значимость энергоэффективности

значимость энергоэффективности

Основные элементы энергетической политики России сформулированы в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». Кроме того, Правительством России планируется рассмотреть и одобрить «Энергетическую стратегию России на период до 2030 года», а также более глобальный документ – «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», также охватывающую период до 2030 года. В концепции данных документов энергетическая эффективность и энергосбережение определены в качестве одних из главных направлений экономической политики страны, как ее важнейшие стратегические ориентиры. Реализация концепции энергоэффективности и энергосбережения лежат в основе государственной энергетической политики и обеспечиваются механизмами рационального пользования недрами и ростом внутренних рынков.

Глобальный экономический кризис сделал тему энергосбрережения чрезвычайно актуальной. В реализации политики ресурсосбережения и энергоэффективности заложены серьезные резервы для борьбы с последствиями кризиса и модернизации экономики. В настоящее время в Российской Федерации на обогрев 1 кв. метра жилья затрачивается в 6-8 раз больше энергетических ресурсов, чем в других странах мира. В среднем стоимость электроэнергии, ежегодно затрачиваемой на эксплуатацию одного электродвигателя на российском промышленном предприятии, более чем в 5 раз превосходит его себестоимость.

Важнейшей мерой для развития российской электроэнергетики является широкое использование энергосберегающих технологий. Актуальность их внедрения продиктована не только необходимостью экономить энергетические ресурсы и минимизировать расходы предприятий в период экономического спада. Энергоресурсосбережение – это необходимость, которая продиктована невозможностью обеспечения прибыльности производства при постоянной положительной динамике цен на энергоносители и начинающемся дефиците газа и электроэнергии. Эти факторы и  сдерживают развитие большинства отраслей отечественной экономики. Так, например, Германия смогла увеличить объемы производства на треть,  сокращая потребление закупаемых энергоресурсов. По оценкам экспертов в России потенциал энергосбережения составляет около 400 млн. тонн условного топлива или около 40-45% текущего потребления энергии. Потенциал энергосбережения ЖКХ составляет – 26%, промышленности – 32%  и ТЭК 33%.

Задача, поставленная Президентом Дмитрием Медведевым перед российскими электроэнергетиками, сформулирована очень четко – «к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта по сравнению с 2007 годом должна быть снижена не менее чем на 40%». Именно таким путем возможно достигнуть бережливого и эффективного потребления энергоресурсов в современных условиях. Закон Российской Федерации «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» призван привнести в  эту работу системный характер. Совершенствование законодательства по энергоэффективности позволит оперативно решать проблемы нормирования энергопотребления и системно внедрять элементы стратегии энергосбережения на разных уровнях – от муниципального и регионального до федерального.

Современная редакция закона предполагает стимулирование инновационных энергосберегающих технологий, внедрение, последующий  контроль и управление. Законопроектом предусмотрено совершенствование  инструментов инвестиционной, налоговой и таможенной политики регулирования, установлены целевые показатели сокращения энергоемкости, прописаны требования к энергоэффективности в области транспорта и бюджетных учреждений, предусмотрены меры государственного регулирования в области использования возобновляемых ресурсов  с учетом  требований международного права.

Продолжением этого закона станет госпрограмма, основанная на стратегии энергосбережения. Ее разработчики предусматривают стимулирование массового внедрения энергоресурсосберегающих технологий и типовых энергетически эффективных инновационных проектов. Разработка и реализация системы энергосберегающих мероприятий предусматривает создание органов госуправления в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Эта задача будет возложена на  специализированное Агентство по энергоэффективности и Федеральную многосервисную компанию.

значимость энергоэффективности

Сегодня в Минэнерго России разработана комплексная программа мероприятий по повышению эффективности энергопотребления в РФ, где предусмотрена организация взаимодействия и тесной кооперации между представителями нефтегазового комплекса и энергетиками. Согласно стратегии энергосбережения федеральный бюджет на будущие годы будет предусматривать средства на финансирование программ по возобновляемой энергетике. Тем самым, создается реальная предпосылка для создания финансовой основы под эффективные инновационные проекты по возобновляемой энергетике. Но финансовую подпитку от государства получат только проекты, которые можно будет тиражировать. В России уже сейчас можно назвать регионы, где  альтернативные виды топлива являются более эффективными, чем традиционные. Например, в Архангельской области есть несколько территорий, где использование ветровой энергии сможет дать экономию до 30-40% энергии местных электростанций.

Помимо реализации  программ по возобновляемой энергетике повысить эффективность энергопотребления в стране поможет внедрение технологий на основе применения наноматериалов. Около трети всей вырабатываемой электроэнергии в России сегодня используется  для освещения помещений и улиц. До половины этой энергии можно экономить благодаря светильникам, изготовленным на основе нанотехнологий. Российскими энергетиками-атомщиками сегодня проектируются корпуса энергетических реакторов энергоблоков  АЭС на основе инновационных наноматериалов. Экономический эффект от реализации подобных проектов выражается в повышении срока службы энергетических атомных установок более чем в 2 раза.

Перспективным направлением повышения энергетической эффективности является развитие солнечной  энергетики  или фотовольтаики. Это инновационное направление во многом основано на разработках в сфере нанотехнологий. Российские изыскания в  фотовольтаике способны поднять КПД фотоэлектрических преобразователей почти на треть, в результате чего мировой рынок в перспективе может и вовсе отказаться от традиционных солнечных батарей.

В интересах развития российской энергетики необходимо более активно стимулировать разработчиков нанотехнологий, которые все интенсивнее используются в топливно-энергетическом комплексе государства. От решения этой задачи напрямую зависит, какое место займет российская энергетика в общемировом экономическом пространстве. При глобальном рассмотрении, развитие наноиндустрии имеет серьезные перспективы кардинально преобразовать российскую экономику, и вывести их на новый этап развития.

Стратегия повышения энергоэффективности в муниципальных образованиях

—II. Основные принципы организации энергосбережения

Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Россия не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не должна предусматривать энергорасточительность, т. только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг. Перед обществом поставлена очень амбициозная задача — добиться удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) за 10 лет, но решить эту задачу, не изменив радикально отношение к энергоресурсосбережению, не снизив энергоемкость производства, не удастся.

Энергосбережение должно быть отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья.

Требуемые для внутреннего развития энергоресурсы можно получить не только за счет увеличения добычи сырья в труднодоступных районах и строительства новых энергообъектов но и, с меньшими затратами, за счет энергосбережения непосредственно в центрах потребления энергоресурсов — больших и малых поселениях.

Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения — это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача — определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.

Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др.

Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т. , что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.

Решение задач повышения энергоэффективности на сегодняшнем этапе, когда существует большой резерв малозатратных мероприятий, также совпадает с большинством стратегических целей государства и хозяйствующих субъектов.

Для чтения документа выберите интересующий Вас раздел.

Энергосберегающие технологии и методы перейти в раздел

Зайцев, директор; Л. Сайкина1, эксперт; Агентство экономического моделирования и прогнозирования, г. Москва

1 В подготовке материала принимали участие Гашо Е. , Степанов И. , Южаков В.

Низкая энергоэффективность экономики любой страны приводит к высоким издержкам общества на свое энергообеспечение, способствует нарушению устойчивого энергоснабжения, затрудняет сохранение энергетической безопасности. Особую значимость имеет проблема рационального использования энергоресурсов у потребителей, крупнейшим из которых является промышленность.

Читайте также:  как установить класс энергоэффективности

При общем конечном потреблении энергии в объеме 125-130 млн. обрабатывающая промышленность является крупнейшим конечным потребителем в России; на ее долю приходится около 30% всего конечного потребления энергии или 15-18% потребления первичной энергии. До 70% потенциала энергосбережения сосредоточено в нескольких наиболее энергоемких отраслях, к которым относятся:

1) отрасли с наиболее высокими абсолютными показателями потребления топливно-энергетических ресурсов: металлургическая промышленность (производство чугуна и стали, производство цветных металлов), химическая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности;

2) отрасли с высокой долей затрат на топливо и энергию в издержках производства: промышленность строительных материалов (в особенности производство цемента и кирпича, производство стекла), целлюлозно-бумажная промышленность (производство целлюлозы, производство бумаги и картона), легкая промышленность (ткацкое производство) и машиностроение.

Несмотря на значимость промышленного сектора с точки зрения достижения целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики страны в целом, промышленность является сектором экономики, где меры государственной политики, направленной на повышение энергетической эффективности, крайне ограничены. Фактически, они касаются проведения обязательных энергетических обследований, создания системы мониторинга энергоэффективности и государственных мер поддержки.

Федеральный закон № 261-ФЗ устанавливает обязательные энергоаудиты для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год.

Помимо этого, распоряжение Правительства РФ от 27. 2010 № 2446-р «О государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» устанавливает несколько индикаторов для энергоёмких отраслей промышленности и вводит систему мониторинга, которая призвана обеспечить отслеживание индикаторов энергоэффективности в промышленности.

Основные меры поддержки, предусмотренные Государственной программой (ГП), включают: использование налоговых льгот; получение финансирования на реализацию проектов; получение финансовой поддержки при выплате кредита, привлеченного для реализации проекта; использование механизма бюджетных гарантий при привлечении средств по реализации проектов по энергосбережению.

Анализ региональных программ энергосбережения показал, что раздел по энергосбережению в промышленности имеют 42 программы, из которых в 14 программах раздел состоит из нескольких абзацев и общих пожеланий к промышленным предприятиям, а соответствующую подпрограмму с набором мероприятий и индикаторов выполнения имеют всего 10 регионов. Развитые и тонкие механизмы поддержки энергосбережения в разных сферах экономики2 заложены в очень ограниченном числе (5-7) программ.

2 Стимулирование выпуска энергоэффективной продукции, тарифное регулирование, содействие внедрению энергоменеджмента на предприятиях, субсидирование процентной ставки по кредитам и др.

Анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности, позволяет сделать следующие выводы:

  • сроки выполнения плана мероприятий Федерального закона № 261-ФЗ и Государственной программы не выполняются. Нормативные правовые акты, разрабатываемые во исполнение Федерального закона № 261-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ № 1830-р и Государственной программы, принимаются со значительным отставанием от запланированных сроков, в силу чего к настоящему времени опыт правоприменения данных актов либо отсутствует вовсе, либо столь незначителен, что не позволяет сделать однозначных выводов об их эффективности;
  • несмотря на то, что целым рядом нормативных актов Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.10 № 2446-р, Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 20, Приказ Минрегиона РФ от 07.06.2010 № 273) были установлены индикаторы энергетической эффективности для различных секторов экономики, а также методы их оценки для регионов и муниципальных образований, тем не менее, ни в одном из ключевых нормативных правовых актов не рассматриваются ни алгоритм расчета индикаторов энергоэффективности для промышленного сектора, ни регламент обмена статистической информацией для их расчета между органами исполнительной власти. Не разработаны специальные аналитические методы приведения данных госстатистики, которые могли бы быть использованы для расчетов (например, данные формы государственной отчетности 11-ТЭР), в вид, сопоставимый с индикаторами ГП для адекватной оценки степени достижения целевых показателей. Кроме того, нормативно не установлены источники информации о лучших мировых показателях, по отношению к которым рассчитывается применяемый в ГП индикатор «индекс энергетической эффективности»;
  • что касается мониторинга выполнения региональных и муниципальных программ энергосбережения, то даже перечень показателей, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1225, не содержит индикаторов энергоэффективности в промышленности. Соответственно, такие показатели не включены в подавляющее число региональных программ, вследствие чего данные для осуществления мониторинга уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения в промышленности на региональном уровне отсутствуют;
  • требования к перечню целевых индикаторов, по которым производится мониторинг мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных Государственной, региональными и муниципальными программами, не определены ни одним из нормативных правовых актов;
  • для мониторинга выполнения мероприятий Государственной программы не установлены ни сроки, ни форма, ни периодичность представления информации;
  • результаты мониторинга выполнения мероприятий региональных и муниципальных программ, периодичность, сроки проведения и формы представления данных определены Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 20. Эти результаты должны размещаться на интернет-портале «Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». По состоянию на 31.03.2013г. данные мониторинга выполнения мероприятий региональных и муниципальных программ за 2011 и 2012 гг. в открытом доступе на интернет-портале отсутствуют;
  • из 38 тыс. энергопаспортов, поступивших на проверку в Минэнерго России в 2012 г., утверждено менее 2 тыс. (по разным оценкам, энергоаудит должны пройти от 200 до 400 тыс. объектов), причем их реестр отсутствует, отсутствует также оценка количества утвержденных энергопаспортов промышленных предприятий. По разным причинам, о сути которых можно судить только по косвенным предположениям, промышленные предприятия практически выпали из зоны энергетических обследований. Если не принять конкретных мер, то программа проведения энергетических обследований промышленных предприятий не будет реализована и за весь срок реализации ГП. Это, в свою очередь, не позволит, при прочих равных условиях, оценить результаты реализации ГП и поставит под сомнение эффективность принятых в этой области нормативно-правовых актов.

Результаты экспертных опросов

Летом 2012 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ в рамках апробации методики анализа и последовательности выявления и устранения барьеров развития энергосбережения в отраслях промышленности были проведены экспертные опросы представителей системных и отраслевых объединений бизнеса; саморегулируемых организаций бизнеса, их союзов и ассоциаций; предприятий и компаний, действующих в энергоемких отраслях промышленности. Экспертные опросы проводились в форме интервью и формализованного анкетирования.

Первый вывод, который можно сделать по результатам экспертных опросов: это низкий интерес бизнес-сообщества к вопросам энергосбережения. В опросе приняли участие 16% экспертов, приглашенных для личного интервью, и 27,5% представителей предприятий, получивших приглашение к участию в формализованном анкетировании.

Несмотря на то, что к участию в опросе было приглашены как крупные, так и средние, и малые предприятия, но ответы на вопросы анкеты представили в основном крупные предприятия: годовая выручка у 31% опрошенных предприятий превышает 10 млрд руб. в год, еще у 27% предприятий выручка превышает 1 млрд руб. , 72% предприятий-участников опроса имеют численность персонала более 500 чел. Распределение респондентов по затратам на ТЭР существенны: у 45%, принявших участие в опросе предприятий, затраты на ТЭР составляют более 10% себестоимости продукции (в т. у 21% предприятий — более 25% от себестоимости).

Второй вывод по результатам экспертных опросов: интерес к энергосбережению проявляют предприятия, для которых вопрос снижения потребления — это вопрос их выживания в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В основном это предприятия, существующие в условиях острой конкуренции.

Все выводы, приведенные ниже, фактически сделаны на основании опроса предприятий, заинтересованных в энергосбережении и осуществляющих практическую реализацию мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности.

Читайте также:  амурский центр энергоэффективности и ресурсосбережения

Актуальность энергосбережения. Руководство 97% опрошенных предприятий считает задачу повышения энергоэффективности актуальной для развития бизнеса (при этом нужно отметить, что неактуальность проблем энергосбережения, явилась одной из причин отказа от участия в анкетировании). Основной причиной, которая делает снижение энергопотребления актуальным, являются высокие затраты на энергоресурсы и их негативное влияние на конкурентоспособность предприятия. Эту причину указали 80% всех опрошенных предприятий. Второй причиной, побуждающей предприятия задумываться об энергосбережении, является высокий износ технологического оборудования (35% опрошенных).

Оценка потенциала энергосбережения. Подавляющее большинство опрошенных предприятий консервативно оценивают потенциал энергосбережения: в среднем 8-10% по всем потребляемым ТЭР. Около 40% опрошенных руководителей считают, что потенциал сбережения электроэнергии и тепловой энергии составляет менее 5% потребления их предприятием. По нашему мнению это определяется тем, что мнение многих руководителей базируется на результатах первых энергетических обследований, которые в подавляющем большинстве содержат только рекомендации по составу типовых энергосберегающих мероприятий, которые редко затрагивают основные производственные процессы, где, по мнению 72% опрошенных, сосредоточен основной потенциал энергосбережения. Фактически средний потенциал энергосбережения, приводимый в оценках предприятий, является финансово-обеспеченным, т. реализация потенциала предусмотрена программами энергосбережения предприятий, на которые выделено финансирование.

Число реализуемых мероприятий по энергосбережению. В среднем, единовременно одно предприятие реализует 4,6 мероприятий в области энергосбережения (далее МЭС). Нужно отметить, что существует зависимость количества реализуемых проектов от размера предприятия. На крупных предприятиях (выручка более 1 млрд руб. ) реализуется в среднем 7,2 мероприятий. При этом на очень крупных и гигантских (выручка более 10 млрд руб. ) реализуется более 10 мероприятий в год, на среднекрупных — всего 3,8). На средних и малых предприятиях реализуется в среднем 1,4-1,5 мероприятия.

Проведение энергетических обследований. Из общего числа предприятий, участвовавших в анкетировании, процедуру обязательного энергоаудита должны были пройти 87% респондентов. 49% респондентов провели или проводили на момент опроса обязательное энергетическое обследование (около 57% от предприятий, на которые распространяется требование закона об обязательном энергоаудите).

Несмотря на бытующее мнение, о том, что многие предприятия для выполнения требований законодательства будут проводить энергетическое обследование формально, данные опроса это не подтверждают. Только 24% респондентов, проводивших обследование, ответили, что качество энергоаудита не имело значения. Более половины предприятий (56%) полностью удовлетворены результатами энергоаудита. Предприятия, недовольные результатами энергоаудита, в качестве основного недостатка проведенного обследования называют невозможность планирования мероприятий на основе энергопаспорта и применения рекомендаций энергоаудиторов на практике.

Ответы на вопрос об ожидаемых результатах планируемых энергетических обследований говорит о заинтересованности предприятий в реальных результатах энергоаудита: более 40% предприятий планируют получить оценку используемых энергетических ресурсов с детализацией до отдельных видов энергопотребляющего оборудования (47%) и перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий (42%).

Развитие систем энергоменеджмента на промышленных предприятиях. Отдельный блок вопросов анкеты был посвящен развитию системы энергоменеджмента на предприятиях промышленности. Почти 70% предприятий включают вопросы энергосбережения в свою Стратегию развития. 20% предприятий начали формирование системы энергоменеджмента. В перспективе 17% планируют сертифицировать ее на соответствие стандарту ISO 50001. Еще 20% предприятий планируют разработку системы энергоменеджмента в будущем.

У 60% предприятий, участвовавших в опросе, зафиксированы индикаторы энергоэффективности. 65% предприятий проводит мониторинг результатов реализуемых МЭС. Более 90% предприятий имеет подразделение или сотрудников, отвечающих за энергопотребление и энергосбережение. Около половины из участников опроса организовали тренинги и обучение персонала по энергосбережению.

Задача контроля сроков и затрат по проектам предполагает наличие проработанной программы энергосбережения. Как уже упоминалось, многие предприятия единовременно осуществляют сразу несколько энергоэффективных проектов — в среднем от 4 до 8 в год. Более глубокий анализ показывает, что предприятия, имеющие комплексную программу энергосбережения, реализуют более 8 проектов по энергосбережению (обычно это крупные и очень крупные предприятия). В то же время, предприятия, реализующие энергоэффективные меры, не закрепленные четкой программой, в основном ограничиваются 1-3 проектами. Особенно явно различия между возможностями предприятий по контролю над проектами проявляются в более сложных мероприятиях, таких как модернизация технологического оборудования, теплового и компрессорного хозяйства. Среди предприятий, реализующих программу энергосбережения, около половины работают над проектом модернизации технологического оборудования, в то время как доля работающих над проектом модернизации среди предприятий, не имеющих комплексной программы, значительно ниже (35%). Таким образом, наличие программы обеспечивает предприятию возможность запускать и реализовывать большее число проектов, отличающихся большей сложностью.

Реализация технических мероприятий по энергосбережению (рис. Наиболее популярным проектом, который реализуют около половины предприятий, является установка приборов учета — малозатратная мера, направленная на повышение прозрачности расходования энергии. Так же популярным мероприятием является внедрение энергоэффективных систем освещения.

Многие предприятия осуществляют проекты, связанные с модернизацией основных технологических процессов и оптимизацией режимов работы оборудования. Так, проекты модернизации производства ведутся на 61% опрошенных предприятий, проекты модернизации энергетического хозяйства — на 54% предприятий.

Затраты на мероприятия по энергосбережению. Средние годовые затраты на энергосбережение по кругу предприятий, ответивших на данный вопрос, составляет 38 млн руб. При этом, почти у половины из ответивших предприятий средний годовой объем финансирования МЭС не превышает 5 млн руб. Среднегодовые затраты на мероприятия, направленные на энергосбережение (МЭС) и повышение энергоэффективности, превышающие 100 млн руб. имели всего 12% из предприятий, предоставивших сведения об уровне затрат. Средний срок окупаемости составляет 2,5 года. Около 70% предприятий используют в качестве источника финансирования только собственные средства.

Барьеры для реализации потенциала энергосбережения. Как показал проведенный анализ, основным препятствием для реализации мероприятий по энергосбережению являются экономические и финансовые барьеры. Среди всех барьеров данной группы большинство респондентов указывают как самый серьезный — слишком высокие инвестиционные затраты на проекты энергосбережения и повышения энергоэффективности. Практически все значимые экономические и финансовые барьеры, упоминавшиеся в опросе, так или иначе с ним связаны. В частности неприемлемость для предприятия длительных сроков окупаемости проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и недостаток собственных средств для осуществления проектов также тесно связаны с высоким уровнем инвестиционных затрат.

Заемные средства для финансирования МЭС использовали менее 20% предприятий. Низкий процент обращений в банки в первую очередь обусловлен неприемлемыми условиями предоставляемых кредитов (от заемного финансирования отказались более 50% предприятий, рассматривавшие такую возможность по причине неприемлемости условий кредитования).

Серьезным препятствием для реализации проектов по энергосбережению является постоянное и непрогнозируемое изменение тарифов (цен) на энергоносители, что затрудняет стоимостную оценку достигаемых эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. По имеющимся оценкам, приблизительно половина капиталовложений в повышение энергоэффективности финансово привлекательна для инвесторов при текущем уровне цен на энергоресурсы, однако, непрогнозируемый рост этих цен не позволяет не только правильно оценить экономический эффект и сроки окупаемости проектов, но и зачастую полностью «съедает» всю сумму планируемой экономии.

Серьезным барьером для реализации мероприятий по энергосбережению является невозможность практического применения мер государственной поддержки. Более 45% предприятий отметили неэффективность мер государственной поддержки и чрезмерно высокие затраты времени и средств на подготовку документов для получения государственной поддержки. Меры государственной поддержки использовали менее 5% из опрошенных предприятий (в основном это предприятия с государственным участием). Около 75% за государственной поддержкой не обращались, еще 15% предприятий получили отказ по различным причинам.

В качестве примера можно привести такую меру государственной поддержки как предоставление госгарантий по финансированию проектов энергосбережения. Госгарантия предоставляется на сумму, не превышающую 50% суммы кредитов российских банков и Внешэкономбанка, направляемых на финансирования проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения. Полная стоимость проекта должна составлять не менее 1 млрд руб. При этом величина возможного сокращения потребления энергетических ресурсов или воды в абсолютном выражении или на единицу продукции, подтвержденная энергетическим паспортом, составленным по результатам энергетического обследования, должна составлять не менее 10%. В ходе опроса не было выявлено ни одного предприятия, где сумма финансирования проектов модернизации основного производства, направленных на повышение энергоэффективности, соответствовала бы критериям отбора по общей стоимости капитальных вложений.

Читайте также:  Оао ржд энергоэффективность

Учитывая тот факт, что крупные проекты, результатом реализации которых достигается экономия энергоресурсов или повышение энергоэффективности, являются, по сути, проектами модернизации и технологического перевооружения производства, крупные предприятия имеют довольно широкий спектр инструментов для их финансирования. В этом случае, дополнительные требования, предъявляемые Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2010 г. № 1016 к проектам повышения энергоэффективности в промышленности, зачастую делают предлагаемый механизм поддержки неинтересным и невостребованным.

Опрос выявил невозможность использования на практике налоговых инструментов государственной поддержки при реализации мероприятий по энергосбережению. Из предлагаемых налоговых инструментов государственной поддержки, в число которых входят ускоренная амортизация основных средств, имеющих высокую энергоэффективность; льготы по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергоэффективность и инвестиционные налоговые кредиты, использовалась только льгота по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности и только одним предприятием. Льгота применяется в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 562 от 12. 2011 г. и № 308 от 16. 2012 г. Одной из причин неиспользования льготы является то, что не определена методика расчета ИЭЭФ (индекса энергетической эффективности) и процедуры подтверждения достижения результата. По ряду оборудования (технологий), вошедших в соответствующие перечни невозможно определить конкретную продукцию, в отношении которой должен рассчитываться индикатор.

Большинство промышленных предприятий заинтересовано в реальном использовании механизмов государственной поддержки: на вопрос о желании воспользоваться теми или иными мерами гос. поддержки утвердительно ответили около 85% предприятий.

Наиболее привлекательными мерами государственной поддержки являются:

  • субсидирование/возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;
  • использование налоговой льготы по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергоэффективность;
  • тарифное стимулирование.

В связи с вышеизложенным предлагаем перераспределить часть бюджетных средств, выделяемых на обеспечение государственных гарантий по проектам энергосбережения, на более востребованный механизм субсидирования/возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. Кроме того, необходимо изменить и дополнить правовые акты, регулирующие налоговые механизмы поддержки, с тем, чтобы они были применимы на практике.

Второй по значимости группой барьеров являются административные барьеры. К главным административным барьерам большинство респондентов отнесли отсутствие полной информация об условиях получения мер государственной поддержки. Вторым по значимости препятствием является то, что государственные инструменты поддержки проведения МЭС неэффективны, а получение поддержки чрезвычайно затруднено. Одной из причин является неполнота пакета документов, регламентирующего применение налоговых льгот.

Третье место по значимости по результатам опроса заняли общесистемные барьеры. Подавляющее большинство отвечавших в качестве основного системного барьера отметило отсутствие механизма тарифного стимулирования энергосбережения. Нет практики установления сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению и/или повышению энергоэффективности.

Среди наиболее значимых технических и технологических барьеров для использования современных энергосберегающих техники и технологий респонденты называли высокие затраты на их эксплуатацию и техническое обслуживание. Данный барьер, по сути, является не только технологическим, но и экономическим, хотя в большей степени, определяется такими техническими характеристиками оборудования как производительность, тип потребляемых энергоресурсов, удельное энергопотребление, срок службы, время наработки на отказ, регламент технического обслуживания и т. Технические характеристики приобретаемого оборудования влияют на экономические показатели, так, например, изменение технологии с заменой угля на электроэнергию, приводит к снижению удельного расхода энергоресурсов, при одновременном росте общей величины затрат на их приобретение.

Среди всех информационных барьеров самым значимым респонденты назвали отсутствие демонстрационных зон, позволяющих ознакомиться с практикой внедрения энергосберегающих технологий. Серьезно затрудняет применение энергосберегающих технологий и недостаток информации, в частности, по мнению участников опроса действующие ГОСТы, определяющие вопросы ресурсосбережения и применения наилучших доступных технологий, не содержат достаточной информации для внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) на производстве.

Таблица. Механизмы и меры по устранению (нейтрализации) выявленных барьеров энергосбережения в промышленности

Выявленные барьерыПредлагаемые механизмы и меры устранения барьеровОриентировочные НПА и другие документыНеоправданно высокие инвестиционные затраты на реализацию мероприятийГосударственные гарантии займов; налоговые льготы на инновационные проектыВнесение изменений в Федеральное и региональное законодательство по энергосбережениюНеприемлемые условия получения внешнего финансирования мероприятийЖесткая государственная политика по финансированию проектов модернизации промышленностиКоррекция Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективностиСпецифика рисков и неоднозначность оценки эффективности мероприятийРазработка и утверждение пакета методик комплексной оценки эффективности промышленного энерго- и ресурсосбереженияПостановление Правительства РФ об утверждении соответствующих методикГосударственная поддержка мероприятий по энергосбережению неэффективна (затруднена)Упрощение доступа и механизмов получения государственной поддержки, информирование об этомКоррекция положений и приложений Государственной Программы энергосбереженияФинансовые и налоговые инструменты поддержки энергосбережения не работаютРазработка гибкой тарифной и налоговой политики поддержки инновационных проектовВнесение изменений в Федеральное и региональное законодательство по энергосбережению, ГоспрограммуПодготовка документов для получения государственной поддержки несоразмерно трудоемкаРазработка типовых комплектов заявок, обучение специалистов для их подготовки и проведения в гос. органахЭнергосервис и энергоаудит не получает должной государственной поддержкиМетодологическая и правовая поддержка энергоаудита, энергосервисной деятельностиРазработка и утверждение адекватных методик энергоаудита, нескольких форм энергетического паспортаВысокие затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание современной энергосберегающей техникиПовышение информированности о новых технологиях, подготовка специалистов для обслуживанияСправочники наилучших доступных технологий по разным отраслям и межотраслевыеСобственных средств предприятий недостаточно для реализации мероприятийСоздание региональных, корпоративных, отраслевых револьверных фондов для финансирования энергосберегающих проектов и программВнесение изменений в Федеральное и региональное законодательство по энергосбережению, ГоспрограммуОтсутствует полная информация о мерах государственной поддержки и возможностях ее полученияИнформирование предприятий (по регионам, отраслям) о возможностях и формате государственной поддержкиКоррекция Государственной Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Из имеющихся организационных барьеров наиболее значимыми являются:

  • отсутствие систем мотивации сотрудников предприятия в энергосбережении и практики поощрения сотрудников, выдвигающих и внедряющих предложения для проведения МЭС;
  • отсутствие на предприятиях программ обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов в области энергосбережения.

Проведенный анализ не выявил значимых отраслевых различий в составе выявленных барьеров. Практически, состав барьеров, входящих в первую десятку по значимости для той или другой отрасли, оставался неизменным, изменялось только место барьера в рейтинге. Из отраслевых особенностей можно выделить: большую значимость технических и технологических барьеров для целлюлозно-бумажной промышленности (отсутствие технологий и технологических решений для реализации существующего потенциала энергосбережения) и общесистемных для металлургической промышленности (низкий уровень подготовки энергоменеджеров, отсутствие стандартов энергоаудита, слабое развитие энергосервиса). Отраслевые различия в первую очередь определяются степенью развития процессов энергосбережения на предприятиях отрасли (металлургия), а также технологическими особенностями отраслей (целлюлозно-бумажная промышленность).

Одним из важнейших инструментов, который рассматривался в качестве приоритетного при формировании государственной политики энергосбережения в промышленности, но по различным причинам получил широкого распространения, являются целевые соглашения по достижению заданных показателей повышения энергоэффективности с крупными энергоемкими предприятиями. Предприятиям, принявшим такие обязательства, могут предоставляться налоговые льготы и субсидии на закупку энергоэффективного оборудования или пониженные ставки налогов на выбросы. Применение этого инструмента потребует разработки системы целевых показателей энергоэффективности в промышленности для мониторинга соблюдения соглашений. При этом, как показал упоминавшийся ранее опрос, предприятия испытывают потребность в информации, позволяющей сравнить эффективность использования ТЭР со среднеотраслевыми и лучшими показателями по отрасли (более 50% опрошенных), и отмечают, что отсутствие такой информации является одним из барьеров для планирования и реализации мероприятий по энергосбережению (более 35% опрошенных).

Общий комплекс мер по нейтрализации и устранению выявленных барьеров в энергосбережении приведен в таблице выше.

Примечания: 1 В подготовке материала принимали участие Гашо Е. , Степанов И. , Южаков В. 2Стимулирование выпуска энергоэффективной продукции, тарифное регулирование, содействие внедрению энергоменеджмента на предприятиях, субсидирование процентной ставки по кредитам и др.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий