок. Это становится новым стандартом, которому рано или поздно будут соответствовать все участники рынка», – говорит директор АРВЭ Алексей Жихарев.
Платформа – один из наших инструментов, открывающих доступ к зеленым продуктам, для нас эта история важна не столько в финансовом плане, сколько в качестве основы для широкого клиентского взаимодействия. Платформу создали для того, чтобы генераторы зеленой энергии и потребители, которые ставят ESG-задачи, могли найти друг друга. Это своего рода биржа для покупателей и продавцов зеленых решений.
Старший вице-президент Сбербанка по ESG
«Необходима трансформация отношения к альтернативной энергетике как к самостоятельной новой и быстро развивающейся отрасли, играющей важную роль в решении проблем изменения климата», – говорит Молчанов. Государство может предлагать различные регуляторные меры для достижения этой цели. Как поясняет гендиректор «Солар системс», это, например, стимулирование энергоперехода через преференции потребителям зеленой энергии, установление и администрирование отношений между потребителями и производителями, вывод неэффективных мощностей с заменой на ВИЭ, установление долгосрочных ключевых показателей эффективности для властей изолированных территорий, направленных на внедрение ВИЭ, и т.
Сбер недавно вступил в АРВЭ, в рамках которой совместно с другими участниками будет продвигать зеленую энергетику в том числе благодаря развитию механизмов финансирования инвестпроектов ВИЭ. Жихарев отмечает, что участие финансовых организаций способствуют совершенствованию нормативно-правовой базы, в том числе в части оптимизации правил и инструментов финансирования, а также дает дополнительный импульс развитию розничного сегмента и микрогенерации.
Покупка зеленых сертификатов через блокчейн-платформу
Для развития рынка продажи зеленых сертификатов на возобновляемую энергию Сбер разработал свою собственную блокчейн-платформу, которая начала работать с конца 2020 г. Ее задача – организовать быстрые и безопасные сделки по обороту цифровых активов. Это своего рода связующее звено между генерирующими «чистую» энергию компаниями и потребителями, которые заинтересованы в покупке такой энергии для достижения поставленных ESG-целей. Технология блокчейна помогает ускорить бизнес-процессы и сделать транзакции прозрачными.
Блокчейн-платформой Сбера воспользовалось уже три компании для покупки зеленых сертификатов на энергию: «Полюс» (золотодобыча), «Щёкиноазот» и «Куйбышевазот» (химпром). Блокчейн-платформа помогает потребителям «чистой» энергии подтвердить свое соответствие климатической политике и ESG-стандартам, а также в целом способствует развитию рынка возобновляемой энергетики.
«Мы видим перспективность подобного подхода. Платформа получит развитие для продажи не только сертификатов, но и других цифровых финансовых активов, в том числе с зеленой составляющей. Этот ресурс – отражение того, что мы инкорпорируем в наши проекты ESG-принципы и уже сегодня их наличие для нас становится таким же важным фактором, как, скажем, финансовые критерии», – поясняет Татьяна Завьялова.
Электронный документооборот
Сбер принял решение перевести свой документооборот на электронные носители, где это возможно, чтобы сократить количество используемой бумаги. Только за прошлый год за счет внедрения безбумажных технологий Сбер почти вдвое сократил количество бумаги, которая передается на хранение в архив, а это 2500 т. Еще на 1200 т сократилось количество бумажных документов, выдаваемых клиентам. Итого 3700 т, что эквивалентно более 50 000 сохраненных деревьев.
Движение в ESG-направлении может быть линейным – организация определяет лишь свои действия по ответственному развитию, – а может быть многоплановым: использование своих возможностей для вовлечения в орбиту ESG партнеров и клиентов. Для Сбера второй путь кажется вполне естественным в силу позиционирования как не только финансовой структуры, но и экосистемы.
В планах компании и дальше сводить бумажные носители до минимума. Цифровая платформа для бизнеса и физических лиц «СберКорус» дает возможность организовать любые бизнес-процессы без использования бумаги. Таким образом, компания планирует спасти дополнительно еще 130 000 деревьев. С помощью сервисов «СберКоруса» Сбер старается предоставить такую возможность не только для бизнеса, но и для широкого круга обычных людей. Также Сбер поставил перед собой задачу к 2023 г. высадить дополнительно 1 млн деревьев.
Переработка вторичных ресурсов
Хотя Сбербанк – финансовая организация, но из-за своих масштабов компания все же оставляет углеродный след. Чтобы снизить количество мусора, отправляемого на захоронение, в компании внедрили раздельный сбор. К 2023 г. Сбер планирует увеличить долю отходов, переданных на переработку, до 40%. Сюда относятся как бытовые отходы (бумага, пластик, стекло и батарейки), так и оргтехника. Только в 2021 г. Сбер передал на переработку более 13 000 шредеров. А пластиковые стаканы отдает на переработку во вторсырье и производство экоручек. Сейчас более 1000 офисов собирают отходы раздельно и отправляют на переработку. Также при помощи сервиса 2ГИС (входит в экосистему Сбера) любой человек может найти ближайшие пункты приема вторичного сырья.
С точки зрения операционной деятельности самыми массовыми отходами становятся использованные пластиковые карты. Сбер запустил масштабную программу по приему таких карт в переработку. По всей стране уже более 12 000 банкоматов Сбербанка принимают старые карты. Это стало самой крупной акцией по сбору пластиковых карт среди российских банков. Компании уже удалось собрать 3 млн банковских карт и передать на переработку 10 т вторсырья.
Сбер планирует стать углеродно-нейтральным по своей операционной деятельности к 2030 г. А полная оценка углеродного следа и разработка климатической стратегии Сбера будут реализованы до конца 2021 г.
На первом собрании 25 января учредители национального ESG-альянса во главе со Сбербанком утвердили устав, выбрали наблюдательный совет из 28 человек и назначили генеральным директором Андрея Шаронова, который в течение нескольких лет руководил Московской школой управления «Сколково». Управляющая структура в форме автономной некоммерческой организации (АНО) будет создана до марта 2022 г.
О создании ESG-альянса крупные российские компании объявили в декабре 2021 г. Альянс – совершенно новая структура, аналогов ему нет ни в России, ни в мире. В мире функции, связанные с экологией, социальной ответственностью и корпоративным управлением (ESG), выполняют отраслевые объединения и ассоциации, такие как Международный совет по горному делу и металлам, говорит Игорь Коротецкий, руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ.
«Ведомости» попытались оценить выгоды участников и потенциальный фронт работ нового объединения.
Создание системы
С 2019 г. ЕС разрабатывал пакет законов трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustement Mechanism, CBAM), который был опубликован в июле 2021 г. Согласно ему с 2026 г. импорт стали, чугуна, алюминия, аммиака, азотных удобрений и цемента в страны ЕС будет облагаться особой пошлиной, соответствующей углеродному следу продукции (выбросам парниковых газов при производстве единицы продукции). Но российские предприятия-экспортеры смогут уменьшить платеж, если будут покупать углеродные единицы (тонны эквивалента СО2) в количестве, нужном для компенсации углеродного следа, на внутреннем рынке, в системах торговли углеродными единицами.
Сейчас многие российские компании находятся под риском серьезных потерь или даже исчезновения отрасли (например, угледобывающие компании). Участие в альянсе доказывает, что российские предприятия прониклись темой, говорит директор Российского института директоров Игорь Беликов.
Декарбонизация имеет прямое отношение к металлургической и горнодобывающей промышленности – четвертому по величине выбросов эмитенту парниковых газов в мире, говорит Борис Синицын, директор, аналитик по металлургии и добывающему сектору «Ренессанс капитала». Единственный способ эффективно сократить выбросы, как показывает опыт ЕС, – создать систему торговли выбросами (Emissions Trading Systems, ETS). Но, по оценкам «Ренессанс капитала», начало торговли углеродом в Европе, Китае и других странах приведет к увеличению затрат на производство алюминия почти на $900 за 1 т, что на 45% выше среднего показателя за 10 лет. Производственные затраты также должны увеличиться для производителей никеля, стали и других металлов, говорит аналитик.
Чтобы соответствовать требованиям ЕС, России нужно в сжатые сроки разработать собственное углеродное регулирование и систему торговли квотами. И российские компании уже начали делать первые шаги в этом направлении.
В июле 2021 г. в России был принят основной закон – об ограничении выбросов парниковых газов. Сейчас разрабатывается инфраструктура обращения углеродных единиц, чтобы удовлетворить спрос в первую очередь крупных эмитентов парниковых газов, которые подпадают под трансграничное регулирование CBAM. Это производители стали и железа, алюминия, удобрений и цемента, предприятия электроэнергетики. Они заинтересованы в системе, которая позволяла бы платить за выбросы парниковых газов в России (например, покупая углеродные единицы на торгах) и при этом продавать продукты в Европу без уплаты CBAM, говорит старший менеджер группы оказания услуг в области устойчивого развития Deloitte в СНГ Мария Спиридонова.
Потенциальный рынок торговли углеродными единицами велик. Поглощение парниковых газов российскими лесами (после поправок в методиках расчета поглощающей способности) может достигать 1 млрд т эквивалента СО2 без учета пожаров, говорит Спиридонова. Если все поглощение углерода российскими лесами учесть в виде углеродных единиц, а каждая единица будет продаваться по цене 700 руб. за 1 т (такой показатель, по словам Спиридоновой, фигурировал в сценариях Минэкономразвития), рынок углеродных единиц в России может достигнуть 700 млрд руб. (около $10 млрд).
Создаваемая в России система торговли углеродными единицами на первом этапе будет добровольной – в отличие от обязательных систем торговли квотами на выбросы парниковых газов (ETS). Самая крупная – система Евросоюза (EU ETS), покрывающая более 40% эмиссии СО2 в ЕС и объединяющая 11 000 предприятий – участников торгов. В обязательных системах предприятия покупают разрешения на выбросы (квоты) или получают их бесплатно, исходя из предельных значений, установленных регуляторами.
Потенциальный рынок торговли квотами в России (если он появится) можно оценить по планам снижения выбросов парниковых газов, изложенным в стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 г. За 30 лет Россия должна снизить выбросы с 2,12 млрд т эквивалента СО2 до 1,19 млрд. Таким образом, среднее ежегодное снижение составит 31 млн т. Система торговли квотами репрезентативна, если охватывает не меньше 30–40% выбросов в регионе, говорит Сергей Заборов, партнер McKinsey. Если исходить из нынешней цены квоты в EU ETS – более 80 евро за 1 т СО2, – объем торгов квотами составляет 992 млн евро в год, а в ценах 2020 г. (25 евро за 1 т) – 310 млн евро в год.
Какую роль могут сыграть на этом рынке «Сбер» и ESG-альянс?
Не оператор
В мае 2021 г. предправления Сбербанка Герман Греф заявил, что «Сбер» намерен принять участие в создании системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Но пока «Сбер» не входит в инфраструктуру торговли.
Минэкономразвития (согласно проекту постановления правительства, подготовленному министерством) предоставило роль оператора реестра углеродных единиц Московской бирже, госкорпорации ВЭБ и Газпромбанку. Реестр углеродных единиц – все равно что счет компании-клиента в банке. На нем накапливаются углеродные единицы, которые будут предоставляться организации по результатам климатических проектов (проектов модернизации, в результате которых сокращаются выбросы парниковых газов). Насколько выбросы сократили, столько углеродных единиц и получили.
