конвейер энергоэффективность

конвейер энергоэффективность Энергоэффективность

— вопросы экономии энергопотребления при регулировании частоты вращения электроприводов технологических объектов;

— экономичные режимы работы конвейеров;

— режимы работы лопастных машин.

— ознакомить студентов с возможностями энергосбережения на объектах с регулированием частоты вращения электроприводов;

— изучить вопросы энергосбережения на конкретных механизмах.

Как правило, необходимость регулирования скорости или момента электроприводов производственных ме­ханизмов диктуется требованиями технологического процесса. Например, скорость подачи резца определяет чистоту обработки детали на токарном станке, понижение скорости лифта необходи­мо для точного позиционирования кабины перед остановкой, не­обходимость регулирования момента на валу наматывающего устройства диктуется условиями поддержания постоянства уси­лия натяжения наматываемого материала и т.

Однако сущест­вует ряд механизмов, для которых изменение скорости по усло­виям технологии не требуется либо для регулирования исполь­зуются другие (не электрические) способы влияния на парамет­ры технологического процесса. В первую очередь к ним относят­ся механизмы непрерывного транспорта для перемещения твер­дых, жидких и газообразных продуктов: конвейеры, вентилято­ры, нагнетатели, насосные установки. Для этих механизмов в настоящее время используются, как правило, нерегулируемые асинхронные электроприводы, которые приводят в движение ра­бочие органы с постоянной скоростью независимо от загрузки механизмов. При неполной их загрузке как было отмечено ранее, режимы работы с посто­янной скоростью характеризуются повышенным удельным рас­ходом электроэнергии по сравнению с номинальным режимом.

Снижение скорости механизмов непрерывного транспорта при недогрузке позволяет выполнить необходимый объем рабо­ты с меньшим удельным расходом электроэнергии, т. решить чисто экономическую задачу по снижению энергоемкости техно­логического процесса перемещения продуктов. Обычно при сни­жении скорости таких механизмов экономический эффект появ­ляется также за счет улучшения эксплуатационных характерис­тик технологического оборудования. Так, при снижении скорости уменьшается износ тянущего органа транспортера, увеличивает­ся срок службы трубопроводов и арматуры за счет снижения давления, развиваемого машинами для подачи жидкостей и газов, а также устраняется избыточный расход этих продуктов.

Эффект, в сфере технологии часто оказывается существенно выше, чем за счет экономии электроэнергии в самом электроприводе, поэтому принимать решение о целесообразности применения регулируемого электро­привода для таких механизмов, оценивая лишь энергетический аспект, принципиально неверно. Оценка эффекта в сфере техно­логии выходит за рамки данного пособия, поэтому ниже рассмотрены лишь пути снижения расхода электроэнергии меха­низмами непрерывного действия за счет регулирования скорости их электропри­водов и приведено несколь­ко конкретных примеров для сравнения эффектов за счет снижения электропотребле­ния и совершенствования технологического процесса.

Экономия электроэнергии в электроприводе возмож­на при использовании специфических схемных решений в его силовом канале или применении специальных энергосберегающих законов управления тради­ционных систем.

Рассмотрены наиболее характерные примеры энергосберегающих технических решений на уровне структурных и принципиальных схем элек­тропривода при его работе в установившихся режимах.

В реальных системах электропривода задача энергетической оптимиза­ции решается, как правило, совместно с другими, традиционными задачами: регулированием скорости, момента, положения и т.

В приведенных ниже приме­рах, как правило, выделены лишь те элементы структуры и принципиальных схем, которые используются для повышения энергетической эффективности электроприводов.

Регулирование скорости конвейеров. Движение ленте конвейера со скоростью J, передается от двигате­ля через редуктор и барабан. Момент на валу привод­ного двигателя конвейера

где F — усилие на приводном барабане;

R — радиус барабана;

ip — передаточное отношение редуктора;

hp — КПД редуктора.

Усилие F на барабане имеет две составляющие:

где Fx — усилие, затрачиваемое на перемещение ленты конвейе­ра; Fr — усилие, необходимое для перемещения груза.

Составляющая Fr тянущего усилия и скорость перемещения V конвейера определяют его производительность:

где Q* = Q/ Qн; Qн — номинальная производительность конвейера. При постоянной номинальной скорости конвейера (J*= 1)

поэтому потребляемую с вала двигателя мощность можно запи­сать в виде

где Р* = Р/Рн; (w* = w /wн = 1; w = Jiр/R);Рн, wн — номинальная мощность и угловая скорость на валу двигателя.

В соответствии с (5) скорость в этом случае должна изменяться по закону

которому соответствует мощность на валу двигателя,

Рисунок 2 — Зависимость мощности электродвигателя от производительности конвейера

На рисунке 2 показаны зависимости мощности на валу двига­теля, для конвейера с моментом холостого хода Мх = 0,3 Мн для постоянной (J = сопst) и регулируемой (Fr =сопst) скоростей передвижения грузов. Заштрихованная область на рисунке соответствует экономии мощности, получаемой за счет регулирования скорости.

В общем случае этот эффект выражается следующим образом:

Из (8) видно, что эффект от регулирования скорости тем выше, чем больше момент холостого хода и чем значительнее снижается производительность конвейера.

Регулирование скорости лопастных машин. Центробежные механизмы для подачи жидкостей и газов (вентиляторы, насосы, нагнетатели, компрессоры) являются основными общепромышленными механизмами, обладающими в масштабах страны наибольшими потенциальными возможностями для значительного сокращения удельного расхода электроэнергии. Особое положение центробежных механизмов объясняется их массовостью, большой мощностью, как правило, длительным режимом работы. Указанные обстоятельства определяют значительный удельный вес этих механизмов в энергетическом балансе страны.

Суммарная установленная мощность приводных двигателей насосов, вентиляторов, компрессоров составляет около 20% от мощности всех электростанций СНГ, при этом только вентиляторы потребляют около 10% от всей электроэнергии, вырабатываемой в нашей стране.

Эксплуатационные свойства центробежных механизмов представляются в виде зависимостей напора Н от расхода Q (так называемая Q – H характеристика) и мощности Рот расхода Q. Вид этих характеристик весьма разнообразен и в большинстве случаев имеет сложное аналитическое описание. Анализ энергетических показателей центробежных механизмов наиболее удобно провести на примере низконапорного насоса.

Рисунок 3. — Q – H -характеристики насосной установки

С достаточной точностью для инженерных расчетов они описываются соотношениями

Анализ режимов работы насоса при постоянной и регулируемой скорости показывает, что избыточный расход энергии при (w = сопst) оказывается весьма существенным.

Регулируемый электропривод позволяет значительно сократить расход потребляемой электроэнергии: до 66% в первом и до 41% во втором случае.

На практике этот эффект может оказаться еще более высоким, так как по различным причинам (отсутствие или неисправность задвижек, ручной привод) регулирование задвижками вообще не применяется, что приводит не только к повышению расхода электроэнергии, но и к избыточным напорам и расходам в гидравлической сети.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Хорошо известно, что от 60 % до 75 % всей вырабатываемой электроэнергии расходуется электроприводами, которые используются в различных электротехнических системах и промышленных комплексах на производственных объектах, обеспечивая протекание сложнейших технологических процессов. Абсолютное значение доли потерь электрической энергии также приходится на электроприводы и составляет около 80 %. Таким образом, электроприводы, используемые на промышленных предприятиях, имеют наибольший потенциал энергосбережения, и от их рационального использования зависит уровень энергоэффективности и конкурентоспособности промышленности Российской Федерации, в том числе предприятий топливно-энергетического комплекса.

Вопросы практического энергосбережения на промышленных предприятиях, безусловно, связаны с энергетическим обследованием (энергоаудитом) всех энергетических систем и крупных потребителей. На многих промышленных объектах высоковольтные электроприводы большой мощности обеспечивают до 95 % от общего потребления электроэнергии. Именно поэтому, сначала необходимо рассмотреть вопрос энергетического обследования электроприводов, включая электродвигатели, преобразователи частоты, трансформаторы и другое электротехническое оборудование, входящее в состав электроприводов.

Важной частью повышения энергоэффективности и энергосбережения промышленных предприятий, помимо непосредственного (инструментального) энергетического обследования, является выработка рекомендаций по повышению ресурсосбережения (энергосбережения). Основным вопросом здесь является технико-экономическое обоснование эффективности предлагаемых энергосберегающих мероприятий. Большое внимание уделено обоснованию эффективности не только между регулируемым и нерегулируемым электроприводом. На многих предприятиях остро стоит вопрос обоснования выбора типа привода, например, между газотурбинным и электрическим. Дополнительно, необходимо рассматривать метод оценки эксплуатационно-технических характеристик регулируемых электроприводов, который можно выполнить на основе экспертной оценки характеристик технических решений электроприводов, рекомендованных к внедрению.

Основными энергетическими характеристиками промышленных электроприводов являются коэффициент полезного действия и коэффициент мощности.

Основной проблемой современных промышленных электроприводов является обеспечение электромагнитной совместимости преобразователей частоты с сетью электроснабжения.

Электромагнитная совместимость промышленного электропривода – это способность преобразователя частоты функционировать без негативного влияния на качество электрической энергии сети электроснабжения, не оказывать негативного электромагнитного воздействия на окружающее электротехническое оборудование, а также, выполнять необходимые технические задачи при низких показателях качества электрической энергии в энергоснабжающей сети и под действием электромагнитного воздействия окружающего электротехнического оборудования.

Другой значимой проблемой промышленных электроприводов является обеспечение электромеханической совместимости преобразователей частоты с приводными электродвигателями.

Электромеханическая совместимость промышленного электропривода – это способность электрического двигателя обеспечить удовлетворительный уровень электромеханического преобразования при отклонении параметров качества потребляемой электрической энергии, получаемой от преобразователя частоты, от нормативно установленных значений.

Современные электроприводы, в преобразователях частоты которых установлены активные выпрямители, могут обеспечивать возврат электрической энергии в сеть электроснабжения (рекуперацию) при торможении. Это обстоятельство позволяет выделить взаимный обмен электроэнергией электропривода и сети электроснабжения в отдельную научно-техническую проблему и говорить об энергетической совместимости электропривода.

Энергетическая совместимость промышленного электропривода – это способность двухстороннего обмена электрической энергией между электроприводом и сетью электроснабжения.

В настоящее время, для повышения энергетической эффективности промышленных электроприводов и решения проблем в части электромагнитной, электромеханической и энергетической совместимости, можно выделить несколько путей, которые можно разделить на технико-структурные и алгоритмически-модуляционные методы.

Одним из наиболее простых способов повышения энергетической эффективности электроприводов, является использование электродвигателей с высоким коэффициентом полезного действия, так называемых, энергоэффективных электродвигателей.

Другой способ заключается в использовании полупроводниковых преобразователей частоты, в состав которых входят высокотехнологичные коммутаторы, типа активный выпрямитель и автономный инвертор. Такие преобразователи частоты способны обеспечить работу асинхронного электропривода, который является активно-индуктивной нагрузкой для сети электроснабжения, с единичным коэффициентом мощности.

Повысить энергетические характеристики асинхронных электроприводов можно за счет использования высокоэффективного алгоритмического обеспечения, которое способно обеспечивать высокие динамические характеристики электроприводов и эффективное использование электрической энергии, как в установившихся, так и в переходных режимах. К таким системам управления режимами работы приводных асинхронных двигателей можно отнести векторное и релейно-импульсное управление. К последним можно отнести системы прямого и фаззи-логического управления электромагнитным моментом асинхронного двигателя.

В значительной степени, эффективность использования преобразователей частоты регулируемых электроприводов, влияет на их энергетические показатели в целом. Так, например, в части управления полупроводниковыми транзисторными ключами автономных инверторов, стандартным решением является использование алгоритмов широтно-импульсной модуляции. Для повышения эффективности этого алгоритма используют методы предварительной модуляции управляющего сигнала (предмодуляции). В современных преобразователях частоты все чаще используются алгоритмы пространственно-векторной модуляции, для повышения эффективности которых, также разработано несколько методов.

Конечно, для эффективного функционирования электроприводов на промышленных предприятиях, на стадии проектирования и разработки каждого электропривода, должен быть выполнен рациональный выбор его элементов. Во многом от этого зависит не только качество работы самого электропривода, но и протекание технологических процессов, которые он обеспечивает, а также, работа других электротехнических систем и комплексов предприятий.

Энергетические характеристики современного электропривода и уровень совместимости в значительной степени определяются структурой преобразователя частоты. Для повышения эффективности работы преобразователей частоты и электропривода в целом, можно выделить следующие способы:

Читайте также:  Расчет энергоэффективности формула

— использование полупроводниковых ключей с низким сопротивлением в открытом состоянии для повышения коэффициента полезного действия;

— использование высокочастотных полупроводниковых ключей для снижения несинусоидальности напряжения и тока;

— использование активного выпрямителя для обеспечения коэффициента мощности электропривода;

— использование активных фильтров, для компенсации высших гармоник напряжения, генерируемых группой электроприводов, и повышения их коэффициента мощности.

Энергосбережение в ЭП может быть достигнуто как на стадии его проектирования и конструирования, так и при эксплуатации ЭП.

Проектирование и конструирование ЭП должно соответствовать современному уровню развития теории и практики ЭП и смежных областей науки и техники — электромеханики, электроники, автоматики, механики и вычислительной техники. Энергосбережение при этом может осуществляться следующими методами и средствами.

Обоснованный расчет требуемой мощности двигателя исполнительного органа рабочей машины или производственного механизма с учетом всех условий его работы. Двигатель завышенной мощности имеет низкие энергетические показатели работы и при этом также имеет место недоиспользование заложенных в него материальных ресурсов.

С другой стороны, применение двигателя недостаточной мощности снижает производительность технологического оборудования, приводит к перегрузке двигателя и преждевременному выходу его из строя.

Выбор силовых элементов ЭП, характеризующихся при работе минимальными потерями энергии. В первую очередь это относится к выбору двигателей, в отношении которых можно назвать следующие возможности энергосберегающих решений:

  • • применение энергосберегающих двигателей, в которых за счет увеличенных объемов активных материалов (меди и стали) потери мощности снижены не менее чем на 15—20%. В российских каталогах такие двигатели имеют в обозначении букву «е»;
  • • применение двигателей с уменьшенным моментом инерции ротора (якоря), в которых имеет место пониженный уровень потери энергии в переходных процессах. К таким двигателям относятся двигатели с удлиненным ротором (например, асинхронные двигатели краново-металлургической серии 4МТ и 4МТК) и двигатели с полым ротором (якорем). Снижение момента инерции ЭП можно получить при использовании вместо одного двигателя двух двигателей половинной мощности на ту же скорость вращения.

Задачу энергосбережения решает применение имеющих высокий КПД полупроводниковых преобразователей и механических передач с небольшими потерями мощности.

Ориентирование на применение регулируемого ЭП по системе «преобразователь — двигатель», что позволяет реализовывать экономичные способы регулирования переменных ЭП в установившихся и переходных режимах.

Выбор рациональных способов и технических средств регулирования переменных ЭП, использование которых не вызывает дополнительных потерь энергии при его работе. К таким способам относится, например, регулирование скорости двигателей переменного тока с помощью полупроводниковых преобразователей частоты, рассмотренное в подразделах 5. 4 и 6.

конвейер энергоэффективность

Рисунок 8. Блок-схема ленточного весового дозатора

Непрерывное дозирование сыпучих материалов обеспечивается автоматической системой, состоящей из ленточного конвейера 1, тензодатчика 2, датчика скорости 3, редуктора 4, электродвигателя 5, системы автоматического управления 6 и задатчика производительности 7.

Материал из питателя поступает на транспортерную ленту и занимает пространство, ограниченное защитным кожухом, шиберным затвором и приемной платформой с транспортерной лентой. При включении электропривода материал начинает перемещаться транспортерной лентой через промежуток, ограниченный защитным кожухом и заслонкой шиберного затвора и перемешается через взвешивающую и разгрузочную платформу к разгрузке. Электрические сигналы датчика скорости и датчика давления, пропорциональные величинам скорости ленты и веса материала на взвешивающей платформе, поступают на устройство управления, где производиться постоянное вычисление фактического значения массового расхода материала и сравнение его с заданным значением. За счет изменения скорости движения ленты корректируется величина подачи материала.

Весьма эффективно регулируемый по скорости ЭП может обеспечить энергосбережение в таких рабочих машинах, как насосы, вентиляторы и компрессоры. Поскольку эти рабочие машины широко используются в промышленности, на транспорте, в сельском и в жилищно-коммунальном хозяйстве, потребляя по различным оценкам 30—40% вырабатываемой электроэнергии, энергосбережение в этой сфере средствами ЭП оказывается очень эффективным.

Пример очень высокоэффективного энергоресурсосбережения — система оптимизации процесса горения в водяных и паровых котлах.

конвейер энергоэффективность

Рис. Основная схема модернизации котла (вариант № 1)

РЭН2 – преобразователь частоты; Ддв – датчик давления воздуха; Ддг – датчик давления топлива (газа); Драз – датчик разрежения в топке; Дга – газоанализатор; Дув – датчик уровня воды; Дт – датчик температуры воды; Дв – датчик давления воды; НА – направляющий аппарат (задвижка)

По данным датчиков системы микропроцессор вычисляет оптимальное соотношение «топливо-воздух» и с помощью преобразователей «РЭН2» изменением частоты вращения электроприводов вентилятора и дымососа обеспечивает: максимально высокий к. котла при больших колебаниях давления присоединительного газа; практически мгновенную реакцию на изменение внешних факторов и энергетических показателей котла; возможность работы на предельно малых давлениях топлива (газа) на входе без остановки или отключения автоматики с обеспечением полной функциональности котла; возможность автоподхвата частоты вращающихся тягодутьевых механизмов при провалах сети. На паровых (2,5÷500 т. пара/час) и водогрейных (2,5÷200 Гкал/час) котлах, работающих на природном газе, мазуте или пылеобразном топливе система «ЭКО-3» позволяет:

– экономить 2. 5 % – топлива (газа, мазута); до 10 % – угля;

– экономить 50. 70 % электроэнергии (в т. полностью исключить потребление реактивной мощности из электросети);

– динамически поддерживать максимальный к. котла во всем диапазоне его нагрузок в автоматическом круглосуточном режиме;

– выполнить требования экологических норм по выбросам в атмосферу;

– полностью автоматизировать котёл;

– обеспечить более высокую безопасность и надёжность котла;

– увеличить срок службы в 3–5 раз тягодутьевых устройств котла, защитно-коммутационной и запорной аппаратуры;

– резко сократить объем эксплуатационных и ремонтно-восстановительных затрат.

При эксплуатации электроприводов энергосбережение может быть достигнуто за счет правильного технического обслуживания и проведения мероприятий по их модернизации.

Наибольшие возможности по энерго- и ресурсосбережению как при проектировании новых, так и при модернизации действующих электроприводов предоставляют регулируемые электроприводы. Рассмотрим возможности энерго- и ресурсосбережения при использовании электроприводов переменного тока по системе «тиристорный регулятор напряжения — асинхронный двигатель» и «преобразователь частоты — асинхронный двигатель», получающих все более широкое распространение на практике для рабочих машин и производственных механизмов массового применения.

В системе «тиристорный регулятор напряжения — асинхронный двигатель» возможность энергосбережения при использовании тиристорных регуляторов напряжения иллюстрируют графики на рис. 7, а, представляющие собой зависимости тока статора асинхронного двигателя 1Х от напряжения Ux при разных моментах нагрузки Мс. При каждой нагрузке имеется такое напряжение, при котором потребляемый двигателем ток минимален.

При этом важно отметить два обстоятельства: точка минимума соответствует напряжениям меньше номинального, а минимизация тока происходит за счет снижения реактивной составляющей тока.

Штриховая линия на рис. 7, а, проведенная через точки минимумов тока для каждой нагрузки, определяет закон регулирования напряжения в функции тока, при реализации которого при любом Мс из сети потребляется минимальный ток.

Схема ЭП с минимизацией потребляемого двигателем тока приведена на рис. 7, б. В его состав входят асинхронный двигатель АД, тиристорный регулятор напряжения ТРН с системой управления СУ ТРИ, датчики тока ДТ и напряжения ДН, функциональный преобразователь ФП и инерционное звено ИЗ.

Требуемый закон управления ЭП реализуется с помощью положительной обратной связи по току. Датчик тока вырабатывает пропорциональный току сигнал, поступающий на вход функционального преобразователя, который обеспечивает требуемую зависимость между подаваемым на двигатель напряжением и моментом нагрузки на его валу (штриховая линия на рис. 7, а). В системе используется инерционное звено, с помощью которого обеспечивается необходимое качество переходных процессов.

конвейер энергоэффективность

Рис. U — Образные характеристики (а) и схема асинхронного ЭП (б) при минимизации потребляемого тока

В общем случае за счет регулирования напряжения на статоре двигателя при малых нагрузках или холостом ходе могут быть снижены ток, потребляемая из сети мощность, потери мощности или повышены его КПД и cos φ. На рис. 8 для примера показаны построенные для двигателя типа 4А180М4 мощностью 30 кВт зависимости КПД , cos φ, относительных тока статора I1* = I1 /  I1 ном и потерь мощности ΔР* = ΔР / ΔРном от относительного напряжения на статоре U* = U1 / U1ном при моменте нагрузки, составляющем 20% от номинального. Приведенные кривые показывают, что наибольших значений эти переменные достигают при напряжениях 60—80% от номинального, причем точки экстремума для рассматриваемых энергетических показателей в общем случае не совпадают.

Экстремальные значения энергетических показателей достигаются при работе двигателя с определенными оптимальными скольжениями. Так, для обеспечения минимума потребляемого тока статора при любых нагрузках асинхронного двигателя его скольжение должно поддерживаться на уровне

конвейер энергоэффективность

Поддержание скольжения на требуемом оптимальном уровне может быть получено в системе с отрицательной обратной связью по скорости (схема на рис. 39, а), что наряду со схемой на рис. 7, б позволяет реализовать наилучшие энергетические показатели работы ЭП.

конвейер энергоэффективность

Рис. Зависимости КПД, коэффициента мощности, тока и потерь мощности асинхронного двигателя от напряжения на статоре

Помимо применения для решения задачи энергосбережения тиристорные регуляторы напряжения широко используются в качестве так называемых «мягких» пускателей, или «мягких» стартеров. За счет постепенного повышения подаваемого на двигатель напряжения при пуске они обеспечивают ограничение пусковых токов и моментов асинхронных и синхронных двигателей. При этом не происходит снижения потерь энергии в двигателе, поскольку не изменяется скорость вращения магнитного поля, но вследствие ограничения тока и момента существенно снижаются усилия, действующие на проводники обмоток двигателей, их подшипники и на элементы механической передачи и исполнительного органа рабочих машин. За счет этого повышается надежность работы электропривода и технологического оборудования, уменьшается количество ремонтов, что в конечном итоге ведет к экономии энергетических и материальных ресурсов.

Система «преобразователь частоты — асинхронный двигатель». Ранее было отмечено, что регулирование скорости асинхронных двигателей при использовании преобразователей частоты не сопровождается дополнительными потерями мощности, а применение частотно-управляемых пуска и торможения двигателей обеспечивает снижение потерь энергии в переходных процессах и возможность ее рекуперации в сеть при торможении. Рассмотрим энергосбережение на примере частотно-регулируемого ЭП центробежного насоса.

Преобразователи частоты бывают двух типов: ПЧ с непосредственной связью с сетью и преобразователи с промежуточным звеном постоянного тока (ПЗПТ). Первый тип преобразователей обладает более высоким КПД, однако у него можно выделить такие недостатки, как невысокий коэффициент мощности и ограниченное регулирование выходной частоты. Поэтому в составе насосных установок подобные преобразователи не применяются. ПЧ с промежуточным звеном постоянного тока имеют меньший КПД из-за двукратного преобразования энергии, однако позволяют осуществлять регулировку частоты как ниже, так и выше номинальной частоты двигателя. Благодаря этому можно увеличить подачу выше номинальной при определённых условиях. Поэтому при выборе ПЧ в ходе проектирования или модернизации насосных установок отдают предпочтение полупроводниковому преобразователю частоты с ПЗПТ.

Типовая структура электропривода центробежного насоса на базе преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока показана на рис. ПЧ состоит из выпрямителя, звена постоянного тока, тормозной цепи, автономного инвертора напряжения и системы управления.

Читайте также:  Какая категория зданий является энергоэффективной

конвейер энергоэффективность

Рис. Структура электропривода центробежного насоса на базе преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока

На рис. 5 обозначены следующие элементы:

QF1. 1 – автоматический выключатель;

1 – сетевой дроссель; L1. 2 – моторный дроссель;

VT1-VT6 – транзисторные ключи инвертора на базе IGBT;

VT7 – транзисторный ключ тормозного блока;

VD1-VD6 – обратные диоды транзисторных ключей;

VD8-VD13 – диоды выпрямителя;

С1-С2, R1-R2 – фильтр звена постоянного тока;

ТБ – тормозной блок; ЗПТ – звено постоянного тока;

IGBT АИН – автономный инвертор напряжения на базе IGBT транзисторов;

СУ – система управления IGBT транзисторами;

М – асинхронный электродвигатель; Н –насос.

Особенностью работы многих насосных установок является изменение количества (расхода) подаваемой ими потребителю жидкости (воды). Например, потребление воды в жилых зданиях меняется в течение суток, что иллюстрирует (рис. 9) характерный для них суточный график расхода воды Q (t), имеющий два максимума — утренний и вечерний.

Основной характеристикой насоса является зависимость создаваемого им напора (давления) Н от расхода воды Q. На рис. 10 показаны эти характеристики для двух скоростей приводного двигателя — номинальной ω и пониженной ω1. Рассмотрим с их помощью возможности энергосбережения при использовании регулируемого ЭП насосных установок, работающих с переменным расходом Q.

Допустим, что в исходном положении насос работал на характеристике I с номинальными расходом QH0M и напором // в точке /. При снижении расхода воды до значения Q2 при неизменной скорости ЭП напор насоса в соответствии с характеристикой возрастет до значения Н2. Для создания этих напора и расхода ЭП будет потреблять из сети мощность

конвейер энергоэффективность

где р — плотность воды, р = 1000 кг/м3; g — ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2; ηн, ηэп — соответственно КПД насоса и ЭП.

конвейер энергоэффективность

Рис. График суточного водопотребления для жилого здания

конвейер энергоэффективность

Рис. Характеристики насоса

Тот же расход воды может быть обеспечен при меньшем напоре H1 если используется регулируемый ЭП, который позволяет снизить скорость насоса до уровня ω1. В этом случае насос будет работать в точке 3 на характеристике II и из сети будет потребляться (при тех же КПД насоса и ЭП) меньшая мощность

конвейер энергоэффективность

Экономия электроэнергии ЭЭ за время работы Т насоса с расходом Q-, при тех же значениях КПД насоса и ЭП при этом составит:

конвейер энергоэффективность

Примеры реализации регулируемого ЭП насосов показывают, что экономия электроэнергии в системах водоснабжения может доходить до 50% и более в зависимости от вида и режимов работы насосных установок.

Кроме того, работа сетей с меньшими напорами будет характеризоваться и меньшими утечками воды в сетях и арматуре, достигающими иногда 15—20% и более. Применение регулируемого ЭП позволяет также за счет частотно-управляемых плавных пуска и торможения насосного агрегата устранить такое нежелательное явление, как гидравлические удары в гидравлической системе.

конвейер энергоэффективность

Рис. Замкнутая схема регулирования давления

На основе преобразователей частоты может быть при необходимости реализована замкнутая система регулирования (поддержания) напора жидкости в заданной точке гидравлической системы. С этой целью выпускаемые для насосных установок преобразователи частоты имеют встроенный регулятор и задатчик давления и вход для подключения датчика давления. Пример реализации такой системы показан на схеме рис.

Схема предназначена для поддержания в магистрали давления воды, перемещаемой насосом. Она включает в себя асинхронный двигатель АД, преобразователь частоты ПЧ с регулятором давления РД, задатчик ЗД и датчик ДД давления, обеспечивающий отрицательную обратную связь по давлению в магистрали.

Схема работает следующим образом. При изменениях давления в магистрали, вызванных изменением расхода воды, происходит изменение сигнала управления Uу = Uзд — Uдд: при снижении давления этот сигнал увеличивается, а при увеличении давления снижается. Это приводит к соответствующему изменению частоты напряжения U1, скорости ω АД и к восстановлению заданного уровня давления (характеристика III на рис. 10). При использовании ПИ- регулятора давление в магистрали в статическом режиме будет поддерживаться на постоянном уровне.

Способ регулирования, при котором изменяется частота вращения рабочего колеса насоса, является наиболее эффективным с энергетической точки зрения способом согласования режимов подачи насосов и потребления жидкости. Изменение частоты вращения рабочего колеса ведёт к изменению всех его рабочих параметров, в том числе и положения характеристик насоса. Из теории гидродинамического подобия насосов следует, что для одного и того же насоса, работающего в двух подобных режимах, справедливы зависимости:

конвейер энергоэффективность

где Q1 , Н1 , N1 , M1 – номинальные подача, напор, потребляемая мощность и момент на валу двигателя, соответствующие частоте вращения рабочего колеса n1 (ω1); Q2 , Н2 , N2 , M2 –соответствующие параметры при частоте вращения рабочего колеса n2 (ω1).

При пересчёте характеристик насоса с частоты n1 на частоту n2 в соответствии с (1. 4) получим следующие отношения:

конвейер энергоэффективность

конвейер энергоэффективность

конвейер энергоэффективность

конвейер энергоэффективность

Как видно из соотношений (1. 5) при уменьшении подачи вследствие снижения частоты вращения колеса потребляемая мощность снижается пропорционально третьей степени отношения частот вращения, а следовательно, данный способ регулирования наиболее экономичен.

На рис. представлена совмещённая характеристика трубопровода и насоса при регулировании изменением частоты рабочего колеса. Из рисунка видно, что при уменьшении частоты вращения происходит перемещение рабочей точки по естественной напорной характеристике системы (линия Hc+A1Q12) и существенному снижению расхода потребляемой энергии. Таким образом, изменяя скорость вращения ω можно стабилизировать напор H=Hном при колебаниях расхода Q в гидравлической сети.

конвейер энергоэффективность

Рис. Методы регулирования производительности насосной установки

а) – структурная схема дросселирования; б) — структурная схема частотного регулирования; в) — характеристики насоса и системы при регулировании частоты вращения и дросселировании.

конвейер энергоэффективность

Рис. Потребление мощности при различных способах регулирования:

1 — мощность, потребляемая при дросселировании; 2 — мощность, потребляемая при частотном регулировании; 3 — экономия потребляемой мощности.

Таким образом, применение частотного метода регулирования наиболее оправдано, так как при использовании данного метода обеспечивается поддержание постоянного давления в гидросистеме независимо от расхода. При малом потреблении в системе рабочее колесо насоса вращается с малой скоростью для поддержания номинального давления, и при этом не тратится лишняя электроэнергия. В случае увеличения расхода для поддержания снизившегося в системе давления на заданном уровне пропорционально увеличению водопотребления происходит увеличение оборотов насоса.

Задача. Насос обеспечивает водоснабжение здания и в течение года работает с номинальным расходом Qном = 0,014 м3/с и напором Нном = 50 м в течение времени Тр1 = 1600 ч, с расходом Q1 = 0,0056 м3/с в течение времени Тр2 = 4000 ч и с расходом Q2 = 0,0028 м3/с и напором H2 = 62 м в течение времени Tр3 = 2400 ч. Насос приводится во вращение асинхронным двигателем, имеющим КПД ηдд = 88%. КПД насоса ηн = 63%. Определить экономию электроэнергии при использовании регулируемого электропривода. Принять, что КПД насоса при изменении его расхода и двигателя при регулировании его скорости не изменяются.

Экономию электроэнергии находим, сопоставляя потребление электроэнергии нерегулируемого и регулируемого по скорости электропривода. КПД насоса и ЭП примем неизменными и равными номинальным.

Нерегулируемый по скорости электропривод. Для каждого уровня расхода Q и напора Н по (9. 43) находим потребляемые мощность Р и энергию Aпотр = Рпотр Т. Результаты расчета представлены в табл.

Эффективность применения комплекса учета и контроля качества электроэнергии с применением технических и программных средств автоматизации приводит к повышению следующих технико-экономических показателей:

– снижение потребления электрической энергии за счет её высокоточного и оперативного учета;

– контроль соблюдения заданного режима потребления электроэнергии;

Контроль потребляемой энергии с соблюдением её качественных показателей также является приоритетным направлением. Мониторинг качества, объемов потребления электрической энергии является одной из важных мер на пути предприятия к энергосбережению и энергоэффективности.

В нашем случае реальные инвестиции или капитальные вложения предприятия – это затраты на приобретение, монтаж и наладку оборудования, а по направлению использования – производственные капитальные вложения (направляются на развитие предприятия).

Стоимость капитальных вложений состоит:

– стоимость материалов и покупных изделий (К);

– стоимость монтажных и пуско-наладочных работ;

– стоимость проектных работ.

Таблица 4. 3 Стоимость материалов и покупных изделий

Наименование изделия
Ед. измерения
Цена с НДС,
руб. Кол-во
Сумма,
руб. Программное обеспечение
шт. Оборудование
шт. Материалы
шт. Итого:

Стоимость монтажных и пуско-наладочных работ определяется как 20 % от стоимости комплекса материалов. Таким образом, затраты составят 275789 руб.

Стоимость проектных работ, которые включает в себя затраты на заработную плату проектировщика и страховые взносы.

Полная заработная плата проектировщика определяется по формуле:

где: Зо – основная зарплата;

Зо ∙ 0,15 – районный коэффициент 15 %;

Зо∙ 0,2 – дополнительная зарплата 20%.

конвейер энергоэффективность

где: Ст – часовая тарифная ставка;

Т – время, потраченное на разработку.

Страховые взносы составляют 30 % от полной заработной платы проектировщика:

конвейер энергоэффективность

Итого общая стоимость проектных работ определится как:

конвейер энергоэффективность

Основная заработная плата проектировщика, определяется по формуле (4. 2) и рассчитанная исходя из тех условий, что тарифная ставка составляет 12050 рублей и проектирование требует 2 месяца работы:

Полная заработная плата проектировщика, рассчитанная по формуле (4. 1), составит:

конвейер энергоэффективность

Отчисления на социальное страхование согласно формуле (4. 3) составят:

конвейер энергоэффективность

Накладные расходы считаем как 65 % от 3о, отсюда:

Нр = 15665 руб.

Общая стоимость проектных работ исходя из формулы (4. 4):

конвейер энергоэффективность

Отсюда получаем, что итоговые затраты на внедрение системы повышения энергетической эффективности конвейера равны:

конвейер энергоэффективность

конвейер энергоэффективность

Рисунок 4. 3 Структура затрат на внедрение системы повышения энергетической эффективности ленточного конвейера

Из структуры затрат на внедрение системы повышения энергетической эффективности ленточного конвейера видно, что основные затраты приходятся на стоимость капитальных вложений.

Строится линейный график проведения работ, отображенный на диаграмме Гранта (рисунок 4.

конвейер энергоэффективность

Рисунок 4. 4 – Диаграмма Ганта

Как эффективно повысить энергоэффективность в автомобильной промышленности?

30 июня 2022

Постоянный рост автомобильной промышленности ставит перед компаниями-производителями автомобилей серьезные задачи. Растущие требования как клиентов, так и регулирующих органов являются движущей силой для постоянного поиска новых решений и возможностей. Многие из них сосредоточены на энергоэффективности, которая имеет решающее значение не только для производства, но и для эксплуатации автомобиля или его компонентов.

Осознанное управление энергией – ключ к успеху

Чтобы обеспечить оптимальный уровень энергоэффективности, прежде всего, необходимо сознательное управление ресурсами на всех уровнях. Этот процесс начинается с отдельных сотрудников и заканчивается компанией в целом. По этой причине чрезвычайно важно определить соответствующую систему работы, обеспечить доступ к обучению по вопросам энергоэффективности и предоставить персоналу надежную обратную связь и предложения. Все больше компаний, работающих в автомобильной промышленности, даже решаются на внедрение специальной системы учета и мониторинга энергопотребления – как подчеркивают их владельцы и руководители, такое решение позволяет значительно сократить расходы. Этот подход основан главным образом на распространении простых, но очень ценных практик, таких как выключение света и кондиционера, когда в них нет необходимости.

Читайте также:  значения показателей энергоэффективности

подробнее: Как улучшить расход топлива автомобиля?

Как можно повысить энергоэффективность в автомобильной промышленности?

Это серьезная задача, но при правильных решениях она вполне достижима. Одной из первых областей, подлежащих оптимизации на производственных предприятиях, является система ОВКВ – интегрированная система кондиционирования, вентиляции и отопления. Очень простой способ потреблять меньше энергии – контролировать отдельные параметры системы, чтобы, например, в выходные дни температура была ниже. Другой выгодной реализацией может стать использование новых вентиляторов, с оптимально подобранными формами и размерами лопастей. Эффективное управление воздушным потоком и режимом работы оборудования может значительно снизить затраты на электроэнергию.

Как снизить энергопотребление в автомобильной промышленности?

Разумное использование вашей системы ОВКВ чрезвычайно важно, но это только начало списка энергоэффективных практик. Есть вещи, о которых следует подумать еще на этапе строительства вашего предприятия. К ним относится выбор правильных дверей, окон и шлюзов, чтобы их конструкция не вызывала чрезмерных теплопотерь. Озеленение территории за пределами завода также важно: посадка деревьев увеличит тень внутри здания в жаркие дни, что приведет к снижению потребления энергии на кондиционирование воздуха.

Важно также позаботиться о системе сборочного конвейера как таковой. Любые сбои в этой области приводят к перебоям в производстве и, как следствие, к значительным потерям энергии. Помочь в этом может и регулярная регистрация определенных параметров эффективности, таких как KPI или OEE, которые используются для измерения эффективности машин и оборудования на предприятии. С их помощью можно будет определить фактическую энергоэффективность предприятия, а также оценить обоснованность внедрения отдельных энергосберегающих решений.

подробнее: Как выглядит автомобильный завод будущего?

Сколько энергии требуется для производства автомобиля?

Когда речь идет об энергоэффективности в автомобильной промышленности, важно учитывать, сколько энергии фактически требуется для производства одного автомобиля. Это имеет решающее значение в контексте защиты окружающей среды – более высокое потребление обычно связано с более высоким производством углекислого газа. Интересно, что электромобили особенно вредны в этом отношении, в основном из-за производства батарей. Количество CO2, выбрасываемого в атмосферу при производстве электромобилей, на 25% выше, чем при производстве бензиновых автомобилей. В процессе эксплуатации, однако, результаты гораздо более благоприятны для электромобилей – выбросы углекислого газа во время движения в два раза ниже.

По данным швейцарского научного издания MDPI, для производства одного автомобиля требуется более 55 000 МДж (мегаджоулей) – это эквивалент энергии, содержащейся почти в 1800 литрах бензина. Это огромная цифра, но это лишь малая часть потребления за весь жизненный цикл автомобиля.

Энергоэффективность автомобиля после выхода с завода

Энергоэффективности в процессе производства недостаточно для эффективного снижения количества CO2, выбрасываемого в атмосферу. Также очень важно, чтобы автомобили потребляли как можно меньше энергии в течение своего жизненного цикла – поэтому необходима устойчивая конструкция. Помимо типа двигателя, решающим фактором является вес автомобиля, который напрямую связан с его энергопотреблением. Автопроизводители постоянно прогрессируют в этой области, используя очень легкие материалы для отдельных компонентов. Среди материалов, сочетающих в себе прочность, универсальность и малый вес, следует особо отметить вспененный полипропилен (EPP) и пенополистирол (EPS).

подробнее: Как улучшить расход топлива автомобиля благодаря дизайну автомобиля?

Energy-saving solutions from Knauf Industries

Компания Knauf Industries имеет многолетний опыт производства литьевых деталей, наполнителей, а также различных компонентов из вспененного полистирола и вспененного полипропилена. Компания поставляет высоконадежные, хорошо зарекомендовавшие себя пластиковые детали для автомобильной промышленности, которые отличаются легкостью и исключительной прочностью. Кроме того, Knauf предлагает решения из EPP и EPS для индустрии отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для повышения энергоэффективности. Эти материалы также обладают отличными теплоизоляционными свойствами, экологически нейтральны и подлежат 100% переработке – все это делает автомобильные компоненты из EPP и EPS отличным выбором для снижения энергопотребления.

Ленточные конвейеры широко используются на горных карьерах и шахтах, с их помощью на большие расстояния перемещают каменные и рудные породы, добытые ископаемые. Ленточные конвейеры для горнодобывающей отрасли отличаются простым конструктивным исполнением, высокой производительностью, энергоэффективностью и малыми затратами на обслуживание.

Устройство и основные детали ленточного конвейера

Ленточный конвейер представляет собой непрерывно действующее устройство, которое обеспечивает перемещение и подъем различных горных пород и шлаков. Существует несколько разновидностей ленточных конвейеров, нашедших широкое применение в горной промышленности. Но все они имеют схожее конструктивное исполнение:

  • лента – главный рабочий орган. Бывает резинотканевой, резинотросовой, полимерной. Имеет различную ширину и длину;
  • привод – обеспечивает непрерывную работу конвейера. Образован двигателем, редуктором, соединительными муфтами, приводными барабанами и тормозной системой;
  • став – несущая конструкция, поддерживающая и перемещающая ветви конвейерной ленты;
  • роликовые опоры – отвечают за поддержку ленты с грузом и ее движение;
  • натяжное устройство – не позволяет транспортировочному полотну провиснуть и обеспечивает необходимую силу трения между лентой и приводным барабаном. Имеет сложное конструктивное исполнение, для сборки требуется изготовление зубчатых колес на заказ, а также точное производство других деталей;
  • воронкообразное загрузочное устройство – отвечает за равномерное распределение поступающей на конвейер горной породы;
  • система управления и вспомогательные приспособления (например, механизмы автоматической очистки).

Чтобы устройство отличалось продолжительным сроком службы и стабильной работой, изготовление ленточного конвейера, а также его запасных частей следует доверять надежной компании, успевшей зарекомендовать себя в сфере металлообработки.

Классификация конвейеров для горной добычи

Конвейеры ленточного типа, в зависимости от цели и условий применения, имеют различное исполнение. Помимо конвейеров общего назначения, в горной промышленности используют трудновоспламеняющиеся, самозатухающие, холодостойкие транспортерные устройства, а также конвейеры для работы с горячими материалами.

  • Трудновоспламеняющиеся конвейерные ленты устойчивы к температурному воздействию и возгоранию, они долговечны и подходят для установки на угольных месторождениях.
  • Самозатухающие конвейеры применяются как в подземных работах, так и для открытой добычи угля.
  • Ленты морозостойких транспортеров изготовлены из специальной резины, позволяющей эффективно эксплуатировать конвейер в условиях низких температур, достигающих -60 °C.

Преимущества эксплуатации ленточных конвейеров

Популярность и востребованность ленточных конвейеров в горной промышленности обусловлена множеством достоинств подобных устройств:

  • возможность обеспечить непрерывную работу транспортера;
  • равномерный и плавный ход ленты;
  • отсутствие необходимости постоянно контролировать работу оборудования;
  • ремонтопригодность – чтобы восстановить работоспособность конвейера, купить вал-шестерню или какую-либо другую деталь не составит труда;
  • экономия топлива за счет стабильной работы;
  • высокие показатели производительности;
  • низкая удельная стоимость транспортировки.

ООО «Фирма ОМР» — металлообработка, токарно-фрезерные работы, изготовление валов, звездочек, шкивов, металлоконструкций

Обзор российского рынка конвейерного оборудования

По данным аналитического отчета «Рынок элеваторов и конвейеров в России 2015-2021» с 2018 г сегмента конвейерного производства стабильно увеличивал объемы. В 2021 г российские производители выпустили оборудования на 62% больше, чем в 2020 г. Однако в структуре отечественного импорта по-прежнему почти 50% приходится на машины и оборудование, в том числе комплектующие и силовые узлы, конвейеры ленточно-канатной модификации, магистральные и стационарные транспортеры большой длины.

На иллюстрации показан импорт важнейших товаров: итоги I полугодия 2021. Исследования «Открытого журнала».

Основную долю импорта в отрасли брали на себя Германия (36,7%), Китай (16,1%), Нидерланды (7,7%) и Франция (5,7%). Мотор-редукторы, двигатели, промышленные редукторы, преобразователи частоты поставлялись немецкой компанией Nord, приводы — SEW-EURODRIVE, Tramec, муфты и подшипники привозили голландский бренд Rexnord, производители из  Малайзии и Сербии (бренд FKL). Конвейерные ленты в большинстве своем изготавливают в России, но из импортного сырья, в основном китайского, редко французского. Если говорить о модульных лентах, то импорт идет преимущественно из Дании и Израиля. У некоторых заводов в себестоимости конвейера от 30 до 70% занимают импортные комплектующие.

Учитывая текущую ситуацию, нельзя с уверенностью говорить о том, будут ли продолжены поставки, по каким ценам российские производители смогут закупать комплектующие, узлы и силовые агрегаты и как скажется на рынке отказ от импорта по всей производственной цепочке. По большей части ассортимента придется переходить на китайские и отечественные компоненты. Это реально, но придется опытным путем отбирать комплектующие и узлы, соответствующие требования к качеству.

В целом, за апрель 2022 года среднее удорожание подшипников, приводов, гидростанций, в том числе и российского производства, составило 2-2,5 раза. В связи с этим себестоимость нашей продукции, в зависимости от линейки оборудования, увеличилась от 10 до 30 %. И не только нашей. У коллег по отрасли те же цифры.

Точка отсчета для рынка конвейерного оборудования в России

После курса на импортозамещение, взятого в 2014, для российских производителей мало что изменилось. К сожалению, большая часть покупателей конвейеров и комплектующих ассоциирует отечественное оборудование с чем-то дешевым. Более того, закупая недорогие типовые модели, ждут качества, сопоставимого с импортным. Дешёвый продукт не может конкурировать с импортными аналогами, из-за чего сложился стереотип, что российские производители конвейеров не могут и не выпускают качественную продукцию.

Это не так. На российском рынке конвейерного оборудования были и есть компании, которые инвестируют в НИОКР, развивают конструкторские отделы, модернизируют техническую базу, используют российские материалы. И производят конвейеры, не уступающие качеством импортным аналогам. Однако нужно понимать, что и стоимость такого оборудования не может быть бросовой.

Осторожные прогнозы

До сегодняшнего дня основными достоинствами конвейерного оборудования российского производства считались соотношение цена-качество, хороший выбор типовых конструкций, неприхотливость в обслуживании, взаимозаменяемость узлов. Сейчас на первый план выходят:

  • логистическая доступность со сжатыми сроками поставок,
  • доступность запчастей и комплектующих.

Что касается импортозамещения сложного европейского оборудования — у нашего завода и многих коллег по отрасли есть готовые наработки по совершенствованию конвейеров, автоматизации линий, увеличению ресурса эксплуатации роликов, повышения энергоэффективности силовых агрегатов, снижения металлоемкости деталей.

Мы готовы использовать их для выпуска типового и специального оборудования с увеличенным ресурсом работы, энергосберегающим функционалом и качеством, превосходящим импортные аналоги. Годы работы в сложных условиях российского рынка дали нам колоссальный практический опыт рационализаторства.

Сейчас мы готовы решить любые задачи по производству конвейерного оборудования для деревообрабатывающей, мебельной, целлюлозно-бумажной промышленности, сельскохозяйственной, перерабатывающей, пищевой отраслей, логистических центров и ритейла.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий