- В России менее половины квартир оборудованы счетчиками учета ресурсов
- Опубликована инструкция по работе с декларацией о потреблении энергетических ресурсов за 2023 год в случае ее отклонения в ГИС Энергоэффективность
- Счетная палата направила в Государственную Думу годовой отчёт об итогах работы контрольного органа за 2023 год
- Повышение энергоэффективности в многоквартирном доме позволит жильцам сэкономить на расходах
- Всемирный день энергоэффективности
- Повышение энергоэффективности и энергосбережение в России
- Инструкции по заполнению деклараций о потреблении энергии и программам в области энергосбережения
- Обновленный государственный доклад о потреблении энергии в России
- Умные счетчики энергопотребления
- Калькулятор целевого уровня снижения потребления ресурсов
- Министерство экономического развития РФ актуализировало расчетную форму ЦУС
- Минэк отчитался о росте освещенности российских дорог и отметил рост числа светодиодов на дорогах и улицах в России
- Рациональный подход к снижению углеродного следа поможет создать новые индустрии
- Технология Ростеха позволит сэкономить стране более миллиарда рублей в год на отоплении
- Необходимо усилить требования по обеспечению безопасной и надёжной эксплуатации и проектирования тепловых сетей и котельных
- Председатель Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения Николай Шульгинов и Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин провели совещание
- В России примут ГОСТ для зеленого индивидуального жилья
- Срок предоставления энергодеклараций за 2023 год
- Практическая энергоэффективность на примере учреждения здравоохранения
- Лучшие способы экономии воды в домашних условиях
- Эксперты рассказали о способах экономии на потреблении электричества, тепловой энергии и воды в квартирах
- Энергопотребление в России в 2023 году составило 1,14 трлн кВт·ч
- В Чувашии проект по розничной генерации попал в список перспективных проектов устойчивого развития
- Комплексная государственная программа Российской Федерации"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
- II. Описание приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, способы их эффективного решения
- IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года
- V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
В России менее половины квартир оборудованы счетчиками учета ресурсов
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Юрий Муценек сообщил, что вопрос постепенного формирования приборов учета стоит, но требует средств.
Около 40% российских квартир оборудованы счетчиками и системами учета ресурсов, сообщил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Юрий Муценек, выступая в Совете Федерации на заседании комитета по экономической политике.
Опубликована инструкция по работе с декларацией о потреблении энергетических ресурсов за 2023 год в случае ее отклонения в ГИС Энергоэффективность
На сайте ГИС Энергоэффективность в разделе Обучающие материалы опубликована инструкция по работе с декларацией о потреблении энергетических ресурсов за 2023 год в случае ее отклонения в ГИС Энергоэффективность.
В инструкции содержится информация о возможных причинах отклонения декларации, возможные варианты формулировок отклонения и содержит алгоритм действий для устранения причин отклонения перед повторной подачей в ГИС Энергоэффективность.
Счетная палата направила в Государственную Думу годовой отчёт об итогах работы контрольного органа за 2023 год
За отчётный период ведомством было проведено 12 контрольных (в том числе четыре – в рамках контроля исполнения федерального бюджета) и пять экспертно-аналитических мероприятий в области ЖКХ.
В частности, Счетная палата (СП) проанализировала систему полномочий в сфере теплоснабжения и обозначила ряд системных недостатков, среди которых – недостаточное нормативное регулирование, сложная структура управления, а также отсутствие единых подходов и уполномоченного органа власти, отвечающего за координацию этой работы. В ходе проведенных мероприятий Счетная палата выявила нарушения в сфере ЖКХ на 282 млрд рублей.
Повышение энергоэффективности в многоквартирном доме позволит жильцам сэкономить на расходах
В целях повышения энергоэффективности в многоквартирном доме необходимо обеспечить рациональное использование ресурсов с сохранением комфорта для жильцов.
Это в конечном итоге приводит к снижению расходов тепловой энергии, электричества и воды. Основными факторами, влияющими на уровень энергоэффективности дома являются технические характеристики дома, материалы изготовления, а также состояние инженерных систем и оборудования.
Одним из ключевых аспектов повышения энергоэффективности в многоквартирном доме является утепление здания.
Всемирный день энергоэффективности
5 марта проводят Всемирный день энергоэффективности. Основная цель праздника – повысить осведомленность общества о рациональном использовании энергии.
Повышение энергоэффективности и энергосбережение в России
Повышение энергоэффективности основывается на оптимизации производства предприятий различных отраслей промышленности, в том числе путем замещения традиционного ископаемого топлива возобновляемыми источниками.
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности утверждают и реализуют программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Еще один способ достижения высоких показателей энергоэффективности – строительство зданий, сооружений, многоквартирных домов высоких классов энергоэффективности.
Инструкции по заполнению деклараций о потреблении энергии и программам в области энергосбережения
На сайте ГИС Энергоэффективность в разделе Обучающие материалы опубликованы инструкции по внесению декларации о потреблении энергетических ресурсов, программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, по внесению данных о фактическом выполнении мероприятий программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также опубликовано Руководство пользователя ГИС Энергоэффективность.
Обновленный государственный доклад о потреблении энергии в России
Энергоемкость российского внутреннего валового продукта (без учета неэнергетических нужд) в 2022 году составила 9,64 тонн условного топлива на 1 млн рублей в ценах 2016 года, что на 1,8% выше показателя 2021 года.
Из государственного доклада О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2022 году, опубликованного на сайте Минэкономразвития России, следует, что изменение уровня энергоемкости ВВП произошло за счет снижения потребления топлива на неэнергетические нужды.
Умные счетчики энергопотребления
Специалисты филиала Чувашэнерго установили более 3 тысяч интеллектуальных счетчиков в 2023 году. Всего с учетом энергосервисного контракта индивидуальные приборы учета появились у 3,2 тыс. потребителей Чувашии.
Умные счетчики позволяют дистанционно снимать показания, а также применять многотарифный учет. Потребителям не нужно ежемесячно передавать показания, они поступают в сбытовую компанию автоматически для расчетов за потребленную электроэнергию. Все установленные приборы – отечественного производства.
Калькулятор целевого уровня снижения потребления ресурсов
Также был актуализирован калькулятор целевого уровня снижения потребления ресурсов (ЦУС) для упрощения процесса оценки степени экономии энергоресурсов.
Калькулятор помогает оценить текущий уровень энергоэффективности и определить потенциал для дальнейшего совершенствования энергосберегающих мероприятий.
Header One | Header Two |
---|---|
Item 1 | Description of Item 1 |
Item 2 | Description of Item 2 |
- List item 1
- List item 2
- List item 3
Министерство экономического развития РФ актуализировало расчетную форму ЦУС
Министерство экономического развития РФ актуализировало расчетную форму ЦУС.
Обращаем внимание, что согласно Федеральному закону № 261-ФЗ все государственные (муниципальные) учреждения обязаны организовать работу по снижению потребления энергетических ресурсов и воды в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. № 1289.
Приказом Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. № 425 утверждены методические рекомендации по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды.
Минэк отчитался о росте освещенности российских дорог и отметил рост числа светодиодов на дорогах и улицах в России
В 2022 году в России выросло число светодиодных светильников, установленных для уличного и дорожного освещения – на 24% по сравнению с 2021 годом, до 5,4 млн единиц.
Об этом говорится в докладе Минэкономразвития РФ о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности.
В результате сокращения использования в России натриевых и ртутных светильников, доля светодиодов в улично-дорожном освещении в 2022 году увеличилась на 10,2%, до 59,2%.
Рациональный подход к снижению углеродного следа поможет создать новые индустрии
12 февраля, Москва. – Главный принцип, с которым надо подходить к решению климатических задач в энергетике – это достижение максимального сокращения выбросов углерода при как можно меньших временных и финансовых затратах.
Об этом Павел Сорокин рассказал на Климатическом форуме РСПП, прошедшем в рамках Недели российского бизнеса – 2024.
Первый заместитель Министра подчеркнул, именно такая логика и была заложена в разработку Энергетической стратегии развития России до 2050 года.
Технология Ростеха позволит сэкономить стране более миллиарда рублей в год на отоплении
Ижевский научно-исследовательский технологический институт Прогресс, находящийся под управлением компании РТ-Капитал Госкорпорации Ростех, создал уникальное оборудование, которое оценивает расход воды в радиаторах и конвекторах и позволяет с высокой точностью измерять тепловой поток.
С помощью разработки можно существенно снизить стоимость капитальных затрат при монтаже отопительных приборов. В России подобные устройства ранее не производились.
Номинальный тепловой поток, он же мощность, или теплоотдача, – одна из важнейших характеристик отопительного прибора. Она позволяет определить, какой размер оборудования необходим для того, чтобы обогреть ту или иную площадь помещения, а также рассчитать затраты на эксплуатацию отопительной системы.
Необходимо усилить требования по обеспечению безопасной и надёжной эксплуатации и проектирования тепловых сетей и котельных
Председатель Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения Николай Шульгинов и Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин провели совещание
Председатель Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения Николай Шульгинов совместно с Министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным провели совещание О ходе прохождения объектами теплоснабжения отопительного сезона 2023-2024 годов.
Открывая заседание, Николай Шульгинов заявил, что в текущем осенне-зимнем периоде был зафиксирован ряд случаев повреждений в тепловых сетях и в котельных, в большинстве случаев длительность восстановительных работ занимала до 12 часов.
В России примут ГОСТ для зеленого индивидуального жилья
В России во втором квартале 2024 года планируется принятие нового ГОСТа для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ориентированного на экологические и энергоэффективные стандарты.
Стандарт, разработанный ДОМ.РФ в сотрудничестве с Национальным агентством малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), нацелен на создание условий для круглогодичного комфортного проживания.
В процессе разработки ГОСТа был проведен анализ опыта пяти застройщиков и производителей домокомплектов, что позволило адаптировать стандарты под специфику рынка ИЖС.
Срок предоставления энергодеклараций за 2023 год
Напоминаем о необходимости заполнения деклараций о потреблении энергетических ресурсов (энергодеклараций) за отчетный 2023 год на портале ГИС Энергоэффективность.
Срок подачи энергодекларации за 2023 год – до 30 апреля 2024 года.
Согласно действующему законодательству ежегодно предоставлять декларации о потреблении энергетических ресурсов в ГИС Энергоэффективность обязаны органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения.
Практическая энергоэффективность на примере учреждения здравоохранения
Начиная с 2010 года учреждение здравоохранения Браславская центральная районная больница (Республика Беларусь) активно реализует мероприятия по энергосбережению с использованием средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование Государственной программы Республики Беларусь Энергосбережение.
Сообщает Андрей Клецко, главный специалист производственно-технического отдела Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности.
Лучшие способы экономии воды в домашних условиях
Плата за воду и водоотведение составляют немалую долю квартплаты. Собрали советы экспертов, как можно уменьшить эти платежи. Объясняем, сколько с помощью каждого из этих способов удастся сэкономить.
По материалам Минстроя, Общественного совета Минстроя, Мосводоканала, Росводоканала, Ассоциации Объединенный жилищно-коммунальный совет, Ассоциации региональных расчетных центров.
Эксперты рассказали о способах экономии на потреблении электричества, тепловой энергии и воды в квартирах
Доцент кафедры финансово-экономического и бизнес-образования экономического факультета Государственного университета просвещения Михаил Лавров 30 января рассказал «Известиям», как сэкономить на потреблении электричества в квартирах.
По словам эксперта, в случае с управляющей компанией главная функция – осуществлять контроль, при этом если ваша УК – государственная, как московский «Жилищник», то жесткие стандарты уже утверждены правительством региона, если же коммерческая – нужно внимательно смотреть договор управления. Необходимую информацию можно найти в ГИС ЖКХ. Важно уточнить, есть ли в договоре управления дополнительные услуги (видеонаблюдение, охрана, услуги интернета и так далее). Если УК недобросовестная, то вы можете оплачивать несуществующие элементы ремонта или эксплуатации дома.
Энергопотребление в России в 2023 году составило 1,14 трлн кВт·ч
Выработка электроэнергии в России по итогам 2023 года составила 1 151,6 млрд кВт·ч, а электропотребление – 1 139,2 млрд кВт·ч.
Ранее достигнутые показатели были вновь превышены, написал вице-премьер РФ Александр Новак в статье для журнала «Энергетическая политика».
За последние два года российский ТЭК как одна из ключевых отраслей экономики подвергся самому мощному в истории внешнему давлению в виде всевозможных санкций и искусственных ограничений. Прошедший год показал высокую степень стрессоустойчивости энергетического комплекса России. Отечественный ТЭК достойно справился с вызовами, продолжил надежно обеспечивать энергобезопасность страны и обязательства перед иностранными партнерами.
В Чувашии проект по розничной генерации попал в список перспективных проектов устойчивого развития
В Чувашской Республике запустят предприятие по выпуску газопоршневых установок и создадут сеть энергоцентров в муниципалитетах.
Это один из ESG-проектов, вошедших в пул перспективных по итогам стратегической сессии.
Первый энергоцентр мощностью 2 МВт должен начать работу в этом году в селе Шоршелы Мариинско-Посадского округа. В качестве источника энергии для мини-ТЭЦ будет использован новейший дизельный двигатель и газопоршневые установки, производимые на базе чебоксарского предприятия.
По подсчётам специалистов, для полной реализации Федерального закона "Об энергоэффективности" в России, необходимо более 25 000 грамотных специалистов в области энергоэффективных и энергосберегающих технологий. Эти люди требуются предприятиям уже сейчас. Учебный класс МОЭК на базе собственного Теплоэнергетического колледжа готов качественно подготовить для Вашей компании столь необходимых специалистов.
Лекции, практикумы и семинары на интерактивной площадке класса проводятся ведущими специалистами ОАО "МОЭК", преподавателями колледжа и руководителями других лидирующих в отрасли предприятий. Комплексные решения на базе аудио- и визуального оборудования позволяют по-новому подойти к организации учебного процесса: сделать его более интенсивным, привлекательным и интересным для слушателей и педагогов. На базе класса регулярно проводятся тематические семинары, курсы повышения квалификации, с привлечением ведущих специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности г. Москвы
Перечень образовательных программ:
Стать слушателем учебной программы может любой желающий: от юридических лиц и специалистов, имеющих близкую по роду деятельности профессию до "новичков" в отрасли и физических лиц, желающих овладеть навыками проведения энергоэффективных мероприятий.
По окончании обучения слушатели получают удостоверение (свидетельство) установленного образца о прохождении обучения.
Центр энергоэффективных технологий МОЭК приглашает Вас пройти обучение по программе подготовки и повышения квалификации "Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения" на базе своего Учебного класса.
Цели и задачи образовательной программы: обеспечение условий стабильного экономического роста и конкурентоспособности управляющих компаний, энергосберегающих компаний и других предприятий; повышение энергоэффективности потребления топливно-энергетических ресурсов в жилом фонде, зданиях бюджетной сферы и на предприятиях коммунального комплекса; внедрение энергосберегающих технологий в промышленности и потребительской сфере, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Обучение проводится как в очной, так и в дистанционной (очно-заочной) форме.
По окончании обучения слушатели получают сертификат или удостоверение (свидетельство) установленного образца о прохождении обучения.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить комплексную государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности", утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 сентября 2023 г. N 1473
Комплексная государственная программа Российской Федерации"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
В 2008 году Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена цель по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. Для ее достижения распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", которая признана утратившей силу постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 479 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В 2014 году постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" была утверждена государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", в рамках которой реализовывалась подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности". С 2019 года подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", и в последние годы включает лишь меры регуляторного, административного и организационного характера. Поставленная в 2008 году ключевая цель государственной политики в области энергетической эффективности к 2020 году не была достигнута, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации составило 15 процентов.
В 2015 — 2021 годах среднегодовые темпы снижения энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации составили 0,6 процента, отставая от среднеевропейских темпов в 5,4 раза и от среднемировых в 3,1 раза. По итогам 2019 года энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации составила 9,68 тонны условного топлива на 1 млн. рублей в ценах 2016 года (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов — 871,6 млн. тонн условного топлива), в 2020 году — 9,3 тонны условного топлива на 1 млн. рублей (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов — 829,5 млн. тонн условного топлива), в 2021 году — 9,72 тонны условного топлива на 1 млн. рублей (совокупное потребление топливно-энергетических ресурсов — 888,7 млн. тонн условного топлива).
В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими являлись:
в 2019 году — электроэнергетика и теплоэнергетика (28 процентов), обрабатывающая промышленность (20 процентов), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10 процентов), транспорт (16 процентов), добывающая промышленность (9 процентов) и население (17 процентов);
в 2020 году — электроэнергетика и теплоэнергетика (27 процентов), обрабатывающая промышленность (21 процент), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10 процентов), транспорт (15 процентов), добывающая промышленность (10 процентов) и население (17 процентов);
в 2021 году — электроэнергетика и теплоэнергетика (27 процентов), обрабатывающая промышленность (20 процентов), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10 процентов), транспорт (15 процентов), добывающая промышленность (10 процентов) и население (17 процентов).
Следует отметить, что в секторе жилищно-коммунального хозяйства наиболее энергоемкими являются процессы водоснабжения и водоотведения (водоочистки), а также сбор, обработка и утилизация отходов.
В сфере электроэнергетики и теплоэнергетики 44 процента общего объема ресурсов потребляют электрические станции, 28 процентов приходится на потребление котельными и 28 процентов на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Текущая ситуация в сфере электроснабжения характеризуется значительным физическим износом оборудования, высокими показателями удельных расходов топлива и потерь в сетях, а в сфере теплоснабжения — высоким физическим износом тепловых сетей, высокими показателями удельных расходов сетевой воды и удельных расходов топлива котельными. Потери в тепловых сетях в 2019 году составили от 8,1 до 19,1 процента, в 2020 году — от 8,6 до 19,7 процента в зависимости от региона.
Кроме того, в сфере теплоснабжения недостаточно используется потенциал когенерации, несмотря на ее высокую эффективность (выработка электрической и тепловой энергии за счет когенерации позволяет экономить в среднем около 40 процентов первичного топлива относительно раздельного производства аналогичного объема электрической и тепловой энергии).
На сферу добывающей и обрабатывающей промышленности в 2019 — 2021 годах суммарно пришлось от 29 процентов до 31 процента российского потребления топливно-энергетических ресурсов. Основным стимулом для реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности в энергоемких секторах промышленности является повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках путем снижения потребления энергоресурсов по всей цепочке создания добавленной стоимости. Новыми вызовами для энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности являются:
нарушение цепочек поставок и рост цен на материалы (медь, литий, никель, кобальт и др.), обусловленные санитарными и вводимыми экономическими ограничениями;
возможное изменение предпочтений потребителей промышленной продукции в пользу альтернативных видов сырья и материалов;
развитие климатической повестки и углеродного регулирования в Российской Федерации и странах — импортерах российской продукции.
К ключевым проблемам повышения энергетической эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве можно отнести:
недостаточно развитые механизмы финансирования энергоэффективной модернизации многоквартирных домов и стимулирования снижения удельного энергопотребления;
низкая мотивация к строительству многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности и применению технологий "зеленого строительства";
низкий уровень оснащенности многоквартирных домов системами учета потребления энергетических ресурсов, в первую очередь тепла (не выполнена обязательная норма Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по завершению до 1 января 2011 г. оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии);
отсутствие информации об уровне энергетической эффективности жилищного сектора и потенциале его повышения (около 90 процентов жилых зданий не имеют установленного класса энергетической эффективности);
низкий уровень технической эксплуатации отремонтированных зданий и нового оборудования, а также намеренный вывод из эксплуатации приборов учета собственниками и эксплуатирующими организациями;
недостаточная координация планирования и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с планами модернизации коммунальной инфраструктуры для использования потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В сфере транспорта в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, мероприятия, в наибольшей степени способствующие энергосбережению и повышению энергетической эффективности, реализуются в рамках основных направлений развития смежных отраслей экономики, в том числе:
электрификация и газификация транспорта общего пользования, стимулирование перехода на использование моделей с низким уровнем выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ;
перевод автомобильного транспорта на гибридные аналоги, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей (в том числе электробусов);
увеличение доли альтернативного топлива в грузовых и пассажирских перевозках.
Помимо модернизации транспортных средств энергоэффективные технологии могут внедряться и в дорожной инфраструктуре (применение энергоэффективных светильников позволяет значительно снизить совокупный расход электрической энергии на уличное и дорожное освещение).
Необходимо отметить, что важнейшим элементом государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является проведение соответствующих мероприятий на региональном и муниципальном уровнях, а в субъектах Российской Федерации к настоящему времени накоплен положительный опыт в области энергосбережения. Проводится модернизация предприятий, генерирующих электрическую и тепловую энергию, заключаются энергосервисные контракты, договоры концессии, устанавливается светодиодное освещение, приборы учета, строятся электростанции на возобновляемых источниках энергии.
В то же время реализация мер государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит межотраслевой и общесистемный характер.
В настоящее время сформирована значительная законодательная база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом анализ правоприменительной практики установленных требований и норм в соответствующих сферах указывает на необходимость совершенствования действующих механизмов, включая механизмы регулирования системы закупок для государственных и муниципальных нужд, деятельности по разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, энергосервисной деятельности, стимулирующих механизмов применения товаров, объектов и технологий высокой энергетической эффективности, а также образовательной и просветительской деятельности и популяризации энергосбережения.
Таким образом, разработка мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Комплексная государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (далее — Программа) направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также учитывает накопленный опыт реализации направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности мероприятий иных государственных программ Российской Федерации.
Повышение энергетической эффективности в то же время способствует достижению целей климатической повестки. Согласно Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р (далее — Стратегия), целевым (интенсивным) сценарием которой прогнозируется рост выбросов парниковых газов на 4 процента (с массы выбросов парниковых газов, эквивалентной 2119 млн. тонн углекислого газа в 2019 году до массы выбросов парниковых газов, эквивалентной 2212 млн. тонн углекислого газа в 2030 году), реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является одним из способов сокращения выбросов парниковых газов и обеспечения социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов.
В связи с этим Программой установлена цель по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 35 процентов в 2035 году по отношению к уровню 2019 года, что, в свою очередь, обеспечит вклад в достижение показателей Стратегии.
Цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в части реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражены в следующих стратегических документах Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р;
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, способы их эффективного решения
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", установлены ключевые положения, предусматривающие повышение энергетической эффективности экономики.
В целях достижения установленных приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Программой определены следующие основные задачи:
совершенствование методологического обеспечения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая мониторинг и оценку энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации, валового регионального продукта, отраслевых показателей, в части состава и способа получения исходных данных;
совершенствование нормативной правовой базы, устранение барьеров для активизации государственно-частного партнерства и привлечения внебюджетных инвестиций, в том числе посредством увеличения концессий и энергосервисных договоров (контрактов), для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
внедрение новых и повышение эффективности использования существующих налоговых и финансовых механизмов для стимулирования внедрения энергоэффективных технологий;
совершенствование региональных систем управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, включая осуществление мониторинга и оценки эффективности реализации государственной политики, и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне, разработки и эффективности реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, их состава с учетом территориальных особенностей;
совершенствование требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, приобретаемых для государственных и муниципальных нужд, включая актуализацию их перечня;
комплексное развитие инфраструктуры, учитывающее показатели энергетической эффективности;
продвижение и внедрение системы энергетического менеджмента;
развитие института региональных центров энергосбережения с учетом недопустимости использования в качестве источников финансирования региональных центров энергосбережения средств из тарифных источников;
формирование условий для создания отечественных энергосберегающих технологий, а также создание стимулов к повышению энергетической эффективности для отечественных производителей оборудования высокой энергетической эффективности, что будет способствовать интенсивному технологическому обновлению базовых секторов экономики;
совершенствование баз данных энергоэффективных товаров, объектов и технологий, включая обновление перечня объектов и технологий, отнесенных к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, а также банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение качества мониторинга реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, включая достижение установленных целевых показателей;
обеспечение экономической мотивации для реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в том числе путем реализации механизмов сохранения и использования ими возникающей экономии от снижения потребления энергетических ресурсов;
повышение энергетической эффективности бюджетного сектора через развитие инструмента региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, создание условий для недопущения неплатежей и задолженности за энергетические ресурсы организациями бюджетной сферы;
развитие государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
реализация механизмов, обеспечивающих популяризацию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, активизацию деятельности как граждан, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обучение и повышение квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также лиц, ответственных за проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности в государственном (муниципальном) учреждении, включая их аттестацию (независимую оценку квалификации);
организация просветительской деятельности, включая дополнение общеобразовательной деятельности направлениями в области энерго- и ресурсосбережения (в том числе организация олимпиад и конкурсов), организацию социальной рекламы в части энерго- и ресурсосбережения, информирование населения об экономической и экологической целесообразности приобретения товаров высокой энергетической эффективности, об осуществлении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также о значении класса энергетической эффективности зданий.
Решение задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что потребует как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе. На динамику достижения целевого показателя Программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
Меры по повышению энергетической эффективности должны учитывать отраслевую специфику. Так, в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики необходимы стимулирование развития когенерации, альтернативных и возобновляемых источников энергии, снижение удельных показателей потребления топлива и перевод генерирующих мощностей, в том числе котельных, на экономичные виды топлива, внедрение мер по снижению потерь электрической энергии и тепла, повышению эффективности использования топлива.
Повышение энергетической эффективности является актуальной задачей также для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, что потребует создания следующих благоприятных условий для развития энергоэффективного строительства и капитального ремонта:
снижение финансовой нагрузки при проектировании и строительстве энергоэффективных многоквартирных домов и индивидуальных жилых и общественных зданий;
разработка мер поддержки производителей и государственных заказчиков, направленных на стимулирование применения экологичных и имеющих высокую энергетическую эффективность строительных материалов;
реализация механизмов привлечения инвестиций в энергоэффективный капитальный ремонт;
повышение энергетической эффективности жилищного фонда.
В промышленности повышению энергетической эффективности будет способствовать внедрение наилучших доступных технологий и принципов энергетического менеджмента. Для этого необходимо создать новые стимулирующие меры финансового и налогового характера, а также развивать существующую систему стимулирования применения объектов и технологий высокой энергетической эффективности.
Для снижения объемов потребляемых энергоресурсов в транспортном секторе требуются переход на общественный и личный транспорт с низкими показателями удельного потребления и оснащение дорог энергоэффективным освещением.
Способом эффективного решения указанных задач является реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информационно-аналитическое обеспечение и популяризацию энергосбережения, а также мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики, промышленности, транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, бюджетном секторе.
Основные направления Программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Программы.
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года
Для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" повышение энергетической эффективности технологических процессов предприятий в рамках Программы выступает вспомогательным фактором обеспечения темпа роста валового внутреннего продукта Российской Федерации выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.
Вспомогательным фактором Программы, влияющим на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", в рамках Программы является также принятие нормативных правовых актов и документов по стандартизации, направленных на повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Большинство регионов, входящих в состав приоритетных территорий, обладает значительным потенциалом энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По состоянию на 1 января 2022 г. в 9 из 26 субъектов, входящих в состав приоритетных территорий, отсутствует утвержденная региональная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Приморский край, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Вместе с тем Республика Крым и Республика Саха (Якутия) являются лидерами среди субъектов Российской Федерации, в которых принято наибольшее количество отраслевых государственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Крым, Республике Северная Осетия — Алания, Чеченской Республике, Забайкальском крае, Магаданской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области показатели оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребления холодной и горячей воды, тепловой энергии составляют менее 30 процентов, что значительно ниже среднероссийского уровня.
В Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Крым, Забайкальском крае и Калининградской области показатель оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребления электрической энергии составляет менее 60 процентов, что ниже среднероссийского уровня.
Задачами Программы по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, являются стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развитие энергосервисной деятельности, а также разработка мотивационных мер по повышению энергетической эффективности на предприятиях, в учреждениях и организациях на указанных территориях.
Основные цели программы — повышение энергоэффективности различных отраслей экономики, развитие технологий зелёного строительства, электрификация и газификация общественного транспорта, популяризация энергосбережения.
Предусмотрены меры по стимулированию когенерации (когда при выработке электроэнергии появляется возможность рационально использовать попутное тепло), развитию альтернативных и возобновляемых источников энергии, переводу котельных на экономичные виды топлива, снижению потерь электро- и теплоэнергии.
В промышленности повышению энергоэффективности должно способствовать внедрение наилучших доступных технологий и принципов энергетического менеджмента. В строительстве и ЖКХ предполагается стимулировать применение экологичных и имеющих высокую энергоэффективность строительных материалов.