Что такое энергоаудит?Энергоаудит – это обследование энергетических объектов с целью выявления энергетической эффективности, определение мер по ее повышению и возможностей их реализации, включающее сбор документальной информации, инструментальное обследование, анализ информации и разработку рекомендаций по энергосбережению. Цель энергетического обследования – оценить эффективность использования топливно энергетических ресурсов и разработать эффективные меры для снижения затрат. На основе проведенного энергетического обследования разрабатывается энергетический паспорт. Обязательные работы по энергоаудитуПри проведении энергетического обследования проводятся следующие мероприятия:
- анализ состояния систем электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения, парка технического оборудования объекта,
- оценка состояния систем и средств измерений – приборы для учета энергоносителей и их соответствие установленным требованиям,
- выявление необоснованных потерь,
- оценка состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей,
- проверка энергетических балансов,
- расчет удельных энергозатрат.
Результатом энергоаудита могут являться:
- заключение о качестве получаемых энергоресурсов, особенно электроэнергии;
- рекомендации по внедрению мероприятий и технологий энергосбережения;
- рекомендации по проведению мероприятий (в том числе изменений в технологии), направленных на повышение энергоэффективности выпускаемой продукции;
- рекомендации по замене потребляемых энергоресурсов иными видами ресурсов (например, электроэнергии на обогрев – теплом или горячим паром).
На основе полученной информации рассчитываются
- требуемые капитальные затраты,
- предполагаемые эксплуатационные расходы,
- прибыльность мероприятий.
В то же время, экономия средств, достигнутая за счет снижения потребления ресурсов бюджетным учреждением, при определенных законом №261-ФЗ условиях может использоваться на увеличение годового фонда оплаты труда учреждения. Наш Центр специализируется на предоставление широкого спектра качественных услуг по проведению энергетических обследований‚ позволяющих Вам снизить энергетические затраты, выявить причины энергетических потерь, оценить потенциал энергосбережения организации. Мы проведем энергетические обследования (энергоаудит) организаций бюджетной сферы, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, коммунальных и промышленных предприятий, административных зданий, жилых домов, котельных, различных объектов электро- и теплоэнергетики и др. Наш центр имеет в своём распоряжении высококвалифицированный персонал, имеющий необходимое образование и обладающий значительным практическим опытом работы‚ а также необходимые ресурсы (приборный парк, новейшее программное обеспечение, материально-техническую базу).
27 сентября, 2022
В канун Дня государственности республики в Постоянном представительстве Якутии в Москве прошел второй Межрегиональный форум по внедрению и реализации комплексного энергосбережения! Первый, как сообщалось ранее, состоялся в прошлом году в Якутске.
Депутат Госдумы РФ Галина Данчикова, приветствуя его участников – коллег по работе в парламенте страны, представителей федеральных исполнительных органов власти, специалистов и экспертов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности как федерального, так и регионального уровня, подчеркнула, что создание условий для удобной и комфортной жизни населения, сохранение экологически чистой окружающей среды являются задачами первостепенной важности. Они успешно решаются в России благодаря реализации национальных проектов и государственных программ.
Народной программой Партии «Единая Россия» принято, что люди независимо от региона, географического расположения наших городов должны жить в комфортной среде, благоустроенном жилье, с отремонтированными и уютными дворами, удобными, функциональными общественными пространствами.
Решение этих вопросов связано напрямую с рациональным использованием энергоресурсов как объектами бюджетной сферы, так и объектами жилищного фонда и коммунального комплекса.
В последние годы в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства сделано немало. Был создан Фонд содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который вошел в состав Фонда развития территорий.
Обеспечены финансированием с участием федерального бюджета программа переселения людей из аварийного и ветхого жилья, проекты модернизации систем коммунальной инфраструктуры, отметила депутат. За счет взносов собственников жилья формируется фонд и проводится капитальный ремонт многоквартирных домов. Буквально на прошлой неделе принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, которые касаются технического обследования многоквартирного дома при реализации программы капитального ремонта.
Запущен механизм энергосервисных контрактов, многоквартирных жилых домов, учреждений бюджетной сферы, оснащаются приборами учета энергетические объекты и объекты генерации на отпуск тепловой энергии, многоквартирные дома распределяются по классам энергетической эффективности. То, что делается в этом направлении, должно привести к эффективному, рачительному использованию и экономии энергетических ресурсов.
Народной программой Единой России обосновано принятие и реализация отдельной программы по увеличению энергоэффективности жилья — как при капремонтах, так и при строительстве новых домов.
Галина Данчикова считает важным при проведении капитального ремонта и строительстве нового жилья использование энергосберегающих материалов и проведение энергоэффективных мероприятий. Особенно при капитальном ремонте МКД, к примеру, установка приборов учета, ремонт или замена инженерных систем, утепление входной двери, тамбуров, утепление окон.
Необходимо продумать механизм синхронизации действий между энергосервисом и региональными операторами капитального ремонта. Заинтересованность собственников жилья в снижении платы за капитальный ремонт при проведении энергоэффективных мероприятий энергосервисной организацией должна предусматриваться как стимулирующий фактор, полагает парламентарий.
Якутия и другие регионы ждут принятия законопроекта, разработанного коллегами-депутатами и принятого в первом чтении в рамках внесения изменений в Жилищный кодекс о наделении собственников помещений в многоквартирном доме полномочиями по принятию решения о заключении энергосервисного договора (контракта), порядок определения и внесения размера платы по такому договору, сказала Галина Данчикова. Парламентарий выразила уверенность, что итоги форума будут способствовать дальнейшему решению вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рационального использования энергетических ресурсов. В конечном итоге они позволят улучшить условия жизни населения и сохранить экологию страны для будущих поколений!
(в ред. Федерального закона от 08. 2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:
1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 19. 2018 N 221-ФЗ)
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют составление проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также определение размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением на основании данных:
1) о суммарном объеме потребляемых казенными, бюджетными, автономными учреждениями энергетических ресурсов, предусмотренных пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с учетом требований о снижении их потребления в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов сверх установленного в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи объема;
2) об объеме воды, потребляемой казенными, бюджетными, автономными учреждениями, с учетом требований о его снижении в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемой им воды сверх установленного в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи объема.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 19. 2018 N 221-ФЗ)
При выполнении государственным (муниципальным) учреждением требований части 1 настоящей статьи и при условии привлечения таким учреждением внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в отношении такого учреждения главным распорядителем бюджетных средств планирование бюджетных ассигнований осуществляется без учета требований о снижении потребления энергетических ресурсов и воды в сопоставимых условиях в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов и воды за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в течение срока действия соглашений, договоров (контрактов) по реализации таких проектов и мероприятий.
(часть 2. 1 введена Федеральным законом от 19. 2018 N 221-ФЗ)
Главные распорядители бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, обязаны представлять ежеквартально информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов и воды находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых такими учреждениями энергетических ресурсов и воды, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
(часть 2. 2 введена Федеральным законом от 19. 2018 N 221-ФЗ)
Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда).
(часть 3 в ред. Федерального закона от 19. 2018 N 221-ФЗ)
Порядок определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном (муниципальном) учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников государственного (муниципального) учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.
Проблема низкой энергоэффективности всей российской экономики известна. Жилищно-коммунальное хозяйство относится к такой сфере экономической деятельности, где стоимость энергетических ресурсов занимает около 80% общей себестоимости. При этом энергоэффективность инфраструктуры российского ЖКХ не выдерживает критики:
- коммунальная инфраструктура российского ЖКХ представляет собой «черную дыру», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы;
- кроме того велики потери и из-за устаревших электрических сетей и осветительных приборов.
В статье речь идет о приоритетных задачах в управлении энергоэффективностью, стоящих перед российскими предприятиями сферы жилищно-коммунального хозяйства, и о возможностях применения современных информационных технологий (ИТ) в их решении.
Закон РФ «Об энергосбережении. » подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо.
Задача увеличения энергоэффективности для национальной экономики стала приоритетной. По данным Российского Центра по эффективному использованию энергии Российский потенциал составляет 45% полного потребления первичной энергии. При этом более 70% от общего потенциала энергосбережения страны сосредоточено в сфере приложения усилий предприятий ЖКХ.
Текущая государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения направлена с одной стороны, на ужесточение мер борьбы с неэффективным использованием энергетических ресурсов, с другой — на стимулирование программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
Можно говорить о том, что в настоящее время законодательно закреплены основные нормативные механизмы и методы контроля и управления энергоэффективностью. Введены требования, обязательные для выполнения всеми энергоемкими предприятиями и участниками жилищно-коммунального рынка. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы).
Государственная политика и законодательная поддержка по ее реализации есть. Для реального решения стоящих задач нужны технологии, методы, инструменты и наработка практики их применения.
- Основные направления приложения усилий в повышении энергоэффективности
- Основание пирамиды — SCADA (диспетчерское управление и сбор данных)
- АСКУЭ — автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии
- Энергоэффективность и энергосбережение
- Требования энергоэффективности зданий и сооружений
- Анализ сущности энергетической эффективности, а именно полезного эффекта выражающегося количеством сбереженной или приобретенной при рациональном хозяйствовании полезной энергии. Проведение энергоаудита — оценки уровня расходов энергии в бюджетной сфере.
- Мероприятия
Основные направления приложения усилий в повышении энергоэффективности
Рассмотрение технологий по созданию материалов и оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения, новых методов проектирования и эксплуатации фондов несомненно является важным для повышения энергоэффективности ЖКХ. Поговорим об ИТ технологиях, которые обеспечивают нас информацией для организации процесса Управления энергоэффективностью.
Множество научно-производственных компаний активизировало свою работу по созданию материалов, оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения. В производство и строительство внедряются новые методы проектирования и эксплуатации фондов. Прошла экспериментальная проверка и планируется массовое строительство жилья по технологии энергоэффективного «пассивного дома».
Строительство нового это хорошо, но не надо забывать, что основная масса жилого фонда и инженерных коммуникаций в сфере ЖКХ очень давно введены в эксплуатацию и основная масса задач по повышению энергоэффективности касается именно этого сектора.
Для создания Комплексной Системы управления энергоэффективностью необходимо решение следующих задач:
- Учет энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние энергоресурсов и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
- Контроль состояния инфраструктуры, поддерживающей процессы производства, поставки и потребления энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние всей энергетической инфраструктуры в целом и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
- Использование факторов, определяющих эффективность управления энергоресурсами. Принятие решений для выполнения следующих функций:подготовка планов развития энергетической инфраструктуры,подготовка и реализация программ улучшения энергоэффективности,подготовка и реализации программ энергосбережения,управление развитием энергетической инфраструктуры.
- подготовка планов развития энергетической инфраструктуры,
- подготовка и реализация программ улучшения энергоэффективности,
- подготовка и реализации программ энергосбережения,
- управление развитием энергетической инфраструктуры.
- Контроль исполнения принятых решений.
- Оценка результатов по факту реализации принятых решений.
Давайте посмотрим, какие типы информационных систем должны быть применены на практике для построения комплексной системы управления энергоэффективностью и реализации вышеперечисленных задач.
Основание пирамиды — SCADA (диспетчерское управление и сбор данных)
Системы контроля потребления (сбора данных о потреблении) — нижний уровень нашей пирамиды. Работают непосредственно с приборами учета. Разнообразные средства коммуникаций позволяют проектировать и строить компактные и надежные системы централизованного сбора данных показаний с приборов учета. Эти системы создают и хранят информацию о параметрах потребляемых ресурсов и их объемах. Количество параметров, поддающихся обработке, непосредственно зависит от характеристик самих приборов учета. Мониторинг текущего состояния энергопотребления необходим. Именно он обеспечивает данными все остальные уровни комплексной системы управления энергоэффективностью.
АСКУЭ — автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии
На рынке в настоящий момент времени представлено достаточно много систем данного класса; чаще всего их разрабатывают производители приборов учета. Поэтому их выбор диктуется тем, с какими приборами учета может работать данная система. К сожалению, следует констатировать, что пока лишь немногие системы данного класса умеют работать с разными типами счетчиков одновременно. Но развитие в этом направлении идет очень быстрыми темпами.
Переходим сразу к третьему и четвертому уровню нашей пирамиды. Рынок программных продуктов для построения учетных систем, в том числе класса ERP, и систем поддержки принятия решений достаточно широко представлен на рынке. Наиболее распространенные тиражные решения для сферы ЖКХ реализованы в программах фирмы «1С». К преимуществам этого программного обеспечения можно отнести: оптимальное сочетание цены и качества продукта, согласованность решений с российским законодательством, большое количество специалистов, знающих продукт. Всего в отраслевой линейке для ЖКХ существует более 60 тиражных решений фирмы «1С» и ее партнеров, на которых реализовано несколько тысяч проектов внедрения по всей стране.
Несколько по-другому обстоит дело со вторым уровнем пирамиды. Связано это, прежде всего, с тем, что для решения задач этого уровня необходима:
- информация о состоянии объекта в реальном режиме времени (показании прибора, состоянии счетчика);
- информация о состоянии расчетов, условий договоров и значениях плановых показателей из систем верхнего уровня (сроки ремонтов и поверок оборудования, нормы на выполнение работ, сроки выполнения работ в соответствии с договорами и т.п.).
В настоящий момент времени чаще всего используется технология ручного ввода сводных данных о потребленных ресурсах в системы 3-его уровня представленной пирамиды. Имеется небольшое количество внедрений уникальных (индивидуально разработанных под заказчика) систем данного уровня. Комплексная система энергоэффективности совмещает в себе функционал, имеющийся в системах уровня SCADA и ERP системах.
Программный продукт 1С:Управляющая компания ЖКХ. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 — решение для автоматизации основных бизнес-процессов организаций, управляющих многоквартирными домами (МКД).
При разработке специализированной отраслевой функциональности решения был обобщен опыт создания и успешной эксплуатации автоматизированных систем на предприятиях ЖКХ:
- осуществляющих профессиональное управление жилыми многоквартирными домами и прилегающей территорией;
- занимающихся обслуживанием и эксплуатацией производственных зданий и сооружений, а так же других объектов нежилого фонда;
- оказанием коммунально-эксплуатационных услуг всем категориям потребителей.
Решение предназначено для автоматизации управления и учета на предприятиях сферы ЖКХ, таких как:
- многоотраслевые предприятия комплексного управления — Управляющие компании (УК), в том числе объединяющие несколько ТСЖ, ЖСК или ГСК;
- жилищно-эксплуатационные управляющие компании (ЖЭУК);
- дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ);
- ремонтно-строительные предприятия, работающие в секторе жилищных услуг для населения и организаций, находящихся в обслуживаемом фонде;
- предприятия, оказывающие услуги по обслуживанию инфраструктуры жилищного фонда, зданий, сооружений и территорий, в т.ч. клининговые компании;
- подразделения компании-девелопера, занимающиеся содержанием и эксплуатацией объектов недвижимости;
- подразделения холдинговых структур, занимающиеся обслуживанием и эксплуатацией, принадлежащих холдингу жилищных фондов;
- специализированные информационно-расчетные центры, оказывающие услуги по организации начисления и сбора платежей с потребителей и ведения расчетов с ними;
- ресурсо-снабжающие организации, организации теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Энергоэффективность и энергосбережение
Целью реализации программы является формирование компетенций, необходимых для проведения энергоаудитов и применения системы энергоменеджмента на примере международного стандарта ИСО 50001. Обучение проходит в соответствии с 261-ФЗ от 03. 2016 г. “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”. Приглашаем на обучение специалистов, отвечающих за энергоэффективность на предприятии, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей организаций и учреждений бюджетной сферы, экономистов. Пройдя обучение, вы сможете
- сокращать расходы бюджета на финансирование оплаты коммунальных услуг
- разрабатывать планы по энергосбережению предприятий
- проводить экономическую оценку проводимых энергоэффективных мероприятий
- выполнять технические и организационные мероприятия по снижению использования энергоресурсов
- осуществлять оценку фактических параметров энергоэффективности по объектам энергопотребления
Свяжитесь с нами+7 (4852) 25-72-24
+7 (4852) 37-03-68Виктория Валерьевна Смирнова
Требования энергоэффективности зданий и сооружений
8 октября 2021
Кабмин издал новые Правила установления требований энергоэффективности для зданий и сооружений (то есть требования к требованиям, которые впоследствии установит Минстрой России) (Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 г. № 1628). Первые четыре пункта этих новых Правил практически дословно воспроизводят прежние Правила (они действуют до марта 2022 г. ), вторая часть вводит следующие новеллы:
- как определяются требования энергоэффективности? Во-первых, Минстроем России устанавливается их базовый уровень – по состоянию на дату их вступления в силу. Во-вторых, «определяются» темпы изменения показателей исполнения этих требований;
- некоторые такие показатели исполнения требований энергоэффективности будут общеобязательными (удельная характеристика расхода теплоэнергии на отопление и вентиляцию), остальные – добровольными (удельный годовой расход электроэнергии на ОДН, удельный годовой расход теплоэнергии на ГВС);
- сформулированы требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность. Например, они должны предусматривать установку оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения. Но – при условии технической возможности;
- эти требования должны пересматриваться не реже раза в пятилетку – с учетом технического прогресса.
Кроме того, обновлены требования к правилам определения класса энергоэффективности МКД (то есть опять требования к требованиям; сами Правила определения класса энергоэффективности МКД должен будет установить Минстрой России). Новые требования практически дословно воспроизводят прежние, однако вводят 9 классов энергоэффективности МКД – от «А++» (наивысший класс энергоэффективности) до «G» (очень низкий).
Постановление вступит в силу 1 марта 2022 г. и будет действовать до 1 марта 2028 г.
Анализ сущности энергетической эффективности, а именно полезного эффекта выражающегося количеством сбереженной или приобретенной при рациональном хозяйствовании полезной энергии. Проведение энергоаудита — оценки уровня расходов энергии в бюджетной сфере.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Энергосбережение в бюджетной сфере
Михайлова А.
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Целью энергетических обследований является:
— получение объективных данных об объеме используемых ресурсов;
— определение показателей энергетической эффективности;
— определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Классификация энергетических обследований по срокам проведения приведена в таблице 2. энергия бюджетный рациональный хозяйствование
Таблица 1 — Классификация энергетических обследований по объемам проводимых работ
Виды аудита
Цель
Ход обследования
Экспресс — обследования (экспресс- аудит)
Выявить участки, на которых нерационально используются ЭР, повысить энергосбережение путём определения приоритетных направлений по уменьшению затрат, выделяемых на необходимые энергоносители
Сокращенная программа, с минимумом приборного оборудования, ограничен по объему и времени. Производится оценка эффективности использования всех или одного из видов ТЭР, вторичных энергоресурсов, функционирования отдельной группы оборудования (отдельного агрегата), либо отдельных показателей энергоэффективности
Полные инструментальные обследования
Провести анализ потребления ЭР на текущий период, режимов работы оборудования; выявить причины излишних потерь, составить энергетический паспорт, разработать программы мероприятий, направленных на эффективное сбережение ЭР
Проводятся по всем видам ТЭР с инструментальными замерами, необходимый объем которых определяется энергоаудитором в соответствии с согласованной программой данного энергетического обследования
Комплексные обследования
Совмещают в себе различные цели проведения данных работ
В зависимости от целей проводимых работ определяются комбинации видов энергетических обследований и энергоаудитов
Обследования технологических процессов
Таблица 2 — — Классификация энергетических обследований по срокам проведения
Вид обследования
Характеристика
Первичные обследования
Проводятся в отношении потребителей ТЭР, ранее не подвергавшихся энергетическим обследованиям (энергоаудиту) или перерыв в обследованиях которых составляет более 5 лет. Очередные обследования
Проводятся не реже одного раза в пять лет, и не чаще, чем один раз в два года в плановом порядке — для сравнения текущих показателей энергоэффективности с показателями, определенными предыдущим обследованием, сертификации потребителя ТЭР в системе добровольной сертификации РИЭР, внесения изменений в энергетический паспорт и т. Внеочередные обследования
Проводятся при выявлении у потребителя роста объемов потребления, потребности, снижения эффективности использования ТЭР, роста себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т. , а также в случае обращения потребителя в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием ТЭР; при проверке обоснованности заявленных технологических потерь ТЭР и тарифов при утверждении и оценке их составляющих; при изменении вида используемого топлива. Предэксплуата-ционные обследования
Проводятся перед началом или в начале эксплуатации оборудования потребителем ТЭР для определения первичных характеристик энергоэффективности и их соответствия паспортным, проектным и нормативным показателям — для основного энергопотребляющего оборудования, генерирующего оборудования и оборудования в составе систем энергоснабжения — при его замене, капитальном ремонте, изменении условий и режимов эксплуатации.
Мероприятия
Ежегодное снижение объема потребления энергетических ресурсов
С 2010 г. обязательно ежегодное снижение объема потребления энергоресурсов не менее, чем на 3%. Контроль за соблюдением этих требований возложен на главных распорядителей бюджетных средств. Экономия, достигнутая сверх уровня 3%, остается в распоряжении организации. Рекомендовано назначение в организациях лица, ответственного за энергосбережение. Организация приборного учета энергетических ресурсов
Приборы учета потребления энергоресурсов уже должны быть установлены и должен быть обеспечен учет их потребления. Речь идет об учете воды, сетевого газа, тепла, электроэнергии. Обязательное проведение энергетических обследований
Бюджетная организация обязана провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 г. В последующем энергоаудит должен проводиться не реже, чем 1 раз в 5 лет. На основании энергетических обследований составляется энергетический паспорт. Обеспечение энергетической эффективности товаров и услуг при их закупках
Запрет закупки товаров, способствующих непроизводительному расходу потребляемых энергоресурсов: светодиодные источники света — 5% от общей закупки; не менее 10% устанавливаемых стеклопакетов должны иметь стекла с низкоэмиссионным покрытием; запрещены закупки ламп накаливания для нужд освещения. Наличие программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Принимаемые бюджетными организациями программы энергосбережения должны содержать:1. целевые показатели энергосбережения и их значения;2. мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;3. ожидаемые результаты в натуральном и стоимостном выражении;Так же определены формы контроля за исполнением требований законодательства
Энергосервисные договоры, заключаемые организацией
Определен порядок формирования и заключения энергосервисных контрактов и общие требования к их содержанию. Экономический эффект от установки приборов учета не должен входить в общий расчет экономии. Контракты на энергосервис должны заключаться отдельно от контрактов на поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таблица 4 — Классификация мероприятий в зависимости от расходов
Анализ системы освещения
Анализ системы отопления
Анализ системы водоснабжения
Анализ системы вентиляции
Анализ системы кондиционирования
Малозатратные
установка датчиков движения и звука, оптимизация системы освещения за счет установки нескольких выключателей и деления площади освещения на зоны, периодическое очищение рассеивателей светильников
составление руководства по эксплуатации, управлению и обслуживанию, контроль за их выполнением; снятие декоративных ограждений с радиаторов отопления и установка теплоотражателей за ними
составление руководства по эксплуатации, управлению и обслуживанию, контроль за их выполнением
отключение вентиляционных установок во время обеденных перерывов и в нерабочее время
рациональное использование кондиционера
Среднезатратные
замена люминесцентных ламп на лампы меньшей мощности; применение энергоэффективной пускорегулирующей аппаратуры (ПРА) газоразрядных ламп
установка приборов учета тепловой энергии; гидравлическая наладка внутренней системы отопления; изменение режимов отопления (день/ночь, выходные дни/будни); ежегодная химическая очистка внутренних поверхностей нагрева системы отопления и теплообменных аппаратов; снижение тепловых потерь через оконные проемы, улучшение тепловой изоляции стен, полов и чердаков
оснащение систем ГВС счетчиками расхода горячей воды; применение экономичной водоразборной арматуры
замена устаревших вентиляторов на современные с более высоким КПД; применение блокировки вентилятора воздушных завес с механизмами открывания дверей
исключение перегрева и переохлаждения воздуха в помещении
Крупнозатратные
Замена ламп накаливания на люминесцентные; переход на другой тип источника света с более высокой светоотдачей
автоматизация систем теплоснабжения зданий посредством установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП)
автоматизация регулирования системы ГВС, оптимизация расходов и регулирования температуры, применение частотного регулирования насосов систем водоснабжения
автоматическое регулирование и управление вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха
поддержание в рабочем состоянии регуляторов, поверхностей теплообменников и оборудования
Ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
После составления энергетический паспорт направляется саморегулируемой организацией, в состав которой входит энергоаудиторская организация, в Минэнерго РФ. СРО имеет право отправлять заверенные копии паспортов один раз в три месяца. Министерство рассматривает документ в течение 10 дней от даты его получения.
В настоящее время разрабатывается новая редакция паспорта, к которому планируется добавить инструкцию. Так же должны быть учтены все, имеющиеся на данный момент, недоработки и замечания.
Для заказчика по итогам энергоаудита составляется технический отчет, написанный доступным языком. Форма отчета не устанавливается какими-либо документами, а определяется энергоаудиторской компанией.
В типичном случае отчет имеет такую структуру: аннотация; вступление; анализ состояния энергопотребления на объекте; описание предприятия и зданий; рекомендации по эффективному использованию энергии; выводы
Проблема энергосбережения остро стоит во всех сферах деятельности человека, что связано с необходимостью модернизации российской экономики и её интеграцией в мировую.
Политика энергоэффективности в России проводится сравнительно недавно, и для её успешной реализации не хватает проведения комплексных мер, в первую очередь изменение законодательства, создание выгодных условий для энергосбережения.
В работе произведен обзор процесса энергосбережения, изучены нормативные акты, принятые на разных уровнях административного регулирования; освещены основные понятия, обобщены методы обследования и анализ энергосберегающих мероприятий, представлены результаты обследования: энергетический паспорт и отчет; рассмотрена специфика бюджетной сферы.
Семенов В. Энергосбережение и повышение энергоэффективности для объектов социальной сферы / В. Семенов, Д. Китаев, Т. Щукина, Д. Королев // Энергосбережение. — 2010. — №6. — С. 38-44.
Башмаков И. Повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы / И. Башмаков // Энергосбережение. — 2009. — №6.
Методические материалы по вопросам энергосбережения (для бюджетных учреждений ) // Департамент энергетики и газификации Кировской области. КОГУП «Агентство энергосбережения». — Киров 2009. — С. 110
Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ
Методические рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) учреждениями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности // Российское Энергетическое Агентство. — Москва 2010. — С.
Размещено на Allbest