гас энергоэффективности

Европа переживает идеальный шторм: цены на энергоносители растут, экономический рост сокращается, приближается зима. Кремль использует энергетику как политическое оружие. Мы должны подготовиться к возможному отключению газа, в первую очередь за счет экономии, диверсификации и солидарности между нами. В то же время мы должны ускорить инвестирование в возобновляемые источники энергии и провести глобальную кампанию в поддержку энергоэффективности и энергосбережения, чтобы обеспечить устойчивый доступ к энергоресурсам для всех, оставаясь в пределах «планетарных границ».

Когда речь заходит об энергетике, Европа сталкивается с дилеммой: ей необходимо найти баланс между краткосрочными целями («отучить» себя от российской нефти и газа и пережить зиму) и долгосрочными, суть которых – достижение «углеродной нейтральности» в рамках «Зеленого курса». И ЕС должен убедиться, что его внутренний выбор не противоречит его внешним обязательствам. Нет смысла притворяться, что это можно сделать легко, дешево и без компромиссов. Но это возможно, если мы будем серьезно инвестировать в систему энергосбережения и возобновляемые источники энергии и проявлять солидарность как у себя дома, так и во всем мире.

Содержание
  1. Нам уже удалось решить проблему, связанную с общим снижением доли импорта российского газа с 40% в начале года до примерно 20% на сегодняшний день.
  2. По сути, речь идет о том, как мы можем подготовиться к суровой зиме и обеспечить нашу солидарность, разделяя между нами риски и ресурсы. Нам необходимо развивать реальный Энергетический Союз.
  3. Несмотря на наши краткосрочные потребности в ископаемом топливе для частичного замещения поставок из России, мы никоим образом не поощряем глобальное «возрождение» ископаемого топлива.
  4. Надежда на СПГ
  5. В Северном море опять бурят
  6. Чем заменят замороженный «Северный поток – 2»
  7. Пиренейский газовый хаб
  8. Германия ставит на регазификацию
  9. От Кавказа до Магриба
  10. Сколько газа ЕС брал у России
  11. Сахара, Египет и прочие инвестиции
  12. С одной трубы на другую
  13. Второй день выставок «РОС-ГАЗ-ЭКСПО-2022», «КОТЛЫ И ГОРЕЛКИ-2022», «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ-2022»!
Читайте также:  Энергоэффективность демистифицирована: разбираем ее простыми словами
Краткосрочный императив

Зима приходит каждый год, но нынешняя обещает быть особенной. Существует реальная неопределенность в вопросах, будет ли у ЕС достаточно газа (т. объема) и будет ли он доступен (по какой цене). В то время как цены на нефть снизились до уровня, на котором они были в начале войны в Украине, цены на газ более чем в четыре раза превышают цены конца февраля и почти в десять раз – цены, которые были год назад.

Мы знаем причину. Рост цен на энергоносители начался не 24 февраля, однако, как и во многих других вопросах, агрессия России значительно ухудшила ситуацию. Россия использует энергетику как оружие: она уже прекратила или уменьшила поставки в 12 стран-членов ЕС, явно нарушив условия контракта. На прошлой неделе она сократила поставки по газопроводу «Северный поток» до 20% от его обычной мощности. Создавая дефицит и вызывая нервозность на рынке, Россия гарантирует именно тот рост цен, из которого она извлекает выгоду. Мы должны подготовиться ко всем сценариям, включая тот, при котором Россия полностью прекратит поставки в любой момент по своему усмотрению.

Нам уже удалось решить проблему, связанную с общим снижением доли импорта российского газа с 40% в начале года до примерно 20% на сегодняшний день.

Нам уже удалось решить проблему, связанную с общим снижением доли импорта российского газа с 40% в начале года до примерно 20% на сегодняшний день, в основном за счет закупки большего объема сжиженного природного газа, доля которого в потреблении газа удвоилась с 19% до 37%. Мы также достигли прогресса в вопросе закупки большего объема трубопроводного газа из Норвегии, Алжира и Азербайджана. В июле я был сопредседателем Совета по сотрудничеству ЕС-Азербайджан, где мы приветствовали недавнее подписание Меморандума о взаимопонимании по стратегическому партнерству в области энергетики. В долгосрочной перспективе мы можем ожидать большего прогресса в нашем стремлении добиться диверсификации. Но суровая правда в том, что в случае с этой зимой мы приближаемся к предельным показателям тех дополнительных объемов газа, которые мы можем купить из нероссийских источников. Таким образом, основная часть газа должна быть получена за счет экономии энергии, т. сокращения спроса.

Читайте также:  Откройте для себя секреты воспитания энергоэффективных детей сегодня
Сокращение потребления газа в ЕС на 15 %

По оценкам экспертов Bruegel, а также экспертов Комиссии, чтобы выдержать полное прекращение поставок из России, необходимо в целом сократить потребление газа в ЕС на 15%. Конечно, существуют значительные различия между странами ЕС в том, насколько высок для них риск прекращения поставок из России и насколько они уязвимы в этом вопросе. 26 июля Совет ЕС принял важный комплекс мер. Его главный пункт – общая цель по экономии газа в размере 15%. Но при этом будут учитываться различные обстоятельства в той или иной стране, например, степень развития инфраструктуры, соединяющей отдельные государства с их соседями, и прикладываемые усилия. Пока это добровольная цель, но если обстоятельства того потребуют, страны-члены ЕС могут принять решение, согласно которому экономия станет обязательной.

По сути, речь идет о том, как мы можем подготовиться к суровой зиме и обеспечить нашу солидарность, разделяя между нами риски и ресурсы. Нам необходимо развивать реальный Энергетический Союз.

По сути, речь идет о том, как мы можем подготовиться к суровой зиме и обеспечить нашу солидарность, разделяя между нами риски и ресурсы. Для нас, европейцев, это знакомая дискуссия: мы прошли похожий путь в начале пандемии. Сперва тенденция заключалась том, что каждая страна действовала в одиночку, но затем, совершенно правильно и успешно, страны ЕС сделали выбор в пользу совместных закупок вакцин, что гарантировало всем гражданам Европейского Союза равный доступ к жизненно важным вакцинам.

После того как Россия аннексировала Крым, мы должны были, но не стали развивать настоящий энергетический союз ЕС, основанный на диверсификации для снижения зависимости от России и инвестировании в энергоэффективность и местные возобновляемые источники энергии, которые не наносят ущерба климату. На этот раз ставки еще выше: мы не можем позволить себе повторить ту же ошибку.

Читайте также:  Ощутите спокойствие окружающей среды: лучшие природные развлечения и достопримечательности
Общая картина

Пока мы в Европе размышляем над своими энергетическими дилеммами и сосредотачиваем внимание на вопросах экономии, мы должны помнить, что для подавляющего большинства человечества проблема заключается в том, как получить больше энергии: по данным Международного Энергетического Агентства, у 600 миллионов африканцев нет надежного источника электроэнергии. Демографические и экономические тенденции ясно показывают, что нам необходимо значительно ускорить процесс повышения энергоэффективности и увеличить использование возобновляемых источников энергии, чтобы удовлетворить растущие потребности в энергии во всем мире и в то же время избежать резкого изменения климата. Это то, чем занимается энергетическая и климатическая дипломатия ЕС на протяжении многих лет: установление долгосрочных партнерских отношений, с инвестициями, технологиями и финансированием. Среди хорогих примеров – наша перспективная работа по созданию энергетических партнерств Just Transition сначала с ЮАР, а затем и с другими странами.

Несмотря на наши краткосрочные потребности в ископаемом топливе для частичного замещения поставок из России, мы никоим образом не поощряем глобальное «возрождение» ископаемого топлива.

Несмотря на наши краткосрочные потребности в ископаемом топливе для частичного замещения поставок из России, мы никоим образом не поощряем глобальное «возрождение» ископаемого топлива. В особенности нам нужно не допустить того, чтобы производители ископаемого топлива столкнулись с усугублением проблемы так называемых «блокированных активов». Именно поэтому мы также работаем с нашими партнерами над производством и торговлей чистым водородом. У него большой потенциал стать новым важным источником энергии, и некоторые из существующих элементов инфраструктуры, в том числе трубопроводы, могут быть использованы повторно. Это один из приоритетов в соответствии со стратегией ЕС в отношениях со странами Персидского залива, которую мы приняли в мае. Значительная часть альтернативных потребностей ЕС в газе может быть удовлетворена просто за счет лучшего управления нефтегазодобывающими и транзитными объектами, где, по оценкам МЭА, более 50 млрд. куб. м газа теряется в результате утечек, сжигания или выброса в атмосферу. Это примерно тот объем, который нам необходим для того, чтобы компенсировать возможное отключение российского газа. Это также принесет значительную пользу климату.

Лучшая энергия из всех – та, которая вам не нужна

Но в основном все же верно, что лучшая энергия из всех – та, которая вам не нужна. Вот почему экономия энергии и повышение энергоэффективности должны быть в приоритете, чего они давно заслуживают. Мы в ЕС приступаем к серьезной работе по снижению спроса. Комиссия предложила повысить обязательный целевой показатель энергоэффективности до 13% к 2030 году, наряду с дополнительными мерами по энергосбережению на промышленных предприятиях, в зданиях и на других объектах.

Это необходимо для того, чтобы пережить следующую зиму, но это также даст нам необходимые компетенции для того, чтобы привлечь внимание международного сообщества и начать глобальное движение за энергосбережение и энергоэффективность в преддверии Генеральной Ассамблеи ООН и Конференции ООН по изменению климата (COP27) в Каире. Мы можем почерпнуть вдохновение из «Метанового обещания», настоящего достижения климатической дипломатии Европейского Союза: ЕС предложил его, США стали нашими партнерами, и в итоге 110 стран подписали его, что представляет 70% мировой экономики. Нам нужна аналогичная глобальная кампания по энергоэффективности и энергосбережению, и в ближайшие месяцы я буду прилагать усилия для создания необходимой коалиции.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности, рациональное использование энергетических ресурсов в зданиях и сооружениях является одним из приоритетных направлений снижения энергоёмкости производства и важнейшим показателем, оказывающим влияние на экономическую эффективность работы предприятий.

В соответствии с СП 50. 13330. 2012 классы энергосбережения зданий, включая промышленные здания вспомогательного назначения (сервисного обслуживания, технопарки, склады), установлены иерархическим образом (табл. 1) от самого низкого уровня (класс E) до самого высокого (класс A++), в зависимости от величины отклонения от нормативного уровня потребления энергоресурсов, соответствующего классу C (нормальный).

гас энергоэффективности

Оценка достигнутого уровня энергетической эффективности зданий в соответствии с положениями действующих нормативных документов производится путём сравнения фактических или расчётных параметров потребления энергоресурсов с нормативными параметрами и отнесения к соответствующему классу энергосбережения.

По результатам выполненных натурных и инструментальных (в том числе тепловизионных) обследований зданий для выявления сверхнормативных потерь энергоресурсов был определён класс их энергоэффективности, который для части зданий составил C+ (нормальный), а для другой части зданий — D (пониженный класс энергоэффективности).

В качестве основного подхода к решению поставленной задачи повышения существующего класса энергоэффективности от нормативного до A++ был использован научный анализ современных достижений в области повышения энергетической эффективности зданий, применительно к объектам исследования.

Оценка фактического уровня расхода энергоресурсов произведена путём корректировки расчётных значений удельного расхода, учитывающей снижение теплозащитных свойств ограждающих конструкций объектов управления складской дистрибуции (УСД) в процессе эксплуатации. Такая корректировка проведена на основании анализа результатов натурного и тепловизионного обследования фактического состояния объектов.

Снижение фактического удельного годового расхода энергоресурсов и, соответственно, повышение класса энергетической эффективности зданий и сооружений Управления складской дистрибуции Березниковского калийного производственного рудоуправления компании ПАО «Уралкалий» — УСД БКПРУ-3,4 — до класса A++ достигнуто за счёт последовательной реализации целого комплекса мероприятий.

Центральный офис ПАО «Уралкалий» в городе Березники Пермского края

Усовершенствование тепловой изоляции ограждающих конструкций объектов управления складской дистрибуции за счёт современных технологий применения теплоизоляционных материалов с низкой теплопроводностью.

Оборудование объектов УСД приборами учёта энергетических ресурсов (тепловая энергия, электроэнергия), на базе которых создаётся автоматизированная система технического учёта и контроля (мониторинга) потребления энергоресурсов.

Оснащение систем отопления объектов УСД устройствами автоматического регулирования подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, то есть создание индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).

Предложенные решения позволили снизить тепловые потери, которые, по оценкам специалистов, в холодное время года достигают 35% от общего объёма энергии, используемого для обогрева здания. При этом, если взять это количество за 100%, то стены способствуют потерям 40% тепла, и ещё по 20% можно поровну разделить на дверные и оконные проёмы, кровлю и вентиляционную систему.

Качественная теплоизоляция, способная обеспечить требуемый режим хранения либо работы предприятия при минимальных расходах на отопление, является жизненной необходимостью.

Для того чтобы свести к минимуму потери тепла в зданиях, необходимо принять следующие меры по повышению энергоэффективности, а именно: создание неразрывного контура теплоизоляции; выбор долговечной теплоизоляционной системы; использование специализированных входных дверей с теплоизоляционным профилем.

Для объектов управления складской дистрибуции, составляющих основную долю в общем объёме потребляемой тепловой энергии от котельно-турбинного цеха, в качестве энергоэффективной системы отопления предложена комбинированная система. Предлагаемые объекты для внедрения системы — здания центральных складов и АБК УСД БКПРУ-3,4, доля потребления теплоты которых в общем объёме более 90%.

Комбинированная система состоит из базовой существующей системы водяного отопления и дополнительной системы воздушного отопления. Энергетическая эффективность комбинированной системы достигается за счёт организации периодического режима работы базовой системы отопления — снижения расхода тепловой энергии в нерабочее время, в выходные и праздничные дни.

Работу системы водяного отопления в периодическом режиме обеспечивают устройства тепловой автоматики, входящие в состав автоматизированных ИТП, размещаемых в тепловых пунктах (узлах) центральных складов и АБК УСД БКРУ-3,4. Дополнительная система воздушного отопления, совмещённая с приточной вентиляцией, обеспечивает в режиме полной рециркуляции форсированный нагрев воздуха в помещениях после длительного поддержания пониженной температуры в дежурном режиме.

Создание предлагаемой энергоэффективной системы отопления позволит снизить в пределах 20% расходы тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

Оценка энергетической и экономической эффективности существующей системы освещения, то есть годовой экономии электрической энергии в натуральном и денежном выражении, произведена путём сравнения потребляемой мощности светодиодных, люминесцентных светильников и ламп накаливания с одинаковой светоотдачей (световым потоком) и анализа полученных данных.

Оценка эффективности и технико-экономическое обоснование предлагаемых энергосберегающих технологий и мероприятий произведены путём сравнения экономической выгоды с затратами на их реализацию.

Перечень разработанных мероприятий для реализации по результатам натурного и тепловизионного обследования ограждающих конструкций зданий и сооружений произведён отдельно по каждому объекту обследования. Реализация мероприятий позволит снизить фактический удельный годовой расход энергоресурсов до значений, соответствующих классу энергосбережения С+, а именно: 0,029–0,026 Гкал/( м³·год) — для объектов с внутренней температурой воздуха +16°C, 0,034–0,031 Гкал/( м³·год) — для объектов с внутренней температурой воздуха +20°C.

Внедрение предложенных технологий и мероприятий в полном объёме позволит повысить энергоэффективность зданий и сооружений УСД до уровня класса энергосбережения A++ с существующих классов C+ и D. Основной показатель эффективности предложенных технологий и мероприятий — средний срок окупаемости — находится в пределах трёх-пяти лет, что подтверждает целесообразность их реализации.

Предприятия Германии оказались вынуждены сокращать или останавливать производство из-за роста цен на газ. Об этом сообщается в отчете Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK), который приводит ТАСС.

Палата изучила деятельность 3,5 тысяч компаний ФРГ различных отраслей и выяснила, что сокращение производства или готовность пойти на этот шаг из-за увеличения стоимости энергоносителей коснулись 16 процентов из них.

Почти две трети компаний (63 процента) считают, что рост цен на электроэнергию угрожает конкурентоспособности страны. «Это вызывающие тревогу цифры. Многим компаниям остается только закрыться или перенести производство в другие места», — сказал президент DIHK Петер Адриан.

По его словам, сокращение потребления газа в промышленности достигается за счет отключения оборудования, а не благодаря мерам повышения энергоэффективности.

Ранее правительство ФРГ допустило, что дефицит газа грядущей зимой может привести к чрезвычайным ситуациям в отдельных регионах страны. Ожидается, что цены на газ вырастут в два или три раза.

2021-04-02T11:59:11+03:00Icecream PDF Split&Merge2021-04-04T21:02:05+03:00application/pdfNeft_01-21_web. inddIcecream PDF Split&MergeIcecream PDF Split&Mergeuuid:ac58d7b9-7666-44df-893f-b70c9ea8bc45uuid:d007ffcd-0721-4e45-aa32-6ffbc8e4c815

Евросоюз (ЕС) останется существенной частью формирующегося глобального газового рынка, но его роль как значимого покупателя энергоресурсов постепенно снижается. Такие выводы содержатся в аналитическом докладе «Инфотэк-терминала», с которым ознакомились «Ведомости». Авторы отмечают, что под давлением экономических факторов в ЕС спрос на газ падает и сам этот фактор «ставит под вопрос» перспективы поставок из России.

Но действия Брюсселя, отмечается в исследовании, носят противоречивый характер. С одной стороны, декларируется отказ от ископаемого топлива, а с другой – есть план до 2030 г. избавиться от большей части угольных ТЭС, заменив их газовыми. На фоне сокращения собственной добычи в ЕС это будет означать необходимость резкого наращивания газового импорта, обращают внимание эксперты.

Ситуация осложняется геополитическим фактором и планами Брюсселя к 2030 г. полностью отказаться от энергоресурсов из РФ в рамках стратегии REPowerEU. Этот план стал ответом на СВО России на Украине. Он предусматривает, что с 10 августа 2022 г. ЕС полностью прекратит импорт угля из РФ, с конца 2022 г. – импорт нефти, а к началу 2023 г. в 3 раза сократит закупку российского газа.

В начале марта 2022 г. Международное энергетическое агентство (МЭА) представило план из 10 шагов для сокращения зависимости ЕС от российского газа не менее чем на 50 млрд куб. м в год. Позднее этот план лег в основу REPowerEU. Среди мер отказ от долгосрочных контрактов на поставки российского газа и замена его топливом от «альтернативных поставщиков», ускоренное заполнение подземных газовых хранилищ (ПХГ), форсирование развития возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности производств и даже снижение температуры отопления зданий на 1 градус Цельсия.

Надежда на СПГ

По данным МЭА, в 2021 г. ЕС импортировал около 388 млрд куб. м газа. При этом на конец года Европа (включая Турцию) обладала регазификационной инфраструктурой (терминалы для приема сжиженного газа – СПГ-терминалы) для приема 253,6 млрд куб. м в год, обращают внимание авторы исследования. Но загруженность терминалов ЕС в 2021 г. составила лишь 41%.

Общий мировой импорт СПГ в 2021 г. , согласно отчету Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL), увеличился на 4,5% до 513,7 млрд куб. м (или 372,3 млн т). В исследовании отмечено, что на СПГ в 2021 г. приходилось уже около 40% от мирового газового рынка, остальное – на газопроводы. Около 73% (375 млрд куб. м, или 271,8 млн т) СПГ в 2021 г. импортировали страны Азии. Кроме того, лишь 36,6% от мирового объема СПГ продавалось на спотовом рынке, остальное – по долгосрочным контрактам.

Несмотря на наличие регазификационных мощностей, европейский рынок проигрывает азиатскому с точки зрения возможности привлечения дополнительных объемов, говорится в исследовании. Во-первых, азиатский рынок долгое время был (и остается) премиальным по отношению к европейскому, т. газ там можно продать дороже. Эта тенденция сохранилась и во время восстановления мировой экономики после пандемии коронавируса 2020 г. Во-вторых, ЕС взял стратегический курс на отказ от долгосрочных контактов. Но сегодня не только поставки по трубе, но и отгрузки СПГ все чаще ведутся в рамках долгосрочных контрактов, их доля растет, указывают авторы исследования.

гас энергоэффективности

/Julie Rogers / Zuma / ТАСС

Газовый рынок ЕС долгое время остается дефицитным. С 1993 по 2020 г. этот дефицит увеличился с 151,4 млрд до 342,9 млрд куб. м в год. В 2019 г. добыча газа в ЕС сократилась на 10,8%, а в 2020 г. – уже на 25,5%. По итогам 2020 г. ЕС удалось стабилизировать потребление газа на уровне немногим менее 400 млрд куб. м, но из-за начавшегося стремительного падения добычи резко возросла доля импорта. Именно поэтому в 2020 г. нетто-импорт газа ЕС составил немногим менее 350 млрд куб.

Как отмечают авторы исследования, биржевой принцип ценообразования на газ был оформлен в период, когда Европа рассматривалась как рынок покупателя. Привязка долгосрочных контрактов к спотовым котировкам должна была усилить конкуренцию между производителями и привести к формированию выгодных ценовых предложений. Но в условиях дефицита схема дает сбой и провоцирует резкий рост средней стоимости газа для потребителей, что и произошло в ЕС в 2021–2022 гг. По данным Евростата, в 2021 г. зависимость ЕС от импорта газа доходила до 83% при снижении добычи на 7,6% к уровню 2020 г.

По данным биржи ICE, рекордный рост котировок на газовом хабе TTF в Нидерландах был зафиксирован 7 марта 2022 г. , когда торги закрылись на отметке около $2400 за 1000 куб. м, а в течение дня котировки пробивали $4000 за 1000 куб.

В Северном море опять бурят

Страны ЕС активизируют добычу газа в традиционном североморском регионе. В начале июня британская Shell получила одобрение регуляторов на разработку шельфового месторождения Jackdaw. Оно на пике должно обеспечить 6,5% добычи газа на шельфе страны. А власти Нидерландов дали разрешение на разработку шельфового месторождения на границе с ФРГ. Его запасы оцениваются в 60 млрд куб. м газа.

В 2022 г. мировые мощности по производству СПГ увеличатся примерно на 43 млрд куб. Но речь идет не о новых объемах, а об уже работающих заводах, которые снижали производство в 2020–2021 гг. на фоне низкого спроса, отмечают авторы обзора.

Сейчас новые мощности имеются лишь у США: шестая производственная линия в проливе Сабин была введена в эксплуатацию в феврале 2022 г. (СПГ-завод Sabine Pass LNG мощностью 30 млн т в год). На вторую половину 2022 г. на шельфе Мозамбика запланирован запуск плавучего СПГ-проекта «Корал-Сул» мощностью 3,4 млн т в год на основе месторождений бассейна Ровума. Строительство платформы «Корал-Сул» водоизмещением 220 000 т было завершено 4 марта.

Впрочем, запасы газа в США составляют 6,3% от общемировых, они выработаны более чем на 76% и темп отбора начальных извлекаемых запасов равен 1,7% в год, говорится в исследовании «Инфотэк-терминала». Для поздней стадии разработки это очень высокий темп отбора. Вряд ли США смогут существенно увеличить добычу газа, и запасов им может хватить на 14 лет, подчеркивают авторы исследования. Стоит, однако, учесть роль попутного газа, производство которого связано с добычей сланцевой нефти.

Чем заменят замороженный «Северный поток – 2»

С февраля резко активизировалось обсуждение проектов возможного замещения российского газа в Европе. Речь идет как о попытках радикально нарастить поставки по традиционным для ЕС направлениям импорта, так и о совершенно новых источниках газа.

Ситуация гораздо сложнее для стран с большим потреблением газа и исторически высокой зависимостью от российских поставок. К примеру, Финляндии, закупавшей у «Газпрома» несколько более 1 млрд куб. м в год, явно проще отказаться от нашего газа, чем крупным экономикам вроде Германии и Италии, куда Россия поставляла десятки миллиардов кубометров ежегодно.

Сейчас трубопроводный газ поступает в ЕС из России, Норвегии, Азербайджана (через Турцию по Трансадриатическому газопроводу), а также из Алжира и Ливии (по газопроводу Магриб – Европа).

Россия в 2021–2022 гг. так и не смогла запустить в работу «Северный поток – 2» (СП-2) – крупнейший экспортный газопровод стоимостью около 9,5 млрд евро, который с большим трудом из-за противодействия США и их союзников реализовывала с 2017 г. К сентябрю 2021 г. укладка обеих ниток СП-2 суммарной мощностью 55 млрд куб. м в год была завершена. Но поставки по нему так и не начались из-за бюрократических согласований, а в феврале 2022 г. после начала СВО стало ясно, что проект заморожен на неопределенный срок или даже навсегда.

Норвегия является вторым после России поставщиком трубопроводного газа. 1 октября 2022 г. планируется ввести в эксплуатацию газопровод Baltic Pipe на 10 млрд куб. м в год, по которому топливо будет поступать в Польшу. Варшава неоднократно подчеркивала, что эти объемы способны полностью заменить газ, поступающий по трубе Ямал – Европа в рамках «ямальского контракта» с «Газпромом» (истекает в конце 2022 г.

гас энергоэффективности

С 2023 г. объемы поставок по Baltic Pipe могут составить 6,4 млрд куб. м в год, но также планировалось, что в случае запуска месторождения Тайра часть трубы будет заполнена датским газом, обратила внимание аналитик Vygon Consulting Евгения Попова. После отказа Дании от российского топлива эти объемы могут пойти на покрытие собственных нужд страны, полагает Попова. По ее словам, запуск Baltic Pipe скорее «станет логистическим маршрутом для внутриевропейского перераспределения газа, а не коридором, обеспечивающим значительный прирост поставок». Попова добавила, что при нехватке дополнительных объемов топлива запуск газопровода может привести к усилению конкуренции на газовом рынке ЕС.

Но Европа может и нарастить добычу, считает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. В 2022 г. в Норвегии ожидается рост добычи на месторождениях Узеберг и Хейдрун (более 1,6 млрд куб. м), возможно увеличение на ключевом месторождении Тролль, говорит он. Это позволит Норвегии уже в 2022 г. поднять поставки в ЕС на 15 млрд куб. м, заключает Блохин.

Пиренейский газовый хаб

Обострение геополитической ситуации также вернуло в повестку дня вопрос строительства газопровода-интерконнектора Midcat (мощность – 7,5 млрд куб. м, проект заморожен с 2019 г. ) из испанской Каталонии во Францию. Испанская газета La Vanguardia со ссылкой на источник в правительстве сообщала, что вопрос поднимался на уровне НАТО. По информации издания, речь идет о газопроводе, по которому в Центральную Европу будет поступать газ из Алжира, а также полученный из СПГ – регазифицированный на терминалах Испании и Португалии. По данным GIIGNL, совокупная мощность СПГ-терминалов этих стран – 68,5 млрд куб. м в год (60,8 млрд куб. м в Испании, 7,7 млрд куб. м в Португалии).

В 2021 г. Испания заняла, по данным GIIGNL, 1-е место в Европе по реэкспорту СПГ в ЕС – 1 млн т (1,38 млрд куб. Совокупный объем реэкспорта СПГ внутри ЕС в 2021 г. составил 3,5 млн т (около 4,83 млрд куб. При этом Испания за вычетом реэкспорта ввезла 13,8 млн т (19 млрд куб. м) сжиженного газа. Но в 2021 г. страна задействовала лишь около 35% своих СПГ-мощностей.

А в конце мая испанская газета El País со ссылкой на источники сообщала, что ЕК изучает проект газопровода от Барселоны до итальянского Ливорно мощностью 30 млрд куб. м газа в год. Проект оценивается в 2,5–3 млрд евро, строительство займет 1–2 года. Газопровод мог бы заместить российский трубопроводный газ, поступающий в Италию. По данным ФТС России, «Газпром» в 2021 г. поставил в Италию 18,4 млрд куб. м, страна занимает 3-е место по поставкам российского газа в Европу после Германии (50,7 млрд куб. м) и Турции (30,1 млрд куб.

Германия ставит на регазификацию

По данным промышленной группы BDEW, внутреннее потребление газа в ФРГ составило в 2021 г. около 100 млрд куб. м, при этом страна в общей сложности импортирует 140–142 млрд куб. м газа в год. По оценке МЭА, Германия забирает около 40% от всего импорта газа ЕС. В 2021 г. минэкономики Германии оценивало зависимость страны от российского газа в 55%.

Для снижения этой зависимости в начале мая 2022 г. ФРГ подписала контракты на фрахтование четырех плавучих СПГ-терминалов, сообщало Bloomberg. По информации агентства, судоходные компании Hoegh и Dynagas предоставят по два терминала, которые вместе способны перерабатывать не менее 20 млрд куб. м газа в год. Власти ФРГ уже сократили долю российского газа в импорте примерно до 35%, а к лету 2024 г. Берлин планирует уменьшить эту цифру еще на 10 п.

Также Германия планирует на горизонте до 2025 г. ввести в эксплуатацию СПГ-терминалы German LNG Terminal в Брунсбюттеле (мощность – 8 млрд куб. м) и LNG Stade в Штаде (5–8 млрд куб. м в год, запуск запланирован на 2023 г. Также ранее планировалось запустить регазификационные терминалы LNG Terminal Wilhelmshaven и Rostock LNG мощностью 10 млрд куб. м и 300 000 т в год соответственно, но проекты были заморожены. В 2021 г. владеющая LNG Terminal Wilhelmshaven компания Uniper сообщила о возрождении проекта в виде терминала по импорту аммиака, поставки должны были идти с Обского ГХК «Новатэка».

От Кавказа до Магриба

Воспользоваться планами ЕС по диверсификации планируют и страны Кавказа, Ближнего Востока и Северной Африки, часть из них уже являются поставщиками газа в ЕС и Турцию. 2 июня врио президента азербайджанской госкомпании SOCAR Ровшан Наджаф сообщал, что у страны есть потенциальные возможности для наращивания экспорта газа в ЕС по Южному газовому коридору (ЮГК). Он включает газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум, Трансанатолийский газопровод (TANAP) и TAP. Наджаф признавал, что для этого потребуется увеличение пропускной способности ЮГК. Поставки в Турцию идут через Грузию по TANAP проектной мощностью 16 млрд куб. м в год, в ЕС – по TAP мощностью 10 млрд куб.

Сколько газа ЕС брал у России

По оценке МЭА, в 2021 г. Россия поставила в ЕС около 155 млрд куб. м газа, из которых около 140 млрд куб. м по трубопроводам и 15 млрд куб. м морем в виде СПГ. Это покрыло порядка 45% газового импорта ЕС и почти 40% общего потребления этого топлива.

Попова полагает, что на горизонте до 2030 г. с учетом заявленных планов по расширению ЮГК (TANAP – до 30 млрд куб. м, TAP – до 20 млрд куб. м) в реалистичном сценарии и при условии полной загрузки увеличение трубопроводных поставок может составить 17 млрд куб. м газа в год, в оптимистичном – 20 млрд куб. Аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов добавляет, что Северная Африка не сможет обеспечить ЕС дополнительный газ как минимум до начала или середины 2030-х гг. , т. до начала освоения запасов сланцевого газа в Алжире. По его словам, за последние 15 лет Алжир нарастил потребление газа почти в 2 раза на фоне роста населения и потребностей экономики. Сейчас внутреннее потребление газа в Алжире – менее 50 млрд куб. м в год, но к началу 2030-х гг. оно вырастет до 70 млрд куб. м, говорит Капитонов. Ожидается, что добыча газа в стране будет стагнировать как минимум до начала следующего десятилетия. «В любом случае дополнительные объемы из Алжира могут попасть на мировой рынок только после значительных инвестиций в добычу газа. Заинтересованные европейские компании могут заняться такими проектами», – отмечает эксперт.

Алжир в краткосрочной перспективе может нарастить поставки, только снизив объемы экспорта СПГ либо перераспределив потоки между Испанией и Италией, полагает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. В апреле 2022 г. Италия и Алжир заключили контракт на поставку дополнительно 9 млрд куб. м газа в год. «В ближайшей перспективе очевидна борьба Италии и Испании за трубопроводный алжирский газ», – предполагает Попова.

Она также напоминает, что на фоне геополитической напряженности между Алжиром и Марокко в 2021 г. был остановлен газопровод Магриб – Европа, поставлявший газ в Испанию. «С начала 2022 г. газ поставляется только по газопроводу Medgaz (проектная мощность – 10 млрд куб. Пропускная способность Medgaz в 4 раза ниже пропускной способности газопровода Магриб – Европа.

Сахара, Египет и прочие инвестиции

Попова также обратила внимание, что перспективным для региона является Транссахарский газопровод (проектная мощность – 30 млрд куб. м), но его постройка до 2030 г. маловероятна. Более вероятно, по ее мнению, расширение алжирских СПГ-мощностей, но это требует больших инвестиций в ресурсную базу и инфраструктуру. Капитонов, говоря о Ливии, отмечает, что при наличии инвестиций к концу 2020-х гг. страна сможет нарастить добычу газа с текущих менее 15 млрд куб. м до 20 млрд куб. «Но эти объемы не окажут значительного влияния на баланс европейского рынка в силу своей ограниченности», – подчеркивает он.

Египет за счет запуска нескольких проектов на шельфе смог в последние два года перезапустить два СПГ-завода, но потенциал роста поставок с них ограничен мощностями, считает Гривач. «В прошлом году они работали на 54% и отгрузили на экспорт 6,6 млн т. Соответственно, могут увеличить поставки максимум на 5,6 млн т (менее 8 млрд куб. м при полной загрузке)», – отмечает эксперт.

Блохин также напомнил о возобновившейся в марте разведке на шельфе Израиля. Но это не гарантирует роста поставок ближневосточного газа в ЕС через Египет, считает он.

С одной трубы на другую

В рамках REPowerEU ЕС до конца 2022 г. может заместить около 20–30% российского газа, предполагает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Игорь Галактионов. По его оценке, это можно сделать только за счет расширения доли СПГ в импорте и корректировки трубопроводных поставок из Норвегии, Алжира и Азербайджана. Но в таком случает задача заполнить ПХГ на 90% к началу отопительного сезона 2022/23 г. будет уже невыполнимой, считает он. «Кроме того, такой отказ предполагает сохранение цен на газ вблизи $1000 за 1000 куб. м, зимой эта цифра может вырасти, а это очень тяжелое бремя для промышленности и потребителей», – отметил Галактионов.

В ближайшее время единственной трубопроводной альтернативой для Европы могут быть резервные мощности Норвегии и Азербайджана, отмечает Блохин. Другие маршруты все еще требуют значительных инвестиций. Баку, несмотря на высокую загруженность транспортных мощностей, сможет прибавить 2–3 млрд куб. м экспорта в ЕС в 2022 г. , полагает эксперт. Но дальнейший рост поставок в ЕС предполагает расширение ТАР, что требует времени, средств и готовности европейских партнеров гарантировать спрос долгосрочными контрактами, отмечает эксперт. Общий рост поставок трубопроводного газа в ЕС по итогам года вряд ли превысит 20 млрд куб. м, считает Блохин.

В условиях продолжающегося мирового энергетического кризиса поиск альтернативы поставкам газа из России упирается не только в наличие инфраструктуры, но и в объективно существующую нехватку предложения, подчеркивают авторы исследования. С точки зрения инфраструктуры ЕС не может рассчитывать на рост альтернативных трубопроводных поставок, но теоретически он имеет возможность заместить порядка 70 млрд куб. м российского газа с помощью СПГ. Но на рынке нет таких объемов, считают авторы исследования, а новые поставки преимущественно ориентируются на растущие рынки Азии (преимущественно – Китая).

Единственное средство, с помощью которого Евросоюз мог бы рассчитывать на переманивание грузов СПГ с азиатского направления, – это ценовая война, которая, по сути, началась в 2022 г. Но учитывая роль биржевого ценообразования в странах АТР и в ЕС, именно Европа окажется проигравшей, так как средняя цена газа в этом регионе будет стабильно выше, резюмируют авторы исследования.

гас энергоэффективности

Второй день выставок «РОС-ГАЗ-ЭКСПО-2022», «КОТЛЫ И ГОРЕЛКИ-2022», «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ-2022»!

Выставки «РОС-ГАЗ-ЭКСПО», «КОТЛЫ И ГОРЕЛКИ», «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ» продолжают свою работу в Санкт-Петербурге, в КВЦ ЭКСПОФОРУМ, в павильоне G!

Участники показывают новинки и широкий ассортимент оборудования. Список участников

14 сентября в программе XI Международного конгресса «Энергосбережение и энергоэффективность. IT технологии. Энергобезопасность. Экология»

Круглый стол
Время: 10. 30-13. 30
Место: Зал Н 26-27
Тема: «Консолидация электросетевого комплекса РФ. Новые критерии и ответственность ТСО за надежность энергоснабжения. Новые условия доступности к электросетям и особенности присоединения отдельных групп потребителей »
При поддержке и участии научно-экспертного Совета по мониторингу законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Комитете по экономике СФ РФ, ПАО «Россети», Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации.

Круглый стол
Время: 10. 30-13. 00
Место: Н 22
Тема: «Проектирование, производство, монтаж и эксплуатация энергоисточников в новых экономических реалиях»
Модератор: Палей Е. , генеральный директор ООО «ПКБ Теплоэнергетика», член Совета АС «СРО «Инженерные системы – проект»

Круглый стол
Время:14. 20-17. 30
Место: Зал Н 26-27
Тема: «Снижение углеродного следа и энергоэффективность для промышленных предприятий. Как превратить «зеленые» вызовы в возможности»
Модераторы:
Артиков Р. Х-Б. , член президиума НЭС при рабочей группе Совета Федерации ФС РФ по мониторингу реализации законодательства в области энергетики;
Жолудева Е. , заместитель Председателя Правления НП «НАЭВИ»

Научно-практическая конференция
Время: 14. 20-17. 30
Место: Н 22
Тема: «Малая энергетика в сельском хозяйстве. Энергоэффективность. Экология»
При поддержке и участии:
МОО «Природоохранный союз России», Общественная палата Ленинградской области, Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства – филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ.

До выставки курсируют бесплатные автобусы-шаттлы, которые довезут до входа в павильон. Станция метро Московская (Московский проспект, 197) – КВЦ Экспофорум – станция метро Московская. Интервал движения 20 минут с 8. 20 до 19. 00 час. Высадка – павильон G. Посадка – павильон F. Как добраться?

Режим работы выставок: 14-15 сентября с 10. 00 до 18. 00, 16 сентября с 10. 00 до 17

гас энергоэффективности

гас энергоэффективности

Будем рады видеть Вас на выставках
«РОС-ГАЗ-ЭКСПО», «КОТЛЫ И ГОРЕЛКИ», «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ»
13-16 сентября 2022г. в Санкт-Петербурге в КВЦ «ЭКСПОФОРУМ», в павильоне G.

14 сентября 2022

Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:

1) о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации;

(в ред. Федерального закона от 28. 2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды;

1 введен Федеральным законом от 19. 2018 N 221-ФЗ)

2) об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования;

4) полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и информации, содержащейся в реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

4 в ред. Федерального закона от 19. 2018 N 221-ФЗ)

5) утратил силу. — Федеральный закон от 19. 2018 N 221-ФЗ;

6) о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии (в том числе в стоимостном выражении) энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов);

(в ред. Федерального закона от 10. 2012 N 109-ФЗ)

7) о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

8) об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

10) о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

11) иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, необходимую информацию в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет», на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети «Интернет» и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит раскрытию с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий