Россия
Строго регламентированные нормы по обеспечению теплоизоляции объектов недвижимости были разработаны ещё во времена СССР. В последние годы Россия присоединилась к мировой тенденции поддержания «зелёного» строительства, энергоэффективности и стимулирования развития возобновляемых источников энергии, начинается развитие рынка «зелёных» облигаций.
Классификация энергоэффективных объектов
Что касается недвижимости, то, согласно ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», класс энергетической эффективности определяется лишь в отношении многоквартирных домов (МКД). Для иных зданий, строений и сооружений класс энергоэффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника. Сами правила установления требований к энергетической эффективности МКД представлены в Постановлении Правительства РФ от 25 января 2011 года №18-ПП (с изменениями от 1 января 2018 года). Минстроем России 6 июня 2016 года был подписан Приказ №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
В этом документе утверждены базовые уровни удельного годового расхода энергетических ресурсов в жилых зданиях.
Класс энергоэффективности обозначается буквами (самый высокий — А++, низкий — G). Определение классов энергосбережения общественных и жилых зданий ведётся по СП 50. 13330. 2012 «Тепловая защита зданий» (рис.
При вводе в эксплуатацию класс энергоэффективности определяется Госстройнадзором на основании энергетического паспорта — рис. 2 (обоснование необходимости проведения энергетического обследования здания и подготовки данного паспорта прописано в ст. 15 гл. 4 №261-ФЗ). Для эксплуатируемых зданий класс энергоэффективности присваивается Госжилинспекцией на основании энергодекларации.
Существующие налоговые льготы для энергоэффективных объектов
Освобождение от налога на имущество на три года (в соответствии с п. 21 ст. 381 Налогового Кодекса РФ).
Инвестиционный налоговый кредит — ст. 66 и ст. 67 НК РФ (изменение срока уплаты налога на прибыль).
Снижение налога на прибыль — в соответствии с п. 1 ст. 259. 3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (не выше 2,0) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам с высокой энергетической эффективностью. Повышение коэффициента в два раза даёт увеличение амортизации в два раза, что приводит к снижению налога на прибыль.
Стимулирование использования возобновляемых источников энергии
Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 года №47-ПП нацелено на усовершенствование механизма поддержки генерирующих объектов, функционирующих от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также стимулирование производства ими электрической энергии.
Постановление вносит изменение в другие пять нормативных актов, покрывающих вопросы стимулирования возобновляемых источников энергии.
Постановлением определяются порядок долгосрочного тарифного регулирования и предельные значения долгосрочных параметров тарифного регулирования таких генерирующих объектов.
Механизмы поддержки на розничных рынках распространяются на объекты «зелёной» энергетики, использующие биогаз, биомассу, свалочный газ и другие возобновляемые источники энергии.
Целью стимулирования является в том числе эффективное использование в изолированных регионах местных видов топлива и энергии для производства тепловой и электроэнергии, решения экологических и социальных проблем.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями на 27 декабря 2018 года, в редакции, действующей с 1 января 2019 года) предусмотрен механизм поддержки использования ВИЭ, в соответствии с которым сетевые компании в целях компенсации потерь обязаны покупать электроэнергию квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов. Механизм поддержки энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии, на розничных рынках предусматривает, что на этапе квалификации объекта ВИЭ устанавливается требование по обязательному включению его в схему перспективного развития электроэнергетики субъекта РФ.
Государственная программа по созданию «умных городов»
Высокий уровень оснащённости зданий автоматикой и интеллектуальное управление городской инфраструктурой позволит снизить энергопотребление и оперативно устранять недостатки в работе инженерных систем.
Минэкономразвития России в рамках плана мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики также планирует поддержку развития рынка «зелёных» облигаций. Бюджетом РФ на шесть лет предусмотрено порядка 27,5 млрд руб. на эти цели.
В качестве мер поддержки инструментов «зелёного» финансирования разрабатываются предложения по: полному или частичному освобождению от налога на прибыль институциональных инвесторов в части полученного дохода по «зелёным» облигациям; применению налоговой ставки 0% к доходу от реализации таких ценных бумаг; обеспечению специального подхода по нагрузке на капитал банков, инвестирующих в «зелёные» облигации.
Нидерланды
Государственное стимулирование инвестиций в экобезопасные проекты
Министерство инфраструктуры и водных ресурсов Нидерландов совместно с Министерством финансов разработало программы, позволяющие снижать амортизацию и получать налоговые льготы на инвестиции для проектов, подтверждающих свою энергоэффективность и экологичность. При годовом бюджете Нидерландов на 2018 год, составляющем € 277 млрд, в бюджете на каждую из программ отведены следующие суммы:
- € 40 млн — ускоренная амортизация для экологических инвестиций (Vamil);
- € 99 млн — субсидии на инвестиции для проектов, учитывающих заботу об окружающей среде (MIA).
Для того чтобы определить, насколько экологичен и энергоэффективен актив, в который осуществляется инвестирование, подготовлен специальный «Экологический список» (Milieulijst tool), который ежегодно обновляется. «Экологический список 2018» включает группы проектов:
Предотвращение загрязнения и сокращение использования невозобновляемых ресурсов, внедрение решений ВИЭ, переработка отходов.
Строительство — внедрение разнообразных мероприятий по «устойчивому развитию», энергоэффективности и «зелёному» строительству.
Сельскохозяйственная культура, оборудование для переработки продукции.
Внедрение экологически безопасных транспортных средств, применение альтернативных видов топлива.
Контроль загрязнения воздуха — выбросы парниковых газов, кислоты, твёрдые частицы, летучие органические соединения, другие загрязнители воздуха.
Экосистемы — поддержка биоразнообразия, поверхностные и грунтовые воды, почвы.
Программа повышения энергоэффективности Energiesprong и ассоциация Stroomversnelling
Ассоциация Stroomversnelling, занимающаяся улучшением среды для объектов недвижимости, состоит из подрядчиков, поставщиков компонентов, поставщиков жилья, местных органов власти, финансовых организаций, управляющих компаний и других сторон. Цель ассоциации — снизить затраты на реконструкцию новостроек, повысить восприятие жильцами модернизаций и ускорить темпы роста жилья с сокращённым потреблением энергии.
Ассоциация возникла в рамках финансируемой правительством Нидерландов инновационной программы Energiesprong («Энергетический скачок»), целью которой было создание «зданий с нулевым потреблением энергии» (Net Zero Energy, NZE). В 2013 году между голландскими строительными подрядчиками и жилищными ассоциациями было заключено соглашение Stroomversnelling о реконструкции 111 тыс. домов. Затем Stroomversnelling превратилась в рыночную инициативу Energiesprong, призванную вывести возведение NZE-зданий на новый уровень. Реконструкция существующих зданий по этой программе осуществляется с 30-летней гарантией производительности, как для внутреннего климата, так и для энергетических характеристик.
Таким образом, финансовые средства, образовавшиеся при снижении затрат на электроэнергию и техническое обслуживание, направляются на модернизацию зданий и оборудования.
Команда Energiesprong работает с представителями власти, организуя государственное финансирование. Миссия Energiesprong Int. — распространить аналогичный подход на другие рынки. Участниками программы являются такие страны, как Франция, Великобритания, Германия, а также штат Нью-Йорк и не только.
Инновационные партнёры, способные работать в промышленных масштабах, также необходимы для снижения затрат на модернизацию и повышения качества. Одним из инновационных партнёров в Нидерландах является Factory Zero — стартап и инкубатор, созданный в рамках проекта The Interreg North-West Europe Programme. Завод работает в тесном сотрудничестве с инновационными игроками в отрасли строительных материалов для разработки, производства и поставки комплексных систем Net Zero Energy.
Распространение знаний об устойчивом развитии через опыт добровольной сертификации
В Нидерландах сертификация зданий по добровольному стандарту «зелёного» строительства — наиболее широко применяемому методу оценки экологической эффективности зданий Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM) — осуществляется через локального оператора.
По результатам получается ориентировочная оценка, которую можно использовать, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы здания и улучшить показатели «устойчивости». Результаты оценки с показателями «устойчивости» принимаются некоторыми международными банками для обсуждения условий финансирования программ, связанных с ремонтом, эксплуатацией или проживанием в подобном здании.
Пример использования «зелёных» облигаций
США
Федеральное правительство США является крупнейшим потребителем энергии в стране, оно владеет более чем 350 тыс. зданий и сооружений и 600 тыс. автомобилей. Энергия, потребляемая правительственными объектами, составляет около 38% от общего объёма использования энергии U. Government, остальная часть (62%) приходится на потребление энергии государственными автотранспортными средствами и оборудованием.
Федеральная программа управления энергопотреблением
В Соединённых Штатах существует Федеральная программа управления энергопотреблением (Federal Energy Management Program, FEMP), основная цель которой состоит в обеспечении экономии энергии и воды при функционировании американского правительства. В реализации программы участвуют (рис. 3):
- Белый дом (поддержка внедрения программы и сбора данных и показателей);
- различные федеральные агентства (техническая помощь и оценка прогресса внедрения программы);
- Конгресс (законодательная поддержка);
- промышленность (информирование властей о современных технологиях);
- различные национальные лаборатории (разработка тренингов и методов оценки для агентств).
Эта программа позволила правительству США добиться 49%-го сокращения энергоёмкости с 1975 года и экономии средств в размере $ 50 млрд.
Приказ президента «Эффективные правительственные процедуры»
17 мая 2018 года был подписан приказ президента США №13834 «Эффективные правительственные процедуры» (Efficient Federal Operations). Цель приказа — организовать процедуры управления в соответствии с лучшими практиками «устойчивого развития», улучшить энергоэффективность зданий, оптимизировать потребление материалов и сократить воздействие на окружающую среду от строительства зданий и их эксплуатации. Президентский приказ включает в себя следующие разделы:
- «Энергоэффективность объектов» (достижение сокращения энергопотребления зданий и снижение затрат на энергопотребление);
- «Возобновляемая энергия и электричество» (выполнение законодательных требований по потреблению энергии, вырабатываемой ВИЭ);
- «Управление водопотреблением» (сокращение потребления питьевой и технической воды, соблюдение требований к управлению ливневыми стоками);
- «Заключение контрактов» (модернизация зданий и инфраструктурных объектов с целью достижения большей водои энергоэффективности);
- «Высокоэффективные здания»;
- «Управление отходами»;
- «Организация и приобретение электротоваров»;
- «Отслеживание производительности и отчётность» (управление и отчётность по водои энергопотреблению, выбросам парниковых газов);
- «Управление автопарком» (требования по приобретению альтернативных топливных и малотоксичных транспортных средств).
Детальные рекомендации представлены по разделам (изоляция, обогрев, охлаждение, бытовая техника, нагрев воды, окна, двери, «пассивные» элементы дизайна). Они дают возможность проанализировать экономию, получаемую при внедрении определённых решений.
Энергоэффективные и экологические программы Управления делами Администрации США
Информация представлена по разным разделам, например, по разделу «Энергия и атмосфера»: исследования и статистические данные по энергопотреблению зданий; рекомендации по оптимизации энергопотребления; информация о некоммерческой организации, которая создаёт стандарты по качеству воздуха в помещениях, тепловому комфорту и энергоэффективности; ссылки на федеральные нормативные документы, связанные с требованиями к энергоэффективности; описание процедур приёмки инженерного оборудования; основные термины и определения; программы сертификации оборудования.
Деятельность GSA включает в себя следующие направления:
Энергои водосбережение.
Государственные программы по оптимизации в энергетике:
- Программа доступных коммунальных услуг связывает получение и распространение энергии с усовершенствованием закупок электричества, природного газа, воды и канализации по самой низкой цене для налогоплательщика;
- Программа «Природный газ» — управление поставками природного газа, по которой специалисты ЖКХ отслеживают потребности в энергоресурсах от лица своих федеральных заказчиков и организуют: переговоры по наилучшей транспортной ставке с местными поставщиками газа; администрирование закупок энергоресурсов; проверку счетов от местных газораспределительных компаний и поставщиков газа.
Распространение информации по энергосбережению и энергоэффективности. Отдел энергетики GSA помогает клиентам администрации получить наибольшую ценность при наименьших расходах на закупку энергии, учитывая показатели энергоэффективности, применение ВИЭ, условия закупок и поставок коммунальных услуг.
Национальный закон об экологической политике (Natural Environmental Policy Act), по которому государственные организации обязаны систематически оценивать воздействие предлагаемых ими действий на окружающую среду и рассматривать альтернативные пути выполнения своих задач.
Администрирование использования изделий из асбеста, который является минералом, имеющим хорошие теплоизоляционные характеристики, но может вызвать серьёзные болезни лёгких.
Управление по применению пестицидов (Office of Pesticide Programs), являющихся токсичными загрязнителями.
Сокращение отходов. В целях минимизации отходов в США, как и в Европе, внедрён план «Зелёные государственные закупки» (Green Public Procurement), требованием которого является в том числе выбор при закупках не озоноразрушающих, энергоэффективных и водоэффективных товаров.
Применение добровольной системы «зелёной» сертификации LEED государственными органами
GSA провело анализ добровольной рейтинговой системы сертификации зданий по стандартам «зелёного» строительства «Руководство по энергетическому и экологическому проектированию» (The Leadership in Energy & Environmental Design, LEED), и пришло к выводу — учёт рекомендаций LEED помогает ускорить принятие федеральному и частному секторам лучших и ведущих стратегий в области «зелёного» строительства.
Великобритания
Мероприятия, реализуемые министерствами Великобритании
«Устойчивое строительство» — разработаны требования к реализации объектов недвижимости, в частности, применение метода оценки зданий по системе BREEAM.
Стимулирование сокращения воздействия на окружающую среду
Существует два вида тарификации:
- основные тарифы, которые применяются к энергии, поставленной конечному пользователю;
- тарифы на поддержание цен на углерод (Carbon Price Support, CPS) — применяются, когда налогооблагаемые поставки ископаемого топлива предназначаются для производства электроэнергии.
Налог на различные отходы, отправляемые на свалку.
Инструмент регулирования выбросов парниковых газов.
Обязательства по сокращению выбросов углекислого газа — альтернатива торговли квотами на выброс различных парниковых газов.