Государство всеми правдами и неправдами пытается заставить предпринимателей, да и простых граждан, переходить на энергоэффективное, но более дорогое оборудование. Причем как в бизнесе, так и в быту. Уже и лампы накаливания на 60 и 75 Вт хотят запретить вслед за 100-ваттными. В качестве компенсации затрат полагаются льготы. Давайте разберемся, кому, за что, и в каких случаях. Но в первую очередь в переходе «энергоэффективный режим» актуален для промышленных компаний разной степени «тяжести».
В письме от 26.02.2016 № 030306/1/10868 Минфин России разъяснил, какие объекты признаются имеющими высокий класс энергетической эффективности и как это влияет на налогообложение прибыли и расчет налога на имущество организаций.
См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.
Бюджеты бюджетной системы9283 7111 3661 0861 1471 2111 279
Консолидированные бюджеты субъектов РФ9283 7111 3661 0861 1471 2111 279
Раздел функциональной классификации расходов:Национальная экономика
Подраздел функциональной классификации расходов:Другие вопросы в области национальной экономики
Государственная программа:Энергоэффективность и развитие энергетики
Вид налоговых расходов:освобождение
Источник данных:статистическая налоговая отчетность (форма N 5-НИО)
Законодательные реквизиты:НК РФ ст. 381 ч. 1 пп. 21 (1, 2)
Дата начала действия льготы:1 января 2012 г.
Дата прекращения действия льготы:бессрочно
Освобождаются от налогообложения организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
- Общие сведения о налоге на имущество организаций
- Лидеры и аутсайдеры
- Недвижимость оставили без льгот
- Налог на прибыль
- Объект налогообложения по налогу на имущество организаций
- Особенности уплаты налога с движимого имущества
- Нюансы налогообложения недвижимости
- Энергоэффективные объекты
- Налог на имущество организаций
Общие сведения о налоге на имущество организаций
Правовую основу взимания налога на имущество организаций составляет гл. 30 НК РФ и местные законодательные акты, поскольку данный налог является региональным. Налог на имущество организаций должны платить фирмы на ОСН, а с некоторого имущества — спецрежимники и ИП. Чиновники на федеральном и региональном уровнях могут предоставить некоторым организациям полное или частичное освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Например, компании, участвующие в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году (который пройдет в России), не платят налог на имущество.
Кто не платит налог на имущество, узнайте из публикации.
Налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается по данным о среднегодовой стоимости движимого и недвижимого имущества компании. При этом средняя стоимость имущества считается исходя из остаточной стоимости объектов учета, то есть от первоначальной стоимости имущества отнимается стоимостная оценка износа.
Пример расчета налога на имущество исходя из его среднегодовой стоимости, смотрите здесь.
По ряду объектов налоговая база может рассчитываться на основании данных кадастровой оценки.
Пошаговая инструкция по расчету «кадастрового» налога на имущество размещена по ссылке.
ВАЖНО! Если имущество оценивается по среднегодовой стоимости, то налоговая ставка по нему не может быть выше 2,2%. А вот региональные власти вправе устанавливать собственную налоговую ставку ниже этой цифры, причем она может отличаться для разных категорий имущества. У объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, максимальная налоговая ставка составляет 2%. А для стратегических объектов, к примеру газопроводов и объектов добычи газа, налоговая ставка и вовсе равна нулю.
Как изменялась ставка налога на имущество за последние годы, узнайте из материала.
Отчитываться по налогу на имущество организаций плательщики должны ежеквартально — рассчитывая и перечисляя авансовые платежи (если они предусмотрены региональными актами). Раз в год фирмы сдают декларацию по налогу на имущество. Региональные власти вправе изменять сроки уплаты авансовых платежей и сдачи отчетности. К примеру, в субъекте РФ может быть разрешено не платить авансы по налогу, а рассчитываться с бюджетом один раз в год — по итогам налогового периода.
Кому, когда и как уплачивать авансы по налогу на имущество, расскажем в статье.
Помимо иных послаблений налогового бремени по налогу на имущество организаций региональные чиновники могут формировать список льготников-организаций или льготного имущества.
О льготах по налогу на имущество узнайте здесь.
А также из публикаций:
Налог на имущество организаций за последние 3 года стал едва ли не самым обсуждаемым налогом. В 2014 году законодатели приняли решение взимать налог с ряда объектов по кадастровой стоимости. Причем его обязали платить и те компании, которые ранее были освобождены от уплаты имущественного налога: в 2014 году это право отняли у плательщиков ЕНВД, а с 2015 года налог на имущество платят и упрощенцы. Конечно, это возможно при условии, что региональные власти сформировали список кадастровой недвижимости и издали приказ о взимании налога с такого имущества с указанием размера ставок.
О том, какие изменения в расчете налога на имущество принес нам 2016 год, расскажет статья «Налог на имущество: изменения 2016».
Нововведения 2017 года в налоге на имущество представлены в материале.
Льгота по налогу на имущество в отношении вновь вводимого объекта недвижимости применяется при наличии энергетического паспорта
По мнению Минфина России, если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, отсутствовал, льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанного объекта недвижимого имущества не применяется, в том числе в случае получения энергетического паспорта после указанной даты, поскольку при последующем получении энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности ранее поставленного на учет объекта недвижимого имущества, объект недвижимости не может считаться вновь вводимым на дату получения энергетического паспорта.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ
ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 21 СТАТЬИ 381 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения Минфина России от 29.05.2017 N 03-05-04-01/32877 о порядке применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении вновь вводимых объектов недвижимого имущества, не имеющих на день постановки на бухгалтерский учет энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности.
Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций.
от 29 мая 2017 г. N 03-05-04-01/32877
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении вновь вводимых объектов недвижимого имущества, не имеющих на день постановки на бухгалтерский учет энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности, и сообщает.
Согласно пункту 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налога на имущество организаций, в частности, организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено определение класса энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», согласно которым класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий (строений, сооружений).
В силу пункта 21 статьи 381 Кодекса льгота по налогу на имущество организаций может применяться в течение трех лет со дня постановки на учет исключительно в отношении вновь вводимого объекта недвижимости при наличии энергетического паспорта, подтверждающего высокий энергетический класс на день постановки объекта на бухгалтерский учет.
По мнению Департамента, если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, отсутствовал, льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанного объекта недвижимого имущества не применяется, в том числе в случае получения энергетического паспорта после указанной даты, поскольку при последующем получении энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности ранее поставленного на учет объекта недвижимого имущества, объект недвижимости не может считаться вновь вводимым на дату получения энергетического паспорта.
ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ «НАЛОГОВОЕ ПРАВО В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Букин Павел Владимирович, Генеральный директор ООО МКК «ЮстФинанс»
Ларин Евгений Сергеевич, Партнер, руководитель налоговой и юридической практики ООО МКК «ЮстФинанс»
В 2018 и 2019 годы суды столкнулись с высоким количеством жалоб налогоплательщиков на отказ налоговых органов в применении льготы по налогу на имущество в связи с высоким классом энергетической эффективности зданий (п. 21 статьи 381 НК РФ).
Предпосылкой для масшабного заявления льготы собственниками коммерческой недвижимости послужили письма Минфина (в частности от 29.05.2017 № 03-05-04-01/32877), где право на льготу для них подтверждено. Аналогичной позиции в Московском округе придерживались суды и управления налогового органа, до момента, когда 17.05.2018 года Арбитражный суд Московского округа по делу А40-51633/2017 отказал в праве на применение льготы в отношении всего недвижимого имущества, за исключением жилых многоквартирных домов.
Верховный Суд РФ в постановлении от 03.08.2019 по делу Арибтражного суда Свердловской области № А60-7484/2017 дополнил, что законодательство о техническом регулировании не может быть использовано при разрешении спора, указав, что оно регулирует вопросы охраны жизни и здоровья граждан.
Однако мотивировка судов несильно убедила налогоплательщиков в своей неправоте, поскольку суд исходил из того, что законодательством об энергосбережении право на льготу не предусмотрено. Вместе с тем норма п. 21 ст. 381 НК РФ не ограничивала отрасль законодательства. И, как оказалось, законодательство о техническом регулировании до 1 июля 2015 обязывало определять классы в отношении всех общественных зданий, и предусматривало установление классов энергетической эффективности и не только в связи с охраной жизни и здоровья.
Названные противоречения попытался устранить Конституционный Суд РФ в наиболее содержательных определениях от 02.07.2019 № 1831-О, от 02.07.2019 № 1832-О.
Далее суд указывает: «следовательно, с 1 января 2012 года, когда стал действовать оспариваемый пункт 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 7 июня 2011 года N 132-ФЗ), установленное им условие относительно определения классов энергетической эффективности могло быть соблюдено с применением положений СП 50.13330.2010, которые в соответствии с законодательством позволяли определять такие классы для нежилых зданий. Это, однако, оставалось возможным до 1 июля 2013 года, когда введена в действие актуализированная версия СНиП 23-02-2003, утвержденная в качестве СП 50.13330.2012 приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 265. Соответственно, актуальность СНиП 23-02-2003 в прежней редакции и обязательность их применения при определении классов энергетической эффективности нежилых зданий исчерпаны, во всяком случае как условие налогового освобождения».
В названном определении КС РФ пришел к выводу, что СП 50.13330.2012 заместило СНиП 23-02-2003 в обязательном Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 1047-р.
Однако до момента вынесения определений существовала устойчивая административная и судебная практика, которая указывала, что принятие актуализированной версии СНиП само по себе не отменяет действие предыдущей редакции и в любом случае не замещает в Перечне № 1047-р предыдущую версию. Соответственно, доначисление налога, в связи с изменением судебной практики высших судов приводит к ухудшению положения налогоплательщика.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.11.2017 № 34-П «в силу требования определенности правового регулирования, вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, механизм его действия, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений».
Норма п. 21 ст. 381 НК РФ предусмотрела льготы для энергоэффективных зданий, если определение класса энергетической эффективности предусмотрено законодательством РФ. Соответственно, данная норма применима только в системе с иными отраслями законодательства, регулирующими определение такого класса. В пункте 1.1. настоящих пояснений уже было указано, что СНиП 23-02-2003, как часть обязательного перечня сводов правил, утвержденных актом Правительства РФ в порядке ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», являлся актом, соблюдение которого применялось для налогового освобождения на основании названной статьи НК РФ.
Вместе с тем судебная практика о замещении СНиП в обязательно перечне на актуализированные сформировалась только с принятием Верховным Судом РФ определения по делу КИТ-Екатеринбург, то есть 03.08.2018 г. До указанного времени сложилась обширная административная и судебная практика, которая исходила из того факта, что само по себе принятие актуализированной редакции СНиП не отменяет действие предыдущей редакции, а изменения производятся посредством включения СНиП в обязательные перечни. Например, такое толкование дано в письмах Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 года N 18529-08/ИП-ОГ и от 25 июля 2013 года N 13218-НТ/10 (орган, осуществлявший актуализацию СНиП), в Определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 августа 2015 г. N АПЛ15-320, Решении Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. N АКПИ14-164, Определении Верховного Суда РФ от 13 августа 2015 г. N 309-КГ15-10247, Решении Верховного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N АКПИ14-1089, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2016 г. N Ф09-8592/16 по делу N А07-23717/2015, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2015 г. N Ф05-2009/15 по делу N А40-67664/2014 и иных судебных актах.
С учетом вышеназванных подходов судебной и административной практики, СНиП 23-02-2003 действовал до 01.07.2015, до есть до вступления в силу нового перечня обязательных сводов правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521.
Таким образом, приходится констатировать , что изменение судебной практики в 2018 году в части действия СНиП, первоначально входящих в Перечень №1047-р, после принятия их актуализированных версий, произошло после того как они прекратили действовать и фактически изменяют уже сложившиеся правоотношения. Вместе с тем такой подход в публичных, административных отношениях как неоднократно ранее высказывался Конституционный суд — недопустим. Как показывает анализ текущей судебной практики (см. например, постановления АС МО от 25.02.2020 по делу № А4042906/2019, от 11.02.2020 по делу № А41-100342/2019), суды признают обоснованным привлечение налогоплательщиков к налоговой ответственности по суммам налога на имущество по рассматриваемой льготе, которые были возвращены налоговым органом до формирования отрицательной судебной практики, что также не отвечает критериям разумности и справедливости. Нужно ожидать, что новая волна споров, но уже по возвращенным налогам по п. 21 ст. 381 НК РФ скоро вновь доберется до Конституционного суда РФ и хочется надеется, что в этот раз Суд поддержит баланс правовой системы и не даст штрафовать налогоплательщика за получение льготы подтвержденной как Минфином РФ и налоговыми органами, так и судебной практикой, изменившейся одномоментно.
Лидеры и аутсайдеры
Минфин России напоминает, что для классов энергетической эффективности товаров применяются обозначения: «A», «В», «C», «D», «E», «F», «G». При этом класс «A» применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс «G» – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью. Также установлены дополнительные классы энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию – «A+», «A++») при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A».
Для целей налогообложения объектами, имеющими высокий класс энергетической эффективности, признаются объекты, отнесенные к классу A (A+, A++).
Недвижимость оставили без льгот
Энергоэффективная недвижимость, в отличие от энергоэффективных движимых объектов, по налогу на имущество организаций не льготируется. Об этом Минфин России сообщил в письме от 24.06.2016 № 03-05-05-01/36886.
Это связано с тем, что такая недвижимость не поименована ни в Перечне № 600, ни в Перечне № 1222. По вопросу применения льготы по налогу на имущество в отношении недвижимости, в том числе жилых зданий (жилых помещений), финансовое ведомство опирается на «отказное» определение Верховного Суда РФ от 06.02.2015 № 307-КГ14-7982. При рассмотрении данного дела нижестоящий суд указал, что «из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты».
Налог на прибыль
Из числа вновь вводимых объектов с высоким классом энергетической эффективности льготируются основные средства. По ним разрешено применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2 (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Возможность применения коэффициента не зависит от метода начисления «налоговой» амортизации – линейного или нелинейного.
Особенности амортизации основных средств из перечня № 600 Минфин России прояснил в прошлом году. Применение коэффициента 2 к таким объектам начинается с июля 2015 года. А по основным средствам не из перечня № 600, по которым до этого «ускоряли» амортизацию с коэффициентом 2, применение коэффициента прекращается с июля 2015 года (письмо Минфина России от 24.11.2015 № 030306/1/68013).
Объект налогообложения по налогу на имущество организаций
Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяется в соответствии со ст. 374 НК РФ. Обложение движимого и недвижимого имущества имеет свои особенности, о которых мы вам расскажем в материалах рубрики «Объекты налога на имущество организаций».
Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости
Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости (далее — Перечень имущества), ежегодно формируется и публикуется в открытом доступе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации. Что представляет собой Перечень имущества и для чего он нужен, читайте в статье.
Налог на имущество — объект незавершенного строительства
Объект незавершенного строительства — налог на имущество с него нужно уплачивать при определенных условиях. Что это за условия и как производится налогообложение незавершенного строительного объекта, мы расскажем в статье.
Платить ли налог на имущество, если организация получила разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, но использовать его не начала?
Получение разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию – является ли это обстоятельство основанием для начала начисления налога на имущество? Рассмотрим имеющиеся точки зрения по этому вопросу.
Какие объекты недвижимости относятся к торговым объектам
Если нежилое помещение предназначено или фактически используется для размещения торговых объектов, то налоговая база в целях исчисления налога на имущество может определяться исходя из его кадастровой стоимости (подп. 2 п. 1, подп. 2 п. 4, п. 5 ст. 378.2 НК РФ). Что же относить к числу таких объектов?
Общие сведения о налоге на имущество организаций
Особенности уплаты налога с движимого имущества
Нюансы налогообложения недвижимости
Объект налогообложения по налогу на имущество организаций определяет ст. 374 НК РФ. Согласно законодательству, им считается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе у плательщика налога как основное средство.
ВАЖНО! По имуществу, которое компания передала во временное пользование, доверительное управление или внесла в совместную деятельность, налог на имущество тоже нужно платить. Нюанс только в том, кто является плательщиком такого налога.
Для иностранных организаций, которые работают через постоянные представительства, объект налогообложения — то имущество, которое они получили по договору концессии. Если у фирмы-иностранца нет постоянного представительства, то налогом облагается имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной компании на праве собственности, а также имущество, полученное по договору концессии.
Что не может облагаться налогом на имущество? Земельные участки и другие природные объекты (озера, леса), объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, космические объекты, имущество некоторых федеральных органов. Также не облагаются налогом основные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам. Пример — дорогостоящий принтер для нужд бухгалтерии.
Недвижимое имущество в данном случае — то, что нельзя передвинуть: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Операции с недвижимостью подлежат обязательному учету в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Движимое имущество для целей обложения налогом на имущество — оборудование, станки, автомобильный и грузовой транспорт.
ВАЖНО! Законодательство разных стран может один и тот же объект относить в одном государстве к недвижимости, а в другом — к движимому имуществу. В таких случаях действует норма Гражданского кодекса (ст. 1205), по которой принадлежность объекта к определенному типу имущества определяется по законам той страны, где объект фактически находится.
В материале «Ст. 374 НК РФ (2017): вопросы и ответы» наши специалисты собрали наиболее часто возникающие вопросы по определению объекта обложения налогом на имущество и подготовили на них подробные ответы с учетом последних изменений в законодательстве, писем Минфина, ФНС и арбитражной практики.
Особенности уплаты налога с движимого имущества
Движимым имуществом организация может признать те объекты основных средств, которые обладают мобильностью, то есть их можно переместить, например: тестораскаточная машина, полиграфическое оборудование, упаковочный станок, автомобиль предприятия. Деньги и ценные бумаги тоже являются движимым имуществом предприятия, но они не удовлетворяют другому признаку отнесения имущества к объекту налогообложения — имущество должно учитываться как основное средство согласно ПБУ 6/01. Налогообложение «движимости» за последние годы претерпело ряд изменений. В 2013–2014 годах действовала норма, по которой объекты движимого имущества, принятые к учету на 01 счет, не являлись объектом налогообложения. Однако с 2015 года чиновники пересмотрели порядок взимания налога.
Как теперь нужно платить налог с движимого имущества и какие предусмотрены послабления налогового бремени для компаний, читайте в этой публикации.
Последние новости о льготах по движимому имуществу смотрите здесь.
В 2014-2015 годах многие компании провели процедуру реорганизации: внесение поправок в ГК РФ привело к тому, что из законодательства убрали понятия «закрытое акционерное общество» и «открытое акционерное общество». ОАО и ЗАО перерегистрировались в ООО, АО или ПАО. Влияет ли смена наименования на обязанность уплачивать налог на движимое имущество?
Ответ вы найдете в этой статье.
Много вопросов у бухгалтеров и юристов возникает с движимым имуществом, которое было собрано из материалов, приобретенных у зависимого лица (например, у фирмы, уставный капитал которой более чем на 25% состоит из доли вашей компании).
В каких случаях взаимозависимость влияет на расчет налога на имущество, а когда нет — читайте в материалах:
Специалисты нашего сайта подготовили для вас ряд публикаций, которые помогут прояснить учет взаимозависимой «движимости». Например, движимое имущество построено из материалов, которые вы купили у зависимого лица. Платить ли налог на имущество?
Ответ находится здесь.
О том, может ли предприятие рассчитывать на льготу по имуществу из 1 и 2 амортизационных групп, но собранному из материалов взаимозависимого лица, расскажут вам эксперты сайта в этой публикации.
Порядок обложения движимых объектов налогом на имущество законодатели не устают менять, поэтому мы вам советуем регулярно сверяться с действующими нормами. И в этом наш сайт готов вам всегда помочь.
Нюансы налогообложения недвижимости
По объектам недвижимости в части уплаты налога на имущество законодательство также заметно изменилось за последние 3 года. Главное нововведение — расчет налога с кадастровой стоимости. Чем кадастровая оценка отличается от оценки имущества по остаточной стоимости?
Для оценки недвижимости по остаточной стоимости бухгалтер берет первоначальную стоимость сооружения и отнимает сумму износа. Износ определяется в соответствии с амортизационной группой основного средства. А первоначальная стоимость соответствует данным БТИ и инвентаризационной оценки здания.
Специалисты БТИ оценивают недвижимость по сугубо объективным факторам: размеры здания, материал стен, крыш, количество окон, дверей. Рыночные факторы во внимание при этом не берутся. Кадастровая же оценка учитывает субъективные факторы, такие как престиж района расположения недвижимости, расстояние от здания до остановок общественного транспорта, коммуникации ЖКХ и массу других. То есть одно и то же здание по инвентаризационной стоимости может быть в разы дешевле, чем по кадастровой. Таким образом, взимание налога с объекта недвижимости по кадастровой стоимости увеличивает поступления в бюджет от данного налога.
Однако исчисление налога с кадастровой стоимости ввели не для всех объектов недвижимости. Ст. 378.2 определяет, с каких зданий и сооружений взимается такой налог: это торговые, административные, деловые центры, объекты общепита, бытового обслуживания и некоторые другие помещения.
Какие объекты недвижимости относятся к торговым зданиям — читайте здесь.
И еще выделим несколько нюансов по недвижимым объектам:
Объект налогообложения по налогу на имущество организаций регулируется как федеральным законодательством, так и региональными законодательными актами. Поскольку в расчет налога на имущество за последние годы чиновники внесли множество изменений, постарайтесь регулярно отслеживать все нововведения и разъяснения государственных органов. Наша рубрика «Объект налога на имущество организаций» поможет вам не ошибиться в расчетах и обезопасить себя в спорах с налоговыми инспекторами.
Энергоэффективные объекты
Под объектами с высокой энергетической эффективностью понимаются:
О налогообложении объектов второй группы (речь идет о товарах по перечню из приложения к постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 чиновники дали достаточно пространные разъяснения.
Объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, должны содержать информацию об этом в технической документации, в их маркировке, на их этикетках (ч. 1 ст. 10 Закон № 261ФЗ). Исключение сделано только для имущества, перечисленного в приложении № 2 к приказу Минпромторга России от 07.09.2010 № 769:
Налог на имущество организаций
Вновь вводимые объекты с высокой энергетической эффективностью освобождаются от налогообложения. К ним относятся объекты с классами «A», «A+», «A++». Освобождение по налогу на имущество действует в течение трех лет со дня постановки такого имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ).
Что касается «перечня № 600», то разъяснения по нему Минфин России дал в письме 18.02.2016 № 030306/1/9212. От обложения налогом на имущество организаций с 01.01.2012 освобождаются вновь вводимые объекты основные средства промышленного назначения, для которых не установлены классы энергетической эффективности, имеющие высокую энергетическую эффективность – по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 600 (далее – Постановление № 600). Именно о таких объектах идет речь в комментируемом письме. Это оборудование различных отраслей промышленности и разных производств, имеющее в соответствии с технической документацией производителя индикатор энергетической эффективности – ИЭЭФ (письмо Минфина России от 15.08.2013 № 030306/1/33221).
По правилам пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ, освобождение от налогообложения налогом на имущество действует в течение трех лет со дня постановки на учет объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.
До этого в целях применения налоговых льгот действовал перечень объектов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 308. Данный документ на сегодняшний день утратил силу (п. 4 Постановления № 600). Следовательно, налоговая льгота по пункту 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ в отношении указанных в Постановлении № 308 вновь введенных объектов не применяется, если такие объекты поставлены на баланс начиная с 30.06.2015.
В то же время в отношении поставленных на учет в период с 01.01.2012 до 30.06.2015 объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, указанных в Постановлении № 308, льгота по налогу на имущество сохраняется, если не истек трехлетний срок со дня постановки их на учет. Но только в случае, если они вошли в новый перечень. Это важное уточнение (по аналогии с налогом на прибыль) тоже следует из комментируемого письма, хотя может остаться незамеченным.







