Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд

Приложение N 1
к приказу Госстройжилнадзора НАО
от 27.11.2018 N 25
«Об утверждении формы акта проверки
соответствия многоквартирного дома
требованиям энергетической
эффективности с указанием класса
и рекомендуемой формы декларации
о фактических значениях годовых
удельных величин расхода
энергетических ресурсов»

                         Форма акта проверки
                 соответствия многоквартирного дома
              требованиям энергетической эффективности
                          с указанием класса
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                       НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
          Государственная инспекция строительного и жилищного
                 надзора Ненецкого автономного округа
   166000, г. Нарьян-Мар, ул. им. В.И. Ленина, дом 27 кори. В, офис 50
            ОГРН 1088383000023 ИНН 2983006747 КПП 298301001
 Тел. 8 (81853) 23877,23039; Факс 8 (81853) 23877 E-mail: gsn@adm-nao.ru
            соответствия многоквартирного дома требованиям
           энергетической эффективности с указанием класса
               от "__" __________ 20__ г. N _________
     1. Адрес многоквартирного дома: ___________________________________.
     2. Наименование   лица, осуществляющего  управление  многоквартирным
домом: _________________________________________________________________.
     3. Характеристики многоквартирного дома:
     3.1. Количество этажей: __________.
     3.2. Количество подъездов: ___________.
     3.3. Количество квартир: __________.
     3.4. Строительный объем здания, : _________.
     3.5. Общая площадь,  : __________.
     3.6. Общая площадь жилых помещений, : _________.
     3.7. Общая площадь нежилых помещений, : __________.
     3.8. Серия проекта: ___________.
     3.9. Год ввода в эксплуатацию: _________.
     3.10. Год последнего капитального ремонта: _______.
     4. Информация   о   ранее    присвоенном    классе    энергетической
эффективности многоквартирного дома:
     4.1. Класс энергетической эффективности: ________.
     4.2. Дата присвоения класса: __________.
     5. Фактическое   удельное   потребление    энергетических   ресурсов
на   отопление,   вентиляцию,  горячее  водоснабжение,   электроснабжение
на общедомовые нужды, : __________.
     6. Фактическое    удельное    потребление   энергетических  ресурсов
на отопление и вентиляцию, : ___________.
     7. Базовое  значение удельного  потребления энергетических ресурсов,
: ___________.
     8. Величина отклонения, %: _______________.
     В    соответствии  с  Правилами  определения  класса  энергетической
эффективности  многоквартирных домов, утвержденными приказом Министерства
строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от
06.06.2016    N 399/пр,    многоквартирный    дом   соответствует  классу
энергетической эффективности ________________________________.
_______________________________  ___________  ___________________________
(наименование должностного лица   (подпись)     (фамилия, имя, отчество
          Инспекции)                           (в случае, если имеется))
Содержание
  1. Информация об изменениях:
  2. Энергетический паспорт энергоэффективности здания
  3. Проверки энергоэффективности
  4. Наши клиенты
  5. Слишком много энергии тратится впустую, решили чиновники и утвердили закон об энергоэффективности. Теперь компаниям предстоит получать специальные паспорта и ждать новых проверок.
Читайте также:  Класс энергоэффективности d для кондиционера, что это такое и «семерка», «девятка», «двенадцать» для кондиционеров — что это значит?

Информация об изменениях:

Приказом Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 8 августа 2017 г. N 62 настоящее приложение дополнено приложением N 4

Приложение N 4
к Административному регламенту
государственной жилищной инспекции
Новосибирской области исполнения
государственной функции
по осуществлению регионального
государственного жилищного надзора
на территории Новосибирской области,
утвержденному приказом
государственной жилищной инспекции
Новосибирской области
от 13 мая 2015 г. N 99

___________________________                            ___________________________
место составления акта                                    дата составления акта

Акт проверки
соответствия многоквартирного дома
требованиям энергетической эффективности

Основание проведения проверки:
приказ о проведении проверки ____________________________________________________________
                                            (регистрационные данные приказа)
Продолжительность проверки: __________________ дней, с ________________ по ______________
Акт составлен ___________________________________________________________________________
                        (наименование органа государственного жилищного надзора)
Лицо, проводившее проверку:
_________________________________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность должностного лица
                        (должностных лиц), проводившего проверку)
В ходе проведения проверки рассмотрены следующие документы (отметить нужное):

В ходе проверки документов установлено (отметить нужное):

     что выражено в следующем:
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
   (излагаются установленные при проведении проверки обстоятельства о нарушении Правил
   определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных
                    приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр)
     3. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома
                                                                              /----------\
Календарный   период,   за   который   представлены   данные     о фактическом|          |
энергопотреблении многоквартирного дома                                       \----------/
                                                                              /----------\
Величина отклонения фактических значений показателя удельного годового расхода|          |
тепловой энергии на отопление,  вентиляцию,  горячее  водоснабжение,  а  также|          |
электрической энергии на общедомовые нужды, от базовых значений, %            |          |
                                                                              \----------/
Класс энергетической эффективности  многоквартирного  дома   расположенному по/----------\
адресу: _____________________________________________________________________ |          |
_____________________________________________________________________________ |
                          (почтовый адрес дома)                               |          |
                                                                              \----------/
По результатам проверки предлагаю принять следующее решение (отметить одно из решений):
     о несоответствии заявления о присвоении  или  подтверждении  класса  энергетической
      эффективности многоквартирного дома и приложенных к нему  документов  установленным
      требованиям и возврате заявления и приложенных к нему документов
     о выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома
     об отказе в выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома
     об отказе в пересмотре класса энергетической эффективности многоквартирного дома
_____________________________________                        ____________________________
(должность, фамилия, инициалы лица,                                (подпись и (или)
      проводившего проверку)                                         личный штамп)

Приложение N 2
к порядку
05.04.2018 N 8

___________________________                       _______________________
место составления акта                              дата составления акта
             соответствия многоквартирного дома требованиям
Основание проведения проверки:
распоряжение о проведении проверки ______________________________________
                                       (регистрационные данные приказа)
Продолжительность проверки: ____________ дней, с ________________________
по _________________
                                Акт составлен
      __________________________________________________________________
          (наименование органа государственного жилищного надзора)
Лицо, проводившее проверку:
_________________________________________________________________________
      (фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность
       должностного лица (должностных лиц), проводившего проверку)
В ходе  проведения  проверки  рассмотрены  следующие  документы (отметить
нужное):
     В ходе проверки документов установлено (отметить нужное):
/--\
|  | Состав   и   содержание   документов   соответствуют    требованиям,
\--/ предусмотренным   пунктами  5,  6,  11  Правил  определения   класса
     энергетической  эффективности  многоквартирных  домов,  утвержденных
     приказом Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр.
/--\
|  | Состав   и  содержание  документов  не  соответствуют   требованиям,
\--/ предусмотренным   пунктами  5,  6,  11  Правил  определения   класса
     энергетической  эффективности  многоквартирных  домов,  утвержденных
     приказом   Минстроя  России  от  06.06.2016   N 399/пр,   а   именно
     (отметить нужное):
 /-\
 | | документы поданы неуполномоченным лицом;
 \-/
 /-\
 | | документы не заверены уполномоченным лицом;
 \-/
 /-\
 | | неполнота сведений, указанных в  декларации о  фактических значениях
 \-/ годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов;
 /-\
 | | истек срок действия документов на дату их рассмотрения;
 \-/
 /-\
 | | отсутствие в документах значений  годовых  удельных  величин расхода
 \-/ энергетических   ресурсов,   необходимых   для   присвоения   класса
     энергетической эффективности;
 /-\
 | | несоответствие   значений    годовых    удельных   величин   расхода
 \-/ энергетических   ресурсов,   указанных   в   декларации,   значениям
     аналогичных  величин  в  документах,  представляемых  для  получения
     разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
     что выражено в следующем:
_________________________________________________________________________
   (излагаются установленные при проведении проверки обстоятельства о
    нарушении Правил определения класса энергетической эффективности
             многоквартирных домов, утвержденных приказом
               Минстроя России от 06.06.2016 N 399/пр)
3. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома
                                                                    /-----\
Календарный  период,  за  который представлены данные о фактическом |     |
энергопотреблении многоквартирного дома                             |     |
                                                                    \-----/
                                                                    /-----\
Величина   отклонения  фактических  значений  показателя  удельного |     |
годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее |     |
водоснабжение, а также электрической энергии на общедомовые   нужды |     |
от базовых значений, %                                              |     |
                                                                    \-----/
                                                                    /-----\
Класс   энергетической   эффективности     многоквартирного   дома, |     |
расположенного по адресу: _________________________                 |     |
______________________________________________________________      |     |
                       (почтовый адрес дома)                        |     |
                                                                    \-----/
По результатам проверки предлагаю  принять  следующее  решение  (отметить
одно из решений):
/-\
| | о  несоответствии  заявления  о присвоении  или  подтверждении класса
\-/ энергетической эффективности многоквартирного  дома  и  приложенных к
    нему  документов установленным  требованиям и  возврате  заявления  и
    приложенных к нему документов
/-\
| | о выдаче акта  о  классе  энергоэффективности  многоквартирного  дома
\-/
/-\
| | об отказе    в   выдаче   акта     о    классе    энергоэффективности
\-/ многоквартирного дома
/-\
| | об   отказе   в   пересмотре   класса   энергетической  эффективности
\-/многоквартирного дома
__________________________________________   ____________________________
   (должность, фамилия, инициалы лица,             (подпись и (или)
         проводившего проверку)                      личный штамп)

Ежегодно 31 декабря Ростехнадзор обнародует план проверок в очередном году. С перечнем предприятий, попавших в план проверок можно ознакомится скачав его с официального сайта Ростехнадзора  или проверьте наличие своей организации в Едином реестре Федеральной государственной информационной системы  проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации с помощью онлайн-формы внизу страницы.

Читайте также:  Повысьте производительность в играх: раскройте энергоэффективность вашей видеокарты

Как подготовится к проверке Ростехнадзора в области исполнения требований 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:

2. Проверьте наличие у вас следующих документов:

  • Энергетический паспорт организации (срок действия 5 лет) зарегистрированный в СРО.
  • Технический отчет об энергетическом обследовании согласованный в СРО.
  • Программа энергосберегающих мероприятий (обычно оформляется как часть технического отчета)
  • Приказ о назначении ответственного лица за повышение энергоэффективности предприятия.

Для оформления данных документов необходимо заключить договор с энергоаудиторской компанией, имеющей свидетельство СРО и уполномоченной проводить энергетические обследования. При выборе компании обязательно обратите внимание на следующие моменты:

  • Наличие действующего свидетельства СРО (можно проверить наличие компании в реестре на официальном сайте их СРО)
  • Наличие опыта компании, а именно можно проверить есть ли у компании зарегистрированные энергопаспорта.
  • Наличие положительных отзывов о работе компании (примеры отзывов)
  • Готовность оказать сопровождение присутствием специалиста компании во время проверки.

В случае если Вы решите обратится в нашу компанию мы гарантируем проведение качественного энергетического обследования Вашей организации, которое будет включать в себя:

  • Визуальное обследование технического состояния систем тепло- и водоснабжения.
  • Анализ договоров с энергоснабжающими организациями.
  • Составление балансов по всем видам энергоресурсов.
  • Тепловизионное обследование ограждающих конструкций зданий и сооружений.
  • По итогам обследования будет составлен технический отчет с описанием текущего состояния ограждающих конструкций с выявлением проблемных зон.
  • Разработка программы энергосберегающих мероприятий.
  • Составление полного технического отчета об энергетическом обследовании.
  • Составление энергетического паспорта согласно Приказа №310 Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.05.2020 г. «Об утверждении требований к поведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)»
  • Проведение экспертизы энергетического паспорта.
  • Утверждение паспорта в саморегулируемой организации НП «Национальная организация специалистов в области энергетических обследований и энергетической эффективности».
  • Контроль отправки энергетического паспорта в Министерство энергетики с последующим утверждением и присвоением реестрового номера.

ООО «ЭНЕРГОТЕСТ» имеет большой опыт в проведении энергетических обследований для аналогичных организаций, подтвержденных наличием благодарственных писем и сведений об утверждении более 100 энергетических паспортов в Министерстве энергетики РФ.

Стоимость проведения энергетического обследования предприятия можно будет рассчитать после получения подробной информации о предприятии, для этого один из наших инженеров может подъехать и ознакомься с объектом на месте или Вы можете позвонить по телефону 8 (495) 797-26-43 и наш опытный эксперт-энергоаудитор в разговоре с Вами сможет получить требуемую исходную информацию для расчета цены и проконсультирует о всех тонкостях и порядке проведения энергоаудита.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

6. Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, по результатам проведенных проверок соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Энергетический паспорт энергоэффективности здания

Энергетический паспорт энергоэффективностиЭнергетический паспорт здания кто должен делать и зачем?
Паспорт энергоэффективности здания является документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

ГУ Государственного Строительного Надзора Московской области выпустило Распоряжение №1 от 24.01.2014, в котором требуется при сдачи в эксплуатацию вновь построенных зданий и сооружений, а также, зданий после капитальной реконструкции, оформлять энергетический паспорт и присваивать зданию класс энергоэффективости. В комплекте с энергетическим паспортом для сдачи в эксплуатацию Стройнадзор просит предоставить отчет о тепловизионном обследовании здания. При подходящих погодных условий наши инженеры проводят тепловизионную съемку объекта с выездом на место и предоставляют технический отчет с выявленными местами излишних теплопотерь и рекомендациями по их устранению.

Паспорт энергоэффективности составляется на основании проектной документации по утвержденной форме в соответствии с требованиями Приказа №310 Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.05.2020 г. «Об утверждении требований к поведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования)».
Пример энергетического паспорта (незаполненный)

Определение класса энергоэффективности офисного центра

Для составления паспорта энергетической эффективности здания необходимо предоставить следующие разделы проектной документации:

  • Раздел «Отопление вентиляция».
  • Раздел «Энергоэффективность».
  • Раздел «Система электроснабжения».
  • Раздел Система водоснабжения и водоотведения»
  • Архитектурная часть (планы этажей, подвалов и разрезы стен с указанием толщины и типа используемых материалов)

После составления энергетический паспорт проходит регистрацию в СРО и передается Заказчику для предоставления соответствующим принимающим органам.

Проверки энергоэффективности

Наши клиенты

Подробнее о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Предоставление государственной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» осуществляется в соответствии со следующими правовыми основаниями:

  • В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191
  • ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
  • приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 г. N 121 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;
  • Градостроительный кодекс города.

Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД) и требования к указателю класса энергетической эффективности, размещаемого на фасаде дома, утверждены Приказом Минрегиона РФ № 161.

Этим документом утверждена таблица класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

Соответственно, здание считается с высокой энергетической эффективностью, если оно соответствует классу «В», «В+», «В++», «А».

Слишком много энергии тратится впустую, решили чиновники и утвердили закон об энергоэффективности. Теперь компаниям предстоит получать специальные паспорта и ждать новых проверок.

В законе разобралась Генеральный директор юридического бюро «Вертус Лекс» Юлия Мешкова

«Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» утверждена правительством 13 ноября 2009 года. Ее цель – максимально эффективное использование природных ресурсов. Важнейшая стратегическая задача страны – сократить к 2020 году энергоемкость отечественной экономики на 40 процентов. Все крупные предприятия должны в обязательном порядке пройти первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, по результатам которого компания получает энергопаспорт.

Повторять эту процедуру придется каждые пять лет. Проверки проводятся в отношении продукции, технологического процесса, в соответствии с Законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее – Закон № 261-ФЗ). По общему правилу, энергетическое обследование производится добровольно. Но некоторые компании должны провести его в обязательном порядке, в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ).

В частности, к ним относятся: органы государственной власти, местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; компании с участием государства или муниципального образования и организации на бюджетном финансировании, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Кроме того, к этой же категории законодатель отнес фирмы, осуществляющие регулируемые виды деятельности, а также добычу, производство и транспортировку воды, тепловой или электрической энергии, топлива; организации, совокупные затраты которых на потребление энергии или топливных материалов превышают 10 миллионов рублей в год.

Аудит специального назначения

Обследованием предприятий, которые обязаны получить энергопаспорта, должны заниматься специальные компании, получившие лицензию на проведение энергоаудита. Основная цель исследования – определить, какое количество энергии тратит компания, насколько такое потребление ресурсов оправданно и не происходит ли утечек, которые снижают эффективность потребления ресурсов. Кроме того, аудиторам необходимо изучить, какие процессы являются наиболее энергозатратными и каким образом можно снизить потребление ресурсов.

По итогам такого исследования составляется энергетический паспорт. Как выбрать компанию, которая сможет провести грамотное обследование? Проводить такие мероприятия могут лица, состоящие в саморегулируемых организациях. Минимальные требования для вступления в СРО: для компаний – не менее четырех энергоаудиторов в штате; для индивидуальных предпринимателей достаточно одного. При этом у аудиторов должны быть дипломы о законченном высшем техническом образовании. Кроме того, организация (или ИП) должны быть внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Сейчас в России насчитывается 91 СРО в области энергообследования. Полный список расположен на официальном сайте Минэнерго РФ http://minenergo.gov.ru/

Что же получает компания после прохождения такого обследования? Энергетический паспорт, согласно пункту 7 статьи 15 Закона № 261-ФЗ РФ должен содержать информацию: об оснащенности приборами учета и объеме используемых ресурсов, показателях энергоэффективности, потенциале сокращения потребления ресурсов и перечне типовых мероприятий по энергосбережению. Компании, осуществляющие передачу ресурсов, дополнительно указывают величину потерь.

Требования по оформлению энергопаспорта утверждены приказом Министерства энергетики от 19 апреля 2010 года № 182. Если взять за основу сметные расценки на испытания и измерения, которые проводит Ростехнадзор, то стоимость энергоаудита с составлением энергетического паспорта примерно будет равна 3–5 процентам от годовой нормы потребления. Для небольших предприятий эта цифра может находиться в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей. Но все будет зависеть от состояния организации и методики проведения обследования. По окончании исследования СРО направляет паспорт в ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России – оно создано в декабре 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития специально для этих целей.

Чиновники в течение 10 дней утверждают этот документ или возвращают его аудиторам для устранения недостатков. Если же нареканий нет, компания получает энергопаспорт и специально разработанную для организации программу по энергосбережению, в соответствии с которой необходимо будет сокращать ресурсы по следующему алгоритму: за первый год – 3 процента, за второй год – 6 процентов, за 5 лет – до 15 процентов. В долгосрочной перспективе, к 2020 году, планируется добиться экономии до 20 процентов.

Государственный контроль за энергоэффективностью будет осуществляться на федеральном и региональном уровне, в соответствии с «Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», утвержденными постановлением правительства от 25 апреля 2011 года № 318. Этот документ предусматривает плановые и внеплановые, документальные и выездные проверки. Кроме того, ревизионные мероприятия могут вестись совместно с другими органами исполнительной власти. Плановые проверки можно будет проводить лишь два раза в три года и с разрешения руководителя контролирующего органа.

Для ряда организаций, в том числе тех, чьи совокупные затраты на потребление энергии превышают 10 миллионов рублей в год, такие мероприятия начнут проводить с 2013 года. Госстройнадзор будет проверять все объекты капитального строительства на предмет оснащенности приборами учета воды и электроэнергии, поэтому откладывать мероприятия по получению энергопаспорта не стоит. К тому же уже сейчас известно, что в первую очередь ревизоры посетят тех, у кого по итогам энергоаудита будут выявлены самые плохие показатели по потерям ресурсов и их неэффективному использованию. Поэтому устранить утечки энергии следует еще до начала обследования, так как последующая работа может проходить уже под бдительным оком проверяющих. Законом № 261-ФЗ были введены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Так, за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности и оснащенности приборами учета, грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей – для должностных лиц, от 10 000 до 15 000 рублей – для ИП, и от 20 000 до 30 000 рублей – для организаций. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования может обернуться для компании штрафом от 50 000 до 250 000 рублей. Поэтому не стоит затягивать с процедурой получения энергопаспорта, так как отсутствие этого документа не избавляет от ответственности.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий