класс энергоэффективности законодательство

Содержание
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. (В редакции федеральных законов от 08. 2010 № 83-ФЗ, от 27. 2010 № 191-ФЗ, от 27. 2010 № 237-ФЗ, от 11. 2011 № 197-ФЗ, от 11. 2011 № 200-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 03. 2011 № 383-ФЗ, от 06. 2011 № 402-ФЗ, от 07. 2011 № 417-ФЗ, от 12. 2011 № 426-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 10. 2012 № 109-ФЗ, от 25. 2012 № 270-ФЗ, от 05. 2013 № 44-ФЗ, от 07. 2013 № 113-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 28. 2013 № 399-ФЗ, от 28. 2013 № 401-ФЗ, от 04. 2014 № 291-ФЗ, от 04. 2014 № 339-ФЗ, от 04. 2014 № 344-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2014 № 466-ФЗ, от 29. 2015 № 176-ФЗ, от 13. 2015 № 233-ФЗ, от 03. 2016 № 269-ФЗ, от 26. 2017 № 196-ФЗ, от 29. 2017 № 217-ФЗ, от 29. 2017 № 279-ФЗ, от 23. 2018 № 107-ФЗ, от 19. 2018 № 221-ФЗ, от 29. 2018 № 255-ФЗ, от 03. 2018 № 340-ФЗ, от 27. 2018 № 522-ФЗ, от 26. 2019 № 241-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ)
  3. С чего всё началось
  4. Понятие энергоэффективности зданий
  5. Законодательство о присвоении классов энергоэффективности
  6. Обязанность присваивать класс энергоэффективности
  7. Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России
  8. Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР
  9. При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ
  10. Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ
  11. Что такое энергоаудит
  12. Для чего нужен энергоаудит МКД
  13. Класс и паспорт энергоэффективности
  14. Мероприятия по энергосбережению

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               11 ноября 2009 года

Одобрен Советом Федерации                                    18 ноября 2009 года

(В редакции федеральных законов от 08. 2010 № 83-ФЗ, от 27. 2010 № 191-ФЗ, от 27. 2010 № 237-ФЗ, от 11. 2011 № 197-ФЗ, от 11. 2011 № 200-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 03. 2011 № 383-ФЗ, от 06. 2011 № 402-ФЗ, от 07. 2011 № 417-ФЗ, от 12. 2011 № 426-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 10. 2012 № 109-ФЗ, от 25. 2012 № 270-ФЗ, от 05. 2013 № 44-ФЗ, от 07. 2013 № 113-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 28. 2013 № 399-ФЗ, от 28. 2013 № 401-ФЗ, от 04. 2014 № 291-ФЗ, от 04. 2014 № 339-ФЗ, от 04. 2014 № 344-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2014 № 466-ФЗ, от 29. 2015 № 176-ФЗ, от 13. 2015 № 233-ФЗ, от 03. 2016 № 269-ФЗ, от 26. 2017 № 196-ФЗ, от 29. 2017 № 217-ФЗ, от 29. 2017 № 279-ФЗ, от 23. 2018 № 107-ФЗ, от 19. 2018 № 221-ФЗ, от 29. 2018 № 255-ФЗ, от 03. 2018 № 340-ФЗ, от 27. 2018 № 522-ФЗ, от 26. 2019 № 241-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);

2) вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

3) энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

4) энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

5) класс энергетической эффективности — характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

6) бытовое энергопотребляющее устройство — продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;

7) энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

8) энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

9) организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

10) регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов); (В редакции Федерального закона от 07. 2011 № 417-ФЗ)

11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, — лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;

12) застройщик — лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

13) декларация о потреблении энергетических ресурсов — документ, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19. 2018 № 221-ФЗ)

Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

Читайте также:  класс энергоэффективности в доу

1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям; (В редакции Федерального закона от 08. 2010 № 83-ФЗ)

4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;

5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;

6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

71) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам); (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28. 2013 № 399-ФЗ)

72) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19. 2018 № 221-ФЗ)

73) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19. 2018 № 221-ФЗ)

8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 28. 2013 № 396-ФЗ)

9) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11. 2021 № 170-ФЗ)

10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;

11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации; (В редакции Федерального закона от 28. 2013 № 399-ФЗ)

121) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23. 2018 № 107-ФЗ)

13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;

14) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11. 2021 № 170-ФЗ)

141) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28. 2013 № 399-ФЗ)

142) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28. 2013 № 399-ФЗ)

15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 61. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 13. 2015 № 233-ФЗ)

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: (В редакции Федерального закона от 29. 2018 № 255-ФЗ)

1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08. 2010 № 83-ФЗ)

7) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11. 2021 № 170-ФЗ)

8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 настоящей статьи, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут осуществляться подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, к деятельности которого относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29. 2018 № 255-ФЗ)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;

5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28. 2013 № 399-ФЗ)

Глава 3. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:

1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;

2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;

3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;

4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

5) обязанности по представлению декларации о потреблении энергетичес

Недавно мы рассказывали, что управляющие организации и органы местного самоуправления Тверской области получили рассылку с требованием провести энергетическое обследование многоквартирных домов. Но в рассылках не всегда приходит достоверная информация. Узнайте, почему.

Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

С чего всё началось

На электронные почты управляющих организаций и органов местного самоуправления пришли письма с информацией о необходимости провести энергетическое обследование многоквартирных домов в срок до 31 мая 2018 года. Как выяснилось позже, предупреждения отправила коммерческая организация, которая таким образом навязывала свои услуги по энергетическому обследованию зданий и присвоению им класса энергоэффективности по льготной цене. При этом в письмах предприниматели использовали символику «Портала госпрограмм РФ».

На незаконную деятельность организации обратило внимание Главное управление Государственной жилищной инспекции Тверской области. Ведомство разместило на своём сайте информацию о том, что своей рассылкой коммерческая организация вводит в заблуждение органы местного самоуправления и управляющие организации.

Орган ГЖН предупредил, что энергетическое обследование МКД не является обязательной процедурой для управляющих организаций и органов местного самоуправления за исключением случая, когда управляющие организации ведут регулируемые виды деятельности и в их отношении установлен тариф на один или несколько видов коммунального ресурса. Разберёмся, почему.

Дополнительные мероприятия для энергоэффективности МКД

Понятие энергоэффективности зданий

Под энергетической эффективностью понимают рациональное использование энергоносителей для сохранения ресурсов. Класс энергоэффективности показывает, насколько эффективно сооружение расходует ресурсы.

Читайте также:  Насколько энергоэффективны нефтяные трубопроводы?

В России выделяют следующие классы энергоэффективности: А++, А+, А, B+, B, С+, С, С-, D, Е. Намного меньше энергии, чтобы поддерживать в МКД нормальные условия, необходимо зданиям класса А.

Если многоквартирному дому присвоен высокий класс энергоэффективности, затраты жителей на оплату коммунальных услуг снижаются. Также такие дома меньше загрязняют экологию, чем строения с низким классом энергоэффективности.

Минстрой РФ: класс энергетической эффективности многоквартирного дома

Законодательство о присвоении классов энергоэффективности

Отправной точкой работы в направлении присвоения зданиям классов энергетической эффективности стал Федеральный закон от 23. 2009 № 261-ФЗ. Документ установил запрет на производство, использование и оборот неэнергоэффективных товаров, ограничил оборот ламп накаливания, ввёл обязанность юридических и физических лиц устанавливать приборы учёта, определил требования энергоэффективности как к новым зданиям, так и к введёным в эксплуатацию до принятия закона объектам и др.

Приказ Минстроя РФ от 06. 2016 № 399/пр установил порядок присвоения и подтверждения классов энергоэффективности МКД.

В марте текущего года в Минюсте РФ был зарегистрирован приказ Минстроя РФ от 17. 2017 № 1550/пр, который устанавливает требования к энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. В документе перечислены показатели, характеризующие выполнение требований энергоэффективности, а также обязательные и дополнительные требования, обеспечивающие выполнение таких показателей.

Что изменилось в требованиях энергетической эффективности для зданий

Обязанность присваивать класс энергоэффективности

Основные требования к присвоению класса энергетической эффективности устанавливает Федеральный закон от 23. 2009 № 261-ФЗ. Они различны для зданий, которые только вводятся в эксплуатацию или находятся на реконструкции, и домов, которые введены в эксплуатацию до выхода документа.

В соответствии с ч. 1 с. 12 № 261-ФЗ класс энергоэффективности МКД, вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора, согласно правилам определения класса энергетической эффективности МКД.

Класс энергетической эффективности МКД в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом ГЖН при осуществлении государственного жилищного надзора, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия МКД требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме (ч. 3 ст. 12 № 261-ФЗ).

В ч. 1 ст. 16 № 261-ФЗ указано, что энергетическое обследование зданий обязательно проводят органы государственной власти и местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц, организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.

Остальные управляющие организации должны не реже одного раза в год разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ).

Например, на общем собрании собственников помещений в МКД УО может предложить установить в подъездах дома энергосберегающие лампы. Для этого нужно рассчитать, сколько средств понадобится на установку, в течение какого периода собственники будут выплачивать средства за установку, и какая будет выгода от проведения мероприятий по энергосбережению.

Сделаем вывод: прямой обязанности управляющих организаций проводить энергетические обследования и определять класс энергоэффективности многоквартирных домов действующее законодательство не предусматаривает за исключением одного случая. Поэтому прежде чем доверять подобным рассылкам, внимательно изучите, нужно ли вам следовать указанным в ним рекомендациям.

В конце сентября появилось новое постановление Правительства РФ в сфере энергоэффективности домов. Кабмин утвердил правила установления требований к ней и определению её класса в МКД. Делаем обзор документа и рассказываем, что такое энергоэффективность, кто устанавливает её класс и как она влияет на плату собственников за ЖКУ.

Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России

С 1 марта 2022 года начнут действовать новые правила установления требований к энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и к к определению класса энергоэффективности многоквартирных домов. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 27. 2021 № 1628 и будут действовать в течение шести лет (далее – Правила № 1628 и Требования № 1628).

Согласно п. 2 Правил № 1628, требования энергоэффективности здании включают:

Для многоквартирных домов это расход теплоэнергии на отопление и вентиляцию, которая применяется обязательно. Показатели годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение, согласно п. 6, 8 Правил № 1628, используются «на добровольной основе».

Согласно пп. «б» п. 9 Правил № 1628, для многоквартирных домов с централизованным теплоснабжением это установка оборудования с автоматической регулировкой потребления теплоэнергии, а также с функцией поддержания температуры в системе ГВС. К таким требованиям также относится монтаж отопительных приборов с терморегуляторами в помещениях дома.

Они применяются при проектировании и строительстве домов и эксплуатации новых, реконструированных или прошедших капремонт отапливаемых зданий. В таких зданиях должны быть установки и оборудование для предоставления потребителям коммунальных услуг и поставки ЭР (п. 4 Правил № 1628).

Требования энергоэффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учётом новых технологических решений в сфере энергосбережения (п. 10 Правил № 1628).

Кто присваивает многоквартирным домам класс энергоэффективности

Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР

Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утверждённые Минстроем РФ, состоят из шести пунктов. Согласно п. 3 Требований № 1628, ведомство устанавливает:

  • перечень классов энергоэффективности и их обозначения;
  • минимальные и максимальные значения величины отклонения нормативного показателя удельной величины расхода ЭР в многоквартирном доме для каждого класса;
  • обязательные для наивысших классов требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергоэффективность;
  • требования к маркировке класса, который размещается на фасаде многоквартирного дома.

Класс энергетической эффективности определяет орган Госстройнадзора в отношении нового, реконструированного или капитально отремонтированного МКД при вводе его в эксплуатацию (п. 4 Требований № 1628). Такой класс указывается в заключении надзорного органа. Также это может делать орган Госжилнадзора в случае, если проводил проверку МКД на соответствие ранее определённому классу при эксплуатации дома.

Таблица классов энергоэффективности приведена в п. 5 Требований № 1628:

Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения фактического значения показателя расхода ЭР в многоквартирном доме и соответствующего ему норматива.

Как составить перечень необходимых мероприятий по энергосбережению

При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ

Об энергоэффективности МКД и о том, как она влияет на сумму платежей за ЖКУ, рассказали специалисты ГЖИ Москвы на сайте РИА «Недвижимость». Сделаем краткий обзор ответов надзорного органа.

Что такое энергоэффективность дома?

Это эффективное или рациональное использование его энергоресурсов. Чем экономнее расходуются ресурсы дома, тем выше его энергоэффективность. Например, при теплопотерях из-за плохой изоляции или повреждении сетей показатель энергоэффективности дома будет низким. На класс энергоэффективности влияет наличие теплового пункта, светодиодного освещения, приборов учёта коммунальных ресурсов.

МКД с высоким классом энергоэффективности обладает, как правило, хорошей теплоизоляцией, современным оборудованием, в нём применяются энергосберегающие решения. Как правило, к таким домам относятся новостройки. Старый жилфонд обычно относится к низкому классу G: это хрущёвки, дореволюционная застройка, где нет ИТП и нового оборудования.

Кто и как определяет класс энергоэффективности МКД?

Как отметили специалисты ГЖИ Москвы, присвоение класса – это многоступенчатый процесс. В нём участвуют управляющая домом организация и представители органа Госжилнадзора, которые проводят расчёты показателей энергоэффективности на основании декларации. Такую декларацию готовит УО или ТСЖ. Специалисты ГЖИ также устанавливают, изменился ли класс, если ранее он уже был присвоен.

Раз в год управляющая организация вправе обратиться в орган ГЖН для того, чтобы подтвердить или повысить утверждённый ранее класс энергоэффективности. Он может повыситься, например, если в МКД проводился ремонт, или понизиться из-за износа сетей.

За счёт каких мероприятий повысить энергоэффективность дома?

Прежде чем приступить к работам по повышению энергоэффективности, специалисты управляющей организации обязаны изучить внутридомовые системы и определить их состояние. После этого УО предлагает собственникам варианты решения выявленных проблем. В таком предложении должны быть данные о стоимости работ, сроках их окупаемости и ожидаемом эффекте.

В приказе Минстроя РФ от 19. 2016 № 653/пр перечислены виды работ для повышения энергоэффективности МКД. Среди них установка автоматизированного управления освещением и ИТП с погодным регулированием, монтаж приборов учёта ресурсов, замена устаревшего оборудования систем электроснабжения, ХВС и ГВС. Работы могут проводиться при текущем и капитальном ремонте дома.

Как класс энергоэффективности влияет на условия проживания в доме и размер платежей собственников за ЖКУ?

Чем выше класс энергоэффективности МКД, тем комфортнее в нём жить. Светодиодное оборудование даёт более высокую и комфортную для глаз освещённость. Надлежащая работа внутридомовых систем позволяет рационально расходовать коммунальные ресурсы и не допускать перетопов в квартирах.

Читайте также:  индукционная варочная панель энергоэффективность

При этом снижение расхода ЭР приводит к уменьшению трат жителей дома на ЖКУ: отопление, электроснабжение и ГВС, а также на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества дома.

Почему орган ГЖН может не присвоить дому класс энергоэффективности

Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ

О повышении класса энергоэффективности домов при капремонте мы говорили на одном из семинаров Ассоциации «Р1» в 2021 году. Эксперт объединения Светлана Межирицкая рассказала, как провести такой капремонт общего имущества с привлечением средств Фонда ЖКХ.

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 17. 2017 № 18. Эти корректировки сняли ряд ограничений в перечне требований к домам, которые могут получить средства Фонда ЖКХ на энергоэффективный капремонт.

Эксперт рассказала управляющим домами, какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников, чтобы затем подать заявку в Фонд ЖКХ на возмещение части расходов на проведение энергоэффективного капремонта. Узнайте подробности из материалов семинара.

При раскрытии информации управляющими компаниями (ПП РФ №731) на портале Реформа ЖКХ и сайте УК в форме 2. 1 «Общие сведения о многоквартирном доме» есть поле, в котором необходимо указать класс энергоэффективности МКД. В этой статье постараемся разобраться с вопросом класса и паспорта энергоэффективности, кем и как он присваивается, а также для чего нужен.

Что такое энергоаудит

Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии. Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение. В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.

Но с другой стороны, отсутствие в форме 2. 1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома. Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома. Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.

Поэтому данный вопрос до сих пор остаётся спорным и неоднозначным. В целом же, отношения по энергосбережению и повышению энергеоэффективности определены в ФЗ №261 от 23. 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В п. 5 ст. 15 ФЗ №261 сказано, что энергетическое обследование проводится на добровольной основе. Исключение составляют случаи, если согласно данному федеральному закону энергоаудит проводится обязательно.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ №261 энергоаудит может проводиться в отношении любых зданий и объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома.

Энергетическое обследование проводится для (п. 2 ст. 15 261-ФЗ):

  • получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
  • определения показателей энергоэффективности;
  • определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.

По закону энергетическое обследование проводится обязательно управляющими компаниями, если (п. 1 ст. 16 ФЗ №261):

  • многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
  • превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.

Максимальная величина совокупных затрат указана в Постановлении Правительства РФ №818 от 16. 2014 года «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований». Эта предельная величина равна 50 миллионам рублей.

Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.

В законе ничего не сказано о необходимости проведения энергоаудита в отношении старого жилищного фонда. Но законодательно закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы 1 обследование за 5 лет с момента вступления ФЗ №261 в законную силу.

Ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергоаудита по п. 8 ст. 16 КоАП РФ наступает для УК в виде наложения административного штрафа для:

  • должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 до 15 тысяч рублей;
  • юридических лиц – от 50 до 250 тысяч рублей.

Энергоаудит МКД состоит из следующих мероприятий:

  • энергетического обследования многоквартирного дома посредством тепловизионной съемки, сбора статистической информации, измерений;
  • оценки качества материалов конструкций, применяемых при постройке дома;
  • анализа полученной информации, составления выводов;
  • разработки теплового баланса МКД и мероприятий для повышения энергоэффективности здания;
  • составления отчёта с заключениями по всем пунктам и оценки потенциального объёма экономии.

Для чего нужен энергоаудит МКД

Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.

Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.

Класс и паспорт энергоэффективности

Правила определения классов энергетической эффективности МКД утверждены Приказом Минрегиона РФ №161 от 08. 2011 года. Класс энергоэффективности многоквартирного дома присваивается для мониторинга и сбора информации об уровне его энергетической эффективности, формирования списка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

По законодательству класс энергетической эффективности присваивается органами ГЖН (ст. 12 ФЗ №261). Для этого нужно:

  • провести энергетическое обследование специализированной организацией, входящей в СРО;
  • представить паспорт энергоэффективности в ГЖН;
  • разместить на углу фасада МКД, на высоте не менее 2 метров табличку с классом энергоэффективности D для всех жилых домов;
  • донести до сведения собственников жилья перечень ежегодных мероприятий повышения энергоэффективности МКД, определённый специализированной организацией на основании энергоаудита.

Согласно Распоряжению ГУ Государственного Строительного Надзора №1 от 24. 2014 года при сдаче в эксплуатацию вновь построенных сооружений и зданий после капитальной реконструкции необходимо оформлять энергетический паспорт и присваивать объекту класс энергоэффективости.

Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования МКД или анализа проектной документации и отражает показатели энергоэффективности используемых ресурсов. Паспорт энергоэффективности жилого дома является официальным документом и позволяет определить техническое состояние жилого дома или энергоемкое оборудование. В паспорт можно добавить мероприятия и рекомендации по энергосбережению.

Паспорт энергоэффективности оформляется по утверждённой форме №24, которая определена приказом Минэнерго РФ №182 от 19. 2010 года “Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования”.

Прокуратура уже сейчас проводит проверки УК на наличие классов и паспортов энергоэффективности у МКД. При отсутствии таковых выписывает штрафы на основании:

  • ст.154 ЖК РФ, в которой говорится, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя оплату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме;
  • ст.12 ФЗ-261, в которой сказано, что в правила по содержанию общего имущества в МКД входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома;
  • п.11 в ПП РФ №491, в котором определено, что содержание общего имущества в МКД включает также проведение обязательных мероприятий по энергосбережению.

Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Мероприятия по энергосбережению

Региональные органы исполнительной власти утверждают перечень единовременных или регулярных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.

В соответствии с утверждённым списком управляющая компания обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилого дома. Исключение составляют случаи проведения указанных мероприятий ранее с сохранением их результатов. Все расходы по проведению данных мероприятий ложатся на плечи собственников помещений в МКД.

Подробнее про договора энергосбережения читайте здесь

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий