После принятия Федерального закона №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в декабре 2009 года, нескольких заседаний Государственного совета, посвященных этому вопросу, соответствующих Постановлений Правительства РФ в январе 2011 года и начала реализации федеральных и региональных программ по энергосбережению, следует признать, что Россия, наконец, присоединилась к самому модному «мировому тренду» последних десятилетий — экономии энергии.
Дело очень важное и нужное! И — в перспективе — очень выгодное для всех. Но если уж, действительно, серьезно думать о снижении энергопотребления в России в целом и в строительной отрасли в частности, необходимо провести анализ соответствующих наработок стран Западной Европы, США, Японии, которые занялись решением проблемы энергосбережения еще с начала 70-х годов. После ряда (неочевидных сначала) ошибок и «набитых шишек», сегодня и в США, и в Европе (особенно — в Германии) накоплен богатый опыт реальной экономии энергии в строительстве и разработано новое законодательство, обеспечивающее приоритет компаниям и гражданам, использующим энергосберегающие решения и технологии.
Если не принимать в расчет попыток ограничения потребления энергии после Второй мировой войны, несовершенный — но первый! — британский закон, регламентирующий теплотехнические характеристики ограждающих конструкций зданий (1965 год) и несколько «шаманских заклинаний» съездов КПСС о необходимости снижения «удельных энергозатрат на единицу продукции», можно констатировать, что серьезно большинство стран задумалось об энергосбережении только в начале 70-х годов прошлого века.
Несколько условно современную историю энергосбережения можно разбить на 4 этапа — 1973–1991, 1991–2003, 2003–2008 и 2009 — по настоящее время. Мы остановимся более подробно на результатах, которые были получены с точки зрения энергосбережения, чуть ниже. Сперва же хотелось бы отметить очевидное: основные усилия, направленные на экономию энергии, развитые государства, обделенные в значительной степени природными ресурсами, начинают предпринимать в периоды резкого роста цен на углеводородное сырье. Рост же стоимости энергоносителей, в свою очередь, как правило, всегда был связан с обострением международной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.
- Энергосбережение. Начало большого пути
- Энергоэффективность. Генераторы новых идей
- Энергоэффективность и энергосберегающие окна
- Возобновляемая энергетика и климатические изменения
- Энергоэффективность. Новые шаги по избранному пути
- О формулировках и определениях
- Энергосберегающая деятельность
- III. Экономические аспекты энергосбережения
Энергосбережение. Начало большого пути
Старт первого этапа современной истории энергосбережения (1973–1991 годы) связан с очередным арабо-израильским конфликтом, известным как «Война Судного Дня», нефтяным эмбарго и резким ростом цен на нефть и газ.
После настоящей паники из-за роста цен на бензин, многокилометровых очередей на бензоколонках в Европе и США, неконтролируемого роста стоимости электрической и тепловой энергии, а в ряде случаев — и с длительными перебоями их подачи, в большинстве развитых государств были приняты решения:
- о разработке специальных программ по экономии энергии;
- выделении громадных бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и конструкторских разработок в области использования нетрадиционных источников энергии, снижения энергопотребления в различных отраслях промышленности;
- разработке законодательных инициатив, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, что стало самым главным (как выяснилось позже) на этом этапе.
В этот период ученые вели активные поиски альтернативных источников энергии, разрабатывали конструкции солнечных батарей, ветряных, приливных и геотермальных электростанций, тепловых насосов для использования энергии земли, экспериментировали с биотопливом; активизировались работы по атомной энергетике, разрабатывались различные технологии энергосбережения.
К сожалению, большинство работ, начатых в те годы, со временем показали недостаточную эффективность и длительную (иногда, просто запредельную) окупаемость из-за несовершенных материалов и технологий, имевшихся тогда в распоряжении специалистов. Кроме того, цены на нефть очень быстро стали снижаться (что, кстати, привело и к краху экономики Советского Союза). Именно поэтому щедрые поначалу правительственные ассигнования на разработку альтернативных и нетрадиционных энергетических ресурсов к середине 80-х годов прошлого века были значительно сокращены.
В то же время, польза от этой «нефтяной встряски» была очень большой. Фактически было скорректировано традиционное мышление, основанное на использовании исключительно углеводородной энергетики, определены наиболее перспективные направления дальнейшей работы. Некоторые исследования продолжились и после прекращения государственной поддержки — частный бизнес понял дальнесрочную перспективность некоторых обнаруженных в те годы подходов и продолжил финансирование многих программ. Как показало время — расчет бизнесменов был верным. Денежные вложения себя окупили.
И все же, как говорилось выше, главным успехом этого движения стали многочисленные разработки энергетических законодательств, систем поощрений, субсидий и льгот тем организациям и гражданам, которые своей деятельностью и образом жизни способствуют энергосбережению, и, наоборот, — штрафов и других наказаний тем, кто считает энергосбережение «новой блажью» и необязательным занятием. На этом этапе новые законы были, конечно, несовершенны и в дальнейшем не раз корректировались. Но, как говорил один из руководителей нашей страны — «Процесс пошел!».
И еще один очень важный результат был достигнут в то время. На основе всех исследований была разработана целостная идеология экономии энергии. Практика показала со всей очевидностью, что для успешного решения проблем энергосбережения необходим комплексный подход к решению этой задачи: улучшение какого-то одного, отдельно взятого элемента не позволит кардинально снизить энергопотребление, а порой даже может привести и к дискредитации самой идеи энергосбережения. (В скобках заметим, кстати, что, на наш взгляд, таким негативным фактором, дискредитирующим хорошую идею, может стать, к сожалению, массовая «кампания» по внедрению в нашей стране энергосберегающих источников света. Да, они без сомнения лучше, эффективнее, чем обычные лампы накаливания. Но они пока значительно дороже, есть трудности с их утилизацией. И, кроме того, никто пока не посчитал, какую долю вносили старые лампы в энергобаланс зданий в зимний период
Важным событием стало и создание крупных исследовательских центров в Европе и США, а также очень динамичных и мобильных команд специалистов, которые стали причиной значительных успехов в области энергосбережения в последующие годы. В частности, в составе знаменитой Lawrence Berkeley National Laboratory был организован отдел по энергосбережению в строительстве, который и стал одним из «законодателей мод» в этой отрасли. Кстати, организовал его Артур Розенфельд (Arthur Rosenfeld), который совсем недавно был удостоен Международной премии «Глобальная энергия», являющейся своеобразной Нобелевской премией по энергетике.
Именно LBNL и некоторые европейские специалисты были причастны к, пожалуй, единственному прорывному достижению 70–80-х годов прошлого века в оконной отрасли — разработке промышленного производства магнетронного нанесения теплоотражающих покрытий на большеформатные листовые стекла. Теплоотражающие покрытия станут в 90-е годы основным и необходимым элементом энергосберегающих светопрозрачных конструкций.
Также в качестве одного из способов снижения энергетических затрат в зданиях, который в дальнейшем будет применяться во многих странах, стоит упомянуть инициативу правительств Скандинавских стран, заменявших у граждан ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА старые неэффективные окна на новые — со стеклопакетами и отдельным стеклом.
Энергоэффективность. Генераторы новых идей
Соединенные Штаты Америки
После начала знаменитой операции США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году практически стартовал и новый энергетический кризис, а также начался второй этап истории энергосбережения. Стоимость нефти на некоторое время опять резко выросла, следовательно, вновь возникла потребность в поисках новых способов экономии энергии.
Этот этап продолжался вплоть до 2003 года и отмечен значительно более интересными результатами с точки зрения внедрения новых энергосберегающих технологий.
Дело в том, что за 80-е годы был достигнут значительный прогресс в новых технологиях, определенных в качестве приоритетных на первом этапе. И эти наработки стали активно внедряться в практику. Именно в этот период стали широко использоваться тепловые насосы, а ветровые генераторы стали совершенно обыденными устройствами в Европе, Японии и США. Появились также современные и очень конкурентоспособные солнечные элементы, специалисты повсеместно взялись за строительство энергоэффективных зданий (так называемых «пассивных» домов и домов с нулевым потреблением энергии), впервые массово начали заниматься санацией зданий старой постройки для доведения их до современных требований по энергосбережению.
Практически одновременно с возникновением нового энергетического кризиса в США появился первый в истории комплексный документ — Energy Act 1992, определивший основные проблемы в энергосбережении и направления их решения. Очевидно, что такой объемный документ (несколько сотен страниц) не мог быть разработан в течение нескольких месяцев после того, как он действительно понадобился. По нашим сведениям, он разрабатывался ведущими американскими специалистами и Министерством энергетики США еще с середины 80-х годов прошлого века и — по счастливой случайности — в этом документе возникла срочная необходимость, когда он был уже практически готов.
Energy Act 1992 стал определяющим для развития новых технологий в области энергосбережения и использования альтернативных и нетрадиционных источников энергии больше, чем на 10 лет. Мы будем обращаться к заложенным в нем идеям еще не один раз. Здесь же отметим лишь некоторые моменты:
- Конгрессом США были выделены на обеспечение энергосбережения, значительное снижение энергопотребления совершенно необозримые средства (миллиарды долларов США);
- впервые был сделан упор на создание действенной системы субсидий и льгот для потребителей, выполняющих требования по энергосбережению, на законодательном уровне;
Через несколько лет после выхода американского документа в программе энергосбережения был сделан следующий важный шаг — на этот раз в Германии.
Помимо тех же задач, которые были сформулированы в США в Energy Act 1992, у немецких властей возникла и другая проблема, требующая быстрого решения. При объединении Германии в структуру жилищно-коммунального комплекса страны влилось и множество зданий в восточной части страны, которые были построены по советским проектам (мы их называем «хрущевки). Проведенный в начале 90-х годов комплексный мониторинг показал, что средний расход энергии на отопление, горячее водоснабжение, освещение и другие бытовые нужды в старых зданиях составлял около 280 кВт час/м2/год, из них только на отопление расходовалось не менее 220 кВт час/м2/год. В условиях достаточно мягкого климата в Германии и постоянного роста стоимости энергоносителей это было признано совершенно нерациональным. Тем более что к началу 90-х уже появился опыт строительства зданий с использованием современных решений по энергосбережению.
Жителям Восточной Германии Федеральное правительство пообещало в самое кратчайшее время обеспечить такой же уровень жизни, как и у «западных» немецких граждан. Для решения одной из главных задач (обеспечение комфортных условий жизни и снижения размера коммунальных платежей на отопление и электрическую энергию) в этом направлении было два пути — снести все эти здания или привести их в «божеский вид». И вот тут был прменен абсолютно новый подход, который в дальнейшем переняли многие страны.
В соответствии с Федеральным законом 1995 года было установлено, что новые здания должны строиться с удельным расходом энергии на отопление не выше 100 кВт час/м2/год, остальные затраты были ограничены еще на уровне 60 кВт час/м2/год. Для существующих зданий был определен период в 7 лет, в течение которого они или должны быть доведены до установленного уровня энергозатрат, или должны быть снесены, в случае невозможности или нецелесообразности реконструкции. Если же положения упомянутого закона не будут выполнены собственником, для него наступали «черные дни» — увеличение коммунальных платежей в несколько раз, огромные штрафы, увеличение обязательной страховки имущества, снижение залоговой стоимости, многое другое, что превращало владение таким «проштрафившимся» зданием в дело очень финансово обременительное и бесперспективное.
Как показывает многолетняя практика, и «кнут», и «пряник» необходимо применять совместно — раздельно они практически не работают (или только больно, или слишком сладко). Немцы эту истину знают отлично. Именно поэтому в указанном Федеральном законе были предусмотрены: финансовые (очень, кстати, небольшие) вливания со стороны государства, налоговые (очень значительные) льготы собственникам, федеральные субсидии на использование современных материалов и технологий, другие (в том числе имиджевые) пощрения. Кстати, многие специалисты, воспользовавшиеся этим законом, построили действительно энергоэффективные собственные дома за очень небольшие деньги.
Несмотря на то, что — как и во время первого нефтяного кризиса — цена на энергоносители стала быстро падать, усилия мирового сообщества по созданию энергетики, в меньшей степени, чем прежде, зависимой от углеводородов, не прекратились, а только активизировались и консолидировались. Этим, вероятно, и отличается Россия от Европы и США — немцы, американцы никогда не будут наступать второй раз на те же грабли, если уже однажды набили шишку на лбу.
Именно на втором этапе современной истории энергосбережения была начата реализация большинства проектов «пассивных» зданий и поселков, а также окончательно сформировалось понимание необходимости комплексной оценки зданий и эффективности энергосберегающих технологий.
Например, при проектировании зданий в соответствии с французским стандартом RT 2000 «Индивидуальные дома без систем кондиционирования воздуха» необходимо набрать 20 условных баллов по следующим 5 разделам:
В документе приведены указания по балльной оценке различных технических решений. Дополнительно учитываются также местоположение и ориентация здания по приведенной в указанных Технических рекомендациях методике. В случае, если в сумме по применяемым инженерным и строительным решениям набираются искомые 20 баллов — проект признается удовлетворяющим требованиям по удельному расходу энергии на квадратный метр в год. В противном случае — он никоим образом не может быть утвержден. В указанном документе все требования представлены достаточно наглядно и обеспечивают выполнение основного условия — использование эффективных конструкций с гарантированным выполнением требований по экономии энергии. То есть — хочешь применять дорогие и очень эффективные окна, можешь сэкономить, например, на теплоизоляции перекрытий. И нет никакого поэлементного диктата. Что, на наш взгляд, демонстрирует совершенно справедливый и грамотный подход к проектированию энергоэффективных зданий не только для Европы, но и для нашей страны. И это, кстати, позволяет снизить так набившую оскомину в причитаниях чиновников «коррупционную составляющую» не на словах, а на деле.
Подобные документы были разработаны и успешно применяются во многих странах, что очень помогло в реальном становлении энергосберегающего (а в дальнейшем — и «зеленого») строительства.
В конце прошлого века использование в развитых (да и во многих развивающихся) странах нетрадиционных и альтернативных источников энергии — за счет применения тепловых насосов, ветровых генераторов, солнечных коллекторов и солнечных батарей, многих других устройств — стало в массовом строительстве совершенно обыденным делом. К сожалению, они все еще считаются какой-то экзотикой для России, хотя вполне могут и должны стать необходимым элементом и своеобразным «локомотивом» отечественного строительства.
Энергоэффективность и энергосберегающие окна
В оконной отрасли на этом этапе произошло следующее:
- вернулись и стали активно развиваться проекты зданий с максимальным использованием естественного освещения и активной солнцезащиты, что позволяет снизить в значительной степени нагрузки на системы отопления и кондиционирования воздуха в зданиях различного назначения;
- во всем мире произошел настоящий «бум» в строительстве высотных зданий, фасадные конструкции которых стало возможным и экономически оправданным оборудовать светопрозрачными панелями с энергосберегающим стеклом;
Возобновляемая энергетика и климатические изменения
Начало третьего этапа современной истории энергосбережения в 2003 году связано уже не только с военной операцией США в Ираке и Афганистане и последовавшим увеличением стоимости углеводородов, но и с осознанием того факта, что климат планеты достаточно серьезно меняется. А в глобальном потеплении виноваты, в значительной степени, деятельность человека и неконтролируемый выброс двуокиси углерода.
В этот период отмечались значительные успехи в разработке и запуске в массовое производство новых материалов, позволяющих более эффективно использовать, например, солнечную и иные возобновляемые виды энергии.
В частности, в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Тайвань) было начато производство тонкопленочных солнечных элементов, коэффициент полезного действия которых на сегодняшний день выше традиционных кремниевых, а стоимость существенно ниже. Это предопределило «взрывной» характер роста применения фотоэлектрических систем, в том числе — в оконной и фасадной индустрии.
В апреле 2004 года юридически заработал подписанный в декабре 1997 года так называемый «Киотский протокол». В этом документе государства взяли на себя обязательства по ограничению выбросов парниковых газов, способствующих повышению температуры на планете, в атмосферу. Также были установлены соответствующие квоты и разработаны основные принципы рынка вредных выбросов: развитые страны, обеспечивающие подавляющее производство двуокиси углерода, имеют возможность покупать определенное количество выбросов у стран, которые имеют «свободные», невыработанные объемы СО2. Однако, только после ратификации данного документа Российской Федерацией в начале 2004 года, эти важные межправительственные соглашения смогли начать действовать реально. Насколько нам известно, Киотский протокол до сих пор не ратифицирован США, Китаем и некоторыми другими странами, где объемы выброса в атмосферу парниковых газов значительно превышают установленные для них квоты.
Тем не менее, в связи с тем, что европейские страны необычайно заинтересованы в улучшении экологической ситуации на планете, Киотский протокол сыграл очень важную роль в дальнейших шагах Европейского союза в деле энергосбережения.
Энергоэффективность. Новые шаги по избранному пути
Основные причины, заставившие развитые страны серьезно взяться в последние годы за решение проблемы энергосбережения, таковы:
На данном этапе был разработан консолидированный документ 27 стран Евросоюза, известный под условным названием «Программа 20–20–20», который был принят Европейским Парламентом 17 декабря 2008 года. Более подробно об этой программе мы расскажем ниже — все-таки реально он начал действовать с 2009 года.
В 2004 году Конгресс США, провозгласив выполнение основных положений Energy Act 1992, принял новый, еще более амбициозный документ — Energy Act 2004, а также разработал столь модные сегодня Road Map («Дорожные карты») для различных отраслей промышленности. Такие документы имеются, в том числе, и в строительных отраслях, в том числе — оконной. Они и определили краткосрочные и среднесрочные конкретные цели энергосбережения. Программа Energy Act 2004 сейчас очень эффективно работает. Кстати, при ее принятии было отмечено, что благодаря предыдущему аналогичному документу, несмотря на существенный рост промышленных производств в США, потребление энергии в целом по стране практически не изменилось по сравнению с 1990 годом.
Причем, что особенно важно отметить, и в Европейском союзе, и в США налажена необычайно четкая координация различных мероприятий по энергосбережению не только между странами, но и между отраслями промышленности. Энергосбережение действительно становится основой экономики, и что еще удивительнее — поддерживается большинством граждан стран, несмотря на то, что некоторые новые технологии сегодня все еще значительно дороже традиционных.
Подтверждением сказанного является то, что в последние годы, как грибы после дождя, во многих странах появляются различные проекты «пассивных» и «активных» зданий — не только малоэтажных, но и высотных, выше 100 метров. В них собраны многие достижения и открытия последних лет.
Оконные фирмы также не оказались в стороне от мирового main stream, что могут подтвердить посетители последних оконных и строительных выставок в России и за рубежом. Начиная с 2005 года, большинство ведущих фирм все больше используют как энергосберегающие технологии в своей традиционной продукции (например, солнечные элементы в качестве жалюзи или межэтажных заполнений), так и представляют осуществленные проекты новых зданий с минимальным или нулевым расходом энергии на их эксплуатацию.
В этот же период были разработаны и новые — во многих случаях совершенно «драконовские» меры наказания тех, кто не поддерживает усилия государств по переходу на более экологичные виды топлива и всемерную экономию энергии. Есть, конечно, и поощрения. Но об этих программах субсидирования потребителей мы расскажем несколько позже. Продолжение следует.
О формулировках и определениях
Федеральный Закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» дает следующие определения:
- Энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
- Энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции.
Следует отметить, что в период подготовки закона, предлагались и другие формулировки
«Энергосбережение» и «Повышение энергетической эффективности», наверное, могут рассматриваться как отдельные деятельности, но конечная цель у них одна – экономия энергии или энергоресурса. А энергетическая эффективность есть скалярная величина, характеризующая свойство конечного товара, объекта или технологического процесса.
Выражение: «энергосбережение и повышение энергетической эффективности» кажется не логичным.
Наиболее приемлемой представляется определение, сформулированное на Международной энергетической конференции (МИРЭК) ООН: «Экономия энергии (энергосбережение, автор)– это эффективное использование ресурсов, за счет применения инновационных решений, которые:
- осуществимы технически,
- обоснованы экономически,
- приемлемы с экологической и социальной точек зрения,
- не изменяют привычного образа жизни»
Энергосбережение (энергосберегающая деятельность) относительно новый вид деятельности. Энергетический кризис в семидесятых годах прошлого века, в системе хозяйствования развитых стран, вызвал необходимость пересмотра многих технологий и товарной продукции в сторону резкого уменьшения потребления энергии и энергоресурсов. Возникла необходимость в целевом энергосбережении и, как следствие, обособленной деятельности по энергосбережению.
Рыночная экономика и достаточно четкое государственное регулирование, в виде положительных и отрицательных стимулов, позволила этим странам при наименьших финансовых затратах решить и решать эту проблему.
Советская экономика, где главными были идеологические цели, а не удовлетворение потребностей всего общества, где было достаточно энергоресурсов, где цена энергии не относилась к экономической категории и была резко занижена — энергосберегающая деятельность фактически не проводилась.
В постсоветское время, когда энергия оказалась товаром, ее цена резко взметнулась, но все равно она осталась низкой и вполне устраивает частный бизнес (не весь, по разным причинам).
Разговоры об энергосберегающей деятельности начались в РФ в середине 90 годов предыдущего столетия.
Реальные шаги, определяющие энергосбережение в качестве государственного приоритета развития экономики (наравне с инновационным развитием), начаты с момента подписания Президентского указа № 886 от 04. 2008 г. Автор не исключает определенного «давления» развитых экономически стран на необходимость развития энергосбережения в России в своих интересах.
В связи с тем, что энергосберегающая деятельность для России новая деятельность, многие технические управленцы, и особенно управленцы от власти, слабо представляют эту деятельность. Вне России энергосберегающая деятельность связывается, в первую очередь, с понятием конечности ресурсов (энергетических); определенным их дефицитом, влияющим на общее развитие экономики; огромным влияние на экологию и, в целом, на энергобезопасность государства.
В постсоветской России необходимость энергосбережения связывают:
- с превышающей в разы энергоемкостью технологических процессов;
- с огромными потерями энергии, при ее транспортировке;
- с нерациональным потреблением в коммунальной и бюджетной сферах.
Любая человеческая деятельность востребована, когда она имеет спрос. Кто заинтересован в России в энергосбережении:
Частный бизнес, если это способствует увеличению прибыли и конкурентоспособности товара. На сегодня энергосбережение не достаточно актуальный вопрос для частного бизнеса. Тем более что энергосбережение требует серьезных начальных финансовых затрат.
Объекты и предприятия управляемые прямо или косвенно государственными управленцами (чиновниками). Если энергосбережение есть заявляемая государственная политика, то:
- государство должно выделять соответствующие финансовые средства;
- иметь четкую политику (концепцию) по этому вопросу и методы убеждения на соответствующих управленцев для реализации заявляемой политики;
Со стороны законодательства в последнее время идет большой поток нормативной документации. К, сожалению, от многих документов ощущается четкий бюрократический запах.
Граждане общества сознательно или бессознательно участвовали и хотят участвовать в своих интересах в энергосбережении. Принимают активное участие в экономии электрической энергии «по принципу: уходя — гасите свет». По тепловой энергии жители многоквартирных домов технически не могут осуществить персональный учет, а значит влиять и контролировать теплоснабжение. В результате, когда жарко открываются окна, когда холодно идут жаловаться властям (или в «управляющие компании»), которые или не могут технически решать эти проблемы, или они им безразличны. (Стоимость тепла в коммунальных платежах достигают до 40 и более процентов)
Большое значение для развития энергосберегающей деятельности имеет состояние общества в государстве. К сожалению, постсоветское общество на сегодня имеет больше минусов, чем плюсов:
- Желание одним броском оказаться в свободной глобальной рыночной экономике, где постсоветскую Россию особо не ждут, а сама свободная глобальная рыночная экономика требует современного осмысления;
- Сильнейший монополизм снизу до верха;
- Чрезмерную коррупцию;
- Практическое отсутствие признаков гражданского общества;
- Гипертрофированное желание к потреблению со стороны большинства населения.
К положительному факту нужно отнести понимание первыми лицами государства и достаточно большого количества государственников (лиц думающих не только о своем кармане, но и будущем самого государства) о влиянии этих минусов, и их преодолении.
О необходимости энергосберегающей деятельности говорят на всех экономических международных форумах, публикуются статьи во всех технических журналах, говорят на всех совещаниях, тема становится любимой для депутатов всех уровней. Интернет заполнен огромной массой информации.
Даже в партии «Единая Россия» создан Коордиционный совет, который энергосбережение определяет общенациональной задачей.
Докладчиком по организации работы Координационного совета Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности 27. 2010 г. выступил г-н Семенов В. — генеральный директор ОАО «ВНИПИэнергопром», Президент Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение».
Доклад представляет интерес, т. его можно рассматривать как предложение конкретной государственной политики.
Заявлено о разработке государственной программы энергосбережения.
Ощущается возбуждающий запах крупных бюджетных ассигнований в энергосберегающую деятельность. На взгляд автора имеется необходимость определить, какие виды работ относятся к энергосберегающей деятельности. Без данного конкретного определения, практически любую работу можно подвести под энергосберегающую деятельность, например:
а) установка приборов учета,
б) прокладка или ремонт тепловых сетей,
в) утепление зданий, установка нормальных («энергосберегающих») окон и дверей,
г) реконструкция или строительство новых котельных без инновационных, или хотя бы современных решений.
Перечисленные работы важные, даже очень важные, но:
по (а) еще В. Ленин заявлял, что социализм это учет, а «загнивающий» капитализм все и вся учитывал. Учет крайне важная проблема, особенно для бюджетных организаций и ЖКХ. К, сожалению, для большинства чиновников это главное в энергосбережении. Сам по себе учет не влияет на изменение в потреблении количества энергии:
- по (б) тепловые сети должны содержаться в надлежащем состоянии по существующим нормативам потерь.
- по (в) здания и изделия должны соответствовать соответствующим техническим условиям,
- по (г) до каких пор будут использоваться технологии сжигания топлива (угля) в котельных на уровне дачной печки, где в место (а зачастую ей) лопаты используется мехзабрасыватель, а «сгоревший» уголь можно использовать как вторичный энергоресурс.
- И т.д.
Да, эти работы приведут к определенному энергосбережению, но, по мнению автора, не эти работы определяют энергосберегающую деятельность, а следующий набор работ:
- Анализ состояния системы (отдельной технологической установки, технологического производства, производства в целом; отдельного поселения, муниципального или регионального образования, государства в целом; отдельного здания или комплекса и т.д.) Для этого анализа, в первую очередь необходим энергетический паспорт системы, с привлечением необходимой технической, экономической и статистической документации. При необходимости, проведение физических измерений.
- На основании энергетического анализа составляются организационные и технические предложения, которые предлагаются «Заказчику».
- На основании согласованных с «Заказчиком» предложений составляется целевой план организационных и технических мероприятий.
- Реализация целевого плана проводится под техническим руководством «Разработчика» мероприятий.
- «Разработчик» обязан проводить мониторинг реализации целевого плана и при необходимости по согласованию с «Заказчиком» вносить дополнения и изменения в целевой план.
- «Разработчик» должен быть ответственным за достижение конечной цели, поставленной «Заказчиком».
Таким образом, появляются два заинтересованных лица в конечном результате деятельности, причем, «Разработчик» в обязательном порядке должен быть профессионалом в энергосберегающей деятельности, а «Заказчик» им быть не обязан. Основная задача «Заказчика» — постановка цели и контроль реализации по «контрольным точкам».
Из вышесказанного — энергосберегающая деятельность это, в первую очередь, – организационная и аналитическая деятельность.
К перечисленным работам, желательно «Разработчику» самому выполнять следующие работы:
- Проектные работы по своим предложениям,
- Инженерный надзор (не путать с техническим надзором, который осуществляется государством или организациями от его имени) за строительными работами.
- Пусконаладочные работы, т.к. в них выявляются все проектные и строительные недоработки. И главное, что конечным результатом пусконаладочных работ, является ввод объекта в эксплуатацию, т.е. достижение цели.
- Консалтинговые услуги.
Энергосберегающая деятельность
Реализация любой цели, особенно признаваемая государством одной из первостепенных, требует определенной структуры управления. В принципе в РФ такая система создана. По мнению автора, создана стандартная пирамидальная административная система, где верхушка пирамиды определяет цель (цели), целевые показатели, формирует структуру управления и отчетность снизу до верху. Создана нормальная бюрократическая система. Такая система нормальна для единого собственника (государства, компании). Но как она будет управлять множеством собственников, которые подчиняются только законам и технологическим регламентам (безопасность человека и экологии).
Например: Я собственник, делаю табуретки. Я закупаю ресурсы, том числе энергетические (электрическую и тепловую энергии). Мой технологический процесс, закупочные цены обеспечивают мне необходимую прибыль. Приходит ко мне управленец от власти и требует от меня какого-то энергосбережения, да еще начинает требовать от меня отчетности. А зачем мне все это надо, мне и так хорошо. Погрозит он (управленец от власти) мне пальчиком. Если я у него на крючке, напишу любую бумажку, в противном случае просто его проигнорирую. Но, даже написав бумажку, я найду 1000+1 причину, почему я ее не выполню. Пока у меня не будет экономических или репрессивных стимулов, я с места не сдвинусь. (То же самое относится к инновации, модернизации и другим подобным призывам).
Таким образом, государство, признавая свободу действия предпринимателя (от имени своих управленцев) может управлять только своими прямо или косвенно принадлежавшему ему объектами. Другими субъектами оно (государство) может управлять только при помощи стимулов (положительных и силовых).
Принимая во внимание, характеристику нашего общества (монополизм, коррупцию, только под микроскопом видимое гражданское общество), становится жалко наше государство. («Обидно за державу», как говорил один из героев кинофильма
Особо необходимо разобраться с муниципальной собственностью. Муниципальная собственность это собственность всех граждан муниципального образования, управляемая от их имени представительной властью, которая в свою очередь нанимает управленцев (исполнительную власть). Красиво на бумаге, по факту с точностью наоборот. Необходимо отметить, что высшей властью предпринимаются определенные попытки восстановления конфигурации структуры. Но, к сожалению, центр тяжести реальной фигуры настолько низок, что потребуется героические усилия для перевертывания существующей фигуры, и есть достаточная вероятность, что фигура может просто развалиться.
Так вот, исполнительная власть, управляя фактически от моего имени, в общем-то, не спрашивает меня: чего я хочу? А я хочу меньше платить, в частности, за коммунальные услуги. И меня не очень волнует снижение непонятной мне энергоемкости муниципального и регионального продукта, и в масштабе всего государства: именно на 40% (не более и не менее?), да еще через 10 лет. К тому времени, возможно, не будет уже этой власти, а возможно и меня самого. Я хочу, чтобы власть, осуществляя, ею придуманные мероприятия, за мои же деньги, четко гарантировала снижение стоимости энергии, или ее рост ниже инфляции. Возможно, я захочу даже, на приемлемых для меня условиях, вложить в понятные для меня мероприятия свои деньги.
Предлагать создание энергосервисных компаний, осуществляющих энергосберегающую деятельность, уже даже не модно. Они создаются и действуют, предлагая свои услуги бизнесу и власти. И на любом уровне власти необходимо будет принять решение: создавать свои аналогичные предприятия, или заключать договора с частными предприятиями. Оптимальный вариант для систем ЖКХ и бюджетных организаций, по мнению автора, есть государственно-частная форма собственности, где власть определяет цели, а бизнес под ее контролем реализует их. Структура такой организации представлена на Рис.
На первый взгляд такая структура находится вне конкурентного поля. Однако никто и ни кому не запрещает создание других структур и предприятий, занимающихся энергосберегающей деятельностью.
Областная администрация, являясь учредителем Рег. КЭСК, определяет и
контролирует основную стратегию и тактику энергосберегающей деятельности.
Рег. КЭСК, являясь одним из учредителей Мун. КЭСК, может участвовать в принятии решений Мун. КЭСК.
Мун. КЭСК являясь одним из учредителей Рег. КЭСК, может участвовать в принятии решений Рег. КЭСК.
КЭСК(и) выступают как управляющие* организации энергосберегающей деятельности. (* понимается не административное, а техническое управление, т. в ближайшие десятилетия чиновник не отдаст управление финансовыми потоками)
Основные функции Рег. КЭСК:
- методическая деятельность;
- управление проектами, имеющих общее региональное значение,
- управление реализацией регионального плана энергосбережения.
Основная функции Мун. КЭСК – реализация муниципального плана энергосбережения.
Предлагаема схема управления энергосберегающей деятельностью, позволяет проводить единую техническую и экономическую политику, при этом, жестко не ограничивая самостоятельность различных организаций. Для экстремальной ситуации, в которой находится в настоящее время наша экономика, энергосберегающая деятельность должна находится находиться под государственным контролем и управлением. Надежды на одну свободную рыночную экономику мало вероятны.
Государство ставит необходимую цель, бизнес под контролем государства ее реализует.
Энергосервисная компания достаточно дорогостоящее предприятие. Для содержания и развития такой организации необходим гарантированный объем работ, хотя-бы на период становления. Областная и муниципальные власти на конкурсной основе, или делегируя полномочия, или совместно с бизнесом могут создавать энергосервисные компании, заключая с ними энергосервисные договора (конктракты).
Энергосервисный договор это долгосрочный договор, состоящий из двух этапов работ:
Первый этап – создание целевого плана,
Второй этап – реализация целевого плана с выходом на запланированные показатели.
Конкурсный отбор «Исполнителя» энергосервисного договора, «Заказчик» должен проводить, ориентируясь в первую очередь не на стоимостные показатели, которых еще не может быть до принятия целевой программы а на программу предстоящих работ, формирование стоимостей работ (по каким сборникам или ценникам будут рассчитываться работы, какие индексы и коэффициенты будут применяться). Но самое главное – профессионализм организации претендента на выполнение работ. При этих условиях у «Исполнителя» (ЭСК) появляется возможность долгосрочного планирования.
«Уставный фонд» ЭСК создается, в основном, для создания необходимого приборного парка и привлечения основных (высокооплачиваемых) специалистов. То есть создания управляющей команды, состоящей из:
- лидера, четко представляющего назначение команды и имеющего организационные навыки,
- специалистов основных профессиональных направлений (электроснабжение, АСУ ТП, теплотехника, экономика).
Наиболее сложным вопросом в энергосберегающей деятельности является нахождение источников финансирования.
Проще всего, когда ЭСКо приходит со своим источником финансирования. При общем желании, этот вопрос разрешим.
Из доклада Министра экономического развития России Э. Набиулиной на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Набережных Челнах 26 октября 2010 г.
«В регионах нужно назначить или создать центры компетенции ответственности в региональной политике. Потому что деятельность и действия по энергоэффективности требуют чёткой координации и органов власти, и бизнеса, и граждан, и профессиональной работы, поэтому должны быть центры компетенции. И многие регионы уже не только назначили ответственных, но и создают специально организации либо уполномочивают их на ведение работы по энергоэффективности
III. Экономические аспекты энергосбережения
Как отмечалось выше энергосбережение (энергосберегающая деятельность), в первую очередь связана с конечностью ресурсов. Конечность ресурсов (не только энергетических) в будущем постепенно станет важнейшим фактором развития мирового общества (экономики). Когда-нибудь встанет вопрос об оптимальном производстве и потреблении. Оптимальность в производстве и потреблении энергии уже выходит на первый план развития мирового общества.
Рассматривать энергосбережение как средство приводящее только к экономии финансов (производственных затрат, бюджетов, личных средств), не всегда оправдано. Энергосбережение имеет положительную и отрицательную стороны. Это становится ясным, если рассмотреть жизненную цепочку энергоресурса: от производства до потребления.
По рисунку видно, что энергосбережение у потребителя приведет к уменьшению прибылей и отчислений в бюджеты у предприятий производителей товара и услуг. Если на данной территории в пределах государства (поселение, муниципалитет, регион) имеется дефицит энергии, то это общее благо. Если дефицита нет, то это может вызвать определенные трудности в сохранении прибыльности предприятий производителей данного товара и услуг, и наполнение бюджетов. Эти процессы обязательно отразятся в социальной сфере.
Таким образом, энергосбережение влияет на все сферы жизни общества и это влияние необходимо учитывать как в общей экономической деятельности, так и в социальной сфере.
Текст изложен в тезисной форме, не претендует на истину в последней инстанции, основан на собственном опыте и материалах интернета. Все изложенное требует достаточной аргументации.
Калюс О. Директор ООО «Инжиниринговая инновационная компания», г. Кемерово