По словам замминистра экономического развития России Ильи Торосова, за зачисление углеродных единиц на счет, списание их со счета, зачет углеродных единиц оператор взимает не более 5 руб. за каждую углеродную единицу. То есть при объеме торгов в 1 млрд углеродных единиц в год комиссия оператора реестра составит 5 млрд руб.
Реестр углеродных единиц будет один – национальный, сообщил представитель Минэкономразвития. А желающих стать организаторами торгов несколько: например, электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ), биржи.
ЭТП ГПБ будет использоваться для торговли квотами в эксперименте по декарбонизации и отладке углеродного регулирования в Сахалинской области. Торговля квотами на Сахалине начнется в 2023 г. Кроме Сахалинской области в использовании ЭТП ГПБ заинтересовано пять регионов, ранее сообщил «Ведомостям» первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов.
Санкт-Петербургская международная сырьевая биржа заявила о готовности стать площадкой для торговли углеродными единицами. «Все клиенты здесь. Если говорить о нас, то мы со всеми этими организациями сегодня уже работаем: это и нефтянка, и производители минеральных удобрений», – заявил президент биржи Алексей Рыбников 20 января. Двумя днями ранее он подписал соглашение о сотрудничестве с «Роснефтью». Документ предполагает взаимодействие в области углеродного менеджмента и развития биржевой торговли углеродными единицами, полученными в результате реализации «Роснефтью» проектов по снижению выбросов парниковых газов, говорится в сообщении компании.
ВТБ вместе с Московской биржей предполагают начать торговлю углеродными единицами во второй половине 2022 г. Они создадут специальную площадку или секцию торговли углеродными единицами. Будут разработаны контракты для спотовой торговли и деривативные инструменты, сообщил представитель ВТБ.
Участники альянса
Сейчас «Сбер» занимается регистрацией альянса как автономной некоммерческой организации. Утверждено ее юридическое название – «Национальный альянс по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития» (АНО «Альянс по вопросам устойчивого развития», английская версия – ESG-Alliance), сообщил «Сбер» 25 января. Планируется, что процесс регистрации завершится к февралю-марту 2022 г. Цель – как можно быстрее приступить к работе и начать прием новых организаций. Источником финансирования альянса станут взносы учредителей, а крупные проекты компании смогут при желании поддержать дополнительно, рассказала старший вице-президент «Сбера» по ESG Татьяна Завьялова. Суммы взносов предстоит определить и утвердить голосованием участников, говорит она.
Как такового прицельного подбора участников не было. «Когда родилась идея, мы связались с крупнейшими клиентами, рассказали им о наших планах, предложили вступать, если это совпадает с их интересами. А дальше информация стала распространяться по рынку», – рассказала Завьялова.
Состав получился разнородным – от металлургических и химических предприятий до производителей потребительских товаров (Unilever) и ритейлеров (X5 Group и Mercury Retail Holding). Приглашение к вступлению было направлено максимально широкому кругу потенциальных участников, их как минимум втрое больше, чем объявленные 28 основателей, говорит директор по устойчивому развитию АО «Русал менеджмент» Ирина Бахтина.
Половина альянса – представители наиболее вредных для экологии производств. Наибольший вред природе причиняют добыча полезных ископаемых, производство химической, металлургической, пластмассовой продукции, нефтепродуктов, а также электроэнергии, объясняет специалист по зеленой экономике «Совета Гринпис» Екатерина Черничкина. По данным Росстата, максимальные выбросы парниковых газов в 2018 г. – это потери и технологические выбросы от деятельности, связанной с нефтью и газом, т. с энергетикой (210,7 млн т эквивалента СО2), выбросы металлургических (106,8 млн т) и химических (77,8 млн т) предприятий.
Нефтяная отрасль в альянсе представлена «Газпром нефтью», нефтепереработка – «Сибуром», металлургия и горнодобыча – UC Rusal, «Полюсом», «Металлоинвестом», Eurasian Resources Group, добыча угля – «Колмар груп» и СУЭК, химическая промышленность – «Еврохимом», «Уралхимом» и «Уралкалием», машиностроение – «Трансмашхолдингом», электроэнергетика – компаниями «Т плюс» и En+ Group.
Часть участников были замечены в экологических нарушениях в 2020–2021 гг. и получали штрафы от Росприроднадзора, например «Сибур», «Технониколь» и «Т плюс». У «Сибура» произошел прорыв подводного трубопровода в марте 2021 г. , что привело к пожару и загрязнению реки Оби. Росприроднадзор оценил ущерб в 284 млн руб. В начале декабря Росприроднадзор подал иск в Арбитражный суд Рязанской области, требуя прекратить действие разрешения на выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферу, выданного заводу «Техно» (входит в «Технониколь») в октябре 2017 г. Ранее руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова написала в соцсети «В контакте» о нарушениях, выявленных во время внеплановой проверки завода «Техно». Она тогда сообщила, что на предприятии выбросы превышают допустимые значения, компания нарушала правила эксплуатации, подавала недостоверные данные.
Энергетическая компания «Т плюс» в 2020 г. не смогла оспорить в суде штраф Росприроднадзора за сброс в Волгу сточных вод в 2019 г. , а в августе 2021 г. получила штраф за загрязнение реки Уводи в Ивановской области.
А в начале октября 2021 г. Росприроднадзору по суду удалось взыскать с Сибирско-Уральской алюминиевой компании (входит в UC Rusal) 291 млн руб. долга по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Далеко не все участники альянса фигурируют в ESG-рейтингах, а те, что в них присутствуют, не всегда имеют высокие оценки. Сильнее всего компании ESG-альянса представлены в международном рейтинге некоммерческой организации CDP («Ведомости» нашли в нем 9 компаний из 28). Лидерская позиция только у «Русала» (группа А-). У АФК «Система» и «Газпром нефти» рейтинг В, у Металлоинвеста – В- (уровень управления климатическими рисками и возможностями), у X5 Group – С (уровень осознанности, постановки климатических целей). А самые низкие позиции – у лидера альянса Сбербанка, «Полюса», «Уралкалия» (группа D, уровень раскрытия фактической информации) и En+ (группа F, не обеспечивает необходимый уровень раскрытия).
«Ведомости» обратились в 14 компаний с вопросом, каким конкретно опытом в сфере ESG они могут поделиться с альянсом и рынком. «Металлоинвест», «Сибур», АФК «Система» и «Трансмашхолдинг» отказались от комментариев, «Газпром нефть» на запрос не ответила, еще два участника сообщили, что окончательное решение о вхождении в альянс еще не приняли. По существу на вопрос об экспертизе ответили четыре компании.
Экспертиза X5 – в сокращении пищевых отходов, переходе на устойчивую упаковку, сокращении углеродного следа, продвижении товаров для здорового образа жизни, поддержке местных сообществ через продовольственную помощь, фудшеринге, сообщил представитель X5 Group.
«Полюс» рассчитывает, что участникам альянса будет интересен его опыт по декарбонизации, а также опыт в области взаимодействия с местными сообществами в регионах, охраны труда и промышленной безопасности, сообщил представитель компании.
Компания «Автобан» – единственный представитель отрасли дорожного строительства в альянсе. «В наших планах – снизить прямые выбросы в атмосферу, уменьшить потребление энергии, повлиять на весь жизненный цикл строительства дорог. Готовы делиться и перенимать опыт», – сказала директор по экономике и финансам ДСК «Автобан» Юлия Штрек.
Unilever, как производитель потребительских товаров, готова предложить альянсу экспертную помощь в сфере инфраструктуры для сбора и переработки пластика, декарбонизации производства и логистики, а также развития социально значимых проектов для потребителей, сообщил представитель компании.