23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г Энергоэффективность

Республика Казахстан – индустриальная страна, одним из основных источников экономического роста которой является добыча полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база страны состоит из более 5 тысяч месторождений, прогнозная стоимость которых оценивается в десятки трлн. долларов США. Республика занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе место по запасам серебра, свинца и хромитов, третье – по меди и флюорита, четвертое – по молибдену, шестое – по золоту. В части энергетических ресурсов, в соответствии со Статистическим обзором мировой энергетики, подготовленным компанией BP в 2014 году, Казахстан занимает 12 место в мире по подтвержденным запасам нефти и 21-е место – по подтвержденным запасам газа. Кроме того, республика занимает 8 место по запасам угля и 2 место по запасам урана.

Казахстан также имеет значительные запасы нефти и газа, которые сосредоточены в западных областях страны. Сегодня Казахстан относится к разряду ведущих нефтедобывающих государств мира, с годовым уровнем добычи более 80 млн. тонн нефти и газового конденсата, при этом планируется увеличить ежегодную добычу нефти до 120 млн. тонн к 2020 году.

Помимо промышленности, в Казахстане традиционно большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства. Казахстан входит в десятку ведущих мировых экспортеров зерна и является одним из лидеров по экспорту муки. До 70% пахотных земель на севере страны занято зерновыми и техническими культурами – пшеницей, ячменем, просом. На юге страны выращивают рис, хлопчатник, табак.

Экономическая география Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов:

• Северный Казахстан — развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика.

• Восточный Казахстан — цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство.

Читайте также:  Прогноз погоды в Иркутской области: будьте в курсе весь месяц

• Западный Казахстан — крупнейший нефтегазодобывающий регион.

• Центральный Казахстан — чёрная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство.

• Южный Казахстан — цветная металлургия, приборостроение, лёгкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство. Сельское хозяйство представлено производствами хлопка, риса, шерсти, зерна, плодоовощной продукции.

Внешнеторговый оборот Казахстана в 2013 году составил более 131 млрд. долларов.6 Главными экспортными товарами является продукция добывающей, топливно-энергетической, металлургической и химической промышленностей, а также зерновой индустрии. Основные торговые партнеры — страны СНГ и Балтии. Самый крупный торговый партнёр – Россия. Из государств дальнего зарубежья успешно развиваются торговые связи с Германией, Турцией, Швейцарией, Чехией, Италией, Китаем, США, Великобританией, Южной Кореей и другими.

Не смотря на наличие больших запасов природных ресурсов, Республика Казахстан принимает активные меры по развитию не сырьевых экспортно-ориентированных производств и осуществление постепенного перехода на производство высокотехнологичной продукции. В этих целях с 2010 года успешно реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР).

Однако комплекс предпринятых мер не позволил пока значительно изменить структуру экономики Казахстана. Большинство не сырьевых отраслей промышленности все еще характеризуются низкой производительностью и конкурентоспособностью. Страна остается подверженной колебаниям цен на сырьевые товары. В этой связи, правительством готовятся более агрессивные меры по реализации второй индустриальной пятилетки – ГПФИИР-2, которая намечена на 2015-2019 годы.

В целях содействия развитию экономики страны, обеспечению доступа казахстанской продукции на международные рынки, свободного передвижения товаров, капитала и рабочих ресурсов по Евразийскому региону, Республика Казахстан активно участвует в региональных интеграционных процессах. В 2010 году Казахстан вступил в Таможенный союз, а 29 мая 2014 года в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между Россией, Казахстаном и Белоруссией. На завершающей стадии находятся переговоры по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию.

В настоящее время страной начинает реализовываться новая стратегия развития «Казахстан-2050», основной целью которой является вхождение Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году. Новый курс развития должен привести к формированию в Казахстане конкурентоспособной и наукоемкой модели экономики.

С принятием Казахстаном «Стратегии «Казахстан 2050» и Концепции перехода к «зеленой» экономике, страной был выбран принципиально новый путь развития общества. Согласно Концепции, ключевую роль будет играть направленность государственной политики на снижение воздействия на окружающую среду, ресурсосбережение и достижение высокого уровня качества жизни населения.

Одним из центральных моментов в последовательном переходе к зеленой экономике является энергоэффективность. В настоящее время по показателю энергоемкости ВВП Казахстан находится в числе стран с наиболее высокими значениями. По мнению экспертов Хартии, в Казахстане сосредоточены значительные возможности повышения энергоэффективности в промышленности, энергетике, ЖКХ и транспорте.

С 2012 года в Казахстане был принят ряд законодательных актов, определяющих основные требования в области энергоэффективности, в качестве основного документа в настоящее время выступает закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Правительством Республики Казахстан также поставлена цель по снижению энергоемкости ВВП не менее чем на 40 % к 2020 году от уровня 2008 года.

Учитывая условия доступности дешевого топлива и поддержания на низком уровне тарифов на электроэнергию и тепло в Казахстане, мероприятия по энергосбережению требуют существенных инвестиций и имеют сравнительно длительные сроки окупаемости. Главной задачей государства в достижении поставленных целей по снижению энергоемкости ВВП является формирование эффективно работающей законодательной базы с целью стимулирования повышения энергоэффективности в энергоемких секторах экономики.

На энергетику приходится около 47% от общего потребления первичных энергетических ресурсов. При этом в сфере энергетики наблюдается высокая доля износа генерирующего и электросетевого оборудования, что в результате приводит к низкой эффективности генерации электроэнергии и сравнительно высокой величине потерь в электрических сетях.

В промышленном секторе, высокий уровень энергопотребления обусловлен, в первую очередь, деятельностью таких энергоемких отраслей экономики, как нефтегазовая, металлургическая и горнорудная. При этом существенно влияет на эффективность промышленности техническое состояние оборудования и проблема снижения загрузки предприятий. Ряд законодательных ограничений, принятых в части энергопотребления в промышленности пока не дал положительных результатов. Анализ утвержденных норм энергопотребления в промышленности показал их неприменимость к условиям работы части предприятий, особенно в горно-металлургической и угледобывающей отраслях.

В части жилищно-коммунального хозяйства, большинство существующего жилого фонда состоит из многоквартирных домов с центральным отоплением на основе котельных или ТЭЦ. Для сетей центрального отопления при текущем состоянии инфраструктуры характерна низкая эффективность и значительные потери тепла. В среднем, жилые дома в Казахстане потребляют в три раза больше энергии на единицу площади, чем в странах Северной Европы. Высокий уровень тепло потерь в основном связан с устаревшим оборудованием, а также с отсутствием должного ремонта.

На транспортный сектор приходится до 17% от общего потребления первичных энергетических ресурсов страны, при этом техническое состояние части парка автотранспортных средств и качество используемого топлива, оказывают существенное влияние на удельное потребление топлива и выбросы вредных веществ. Переход на новые стандарты качества топлива, внедрение современных навигационно-информационных систем позволят повысить энергоэффективность транспортного сектора и увеличить пропускную способность транспортной системы.

Эксперты Энергетической Хартии и Ассоциации KAZENERGY подготовили рекомендации2 по повышению энергоэффективности в основных энергопотребляющих отраслях экономики Казахстана:

В энергетическом секторе рекомендуется:

В промышленном секторе рекомендуется:

В секторе ЖКХ (в т.ч. в освещении) рекомендуется:

В сфере транспорта рекомендуется:

В деталях с отчетом можно ознакомиться в приложении к данной заметке.

Политика в области энергосбережения и повышения

Примеров из практики 3: Энергетическая сеть крупных промышленных предприятий

Пример из практики 5 — Промышленные предприятия с индивидуальными показателями

Пример из практики 7 – Повышение энергетической эффективности на промышленных

предприятиях путем совершенствования методов управления спросом на энергию и

Пример из практики 8 – Проект поддержки внедрения системы управления

Пример из практики 28 — Маркировка и минимальные стандарты

Пример из практики 34 — Бюджетно-налоговое стимулирования энергосбережения в хозяйственном секторе: Ecobonus 2014 и налоговые льготы на модернизацию и более

1.1 Ситуация в Казахстане по модернизации жилых домов

Введение Для Казахстана сбережение энергии и ресурсов является важной темой будущего. При этом тепловая энергия играет важную роль для всего жилищного сектора, который потребляет около 40% тепловой энергии. Однако, в Казахстане именно в этой области энергоэффективность очень низка. Около 32% зданий находятся в очень плохом состоянии по причине отсутствия мероприятий по санации. К примеру, потребление тепла в казахстанском многоэтажном доме, воздвигнутом промышленным способом, составляет приблизительно 240 кВт/м² в год, что в среднем почти два раза выше, чем в подобном европейском доме. Причинами отсутствия незамедлительных мероприятий по санации являются слабое развитие структуры управления жильем, а также отсутствие на рынке технического ноу-хау. Результатом бесплатной передачи нанимателям квартир бывшего государственного жилищного фонда стала доля собственников жилья в размере 97,6%. Менее чем 10% этих новых собственников жилья организуются в самоуправляющие структуры (КСК — кооператив собственников квартир). Собственникам жилья не хватает специальных знаний по целенаправленному управлению жилой недвижимостью, жилищным управляющим компаниям и проектным бюро не хватает ноу-хау в техническом планировании и проведении энергетической санации зданий. Не существует совместной работы с администрацией города и банками относительно субсидий и кредитов для собственников жилья. Кроме того, отягощает ситуацию то, что в Казахстане мало специалистов, которые были бы в состоянии провести санацию здания по европейским стандартам и с оптимальным энергосбережением.

Статистические данные по жилищному фонду республики Казахстан

Жилищный фонд республики Казахстан (Рис. 1)

18,7 м2 на человека 167,3 млн. м2 (59%) – городское жильё 116, 6 млн. м2 (41%) – сельское жильё 159, 9 млн. м2 (56%) – многоквартирные дома 124,0 млн. м2 (44%) – индивидуальные дома Общая площадь многоквартирного жилого фонда (МЖД) – 157,7 млн. м2. Более 9 млн. человек проживают в МЖД.

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Состояние многоквартирного жилого фонда (Рис. 2)

Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства в РК • Высокий уровень износа основных средств • Несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы • Отсутствие достоверной информации о техническом состоянии объектов • Низкая инвестиционная привлекательность отрасли • Отсутствие научных исследований и разработок на системной основе • Неэффективная тарифная политика • Низкий уровень информированности населения • Низкая квалификация специалистов отрасли

Программа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) 2010 – 2020 гг. Для того чтобы жилищный сектор решил выше перечисленные проблемы, казахстанское Правительство 27 сентября 2010 издало «Отраслевую программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года». Некоторые её результаты и планы на будущее:

ЖИЛИЩНЫЙ СЕКТОР: ЦЕЛЕВОЙ ИНДИКАТОР – доля МЖД, требующих капитального ремонта, снизится от 32% до 22% к 2015 году, до 10% к 2020 году

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Количество отремонтированных и не отремонтированных домов (Таб. 1)

КОММУНАЛЬНЫЙ СЕКТОР: ЦЕЛЕВОЙ ИНДИКАТОР – Протяженность модернизированных сетей к 2020 году будет составлять свыше 81 тысячи километров

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Протяжённость модернизированных сетей (Таб. 2)

ОБЪЕМ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПО ПРОГРАММЕ ЖКХ

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Выделяемые средства бюджета (Таб. 3)

Ремонт многоквартирных домов – одно из основных направлений программы модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы. Эту задачу намечено решить с привлечением средств собственников квартир.

Ремонт многоквартирных жилых домов предлагается производить параллельно по двум механизмам финансирования По первому механизму из республиканского бюджета Акиматам (городским администрациям) выделяются средства для вложения в cоциально- предпринимательские корпорации (СПК) — бизнес — структуры государственно-частного партнёрства, созданные в Республике Казахстан ещё в 2006-2007 годах, прибыли которых вкладываются в социальные и экономические проекты того региона, где они созданы. Затем между КСК (кооператив собственников квартир) , подрядчиком и СПК заключается договор о капремонте. Жильцы вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 % от стоимости ремонта. Остальные 85 % подрядчику выплачивает СПК, позднее для возврата этих средств жильцы будут уплачивать ежемесячные взносы на специальный сберегательный счёт. Возвращённые суммы СПК использует на ремонт других домов. В перспективе роль данных корпораций возьмут на себя банки второго уровня.

По второму механизму из республиканского бюджета Акиматам выделят займы под 0,1 % годовых на 7 лет. На эти средства в 2011-2012 годах Акиматы создадут специализированные уполномоченные организации — ТОО или АО со 100 % участием государства. С 2013 года между КСК и этими ТОО начнётся заключение договоров о капремонте. По согласованию с общим собранием жильцов ТОО выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ. Жильцы вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 % от общей стоимости ремонта, 85 % вносит ТОО. Жильцы домов, как и в первом механизме, возвращают постепенно эти 85 %. В перспективе роль ТОО возьмут на себя предпринимательские структуры

Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», 2012 г.

Проект ПРООН/ГЭФ (Программа развития ООН / Глобальный экологический фонд) «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения», 2007-2013гг. Цель проекта — сокращение выбросов парниковых газов от коммунальных систем теплоснабжения в Казахстане и подготовка основ для устойчивого развития коммунального сервиса, принимая во внимание местные и глобальные экологические проблемы.

Проект способствует созданию основ для продвижения энергоэффективности в секторе жилищно-коммунального теплоснабжения, совершенствует: 1. нормативно-правовые рамки, 2. условия для привлечения инвестиций, 3. обучение, информирование и мониторинг

Пилотные проекты по санации жилых домов из проекта «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения» В пилотных проектах опробованы три организационно-финансовые модели энергосберегающей санации жилых домов 1. «Энергоэффективный КСК» (г. Астана) 2. «Энергосревисная компания» (г. Караганда) 3. «Все расчеты через КСК» (г. Алматы) Во всех моделях апробируется возврат инвестиций, вложенных в энергоэффективное оборудование и технологии через достигаемую экономию тепловой энергии.

Энергоэффективный КСК» (Пилотный проектс энергосберегающими мероприятиями в г. Астана, пр. Абылай хана, 7/1 и 7/2)

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Финансовая модель «Энергоэффективный КСК: раздельные расчёты за тепло и энергосервис» (Рис. 3)

Пилотный проект в Кооперативе собственников квартир КСК «Айнур», был зарегистрирован в 2006 г. в Департаменте юстиции г.Астана в форме некоммерческого юридического лица. КСПК является формой управления кондоминиума, образованного в жилых домах пр. Абылай хана, 7/1 и 7/2. Колличество членов КСК 300 человек. Средний бюджет КСПК (на момент начала реализации проекта – 2009 год – достигал около 100 000 тенге в месяц). Основной источник дохода – эксплуатационные сборы с жильцов (25 тенге с 1 м2 в месяц). Летом 2008 г. КСК «Айнур» провел работу в отношении нормализации теплоснабжения своих двух домов. Руководство КСК провело общее собрание жильцов дома, где собственники квартир были ознакомлены с проблемами в теплоснабжении, в частности было рассказано о неработающей в тепловых узлах зданий тепловой автоматики, разбалансировке системы отопления. Перед жителями был поставлен вопрос о сборе целевых средств на устранение указанных недостатков в тепловых узлах. В этот же период КСК «Айнур» обратилось к проекту ПРООН / ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения» Цель проекта: демонстрация сокращения тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение двух жилых многоквартирных домов за счет эффективной организации управления теплопотреблением собственниками квартир. Апробирование финансовой модели «Энергоэффективный КСК: раздельные расчёты за тепло и энергосервис» Задачи: 1. Вовлечь собственников квартир в процесс управления теплоснабжением МЖД; 2. Установить систему автоматического регулирования расхода тепла в тепловых узлах зданий. Финансирование и управление проектом: Проект ПРООН / ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения» КСК «Айнур». Затраты на проект в 2-х зданиях составили 7,6 млн. тенге. Исходная ситуация в 2-х многоквартирных домах: • отсутствовала система учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение; • жители при любом теплопотреблении платили одинаково; • замечания со стороны энергоснабжающей организации – отсутствие ряда элементов тепловой автоматики, ненадлежащая наладка параметров горячего водоснабжения, настройка элементов системы автоматического регулирования теплового потока и др.; • в тепловых пунктах, подвалах зданий, установленная компанией застройщиком тепловая автоматика не работала, требовалась ревизия и наладка оборудования, большинство узлов требовало замены. Выполненные работы: • собственники квартир проинформированы и обучены действенным способам сбережения тепловой энергии и получению различных типов выгод, повышена их ответственность за надлежащей состояние жилого дома и его инженерных сетей; • обеспечена автоматическая регулировка расхода тепла на обогрев и горячее водоснабжение здания с учетом реальных температур наружного воздуха приходящего теплоносителя; • обеспечены условия для поддержания комфортной температуры в помещениях; • сотрудники КСК обучены поиску необходимых ресурсов для реализации энергосбережения, в т.ч. и посредством создания и функционирования фонда для энергосбережения за счет сэкономленных средств по оплате за потребленную тепловую энергию; • собственники квартир вовлечены в необходимые процессы по управлению объектом кондоминиума через КСК для обеспечения эффективного содержания жилья с целью повышения энергетической эффективности зданий.

Результаты Общая экономия за один отопительный период по каждому дому – около 344 тыс. тенге (в сравнении с нормативной величиной) Общая экономия теплоэнергии на нужды отопления и ГВС – примерно 123 гКал по каждому дому (в сравнении с расчетной величиной) Снижение эмиссий ПГ – примерно 53 т в эквиваленте СО2 по каждому зданию за отопительный сезон За 13 месяцев 2010-2011 гг. работы оборудования в 2-х домах КСК «Айнур» обеспечена экономия 325,6 Гкал тепловой энергии. Общая экономия жильцов по оплате за тепловую энергию 2-х зданий за 13 месяцев работы оборудования составила 918,4 тыс. тенге. В КСК «Айнур» создан фонд энергосбережения, в котором накапливается средства, полученные в результате экономии тепловой энергии. Размер сборов в фонд составляет в среднем 700-1500 тенге с одной квартиры в месяц отопительного сезона. В марте 2011 г. за счет средств фонда энергосбережения были смонтированы энергосберегающие (светодиодные) лампы освещения и датчики звука в подъездах. Выполнен капитальный ремонт трубопроводов в подвалах зданий, в т.ч. с использованием средств фонда энергосбережения.

Механизмы восстановления инвестиций В демонстрационном проекте, выполненном в КСК «Айнур» была создана и апробирована финансовая модель «Энергоэффективный КСК: раздельные расчёты за тепло и энергосервис». Проектом ставилась задача создать и апробировать дееспособность фонда энергосбережения КСК. Для организации этого проектом ПРООН/ГЭФ была разработана принципиальная модель, схема которой показана на Рис. 3. Выбранный подрядчик выполняет модернизацию теплового узла дома. КСК рассчитывается с подрядчиком полностью за выполнение работ. В процессе эксплуатации модернизированного теплового узла дома начинается экономия теплопотребления. (Экономия теплопотребления – это разница между оплатой по городскому нормативу (так потребитель рассчитывался до выполнения проекта) и реальным потреблением тепла по установленному прибору учёта (так потребитель рассчитывается после проекта)). По установленному прибору учета тепла собственники рассчитываются за потреблённую теплоэнергию с поставщиком теплоэнергии. ТОО «Астанаэнергосбыт» (по индивидуальным счетам-извещениям, выставленным на каждую квартиру). По модели – из фонда энергосбережения собранные средства должны поступать кредитору в соответствии с заключённым между ним и КСК договором. Таким образом, собственник не обременён дополнительными расходами на энергосбережение – он платит столько же за тепловую энергию, сколько и платил ранее. Такая схема должна работать до полного возмещения затрат (т.е. до погашения займа, выданного КСК на реконструкцию теплового узла). Поскольку в демонстрационном проекте такого заёмщика средств не было (проект ПРООН выделил грант КСК на выполнение проекта), то средства, полученные в результате капитализации экономии теплоэнергии, должны были скапливаться в фонде энергосбережения КСК. При КСК была создана комиссия из числа собственников квартир для принятия решения об использовании этих средств в целях дальнейшего энергосбережения – например, установки энергосберегающих ламп, утепления кровли и. т.д. При апробации Фонда энергосбережения для установки систем учёта тепловой энергии, созданном при поддержке ПРООН/ГЭФ на базе Ассоциации КСК г. Астаны, проводилась апробация возвратности инвестиций на основе заключённых договоров между Ассоциацией КСК города и пилотными КСК. После установки систем учёта тепловой энергии в жилых многоквартирных домах образовывалась также разница между оплатой по нормативу и факту потребления тепла. Эта разница капитализировалась собственниками квартир и перечислялась КСК на основе подписанных договоров (аналог перформенсконтракта).

Расчёт планируемого срока окупаемости

Капитальные затраты включают себя стоимость оборудования и монтажных и пусконаладочных работ Операционные расходы — расходы, связанные с годовым обслуживанием оборудования тепловой автоматики Годовая экономия — экономия денежных средств на оплате за потребленную тепловую энергию на нужды отопления, принятая с октября 2009 — октябрь 2010 гг. Курс доллара по отношению к тенге принят – 147 Расчёт для отдельной квартиры (60 м2)

«Энергосревисная компания» (Пилотный проект «Капитальный ремонт и модернизация МЖД по ул. Мустафина-26, Караганда»)

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Финансовая модель «Энергосревисная компания» (Рис. 4)

Информация о многоквартирном доме по ул. Мустафина-26 в г. Алматы:

Выполненные виды работ. В настоящее время в жилом доме за счет средств ЭСКО установлен современный автоматизированный тепловой пункт и локальный водогрейный пункт.

Произведена полная замена трубопроводной и запорной арматуры в тепловом узле. Установлены счетчик тепловой энергии, регулятор температуры ГВС прямого действия, циркуляционный насос на ГВС, присоединение контура системы отопления к центральным тепловым сетям произведено по независимой схеме с установкой 2-х теплообменников, для отпуска расчетного количества тепловой энергии установлен регулирующий клапан с электроприводом. В качестве управляющего системой принят электронный микропроцессорный регулятор с погодной компенсацией марки ECL200 с управляющей картой Р30. При помощи инновационного оборудования в 25 квартирах происходит автоматическая регуляция температуры в зависимости от уличной погоды, что позволяет экономить около 30 % тепловой энергии.

По Программе модернизации ЖКХ был произведен капитальный ремонт кровли, фасада, систем водопровода и канализации подвала и подъездов. По поддержке Проекта ПРООН/ГЭФ «Энергоэффективное проектирование и строительство жилых зданий» заменены окна. Общая стоимость проекта 45,9 миллионов тенге. Оценка результатов. Основными критериями оценки проведенных мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению являются: • экономический эффект (снижение потребления и стоимости энергоресурсов); • экологический эффект (снижение выбросов парниковых газов); • косвенные выгоды (повышение качественного уровня теплоснабжения). • связанные выгоды (внимание к проблемам энергосбережения приводит к повышению озабоченности проблемами общей эффективности системы, взаимоотношений потребителей и энергоснабжающих организаций, платежей и ответственности в сфере ЖКХ, отношения к бюджету потребителей).

Экономический эффект за один отопительный сезон

Апробирована бизнес-модель работы ЭСКО с жилым сектором зданий, которая предполагает заключение контракта с органом управления объектом кондоминиума (КСК или управляющей компанией) на организацию оплаты тепловой энергии собственниками квартир (Рис. 4).

«Все расчёты через КСК» (Пилотный проект МЖД «Максат-12/2», Алматы)

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Финансовая модель «Все расчёты через КСК» (Рис.6)

Характеристика МЖД «Максат-12/2»

Характеристики текущего состояния объекта:

• автоматическая система регулирования теплового потока тепла (АСРТП) в проекте не были предусмотрены; • отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии; • трубопроводы, по которым подается тепло внутри дома (в подвале), не имеют теплоизоляции; • фасад и крыша дома давно требуют капитального ремонта; • технический персонал КСК имел недостаточные представления и навыки о возможностях эффективного использования тепловой энергии в жилом доме; • у жителей дома, как и практически жителей всего КСК, имеется слабое представление о возможностях проведения энергоэффективных проектов в жилых зданиях; • для жителей дома с низким достатком расходы на тепло и горячую воду при постоянной тенденции их повышения являются обременительными, а стоимость мероприятий по эффективному использованию энергии в жилом доме чрезвычайно дорогой или непосильной для бюджета семьи.

Расчетное и измеренное значения энергопотребления до и после внедрения мероприятий по сохранению энергии обобщены в следующем энергетическом балансе.

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Система отопления. Тепловой узел оборудован элеватором для смешения греющей воды с нижним розливом, в качестве обогревательных приборов применены чугунные радиаторы марки М-90 (Рис. 7). Подача тепла в здание осуществляется от тепловых сетей города по зависимой схеме через водоструйный элеватор на вводе без регулятора теплового потока на отопление. Система горячего водоснабжения осуществляется по открытой схеме и также без фиксации температуры подаваемой горячей воды. Эксплуатация систем находится на крайне низком уровне.

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Термомодернизация МЖД «Максат — 12 мкр., № 2» (Рис. 7)

Выполненные мероприятия 1. Смонтирован блочный тепловой пункт (БТП), позволяющий в автоматическом режиме регулировать теплопотребление жилого дома в зависимости от фактической температуры наружного воздуха. Горячее водоснабжение при этом переведено на закрытую систему (будет функционировать в зимнее время, когда технологически возможна циркуляция теплоносителями от центральных тепловых сетей). 2. Элеватор, обеспечивающий до проекта подключение этого жилого дома к тепловым сетям не демонтирован. Наряду со смонтированным БТП его планируется использовать в качестве экспозиционного объекта при проведении разъяснительной работы среди собственников и КСК города для тиражирования подобных проектов. 3. На каждый стояк внутренней разводящей системы отопления здания установлен балансировочный клапан, что позволит распределять теплоноситель более равномерно с учетом экспозиции размещения дома (солнечная и теневая стороны). 4. Установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии с системой дистанционной передачи данных по мобильной связи. 5. Утеплены разводящие трубы в подвальном помещении. 6. В летний период КСК «Максат» произвёл замену окон в подъездах, а также за счет накопленных средств от экономии организована замена окон в квартирах на энергосберегающие конструкции. 7. Проводится оценка возможностей для проведения полного утепления фасада и крыши этого жилого дома за счет Программы модернизации ЖКХ. Для этого отрабатываются варианты использования утеплителя – минеральная вата, пенополистирол, энергосбергающая краска. Результаты Экономия энергии. По результатам проведенного энергоаудита сокращено потребление тепловой энергии зданием примерно на 20-25 % от базовой линии. В результате модернизации в здании жилого дома не только полностью устранены «недотопы», но и значительно снижен уровень «перетопов». Средняя экономия теплоэнергии составила 11,8 % (Рис. 8).

Удельное теплопотребление объекта в год, кВтхч/м2 Экономия, кВтхч/м2 в год Класс энергоэффективности до после до после 240,6 149 91,6 Е Г

23 ноября 2020 г. Казахстан рекомендовал пересмотреть классификацию зданий по уровням их энергоэффективности в рамках своих инициатив по энергоэффективности на 2020 г

Сравнительный анализ потребления тепловой энергии (Рис. 8)

Затраты и источники финансирования. Капитальные затраты на техническую часть демонстрационного проекта составили:

• 22 768 долларов — стоимость и установка БТП, • около 5 000 долларов — замена окон в подъездах на энергосберегающие, • примерно 18 000 долларов — замена окон в квартирах собственников на заемной основе из фонда энергосбережения КСК. • операционные расходы по обслуживанию установленного оборудования в тепловом узле составят примерно 1000 долларов в год. Основная задача пилотного проекта — устранение барьеров для организации работы револьверного фонда энергосбережения в КСК. Для этого проектом ПРООН/ГЭФ была разработана модель финансирования «Все расчеты через КСК» (Рис. 7). Для реализация этой модели был заключен договор между КСК «Максат» и АО «Алматинские тепловые cети» для централизованного (через КСК «Максат») расчета за потребленную теплоэнергию жилым домом. Договором предусмотрено, что после модернизации теплового пункта дома № 2 микрорайона № 12 и ввода в действие прибора учета тепловой энергии, КСК «Максат» будет оплачивать ТОО «Алматинские тепловые сети» за потребленную энергию, согласно показаниям счетчика. Собственники же квартир будут платить в КСК «Максат» как и ранее – по установленным тарифам ТОО «Алматинские тепловые сети» до тех пор, пока оборудование по модернизации теплового пункта не окупится, о чем есть протокол между собственниками квартир и КСК «Максат». Средства, полученные в результате этой экономии, будут аккумулироваться на специальном счете в КСК «Максат» — револьверном фонде и будут использоваться по решению жителей (комиссии по энергосбережению) на другие мероприятия для повышения энергоэффективности этого дома, а в дальнейшем – других домов этого КСК. В рамках проекта предусматривается: • Разработать программный продукт, позволяющего включать в единые счета-извещения оплату теплоэнергии для жителей дома с учетом капитализации достигнутой экономии; • Разработать механизм выдачи ссуд для жителей пилотного дома на замену обычных окон в квартирах на энергосберегающие с использованием средств револьверного фонда энергосбережения; Организовать работу револьверного фонда энергосбережения КСК «Максат» с привлечением комиссии по энергосбережению для контроля расходования этих средств.

По пилотным проектам санации жилых домов из г. Караганда, Мустафина 26 и из г. Алматы, КСК «Максат», МКР 12, д.2 имеется экспертиза из Германии, Проектное бюро ИПБ.Б ГмбХ, Берлин

Содержание экспертизы включает:

1. Анализ проведенного энергоаудита для трёх жилых зданий в Республике Казахстан 2. Контроль проведённых энергоаудитов 3. Оценка мероприятий, предложенных в предоставленных энергоаудитах, на их соответствие цели энергосбережения 4. Посещение трёх объектов, для которых были проведены энергоауд иты. При этом должно быть проверено соответствие предлагаемых мероприятий существующим требованиям к санации, а также необходимости реализации дополнительных мероприятий в целях энергосбережения 5. Проверка правильности энергоаудитов на соответствие реальности рассчитанной экономии энергии. 6. Разработка рекомендаций по рентабельности (расходы — энергосбережение), какие мероприятия являются целесообразными с учётом особенностей казахстанского климата 7. Расчёт энергетических паспортов с предложенными казахстанской стороной мероприятиями и теоретическую экономию энергии 8. Сравнение результатов казахстанских и немецких энергетических паспортов 9. Расчёт энергетических паспортов, который соответствует немецким нормам 10. Предложения по санации, рекомендации немецкой стороны 11. Разработка предложений по теплоизоляции: фасадов, крыш, потолков подвалов, включая предложения / рекомендации по строительным материалам и их качеству

Материал подготовлен Л. Шреккенбах, Инициатива Жилищное хозяйство в Восточной Европе (ИВО), Берлин

Казахстан уделяет большое внимание развитию возобновляемых источников энергии, и за короткий срок в стране уже введены более 110 объектов.

Созданные условия в первую очередь направлены на крупные проекты. В условиях глобальной урбанизации значительного увеличения доли ВИЭ в общей генерации можно достичь за счет реализации маломасштабных проектов, которые на сегодня не получили должного внимания.

Международным центром зеленых технологий и инвестиционных проектов при поддержке ПРООН ведется работа по изучению международного опыта и действующей нормативной базы для внедрения технологий ВИЭ на объектах гражданского строительства. В рамках данной работы разработаны три предложения:

Добровольная экологическая сертификация объектов строительства

Во многих странах мира действуют различные системы сертификации «зеленых» зданий с целью предоставления объективной информации о воздействии на окружающую среду и расширении экологически безопасных зданий. Среди наиболее распространенных можно выделить американскую систему LEED и британскую систему BREEAM, которая оценивает здания не только на этапе проектирования, но также на этапе эксплуатации и реконструкции.

В этой связи возникает вопрос, по какому сценарию пойти Казахстану: разработать свою национальную систему или же адаптировать международную?

Классы энергоэффективности зданий

Как и любые электроприборы, здания также имеют свои классы энергоэффективности, которые отражены в технических документациях здания.

При этом сегодня учитывается только потребление тепловой энергии. В этой связи МЦЗТИП считает необходимым пересмотреть правила определения класса энергоэффективности, чтобы учитывать также расход энергии на горячее водоснабжение и электроснабжение. Это позволит более точно оценить, насколько эффективно здание расходует энергию и будет способствовать использованию малых ВИЭ.

В стране внедрен инструмент энергоаудита зданий. Но, как показывает практика, энергоаудиторы выдают стандартные рекомендации. В основном это касается замены конструкции и освещения, утепления фасадов и установки тепловых пунктов.

В этой связи МЦЗТИП считает необходимым разработать методологию и провести тренинги по повышению квалификации энергоаудиторов для выработки не только общих рекомендаций, но также сделать акцент на вовлечение в хозяйственный оборот технологий ВИЭ.

Данные меры не требуют дополнительного выделения средств, в то же время будут способствовать развитию малых ВИЭ.

Энергосистема Казахстана на пределе. Дефицит почти в шесть миллиардов киловатт-часов к концу года прогнозирует профильное ведомство. Особенно остро стоит вопрос для южных регионов. С проблемой там сталкивались на протяжении всего 2022 года. Специалисты списывают это на износ оборудования и значительные потери в сетях, передает Tengrinews.kz со ссылкой на «Хабар 24».

Уязвимость энергетического сектора страны отчетливо показал прошлый год. Наблюдался рекордный дефицит электроэнергии на протяжении восьми месяцев. Сейчас этот показатель в сутки превышает 1 ГВт (гигаватт). По данным Минэнерго, к 2029 году потребление энергии увеличится на 20 процентов, в то время как производство будет составлять лишь 17 процентов.

«Почему пришел энергодефицит у нас в прошлом году, у нас как раз таки очень большое количество майнинга пришло, который потребляет очень большое количество электроэнергии, в том числе был еще большой скачок именно по экономике Казахстана, когда вышло большое потребление и наша энергосистема просто была не готова к этому», — рассказал заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Асылжан Мусин.

Всего по стране насчитывается 207 электрических станций, но и их недостаточно для быстро строящихся городов. В этом случае под вопрос ставится рациональность строительства жилых домов и предприятий без обновления энергетической инфраструктуры.

«Уже это ни для кого не секрет, кроме дефицита тепла, у нас есть дефицит воды и канализационных сооружений. Прежде чем ты строишь какой-то объект или часть города, ты должен обязательно запрограммировать или запроектировать некий резерв любых инфраструктурных мощностей. Будь то тепло или электроэнергия, вода, канализация или другое. Если ты этого не делаешь, то у тебя получатся просто коробки, которые будут ждать, что ты там достроишь три-четыре-пять ТЭЦ», — отметил эксперт в сфере энергетики Жусып Хайрушев.

Сегодня 19 казахстанских ТЭЦ находятся в критическом состоянии. На их ремонт планируют потратить 182 миллиарда тенге. Во время пика дефицита единую энергоситему Казахстана поддерживает соседняя страна. Это помогает компенсировать различия в производстве и потреблении электроэнергии.

«Во-первых, у нас дефицит, у нас неоткуда брать, у нас внутренних резервов нет, приходится покупать извне, из российской электросистемы. Потом, вы знаете, тарифы совершенно другие, и все это ложится на системных операторов, теперь это будет ложиться на самого нарушителя этого баланса. Это стимулирует, во-первых, к энергосбережению, это 100 процентов, потому что он лишний раз не включит лампочку там, в каком-то цехе. Или поставит какие-то там суперэнергосберегающие энерготехнологии. Второе, это его стимулирует на установку цифровых технологий», — говорит Жусып Хайрушев.

В Казахстане три энергетические зоны. Несмотря на то что они объединены в единую систему, самой энергодефицитной зоной считается юг. Развитая энергосеть севера и запада, где расположено около 70 процентов всех генерирующих объектов, позволяет передавать электроэнергию в южный регион. К слову, помимо модернизации ТЭЦ, идет активная реконструкция линий электропередачи протяженностью больше 26 тысяч километров.

«Эти работы однозначно необходимы. Разработан проект по реконструкции линий электропередачи. В настоящее время первый этап этой программы заканчивается по западному региону, в разработке у нас второй и третий этапы, которые будут по Северному и Центральному Казахстану выполняться. Большие проекты по усилению сети Западного Казахстана. Срок завершения — текущий год. В стации проектной проработки у нас проект по усилению южной зоны Казахстана», — рассказал заместитель главного диспетчера компании по управлению электросетями Даурен Шакенов.

Рынок ждут и другие изменения. С 1 июля Казахстан переходит к Единому закупщику электроэнергии. Ожидается, что это поможет восполнить объемы суточного графика производства-потребления и создать конкуренцию между предприятиями.

Также такой механизм, говорят представители Минэнерго, будет полезным шагом для развития возобновляемых и альтернативных источников энергии. Напомним, их к 2050 году планируют довести до 50 процентов.

«Единый закупщик электроэнергии, это у нас будет стопроцентно государственное предприятие. Также у нас работает единый закупщик по рынку мощности, это расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии. Организация на 100 процентов Министерства энергетики, но при этом также, чтобы была какая-то прозрачность, какое-то было доверие, не было каких-то спекуляций со стороны единого закупщика, она будет относиться к общественно значимым рынкам. Она будет все доходы и расходы этого предприятия регулировать», — рассказал заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Асылжан Мусин.

Чтобы решить проблему дефицита электроэнергии, власти планируют применить комплексный подход. В стране реконструируют 19 ТЭЦ, общий износ которых составляет 66 процентов. Отмечается, что введение с 1 июля единого закупщика, который уже успешно работает в других странах, будет решать проблему с адекватным образованием тарифов. Это также откроет равный доступ к электроэнергии и обеспечит прозрачность и эффективность балансирующего рынка электроэнергии и мощности.

10 июня 2022 года в городе Нур-Султане состоится торжественная конференция, посвященная завершению проекта «Повышение энергоэффективности в Казахстане».

Целью конференции является подведение итогов успешной реализации проекта в Казахстане, направленного на выполнение мер по повышению энергоэффективности зданий социального сектора (детские сады, школы, больницы) и оказанию технического содействия.

Ключевыми в повестке предстоящей конференции станут вопросы по энергоэффективности государственного сектора и обсуждение возможности по масштабированию проекта.

Программой конференции предусмотрено проведение пленарного заседания с участием международных и казахстанских экспертов, группы реализации проектов Всемирного банка.

В работе конференции примут участие депутаты Мажилиса Республики Казахстан, представители государственных органов, бизнес-структур и общественных организаций.

Напомним, что в рамках реализации проекта «Повышение энергоэффективности в Казахстане» осуществлены работы по модернизации 96 объектов социальной сферы. В результате модернизации по каждому объекту достигнута экономия энергоресурсов до 40 процентов, создано более двух тысяч рабочих мест, причем доля местного содержания в товарах и работах составила 85 процентов.

Проект показал успешные результаты и необходимость масштабирования аналогичных проектов в Казахстане.

Материал предоставлен МИИР РК

Представляя проект программы, вице-министр индустрии и новых технологий Республики Казахстан Нурлан Сауранбаев отметил, что программа по сути предполагает создание совершенно новой системы энергопотребления и включает в себя кардинальные подходы по 9 направлениям, передает inform.kz.

В частности, в рамках программы будет принят комплекс мер по обязательному повышению энергоэффективности промышленных предприятий. Так, до 2015 года более двух тысяч промышленных предприятий должны пройти энергоаудит. «Июль 2015 года — это уже крайний срок по прохождению промышленными предприятиями в Казахстане энергоаудита», — предупредил вице-министр.

По результатам энергоаудита, уже в 2015 году, планируется провести основной этап модернизации промышленности и энергетики в РК, а также комплекс мер по термомодернизации домов, обновлению автопарка страны, переходу на светодиодное освещение, обеспечению энергоэффективного строительства и привлечению частных инвестиций. При этом особое внимание в данной работе МИНТ РК будет уделять промышленному сектору, являющемуся приоритетным не только в потреблении всех энергоресурсов страны (более 50%), но и в энергосбережении (около 40% потенциала). Необходимо отметить, что рынок аудиторов, аккредитуемых министерством, уже создается — на сегодня существует более 25 компаний, которые работают в данной сфере. По данным МИНТ, интерес к казахстанскому рынку энергоаудита все больше проявляют иностранные компании из Европы, США, Японии и России.

В целом на реализацию программы планируется потратить более 1 трлн. 182 млрд. тенге (примерно $7,72 млрд.). Из указанных средств 1 трлн. 177 млрд. тенге будут выделены частными инвесторами. Остальные средства будут выделены из республиканского и местных бюджетов.

Благодаря предусмотренным программой мерам предполагается ежегодное снижение потребления энергоресурсов в стране на 10 %. Для успешной реализации программы были приняты более 3 тысяч нормативов энергопотребления, утверждены 200 технических стандартов по энергоэффективности, пересмотрены и ужесточены все строительные нормы, а также запущены 16 региональных и 5 отраслевых планов энергосбережения.

Кроме того, С 2014 по 2016 годы планируется осуществить проведение комплексного обследования 892 котельных теплопроизводительностью от 1 до 100 Гкал/час.

Как отметил первый вице-министр регионального развития Каирбек Ускенбаев, комплексное обследование котельных проводится с целью выявления фактического технического состояния и функциональных возможностей агрегата, соответствия оборудования существующей проектной или исполнительной документации, действующим нормам и правилам оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при выработке тепловой энергии для дальнейшей эксплуатации, модернизации или ремонта котлов.

В свою очередь глава МЧС Владимир Божко предложил утеплять магистральные и внутриквартальные сети для энергосбережения. По его словам, в работе тепловых котлов на ТЭЦ сталкиваются с проблемами, связанными с большими потерями на магистральных и внутриквартальных сетях.

«Это, прежде всего, зависит от того, что сети без соответствующей тепловой изоляции. В этой связи можно было бы рассмотреть предложение по внесению изменений в СНИПы, с тем, чтобы магистральные и внутриквартальные сети ложились трубами большого диаметра, но предизолированными, которые практически на порядок снижают потери энергозатрат», — пояснил В. Божко.

Также для стимулирования населения к покупке экономичных автомобилей будут уменьшены налоги на малолитражные автомобили и увеличены на более крупные.

Выслушав докладчиков, Премьер-Министр РК Серик Ахметов затронул один из проблемных, по его словам, вопросов — затянувшееся строительство трех центров энергоэффективности в Астане, Алматы и Актобе.

«Мы должны были ввести эти центры уже в первом полугодии этого года. Затянули. Возьмите на контроль эту ситуацию», — заявил С.Ахметов.

По словам вице-министра регионального развития Каирбека Ускенбаева, завершение строительства трех центров по энергоэффективности запланировано в текущем году. «Строительство идет по графику. В этом году мы завершим проект, на следующий год заложены средства по техническому оснащению центра», — сказал вице-министр.

Планируется, что центры энергоэффективности станут важными объектами для посещения в рамках «ЭКСПО — 2017» и наглядно продемонстрируют вектор развития экономики страны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По итогам обсуждений глава Правительства поручил обеспечить системный контроль за ходом реализации программы «Энергосбережение-2020».

«Программа будет регулироваться в рамках «Дорожной карты». Системный контроль по ее исполнению — это важно», — подчеркнул С.Ахметов.

Он поручил организовать ежеквартальный контроль и отчет на всех уровнях по реализации программы.

«Мы, наверное, в Правительстве определим систему, как будем заслушивать отчеты», — пояснил С.Ахметов.

Кроме того, глава Правительства поручил вести работу по проведению конкурсов в рамках программы для выявления лучших предприятий в области энергосбережения и активизировать пропаганду в этом направлении.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий