- Внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации
- Добавить комментарий
- Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства
- Возможность обжалования несоблюдения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, Исчерпывающего перечня (перейти).
- Уже в этом году Федеральному центру строительного контроля (ФБУ «РосСтройКонтроль»), который обеспечивает контроль и мониторинг на объектах, строящихся по федеральным проектам и программам, могут передать функции строительного надзора.
- РАЗЛИЧИЯ ФУНКЦИЙ СТРОЙКОНТРОЛЯ
- ЕДИНЫЙ ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
- ОБЪЕДИНЕНИЕ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
- ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
- РЕФОРМА СИСТЕМЫ СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
- УНИФИКАЦИЯ
Внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации
Расширены полномочия Правительства РФ в области регулирования градостроительных, земельных и иных отношений, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов капитального строительства
Федеральный закон от 01. 2022 N 124-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Начало действия документа — 01. 2022.
В части 2. 1 статьи 52 ГрК РФ слово «трех» заменено словом «десяти».
В новой редакции часть 2. 1 статьи 52 ГрК РФ:
«Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» внесены следующие изменения:
1) в абзаце первом части 10 статьи 4 слова «2022 года» заменить словами «2023 года»;
2) в статье 10. 15 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подключения (технологического присоединения) указанных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются указанным Федеральным законом» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Также, в частности, установлено, что в 2022 году Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие:
особенности выдачи федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, при которых выдача таких заключений, разрешений не требуется;
случаи, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания), территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В 2022 году Правительство РФ вправе принимать решения, устанавливающие особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Кроме того, в перечень приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры включены:
магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством РФ комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов РФ в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта РФ, муниципального образования;
объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов.
Также установлены отдельные особенности осуществления градостроительной, кадастровой деятельности, осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданный линейный объект.
Внесены уточнения в перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52. 2 Градостроительного кодекса РФ
Постановление Правительства РФ от 28. 2022 N 773
«О внесении изменения в перечень видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации»
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.
Согласно изменениям в пункте 19 перечня определение «Сети теплоснабжения с давлением 10 мегапаскалей и выше» изложено в новой редакции — «Тепловые сети диаметром более 500 миллиметров
Проанализирован Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Главгосэкспертизе России
«Разъяснения положений Временного порядка проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Главгосэкспертизе России (утвержден приказом Учреждения от 11. 2022 N 46)»
Временный порядок, утвержденный приказом от 11. 2022 N 46, является локальным нормативным актом Главгосэкспертизы России и распространяется только на процедуру проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проводимую работниками Учреждения.
Временный порядок предусматривает механизмы, которые способствуют оптимальному использованию заявителем срока, отведенного на проведение государственной экспертизы, в части устранения замечаний, которые существенно влияют на ее результат. Одним из инструментов для этого станет дорожная карта, которая устанавливает пошаговый процесс отработки критичных замечаний и мониторинг ее исполнения со стороны Главгосэкспертизы России.
Особо подчеркивается, что Временный порядок не устанавливает дополнительные «послабления», не изменяет законодательные подходы к контролю и надзору за строительной деятельностью, а лишь закрепляет корректные подходы к оценке проектной документации на этапе проведения государственной экспертизы.
Рассмотрен вопрос об увеличении цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству
<Письмо> Минстроя России от 09. 2022 N 15274-ИФ/09
<По вопросу увеличения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству>
По мнению Минстроя России, вопрос возможности увеличения цены указанного контракта, который заключен на срок менее одного года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, в связи с ростом цен на строительные ресурсы урегулирован.
Также, в частности, Федеральным законом от 08. 2022 N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что изменение существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, контракта жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также контракта, предметом которого может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и заключенных до 1 января 2023 года, допускается по соглашению сторон, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Обзор подготовлен с использованием системы «КонсультантПлюс».
Добавить комментарий
Президент РФ Владимир Путин утвердил очередной пакет поправок в Градостроительный кодекс: 350-ФЗ, подписанный главой государства 14 июля, уточняет отдельные положения законодательства в отношении комплексного освоения территорий, сноса объектов капитального строительства, типовой проектной документации и экспертного сопровождения.
Согласно принятому документу, оценка соответствия разделов проектной документации объекта капитального строительства по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения уполномоченными органом исполнительной власти или организацией до направления проектной документации непосредственно на экспертизу.
Функционально-технологическое, конструктивное или инженерно-техническое решение, содержащееся в типовой проектной документации, по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти или подведомственного ему государственного учреждения, может быть признано типовым проектным решением. Порядок признания такого решения типовым проектным решением, а проектной документации — типовой проектной документацией, а также особенности признания проектной документации объекта индивидуального жилищного строительства типовой проектной документацией устанавливает российское правительство.
Оно же утверждает критерии, которым должны соответствовать типовая проектная документация, типовое проектное решение, сроки их применения и порядок использования, в том числе порядок внесения в них изменений, а также основания для исключения сведений о них из единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Кроме того, федеральный закон расширяет круг лиц, к которым могут быть направлены регрессные требования по возмещению вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения здания, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, требований безопасности при сносе здания. В их число теперь входят организации, которые проводили государственную экспертизу проектной документации, подготовленной с применением типовых проектных решений, если вред был причинен в результате несовместимости таких решений с иными решениями, содержащимися в проектной документации, а также организации, проводившие экспертизу проектной документации в ходе экспертного сопровождения ее подготовки, если вред был причинен в результате несоответствия отдельных разделов такой проектной документации установленным требованиям.
Наконец, документ устанавливает, что основанием для сноса объекта, включенного в перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу, является решение о комплексном развитии территории. Принятия соответствующего решения собственника объекта капитального строительства или застройщика, решения суда или органа местного самоуправления не требуется.
Перечисленные выше изменения вступают в силу с момента публикации Федерального закона. Заметим в скобках, что в своем первоначальном виде законопроект, предложенный на рассмотрение нижней палаты парламента в октябре 2021 года, предлагал внести в Градостроительный кодекс России упоминание о Севастополе как о городе федерального значения, однако ко второму чтению в июне 2022 года документ был существенно переработан. Впрочем, пробел с Севастополем все же был устранен.
Обсудить на форуме
1 марта 2022 года в силу вступил ряд законодательных изменений, касающихся индивидуально-жилищного строительства, градостроительной и разрешительной деятельности, госэкспертизы, энергоэффективности зданий и правил пользования жилыми помещениями. Минстрой России составил их краткий обзор.
Урегулированы важные вопросы долевого строительства малоэтажных жилищных комплексов (МЖК), а именно – возможность для застройщика индустриального ИЖС сформировать объекты инфраструктуры и общего имущества для будущих собственников жилых домов в соответствии с проектной декларацией, передача построенных индивидуальных жилых домов только при условии их подключения к инженерным коммуникациям, а также применение механизма защиты прав граждан с размещением денежных средств на счетах эскроу до ввода в эксплуатацию поселка и его инфраструктуры. Также среди нововведений возможность государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве индивидуального жилого дома и применения механизмов проектного финансирования застройщиков.
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Градостроительная и разрешительная деятельность
Продолжается работа по сокращению и оптимизации излишних и устаревших требований и согласований в строительстве, которая позволит снизить неэффективные финансовые затраты по созданию объектов капитального строительства, сократить сроки реализации объектов. Установлен универсальный и удобный для применения перечень документов, сведений, материалов, согласований со всей необходимой информацией для их получения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25. 2021 № 2490 «Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для выполнения предусмотренных частями 3 — 7 статьи 5-2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Вступили в силу:
— перечень того, что подлежит замене или восстановлению при текущем ремонте зданий и сооружений
Постановление Правительства Российской Федерации от 30. 2021 № 2120 «Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений»;
— перечень объектов и сетей, к которым при капремонте или реконструкции не применяется ГрК РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 30. 2021 № 2113 «Об утверждении перечня видов существующих линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения, при реконструкции или капитальном ремонте которых не применяются положения статьи 52. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
— новые более подробные правила подключения объектов капстроительства к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в которых прописана возможность подачи заявления о технологическом присоединении через портал «Госуслуг»
Постановление Правительства Российской Федерации от 30. 2021 № 2130 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации».
Также для строительства и реконструкции газопроводов с проектным рабочим давлением не более 1,2 мегапаскаля (ранее 0,6) больше не требуется подготовка документации по планировке территории
Постановление Правительства Российской Федерации от 15. 2021 № 1945 «О внесении изменения в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории».
Вступившие в силы документы помогают унифицировать и совершенствовать градостроительную деятельность в России.
Закреплены основания и правила продления (не более чем на 30 рабочих дней) срока проведения госэкспертизы в отношении объектов капстроительства государственного значения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30. 2021 № 2110 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145».
Правила лицензионного контроля
С первого дня весны вступили в силу новые правила лицензионного контроля.
Федеральный закон от 31. 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Федеральный закон от 11. 2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 05. 2022 № 117 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»
Энергоэффективность и стандарты «зелёного» строительства
Начали действовать новые правила установления требований энергоэффективности для зданий, строений и сооружений. Ключевое нововведение документа – это закрепление обязательных условий в отношении удельной характеристики расхода теплоэнергии на отопление и вентиляцию. Требования должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом новых технологических решений в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Также в нём установлены новые требования к классификации энергоэффективности многоквартирных жилых домов
Постановление Правительства Российской Федерации от 27. 2021 № 1628 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Единая информационная система жилищного строительства (ЕИСЖС) расширит свои функциональные возможности, объем размещаемых сведений, а также круг субъектов, которым доступно внесение информации
Постановление Правительства Российской Федерации от 14. 2021 № 2292 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. № 319».
Правила пользования многоквартирным жилым домом
Приказ Минстроя России определил, что в многоквартирном доме относится к общему имуществу, а что к личному. Ключевым отличием нового документа от действующих правил является то, что требования к пользованию жилыми помещениями предъявляются не только к гражданам, но и к собственникам-юрлицам.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14. 2021 № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями».
Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства
Правительством Российской Федерации утверждены:
- Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства
- Исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения
- Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ
- Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения
- Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации установление федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями обязанности осуществлять процедуры, не предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в сфере строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.
Возможность обжалования несоблюдения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, Исчерпывающего перечня (перейти).
План мероприятий по обеспечению соблюдения на территории Ивановской области исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства
О необходимости неукоснительного соблюдения исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства
Об этом свидетельствуют очередные данные Росстата, аналитикой которых специалисты Российского союза строителей (РСС) любезно поделились с порталом ЕРЗ.
Фото предоставлено компанией Брусника
Как видно из таблицы, в период с января по август объемы выпуска выросли относительно аналогичного периода 2021 года по 12-ти из 25-ти основных видов товарной номенклатуры. Рост составил от 2% до 12,2%.
Выпуск основных видов строительных материалов, изделий и конструкций за январь-август 2022 года (Росстат)
Основные виды строительных материалов, изделий и конструкций2022% к 2021
1. Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы, млн т41,8106,5
2. Бетон готовый к заливке (товарный бетон), млн куб. м32,1112,2
3. Плиты из цемента, бетона, искусственного камня, млн кв. м25,3109,8
4. Кирпич керамический неогнеупорный строительный, млн усл. кирпичей3671,0108,4
5. Стекло листовое термически полированное и с матовой или полированной поверхностью, млн кв. м108,1108,3
6. Кирпич строительный (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня, млн усл. кирпичей1571,0108,3
7. Пески природные, млн куб. м194,3106,8
8. Блоки и прочие изделия сборные строительные, млн куб. м17,2106,0
9. Гранулы, крошка и порошок; галька, гравий, млн куб. м240,7105,4
10. Плитки керамические для полов, млн кв. м74,6105,0
11. Гранит, песчаник и прочий камень, млн. т58,2104,9
12. Материалы и изделия минеральные, теплоизоляционные, млн куб. м32,4102,0
13. Двери и их коробки деревянные, млн кв. м13,199,3
14. Окна и их коробки деревянные, тыс. м299,798,6
15. Дома деревянные заводского изготовления, тыс. м общей площади115,598,2
16. Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен, млн кв. м47,597,7
17. Блоки стеновые силикатные, млн усл. кирпичей3227,097,5
18. Плиты древесноволокнистые, млн усл. м468,996,9
19. Плиты древесностружечные, млн усл. куб. м6,790,1
20. Плитки керамические фасадные и ковры из них, млн кв. м6,788,8
21. Материалы рулонные кровельные, млн кв. м298,187,3
22. Паркет щитовой в сборе, млн кв. м10,282,8
23. Обои, млн усл. кусков99,879,0
24. Фанера, тыс. куб. м2337,076,1
25. Стекло листовое литое, прокатное, тянутое или выдувное, но не обработанное другим способом, млн кв. м34,861,4
Экскаваторы, шт. 123861,5
Лифты, тыс. 13,161,4
В лидерах по росту производства — товарный бетон, цементные бетонные и каменные плиты, строительный кирпич, листовое термически полированное стекло.
По семи позициям объемы выпуска незначительно отстают от аналогичных показателей прошлого года. В первую очередь это деревянные двери, окна, модульные дома заводского изготовления и керамические плиты.
Существенно (более чем на 20% год к году) снизились объемы производства обоев, фанеры, листового прокатного стекла.
В статистических данных также зафиксирована динамика производства по таким важным для строительства технике и оборудованию, как кскаваторы и лифтам.
Другие публикации по теме:
Стройиндустрия: самые проблемные позиции — лифты, экскаваторы, листовое стекло и обои
За год производство лифтов упало более чем на 40%, а выпуск стекла, деревянных домов быстрой сборки и экскаваторов — на четверть
Росстат: производство лифтов и экскаваторов за год упало на десятки процентов
Минпромторг: за месяц объем выпуска листового стекла в России снизился на 20%
Девелоперы: необходимо развивать собственное производство стройматериалов и оборудования, которые ранее поставлялись из-за рубежа
Стройиндустрия за 8 месяцев 2021 года: российские стройки прирастают бульдозерами и термически полированным стеклом
Стройиндустрия в январе-июле 2021 года: цемента, бульдозеров и лифтов стало больше
Авторская колонка генерального директора ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимира Щербинина в журнале «Стандарты и качество» об объединении функций контроля и надзора, централизации стройки по линии Минстроя и других изменениях, запланированных в системе государственного строительного надзора в России:
Уже в этом году Федеральному центру строительного контроля (ФБУ «РосСтройКонтроль»), который обеспечивает контроль и мониторинг на объектах, строящихся по федеральным проектам и программам, могут передать функции строительного надзора.
Изменения, запланированные Минстроем России, направлены на снижение административных барьеров и сохранение качества объектов, реализуемых из средств федерального бюджета.
Чтобы объяснить смысл грядущих изменений, необходимо рассмотреть отличия строительного контроля и государственного строительного надзора. Данные институты имеют различное правовое регулирование и отличаются как по субъектному составу, так и по полномочиям самих субъектов.
РАЗЛИЧИЯ ФУНКЦИЙ СТРОЙКОНТРОЛЯ
С момента введения Градостроительного кодекса предмет ответственности госстройнадзора в части соблюдения требований техрегламентов, оснащенности приборами учета и энергоэффективности менялся несколько раз. Функции же строительного контроля оставались практически неизменными.
В настоящее время задачей госстройнадзора остается соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых стройматериалов и изделий, а также результатов работ требованиям утвержденной проектной документации или информационной модели. Кроме того, госстройнадзор должен следить не только за наличием разрешения на строительство и выполнением работ по договорам главным инженером проекта, но и за членством в саморегулируемой организации. Также в функции надзора включены требования к обеспечению консервации объекта капитального строительства и порядку осуществления строительного контроля.
Другими словами, задача госстройнадзора — предупреждать, выявлять и пресекать допущенные застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Сегодня функции надзора вменены государству и осуществляются как органами федерального надзора (в т. Ростехнадзором, Минобороны России, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, определенными указами Президента Российской Федерации), так и органами регионального надзора, которые представлены органами исполнительной власти субъектов РФ.
Главной функцией строительного контроля на протяжении всего времени остается контроль за качеством строительства. В отличие от госстройнадзора, стройконтроль может проводиться специализированными коммерческими организациями с допуском саморегулируемых организаций, привлекаемых заказчиком.
Таким образом, понятия «строительный контроль» и «строительный надзор» дополняют друг друга, но при этом имеют три главных отличия:• госстройнадзор проводится государственными органами, а стройконтроль — заказчиком или привлеченной независимой организацией;• госстройнадзор проверяет качество работ, а стройконтроль его обеспечивает;• госстройнадзор осуществляется выборочно, в соответствии с утвержденной программой, а стройконтроль — на протяжении всех этапов строительства.
ЕДИНЫЙ ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
С каждый годом число объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, растет в геометрической прогрессии. Если еще несколько лет назад для осуществления строительного контроля на государственных стройках со стороны заказчика привлекались внешние специалисты, то сегодня ситуацию удалось в корне изменить.
Создание ФБУ «РосСтройКонтроль» при Минстрое России позволило обеспечить единый подход и системность в соблюдении всех требований при строительстве социально значимых объектов на территории РФ и повысить эффективность отрасли в целом. По итогам работы за три года был осуществлен контроль за ходом строительства 1285 объектов.
В настоящий момент под контролем учреждения находится более 800 объектов в 82 регионах страны. В их числе школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения, инженерная инфраструктура, автомобильные дороги, набережные и объекты благоустройства, строящиеся по нацпроектам «Жилье и городская среда»,«Экология», федеральным проектам и программам «Стимул», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», индивидуальным программам социально-экономического развития регионов и с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов, входящих в состав федерального проекта «Инфраструктурное меню».
ОБЪЕДИНЕНИЕ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
В целях снижения административной нагрузки на строительный бизнес Минстрой России предлагает исключить из перечня объектов капитального строительства, на которых предусмотрен госстройнадзор, те объекты, где договор на осуществление строительного контроля уже заключен с подведомственным Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль».
Таким образом, сформированный в 2019 г. институт федерального строительного контроля позволит одинаково эффективно исполнять функции как строительного контроля, так и государственного строительного надзора на объектах, которые полностью или частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Кроме того, на указанных объектах больше не будет меры ответственности в виде административных штрафов, которые в настоящее время составляют от 100 до 600 тыс. руб. за одно нарушение.
Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс уже подготовлены. Изменения в законодательстве по объединению функций контроля и надзора планируется вынести на рассмотрение Госдумы в 2022 г. В случае их одобрения ФБУ «РосСтройКонтроль» приобретет функцию строительного надзора как органа, подтверждающего соответствие построенного объекта требованиям утвержденной проектной документации.
Следует подчеркнуть, что технически сложных, особо опасных и уникальных объектов данные изменения не коснутся. При их строительстве или реконструкции будет осуществляться федеральный или региональный (в случае передачи полномочий субъекту с федерального уровня) строительный надзор.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Инспекторский состав ФБУ «РосСтройКонтроль» полностью готов к осуществлению новых функций. В настоящий момент требования к повышению квалификации специалистов по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет уже заложены в ч. 6 ст. 5-1 Градостроительного кодекса.
Для выполнения данных требований в учреждении обеспечена организация и контроль в части планирования и проведения дополнительного профессионального образования, курсов повышения квалификации и прохождения аттестации в объемах, соответствующих должностным обязанностям инспекторского состава. Поэтому в случае объединения функций строительного контроля и надзора никакой отдельной подготовки действующих инспекторов не потребуется — наши специалисты обладают всеми необходимыми компетенциями для осуществления надзорных функций.
За три года работы количество сотрудников ФБУ «РосСтройКонтроль» превысило 500 человек. Сегодня команда учреждения представлена высококлассными специалистами, каждый из которых имеет более 10 лет опыта в строительстве и уведомление о включении в реестр НОСТРОЙ.
РЕФОРМА СИСТЕМЫ СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
И это еще не все перемены, которые ждут систему государственного строительного надзора в России.
Минстроем запланирована реформа системы надзора, которая предполагает упразднение до 2030 г. института государственного надзора на объектах, не относящихся к числу технически сложных, особо опасных и уникальных. Взамен будут внедрены новые механизмы подтверждения конструктивных и иных характеристик безопасности зданий и сооружений на всем жизненном цикле объектов.
Так, на этапе проектирования планируется ввести экспертное сопровождение, на этапе экспертизы проекта — внедрение технологий автоматизированной проверки документации с помощью машиночитаемого и машинопонимаемого программного комплекса, что позволит исключить отступления от требований градостроительного законодательства. Также ожидается введение аттестации для должностных лиц, осуществляющих строительный контроль. Профессиональный стандарт «Специалист строительного контроля» уже разработан.
Все эти новеллы в градостроительном законодательстве позволят сократить бюрократические препоны и финансовую нагрузку на застройщиков и лиц, осуществляющих работы, и главное — не потерять при этом в качестве строительства объектов, важных для жителей нашей страны.
УНИФИКАЦИЯ
В обозримом будущем меры по унификации и централизации стройки по линии Минстроя России могут быть приняты в отношении всех участников. Уже сегодня обсуждается формирование структур единых государственных заказчиков в регионах. Сейчас ФБУ «РосСтройКонтроль» работает более чем с 440 региональными и муниципальными заказчиками, реализующими проекты в рамках федерального бюджета. Вполне возможно, их действительно станет лишь 82 — по количеству субъектов.
Вопрос создания государственных подрядчиков уже назрел. Речь идет о таких подрядных структурах, какими были тресты в Советском Союзе. На мой взгляд, их ликвидация или акционирование привело к тому, что сегодня нет сильных подрядных организаций, которые при любых неблагоприятных условиях способны обеспечить решение государственной задачи эффективно и в срок.
Федеральное руководство постоянно подталкивает руководителей регионов, губернаторов к принятию решения о централизации работы. Например, в муниципалитетах (которые являются заказчиками для ряда объектов, подконтрольных ФБУ «РосСтройКонтроль») нет людей со строительным образованием. Инспектор от нашей организации, который появляется на такой площадке, становится буквально истиной в последней инстанции, поскольку имеет соответствующий опыт в строительстве и не дает заказчикам совершать неправильные шаги.
Централизация подрядных организаций способна стабилизировать ситуацию на рынке. Государственные стройки — далеко не весь строительный рынок, поэтому для коммерческих подрядчиков портфеля негосударственных заказов хватит. Более того, именно так функционировала структура советских военных подрядных организаций, что позволяло своевременно и качественно возводить объекты стратегического назначения. При наличии централизованной поставки материалов и собственных рабочих сил (тех же военно-строительных отрядов) реализация любой поставленной цели, какой бы амбициозной она ни была, могла начаться фактически с нулевого финансирования. По этому принципу был построен Байконур и множество других критически важных для страны объектов, связанных с военной инфраструктурой.
По аналогии планируется создание единой системы централизованных поставок строительных материалов, причем уже началась подготовка необходимых документов. Безусловно, подразумеваются поставки не 100% всей номенклатуры. Это будут основные виды материалов, около 10—15 позиций, которые являются основополагающими в ценообразовании объекта.
Проблема состоит в том, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении строительного комплекса не работает. Это очевидно, и об этом говорится на всех уровнях. По закону можно одномоментно закупить, например, вагон шоколада, но осуществить закупку в строительстве, где изначально заложена многофакторная модель различного рода рисков, нельзя. Именно поэтому назрела необходимость снижения административной нагрузки в данной области.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СТРОЙКОНТРОЛЯ И ГОССТРОЙНАДЗОРА, А ТАКЖЕ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБЕСПЕЧАТ ЕДИНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНОСТЬ В СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ, СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ПРИ СОХРАНЕНИИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ.