Центр энергоэффективности создан в ЦСР в марте 2022 года путем объединения с «Национальным центром энергоэффективности» Минэкономразвития России для повышения продуктивности экспертно-аналитической работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в рамках реализации стратегии низкоуглеродного развития.
К ключевым задачам центра относится:
- Екатерина Кваша
- Вид обучения
- Формат обучения
- Дата и время
- Что входит в стоимость
- Цель обучения
- Программа обучения
- Преподаватели
- Место проведения
- Документы по окончании обучения
- Для кого предназначен
- Спикер
- Отзывы о прошедших мероприятиях
- Обсуждаемый механизм делегирования полномочий
- Бюджетное, автономное или казенное?
- Преимущества казенного учреждения
- Унификация полномочий
- Региональные программы
Екатерина Кваша
В июне 2021 года в преддверии IV Всероссийского совещания региональных центров энергосбережения в Санкт-Петербурге Эксперт-бюро “ЭнергиаВита” совместно с СПб ГБУ «Центр энергосбережения» и при поддержке Национального центра энергоэффективности был проведен опрос представителей регионов о специфике деятельности их региональных центров энергосбережения.
Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро
«ЭнергиаВита», к.э.н.
Приводим краткий обзор результатов опроса.
Всего поступило 52 ответа.
В 37 из ответивших регионов региональные центры энергосбережения есть, в 5 пока нет, но планируется их создание, еще в 5 их нет, и создание не планируется.
Из ответивших и имеющих регцентр, 13 региональных центров действуют в форме ГБУ, 11 – в форме ГКУ, 7 – АНО, 4 – ГАУ, 2 организации – в форме ОАО, есть также ГУП и КОГУП.
Вышестоящие организации – министерства и департаменты ЖКХ, энергетики (ТЭК), энергосбережения, энергетики и ЖКХ, топлива и энергетики, промышленности и энергетики, промышленности и торговли, цен и тарифов, тарифной политики.
Регцентры выполняют разнообразные функции:
Среди других выполняемых функций были названы следующие.
Разработка, участие, мониторинг национальных проектов (ФКГС, Чистая вода, Умный город, повышение производительности труда, развитие рынка газомоторной техники) и региональных приоритетных проектов.
Большой блок анализа, расчетов, экспертизы и консалтинга:
Функции в части инженерной деятельности:
Привлечение и сопровождение инвестиций в модернизацию:
Управление и содержание имущества (газораспределительной инфраструктуры, электросетевого хозяйства)
Сопровождение региональной АИС по энергосбережению и цифровизация ЖКХ в регионе, работа с другими АИС (сбор и внесение информации)
Организационная и сопроводительная работа:
Мониторинг, контроль и устранение аварий и инцидентов на объектах ЖКХ (приказ Минстроя от 4 июня 2020г. №305/пр)
Регулирование сферы ТКО
Благодарим всех коллег, принявших участие в опросе! Напоминаем возможности для получения информации и общения:
16 февраля 2022 года состоялось заседание Ассоциации вузов Центра России. В онлайн-встрече приняли участие ректоры высших учебных заведений ЦФО.
Ассоциация вузов Центра России была создана в 2013 году в целях укрепления и развития межрегионального университетского сотрудничества и взаимодействия. Первоначально в Ассоциацию входили вузы областей Черноземья (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская), а затем в ее состав вошли вузы Брянской, Тульской, Рязанской, Тверской и Смоленской областей.
Заседание Ассоциации открыл ректор Воронежского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, председатель Ассоциации вузов Центра России Дмитрий Александрович Ендовицкий. Основными тематическими направлениями заседания Ассоциации стали: подведение итогов проводимого Ассоциацией Года науки и технологий в высших учебных заведениях, обсуждение практики взаимодействия органов госказначейства и государственных университетов, а также участие членов Ассоциации в 30-летнем юбилее Российского Союза ректоров.
ОГУ им. И.С. Тургенева на заседании Ассоциации вузов Центра России представляли ректор Федотов Александр Анатольевич и проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Борисоглебская Лариса Николаевна.
И.о. ректора Тульского государственного университета Кравченко Олег Александрович в рамках подведения итогов Года науки и технологий представил работу ИНТЦ «Композитная долина» и Научно-образовательного центра мирового уровня «ТулаТЕХ», который на сегодняшний день объединяет 11 вузов и 15 предприятий, реализующих совместные научно-технологические проекты по 4 ключевым для Тульской области направлениям: ОПК, машиностроению, химической промышленности и экобиотехнологиям. Кроме того, Олег Александрович в своём докладе отметил, что для создания современных лабораторий благодаря «ТулаТЕХ» было привлечено порядка 180 000 000 рублей из госбюджета, в начале 2022 года дан старт работе 11 научных лабораторий в ТулГУ, ТГПУ и в Новомосковском институте РХТУ.
На заседании выступила депутат Государственной Думы Пилипенко Ольга Васильевна, которая осветила вопросы изменения подходов к оценке научной деятельности. В целом научных показатели вузов выросли за прошедший год, однако отмечается снижение количества аспирантов, докторантов, молодых ученых. Ольга Васильевна подробнее остановилась на поручениях по итогам совместного заседания Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию, в том числе направленных на разработку механизма оценки результативности научных исследований и разработок, проводимых в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», создание благоприятных условий для осуществления на постоянной основе деятельности в отечественном научно-исследовательском секторе привлеченных ведущих ученых, научных и научно-педагогических работников и аспирантов, участвующих в проведении научных исследований под руководством ведущих ученых и др.
Ректор Тамбовского государственного технического университета Краснянский Михаил Николаевич в докладе результаты работы Научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего», объединяющего следующие направления деятельности: двигательные и топливные системы нового поколения; интеллектуальные транспортные системы; аэрокосмические технологии и системы, сектора новых инженерных компетенций, искусственный интеллект в инжиниринге для проектирования, производства и эксплуатации новых изделий.
Ректор Курского государственного университета Худин Александр Николаевич в своем выступлении сделал акцент на работе Консорциума «Здоровье и долголетие», инициатором которого выступили четыре ведущих отраслевых организации — Курский государственный университет, Воронежский государственный университет, Курский государственный медицинский университет, и Курский онкологический научно-клинический центр им. Г.Е. Островерхова. Совместная работа ученых и совместное использование высокотехнологичного исследовательского оборудования участников консорциума позволит проводить фундаментальные и прикладные исследования более эффективно и на качественно новом уровне.
С докладом «Об итогах Года науки и технологий в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева» выступила проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Борисоглебская Лариса Николаевна и в своем докладе отразила активное участие ОГУ им. И.С. Тургенева в программах, реализуемых в рамках национального проекта «Наука и университеты»:
— программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (Стратегические проекты: «Приокская долина – территория развития цифровых технологий», «Центр инновационных и высоких технологий биомедицинской фотоники в здравоохранении», «Биотехнологическое производство плодово-ягодных, зернобобовых и крупяных культур», «Орёл – литературная столица»);
— комплексный проект: «Создание цифровой системы мониторинга, диагностики и прогнозирования состояния технического оборудования с применением технологии искусственного интеллекта на базе отечественных аппаратных и программных средств» (Постановление Правительства РФ № 218);
— проект: «Митохондрии как мишени в механизме нейродегенеративных заболеваний» (Постановления Правительства РФ №220).
Также Борисоглебская Л.Н. рассказала направлениях дальнейшего развития Инжинирингового центра технологий цифровой среды для обеспечения комплексной безопасности: телекоммуникации, средства связи и энергоэффективность и участии университета в различных значимых мероприятия в рамках научно-инновационного развития (Международный военно-технический форум «Армия-2021», Международный Форум Kazan Digital Week 2021, VI Конференция «Цифровая индустрия промышленной России», XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», XXI Национальная научная «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения»).
По итогам заседания было принято решение одобрить положительный опыт работы в вузах в Год науки и технологий, не снижать темпов научно-технического развития, добиваться новых конкретных и значимых результатов научных исследований, активизировать работу научно-исследовательских коллективов, также организовать проведение мероприятий, посвященных 30-летию Российского Союза ректоров.
Вид обучения
Курс повышения квалификации
Формат обучения
Онлайн-трансляция руб.
Срок обучения — 2 дня
Продолжительность обучения — 16 часов
Дата и время
Образец Удостоверения о повышении квалификации Санкт-Петербург
По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 16 часов (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Департаментом образования и науки города Москвы).
Что входит в стоимость
Руководителей предприятий; ответственных за разработку и реализацию политики предприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, сотрудников предприятий участвующих в подготовке материалов по обоснованию нормативов потребления и выполняющих расчёты нормативов потребления энергоресурсов.
Цель обучения
Изучить нормативные документы в области повышения энергетической эффективности, энергосбережения и энергетических обследований; изучить существующие нормативные документы по расчёту и обоснованию нормативов потребления энергоресурсов; изучить опыт организаций, внедривших нормативы потребления энергоресурсов; изучить опыт организаций, внедривших системы энергетического менеджмента по ISO 50001; изучение типовых энергосберегающих мероприятий и методов оценки экономии энергетических ресурсов при потреблении энергии; получить навыки в подготовке программы повышения энергетической эффективности.
Программа обучения
Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»: требования, изменения.
Наиболее значимые изменения в законодательные и нормативные акты в сфере электро- и теплоэнергетики, строительства и эксплуатации.
Регуляторная гильотина. Изменения контрольно-надзорной деятельности.
Правила формирования локальных нормативных актов (ЛНА) организации.
Энергетические обследования (энергоаудит) промышленного предприятия.
Совершенствование системы энергообеспечения объектов предприятия.
Совершенствование системы нормирования энергопотребления на предприятии.
Техническая эксплуатация объектов энергетического комплекса предприятия.
Организация взаимодействия между структурными подразделениями и службами предприятия.
Системы энергетического менеджмента по ИСО 50001:2018.
Требования к повышению энергетической эффективности зданий и инженерного обеспечения зданий.
Повышение энергетической эффективности ограждающих конструкций и инженерного обеспечения зданий.
Программа повышения энергетической эффективности и энергосбережения промышленного предприятия. Выбор и обоснование энергосберегающих мероприятий.
Инвестиционные проекты, программы техперевооружения и повышения энергетической эффективности предприятия.
Преподаватели
Эксперт в области энергосбережения, энергоэффективности; занимался внедрением систем энергоменеджмента в крупнейших компаниях РФ: НК Роснефть, ООО «Лукойл», на объектах Минобороны.
Разработчик РМД 40-20-2013 «Устройство сетей водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге».
Дневной руб.
Срок обучения — 3 дня
Продолжительность обучения — 24 часа
6 — 8 сентября 2023
с 10:00 до 17:30
Место проведения
г. Москва, ул. Золотая, д. 11, бизнес-центр «Золото», 5 этаж. Всем участникам высылается подробная схема проезда на семинар.
Документы по окончании обучения
Образец Удостоверения о повышении квалификации Москва
По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Департаментом образования и науки города Москвы).
Методический материал, кофе-паузы.
Для кого предназначен
Руководителей предприятий, главных энергетиков предприятий, их заместителей; руководители, включённые в кадровый резерв, ключевые специалисты службы главного энергетика.
Изучить с участниками современные методы организации энергетической службы, лучшие мировые практики энергетических служб, сформировать у главных энергетиков предприятий новые современные эффективные компетенции в управлении одной из важнейших служб предприятия, что позволит соответствовать главным энергетикам самым строгим предъявляемым к ним требованиям.
Служба главного энергетика как уполномоченный представитель предприятия — потребителя топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Нормативно-правовая база работы потребителя на рынках ТЭР при управлении энергетическим хозяйством предприятия.
Практикум: Выбор оптимального тарифного плана при расчетах за энергоресурсы на основе анализа показателей энергопотребления.
Стратегическое управление энергетической эффективностью потребителя ТЭР.
Управление энергопотреблением предприятия.
Практикум: Оценка финансового результата работы структурных элементов предприятия по показателям энергопотребления. Разработка нормы расхода ТЭР.
Как работают энергетические службы в компаниях — мировых лидерах.
Оперативное управление энергетической службой.
Практикум: Разработка KPI энергетической службы завода, торгового предприятия, предприятия услуг (в зависимости от специфики предприятия участников семинара).
Стратегическое управление энергетической службой.
Внутрифирменные стандарты работы энергетической службы.
Практикум: Разработка оптимальной структуры ЭС, внутрифирменных стандартов бизнес-процессов энергетической службы.
Главный энергетик предприятия: профессиональные и управленческие навыки.
Практикум: Разработка методики усиления власти и влияния на персонал, повышения личного авторитета перед руководством предприятия.
Управление персоналом энергетической службы.
Развитие энергетической службы.
Максимизация вклада энергетической службы в экономику компании.
Практикум: Разработка видения, методов построения и управления высокоэффективной энергетической службой предприятия.
Повышение качества работы главного энергетика предприятия.
Нормативно-правовая база теплоснабжения.
Открытая и закрытая схемы теплоснабжения.
Применение трубопроводов в ППУ изоляции.
Совместная работа водотрубных и газотрубных котлов.
Возобновляемые источники энергии. Рациональные схемы генерации.
Когенерация, тригенерация. Организация централизованных систем холодоснабжения.
Оценка эффективности инвестиционных проектов.
Договорные отношения с теплоснабжающими организациями.
Оспаривание тарифов. Судебная практика.
Внесение заказчиком изменений в проектную документацию без проведения государственной экспертизы.
Постановление Правительства РФ № 1221 от 31 декабря 2009 года «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд». Федеральный Закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
К.т.н., доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ».
Спикер
Вице-президент Национальной ассоциации топ-менеджеров высшей квалификации. Учредитель и научный руководитель Санкт-Петербургской академии топ-менеджмента. Генеральный директор группы заводов. Кандидат экономических наук, доктор бизнес администрирования. Бизнес-консультант, руководитель проектов развития предприятий. Автор книг, научных работ, публикаций в профессиональных изданиях.
Заместитель начальника Управления по технологическому проектированию объектов теплоэнергетики.
Отзывы о прошедших мероприятиях
Все материалы предоставлены в хорошем и понятном качестве. Интересно было узнать как правильно работать с людьми, как себя вести при общении с рабочими и высшим руководством.
Волобуев М.
Заместитель главного инженера, Дальневосточная генерирующая компания (ДГК) АО
Большое спасибо, очень интересно.
Суслов В.
Главный энергетик, РАДОП ООО
Приехал узнать, что сделать для развития СГЭ, а узнал, что еще не сделал. Получил рекомендации коллег. Интересно было послушать об опыте мировых лидеров. Особенно интересной была работа в команде. Узнал о теплоснабжении, современных технологиях.
Трофимов И.
Программа выстроена хорошо. Для себя отметил следующее: общение с преподавателями, применение Индустрии 4.0.
Богданов А.
Главный энергетик, Оренбургский комбикормовый завод ОАО
Все хорошо организовано. Особенно интересными были способы и методы управления производством и персоналом. Хотелось бы также услышать подробное освещение порядка и правил технической эксплуатации и ремонта энергетического оборудования (организационные и технические мероприятия).
Расторгуев Ю.
Главный энергетик, ФГБУН ИНМЭ РАН
Большой объем информации для обдумывания, для возможности адаптации под свое предприятие. Особенно интересными были практические варианты применения лекторами информации в своей практике. Повезло, что при трех слушателях можно любой момент лекции обсудить.
Пидгирный А.
Ведущий инженер энергетик, ООО «ИНК-СЕРВИС»
Программой удовлетворен. Интересно было узнать о зарубежном опыте.
Шалимов С.
Главный энергетик, АО «Агрофирма Мценская»
Все ясно и понятно. Все было новым и интересным.
Доной А.
Главный энергетик, ООО НПО «Собский рыбоводный завод»
Получил то, что ожидал. Очень понравилось. Многое узнал, чего не знал ранее. Многое внедрю у себя.
Интересной была информация о мировом опыте, бережливом производстве. Доступные примеры.
Хотелось бы также услышать об умных сетях SMART GRID.
Фокин А.
Главный энергетик, ОАО «Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент»
Как повлияет унификация деятельности региональных центров энергосбережения и наделение их новыми полномочиями на формирование государственной политики субъекта в области энергоэффективности?
Павел КАРАСТЕЛИН,
Председатель совета
Союза энергосервисных компаний
Анастасия ЕФРЕМОВА,
главный юрисконсульт
Союза энергосервисных компаний
На протяжении всего 2021 года на разных региональных площадках, посвященных вопросам повышения энергоэффективности российской экономики, в повестку включается вопрос о наделении региональных центров энергосбережения (РЦЭ) конкретными полномочиями для более качественного формирования государственной политики субъекта РФ в области энергоэффективности.
Обсуждаемый механизм делегирования полномочий
Для начала сформулируем следующие вопросы:
Системный анализ статей 6, 7 закона №261-ФЗ дает понимание, что субъектам даны достаточно серьезные полномочия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые, по сути, наделяют их всем необходимым инструментарием для формирования на уровне региона государственной политики, в том числе:
Вполне стандартная схема управления процессами: «Утверждение правил» – «Организация взаимодействия» – «Контроль за исполнением».
Следовательно, по нашему мнению, ответ на первый предложенный вопрос – какие еще полномочия нужно передать субъектам? Никакие. Субъектам (органам власти субъектов) даны все полномочия для успешной реализации государственной политики на их территории.
Федеральные полномочия (статья 6 закона 261-ФЗ) заключаются в том же самом, дополнительно расширена область для установления законодательных требований в отдельных областях.
Отдельный вопрос в делегировании таких полномочий от соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ на уровень подведомственных учреждений, которые, собственно, и выступают с инициативой «федеральных полномочий».
В отношении бюджетных/автономных учреждений закон 261-ФЗ дает возможность передать им информационное обеспечение на территории субъекта мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой.
Из анализа остальных полномочий статьи 7 закона №261-ФЗ можно сделать вывод, что больше никакие полномочия бюджетному/автономному учреждению, исходя из правовой формы, передать невозможно.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное/автономное учреждение создается для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, а координация мероприятий и контроль относится именно к государственным функциям, а не услугам.
Но это абсолютно не означает, что полномочия РЦЭ на этом заканчиваются. Полномочия и необходимость в принципе создания учреждения, которое будет наряду с органами власти в субъекте заниматься формированием и реализацией политики в области энергосбережения, определяет субъект самостоятельно. Равно как и форму указанного учреждения, исходя из того, какие задачи и функции будут даны учреждению. Отсутствие в субъекте учреждения с функционалом РЦЭ вовсе не означает, что политика в области энергосбережения в таком субъекте не должна проводиться, а означает лишь то, что органы власти субъекта реализуют эту политику самостоятельно, без указанных учреждений.
Бюджетное, автономное или казенное?
Если анализировать типы государственных учреждений в разрезе реализации государственной политики в сфере энергосбережения в субъекте, на наш взгляд, вопреки распространенному мнению о необходимости создания бюджетного/автономного учреждения, целесообразно создавать казенное учреждение. Именно казенное учреждение будет той самой рабочей лошадкой, и именно такой статус сможет максимально эффективно осуществлять не только государственные услуги, но и государственные функции органов власти.
Государственное учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждением государственных функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления.
Для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами (государственные услуги носят заявительный характер, ориентированы на конечного пользователя-гражданина, юридическое лицо, в отличие от государственных функций).
Видимо именно этот «законодательный пробел» и предлагают восполнить отдельные РЦЭ, предлагая на уровне федерального законодательства предложить исполнять им и государственные функции (например, координацию мероприятий в области энергосбережения).
Однако это потребует пересмотра и других законов, определяющих правовой статус государственных учреждений. А это уже не отраслевая специфика регулирования, и согласование такой необходимости на федеральном уровне носит весьма туманные перспективы.
Что касается выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг, никто не запрещает субъектам учредить соответствующее бюджетное/автономное учреждение, установив необходимый перечень государственных/услуг, исходя из специфики региона.
Зачем привлекать федеральный центр в политику субъекта, навязывая тип учреждения, необходимость его создания и круг его полномочий?
Регионы сами в состоянии успешно решить все вышеуказанные вопросы.
Что касается казенного типа государственного учреждения, на наш взгляд, исходя из определения «казенное учреждение», данного в БК РФ, — это наиболее удачная форма для реализации государственной политики, и вот почему.
Преимущества казенного учреждения
Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Другими словами, такие государственные функции в области энергосбережения, например, как та же координация, обеспечение взаимодействия по вопросам энергосбережения, разработка региональной программы энергосбережения, мониторинг и анализ реализации региональной программы, иные государственные функции в области энергосбережения, предоставление которых не носит заявительный характер, не являются государственными услугами, могут быть отданы казенному учреждению, но не бюджетному/автономному учреждению.
Здесь, пожалуй, оставим многоточие под ответом на второй вопрос (Возможно ли передать полномочия, указанные в ст. 7 Закона №261-ФЗ, бюджетному/автономному учреждению?). Наше мнение – нет, невозможно. Но мы не навязываем эту точку зрения, просто имеем мнение.
Унификация полномочий
И краткий ответ на последний вопрос – насколько целесообразна унификация полномочий региональных центров?
По нашему мнению, это не даст результат, за который ратуют инициаторы данного вопроса. Унификация нужна в части полномочий субъекта, и она есть, закреплена в статье 7 Закона 261-ФЗ. Дальше субъект самостоятельно распределяет данные полномочия, исходя из своей специфики, целей и поставленных задач!
Подводя краткий итог теме федеральных полномочий РЦЭ хочется добавить, что такому, на наш взгляд, малосущественному вопросу в течение всего текущего года уделялось в разы больше внимания, чем, например, региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а они непосредственно способствуют формированию соответствующей государственной политики. Удивительно, но факт.
Региональные программы
Между тем, с февраля текущего года вступили в действие новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161.
С более подробным анализом новых требований постановления № 161 можно ознакомиться в наших предыдущих статьях.
Разбор новых требований к региональным и муниципальным программам энергосбережения. Часть 1
Именно в программах должны быть сформированы все причинно-следственные связи реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъекта, в том числе прописана организационная схема управления программой, включая исполнителей, соисполнителей и, при необходимости, функции координатора программы, т.е. РЦЭ.
Именно в такой последовательной цепочке организационной модели, учитывая вышеизложенные особенности делегирования функций координации программы, а также при наличии соответствующих полномочий у непосредственных исполнителей программы – уполномоченных на то органов исполнительной власти субъекта РФ – и должна выстраиваться структура управления программой.
Но, рискнем заявить, что для большинства РЦЭ организовать подобную работу в своем регионе с наделением себя определенными полномочиями через титаническую работу по актуализации всей региональной программы в соответствии с новыми требованиями постановления № 161 представляется задачей маловыполнимой.
Каковы могут быть причины – отсутствие заинтересованности первых лиц субъектов РФ к повестке энергосбережения или невозможность сформировать эту повестку для того, чтобы заинтересовать указанных первых лиц, или недостаточная компетентность в вопросах – не тема настоящей статьи.
Но представляется, решать региональные задачи нужно внутри регионов, делая упор именно на так всем полюбившийся лозунг про «комплексный подход» и «системную работу». Поэтому нам видится единственно верный путь – начать с региональных программ.
Кстати, новым требованиям к программам уже 9 месяцев, и было бы интересно узнать, как идет их актуализация в регионах. Между тем, все инструменты для этого уже есть – с 14 августа этого года вступил в силу приказ Минэкономразвития России № 231 для расчета значений целевых показателей. Но целевые показатели – это не самое главное. Важнее организовать системную работу в регионе.