богатенков андрей энергоэффективность

богатенков андрей энергоэффективность Энергоэффективность

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-79182 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 15 сентября 2020 годаСетевое издание Leader ID, учредитель АНО «Платформа НТИ», главный редактор Болгова С. , 12+

богатенков андрей энергоэффективность

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЭНЕРГОСЕРВИС: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ» 10. 2020ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ:

  • Системный подход к процессу подготовки и сопровождения энергосервисных проектов;
  • Роль центров энергосбережения;
  • Основные барьеры при подготовке и согласовании энергосервисных контрактов в бюджетной сфере;
  • Практика реализации энергосервисных договоров в МКД;
  • Нормативноправовое регулирование и неурегулированные вопросы.

Бружмелев Михаил Викторович, заместитель директора СПбГБУ «Центр энергосбережения»Туликов Алексей Викторович, генеральный директор Ассоциации энергосервисных компаний – «РАЭСКО»Богатенков Андрей Александрович, эксперт в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере и информационных системПрезентация «Системный подход к процессу подготовки и сопровождения энергосервисных проектов. Роль центров энергосбережения»Сивцева Наталья Платоновна, директор Государственного автономного учреждения республики Саха (Якутия) «Центр развития жилищнокоммунального хозяйства и повышения энергоэффективности»Презентация «Об опыте реализации энергосервисных контрактов в Республике Саха (Якутия)»Титова Светлана Николаевна, начальник Управления инвестиций Администрации города СмоленскаКривцов Эдуард Игоревич, директор по продажам ООО «Световые технологии ЭСКО»Презентация «Самый светлый энергосервис в России»Абрамова Елена Рудольфовна, заместитель руководителя департамента активных продаж ООО «ЕЭС-Гарант»Королёв Евгений Артемьевич, директор дирекции монтажа и сервиса ООО «Росохрана Телеком»Презентация «Реализация энергосервисных контрактов в секторе ЖКХ и бюджетной сфере»В КРУГЛОМ СТОЛЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ: представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, центров энергосбережения, ресурсоснабжающих организаций, экспертное сообщество.

Содержание
  1. Контакты
  2. «Горячая» стадия – не время строить планы
  3. Общесистемные риски
  4. Что будет с ESG в новых условиях
  5. Новые перспективы для энергетики
  6. Потенциал систем менеджмента и энергоменеджмента
  7. Декларации и энергопаспорта
  8. Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью
  9. Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
  10. Планы по модернизации ГИС Энергоэффективность
  11. Какой может стать ГИС Энергоэффективность
  12. Государственная политика в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и экологии.
  13. Развитие региональных центров по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
  14. Климатическая политика. Подходы к снижению рисков введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в ЕС.
  15. «Зеленое строительство. Экотехнологии на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства»
Читайте также:  Продвигайтесь вперед в электронном обучении Marsu: учитесь, не выходя из дома

Контакты

Санкт-Петербург, пер. Гривцова, д

тел. : 8(812) 703-68-50

Что будет с энергетикой в условиях санкционного давления? Материал от 3 марта 2022 года, подготовлен в рамках Открытого интервью на портале «Энергетика и промышленность России» (видео ниже).

богатенков андрей энергоэффективность

Мария СТЕПАНОВА,
Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»

«Горячая» стадия – не время строить планы

Сейчас, днем 3 марта 2022, «горячая» стадия острой турбулентности и максимальной неопределенности. Невозможно планировать, режим «сориентироваться и выжить», обеспечить функционирование нужных систем.

Непонятно пока, что с транзакционной инфраструктурой, рыночными связями. Поэтому ТЭК просит общесистемной поддержки, упрощения процедур. Задача – повысить скорость принятия и реализации решений.

Кибербезопасность становится особым риском. ТЭК – объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ). Действуют соответствующие нормативные требования, проводились учения. Но понимаем, что кибербезопасноть – не бизнес энергетиков, строго говоря, в МЭИ этому не учили. Современный сложный мир не любит, когда мы ограничиваемся отраслями и специализациями, нужна междисциплинарность, это станет вызовом.

Пока тактика действовать по инерции для энергетики неплоха, т. обеспечивать текущую жизнедеятельность своих систем и следующих по цепочке.

Общесистемные риски

Через какое-то время, когда ситуация придет в новое динамическое равновесие, в новой «холодной» стадии придет время адаптироваться и строить планы.

В целом в экономике кратно возросли риски, от них страхуются низкой экономической активностью, дорогими деньгами, снижением горизонта планирования. А значит, дефицит инвестиций, конкуренция за них. Это особо проявится в коммунальной энергетике – можно ожидать еще более строгого регулирования тарифа, ЖКХ остается чувствительной сферой.

Высоки риски импортозависимости и недоступности ряда оборудования и компонентов – феномен cancel culture, которому нас подвергают, приводит к новым ограничениям доступа к технологиям, а значит, к сложностям с обновлением ПО, сервиса оборудования, техобслуживания и модернизации.

К сожалению, чем выше уровень автоматизации и цифровизации, тем больше труда потребуется, чтобы снизить эти риски. «Цифра», энергетическая гибкость и прочие прекрасные технологии созданы для хорошей жизни. Пока все будет упрощаться в пользу надежности – меньше удобства, больше безотказности. Сейчас надо будет проще и надежнее, не до сложных распределенных систем.

При этом та цифра и автоматизация, где мы не зависим от импорта, и где понятны эффекты, наоборот будет очень востребована.

Что будет с ESG в новых условиях

В «горячей» стадии точно не до ESG. Позже в новом равновесии – надеюсь, вернемся. Принципы ESG выражают гуманистические, общечеловеческие ценности, и для российских предприятий с высокой культурой управления эти принципы не новость – стремление к прозрачности, эффективности, забота о персонале, – они не сейчас и не с Запада появились.

Пока непонятно, что будет с государственным углеродным регулированием. Слышим о планах Минэнерго на очередной конкурс по ДПМ ВИЭ в сентябре. «Единая Россия» планирует партийную программу «Зеленая экономика». Однако стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов уже неактуальна хотя бы по причине планов на экономический рост, ее, как и подавляющее большинство плановых документов, надо будет пересматривать.

Пока мы живем в рынке, компонента Е (environment), подразумевающая декарбонизацию, подвержена рыночным рискам. Рынок зеленых проектов также движется деньгами, т. настроениями инвесторов. А они пока замерли, деньги дороги, горизонт планирования короткий. Компенсируют ли государственные инвестиции отток частных в зеленых проектах – вопрос оптимизма говорящего.

Тем не менее, свято верю, что каждый рубль сейчас надо вкладывать умнее, с большей отдачей, а энергоэффективные решения как раз такие.

При этом когда-то будет и третья, назовем ее «зеленая» стадия, когда объективно снова появится запрос и мотивация на демонстрацию ответственности бизнеса в самых разных проявлениях.

Новые перспективы для энергетики

Для повышения эффективности принятия и реализации решений в почти мобилизационных условиях увидим повышение централизации. Оптимистичный сценарий – повышение роли гражданских гос. органов, отобранных институтов развития и крупных госкорпораций, через которые будут приниматься решения и распределяться денежные потоки.

В части импортозамещения система ключевых игроков и их взаимосвязей сформирована, наверняка они будут скорректированы на новые условия, наверняка сюда будут вливаться новые государственные средства.

Все отрасли, не только ТЭК, сейчас будут смотреть на Китай и Ближний Восток с запросом на оборудование и решения, которые заменят подсанкционные.

Однако, уверена, неважно, рыночная мотивация или законы мобилизационного времени, увидим движение к оптимизации внутри – процессов, схем коммуникации и принятия решений.

Как внедренец и аудитор систем менеджмента, в первую очередь энергоменеджмента, вижу, как по-разному компании умеют использовать эти свои навыки. Сейчас как никогда нужна зрелая система корпоративного управления с быстрым метаболизмом.

Потенциал систем менеджмента и энергоменеджмента

Энергокомплекс надежен, и запас прочности есть. Но мир сложный, характеризуется новыми взаимной связностью и включенностью, которых не было, когда проектировались и строились существующие энергосистемы, это надо учитывать.

Потенциал системы энергоменеджмента можно использовать для адаптации к изменившимся условиям.

Во-первых, не дожидаясь конца года, заново проанализировать среду (контент организации), риски и возможности, а также интересы заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Во-вторых, для энергетиков ключевой компонент системы энергоменеджмента – энергетический анализ – поможет и здесь. Нужна ревизия, какими энергоресурсами управляем, насколько прозрачны их потоки, где потенциал навести больше порядка и снизить затраты. Причем сегодня все это поддерживается математическими методами, поэтому дает объективный результат. Хорошо, когда помогают цифровые инструменты – АСУ ТП и др.

Сегодня мы совмещаем консалтинг по энергоменеджменту с командными форматами работы с будущим – форсайтами или стратегическими сессиями. Такие практики могут быть полезны в компаниях и в стадии быстрой адаптации к новым условиям, когда реагировать надо быстро – они помогают и скорости принятия решений, и консолидации мнений и действий.

Но в целом, не надо жалеть усилий на подобную работу – хороший управленец и результаты его деятельности могут много и сэкономить, и заработать своей компании, в любых условиях.

Место энергетики в начале всех экономических цепочек означает, что в руках энергетиков серьезный рычаг. Как компании себя сконфигурируют в новых условиях, от этого будут зависеть дела у их потребителей, потребителей потребителей и всей экономики в целом.

https://youtube.com/watch?v=p4tYK7OVsGY%3Ffeature%3Doembed

Спасибо порталу “Энергетика и промышленность России” и главному редактор Валерию Преснякову за приглашение и возможность собрать мысли.

Больше материалов авторской колонки Марии Степановой

Федеральные органы исполнительной власти все больше задумываются о переустройстве и модернизации государственных информационных систем, за которые отвечают – без качественных данных невозможно принимать обоснованные решения и реализовывать свои функции.

Так и Минэкономразвития России, приняв ГИС «Энергоэффективность», планирует сделать ее действенным инструментом в реализации госполитики энергоэффективности. Наш эксперт помогает сформулировать подходы к модернизации ГИС «Энергоэффективность» с тем, чтобы она стала удобной и эффективной для всех сторон.

Разбираясь ранее с вариантами подачи энергодеклараций в 2020 году и новыми требованиями к бюджетным организациям по снижению потребления ТЭР, мы уже касались вопросов функционирования ГИС «Энергоэффективность» и работы в ней на местах.

Давайте посмотрим на существующую структуру ГИС «Энергоэффективность» и проанализируем перспективные потребности в соответствии с планами уполномоченного ФОИВ – чего ждать регионам, муниципалитетам и бюджетным учреждениям, и какой функционал был бы удобен и полезен им.

Сам портал не обслуживается и не обновляется уже какое-то время: последние новости законодательства – январь 2019, библиотека энергосберегающих решений – бессистемный список. В рамках перехода полномочий по госполитике энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России функции оператора ГИС «Энергоэффективность» также перешли к Минэкономразвития. К сожалению, переходный период затянулся.

В настоящее время в ГИС «Энергоэффективность» доступны следующие подсистемы:

  • направление копий энергетических паспортов в Министерство энергетики Российской Федерации – passport.gisee.ru;
  • подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью – ps-ues.gisee.ru;
  • модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» – dper.gisee.ru.

Декларации и энергопаспорта

Здесь давно все обкатано. Декларации нужны, принимаются пока по старой форме, но Минэкономразвития собирается изменить и форму декларации, и соответствующий модуль ГИС ЭЭ.

Что касается энергопаспортов, после отмены обязательных энергоаудитов их поток стал значительном меньше. Функции координации и контроля деятельности СРО в области энергетических обследований, а с ними и сбор и анализ данных паспортов и отчетов, также перешли от Минэнерго к Минэкономразвития России. Были еще предложения в рамках «регуляторной гильотины» отменить обязательность членства энергоаудиторских компаний в СРО, а в таком случае придется заново выстраивать механизм сбора энергопаспортов и отчетов об энергетических обследованиях. Но эти предложения пока остались предложениями.

Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью

Это атавизм, сохранившийся со времен постановления Правительства РФ от 25. 2011 №20 «Об утверждении правил представления федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Постановление морально устарело, и модуль не несет в новых условиях функциональной нагрузки.

Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности

Согласно ст. 23 федерального закона №261-ФЗ, информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:

  • о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации;
  • об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, к которым эти данные необходимо приводить;
  • об объеме использования энергетических ресурсов и об энергосбережении в разрезе отраслей экономики, ЖКХ, жилищных фондов, регионов и муниципальных образований;
  • об оснащенности приборами учета в разрезе государственного, муниципального, частного жилищных фондов, регионов и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования;
  • полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, из энергопаспортов, отчетов по результатам энергетического обследования, энергодеклараций, информации из реестра СРО в области энергетического обследования;
  • о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе для обеспечения государственных или муниципальных нужд, об объеме планируемой в них экономии;
  • о продукции и технологических процессах с высокой энергетической эффективностью, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • о федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кое-что можно почерпнуть из постановления Правительства РФ от 01. 2010 № 391 (ред. от 25. 2019) «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» (вместе с «Правилами создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»).

Согласно п. 4 Правил, создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы. По решению Министерства экономического развития Российской Федерации деятельность по эксплуатации, развитию, в том числе по обработке информации, содержащейся в государственной информационной системе, осуществляется с привлечением подведомственных Министерству учреждений (на практике – Всероссийская академия внешней торговли).

Согласно п. 5 Правил, информация, содержащаяся в государственной информационной системе, включает в себя сведения, установленные 261-ФЗ, а также:

  • а) данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
  • б) средние показатели энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта;
  • в) количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • г) данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;
  • д) показатели энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
  • е) данные о потенциале снижения показателей энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
  • ж) данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • з) установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;
  • и) перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Планы по модернизации ГИС Энергоэффективность

Вспомним проекты нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны Минэкономразвития:

  • методические рекомендации по расчету потенциала снижения суммарного объема потребляемых ресурсов;
  • методика расчета значений целевых показателей;
  • приказ по изменению энергетической декларации и порядку ее подготовки и сдачи;

Больше никакие нормативные требования, за исключением технических, не должны повлиять на структуру и функционал ГИС «Энергоэффективность», именно с учетом названных выше положений и должна состояться модернизация ГИС «Энергоэффективность» до версии 2. 0, чтобы «оживить» и сделать работоспособной систему.

Однако не все так просто. Сделав верхнеуровневую систему, каковой и должна являться ГИС, ФОИВ должен получить инструмент для мониторинга и исполнения установленных целевых показателей в целом по территории РФ, что означает наличие сквозного учета с уровня каждого отдельного объекта.

Пообъектные данные присутствуют в энергетических декларациях, но эти данные пока особо не используются.

Какой может стать ГИС Энергоэффективность

Итак, пока общеописательно, без технических аспектов, порассуждаем, как можно подойти к разработке ГИС «Энергоэффективность», каким может быть техническое задание на ее модернизацию.

ГИС «Энергоэффективность» 2. 0 должна базироваться на программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, агрегированных по региону, но с полной картиной по каждому из соисполнителей программы соответствующего уровня и до конечного объекта. В свою очередь, для этого нужны региональные сегменты ГИС.

Это значит, что в ГИС должны быть жестко закрепленные единые справочники – единая для всех НСИ (нормативно-справочная информация) в части определения объектов, мероприятий, показателей и их методик расчетов для обеспечения однотипности на всех уровнях. Ее предстоит создать и утвердить, чтобы все пользователи вводили информацию максимально единообразно, а значит, с большими возможностями для последующей аналитики.

Необходимо обеспечить математическую логику расчета показателей (которые еще не приняты) – формулы расчета, определенные методикой, должны быть едины, и лучше вшиты в систему, чтобы пользователи сами не занимались расчетами и не плодили разночтения. Конечно, следует руководствоваться принципом одноразового ввода информации пользователем и затем использования именно этого значения, во избежание дублирования и разночтений.

Система, очевидно, будет формировать программы из мероприятий и программ нижнего уровня (с учетом прошедших согласований, уровней доступа и проч. ) путем соответствующей агрегации. Необходимо определить, какие сегменты в каком порядке участвуют в этом слиянии (ожидаем, что это будет определено в нормативном акте, который заменит постановление Правительства №1225) – по ресурсоснабжающим организациям, бюджетным учреждениям, социальным отраслям и т.

Хорошо бы создать функционал, чтобы каждый объект был привязан к своим энергетическим декларациям, паспорту и отчету по результатам энергоаудита, если таковой проводился, и программе. Это даст полный и объемный энергопрофиль объекта в динамике с отличными возможностями аналитики как на уровнях отрасли, муниципалитета, региона, Федерации, так и для потенциальных исполнителей энергосервисных контрактов.

Логично предусмотреть расчет текущих и перспективных классов энергетической эффективности зданий объектов бюджетной сферы (по-хорошему, для полной картины по территории нужно видеть и жилищный сектор, МКД; это может достигаться интеграцией с ГИС ЖКХ), причем нужны данные как по текущим, так и по  перспективным классам (с учетом реализации программ).

Пользователям – бюджетным учреждениям очень бы пригодился сервис-калькулятор в помощь подготовке документации для энергосервисных контрактов. Имеются в виду методики расчетов и верификации данных (на основе постановления Правительства №636 и соответствующих методик). Очевидно, с учетом данных энергодеклараций процесс расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) может быть значительно облегчен.

Наконец, «вишенка на торте» — система сможет на основе данных региональных сегментов автоматически формировать информационную основу программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по Российской Федерации; готовить информационное сопровождение государственного доклада о состоянии энергосбережения на реальных данных, а также отчетность и аналитику для принятия оперативных регулирующих решений.

Лишь с учетом данного подхода можно будет повернуть государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности лицом к участникам, не требуя отчетов, программ и деклараций, а предоставив реальный инструмент для текущей деятельности, который соответствует текущему и возможному уровню автоматизации.

В следующей статье обратимся к техническим подробностям, которые можно учесть при разработке обновленной системы.

В период с 4 по 6 июня 2021 года на комфортабельном теплоходе, следующем по маршруту Москва – Мышкин – Москва, прошел VII ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ РОССИЯ».

Традиционно организаторами VII Всероссийского форума «Энергоэффективная Россия» выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) при участии Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования».

Форум проходил при официальной поддержке Государственной Думы, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минстроя России и Минэнерго России.

В работе Форума приняли участие 148 человек из 65 организаций, включая представителей Государственной Думы, Аппарата Правительства Российской Федерации, Ростехнадзора, ФАС России, ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза», Комитета государственного строительного надзора города Москвы, РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования», Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, Российской Ассоциации малой энергетики; Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр энергосбережения», НОЭ, НОПРИЗ, АС «АВОК Северо-Запад»; ведущие производители энергоэффективной продукции, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергоснабжающих, энергосервисных, энергоаудиторских компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России.

Формат Форума, проходящего на борту комфортабельного теплохода, позволил создать все условия для плодотворной работы, установления деловых контактов, обмена мнениями, выработки единой позиции по актуальным проблемам в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и экологии, а также по вопросам профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в данной сфере.

Открыл Форум Питерский Леонид Юрьевич, избранный 13 мая 2021 года Президентом НОЭ. Прежде всего, он поздравил участников мероприятия с 10-летним Юбилеем НОЭ, подчеркнув, что деятельность Объединения является важной и востребованной, способствующей консолидации профессионального сообщества для решения существующих задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Открывая Форум, он отметил, что за годы своего существования Форум вырос в крупнейшее мероприятие в области ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, объединяющее на одной площадке представителей органов государственной власти и профессионального сообщества. В рамках дискуссий Форума ведется профессиональный, предметный разговор о проблемах ресурсосбережения и экологии, осуществляется обмен опытом, предлагаются пути решения актуальных задач в области повышения энергетической эффективности. Леонид Юрьевич пожелал всем плодотворной работы, выразил надежду, что результаты VII Форума будут способствовать дальнейшей успешной реализации задач в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и экологии, укреплению взаимопонимания и партнерства.

Со словами приветствий к участникам Форума обратились:

  • Ковальчук Виталий Владимирович – Начальник отдела электроэнергетики, атомной, возобновляемой энергетики и теплоснабжения Департамента энергетики Правительства Российской Федерации, зачитавший официальное приветствие к участникам Форума Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Новака Александра Валентиновича.
  • Лапидус Азарий Абрамович – Вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, зачитавший официальное приветствие к участникам Форума Посохина Михаила Михайловича – Президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков.
  • Самородов Александр Вячеславович – Заместитель начальника отдела по надзору за энергоустановками потребителей и энергосбережением Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, зачитавший официальное приветствие к участникам Форума Трембицкого Александра Вячеславовича — Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • В формате видеообращения к участникам Форума обратился с приветственным словом Федяев Павел Михайлович – Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству.
  • В связи с невозможностью личного присутствия, Питерским Леонидом Юрьевичем было также зачитано официальное приветственное слово Климовой Марианны Алексеевны – Заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

После теплых слов приветствия, прошли награждения. За большой вклад в энергосбережение и повышение энергетической эффективности российской экономики были вручены Медали «За заслуги в энергосбережении» Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

  • Климовой Марианне Алексеевне – Заместителю Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
  • Кононыхину Сергею Александровичу – Руководителю Аппарата Национального объединения изыскателей и проектировщиков;
  • Лапидусу Азарию Абрамовичу – Вице-президенту Национального объединения изыскателей и проектировщиков;
  • Смирновой Юлии Валерьевне – Первому заместителю генерального директора Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций».

Кроме того в торжественной обстановке было вручено Свидетельство участника Конвенции по выполнению мер, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности, ООО «РОСЭКОСВЕТ», присоединившемуся к данной Конвенции.

В рамках официальной части открытия участникам Форума было презентовано видеопослание от младшего поколения – наставление об ответственном отношении к будущему нашей Планеты, наследию наших будущих поколений. Юные участники проекта в своем послании донесли свое желание «жить на чистой планете», которое, надеемся, запустит новый тренд #ХотимЖитьНаЧистойПланете. Данный проект был придуман Никитиной Марией и воплощен при поддержке НОЭ и Технопрогресс, с огромной благодарностью к юным участникам.

Первым официальным мероприятием сразу после открытия Форума стала церемония подписания Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между НОЭ и Общероссийским межотраслевым объединением работодателей «Ассоциация «Безопасность и качество».

Деловая программа Форума состояла из 3 панельных дискуссий, конференции НООПРИЗ, а также проходящей на протяжении всего периода работы Форума бизнес-игры «Наш город».

Государственная политика в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и экологии.

Модератор: Питерский Леонид Юрьевич – Президент НОЭ

Участники: Бобылев Петр Михайлович – Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России; Кляповский Денис Васильевич – Заместитель Директора Департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Минпромторга России; Ковальчук Виталий Владимирович – Начальник отдела электроэнергетики, атомной, возобновляемой энергетики и теплоснабжения Департамента энергетики Правительства Российской Федерации; Самородов Александр Вячеславович – Заместитель начальника отдела по надзору за энергоустановками потребителей и энергосбережением Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора; Смирнова Юлия Валерьевна – Первый заместитель генерального директора Автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»; Фадеев Александр Валерьевич – И. Руководителя Аппарата Комитета Государственной Думы по энергетике.

Спикеры обозначили основные направления реализуемой государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обозначив необходимость синхронизации повышения энергетической эффективности, экологической и климатической политики. Кроме того, участники дискуссии рассказали о разрабатываемых нормативных правовых актах, включая проект нового комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики, а также отметили имеющиеся в связи с установленными приоритетами государственной политики пробелы в законодательстве, требующие дополнительной проработки.

По результатам дискуссии участниками Форума были выработаны следующие основные решения:

Развитие региональных центров по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Модератор: Соколова Татьяна Владимировна — Директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр энергосбережения»

Участники: Бобылев Петр Михайлович – Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России; Богатенков Андрей Александрович – Директор проектов ПАО «Ростелеком»; Золотова Ирина Юрьевна – Директор Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Питерский Леонид Юрьевич — Президент НОЭ

В рамках дискуссии спикеры обсудили существующие барьеры в деятельности региональных центров энергосбережения, обозначили необходимость восстановления статуса таких центров путем законодательного определения региональных центров энергосбережения в качестве центров компетенции и установления четко определенного функционала региональных центров. В качестве видения основных направлений деятельности региональных центров участники дискуссии отметили: координацию разработки программ энергосбережения, координацию инвестиционной деятельности, включая сопровождение подготовки предпроектной документации, цифровая обработка данных и аналитическая деятельность.

  • Рекомендовать Минэкономразвития России ввести на законодательном уровне понятие «региональные центры энергосбережения», а также закрепить функционал региональных центров энергосбережения путем внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Закрепить за уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) правовой возможности учета в составе регулируемых цен (тарифов) отчислений на энергосбережение, подлежащих перечислению в специализированные фонды, сформированные на базе региональных центров энергосбережения.
  • Рекомендовать Минэкономразвития России закрепить в перечне полномочий региональных центров энергосбережения реализацию по консолидации и распределению на основании результатов соответствующих конкурсных отборов внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов).
  • Рекомендовать Минэкономразвития России разработать систему рейтинга региональных центров энергоэффективности с четко определенным перечнем критериев и методикой расчета. В данной системе предусмотреть также премирование тройки лидеров в виде государственных грантов на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности в соответствующем регионе.
  • Организовать на базе федерального и региональных центров компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обучение основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных сотрудников бюджетной сферы по программам обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Климатическая политика. Подходы к снижению рисков введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в ЕС.

Модератор: Питерский Леонид Юрьевич – Президент НОЭ.

Участники: Бобылев Петр Михайлович – Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России; Золотова Ирина Юрьевна – Директор Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В рамках панельной дискуссии директор Департамента конкуренции, эннергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Бобылев П. рассказал о климатической политике и методах снижения рисков введения трансграничного углеродного регулирования, акцентировав на прямой связи климатических показателей и энергетической эффективности, а также рассказал о положениях, заложенных в проект Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

  • Поддержать реализуемую Минэкономразвития России деятельность в части реализации климатической политики.
  • Поддержать инициативу Минэкономразвития России о внесении предложений в Минобрнауки России по разработке учебных программ подготовки специалистов в области регулирования выбросов парниковых газов и климатических изменений.

«Зеленое строительство. Экотехнологии на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства»

В рамках деловой программы Форума состоялась конференция НОПРИЗ: «Зеленое строительство. Экотехнологии на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства».

Модераторы: Лапидус Азарий Абрамович – Вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Тихонов Александр Владимирович – Координатор Национального объединения изыскателей и проектировщиков по Центральному федеральному округу

Участники: Гримитлин Александр Моисеевич — Вице-президент, координатор по Северо-Западному федеральному округу Национального объединения изыскателей и проектировщиков; Еремин Виталий Александрович — Заместитель руководителя Аппарата Национального объединения изыскателей и проектировщиков; Подольский Евгений Михайлович – Директор Ассоциации СРО «Региональное объединение проектировщиков»; Белоусов Алексей Игоревич – Генеральный директор СРО Ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга»; Никитина Мария Александровна – Начальник отдела правового сопровождения экологической политики в сфере ТЭК Дирекции по развитию законодательства в ТЭК ФГБУ «РЭА» Минэнерго России; Шахмина Елена Владимировна – Генеральный директор ООО «АПРИОРИ ПРОЕКТ».

В ходе конференции спикеры обсудили действующую законодательную базу регулирования «зеленого» строительства, обозначив отсутствие стимулирующих механизмов и нормативно закрепленных обязательств, рассказали об основных барьерах развития «зеленого» строительства в России. Также участники конференции представили опыт применения стандарта «пассивный дом», примеры использования энергосберегающих возможностей «Умного Дома», практику сертификации по системе «GREEN ZOOM», а также обозначили вопрос о возможном будущем «зеленого» строительства объектов ТЭК. Кроме того, спикеры также рассказали о механизмах снижения вредного воздействия промышленности на состояние воздушной среды.

По результатам конференции участниками были выработаны следующие основные решения:

  • Рекомендовать Комитету Государственной Думы по транспорту и строительству поддержать развитие направления «зеленое» строительство, внедрение которого будет способствовать достижению Российской Федерацией обязательств по сокращению выбросов парниковых газов путем внедрения системы замкнутого цикла, сокращения энергопотребления и сокращению тем самым углеродного следа.
  • Рекомендовать Комитету Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотреть возможные императивные и стимулирующие механизмы «зеленого» строительства, в том числе, в рамках механизма «зеленого» финансирования.

Наряду с деловой программой участники Форума принимали участие в бизнес-игре «Наш город», которую подготовили и провели Мария Степанова, директор Эксперт-бюро «ЭнергиаВита» и Мария Никитина — Начальник отдела правового сопровождения экологической политики в сфере ТЭК Дирекции по развитию законодательства в ТЭК ФГБУ «РЭА» Минэнерго России.

Третий год в рамках форума проходит деловая игра «Наш город». Пять команд проектируют поселение будущего на конкретном участке в одном из российских регионов – инфраструктурное обеспечение, в том числе энергетику и обращение с ТКО; жилье, административные здания и общественные пространства, транспорт, экономическую активность и так далее.

Команда НОЭ сделала в игре этого года фокус на экологическую и климатическую составляющие. Командам необходимо было предусмотреть замкнутые циклы ресурсов на территории, а также обратиться к климатическим рискам и предложить план адаптации к ним для своего города или поселения.

Задание было основано на появляющемся в России регулировании – Минэкономразвития России уже выпустило методические рекомендации по адаптации к изменениям климата, а до конца будущего года планируется сформировать пакет отраслевых и региональных адаптационных мер и интегрировать их в процессы стратегического и бюджетного планирования, что коснется и предприятий, и отраслей, и регионов.

Кроме проектирования поселений будущего на основе сочетания визионерства и практического опыта участников, деловая игра на форуме всегда помогает на практике освоить новые навыки командной и проектной работы. В 2019 году это был метод форсайта, в 2020 году – реализация проектов по философии agile методом scrum. В рамках форума 2021 года разработчик орграмки игры и ее модератор Мария Степанова, предложила командам использовать метод world cafe, что способствовало получению разнообразной обратной связи и взаимному обогащению проектов. Кроме того, в процессе игры участники тренировали практический навык коротких презентаций (питчей).

Несмотря на интенсивность заданий и необходимость восприятия большого количества нового, игра прошла азартно, весело и на практике позволила интегрировать высокий профессионализм участников в смелые проекты будущих поселений. Финальные презентации команд были высоко оценены уважаемыми отраслевыми экспертами – «членами Градсовета», а также зрителями. Народное голосование практически совпало с выбором экспертов, хотя решение было непростым, а разрывы в результатах команд – минимальными. Победителем этого сезона стала команда Фиолетовых.

По результатам VII Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлен проект Резолюции, в формировании и обсуждении которой приняли активное участие участники Форума. После согласования Резолюция Форума будет разослана участникам Форума и размещена на сайте НОЭ.

Решения Форума будут направлены в органы исполнительной и законодательной власти.

По итогам мероприятия были вручены Сертификаты участника Форума.

Официальный Интернет-ресурс Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий