Декларационная кампания 2020 года для многих повернулась неожиданной стороной. Наш независимый эксперт последовательно продолжает разъяснять происходящее для бюджетных учреждений и всех субъектов, работающих в ГИС Энергоэффективность. Редакция ЭнергиаВита понимает, что ситуация спорная, и возможно, бюджетное учреждение предпочтет не вставать на формальную сторону, а выполнить пожелания Минэкономразвития и сделать двойную работу.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Как мы и предполагали ранее, декларационная кампания за 2019 год все же преподнесла всем сюрприз.
Основное отличие приказа от ранее опубликованного и обсуждавшегося – не предусмотрен переходный период по предоставлению деклараций за 2019 год, в проекте приказа стояла более адекватная дата – до 31.07.2020 года.
Поскольку новый приказ и порядок вызывают массу вопросов, обращений и даже возмущений, 4 марта 2020 года ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности региональные центры энергоэффективности получили по электронной почте разъяснения следующего содержания (текст письма выделен цветом):
- Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
- Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
- Энергетическая декларация
- 2023. Бюджетным учреждениям Ленобласти — эффективное расходование энергоресурсов
- 2023. Формы предоставления информации для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации и порядков их заполнения
- Масштабное внедрение газомоторного топлива позволит сократить выбросы парниковых газов на 60 млн тонн
- 2023. Кабмин поручил оценить готовность энергетиков и предприятий ЖКХ к зиме
- 2023. Отопительный период завершен в 53 регионах России
- Регионы страны должны перейти к постоянному формированию прогнозных топливно-энергетических балансов
- 2023. 28 июня в Твери стартует VI Всероссийское совещание центров энергосбережения и I Межрегиональный форум горсветов
- Первая мини-ТЭЦ может появится в республике уже в следующем году
- 2023. Чебоксарские погрузчики самые экономичные в отрасли
- 2023. С 10 мая 2023 года на территории Чувашской Республики стартует Всероссийский фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче – 2023
- Регулятору Владимирской области предписано исключить 298,6 млн рублей необоснованных средств из тарифов на теплоснабжение
- 2023. Чувашия одна из первых в стране обеспечила сдачу энергетических деклараций государственными и муниципальными учреждениями в срок
- Изменение тарифа на передачу электроэнергии не затронет граждан
- 2023. Учётные данные с портала госуслуг теперь можно использовать для входа в «личные кабинеты» на сайтах энергокомпаний
- 2023. Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки развития электротранспорта
- 2023. В г. Новочебоксарск Чувашской Республики прошел шестой выпуск Энергокласса РусГидро
- 2023. Информация о работе ГИС «Энергоэффективность»
- 2023. Чувашская энергосбытовая компания продемонстрировала ход реализации инвестпрограмм Госслужбе по тарифам
- 2023. Пресс-конференция о белорусско-российском сотрудничестве в рамках конкурса по энергоэффективности и ресурсосбережению пройдет в БЕЛТА 27 апреля
- Россия обладает одной из самых «чистых» структур электроэнергетики в мире
- ГРБС устанавливают цели
- Цели по снижению потребления – сколько конкретно?
- Требования к светильникам
- И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности
- Декларации
- ЦУС
Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
В соответствии с поступающим обращениями, открыт временный доступ в Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» для экспортирования и сохранения в локальных системах, ранее поданных данных. Доступ будет открыт с 04.03.2020 – 11.03.2020г. Модуль ГИС «Энергоэффективность» может быть повторно отключен. В связи с этим убедительно просим сохранять свои декларации на жестких дисках ваших ПК.
Ввод деклараций в Модуль запрещен.
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с информацией ниже:
А также на сайте «Национального центра энергоэффективности»:
(по данной ссылке вы также найдете ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с подачей новых деклараций)
Коллеги, следуйте следующей последовательности действий:
– если остались вопросы – пройдите по ссылке и ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы:
– если все же вопросы остались, то вы можете написать нам на электронную почту центра, ответы предоставляем при первой возможности (к сожалению, в связи с большим количеством поступающих звонков, по телефону к нам дозвониться проблематично).
Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
Для понимания: приказ №707 вступает в силу 13 марта 2020 года, через 10 дней после официального опубликования (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”). Приказ в Российской газете.
Сожаление и непонимание у профсообщества вызывает такое взаимодействия двух ФОИВ – Минэкономразвития и Минэнерго, отсутствие согласованности в выпуске и отмене НПА. Юридически сейчас двоевластие, ведь Приказ №401 Минэнерго так и не отменен.
Энергетическая декларация
1. Что делать если забыли пароль доступа в модуль?
Ответ: Нажать на ссылку «Забыли пароль?» в окне входа в модуль, и следовать указаниям системы.
2. Кто должен заполнять энергетическую декларацию в модуле?
Ответ: Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Декларирование потребления энергетических ресурсов». Предоставление декларации о ежегодном потреблении энергетических ресурсов в федеральный орган исполнительной власти является обязательным для следующих лиц:
3. Какую дату начала действия учреждения ставить?
Ответ: В поле «Дата начала действия учреждения» необходимо вносить дату образования учреждения согласно выписке ЕГРЮЛ.
4. Как внести «Код по ОКОГУ»?
5. Всем ли учреждениям необходима ЭЦП для работы в системе?
Ответ: Согласно п. 5 приказа Министерства энергетики Российской Федерации № 401 от 30.06.2014, «информация, представляемая в соответствии с настоящим Порядком, должна быть заверена квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации».
6. Если организация арендует здание/часть здания и не платит за энергоресурсы. За энергоресурсы платит арендодатель. Как в таком случае заполнять декларацию?
Ответ: Если арендодатель оплачивает за потребленные энергетические ресурсы в полном объеме, то арендатор заполняет только лист № 1 и № 2 энергодекларации (без заполнения листа №3). В таком случае информация об арендодателе (ИНН, название) вносится в раздел «Описание» вкладки «Здания». Необходимо добавить здание, внести необходимую информацию и нажать клавишу «Отправить» без создания листа декларации.
Если арендодатель – коммерческая организация (т.е. декларацию не сдаёт), то все разделы заполняются в полном объеме (в том числе лист № 3), за исключением пунктов 4, 6 и 7.
7. Как заполняется информация по показателям потребления энергоресурсов, которые не используются учреждением?
Ответ: Если соответствующий ресурс не используется учреждением, то значение показателя указывается как «0» (ноль).
8. Есть ли возможность распечатать или просмотреть внесённую декларацию?
Ответ: Во-первых, просмотр декларации осуществляется нажатием на пиктограмму соответствующего листа выбранной декларации.
Во-вторых, для сохранения декларации с целью последующего распечатывания, декларацию необходимо сначала экспортировать в пригодный для печати файл: нажатием на странице декларации кнопки «Отправить запрос на экспорт» и выбором подходящего формата файла — PDF. После чего на зарегистрированную в модуле электронную почту поступит письмо, содержащее ссылку на скачивание запрошенного файла — файл скачиваете и распечатываете.
9. Как определить класс энергетической эффективности офисной и бытовой техники при внесении сведений в модуль?
Ответ: Сведения о классе энергетической эффективности вносятся в соответствии с маркировкой оборудования. Если оборудование не промаркировано, то нужно указать, что это оборудование без класса энергоэффективности.
10. Кто должен согласовывать декларацию учреждения, если учреждение сменило подведомственность (или было присоединено к другому учреждению)?
11. Какие объекты являются цехом?
Ответ: Базовый принцип: цехом является помещение, в котором производится какой-либо продукт. Также, к цехам относятся все помещения/здания, в которых ТЭР используется не только на базовые нужды.
Например: котельная, трансформаторная подстанция, трансформатор, насосная, автомойка, баня, овощехранилище, скважина.
Дизельный генератор не является цехом!
12. При подписании декларации электронной подписью возникает ошибка, как решить проблему?
Для выяснения причины ошибки, необходимо сначала удостовериться в том, что на компьютере пользователя, с которого осуществляется работа в модуле, выполнены все технические требования к оборудованию и программному обеспечению. Указанные требования перечислены в «Инструкции по установке криптоплагина», размещённой в меню «Руководство пользователя» (справа вверху каждой страницы модуля).
В случае, если требования выполнены, но ошибки всё равно присутствуют — необходимо обратиться в службу технической поддержки модуля по телефону +7 (495) 789-92-93.
13. Как определить среднесписочную численность сотрудников и посетителей?
Ответ: Данные определяются за календарный год.
Переход полномочий по координации работ повышения энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России не всегда идет гладко, как любая реформа. В этом году из-за неготовности нового модуля энергоэффективности ГИС у бюджетных организаций и муниципалитетов – субъектов подачи энергетических деклараций – могут возникнуть определенные проблемы, а затем и Минэкономразвития рискует столкнуться с недостатком информации.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере
Как показала практика, портал EnergiaVita читают не только коллеги из профсообщества, но и специалисты Минэкономразвития России и региональных центров энергосбережения и повышения энергетической эффективности. После ряда статей мы как экспертная организация получили запрос одного из региональных центров энергоэффективности на рекомендации по декларационной компании за 2019 год.
Была предоставлена и копия письма Национального центра энергоэффективности при Минэкономразвития России, распространенного по региональным центрам энергоэффективности, с разъяснениями по предоставлению энергетических деклараций в 2020 году.
Пункт 8 статьи 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» за непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления предусматривает:
Поэтому для субъектов декларирования вопрос, как представлять энергодекларации за 2019 год, вскоре встанет остро.
Коллеги из Национального центра энергоэффективности правы, обязанность по предоставлению декларации о потреблении энергетических ресурсов установлена пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ.
Однако дальше начинаются разночтения. Нельзя забывать про п.1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ:
«органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов»
Подчеркнем, именно «информационную систему», ведь из пп.1, 2 следует, что декларация подается посредством информационной системы.
Согласно Минэкономразвития России «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», который прошел общественное обсуждение и находится, по информации Национального центра энергоэффективности, на регистрации в Минюсте России, п. 10 Порядка, энергетическая декларация представляется в форме электронного документа следующими способами:
Цитируем п.13 Порядка: «В случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа декларация составляется на бумажном носителе и подписывается руководителем субъекта декларирования. Копия декларации на бумажном носителе, заверенная руководителем субъекта декларирования в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, с приложением декларации на электронном носителе (флэш-накопителе, оптическом диске) в формате Portable Document Format (PDF) и в форме электронного документа в формате Microsoft Excel (XLS) представляется в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Это также предложено в письме.
Согласно пункту 14 Порядка Минэкономразвития России в течение 30 календарных дней со дня размещения декларации субъектами декларирования в ГИС «Энергоэффективность» или в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 настоящего Порядка, со дня поступления декларации (копии декларации) в Минэкономразвития России проверяет указанные декларации.
Следует отметить, что приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» действует до тех пор, пока не будет утвержден соответствующий упомянутый выше приказ Минэкономразвития России.
Итак, что мы рекомендуем субъектом декларационной кампании, как сдавать декларации о потреблении энергетических ресурсов:
И тут сложности возникнут у уполномоченного органа. Минэкономразвития России придется, видимо, сформировать новую структуру для осуществления проверки/приемки работ, так как переварить/проверить/согласовать все декларации в ручном режиме не представляется возможным, мы помним эпопеи с энергопаспортами в Минэнерго России. Автоматизированный ввод в модернизированную ГИС Энергоэффективность, модуль энергодеклараций (когда это счастье все же случится) тоже поможет не полностью, отсканированные и распознанные документы «зальются» в систему с массой ошибок.
Андрей Богатенков. Контракт на модернизацию ГИС Энергоэффективность расторгнут, декларационная кампания вызывает вопросы
2023. Бюджетным учреждениям Ленобласти — эффективное расходование энергоресурсов
В 2023 году акцент сделают на установку энергоэффективного оборудования в бюджетных учреждениях образования, здравоохранения и соцзащиты.
Обновленный приоритетный региональный проект «Создание модели внедрения энергоэффективных технологий» обсудили на заседании штаба по оперативному управлению под руководством губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко.
В 2023 году планируется модернизировать индивидуальные тепловые пункты в 18 объектах за счет средств областного бюджета. В планах на 2024 год — пока 15 объектов. Речь идет об учреждениях здравоохранения, образования, соцзащиты и культуры. Экономия на оплату коммунальных ресурсов после модернизации составит около 10 млн руб. в год.
2023. Формы предоставления информации для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации и порядков их заполнения
Ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности (далее – Государственный доклад) подготавливается Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации».
Для подготовки Государственного доклада используются данные официального статистического учета, аналитическая, отчетная и иная информация в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представленная в Минэкономразвития России федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иная информация, полученная Минэкономразвития России в ходе своей деятельности.
Масштабное внедрение газомоторного топлива позволит сократить выбросы парниковых газов на 60 млн тонн
Уфа, 24 мая. – Теме стратегического планирования развития рынка природного газа в качестве моторного топлива было посвящено выступление заместителя генерального директора РЭА Минэнерго России Сергея Романова на Российском нефтегазохимическом форуме.
В своем докладе он обратил внимание на то, что в России в настоящее время действует большое количество инструментов, стимулирующих использование природного газа в качестве моторного топлива, в том числе субсидии на развитие заправочной инфраструктуры и переоборудование транспорта, поддержка производителей техники на ГМТ, субсидирование по схеме льготного лизинга и другие меры поддержки.
2023. Кабмин поручил оценить готовность энергетиков и предприятий ЖКХ к зиме
Кабмин поручил Минэнерго, Ростехнадзору и Минстрою оценить готовность регионов к осенне-зимнему периоду, о результатах доложить до 26 октября 2023 года.
Правительство также рекомендовало органам исполнительной власти субъектов обеспечить контроль за исполнением мероприятий.
«Минстрою России, Минэнерго России, Ростехнадзору с участием органов местного самоуправления провести оценку готовности муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций к работе в отопительный период 2023-2024 годов», – говорится в сообщении, опубликованном в субботу на сайте правительства.
2023. Отопительный период завершен в 53 регионах России
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин на заседании Правительства Российской Федерации под председательством главы Правительства РФ Михаила Мишустина рассказал об итогах прохождения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осенне-зимнего периода (ОЗП) 2022–2023 годов и задачах по подготовке к прохождению осенне-зимнего периода 2023–2024 годов.
Отопительный сезон проходит штатно и полностью завершен в 53 регионах – это 1 360 муниципальных образований. Все регионы вошли в текущий отопительный сезон своевременно и без серьезных нарушений. На подготовку прохождения ОЗП 2022–2023 годов из консолидированных бюджетов было направлено более 360 млрд рублей. Средства направлены на создание необходимых запасов топлива, проведение ремонтных работ, создание запасов материалов на случай аварийных ситуаций. Кроме того, из резервного фонда Правительства РФ было выделено более 16 млрд рублей на восстановление инженерной инфраструктуры в новых регионах и их подготовку к зиме.
Регионы страны должны перейти к постоянному формированию прогнозных топливно-энергетических балансов
Москва, 17 мая. – Работу по формированию прогнозных топливно-энергетических балансов (ТЭБ) в субъектах Российской Федерации необходимо выстроить на принципах долгосрочности и непрерывности с участием в ней сторон, заинтересованных в эффективном функционировании и развитии ТЭК на всех уровнях управления.
Об этом заявил генеральный директор РЭА Минэнерго России Алексей Кулапин, выступая на заседании комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Энергетика».
2023. 28 июня в Твери стартует VI Всероссийское совещание центров энергосбережения и I Межрегиональный форум горсветов
Организаторами мероприятия выступают Российская ассоциация центров энергосбережения «РАЦЭС», Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр энергосбережения», Ассоциация наружного освещения и Научно-технический совет светотехнической отрасли при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Центра энергоэффективности Фонда «Центр стратегических разработок», Правительства Тверской области.
Первая мини-ТЭЦ может появится в республике уже в следующем году
Генеральный директор ГК Трансэнергопром Елена Климашевская встретилась с Министром экономического развития и имущественных отношений Чувашской республики Дмитрием Красновым.
Главной темой встречи стало экономическое развитие региона, реализация пилотных проектов по строительству энергетической инфраструктуры.
В 2023 году основными инвестиционными проектами компании стали: проектирование энергоцентра в Шоршелском сельском поселении и строительство новой электрозаправочной станции в Чебоксарах. Также продолжается реализация программы по установке приборов интеллектуального учета в многоквартирных домах.
2023. Чебоксарские погрузчики самые экономичные в отрасли
«Чебоксарский завод силовых агрегатов», производитель вилочных погрузчиков под брендом СИЛАНТ установил новый рекорд, предоставив своим клиентам надежную и эффективную технику.
Последние модели вилочных погрузчиков имеют показатели расхода топлива, которые на 30% ниже, чем у конкурентов в том же классе.
Как отметил министр промышленности и энергетики Чувашии Александр Кондратьев, проводить подобные испытания необходимо для выработки конкретного преимущества.
2023. С 10 мая 2023 года на территории Чувашской Республики стартует Всероссийский фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче – 2023
Чувашская Республика – Чувашия вновь примет участие во Всероссийском фестивале энергосбережения и экологии #ВместеЯрче.
Данное мероприятие проводится ежегодно, начиная с 2016 года, в целях популяризации применения современных энергоэффективных технологий в быту и на производстве, экологического просвещения, бережного отношения к энергоресурсам, труду энергетиков.
Массовые мероприятия с успехом проходят на базе школ, детских садов, вузов, домов культуры, библиотек как в оффлайн, так и в онлайн-форматах.
Регулятору Владимирской области предписано исключить 298,6 млн рублей необоснованных средств из тарифов на теплоснабжение
Из них 188,96 млн рублей уже исключены при регулировании на 2023 год.
Напомним, в 2021 году антимонопольная служба выявила в действиях Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области нарушения при установлении тарифов на услуги теплоснабжения для ООО «Владимиртеплогаз»*.
Служба установила, что орган регулирования произвел учет экономически необоснованных расходов в соответствующие тарифы.
В связи с этим было выдано предписание исключить из тарифов на услуги по теплоснабжению для ООО «Владимиртеплогаз» необоснованно включенные затраты на 2023-2024 гг. в размере 298,6 млн рублей, которое было частично исполнено регулятором.
2023. Чувашия одна из первых в стране обеспечила сдачу энергетических деклараций государственными и муниципальными учреждениями в срок
«Впервые за 10 лет выгружены в срок энергетические декларации всеми исполнительными органами и органами местного самоуправления Чувашии, а так же их подведомственными учреждениями. Это 1 611 энергетических деклараций. Один из лучших результатов в стране», – отметил министр промышленности и энергетики Чувашии Александр Кондратьев.
Важность претворения в жизнь муниципалитетами мероприятий по энергоэффективности отмечал Глава Чувашии Олег Николаев в своем Послании Госсовету республики на 2023 год: «В прошлом году разработаны муниципальные программы энергоэффективности. Их экономический эффект может составить около 200 млн рублей ежегодно. Нельзя допустить, чтобы, как это было раньше, программы «успешно» лежали на полках. Их надо претворить в жизнь и добиться не только прямой экономии, но и повышения надежности функционирования энергохозяйства. Прошу органы местного самоуправления активно включиться в их реализацию, а Минпромэнерго Чувашии обеспечить должную координацию и контроль реализации утвержденных программ».
Изменение тарифа на передачу электроэнергии не затронет граждан
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) пояснили, что изменение тарифа на передачу электроэнергии направлено на реализацию масштабной инвестиционной программы в сетевом комплексе и не затронет население.
Ранее в понедельник было опубликовано распоряжение председателя правительства РФ Михаила Мишустина, согласно которому с 1 мая тарифы на передачу электроэнергии по Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) увеличены на 6,3%.
2023. Учётные данные с портала госуслуг теперь можно использовать для входа в «личные кабинеты» на сайтах энергокомпаний
Москва, 2 мая.– Михаил Мишустин подписал постановление Правительства РФ, по которому учётные данные из Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), применяемой на Едином портале государственных услуг, можно использовать для входа в «личные кабинеты» на сайтах ресурсоснабжающих и сетевых компаний.
Возможность напрямую обратиться в офис компании или направить письмо по почте, чтобы получить услугу в сфере электро- и теплоснабжения, сохраняется. При этом оптимизируется именно процесс онлайн-обращения.
2023. Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки развития электротранспорта
Правительство продолжает работу по развитию отрасли электротранспорта и созданию необходимой для неё инфраструктуры.
Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки этого направления.
Документ был подготовлен по итогам стратегической сессии по развитию электротранспорта в России, которая прошла под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова в феврале 2023 года.
2023. В г. Новочебоксарск Чувашской Республики прошел шестой выпуск Энергокласса РусГидро
В шестой раз прошел выпускной в новочебоксарском Энергоклассе.
Трехлетнее обучение по проекту Корпоративного университета гидроэнергетики ПАО «РусГидро» успешно завершили 26 учеников Лицея № 18. Всего за время работы Энергоклассов в Чувашии их программу выполнили 137 старшеклассников.
Выпускные Энергоклассов РусГидро проходят в девяти регионах России – для школьников из городов Новочебоксарска, Новосибирска, Рыбинска, Балаково, Волжского, Кодинска, Невинномысска, поселков Новобурейский и Черемушки.
2023. Информация о работе ГИС «Энергоэффективность»
Уважаемые пользователи ГИС «Энергоэффективность»!
В связи со значительной нагрузкой на аппаратно-программное обеспечение ГИС «Энергоэффективность» наблюдались проблемы с подписанием декларации посредством электронной подписи.
На 17:00 Мск 27.04.2023 проблема устранена, подписать декларацию можно в штатном режиме.
Приносим извинения за предоставленные неудобства в работе.
2023. Чувашская энергосбытовая компания продемонстрировала ход реализации инвестпрограмм Госслужбе по тарифам
Исполнительный директор Чувашской энергосбытовой компании Дмитрий Константинов продемонстрировал руководителю Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Надежде Колебановой итоги реализации инвестиционных программ компании в Батыревском и Комсомольском муниципальных округах Чувашской Республики.
В селе Комсомольское установлен информационный терминал для передачи показаний счетчиков и оплату за потребленную электроэнергию. Дмитрий Константинов пояснил руководителю Госслужбы по тарифам Надежде Колебановой, что на сегодня в ЧЭСК работает 12 инфоматов, которые значительно облегчают работу клиентского офиса, позволяют получать ответы на вопросы в одно касание, исключая при этом бумажную работу.
2023. Пресс-конференция о белорусско-российском сотрудничестве в рамках конкурса по энергоэффективности и ресурсосбережению пройдет в БЕЛТА 27 апреля
Пресс-конференция, приуроченная к старту IX республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности – 2023», на тему «Создание механизмов белорусско-российского сотрудничества по усилению потенциала энергоэффективности и ресурсосбережения» состоится в пресс-центре БЕЛТА 27 апреля в 14.30.
Ежегодный конкурс в сфере энергоэффективности, ресурсосбережения и экологичности «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь – 2023» стартует 1 мая.
Оргкомитет расширяет сотрудничество в рамках проекта, подключая к проведению конкурса международных экспертов. В текущем году к оценке отечественных предприятий привлечены эксперты Национального исследовательского университета МЭИ (Россия).
Россия обладает одной из самых «чистых» структур электроэнергетики в мире
Москва, 25 апреля. – Новейшие энергоэффективные технологии, лучшие практики и подходы к повышению энергоэффективности российской экономики, подготовка кадров для сферы энергосбережения стали темами для дискуссий на круглом столе «Энергопереход 4.0: курс на энергоэффективность и технологический суверенитет России» в рамках ежегодного Энергетического академического форума.
Российское энергетическое агентство Минэнерго России на мероприятии представлял заместитель генерального директора Сергей Романов. В своем докладе он отметил, что структура электроэнергетики России уже сейчас является одной из самых «чистых» в мире.
Все мы свидетели переходного периода в регулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Серией статей об отдельных направлениях или процессах в этой сфере мы уже начали раскрывать тему.
Авторская колонка
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере
Главное, полномочия переданы Минэкономразвития России, законотворческая деятельность и планы по развитию ГИС «Энергоэффективность» (и ее составляющих модулей) – начаты. Хотелось бы больше за прошедшие почти два года, но кому сейчас легко.
Начнем обзор с крайнего (не хочется писать – последнего) утвержденного документа, который вызвал большие обсуждения в профсообществе – постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды», которое потребует от бюджетных учреждений серьезных усилий.
ГРБС устанавливают цели
upd. Обновление, май 2020:
📍 срок для ГРБС установить целевой уровень снижения потребления ТЭР переносится с 1 июля на 30 сентября
📍 базовым периодом на 3 будущих года считается 2019, потому что 2020 нерепрезентативный
📍сроки утверждения Минэкономразвития методических рекомендаций – на 15 июля 2020 года.
Целевой уровень устанавливается на трехлетний период с 2021 года – все ok, все ясно, корректируем программы энергосбережения с трехлетним циклом.
Как корректировать на сопоставимые условия, ожидаемо, отсылка к приказу Министерства экономического развития РФ от 24.10.2011 г. №591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».
Цели по снижению потребления – сколько конкретно?
Самый интересный вопрос. Как рассчитать потенциал снижения суммарного объема потребляемых ресурсов. Согласно п.6 Требований он рассчитывается по утвержденным Минэкономразвития России методическим рекомендациям. И уполномоченный орган должен их утвердить уже до 31.03.2020 года (п. 2 Постановления №1289).
Однако подобного проекта пока нет, поиск на результата не дал. Но допустим даже, метод.рекомендации появятся в срок до конца марта, как и кто сможет сделать сделать необходимые расчеты до 01.07.2020? Они должны базироваться на программах и их мероприятиях, следовательно, к 1 июля должны быть откорректированы все, ВСЕ программы энергосбережения по региону в целом. При этом срок заключения государственного контракта на корректировку программы – практически два месяца с даты публикации, без учета подготовки торгов.
Можно поступить просто – установить 3% снижения ежегодно всем поголовно. Вот только это будет невыполнимо, показатель, по нашему мнению, должен устанавливаться на регион, а регион – используя центры энергоэффективности, распределяет по организациям достижение общего результата, с учетом уже выполненных мероприятий.
Вроде бы достаточно, но мы подкинем работы на вентилятор прогресса, раз уж начали про корректировку программ и обязательства бюджетной сферы.
Требования к светильникам
Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2017 г. №1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (с изменениями) установлены новые требования к осветительным устройствам и электролампам, используемым для освещения в цепях переменного тока (далее – лампы и светильники общего назначения). Предусмотрены 2 этапа:
– этап 1 – до 31.12.2019;
– этап 2 – с 01.01.2020.
Согласно документу, до 01.01.2020 года бюджетное учреждение должно было проанализировать техническую сторону (характеристики) светоточек по внутреннему освещению зданий и сооружений, определить объем модернизации системы и затраты на ее реализацию, откорректировать соответствующим образом программу энергосбережения: прописать заключение энергосервисного контракта на модернизацию системы внутреннего освещения. И все равно попасть на штрафы контролирующих органов, ведь в заданные сроки программы вряд ли будут откорректированы, да и закупки не провести. И вспомним светотехники – Е.В. Долина об избыточности требований по пусковым токам светотехнического оборудования.
И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности
Надо обратить внимание еще на два проекта НПА, которые нам интересны.
Первое – , вносящий изменения в постановление №1221 – «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221». Предусмотрены новые ограничения по классам энергетической эффективности закупаемого оборудования. Пока неясно, когда будет утвержден документ, однако ясно, что его положения надо учитывать при корректировке программ энергосбережения и формированию закупок.
Второе – на замену постановлению №1225 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений». Горячо, только непонятно, в каком состоянии этот нормативный акт. Ждем его второй год. Однако полезно посмотреть проект, соломку подстелить не мешает.
Итак, п.2 проекта постановления: «Министерству экономического развития Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной и муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» – ждем еще одну методику, только утвердить ее нужно уже до 01.03.2020.
Однако есть нестыковка. Пунктом 3 проекта постановления предусмотрена ежегодная актуализация: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации». А мы помним, по постановлению №1289 предусмотрена корректировка целевого показателя один раз в три года.
Следует обратить внимание, что Требованиями к программам установлено обязательное включение в состав мероприятий выявления, постановки на учет и управления бесхозяйными объектами (используемыми для передачи энергии), оснащения приборами учета (автоматизированные системы и системы диспетчеризации), ВИЭ.
Пожалуй, хватит. Все же это пока проект, и достоверно неизвестно, как он будет выглядеть в конечном итоге.
Общий вывод – високосный год начался бодро. Требований по корректировке программ сразу несколько, влияющих НПА тоже, и пока не совсем ясно, как учесть все изменения по классам и характеристикам оборудования без наличия соответствующих квалифицированных специалистов, непонятно, что брать за базу для расчета показателей.
Однако точно можно сказать, что в соответствии с постановлением №1289 план мероприятий с денежной оценкой (примерный, мы же все опытные) имеет смысл направить в вышестоящий орган, запросить бюджетные средства на реализацию мероприятий, получить ожидаемый отказ за отсутствием свободных средств и тогда с чистой совестью включить (по возможности) данные мероприятия для реализации с использованием механизмов энергосервиса. И это четко идет в ногу с постановлением. Но энергосервис – это совсем другая история, о ней в другой раз.
Внесены изменения в постановление 1289
Андрей Богатенков. Что означают новые требования по снижению энергопотребления для бюджетных учреждений
Андрей Богатенков. Как подать энергетическую декларацию в 2020 году
Декларации
1. Кто должен заполнять Декларации в ГИС Энергоэффективность по закону?Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.
2. Подходят ли для входа учетные данные ГИС ЭЭ предыдущей версии?Учетные данные предыдущей версии ГИС Энергоэффективность (Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности») не подходят. В этой версии необходимо регистрироваться заново.
3. Прежде чем приступать к регистрации в системе:1. Удостовериться, что у вас имеется Электронная подпись руководителя организации, или любая другая, выданная на вашу организацию (содержит ИНН организации). В системе запрещено использование электронной подписи, выданной для физического лица. Для регистрации потребуется электронная подпись с ИНН юридического лица.2. Проверить, настроен ли компьютер на работу с ЭЦП. Необходимо пройти шаги 1 и 2 инструкции по установке криптопровайдера КриптоПро CSP и плагина КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, также необходима установка расширения CryptoPro Extension for CAdES Browser Plug-in.3. Пройти проверку работы плагина и создания электронной подписи CAdES-BES на сайте Крипто-про.
Что делать если у нас электронная подпись физического лица? Что делать если отсутствует квалифицированная электронная подпись с ИНН нашей организации?Для регистрации и для дальнейшей работы в ГИС «Энергоэффективность» требуется усиленная квалифицированная электронная подпись вашей организации. В целях получения квалифицированной электронной подписи с ИНН вашей организации обратитесь в один из аккредитованных удостоверяющих центров. Актуальный реестр удостоверяющих центров Вы можете посмотреть на портале Минцифры России:
Что делать если при вводе данных на странице авторизации всплывает сообщение «Аккаунт заблокирован из-за неактивности»?Необходимо позвонить в техподдержку по номеру 8 (800) 511-33-89, сообщить ИНН организации и ФИО заблокированного пользователя.
6. Как заполнить декларацию о потреблении энергетических ресурсов и воды?Декларация о потреблении энергетических ресурсов и воды заполняется в личном кабинете пользователя ГИС «Энергоэффективность». Выполнить пункт №3. Посмотреть интерактивное обучение заполнению декларации в ГИС ЭЭ можно выше: Видеоуроки № 2 и № 3 или на портале ГИС ЭЭ в разделе Обучающие материалы.
7. Не получается найти адрес нашей организации в справочнике, что делать?В случае, если введённый ранее адрес не совпадает с адресом из ФИАС, он подсвечивается красным цветом. При этом Вам необходимо отредактировать адрес, выбрав его из справочника.Если адрес отсутствует в справочнике адресов ФИАС, Вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявкой на добавление адреса в ФИАС. После появления адресов в ФИАС, они импортируются в ГИС «Энергоэффективность».
8. Не получается выполнить импорт декларации из файла, что нужно делать?Загрузить декларацию из Excel файлов возможно только из шаблонов, скачанных из Системы. Шаблоны полученные не из ГИС ЭЭ не подходят для импорта деклараций.
9. Не могу заполнить Сводную информацию в декларации, что делать?Часть разделов вкладки «Сводная информация» заполняется автоматически. Это разделы:— о наличии собственного источника выработки энергии и сведений о нем и потреблении ресурсов для выработки энергии;— общие сведения о потреблении энергетических ресурсов (за исключением транспортных средств);— сведения о потреблении воды;— общие сведения об уплате за энергетические ресурсы и воду организацией.У пользователя нет возможности их редактировать.Информация и данные в этих разделах появляется автоматически, если заполнены сведения отдельно по каждому зданию организации.
10. Как подписать декларацию электронной подписью?В момент подписания декларации для отправки на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации контролируется совпадение ИНН организации в электронной подписи и ИНН в карточке организации.Подписание декларации доступно только в статусе «Заполнено».Если статус декларации «Заполняется организацией» нажмите кнопку «Проверить» и откройте файл с замечаниями. Исправьте их.— Повторно нажмите на кнопку «Проверить», пока не будет статус «Замечаний и предложений нет» у всех позиций.— После исправления всех замечаний, статус должен установиться «Заполнено», кнопка «Подписать» должна отобразиться.
13. Как заполнить декларацию, если учреждение занимает только помещение или часть здания?В ГИС ЭЭ при внесении информации по зданию необходимо выбрать вид собственности «Помещение/часть здания». Это условный вид собственности, декларация при этом заполняется частично. Декларация создается в Системе, но в паспорте здания с видом собственности «Помещение/часть здания» заполнение информации о потреблении не будет требоваться.
Если учреждение расположено в жилом многоквартирном доме, но:
То в общих сведениях по зданию в графе «Вид собственности» необходимо выбирать «Здание в оперативном управлении» и заполнять декларацию в полном объеме.
Если учреждение занимает часть помещения на основании договора аренды и возмещает затраты пропорционально занимаемой площади, то какой вид собственности выбирать «На правах аренды» или «Помещение/часть здания»?Рекомендуется указывать «На правах аренды» и вносить всю информацию. Потому что имеется информация об объемах потребления и затратах на энергоресурсы.
В каких случаях выбирать «Помещение/часть здания» и заполнять минимальную декларацию?Вид собственности «Помещение/часть здания» указывается в том случае, когда:
14. Заполнили декларацию, но нет кнопки подписать.Если не появилась кнопка «Подписать», это означает, что не все обязательные поля заполнены или заполнены с ошибкой. Чтобы узнать, какие поля не заполнены или заполнены с ошибкой, в карточке декларации нажмите кнопку «проверить». В протоколе проверки указаны ошибки. После исправления ошибок статус декларации меняется на «заполнено» и в декларации появится кнопка «подписать» рядом с кнопкой «проверить».
15. Означает ли нажатие кнопки «Подписать», что декларация направлена в Министерство экономического развития Российской Федерации?Да, все верно. После нажатия кнопки «Подписать», если декларация в статусе «Подписано ЭП», это означает, что:— Декларация соответствует требованиям законодательства и сдана, при этом не требуется получение подтверждения от Минэкономразвития России;— Минэкономразвития России имеет доступ на просмотр декларации для последующего анализа указанной в ней информации. Срок проверки — в течение 30 календарных дней со дня поступления.
16. Как отредактировать декларацию после подписания электронной подписью?После подписания декларация недоступна для редактирования. Чтобы отклонить подписанную декларацию обратитесь в службу технической поддержки ГИС «Энергоэффективность» с указанием года декларации и ИНН вашей организации.
18. Какие роли есть в ГИС ЭЭ?В данный момент в системе для пользователей доступны три роли:Руководитель — назначается автоматически первому пользователю при регистрации по ЭЦП. Имеет право:— просматривать и редактировать информацию по своему учреждению, декларации по своему учреждению;— подписывать декларации ЭЦП (функциональность на время тестирования отключена);— добавлять других пользователей с ролями Декларант и Аналитик.Декларант — назначается пользователем с ролью Руководитель. Имеет право просматривать и редактировать информацию по своему учреждению, декларации по своему учреждению.Аналитик — назначается пользователем с ролью Руководитель. Имеет право просматривать информацию по своему учреждению, декларации по своему учреждению.
20. Как добавить филиал?Чтобы добавить филиал в карточке организации, необходимо, чтобы КПП филиала отличался от КПП головной организации. В карточке организации нажмите на вкладку «филиалы» кнопку «создать новый филиал». В случае, если КПП филиала совпадает с КПП головной организации необходимо под вкладкой «здания организации» добавить здания филиалов. Для добавления зданий нажмите на значок «организации» в левом верхнем углу — двойным кликом мыши откройте карточку вашей организации нажмите вкладку «здания организации» — кнопку «+добавить».
21. Как изменить данные учетной записи Руководителя?Для редактирования учетной записи нажмите на вкладку «Организации», выберите свою организацию кликнув по наименованию двойным щелчком мыши, далее на вкладке «Сотрудники» откройте нужную вам учетную запись двойным щелчком мыши по ней, откроется карточка учетной записи (если кнопки «Редактировать» нет, то вам нужно уменьшить масштаб сайта).Зарегистрировать нового пользователя с ролью «Руководитель» можно через заявку в техподдержку.
ЦУС
2. Нужно ли рассчитывать потенциал и устанавливать целевой уровень снижения потребления энергоресурсов и воды если здание построено меньше чем 5 лет назад?Для объектов (зданий, строений, сооружений), введенных в эксплуатацию в течение 5 лет, предшествующих году установления целевого уровня снижения потребления ресурсов, потенциал снижения потребления ресурсов может быть принят равным нулю.
3. Если объект (здание, строение, сооружение) на 2020 год эксплуатируется 6 лет или менее, то когда начинать устанавливать целевой уровень снижения потребления ресурсов?В таком случае установление целевого уровня снижения потребления ресурсов на первый 3-летний период производится на 7-ом году эксплуатации объекта на основании данных за 6-ой год эксплуатации (соблюдая сроки, предусмотренные ПП 1289). Базовым годом будет являться 6-й год эксплуатации объекта.