Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия Энергоэффективность

Александр Юрьевич Антомошкин

ведущий эксперт по системам Энергоменеджмента Профконсалт ИСМ, Национальный эксперт ЮНИДО по Системам Энергоменеджмента, Международный эксперт ЮНИДО по Оптимизации ПКС.

В России операционные принципы систем энергоменеджмента (СЭнМ) регламентируются стандартом ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», который идентичен международному стандарту ISO 50001- 2011. Значимым шагом в развитии международного стандарта стала редакция 2018 года (ISO 50001-2018), которая внесла ряд принципиально важных изменений и определений.

Также важнейшим документом для организации и функционирования СЭнМ является национальный стандарт ГОСТ Р 56743-2015 «Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения по определению экономии энергетических ресурсов», основанный на международном стандарте ISO 50015:2014.

Содержание
  1. Главные цели, для достижения которых внедряется СЭнМ
  2. В России на сегодняшний день сформировались следующие основные барьеры, негативно влияющие на результат внедрения ИСО 50001
  3. Что же в действительности представляет собой СЭнМ? Как она должна внедряться и какие результаты дает?
  4. На первом, самом важном этапе, мы предлагаем руководству предприятия однозначно ответить на вопросы
  5. После этого, следуют организационные шаги по созданию рабочей группы (РГ), на которой и будет лежать основная ответственность за функционирование СЭнМ.
  6. Следующий важнейший шаг — аналитический этап внедрения системы.
  7. We reduce maintenance costs, increase energy efficiency and implement field service management
  8. Our solutions
  9. Are you interested in our solutions and would you like to learn more?
  10. Advantages of working with RCM
  11. Blog
  12. Мероприятия по повышению эффективности использования электрической энергии
  13. Мероприятия по повышению эффективности использования тепловой энергии
  14. Мероприятия по повышению эффективности использования воды
  15. Серьезные проблемы и большой потенциал ЖКХ
  16. В энергоэффективность – через капремонт
  17. Через мифы к энергоэффективности
  18. Достоверность как инструмент доверия
  19. Энергосбережение в системе ЖКХ
Читайте также:  Освоение Gismu: раскрыты ключевые концепции МВД

Главные цели, для достижения которых внедряется СЭнМ

Помимо этого, возникает возможность значительно улучшить систему контроля за энергоресурсами, оптимизировать рабочее время сотрудников, отвечающих за анализ энергопотребления и отчетность.

По сути СЭнМ задумывалась как рабочий инструмент по оптимизации энергопотребления. Чтобы этот инструмент бесперебойно работал, необходимо точно настроить все его элементы и адаптировать к потребностям предприятия/организации.

Для успешного внедрения СЭнМ на предприятии необходимо строго руководствоваться стандартами группы 50001. Однако эти стандарты не содержат подробных методик по поэтапному внедрению СЭнМ. Они ограничиваются набором требований, которые предъявляются к элементам и процессам системы. Практика внедрения показывает, что непонимание или невнимательное, формальное отношение к этим требованиям неизбежно приводят к отрицательному результату.

В России на сегодняшний день сформировались следующие основные барьеры, негативно влияющие на результат внедрения ИСО 50001

Предприятия и организации России уже имеют печальный опыт «внедрения» федерального закона №261-ФЗ об обязательных энергоаудитах и энергетических паспортах. Традиционным стал формальный подход к обследованиям и аудитам:

Особым формализмом отличается внедрение ISO 9001 в области систем контроля качества. Сертификат на соответствие ИСО 9001 требует немного больше времени и денег, но при этом, очень часто на моей практике, структура контроля качества создается формально, на бумаге, а в реальности не существует, и задач контроля качества на практике не решает.

Такая же судьба постигает и систему энергоменеджмента. Создание пакета документов и регламентов, формально отвечающих требованием ГОСТ Р ИСО 50001 – 2012, стало считаться внедрением СЭнМ на предприятии. На основании такого подхода уже сформировалось мнение, что система энергоменеджмента – это бессмысленное и бесполезное мероприятие, отнимающее время и деньги, практический результат от которого равен нулю.

Полноценное внедрение СЭнМ на деле подразумевает ломку сложившихся порядков и отношения к энергопотреблению на всех уровнях управления предприятием. Лидерство и вовлеченность высшего руководства играют определяющую роль, что должно отразиться затем в активизации всех членов коллектива, которые могут влиять на энергоэффективность и на решение задач по ее повышению.

Любые изменения на предприятии чаще всего вызывают сильное сопротивление, преодолеть которое с помощью директивных методов управления, царящих на большинстве предприятий, очень сложно. Любая директива, спускаемая руководством, воспринимается как дополнительная необязательная нагрузка, и материальное поощрение рассматривается подчиненным как единственное условие качественного выполнения требований руководства. При этом, инициатива и творческий подход даже не подразумеваются. Только современные методы управления, основанные на доверии в коллективе, открытости, ясном понимании всеми стратегии развития, делегировании полномочий, ответственности и компетентности исполнителей, позволяют построить и внедрить работоспособную систему энергоменеджмента.

Что же в действительности представляет собой СЭнМ? Как она должна внедряться и какие результаты дает?

СЭнМ- это система управления энергоэффективностью предприятия, основанная на:

Выстроенная подобным образом система превращается в постоянно действующий на предприятии инструмент, позволяющий:

Внедрение СЭнМ в полном соответствии со стандартом подразумевает взаимодействие многих служб и специалистов предприятия, при активной организационной поддержке и участии топ-менеджмента. Энергоэффективность в промышленности достигается большей частью за счет изменений в способах управления энергией, а не за счет внедрения новых технологий.

На первом, самом важном этапе, мы предлагаем руководству предприятия однозначно ответить на вопросы

Мы всегда требуем четко о сформулировать цель внедрения системы и то, как результаты будут использоваться в дальнейшем при повседневной деятельности предприятия/организации. Это – точка принятия решения. Наилучшие результаты в нашей практике достигались тогда, когда руководитель хорошо понимал, что он возлагает на себя вполне определенные обязательства по обеспечению функционирования СЭнМ:

После этого, следуют организационные шаги по созданию рабочей группы (РГ), на которой и будет лежать основная ответственность за функционирование СЭнМ.

Во главе РГ должен стоять представитель высшего руководства (ПВР), основной функционал РГ координируется энергоменеджером (ЭМ). На тех предприятиях, где РГ и ПВР продуктивно взаимодействовали, где роли и ответственность всех членов РГО четко прописывались, а ПВР осуществлял неформальное, эффективное руководство – удавалось сформировать работоспособный, самостоятельный и хорошо управляемый исполнительный орган энергоменеджмента.

Следующий важнейший шаг — аналитический этап внедрения системы.

РГ ищет ответы на следующие вопросы:

После определения модели энергопотребления и значимых влияющих факторов:

Важнейший результат аналитического этапа — определение рабочей группой энергетической базовой линии (ЭБЛ) и объективных показателей энергорезультативности для основного энергопотребляющего оборудования.

Это – довольно сложная процедура, и далеко не всегда специалисты РГ имеют необходимые навыки для такого анализа. В таких случаях мы дополнительно обучали методам определения значимых факторов и моделирования энергопотребления, с учетом технологических и технических особенностей эксплуатируемого оборудования. Определение ЭБЛ вызывает много дискуссий среди специалистов и руководства предприятий. Часто стремятся в качестве энергетической базовой линии назначить, по сути, целевые показатели энергопотребления. Приходилось сталкиваться и с попытками назначить в качестве ЭБЛ некие «идеальные» показатели энергопотребления, к которым должно стремиться предприятие. Практически никогда сторонникам такого подхода не удавалось сформулировать эти «идеальные» показатели. Здесь налицо подмена понятий «ЭБЛ», «показатель энергорезультативности» и «целевой показатель». Можно было бы согласиться, что «идеальное» энергопотребление может служить целью, но никак не ЭБЛ.

ИСО 50001 однозначно указывает, что ЭБЛ – это величина, относительно которой будет оцениваться показатель энергорезультативности (ПЭР) данного предприятия/объекта/установки, равно как и динамика этого показателя, см. рис.1.

Рис.1. ЭБЛ, ПЭР и цель

Показатель энергорезультативности – это разница между ЭБЛ и фактическим энергопотреблением. Если «идеальное» энергопотребление назначить целью, то остается только сказать, что нет более демотивирующего фактора, чем заведомо недостижимая цель.

СЭнМ подразумевает регулярную деятельность РГ по:

· проверке выполнения внедренных мероприятий

· управлению операционными параметрами

· мониторингу и верификации показателей эффективности использования энергии

· отслеживанию тенденций

Там, где СЭнМ внедрена эффективно, результаты ее функционирования регулярно анализируются высшим руководством, в процессе чего происходят:

Налаженная таким образом СЭнМ дает возможность:

Самое важное – такая СЭнМ позволяет в первую очередь выявить и реализовать беззатратные и малозатратные решения, связанные с отладкой и изменением процессов управления энергией.

На некоторых предприятиях, к сожалению, все благие начинания заканчиваются на этапе формального создания рабочей группы. Очень часто внедрение СЭнМ рассматривается как разовое мероприятие, связанное с созданием пакета документов в соответствии с требованиями ИСО 50001 и получением сертификата.

Необходимо еще раз повторить, что только стремление высшего руководства, членов РГ и всех сотрудников к планомерному и устойчивому повышению энергоэффективности дает положительный результат и гарантирует успешное функционирование СЭнМ на предприятии.

А вы ставите знак равно между Энергоменеджментом и Энергоэффективностью?

We reduce maintenance costs, increase energy efficiency and implement field service management

Управление энергоэффективностью предприятия

Our solutions

Управление энергоэффективностью предприятия

Are you interested in our solutions and would you like to learn more?

Just fill in the form and we’ll get in touch!

Your phone number: *

By clicking the button, you give consent to the processing of your personal data

Advantages of working with RCM

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Управление энергоэффективностью предприятия

Blog

See all articles

На предприятии должна быть принята, как концепция, система рационального потребления и сбережения энергоресурсов. Система должна быть составной частью общей учетной политики предприятия. Система должна быть официально утверждена и принята к исполнению. Обязанности и ответственность за рациональное энергопотребление должны быть письменно зафиксированы и распространены между всеми звеньями процесса производства и включены в систему оценки результатов их деятельности.

В состав этих категорий входят:

Организация энергетического менеджмента

На предприятии должен быть организован энергетический менеджмент. Под термином энергетический менеджмент понимается совокупность информационных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, направляемых на эффективное управление процессами производства и потребления энергоресурсов предприятия. Энергетический менеджмент должен быть включён в структуру управления предприятием, распространяться на всё предприятие, с организацией связей со всеми подразделениями.

На предприятии в начальный период, наиболее подготовленным к проведению этой работы структурным подразделением является служба главного энергетика. Однако если на неё будут возложены обязанности организации энергетического менеджмента, то должны быть внесены изменения в должностные инструкции и нормативные документы предприятия.

Важное место в организации энергетического менеджмента занимает создание системы мотивации персонала по снижению затрат на энергетические ресурсы. Энергетические ресурсы являются объектами широкого организационного управления, а не только техническими элементами. Необходимо принять ряд организационных и мотивационных мер, в которых должно быть четко определено для всех уровней управления, что контроль над рациональным использованием и экономным расходованием энергетических ресурсов является одной из их управленческих обязанностей.

Мотивация персонала по снижению затрат на энергетические ресурсы без реализации всех мероприятий будет неэффективной и будет носить формальный характер.

Система мотивации должна учитывать, что каждый работник может и должен включиться в процессы энергосбережения и повышения энергетической эффективности основного и вспомогательного производства. В программу системы мотивации могут быть внесены следующие предложения:

Мероприятия по повышению эффективности использования электрической энергии

1. Замена ламп накаливания на энергосберегающие

Мероприятие подразумевает замену ламп накаливания (ЛН) на компактно люминесцентные (КЛЛ).

В системе общего внутреннего освещения преимущественно используются люминесцентные лампы (ЛЛ) мощностью 18 и 36 Вт в 2-х и 4-х ламповых светильниках. Но, также используются лампы накаливания мощностью 60 и 100 Вт в количестве 200 шт. Установленная мощность ламп накаливания составляет 14,3 кВт.

Для повышения энергоэффективности систем освещения Предприятия необходимо заменить лампы накаливания на компактно-люминесцентные.

Замена ламп накаливания на энергосберегающие позволит снизить установленную мощность осветительной сети на 11,5 кВт. Экономия электроэнергии от замены ламп накаливания при времени работы осветительной сети – 2000 ч/год составит 23 тыс. кВтч/год. При усредненном тарифе на электроэнергию за 2019 г. 3,21 руб./кВтч экономия в денежном выражении составит 73,8 тыс. руб./год. Срок окупаемости предлагаемого мероприятия составит менее года при капитальных вложениях 27,2 тыс. руб.

2. Установка датчиков освещенности в наружном освещении

Датчики освещенности или сумеречные датчики отвечают за автоматическое включение осветительного оборудования в зависимости от яркости естественного освещения. Широкий ассортимент устройств для различных условий применения гарантирует своевременное включение и выключение освещения. Датчики освещенности (сумеречные датчики) следят за изменением степени освещенности и при прохождении естественного освещения заданного порога, включают или выключали освещение. Датчики могут устанавливаться как в новые системы освещения, так и в действующие (ставятся в разрыв электрической цепи). На предприятии предлагается установить 5 датчиков освещенности. При стоимости датчика 2300 р. затраты составят 11500 р.

При выполнении данного мероприятия наружное освещение будет работать в сутки на 30% меньше. При установленной мощности светильников 3,45 кВт экономия электроэнергии составит около 3,2 тыс.кВт.ч/год. В денежном эквиваленте при тарифе на электроэнергию в 3,21 р., составит 10272 р. Срок окупаемости мероприятия 1,1 года.

Мероприятия по повышению эффективности использования тепловой энергии

Сокращение потерь тепловой энергии через ограждающие конструкции Для регулирования потребления тепловой энергии в системе отопления узла связи (снижения потребления тепловой энергии при высоких наружных температурах, а также при внедрении энергосберегающих мероприятий) предлагается установка автоматизированного индивидуального теплового пункта (АИТП). Установка АИТП и наладка сети отопления (установка балансировочных клапанов на стояках) позволит экономить (только за счет подмеса обратной воды при благоприятных климатических условиях) 10-15 % тепловой энергии, затрачиваемой на отопление УС-3 (1273 Гкал в год). Объем экономии в год составит – 165,49 Гкал (13 % от потребления в 2019 году). В стоимостном выражении, в ценах 2019 года, объем экономии составит 179,54 тыс. руб.

Затраты на выполнения данного мероприятия с учетом стоимости АИТП, балансировочных клапанов, наладки теплового пункта и тепловой сети – 530 тыс. руб. Срок окупаемости предлагаемого мероприятия составит не более 3 лет.

Мероприятия по повышению эффективности использования воды

Основными направлениями в деятельности по повышению эффективности использования воды на объектах предприятия являются постоянный учет и мониторинг пообъектного водопотребления и качественная эксплуатация систем водоснабжения.

Важную роль в уменьшении нерационального расходования воды имеет применение современной водоразборной и наполнительной арматуры, предотвращающей утечки воды и уменьшающей расходы воды в процессе пользования.

Предлагается установить современную водоразборную арматуру с возможностью регулировки расхода воды и наполнительную арматуру. В умывальниках предлагается применять шаровые смесители с аэраторами.

Мероприятия по повышению эффективности использования моторного топлива

В последнее время растет интерес к использованию природного газа (ПГ) в качестве моторного топлива автомобилей. Необходимый бортовой запас топлива создается закачиванием ПГ в баллоны под давлением до 20 МПа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях.

Автотранспорт, укомплектованный газотопливной аппаратурой, становится двухтопливным. Переход с газа на бензин и обратно осуществляется из кабины водителя переключателем. За счет возможности использования обоих видов топлива владелец транспортного средства всегда имеет выбор при неблагоприятных изменениях цен. По своим физико-химическим свойствам 1 куб.м природного газа замещает 1 л нефтяного топлива. В настоящее время средняя стоимость 1 л бензина марки АИ-92 равна 32 руб.; дизтоплива – 34,20 руб., а 1 куб. м природного газа – 14,40 руб. Целесообразность перевода автомобиля на КПГ:

– экономия средств на закупку ГСМ, поскольку газ в 2-3 раза дешевле, чем бензин и дизельное топливо;

– невозможность искажений показателей датчиков при заправке автомобилей;

– стабильно низкие цены ресурсные;

– возможность работы двигателя и на жидком топливе;

– увеличение межремонтного периода в 1,5 раз;

– увеличение ресурса двигателя на 50%;

– увеличение срока службы моторного масла в 1,5 раз;

– увеличение срока службы свечей зажигания в 1,5 раз;

– отсутствие потерь в мощности двигателя и скорости автомобиля.

– отсутствие в метане тяжелых фракций, засоряющих жиклеры и форсунки;

– кардинальное снижение токсичных выбросов в атмосферу, безопасность

Газобаллонное оборудование устанавливается снаружи автомобиля и при разгерметизации оборудования газ мгновенно улетучивается, т.к. находится под давлением 200 атмосфер, в то время как для взрыва метана необходимо его скопление в замкнутом пространстве и наличие искры.

Перечисленные факторы свидетельствуют, что применение метанового топлива не опаснее применения бензина и пропан-бутана.

Энергоэффективность – это вектор, который должен объединить всех участников рынка энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная база энергоэффективности, по мнению экспертов, уже вполне действующая, хотя и требует доработки. При этом не меньше, чем законодательные и финансовые рычаги этой сфере нужен общественный заказ, иными словами, поддержка общества.

Управление энергоэффективностью предприятия

Задача повышения энергоэффективности была и остается в числе наиболее актуальных задач российской экономики и одним из приоритетов государственной политики. Более того, сегодня энергосбережение выступает в качестве одного из основных антикризисных инструментов (мер), а энергоэффективность прописана в качестве обязательной характеристики большинства инновационных технологий и материалов.

Ближе и «больнее» других к этой реальности оказалась сфера жилищно-коммунального хозяйства, именно с ней связаны практически все направления энергосбережения, к тому же все энергопотери в ней наглядны и оплачиваются напрямую гражданами – потребителями услуг.

Ключевыми вопросами в решении задач энергосбережения в ЖКХ являются вопросы законодательного обеспечения и финансирования соответствующих проектов. Именно этой проблеме была посвящена III Международная Конференция «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ», организованная Ассоциацией энергосервисных компаний РАЭСКО и компанией «Системный консалтинг» на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ.

Серьезные проблемы и большой потенциал ЖКХ

Основной темой и пленарного заседания, и панельной дискуссии, и одного из круглых столов стала тема повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Традиционно потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере принято оценивать как высокий, выдвигая этот показатель в качестве доказательства перспективности работы в этом направлении и привлекательности его для потенциальных участников бизнес-проектов.

С одной стороны, это так. В существующем жилищном фонде с заложенными при строительстве «неэнергоэффективными» характеристиками и высоким физическим и моральным износом строительных конструкций, инженерных систем, а также энергетического оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры действительно кроется огромный потенциал. Статистика, приведенная Е.Л.Николаевой, первым заместителем председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы, это подтверждает. Площадь эксплуатируемых зданий составляет примерно 5 млрд кв.метров; на их отопление расходуется 400 млн тонн условного топлива в год, что составляет до 40% энергоресурсов страны. Если дифференцировать, то на жилищно-коммунальную сферу приходится 30% электрической и 45% тепловой энергии, производимой в России. Так что потенциал действительно серьезный.

С другой стороны, как заметил генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» П.Б.Никитин, вот уже как минимум полтора десятилетия государство и бизнес в той или иной степени осознанно работают в этом направлении, причем последние пять в условиях действия закона ФЗ-261 «Об энергосбережении», а потенциал ЖКХ в этой сфере остается неизменно высоким. Почему? Вопрос, безусловно, не риторический, и подразумевает несколько направлений для ответа, в первую очередь: что упущено и что нужно сделать, чтобы изменения касались всех?

Если вспомнить историю, до недавнего времени относительно дешевые энергоресурсы позволяли не только не экономить, но даже экономику строить на росте энергопотребления. Соответственно, пропускающие тепло стены и крыши домов, текущие трубы, а также ненужное тепло в межсезонье повсеместно относились к бытовым неудобствам, справлялись с которыми варварски – с помощью электрорадиаторов и открытых форточек.

Переход к рыночной экономике в конце прошлого века кардинальным образом изменил парадигму в оценке эффективности экономики, в том числе и ЖКХ. Тогда об энергосбережении громко заговорили на самом высоком уровне. Подорожание энергоресурсов и общемировой экономический кризис последнего десятилетия заставил всерьез взяться за его реализацию на практике. Энергосбережение сегодня – это направление, охватывающее все отрасли экономики, причем эксперты говорят о необходимости ее перевода на новый уровень.

В энергоэффективность – через капремонт

Управление энергоэффективностью предприятия

Практические аспекты этого перехода на Пленарной сессии «Государственная политика и региональные программы развития энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики России» четко обозначила Елена Леонидовна Николаева. В качестве ориентира депутат ГД привела пример Евросоюза, заявившего о намерении к 2060 году сделать 80-90% своих домов энергоэффективными. Пример хороший. И те шаги (меры), которые необходимо сделать, чтобы получить достойные результаты в отношении российских зданий, безусловно, должны быть реализованы».

Во-первых, в полной мере должен осуществляться системный подход к проектированию, строительству и оценке стоимости жилья, причем эксплуатационные характеристики должны присутствовать в качестве полноправного параметра. Из практики реализации проектов должна уйти оценка стоимости проектов без учета жизненного цикла здания. В первую очередь, это необходимо внедрить на тех направлениях, которые курирует государство, а именно аварийное жилье, социальные объекты, региональные программы.

Во-вторых, все капитальные ремонты в обязательном порядке должны проводиться с повышением энергоэффективности здания. Вопрос принципиальный, т.к. проведение капремонтов без энергосберегающих мероприятий лишает всю ремонтную кампанию смысла. Дело в том, что по существующему законодательству целью капремонта является возврат зданию первоначального состояния, однако тридцать-сорок-пятьдесят лет назад современные характеристики не были и могли быть заложены в проект. Таким образом, следует законодательно решать вопрос о необходимости совмещения капремонта с энергосервисными мероприятиями, которые улучшат показатели дома, благодаря чему обеспечат подрядчику возврат инвестиций, а в дальнейшем и уменьшат плату жильцов за коммунальные услуги.

В-третьих, необходимо провести полную инвентаризацию зданий. Сегодня программы капремонтов составляются на основании мониторинговых данных, которые не дают исчерпывающей информации, соответственно, полная и объективная картина состояния жилищного фонда отсутствует.

В-четвертых, необходима законодательная поддержка развития энергосервиса в России. Кроме того, нужна совместная работа государства, профессионального сообщества и банков по созданию продуктов, которые сделают реализацию энергосервисных контрактов интересной и при этом защитят как заказчиков, так и исполнителей проектов.

Через мифы к энергоэффективности

На заседании был затронут вопрос массового восприятия энергоэффективного жилья как жилья, стоимость которого, по мнению многих, превышает стоимость «традиционного» как минимум на 30%.

Е.Л.Николаева постаралась быть убедительной в развенчивании мифов об энергосбережении и энергоэффективности:

– Основной миф, касающийся энергоэффективности – это миф об удорожании такого жилья как минимум на 30%. Это не так. По нашим данным, собранным с учетом российской и общемировой практики, 85% энергоэффективных мероприятий, обеспечивающих максимальный эффект, дают прирост конечной стоимости в 6%, при этом экономия ресурсов в процессе эксплуатации составит 35-40%. Нужно объяснять, активнее развенчивать мифы, тогда и решения будут приниматься объективно.

Еще один миф – об отсутствии политической воли. Политическая воля есть, но помимо нее нужен общественный заказ. Если общество понимает, что развитие жилищно-коммунального хозяйства, экономики в целом, общественных отношений, концепций потребления – идет именно в сторону энергосбережения, тогда общественный заказ накладывается на политическую волю, движение происходит интенсивнее, и результаты появятся быстрее и будут ощутимыми. Считаю, что эксперты – профессионалы данной сферы – должны активно направлять общественную и политическую мысль в этом направлении.

Управление энергоэффективностью предприятия

Ее поддержал А.В.Конев, директор по инновациям ФГБУ «Российское энергетическое агентство», заявив, что более половины экономии может быть достигнуто за счет организационных мероприятий:

– ФЗ-261 хорош тем, что он есть и говорит, что нужно сделать. Но есть не менее важный вопрос: как именно сделать, как системно и последовательно реализовать его на практике, и в первую очередь, именно те мероприятия, которые дадут мощный эффект и создадут основу для дальнейшей работы, в том числе путем внедрения инноваций. Эта задача решается путем внедрения системы энергетического менеджмента на основе стандарта ISO 50001. По сути, она упорядочивает работу по управлению энергоэффективностью, являясь инструментом мониторинга и управления энергосбережением в ЖКХ. Международная практика показывает, что внедрение только организационных мероприятий и организация работы на основе энергоменеджмента позволяет получить экономию до 3-5%, а в некоторых случаях до 10%.

Считаю правильным говорить не о требовании внедрения обязательных энергетических обследований, а о внедрении системы энергоменеджмента, в рамках которого необходимо провести обязательное энергетическое обследование, в том числе подготовку энергопаспорта.

Такая схема, по словам докладчика, осуществит «реинкарнацию» проведенных ранее и не всегда достоверных энергетических обследований. Следующим возможным шагом в этом направлении могут стать совместные проекты внедрения энергоменеджмента и энергосервиса, в результате чего ЖКХ приобретет оптимизированную систему управления, обученный персонал, пакет энергосервисных контрактов, причем все это в рамках средств, выделенных на энергоаудит.

Достоверность как инструмент доверия

Важный аспект, затрагивающий принципы реализации проектов по энергосбережению, был поднят генеральным директором консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» П.Б.Никитиным. Касался он комплексности, но не столько в смысле некоего обязательного набора реализуемых мер, сколько в построении всей работы таким образом, чтобы в итоге получить объект, понятный и интересный абсолютно всем участникам рынка – заказчику (региональной власти), исполнителю (строительной компании), потребителю (жильцам), эксплуатирующим (УК или ТСЖ) и энергоснабжающим организациям.

Действительно, ФЗ-261 принят, реконструированных и модернизированных домов с утепленными крышами и фасадами, оснащенных приборами учета, получивших энергопаспорта, немало. Однако об энергоэффективности мы все равно продолжаем говорить лишь в будущем времени.

И дело, по мнению П.Никитина, в той самой комплексности, которая обеспечивает достоверный учет. Причем приборы учета – надежные, обладающие высокой степенью защиты от несанкционированного вмешательства (что это архиважно, подтвердит любая теплоснабжающая организация и управляющая компания!) – лишь первый шаг к достоверности.

– Как только получаем первый устойчивый эффект снижения теплопотребления, – поделился своим опытом генеральный директор консорциума, – теплоснабжающие организации реагируют сразу, ставят под сомнение показания, подозревая потребителей в возможном вмешательстве в работу приборов. Это нормальная реакция компаний в нынешних условиях российской реальности. Выход – в создании системы диспетчеризации, которая позволяет и жильцам, и УК, и ТСО наглядно и доказательно демонстрировать экономию. То есть когда были установлены приборы учета, автоматика с погодным регулированием, диспетчеризация, и у всех сторон появилось доверие к показаниям и друг к другу, тогда и началось настоящее энергосбережение. Скажу больше, в одном из наших проектов результат позволил изменить и ряд строчек в бюджете города – в меньшую сторону, разумеется.

К сожалению, примеров таких не очень много, и причина в недостатке «энергоэффективного» законодательства. Как подчеркнул П.Никитин, в настоящий момент работу по повышению энергоэффективности для компаний наиболее реально вести именно через программы капитального ремонта. Однако, например, автоматика погодного регулирования не входит в перечень мероприятий в рамках капремонта, и в итоге в отремонтированных домах с утепленными крышами и красивыми фасадами жильцы начинают регулировать температуру в помещениях при помощи окон, что абсолютно противоречит здравому смыслу.

Кстати, положительное решение данного вопроса на федеральном уровне сделает соревнование с Европой в создании энергоэффективного жилья не столь безуспешным. Тем более что на конференции из уст представителей бизнеса прозвучала весьма оптимистичная цифра в десять лет, за которые здания городов можно привести в нормальное состояние. Но самым впечатляющим, пожалуй, в этом заявлении было то, что НОРМАЛЬНЫМ ЗДАНИЕМ наверняка назвали ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ.

Энергосбережение в системе
ЖКХ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для
реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум
два этапа.

Первый
этап — это
учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2)
у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в
то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй
этап —
разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех
вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное
самоуправление, городские и районные органы управления. 2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ — муниципальные источники
тепла, «электросети», «водоканалы».3) Жилищно-эксплуатационные предприятия4) Население — потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия
энергосбережений — от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7
лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности — реализация проекта МБРР по энергосбережениям
в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие
(задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт,
что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть
потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то
эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение
инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

МероприятиеИнвестиции, %Эффективность, %Срок службы, летАмортизация от общей суммы инвестиций, %

Утепление (замена) входных
дверей32200,15

Установка автоматизированных
тепловых пунктов355103,5

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую
очередь, а куда — подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше
ограничиться минимумом.

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют
энергоресурсы — холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива),
техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и
холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и
необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет
энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за
счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по
расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний
день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что
в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает
4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это
те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и
есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
— в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
— в домах с открытым водоразбором;
— в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки — 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000
ккал/сутки
Аср. — среднее количество человек в семье — 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05
Гкал/мес.
10% — дотации из бюджета — 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% — приведенный коэффициент льготников — 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157
Гкал/мес.
5% — постоянная задолженность — 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла — 276 руб. (в т.ч. НДС)Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну
квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144
руб./мес.Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584
рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. — 1300 руб. = 284
руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры — по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику —
один, по расчету — другой, намного выше, чтобы не выводили из строя
водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно
за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические,
дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время,
вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С.,
внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и
капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 — 25%. Таким образом
необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий,
способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов,
брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ,
воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых «Правил игры» на этом рынке, а
также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим
организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально
высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей,
электросети, ЖЭУ — посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию
для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при
наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов.
Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на
сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно
происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной
комиссией — представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников
тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой
теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки
зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь
сегодня — основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения
экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д
тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива — так же
коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится
мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство
экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству
высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное — взаимная ответственность (причем непременно
материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет
местное самоуправление — твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо
разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким
образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только
в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать
за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут
проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать
больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих
организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при
подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более
высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп
потребителей:

а) население, уже получающее тепло;б) вновь строящееся жилье;в) объекты социально-культурного назначения;г) предприятия существующие;д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для
существующих);е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться
за счет «коммерческих» тарифов, а часть прибыли от этого должна
поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и
разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей
за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать
единые для всех (независимо от форм собственности) «Правила игры» на
этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы,
имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные
услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

Одна из
основных целей
— привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений.
Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой
«Planora» в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на
отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду
значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий
(тепловой пункт) для муниципального жилья — пустая трата средств. Реальную
экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды.
Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо
сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета
возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды.
Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды
примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той
категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо
ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для
квартиросъемщика означает, что оно «ничье»), у потребителя не
появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого
квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности)
муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в
«Товарищество собственников жилья». Эти ТСЖ сами будут объявлять
конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ,
заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать
потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет
реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать
только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В
этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на
установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла,
регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа — первый этап за счет
местной власти, второй — за счет ТСЖ.

Подводя
итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для
энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников
рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное —
необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и
первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку
стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для
решения тактических задач.

ООО «ТЕКО-лтд», http://teco.karelia.ru

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий