повышение энергоэффективности в жилых домах

Постоянный автор Houzz, по образованию физик (окончил МИФИ), кандидат наук. Долгие годы работал в сфере производства окон, продвижения современных систем вентиляции, сейчас консультирую по любым ситуациям с конденсатом и плесенью, микроклимата и комфорта в обитаемых помещениях.

В информационном пространстве все чаще встречаются такие термины, как «нулевой», «активный» или «пассивный» дом. Так описывают жилье, затраты на содержание которого стремятся к нулю. Но возможно ли такое на самом деле: не тратиться зимой на отопление, самому обеспечивать себя электричеством и прочее? Может, это очередная модная фишка и фантазии маркетологов? Давайте разбираться.

В жизненном цикле здания стартовые вложения при строительстве — только вершина айсберга. После возведения дома последуют многолетние траты на электрическую и тепловую энергию, текущие ремонты и т. Можно ли сразу сделать все «по максимуму», чтобы потом платить намного меньше или не платить совсем? Архитекторы всего мира уверяют, что можно: с каждым годом строится все больше энергосберегающих домов.

Критерий: Мерой энергоэффективности принято считать удельный расход тепловой энергии на отопление за отопительный период в кВт час/кв. Но для дома с круглогодичным проживанием надо бы рассматривать не только отопительный период, но и весь год с учетом затрат энергии на кондиционирование / охлаждение воздуха в жару.

Энергосберегающий и энергоэффективный — какая разницаС точки зрения удельного расхода тепловой энергии дома бывают:

  • Энергоэффективные это здания с пониженным потреблением энергии на отопление. Насколько пониженным? Есть классификация зданий согласно СНиП Тепловая защита зданий. Здание с классом энергоэффективности выше определенного считается энергоэффективным.
  • Пассивные здания, у которых ежегодный удельный расход энергии на отопление не превышает 15 кВт час/кв.м.
  • С ультранизким потреблением энергии на отопление здания, которые за год расходуют на отопление 1635 кВт час/кв.м.
  • Активные это здания с различным уровнем энергоэффективности, но с повышенным комфортом благодаря автоматическому управлению микроклиматом с помощью системы Умный дом и максимальному использованию энергии из возобновляемых источников (ветер, энергия Земли и Солнца). Есть примеры активных домов, которые вырабатывают энергии больше, чем потребляют. Излишки можно даже продавать.
  • С нулевым энергобалансом это здания, общее энергопотребление которых равно нулю в результате компенсации потерь за счет использования возобновляемых источников энергии.
  • С положительным энергобалансом здания, которые вырабатывают больше энергии, чем потребляют.

Факт: В обиходе мы пользуемся не совсем корректным термином «энергосберегающие дома», хотя по сути сохраняют энергию только здания с положительным энергобалансом. Остальные — разумно расходуют.

Кто определяет стандарты эффективности домовВ середине 1990-х в немецком городе Дармштадт был основан Институт пассивного дома. Его экспертам принадлежат основные разработки в сфере строительства энергоэффективных зданий. Они же определили и стандарт, согласно которому теплопотери на таких объектах не должны превышать 15–25 кВт час на 1 кв. м отапливаемой площади в год. Например, для обычного кирпичного дома нормой считается 200–300 кВт в час на «квадрат».

Добиться показателей энергоэффективного дома одним лишь качеством теплоизоляции невозможно. Пассивный дом отличается от обычного всем: особые требования предъявляются к его конструктивным особенностям, качеству окон и дверей, инженерному оснащению. Например, вместо традиционных источников энергоснабжения предлагается использовать альтернативные: солнечные батареи или же системы, которые черпают тепло из недр земли. Есть немало экспериментальных проектов, в которых эти идеи в той или иной степени реализованы.

Пять ключевых принципов в концепции пассивного дома:

Надежная теплоизоляцияХорошо теплоизолированная оболочка здания сохраняет тепло зимой и приятную прохладу летом.

Особое внимание — окнамОкна для энергоэффективного дома должны соответствовать двум условиям. Во-первых, это максимально высокое сопротивление теплопередаче. Такое возможно при использовании низкоэмиссионных стекол, «теплых» дистанционных рамок и заполнении межстекольного пространства в стеклопакетах инертными газами (аргон и криптон), применении многокамерных ПВХ-профилей.

Во-вторых, грамотное расположение. Поскольку окна являются каналами как потерь тепла, так и поступления, рекомендуется ставить их на южном фасаде здания, а на северном свести площадь остекления к минимуму. Посмотрите на схему выше: именно так должен падать свет в пассивном доме.

Вентиляция с рекуперацией Системы вентиляции в пассивном доме обеспечивают энергоэффективность благодаря рекуперации тепла.

ВоздухонепроницаемостьПассивные дома проектируются герметичными, чтобы исключить фильтрацию воздуха через наружную оболочку. Это позволяет увеличить энергоэффективность и минимизировать сквозняки и повреждения ограждающих конструкций из-за излишней влаги.

Да, про «дыхание дерева» в плане вентиляции в таких домах лучше забыть.

Проектирование без тепловых мостовПредотвращение тепловых мостов, слабых мест в оболочке здания способствует равномерному распределению температуры, исключает разрушения из-за влаги и улучшает энергоэффективность.

Все пять принципов можно измерить количественно, и часто эти цифры в несколько раз превосходят требования современных норм для массового строительства.

Если говорить об удельных величинах потерь тепла на единицу площади или объема здания, то лучший вариант энергосберегающего дома — это шар: у него минимальное соотношение площади оболочки к объему. К тому же построить его можно из вполне доступных материалов.

Другой хороший вариант для энергоэффективного дома — возвести его в форме куба. Отсутствие наружных углов и выступов на фасаде позволяет минимизировать теплопотери даже в условиях сурового климата.

О ПРОЕКТЕ С ФОТО. В гостях: Экодом в центре Новой Москвы взамен квартиры

О ПРОЕКТЕ С ФОТО. В гостях: Стеклянный дом на краю обрыва в Подрезково

Пассивный дом в 16 этажей — так тоже можно?Чаще всего энергосберегающие технологии используют в частных домах. А можно ли сделать пассивным многоэтажный жилой дом? Да, можно. Но сразу оговоримся: смысл есть только для тех, кто платит за тепло «по индивидуальному счетчику» и понимает цену экономии. Если в вашей квитанции отопление рассчитывается по нормативам — нет смысла даже поднимать вопрос на собрании собственников.

Во что выльется переделка обычного дома в энергоэффективный? Чтобы понять, с чем именно придется бороться, давайте разберемся с потерями. Куда именно расходуется тепло из обычного многоэтажного жилого дом?

Автор схемы теплопотерь и теплопоступлений на фото выше — заведующий кафедрой «Городское строительство и хозяйство» одного из сибирских вузов, строительный эксперт. На примере конкретного жилого дома он показывает, сколько тепла теряется через окна и стены, сколько (почти половина общих потерь) — на подогреве вентиляционного воздуха в нормативном объеме, каковы солнечные и бытовые теплопоступления (в сумме они компенсируют потери через стены). Дом построен по нормам второго этапа по энергосбережению в соответствии с градусо-сутками отопительного периода (ГСОП) Омска. Горячее водоснабжение и потребление электроэнергии здесь не учтены.

А диаграммы слева взяты из статьи руководителя Центра энергосбережения и эффективного использования нетрадиционных источников энергии в строительном комплексе Москвы ГУП «НИИМосстрой», доктора технических наук Г. Васильева.

Здесь изображена структура тепловых и энергетических потерь современного серийного жилого дома П-44. После повышения уровня сопротивления теплопередаче стен до 3–4 кв. м град/Вт и окон до 0,5–0,6 кв. м град/Вт основной ресурс энергосбережения связан не с дальнейшим утеплением оболочки здания, а с инженерными системами — вентиляции и горячего водоснабжения. Речь идет об утилизации тепла вытяжного воздуха и канализационных стоков.

Получается, даже типовая многоэтажка может приблизиться к пассивному дому. Достаточно просто снизить теплопотери. Как это сделать?

Снижение теплопотерь за счет вентиляцииЕсть заблуждение: дескать, снизить вентиляционные тепловые потери можно только за счет теплообмена между приточным и удаляемым воздухом с помощью пластинчатых или роторных рекуператоров. Это не так.

Существует адаптивная вентиляция по реальной потребности, где эффект экономии построен на том, что реально жилые помещения заселены далеко не всегда (люди уходят на работу, дети в школу и т. В пустующих помещениях можно снизить расчетный воздухообмен в разы — без ущерба для качества воздуха.

Делается это автоматически при постоянном мониторинге индикаторов присутствия людей в помещении (концентрация углекислого газа, летучих органических соединений, паров воды, ИК-излучения от людей). Так можно добиться экономии 30–50% тепла, уходящего в вытяжку. Правда, оставшийся воздух уйдет в атмосферу, будучи комнатной температуры.

Максимальный результат дает сочетание двух энергосберегающих технологий в одном приборе. С помощью датчиков углекислого газа и датчиков присутствия / движения в жилых комнатах можно снижать общий уровень вентилирования в суточном режиме, а потом использовать традиционный рекуператор (на фото — рекуператор DXR фирмы «Аэрэко»).

КПД теплообменника системы DXR составляет 82%, а расход воздуха снижается до 50% (учет заселенности помещений). Суммарный эффект по энергосбережению достигает 92%.

Пример применения рекуператора DXR в обычной квартире

В энергосберегающих домах могут использоваться не только центральные рекуператоры, но и локальные. На фото — оконный регенератор фирмы «Ренсон».

Сначала теплый удаляемый воздух нагревает небольшой теплонакопитель, затем, при автоматическом переключении направления воздушных потоков, холодный приточный воздух подогревается.

Тепло удаляемого вентиляционного воздуха можно использовать для подогрева не только приточного воздуха, но и воды. На фото — крышный вентилятор «Аэрэко» с теплообменником «воздух-вода».

Схема утилизации тепла удаляемого вентиляционного воздуха в многоэтажном доме

Снижение потерь тепловой энергииИз отапливаемого обитаемого дома много тепла теряется не только с удаляемым грязным воздухом, но и с удаляемой теплой водой (после принятия душа, мытья посуды и т. В концепции пассивного дома возврат тепла от этих стоков тоже очень важен. На рисунке — пример, как это можно сделать.

Для повышения энергоэффективности здания надо максимально сократить потери тепловой энергии, постараться как можно большую часть неизбежных стоков тепла (вентиляция, канализация) утилизировать. Кроме того, решению задачи достижения энергетической независимости здания может помочь использование возобновляемых (условно бесплатных) источников энергии. Это энергия Солнца, Земли и ветра. Подробно останавливаться на этой теме не буду, поскольку для этого требуется несколько отдельных статей. Упомяну лишь, что наряду с привычными решениями вроде солнечных батарей, гелиоколлекторов, ветрогенераторов, можно использовать тепло грунта для отопления дома (тепловые насосы).

Схема прямого использования тепловой энергии от Солнца с помощью гелиоколлекторов

На схеме: тепловые насосы способны использовать тепло окружающего воздуха, воды и грунта для нагрева воды в жилом доме

Вместо выводовЕсть множество мнений, экспертов в том числе, что создание пассивного дома по немецкому образцу в России невозможно или крайне затруднительно по разным причинам (финансовым в том числе). Но это совершенно не отменяет возможности применения различных энергосберегающих технологий для снижения эксплуатационных затрат на отопление зданий. А в том, что уменьшить теплопотери вполне реально даже в суровых условиях Сибири, мы уже убедились.

Читайте также:  энергоэффективность это конкурентоспособность

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 29. 2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 25. 2012 N 93-ФЗ)

Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, по результатам проведенных проверок соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

(в ред. Федеральных законов от 08. 2010 N 83-ФЗ,

от 27. 2010 N 191-ФЗ, от 27. 2010 N 237-ФЗ, от 11. 2011 N 197-ФЗ,

от 11. 2011 N 200-ФЗ, от 18. 2011 N 242-ФЗ, от 03. 2011 N 383-ФЗ,

от 06. 2011 N 402-ФЗ, от 07. 2011 N 417-ФЗ, от 12. 2011 N 426-ФЗ,

от 25. 2012 N 93-ФЗ, от 10. 2012 N 109-ФЗ, от 25. 2012 N 270-ФЗ,

от 05. 2013 N 44-ФЗ, от 07. 2013 N 113-ФЗ, от 02. 2013 N 185-ФЗ,

от 28. 2013 N 396-ФЗ, от 28. 2013 N 399-ФЗ, от 28. 2013 N 401-ФЗ,

от 04. 2014 N 291-ФЗ, от 04. 2014 N 339-ФЗ, от 04. 2014 N 344-ФЗ,

от 29. 2014 N 458-ФЗ, от 29. 2014 N 466-ФЗ, от 29. 2015 N 176-ФЗ,

от 13. 2015 N 233-ФЗ, от 03. 2016 N 269-ФЗ, от 26. 2017 N 196-ФЗ,

от 29. 2017 N 217-ФЗ, от 29. 2017 N 279-ФЗ, от 23. 2018 N 107-ФЗ,

от 19. 2018 N 221-ФЗ, от 29. 2018 N 255-ФЗ, от 03. 2018 N 340-ФЗ,

от 27. 2018 N 522-ФЗ, от 26. 2019 N 241-ФЗ, от 11. 2021 N 170-ФЗ)

Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:

1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.

В составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено. При этом срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

КонсультантПлюс: примечание.

Требования энергетической эффективности также не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, указанным в ч. 1 ст. 48 настоящего закона.

Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;

(в ред. Федеральных законов от 29. 2017 N 217-ФЗ, от 03. 2018 N 340-ФЗ)

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Читайте также:  кафедра энергоэффективность

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и (или) требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия. Такое требование может быть предъявлено застройщику в случае выявления указанного факта несоответствия в период, в течение которого согласно требованиям энергетической эффективности их соблюдение должно быть обеспечено при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здания, строения, сооружения.

Шенец, заместитель председателя Госстандарта — директор Департамента по энергоэффективности, г. Минск, Беларусь

Системный подход в энергосбереженииРеспублика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.

В республике в течение последних пятнадцати лет значительно активизировалась работа в сфере энергосбережения и оптимизации топливно-энергетического баланса. В результате, за период 1990-2008 гг. энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась более чем в 2,8 раза.

Такие весомые результаты в повышении эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве достигнуты в большой степени благодаря сложившемуся в республике системному подходу в работе по энергосбережению. Дополнительным импульсом к усилению работы по энергосбережению стало принятие Главой государства 14 июня 2007 г. Директивы № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» (посмотреть документ можно на портале ЭнергоСовет. ру — прим. ред. ), в которой поставлена задача снизить энергоемкость внутреннего валового продукта республики в периоды 2006-2010 гг. и 2010-2015 гг. соответственно на 31% и на 28% — до 0,27 и 0,20 т н. на тыс. долл. США по паритету покупательской способности. Правительство республики установило жесткий контроль за ходом ее реализации, для чего была разработана специальная матрица, позволяющая в режиме online обеспечить контроль выполнения доведенных заданий и мероприятий Директивы в разрезе отраслей и регионов. Ежемесячно проводится актуализация матрицы и направляется Премьер-министру Республики Беларусь с выводами и предложениями по усилению работы. С участием первых лиц Правительства проходят выездные заседания, видео-конференции, где заслушиваются отчеты руководителей министерств и ведомств, облисполкомов о выполнении доведенных заданий по энергосбережению.

На основании анализа состояния и эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве, имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов разрабатываются целевые показатели по энергосбережению и в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и регионам. Основным инструментом проведения энергосберегающей политики является разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения. На каждые пять лет, начиная с периода за 1996-2000 гг. , разрабатывается и выполняется Республиканская программа энергосбережения. В 2005 г. постановлением Правительства от 2 февраля 2006 г. №137 утверждена и в настоящее время реализуется Республиканская программа по энергосбережению на 2006-2010 гг. , в которой намечены приоритетные направления энергосбережения и пути их реализации, определены конкретные задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.

Достигнутые результатыЕжегодно рост производства в Беларуси обеспечивается при экономии энергоресурсов (рис. В 2006 г. снижение энергоемкости ВВП составило 4,3%. За три года, в 2007-2009 гг. — 19,9%. Наилучшие результаты в этом направлении были достигнуты в 2008 г. , когда снижение энергоемкости ВВП в республике составило 8,4%. По итогам 2009 г. снижение энергоемкости ВВП составило 5,0 % при задании 8%. Несмотря на негативное влияние мирового кризиса на экономику республики, есть отдельные моменты, по которым мы могли бы сработать лучше. В этой связи в текущем году усилен контроль за реализацией программ по энергосбережению, особое внимание уделяется вводу энергоэффективных мощностей и объектов на местных видах топлива, проведению энергетических аудитов, а также другим направлениям. В начале 1990-х годов Беларусь была самой энергоемкой среди стран СНГ, затраты энергоресурсов на 1 тыс. долл. США ВВП составляли 780 кг нефтяного эквивалента (в России они были 580 кг, в Украине — 550 кг). В 2008 г. , согласно данным Международного энергетического агентства, этот показатель в Беларуси снизился до 310 кг (рис. В Японии, где действует жесткая система по использованию энергоресурсов и применяются только энергоэффективные технологии,  расход энергоресурсов составляет 140 кг на 1 тыс. долл. США ВВП. Энергозатраты (расход топлива и электроэнергии без учета светлых нефтепродуктов и сырья) в 2009 г. составили 25,9 млн т у. При фактических темпах роста ВВП 100,2% и объемов производства промышленной продукции 97,2% обобщенные энергозатраты снизились на 1,1 млн т у. т или на 4,1%. Выполнение программ по энергосбережению за 2009 г. позволило сэкономить около 1,5 млн. т у. По приоритетным направлениям энергосбережения экономия энергоресурсов (тыс. т у. ) распределилась следующим образом:внедрение в производство новых энергосберегающих технологий  369,8;ввод эксплуатацию электрогенерирующего оборудования — 177,4;передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ — 62,1;повышение эффективности работы котлов и технологических печей — 92,1;внедрение частотно-регулируемых электроприводов — 126,4;оптимизация теплоснабжения — 177,1;внедрение приборов группового, индивидуального учета и автоматического регулирования в системах, тепло- и водоснабжения — 31,3;увеличение термосопротивления ограждающих конструкций зданий, сооружений и жилищного фонда — 44,8; применение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств — 39,0;перевод котлов и другого топливоиспользующего оборудования на местные виды топлива и увеличение использования тепловых вторичных энергоресурсов — 225,3 и другие.

Большое внимание уделяется оптимизации топливного баланса республики, замещению импортируемых видов топлива местными энергоресурсами. После принятия Директивы № 3 работа в этом направлении усилилась. В декабре 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1593 установлены задания по доле местных видов топлива (МВТ) в балансе котельно-печного топлива (КПТ), выполнение которых обеспечит достижение к 2012 г. 25% доли МВТ в балансе республики.

За период 2007-2009 гг. доля МВТ в КПТ в целом по республике увеличилась на 2%, в 2007 г. она составляла 18,1%, в 2008 г. — 18,3%. И в 2009 г. достигла 20,1% при задании 19,4%. В 2010 г. в Беларуси планируется обеспечить долю местных энергоресурсов не менее 20,5% в балансе котельно-печного топлива. Ход выполнения заданий по местным энергоресурсам находится под жестким контролем и ежемесячно рассматривается в Правительстве. В 2010 г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены новые программные документы, направленные на достижение установленных заданий: Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах (от 19 июля 2010 г. № 1076); Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010-2012 годы (от 9 июня 2010 г. № 885); СТРАТЕГИЯ развития энергетического потенциала Республики Беларусь (от 9 августа 2010 г. № 1180). В мае 2010 г. принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси Проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии». В настоящее время согласовывается с заинтересованными организациями Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 гг. , разрабатывается национальный проект «Нетрадиционная энергетика».

Энергосберегающие технологииСогласно Директиве №3 одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами топлива на выработку электроэнергии. Впервые в истории Беларуси начата работа по преобразованию котельных в ТЭЦ, которые работают в режиме «тепло + электричество». Считаю, что пора и нам научиться с наибольшей отдачей использовать с каждым годом все более возрастающий в цене природный газ: сначала на выпуск основной продукции, а затем используются образующиеся при этом вторичные энергоресурсы для одновременного производства тепло- и электроэнергии. Первым «пилотным» проектом с использованием современных передовых технологий является Пружанская мини-ТЭЦ. Анализ технико-экономических показателей работы данной мини-ТЭЦ свидетельствует об эффективности введенных мощностей. Примененные высокие начальные параметры пара позволили увеличить удельную теплофикационную выработку электроэнергии до 339,8 кВт. ч/Гкал (порядка в два раза больше, чем на Осиповичской или Вилейской мини-ТЭЦ), т. увеличить производство электроэнергии на тепловом потреблении порядка в два раза. Учитывая уникальность и значимость данного объекта для республики, целесообразно тиражирование таких объектов в республике при строительстве мини-ТЭЦ. Следует также отметить, что данный проект несет и социальную нагрузку в части развития инфраструктуры города и создания новых рабочих мест. Вблизи места размещения мини-ТЭЦ расположен современный ледовый дворец, ведется строительство плавательного бассейна. Об эффективности мероприятий по энергосбережению свидетельствует такой пример: Белорусский калийный комбинат в 2008 г. использовал 840 тыс. т у. (суммарное потребление по республике, 38 млн т у. Расчеты показывают: в результате реализации запланированных энергосберегающих мероприятий потребление ТЭР на комбинате может составить 540 тыс. т у. т — на 300 тыс. т у. меньше. Затраты топлива в себестоимости продукции сократятся с 22,9% до 13,2%, что, в свою очередь, будет способствовать росту ее конкурентоспособности на мировых рынках. В ближайшее время предстоит ввод газотурбинной установки мощностью 65 МВт на Минской ТЭЦ-2, модернизация блока Березовской ГРЭС с вводом дополнительно 65МВт, ввод парогазовой установки 110 МВт на Гродненской ТЭЦ-2, парогазовой установки 399 МВт на Минской ТЭЦ-5. В проекте — реконструкция ТЭЦ «Северная» в г. Минске (газотурбинная установка мощностью 60 и парогазовая установка 330 МВт), котельных № 3 в Борисове и Могилеве (парогазовая установка мощностью 65 и 15 МВт). Из других крупных энергоэффективных проектов хочу отметить строительство ТЭЦ на основе газотурбинных установок в ПО «Беларуськалий» (мощность до 150 МВт), в ПО «Гродно Азот» (мощность 16 МВт), в ОАО «Мозырьсоль» (мощность 20 МВт), а также строительство газотурбинной установки мощностью 16 МВт на ПРУП «Кричевцементношифер». В 2008-2009 г. реализованы 3 пилотных проекта по выработке электрической и тепловой энергии из биогаза, получаемого из отходов сельскохозяйственного производства. По самым скромным подсчетам за счет выработанной ими электрической энергии в объеме 4694,3  тыс. кВт. ч республика заместила 3126,5 тыс. м3 импортируемого природного газа, сэкономив при этом около 1,8 млрд руб. А если учесть экологическую составляющую, получаемую при реализации данного направления, экономическая выгода становится очевидной для самого скептически настроенного специалиста. В настоящее время эксплуатируется три биогазовые установки общей мощностью 1,19 МВт, еще 13 суммарной мощностью 12,5 МВт планируется построить на объектах агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и других объектах в рамках реализации отраслевых программ энергосбережения. Беларусь планирует совместно с Германией реализовать проекты по строительству в республике биогазовых комплексов и ветропарков. В настоящее время прорабатывается соглашение с германской стороной на получение средств для финансирования нескольких проектов по строительству биогазовых комплексов. В 2010 г. подписано соглашение с немецкой компанией о создании ветропарка в Беларуси.

Читайте также:  нормативы для энергоэффективности

Финансирование энергосбереженияРазумеется, для того чтобы достичь определенных результатов в снижении энергоемкости отечественного ВВП, нужны крупные капитальные вложения. В 2001-2008 гг. общий объем финансирования мероприятий в сфере повышения энергоэффективности экономики и увеличения использования собственных энергоресурсов составил по всем источникам 3 865,8 млн долл. США. При этом если в 2001 г. на их реализацию было направлено 92,5 млн долл. США, то в последние годы дельта становилась все значительнее: в 2006 г. вложения в данную сферу хозяйствования составили 600 млн долл. США, в 2009 г. — более 1 млрд долл. США. Изменился и качественный состав мероприятий: теперь это, как правило, реконструкция действующих мощностей с заменой их оборудования на современное — более мощное и работающее с меньшим удельным расходом топлива на производство 1кВт. ч электроэнергии или 1 Гкал/ч тепла, строительство новых электростанций и теплоцентралей, использование новейших технологий подачи и сжигания топлива и др. В 2009 г. реализация мероприятий программ энергосбережения осуществлялась в основном за счет собственных средств организаций, кредитных ресурсов банков, средств республиканского и местных бюджетов. Удельный вес этих источников в общем объеме финансирования составил в сумме 91,0%. Финансирование за счет средств инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, практически не осуществлялось (плановые назначения по статьям расходов были открыты только в III и IV кварталах), вследствие чего доля их использования в общем объеме финансирования снизилась и составила только 6,4% по сравнению с 18,4% в 2008 г. Ежегодно в республике увеличивается объем инвестиций в энергосбережение. Если в 2001 г. в экономию одной тонны топлива вкладывалось примерно 100 долл. США, то в 2009 г. этот показатель достиг 726 долл. США (рис

Показатели энергоэффективностиОсновным показателем эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на уровне предприятия является их фактическая норма расхода на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества в планируемом периоде. Предприятия, потребляющие более 1 тыс. т у. , ежегодно проходят экспертизу и согласовывают нормы расхода энергоресурсов на производство продукции. Нормированием расхода топлива и электроэнергии охватываются все котельные с выработкой тепла 0,5 Гкал и выше. В целом по республике, по итогам работы за 2009 г. в сравнении с  2008 г. , фактические нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции (работы, услуги), без учета расхода ТЭР на вырабатываемую электрическую и тепловую энергию энергоисточниками ГПО «Белэнерго», энергоисточниками других ведомств, включая котельные, в среднем снизились на 2,9%.

Международное сотрудничество и проектыРеспублика активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц. В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Беларусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата». Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект — поставщик древесного топлива. В настоящее время осуществляется реализации проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого — уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности. В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США. В 2002-2008 гг. осуществлялась реализация совместного проекта Республики Беларусь и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере». Объем кредитных средств МБРР составил 22,6 млн. долл. США. Вклад белорусской стороны составил более 18 млн. долл. США. Проектом предусматривалось осуществить мероприятия по модернизации систем освещения и теплового хозяйства, утеплению ограждающих конструкций зданий и замене окон, реконструкции котельных и оптимизации теплоснабжения объектов социальной сферы. Одновременно были выполнены мероприятия за счет гранта Правительства Японии, выделенного в поддержку указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16. 2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу). Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы. В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе  4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго». В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты. В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования. Пропаганда энергосбережения и обучениеСегодня с уверенностью можно сказать, что Республики Беларусь признана в Европе как одна из наиболее активно занимающихся вопросами энергоэффективности. Ежегодно в республике проводится более 60 семинаров по вопросам энергосбережения, две международные специализированные выставки «Энерго- и ресурсосбережение», «Энергетика. Экология. Энергосбережение», международные форумы, научно-технические конференции и другие информационные мероприятия. Ставшие традицией для представителей СМИ республиканские акции «Энергоэффективность — в действии» позволяют широко освещать опыт работы по энергосбережению передовых коллективов в разных отраслях народного хозяйства. Широкий резонанс у населения вызвала акция «Минус 60 Ватт в каждой квартире», направленная на формирование общественного мнения о необходимости экономии электроэнергии. С перспективой на будущее огромное внимание уделяется вопросам подготовки, воспитания подрастающего поколения. Принятие Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» позволило создать информационно-образовательную систему в области энергосбережения, организовать в ведущих вузах страны подготовку специалистов по новой специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», ввести учебный курс «Основы энергосбережения» во всех высших, средних специальных учреждениях, и факультативно — в средних школах. Стало нормой проведение в детских садах и средних школах республики различных мероприятий: открытые уроки, классные часы, тематические праздники с участием родителей, экскурсии на объекты энергетики. Для системы школьного и дошкольного образования издаются методические пособия, детская познавательная литература, наглядная агитация.

Работа по обучению соблюдения режима экономии и бережливости среди подрастающего поколения находит горячий отклик в умах и сердцах наших детей. Сегодня они рисуют плакаты, пишут сценарии, ставят мини-спектакли, снимают видеоклипы. Самые творческие и активные становятся победителями ежегодного республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон», получают дипломы на международных конкурсах и конференциях, разрабатывают проекты по энергосбережению и даже самостоятельно проводят энергетические обследования организаций. Результатом коллективного творчества детей и педагогов г. Гомеля стали «Гимн энергосбережения» и первый в республике музей энергосбережения. Школьники не только изучают вопросы энергосбережения, но и принимают посильное участие в их решении.

В условиях мирового финансового кризиса и ограниченности ресурсного потенциала повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов приобретает для республики особую значимость.

Экономия становится не просто обязательным принципом хозяйствования, но важнейшим требованием поддержания национальной безопасности страны.

Реализация запланированных мер позволит в значительной степени повысить энергетическую безопасность страны, модернизировать и обеспечить высокую надежность основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса, диверсификацию видов потребляемого топлива и стран его поставщиков, оптимизировать топливно-энергетический баланс за счет увеличения использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, повысить эффективность использования энергоресурсов, снизить издержки при добыче, транспортировке и потреблении топливно-энергетических ресурсов, и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий