Еще по теме Аналитика и общие вопросы энергосбережения
- Энергоэффективность Иркутской области — потенциал роста
- Библиографическая ссылка
- О региональной автоматизированной системе сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности»
- Энергосберегающая политика Иркутской области
- Приложения
Энергоэффективность Иркутской области — потенциал роста
Статья в журнале
Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И.
Вестник ИрГТУ. Т.22. №6. C.152-168.
Библиографическая ссылка
Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И. Энергоэффективность Иркутской области — потенциал роста // Вестник ИрГТУ. Т.22. №6. 2018. C.152-168. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-6-152-168
Администрация Смоленской области постановляет:
1. Ввести в эксплуатацию с 1 ноября 2014 года региональную автоматизированную систему сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности» (далее также — региональная система).
2. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и ведения региональной автоматизированной системы сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности».
3. Определить Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике оператором региональной системы.
4. Органам исполнительной власти Смоленской области:
— обеспечить формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе;
— определить лиц, ответственных за формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе, в органах исполнительной власти Смоленской области и в подведомственных им учреждениях.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области:
— определить лиц, ответственных за формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе, в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и в подведомственных им учреждениях.
Порядокформирования и ведения региональной автоматизированной системы сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности»(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 23 октября 2014 г. N 724)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет цель создания, назначение региональной автоматизированной системы сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности», а также правила размещения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и подведомственными им учреждениями (далее соответственно — органы, учреждения) в региональной системе.
1.2. Региональная система создана с целью систематизации и анализа информации, в том числе о ходе реализации региональных и муниципальных программ, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
1.3. Региональная система предназначена для повышения эффективности управления топливно-энергетическим хозяйством Смоленской области.
1.4. Оператор региональной системы обеспечивает эксплуатацию региональной системы.
1.5. Пользователем региональной системы является должностное лицо органа, учреждения, зарегистрированное в региональной системе.
2. Регистрация в региональной системе
2.1. Регистрация должностного лица органа, учреждения в региональной системе осуществляется на основании приказа руководителя органа, учреждения о назначении ответственного лица за формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе (далее — приказ) и заявления о регистрации в региональной системе. Заявление о регистрации в региональной системе оформляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку и направляется оператору региональной системы вместе с копией приказа.
2.2. После получения заявления о регистрации в региональной системе и копии приказа оператор региональной системы в течение пяти рабочих дней регистрирует пользователя региональной системы.
2.3. Оператор региональной системы регистрирует пользователя региональной системы с предоставлением идентификатора пользователя и пароля доступа к региональной системе.
2.4. В случае увольнения пользователя региональной системы, изменения персональных данных пользователя региональной системы (наименования его должности, личных данных) орган, учреждение направляют оператору региональной системы соответствующее уведомление для внесения изменений в региональную систему или исключения возможности работы данного пользователя региональной системы.
3. Размещение информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе
3.1. Пользователь региональной системы формирует, размещает и актуализирует информацию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе.
3.2. Структура электронных форм региональной системы, порядок и сроки их заполнения определяются в методических рекомендациях о порядке заполнения электронных форм региональной системы, разрабатываемых и утверждаемых оператором региональной системы (далее — методические рекомендации).
3.3. Размещение информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем заполнения электронных форм, предусмотренных региональной системой, в полном объеме.
3.4. Контроль за полнотой и достоверностью представляемой пользователями региональной системы информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также за соблюдением порядка и сроков представления указанной информации, определенных методическими рекомендациями, обеспечивают руководители органов, учреждений.
Приложениек Порядку формирования и ведениярегиональной автоматизированной системысбора данных в области энергосбереженияи повышения энергетической эффективностина территории Смоленской области»Мониторинг энергоэффективности»
Заявлениео регистрации в региональной автоматизированной системе сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности»
(наименование органа, учреждения)
просит зарегистрировать в региональной автоматизированной системе сбора
данных в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг
энергоэффективности» с предоставлением соответствующих прав доступа
следующее лицо в качестве пользователя региональной системы:
Руководитель органа, учреждения __________/______________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 23 октября 2014 г. N 724 «О региональной автоматизированной системе сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности»
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 октября 2014 г.
Порядокформирования и ведения региональной автоматизированной системы сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности»(утв. постановлением Администрации Смоленской области от 24 октября 2014 г. N 724)
(наименование оператора региональной системы)
просит зарегистрировать в региональной автоматизированной системе сбора
эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг
энергоэффективности» с предоставлением соответствующих прав доступа
органа, учреждения _____________/________________/
(подпись) (расшифровка подписи)
С 1 ноября 2014 года введена в эксплуатацию региональная автоматизированная система сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности».
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике определен оператором региональной системы.
Региональная система создана с целью систематизации и анализа информации и предназначена для повышения эффективности управления топливно-энергетическим хозяйством Смоленской области.
Постановление Администрации Смоленской области от 24 октября 2014 г. N 724 «О региональной автоматизированной системе сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности»
О региональной автоматизированной системе сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности»
Администрация Смоленской области постановляет:1.Ввести в эксплуатацию с 1 ноября 2014 года региональную автоматизированную систему сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности» (далее также — региональная система).2.Утвердить прилагаемый Порядок формирования и ведения региональной автоматизированной системы сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности».3.Определить Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике оператором региональной системы.4.Органам исполнительной власти Смоленской области:- обеспечить формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе;- определить лиц, ответственных за формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе, в органах исполнительной власти Смоленской области и в подведомственных им учреждениях.5.Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области:- обеспечить формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе;- определить лиц, ответственных за формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе, в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и в подведомственных им учреждениях.ГубернаторСмоленской областиА.В.ОСТРОВСКИЙПОРЯДОКФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙСИСТЕМЫ СБОРА ДАННЫХ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙОБЛАСТИ «МОНИТОРИНГ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ»1.Общие положения1.1.Настоящий Порядок определяет цель создания, назначение региональной автоматизированной системы сбора данных в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Смоленской области «Мониторинг энергоэффективности», а также правила размещения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и подведомственными им учреждениями (далее соответственно — органы, учреждения) в региональной системе.1.2.Региональная система создана с целью систематизации и анализа информации, в том числе о ходе реализации региональных и муниципальных программ, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.1.3.Региональная система предназначена для повышения эффективности управления топливно-энергетическим хозяйством Смоленской области.1.4.Оператор региональной системы обеспечивает эксплуатацию региональной системы.1.5.Пользователем региональной системы является должностное лицо органа, учреждения, зарегистрированное в региональной системе.2.Регистрация в региональной системе2.1.Регистрация должностного лица органа, учреждения в региональной системе осуществляется на основании приказа руководителя органа, учреждения о назначении ответственного лица за формирование, размещение и актуализацию информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе (далее — приказ) и заявления о регистрации в региональной системе. Заявление о регистрации в региональной системе оформляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку и направляется оператору региональной системы вместе с копией приказа.2.2.После получения заявления о регистрации в региональной системе и копии приказа оператор региональной системы в течение пяти рабочих дней регистрирует пользователя региональной системы.2.3.Оператор региональной системы регистрирует пользователя региональной системы с предоставлением идентификатора пользователя и пароля доступа к региональной системе.2.4.В случае увольнения пользователя региональной системы, изменения персональных данных пользователя региональной системы (наименования его должности, личных данных) орган, учреждение направляют оператору региональной системы соответствующее уведомление для внесения изменений в региональную систему или исключения возможности работы данного пользователя региональной системы.3.Размещение информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе3.1.Пользователь региональной системы формирует, размещает и актуализирует информацию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в региональной системе.3.2.Структура электронных форм региональной системы, порядок и сроки их заполнения определяются в методических рекомендациях о порядке заполнения электронных форм региональной системы, разрабатываемых и утверждаемых оператором региональной системы (далее — методические рекомендации).3.3.Размещение информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем заполнения электронных форм, предусмотренных региональной системой, в полном объеме.3.4.Контроль за полнотой и достоверностью представляемой пользователями региональной системы информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также за соблюдением порядка и сроков представления указанной информации, определенных методическими рекомендациями, обеспечивают руководители органов, учреждений.
Энергосберегающая политика Иркутской области
С точки зрения энергетики Иркутская область является уникальным регионом в масштабе не только России, но и мира — на сравнительно небольшой территории сконцентрировались гигантские запасы различных видов энергоресурсов.
Гидроэлектростанции ангарского каскада, используя о. Байкал как огромное первичное водохранилище, обеспечивают стабильную выработку дешевой электроэнергии в течение всего года. В области с конца 19-го века разрабатываются крупные месторождения угля, который используется для производства тепло- и электроэнергии. В регионе находятся очень большие запасы газа и нефти, месторождения которых планируется освоить уже в ближайшее время. Огромные леса являются источником древесины, частично используемой как топливо.
Но при общем большом количестве энергоресурсов, в отдельных населенных пунктах области существуют проблемы с отоплением, а в некоторых отдаленных районах отсутствует устойчивое электроснабжение. На фоне одновременного изобилия и дефицита энергоресурсов наблюдается крайне расточительное отношение к ним, что ведет к неоправданным колоссальным потерям на всех стадиях энергетического процесса — при производстве, передаче и потреблении энергии. Избыточное потребление ресурсов, необходимых для производства и передачи «теряющейся» энергии, приводит к дополнительному отрицательному техногенному воздействию на окружающую среду и существенной нагрузке на областной бюджет.
В Иркутской области достаточно четко разделяются электросберегающая и теплосберегающая политики. Все объясняется уровнем тарифов на электро- и теплоэнергию.
– потери при производстве тепла в котельных достигали 60% (а должны были быть на уровне 22% — по паспортным данным заводов-изготовителей);
– фактические потери в тепловых сетях превышали нормативы в три раза;
– суммарные потери энергии в котельных и сетях составляли 66%;
– перерасход потребления тепловой энергии, по сравнению с мировыми показателями, составлял от 5 до 20 раз (в зависимости от объекта и цели отопления).
Потенциал экономии тепловой энергии в ЖКС Иркутской области представлен в таблице.
* От расчетного теплопотребления сектора систем централизованного теплоснабжения (22 400 тыс. Гкал).
** От максимальной часовой нагрузки сектора систем централизованного теплоснабжения (5000 Гкал/час).
Для комплексного решения технических, технологических и экономических проблем коммунальной теплоэнергетики Иркутской области разрабатываются и осуществляются целевые программы. В частности, в рамках областной государственной целевой программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 г. был проведен ряд мероприятий, позволивших получить ощутимый энергосберегающий эффект.
Результаты выполнения программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года показали, что даже простой ремонт теплотрасс позволяет существенно снизить потери тепла на пути от котельных до потребителей. А более сложные технические мероприятия дают дополнительную возможность уменьшить потери на этапах производства и передачи тепловой энергии.
Для решения всех задач требуется проведение комплекса мероприятий, которые объединены в два раздела:
1. Мероприятия, направленные на оптимизацию экономических и технических аспектов функционирования систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области.
2. Организационно-технические мероприятия, направленные на реализацию единой ценовой, технической, кадровой политики.
Планируется осуществить проекты по внедрению технологий учета и регулирования производства и потребления тепловой энергии, что позволит провести автоматизацию технологических процессов на объектах коммунальной теплоэнергетики и воплотить в жизнь принцип погодоведомого регулирования. Автоматизация предназначена для оптимизации технологических процессов в тепловом хозяйстве и снижения той составляющей потерь, которая определяется «человеческим» фактором. А погодоведомое регулирование дает возможность вырабатывать именно столько тепла, сколько необходимо потребителю при данной температуре воздуха.
Одним из важнейших мероприятий Программы является реконструкция тепловых сетей и внутренних систем теплопотребления с целью приведения удельных показателей теплоснабжения к нормативным.
Для реализации данного мероприятия определен необходимый объем финансирования: в 2004 г. — 2,5 млн руб.; в 2005 г. — 4,0 млн руб.; в 2006 г. — 6,5 млн руб.
Для выполнения анализа, сравнения и ранжирования энергосберегающих проектов в ИСЭМ были разработаны методы количественной оценки. Эти методы позволяют оценить экономическую целесообразность рассматриваемых предложений, определить последовательность этапов и наметить первоочередные меры для их реализации.
Например, прогноз теплопотребления для г. Иркутска до 2010 г. показал, что реализация энергосберегающих мер позволит образовать резерв тепловой мощности. Этот резерв можно будет использовать для отопления новостроек, т.е. не потребуется строительство новых котельных.
На рисунке видно, что при традиционном сценарии развития теплоэнергетики Иркутска ожидается существенный рост годового потребления тепла и необходимо будет наращивать тепловую мощность котельных. При энергосберегающем сценарии теплопотребление станет снижаться, а значит, и мощность котельных можно будет уменьшать.
Рис. Годовое теплопотребление (а) и расчетная тепловая мощность (б) г. Иркутска
Чтобы данный сценарий стал реальностью, в областном центре постоянно проводятся мероприятия по теплосбережению. Так, была осуществлена реконструкция системы теплоснабжения одного из районов Ново-Ленино на основе комплекса современных энергосберегающих технологий. Это был крупнейший на территории России инновационный проект подобного рода. В общей сложности установлено 43 тепловых пункта на 32 объектах. В результате экономия тепловой энергии составила 27%.
На муниципальных объектах образования, здравоохранения, культуры г. Иркутска устанавливаются приборы учета тепла, монтируются тепловые пункты. Это позволяет снижать затраты на отопление и водоснабжение зданий. Средства регулирования подачи тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения создают комфортные условия в зданиях при достижении явного энергосберегающего эффекта.
Новые жилые дома в Иркутске строятся на основе теплосберегающих технологий. При строительстве применяются минеральные плиты, комплексные конструкции стен с утеплением пенополиуританом. Примером служат блок-секции на ул. Курчатова, в м/р-нах Солнечный и Университетский. В некоторых школах выполнено трехслойное остекление.
Высокие тарифы на теплоэнергию заставили даже бюджетные организации заниматься экономией тепла. Например, за период с 1999 по 2003 г. на объектах социальной сферы, культуры, образования и хозяйственной деятельности областной собственности установлен 101 теплосчетчик. Общая экономия по всем объектам, по данным ОГУ «Центр энергоресурсосбережения», составила 8,05 млн руб./год.
Использование альтернативных источников получения энергии
Эффект энергосбережения может достигаться и за счет использования альтернативных источников энергии. В качестве альтернативных могут применяться энергоустновки малой и средней мощности, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Практически в любом месте области имеется хотя бы один вид ВИЭ, использование которого целесообразно с технической точки зрения, особенно там, где нет подачи энергии от крупных электростанций.
В Иркутской области есть населенные пункты, находящиеся в труднодоступных или отдаленных местах. Снабжение таких поселений энергоресурсами представляет весьма сложную задачу. При этом для доставки одних энергоресурсов (уголь, мазут и др.) требуются большие затраты других (электроэнергия, топливо для автомобилей и судов). К тому же привезенные энергоресурсы используются крайне неэффективно из-за устаревшего и сильно изношенного энергетического оборудования.
Анализ потенциала ВИЭ показал, что предпочтительными видами в рассматриваемых районах являются: в Братском — древесные отходы, в Усть-Кутском — энергия малых рек.
Более полному использованию гидроресурсов области за счет сооружения мини- и микро-ГЭС мешает значительная неравномерность речного стока в зависимости от сезона. В подавляющем большнистве случаев энергетический потенциал рек резко падает зимой, как раз в тот период, когда значительно возрастает потребность в энергии.
Для развития ветроэнергетики благоприятными на сегодняшний день признаны лишь некоторые места побережья оз. Байкал. Использование энергии солнечного излучения эффективно лишь в южных районах области, примерно до широты г. Нижнеудинска.
В области имеется некоторый опыт эксплуатации малых энергоустановок, использующих ВИЭ. В свое время в п. Онгурены на побережье Байкала поставили ветросолнечное устройство с целью обеспечения энергией сейсмологической станции. Опыт оказался удачным. Но, несмотря на это, электроснабжение самого поселка осуществляется от дизельной электростанции. При этом стоимость киловатт-часа составляет более трех рублей. В перспективе до Онгурен планируют протянуть ЛЭП, как это уже сделали на Ольхоне. На этом уникальном острове есть все условия для развития альтернативной энергетики, но, к сожалению, этой возможностью не воспользовались, отдав предпочтение традиционному способу энергоснабжения. Подобный подход говорит о том, что в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится ожидать широкого развития ВИЭ-энергетики на освоенной территории области.
Малые энергоисточники на базе ВИЭ имеет низкую привлекательность для потребителя, что объясняется рядом факторов: высокой себестоимостью электроэнергии из-за дороговизны и большого срока окупаемости оборудования, подчас и климатическими условиями региона, которые определяют характер энергопроизводства и энергопотребления в регионе. «Малышам» очень сложно конкурировать с современными крупными энергетическими компаниями без государственной поддержки, выражающейся в льготном налогообложении и других средствах экономического продвижения.
Поэтому ВИЭ-энергетика в области используется только до той поры, пока до потребителя не протянут ЛЭП от объединенной энергосистемы. Ведь такая ЛЭП обеспечивает устойчивость электроснабжения вне зависимости от времени года и погодных условий.
Структуры, работающие в сфере энергосбережения
Энергосберегающая политика областной администрации распространяется, в основном, на коммунальную теплоэнергетику, объекты социальной сферы, культуры, образования и хозяйственной деятельности областной собственности. В остальных сферах энергосбережением занимаются владельцы предприятий и население. В некоторых организациях и предприятиях области существуют отделы (группы) энергосбережения (например, в «Иркутскэнергонадзоре», на ИркАЗе).
Самым крупным производителем электро- и теплоэнергии в области является ОАО «Иркутскэнерго», которое не входит в состав РАО «ЕЭС России». Из-за чего, главным образом, в Иркутской области и сохраняются низкие тарифы на электроэнергию. ОАО «Иркутскэнерго» принадлежат все действующие ГЭС ангарского каскада, крупные тепловые станции и много других объектов энергетики.
Специалисты Иркутскэнерго отмечают, что за последние годы в промышленности снижается потребление тепловой энергии из-за активной политики по энергосбережению и увеличивающемуся использованию собственных вторичных ресурсов предприятиями. Но, в то же время, возрастает потребление тепловой энергии жилищно-коммунальными хозяйствами, бюджетными организациями. Поэтому Иркутскэнерго подготовило программу по повышению эффективности теплоснабжения в некоторых муниципальных образованиях (например, в городах Иркутск и Зима).
Компания готова поддержать процесс модернизации и развития муниципальных теплоисточников, задействовав свой кадровый, ресурсный и финансовый потенциал. В качестве одного из шагов в этом направлении Иркутскэнерго создало комплексную структуру по развитию приборного учета тепловой и электрической энергии, как в своих филиалах, так и у потребителей Иркутской области.
Вопросами рационального использования ресурсов в бюджетной и жилищно-коммунальной сферах занимается областное государственное учреждение «Центр энергоресурсосбережения» (ОГУЦЭ). В частности, при его содействии на объектах социальной сферы, культуры, образования и хозяйственной деятельности областной собственности устанавливаются приборы учета тепловой энергии.
Одним из крупных проектов ОГУЦЭ, совместно с Комитетом по жилищной политике администрации Иркутской области, явилась разработка областной государственной целевой программы «Развитие коммунальной теплоэнергетики Иркутской области с 2004 по 2006 год».
Реализации энергосберегающей политики в области помогают иркутские ученые, которые проводят большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Ведущим научным учреждением области в сфере энергетики является Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН (ИСЭМ), о некоторых работах которого по энергосбережению было сказано выше. Различные отделы института занимаются многими научными проблемами, в частности, разработкой научных основ высокоэффективных и экологически безопасных энергетических технологий и систем.
Для выполнения анализа, сравнения и ранжирования энергосберегающих проектов в институте были разработаны методы количественной оценки. Они позволяют оценить экономическую целесообразность рассматриваемых предложений, определить последовательность этапов и наметить первоочередные меры для их реализации.
В целях активизации внедрения научных разработок ИСЭМ выступил в качестве учредителя или соучредителя ряда научно-производственных и коммерческих организаций, таких как: «Иркутский энергетический центр» (область деятельности: технико-экономическое обоснование и внедрение энергосберегающих технологий в системах теплоэнергоснабжения жилых, общественных и промышленных объектов и др.); АО «Теплосчетчик» (область деятельности: внедрение средств измерения, учета и контроля тепловой энергии и др.).
Кроме ИСЭМ научно-исследовательские работы в сфере энергосбережения проводятся в Иркутском государственном техническом университете на энергетическом факультете и в Иркутском государственном университете путей сообщения.
Несколько лет назад в России был создан ряд региональных центров «Энергосбережение» (РЦ «Энергосбережение»). В этих центрах проводится обучение и повышение квалификации специалистов-энергетиков, руководителей муниципальных образований, преподавателей образовательных учреждений всех уровней. Слушатели получают новые знания, обмениваются информацией и опытом работы в области энергоресурсосбережения, учета, контроля и управления потреблением энергетических ресурсов, систем управления и регулирования технологических процессов тепловых электрических станций, эксплуатации электрических машин, энергетического надзора объектов различных сфер деятельности и т.д.
Иркутский РЦ «Энергосбережение» создан на базе Межрегионального отраслевого центра повышения квалификации Иркутского государственного технического университета. В зону его деятельности входит Иркутская область и прилегающие регионы.
В учебном процессе на курсах принимают участие ученые и ведущие специалисты технического университета, Госэнергонадзора, ИСЭМ, ОАО «Иркутскэнерго», проектных и производственных структур Иркутска.
Перед иркутским центром стоят, пожалуй, наиболее сложные задачи, по сравнению с другими региональными центрами. И дело не только в том, что Восточно-Сибирский регион отличается большим разнообразием природно-климатических зон, что, естественно, необходимо учитывать при обучении слушателей из разных частей края.
Наибольшую сложность представляет существенная разница в тарифах на энергоресурсы в соседних регионах. С одной стороны, аномально низкие цены на электроэнергию в Иркутской области провоцируют многих местных ответственных лиц просто игнорировать проблемы энергосбережения, а, с другой стороны, высокие тарифы на энергоресурсы у соседей заставляют тамошних руководителей более плотно заниматься энергосберегающей политикой. Поэтому иркутяне и их соседи иногда диаметрально противоположно относятся к одним и тем же вопросам — что для одних слушателей не представляет никакого интереса, для других может оказаться очень важным и полезным. И преподавателям приходится учитывать такие нюансы.
Как отмечают сотрудники РЦ «Энергосбережение», многие руководители и потенциальные слушатели сначала недоверчиво относятся к самой идее пройти курс обучения в центре, так как считают, что в сфере энергосбережения они и так все знают. Но в процессе обучения признают, что такая система переподготовки крайне необходима, потому что новые знания позволяют им реально повысить эффективность деятельности своих организаций за счет снижения потерь энергоресурсов.
Один из курсов называется «Проблемы энергоэффективности и энергосбережения». В его программу входят следующие вопросы: разработка энергетического паспорта промышленного предприятия, бюджетной организации, объектов ЖКХ; организация учета производства и потребления энергетических ресурсов; разработка и реализация энергосберегающих проектов и мероприятий и др.
Высокая квалификация сотрудников центра, их большой научный, практический и преподавательский опыт позволяют в сжатые сроки передавать значительный объем новой информации слушателям курсов. Полученные знания дают возможность выпускникам более грамотно решать проблемы в сфере энергосбережения в своих организациях.
Население занимается энергосбережением в частном порядке, получая информацию об энергосберегающих устройствах, технологиях и материалах, в основном, из СМИ. Многие областные издания регулярно публикуют статьи, посвященные энергосбережению. Наиболее часто эта тема обсуждается на страницах экологического журнала «Волна», дайджеста экологической информации (издания ИРОО «Байкальская Экологическая Волна»), а также в изданиях строительной направленности.
При содействии администрации области в Сибэкспоцентре (г. Иркутск) ежегодно проводятся выставки «Энергосбережение: технологии, приборы, оборудование». На них специалисты и широкие слои населения знакомятся с новыми энергосберегающими технологиями, с передовым опытом в этой сфере.
Большое энергетическое хозяйство Иркутской области не обходится без потерь всех видов энергоресурсов. Эти потери очень велики, как и в целом по России, что отрицательно влияет на экономику области, благосостояние ее жителей, экологию региона.
Но в последнее время в Иркутской области растет интерес к энергосбережению. Связано это с ростом тарифов на энергоносители и изменениями в жилищном законодательстве, которые заставляют собственников помещений более экономно относиться к потреблению всех видов энергии и следить за состоянием систем энергоснабжения.
Администрация Иркутской области принимает ряд мер, направленных на снижение потерь энергоресурсов, в первую очередь, в сфере коммунальной теплоэнергетики. Как показал опыт проведения энергосберегающих мероприятий, даже простое «латание дыр» позволяет в разы снизить потери ресурсов на всех стадиях процесса выработки, передачи и потребления тепловой энергии.
После проведения первых мероприятий, давших ощутимый энергосберегающий эффект, в основном, за счет устранения утечек в трубопроводах, наступила очередь осуществления более сложных технических, технологических и организационных проектов. Главное требование к ним: они должны быть экономически целесообразными и энергоэффективными.
Кроме областной администрации и производителей энергии, проблемами энергосбережения занимаются и органы власти муниципальных образований региона, научные учреждения, бюджетные и общественные организации, частные компании, население.
Совместные усилия различных структур по проведению энергосберегающей политики могут существенно снизить уровни общего и удельного потребления всех видов энергии в области с одновременным повышением уровня жизни.
1. Областная государственная целевая программа «Развитие коммунальной теплоэнергетики Иркутской области с 2004 по 2006 год».
2. Постановление Законодательного собрания Иркутской области «Об областной государственной целевой программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004–2006 годы».
3. Концепция развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики (от 14.11.2000 г.).
4. Региональная программа «Энергосбережение в Иркутской области на период до 2005 г. (концепция)».
5. Региональная программа «Энергообеспечение северных территорий Иркутской области на базе энергоисточников, использующих возобновляемые природные ресурсы (Братский и Усть-Кутский районы)» (начало разработки программы 1999 г.).
6. Белобородов А. Новая техника сберегает ресурсы // Волна. 2004. N; 2–3. С. 47–55
7. Головщиков В.О. Проблемы взаимоотношений ОАО «Иркутскэнерго» и коммунальной энергетики // Теплоисточник в коммунальной теплоэнергетике: проблемы эксплуатации и применение новых технологий при реконструкции: Сб. тезисов и докладов VI научно-технической конференции. Иркутск, 2004. С. 39–43.
8. Зайцев А.С. Деятельность программы РОЛЛ в области энергосбережения на муниципальном уровне // Киотский протокол: глобальный климат — региональные решения: Матер. конференции (Иркутск, 15 декабря 2005 г.). Иркутск: ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2005. С. 61–65.
9. Иванова И.Ю., Тугузова Т.Ф., Попов С.П., Петров Н.А. Малая энергетика севера. Новосибирск: Наука, 2002.
10. Калинин Д.С., Калинин В.Д. Создание энергосберегающих систем теплоснабжения // Теплоисточник в коммунальной теплоэнергетике: проблемы эксплуатации и применение новых технологий при реконструкции: Сб. тезисов и докладов VI научно-технической конференции. Иркутск, 2004. С. 50–55.
11. Миралевич В.Г. Автоматизированный погодоведомый угольный теплоисточник // Теплоисточник в коммунальной теплоэнергетике: проблемы эксплуатации и применение новых технологий при реконструкции: Сб. тезисов и докладов VI научно-технической конференции. Иркутск, 2004. С. 23–32.
12. Павлов П.П., Наумов Ю.В., Ермаков М.В. Разработка и применение высокоэффективных малых котлов на низкокачественных углях // Теплоисточник в коммунальной теплоэнергетике: проблемы эксплуатации и применение новых технологий при реконструкции: Сб. тезисов и докладов VI научно-технической конференции. Иркутск, 2004. С. 36–38.
13. Стенников В.А., Соколов П.А., Мирошниченко В.В. Повышение эффективности теплоснабжения потребителей Иркутской области // Теплоисточник в коммунальной теплоэнергетике: проблемы эксплуатации и применение новых технологий при реконструкции: Сб. тезисов и докладов VI научно-технической конференции. Иркутск, 2004. С. 11–19.
14. Трифонов А.А., Маринченко Т.М., Гладышева И.Б. Основные положения областной государственной целевой программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области с 2004 по 2006 год // Теплоисточник в коммунальной теплоэнергетике: проблемы эксплуатации и применение новых технологий при реконструкции: Сб. тезисов и докладов VI научно-технической конференции. Иркутск, 2004. С. 3–11.
15. Эмдин С. Принцип автономии // Мировая энергетика. 2004. N; 7–8. С. 112–113.
16. Юшков Н.Н. Методологические направления реализации Киотского протокола органами местного самоуправления // Киотский протокол: глобальный климат — региональные решения: Матер. конференции (Иркутск, 15 декабря 2005 г.). Иркутск: ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2005. С. 68–70.
Приложения
2014-10-23
Приложение к Постановлению от 23 октября 2014 года № 724