новое в энергосбережении и энергоэффективности

новое в энергосбережении и энергоэффективности Энергоэффективность

Новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 2021 №161, дают основания полагать и одновременно напомнить всем уполномоченным в субъектах РФ, что именно этот документ на региональном уровне должен иметь ключевую роль в формировании политики повышения энергетической эффективности в субъекте.

новое в энергосбережении и энергоэффективности

Павел КАРАСТЕЛИН,
Председатель совета
Союза энергосервисных компаний

новое в энергосбережении и энергоэффективности

Анастасия ЕФРЕМОВА,
главный юрисконсульт
Союза энергосервисных компаний

Естественно, что в том или ином виде региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приняты в каждом субъекте РФ (данная норма установлена ст. 14 федерального закона №261-ФЗ), однако в связи с выходом Постановления №161 они должны быть пересмотрены, а возможно и не только программы, но и весь подход к формированию политики энергосбережения в рамках региона (в первую очередь) и муниципального образования.

Состав региональной (муниципальной) программы энергосбережения

Постановлением №161 было отменено действовавшее с 2009 года Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Что поменялось? Был серьезно изменен подход к пониманию роли данного документа в политике субъекта Российской Федерации или муниципального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В отличие от Постановления №1225, указывавшего только на необходимость перечня целевых показателей, перечня и сроков выполнения мероприятий по энергосбережению, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна содержать:

а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;

д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.

При этом программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. Должен быть обеспечен принцип согласованности и сбалансированности программ и документов стратегического планирования, результаты которых должны быть также учтены в программах, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие требования ранее отсутствовали.

Главная цель разработки программы – достижение целевых показателей при наименьших затратах ресурсов.

В постановлении №161 делается упор на увязку программ с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов. Также программа должна быть взаимосвязана с другими программами на региональном и муниципальном уровне, при этом, что немаловажно, программы муниципального уровня также должны быть взаимосвязаны с региональной программой.

Таким образом, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна представлять из себя целостный законченный рабочий инструмент, конечная цель которого – достигнуть определенных в нем целевых показателей при наименьших затратах ресурсов. Программа учтет, в том числе, наличие финансовых и иных ресурсов, рисков, в результате реализации ее мероприятий будет обеспечиваться повышение энергоэффективности, а установленные целевые показатели позволят отследить и оценить количественно и/или качественно степень реализации мероприятий и достижение целей программы.

Работа над таким документом потребует согласованных действий не одного ведомства субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования, а также, скорее всего, внесения корректив в стратегию развития субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования и другие региональные программы, в первую очередь, в жилищно-коммунальной сфере, для обеспечения увязки их между собой.

Изменения в перечне мероприятий

В части перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также внесены значительные изменения. Для наглядности изменения можно представить в виде таблицы.

Открыть таблицу 1 в формате pdf

Как видно из представленной таблицы, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в постановлении №1225 скорректирован, при этом бОльшая часть мероприятий из них попала в дополнительные (п. 14 постановления № 161), часть – в обязательные (п. 13 постановления № 161). Установлены новые обязательные мероприятия в постановлении №161, которые отсутствовали в постановлении №1225 (однако были установлены соответствующие целевые показатели в Приложении №1 к постановлению №1225):

а) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;

в) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.

В п. 13 постановления №161 в числе обязательных мероприятий также появилось мероприятие, которое отсутствовало в постановлении №1225 (в том числе, в целевых показателях): по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.

Теперь мероприятия не разделены на мероприятия отдельно для региональных, отдельно для муниципальных программ, как это было в постановлении №1225, однако для муниципальных программ предусмотрена возможность включения отдельных мероприятий (п. 11 постановления №161), в частности:

а) содержащихся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

б) содержащихся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;

в) содержащихся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.

Таким образом, помимо обязательных мероприятий, которые должны присутствовать в муниципальной программе (п. 13 постановления №161), есть возможность дополнить их мероприятиями организаций, которые обязаны иметь программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (государственные (муниципальные) учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования), а также иных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования.

Читайте также:  тр тс энергоэффективность когда вступает в силу

Также узаконили возможность включения мероприятий, предусмотренных примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 17. 2010 № 61 утвержден такой примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который в настоящее время, безусловно, требует корректировки, в связи с выходом постановления №161.

Также хочется отметить, что установленный перечень обязательных мероприятий в настоящее время в полной мере соответствует требованиям, установленным ч. 6 ст. 14 федерального закона №261-ФЗ.

Субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления отводится весьма скромная роль в формировании перечня мероприятий – подпункт «к» п. 13 постановления №161 – «по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления», при этом возможность установить иные целевые показатели под «свои мероприятия» постановлением №161 не предусмотрена (в отличие от постановления №1225). Тем не менее, для каждого мероприятия должен быть целевой показатель (или показатели), который дает возможность количественно и/или качественно оценить экономический эффект и достижение целей программы благодаря реализации мероприятий. Это дает основания полагать, что в случае установления в программе иных мероприятий, в соответствии со спецификой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, будет возможно установить для них иные целевые показатели.

При этом не учитывать особенности развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в каждом конкретном регионе не получится, в связи с разницей подходов к формированию политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также различному опыту реализации мероприятий.

Целевые показатели

Целевые показатели также подверглись корректировке в сторону упрощения. Разграничены обязательные (п. 20 постановления №161) и дополнительные (п. 27 постановления №161) целевые показатели, при этом перечень дополнительных показателей также установлен постановлением №161 и является закрытым. Подобное разграничение в постановлении №1225 отсутствовало, было указание только на возможность установить иные показатели, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Для наглядности изменения видов показателей можно представить в следующей таблице.

Открыть таблицу 2 в формате pdf

Из представленной таблицы видны следующие изменения:

а) целевые показатели в государственном секторе;

б) целевые показатели в жилищном фонде;

в) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;

г) целевые показатели в транспортном комплексе.

а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии.

Сами целевые показатели также подверглись корректировке.

а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);

б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);

в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).

а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов) (отсутствовал в постановлении №1225):

б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт) (перенесен из общих целевых показателей ППРФ 1255).

  • Целевые показатели, характеризующие потребление энергетических ресурсов в государственных (муниципальных) организациях, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) скорректированы, половина целевых показателей государственного/муниципального сектора постановления №1225 перенесена в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161).
  • Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве оставлены без изменений, при этом половину целевых показателей постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности “B” и выше (процентов).
  • Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры скорректированы, половину целевых показателей постановления №1225 исключили, часть скорректировали и перенесли в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161), а также добавили новый целевой показатель: доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
  • Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в транспортном комплексе, оставлены без изменений (скорректирован только один показатель), половину целевых показателей в транспортном комплексе постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
  • В дополнительные целевые показатели, помимо ряда целевых показателей, включенных из постановления №1225, включены следующие показатели (отсутствовали в постановлении №1225):

а) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);

б) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);

в) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);

г) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);

д) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);

е) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);

ж) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб.

В целом из анализа усматривается значительная корректировка целевых показателей по сравнению с перечнем показателей из постановления №1225, бОльшая часть из которых либо исключена, либо перенесена в перечень дополнительных целевых показателей (п. 27 постановления №161). Учитывая этот факт, а также наличие новых целевых показателей в числе обязательных, программы в данной части также подлежат корректировке.

В настоящее время на общественном обсуждении находится проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Принятие данного приказа даст возможность скорректировать целевые показатели программ.

Читайте также:  Энергоэффективность это важный параметр

В следующей части статьи – об установке целевых уровней снижения потребления (ЦУС) и разбор кейсов – программ энергосбережения Москвы и Санкт-Петербурга.

Итоги 2020 года в сфере энергоэффективности для регионов глазами эксперта ЭнергиаВита – Андрея Богатенкова.

новое в энергосбережении и энергоэффективности

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере

Размышлял над тематикой статьи, и внутренний финансист подсказал, что уже прошло практически три года с момента передачи полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России, то есть пролетел срок бюджетного программного планирования. Самое время подвести какой-то итог, спрогнозировать следующий трехлетний цикл.

В сухом остатке, без предвзятости, 2018-2020 гг. в нашей сфере стали переходным периодом затянувшейся передачи полномочий – осознания новым ответственным ФОИВ значимости и комплексности поставленных задач от сокращения затрат бюджетной сферы на оплату потребляемых ресурсов до экологической повестки, от сельской школы в далеком административном районе РФ до крупнейших производителей энергии или оборудования и реализации национальных проектов, принятия и понятия комплексности программ повышения энергетической эффективности.

Что порадовало

К положительным изменениям в этот период я бы отнес следующие события:

  • Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 № 703-р, вместе с методическими рекомендациями по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (письмо Минэкономразвития России от 3 июля 2019 № 21641-МР/Д05и);
  • методические рекомендации по внедрению энергосервисных контрактов и первичные рекомендуемые формы энергосервисных контрактов (хоть мы их и критикуем, но хорошо, что они есть);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды», которое фактически обязало бюджетный сектор заключать энергосервисные контракты;
  • приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», который заменил небезызвестный приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» со всеми изменениями и методику к нему;
  • продолжение модернизации ГИС «Энергоэффективность» (начатой в 2019 году, планируемой к завершению в декабре 2020 года, в объеме первоочередных мероприятий);
  • рост количества заключенных энергосервисных контрактов, разного качества, но все равно – взрывной рост в освещении (наружном и внутреннем), пилоты – в теплоснабжении;
  • пилоты по заключению контрактов жизненного цикла (коммерческий учет ресурсов);
  • Государственный доклад о состоянии энергосбережения на территории РФ за 2019 год, который показал отрыв статистики от реального состояния сферы;
  • развитие дистанционных коммуникаций в 2020 году, стирающих границы и расстояния.

Что не порадовало

Ну а основным отрицательным фактором, по моему мнению, стала борьба в светотехнической отрасли, с применением всех доступных административных рычагов, что во II – IV кварталах 2020 года просто остановило модернизацию наружного и внутреннего освещения в стране,. Но и эта борьба послужила одному положительному факту – планам по локализации производства на территории России, хотя до реального производства в необходимых объемах нам как до запрещенного Китая.

Перейдем к планам (или даже мечтам) на 2021-2023 гг. , чего хотелось бы дождаться.

На что надеемся

Нормативные правовые акты:

  • изменения в Жилищный кодекс в части компенсаций льготникам при заключении энергосервисного контракта;
  • регламентация заключения энергосервисного контракта для МКД только по итогу голосования в электронном виде, с отправкой ПротоколовРешений в ГИС ЖКХ и жилищную инспекцию;
  • внесение изменений или принятие нового акта по требованиям к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в том числе и по организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности), с утверждением справочников мероприятийпоказателей и методик оценки;
  • внесение изменений в Комплексный план и развитие института региональных центров энергосбережения (центров компетенций);
  • запрет закупки топлива (44-ФЗ, 223-ФЗ) ниже определённых классов;
  • разработка и утверждение шаблонов документов по заключению энергосервисных контрактов по направлениям потребления ресурсов.

Цифровая трансформация

  • ввод в промышленную эксплуатацию ГИС «Энергоэффективность» с необходимыми интеграциями с региональными сегментами (разработка и утверждение типового технического задания на создание и внедрение регионального сегмента ГИС «Энергоэффективность»/типовое решение, софинансирование) и автоматизацией разработки и мониторинга реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • интеграция с федеральными ГИС (ЕИС, ТЭК, ЖКХ, Тарифы, Налоги, Электронный бюджет) и региональными ГИС (коммерческий учет, системы ЕИРЦ, ФКР, ГЖИ) для сокращения «ручных» операций;
  • разработка и утверждение (внедрение) платформы «Умный город» со всеми необходимыми элементами (подсистемамиблоками) и протоколами взаимодействия, включая IoT (и не проприетарные протоколы);
  • внедрение операторов коммерческого учета для бюджетной сферы на уровне регионов (типовое решение);
  • разработка и внедрение типовых комплексных решений (охватывающих схемы энергоснабжения, сети, градостроительную деятельность, благоустройство и ЖКХ);
  • цифровой экомониторинг (с необходимыми интеграциями) с возможностью контроля квот и направления движения выбросов и стоков;
  • снижение количества отчетов в ФОИВ (по любым направлениям) – повышение уровня взаимодействия федеральных ГИС путем их интеграции;
  • ввод в промышленную эксплуатацию ГИС ТЭК и, при необходимости, разработка типового регионального сегмента (РГИС ТЭК), с учетом привязки к схемам энергоснабжения регионов;
  • и многое другое, технологии не стоят на месте, через год уже многое может измениться, и сказка может стать былью.

Управление реализацией программ энергосбережения и повышения энергетической эффективностью:

  • создание Национального центра энергосбережения с юридическим статусом (ФГБУ, АНО);
  • создание региональных центров энергосбережения (писали выше, в разделе НПА, нужна не просто возможность, а реальное действие), наделение их полным спектром полномочий (разработка НПА, шаблонов документов и пр., вплоть до назначения оператором коммерческого учета по бюджетной сфере);
  • создание постоянно действующего Экспертного совета из представителей региональных центров, ассоциаций в области энергосбережения;
  • формирование отдельной государственной программы (национального проекта) по энергоэффективности;
  • ВИЭ, комплексные проекты – в приоритет внедрения и пилотирования для оценки потенциала дальнейшего использования;
  • формирование аналитики и отчетности на основании первичных данных, полученных из региональных информационных систем.

Это не полный перечень мероприятий, а лишь первичный набросок первых шагов, чтобы понять, к чему двигаться, чтобы соблюсти принцип – знаешь объект, значит можешь им управлять. С учетом нашей российской специфики не стоит забывать и о приоритете нормативных правовых актов, выпустили постановление или распоряжение – сделали гигантский шаг вперед, который поможет в итоге и автоматизации, и управлению, и общей деятельности всех участников реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Читайте также:  тучемский энергоэффективность

С Новым годом! Работаем!

Все статьи проекта в виде пдф-журнала вы сможете найти в телеграм-каналах Teplovichok и ЭнергоА++
с 9 января 2021 года.

Открыть электронный пдф-журнал со всеми материалами проекта

Все мы свидетели переходного периода в регулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Серией статей об отдельных направлениях или процессах в этой сфере мы уже начали раскрывать тему.

новое в энергосбережении и энергоэффективности

Авторская колонка
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере

Главное, полномочия переданы Минэкономразвития России, законотворческая деятельность и планы по развитию ГИС «Энергоэффективность» (и ее составляющих модулей) – начаты. Хотелось бы больше за прошедшие почти два года, но кому сейчас легко.

Начнем обзор с крайнего (не хочется писать – последнего) утвержденного документа, который вызвал большие обсуждения в профсообществе – постановление Правительства РФ от 07. 2019 №1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды», которое потребует от бюджетных учреждений серьезных усилий.

ГРБС устанавливают цели

upd. Обновление, май 2020:

📍 срок для ГРБС установить целевой уровень снижения потребления ТЭР переносится с 1 июля на 30 сентября

📍 базовым периодом на 3 будущих года считается 2019, потому что 2020 нерепрезентативный

📍сроки утверждения Минэкономразвития методических рекомендаций – на 15 июля 2020 года.

Целевой уровень устанавливается на трехлетний период с 2021 года – все ok, все ясно, корректируем программы энергосбережения с трехлетним циклом.

Как корректировать на сопоставимые условия, ожидаемо, отсылка к приказу Министерства экономического развития РФ от 24. 2011 г. №591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».

Цели по снижению потребления – сколько конкретно?

Самый интересный вопрос. Как рассчитать потенциал снижения суммарного объема потребляемых ресурсов. Согласно п. 6 Требований он рассчитывается по утвержденным Минэкономразвития России методическим рекомендациям. И уполномоченный орган должен их утвердить уже до 31. 2020 года (п. 2 Постановления №1289).

Можно поступить просто – установить 3% снижения ежегодно всем поголовно. Вот только это будет невыполнимо, показатель, по нашему мнению, должен устанавливаться на регион, а регион – используя центры энергоэффективности, распределяет по организациям достижение общего результата, с учетом уже выполненных мероприятий.

Вроде бы достаточно, но мы подкинем работы на вентилятор прогресса, раз уж начали про корректировку программ и обязательства бюджетной сферы.

Требования к светильникам

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2017 г. №1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (с изменениями) установлены новые требования к осветительным устройствам и электролампам, используемым для освещения в цепях переменного тока (далее – лампы и светильники общего назначения). Предусмотрены 2 этапа:

– этап 1 – до 31. 2019;

– этап 2 – с 01. 2020.

Согласно документу, до 01. 2020 года бюджетное учреждение должно было проанализировать техническую сторону (характеристики) светоточек по внутреннему освещению зданий и сооружений, определить объем модернизации системы и затраты на ее реализацию, откорректировать соответствующим образом программу энергосбережения: прописать заключение энергосервисного контракта на модернизацию системы внутреннего освещения. И все равно попасть на штрафы контролирующих органов, ведь в заданные сроки программы вряд ли будут откорректированы, да и закупки не провести. И вспомним мнение гуру светотехники – Е. Долина об избыточности требований по пусковым токам светотехнического оборудования.

И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности

Надо обратить внимание еще на два проекта НПА, которые нам интересны.

Первое – проект, вносящий изменения в постановление №1221 – «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221». Предусмотрены новые ограничения по классам энергетической эффективности закупаемого оборудования. Пока неясно, когда будет утвержден документ, однако ясно, что его положения надо учитывать при корректировке программ энергосбережения и формированию закупок.

Второе – проект на замену постановлению №1225 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений». Горячо, только непонятно, в каком состоянии этот нормативный акт. Ждем его второй год. Однако полезно посмотреть проект, соломку подстелить не мешает.

Итак, п. 2 проекта постановления: «Министерству экономического развития Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной и муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» – ждем еще одну методику, только утвердить ее нужно уже до 01. 2020.

Однако есть нестыковка. Пунктом 3 проекта постановления предусмотрена ежегодная актуализация: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации». А мы помним, по постановлению №1289 предусмотрена корректировка целевого показателя один раз в три года.

Следует обратить внимание, что Требованиями к программам установлено обязательное включение в состав мероприятий выявления, постановки на учет и управления бесхозяйными объектами (используемыми для передачи энергии), оснащения приборами учета (автоматизированные системы и системы диспетчеризации), ВИЭ.

Пожалуй, хватит. Все же это пока проект, и достоверно неизвестно, как он будет выглядеть в конечном итоге.

Общий вывод – високосный год начался бодро. Требований по корректировке программ сразу несколько, влияющих НПА тоже, и пока не совсем ясно, как учесть все изменения по классам и характеристикам оборудования без наличия соответствующих квалифицированных специалистов, непонятно, что брать за базу для расчета показателей.

Однако точно можно сказать, что в соответствии с постановлением №1289 план мероприятий с денежной оценкой (примерный, мы же все опытные) имеет смысл направить в вышестоящий орган, запросить бюджетные средства на реализацию мероприятий, получить ожидаемый отказ за отсутствием свободных средств и тогда с чистой совестью включить (по возможности) данные мероприятия для реализации с использованием механизмов энергосервиса. И это четко идет в ногу с постановлением. Но энергосервис – это совсем другая история, о ней в другой раз.

Андрей Богатенков. Что означают новые требования по снижению энергопотребления для бюджетных учреждений

Андрей Богатенков. Как подать энергетическую декларацию в 2020 году

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий