Президент 12 февраля 2019 на заседании Госсовета в Казани заявил о необходимости облегчить адаптацию жилищного рынка к новым правилам игры, подтвердив при этом курс на переход к более прозрачным и безопасным механизмам покупки комфортного и доступного жилья, а также модернизацию отрасли в целом.
Леонид АДАМ,
доцент кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями ВШЭМ УрФУ, ГИП инженерной инфраструктуры планировочного района «Академический» 2007-2018гг. , Екатеринбург
Сделать это можно только при помощи грамотного построения одного из нацпроектов – «Цифровая экономика». Этим нацпроектом объединяется подавляющее количество других. Это и «Жилье и городская среда», и «Экология», и «Здравоохранение», и «Образование», и «Наука», и «Малый бизнес», и «Магистральная инфраструктура».
Но, к примеру, национальным проектом «Цифровая экономика» предполагается движение к «Умным городам». При этом, на подпрограмму «Внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов» проекта «Умный город» положен срок 5-6 лет с момента запуска. Мы в очередной раз пытаемся решить одну проблему, не понимая системных проблем.
Не так давно, на всероссийском совещании по энергосбережению, проходящем в Санкт-Петербурге, главный метролог Белоруссии, страны, обогнавшей Россию по технологиям энергосбережения лет на 10, со слезами вопрошал – вся Белоруссия в приборах учета, а баланса нет, что происходит? То есть мы 5 лет будем устанавливать приборы учета, а потом спрашивать «что происходит»?
Можно ли внедрять системы без системного подхода? И что это за «Цифра», как не математическая модель какого-либо процесса или регламента? Но если нет регламента, какую экономику мы строим? Где модель, к которой мы стремимся?
Принципы энергетической инфраструктуры
Более 10 лет назад в Екатеринбурге стартовал крупнейший в Европе проект комплексного освоения территорий – район «Академический». Проект, как его тогда называли, «города будущего», спроектированный видным французским архитектурным бюро, предполагал размещение на данной территории более 300 тыс. жителей и должен был быть закончен к 2025 году Сейчас в «Академическом» порядка 50 тыс. жителей, и когда он будет застроен, не может предсказать никто.
Так что удалось реализовать в районе, что с «городом будущего», или как сейчас модно говорить, «умным городом», и можно ли этот проект рассматривать как идеальную модель для цифровой экономики?
Очевидно, что инженерная инфраструктура проектов комплексного освоения территорий, рассчитанных на десятилетия, должна быть спроектирована и построена таким образом, чтобы через десятки лет технологии, заложенные на старте проекта, отвечали требованиям экологии, энергоэффективности будущего, а не существующих в данный момент.
Создание современных, ориентированных на перспективу систем энергоснабжения крупных городских районов – задача чрезвычайно сложная, и рассмотрение вопросов энергообеспечения должно носить системный характер. Все главные параметры процессов энергоснабжения и водоснабжения должны рассматриваться и планироваться в тесной взаимосвязи – это спрос на энергоресурсы, ввод новых мощностей, энергосбережение, охрана окружающей среды и т.
Опыт энергетической инфраструктуры Академического
Основной целью технической политики при разработке и реализации концепции энергоснабжения планировочного района «Академический» была не минимизация затрат на производство киловатт-часа электроэнергии и гигакалории тепла на энергоисточнике, поскольку это только одно звено всей системы. Целью было энергетическое обеспечение заданных результатов конечной деятельности: производства продукции, работ, услуг, создание заданного уровня бытового комфорта при минимальном загрязнении окружающей среды и максимально возможном коэффициенте использования топлива.
Такой подход обусловлен тем, что каждый объем первичной энергии может произвести разное количество продукции и услуг в зависимости от уровня эффективности его использования у конечного потребителя. Подчеркнем, конечный потребитель – определяющее звено, именно конечные потребители определяют свои потребности, и задача системного подхода обеспечить их оптимально.
Схема выше наглядно представляет описанные подходы, но также очевидно, что для решения должны быть скоординированы все звенья одной системы – процессы выработки, транспортировки и потребления энергоресурсов.
Для решения вышеуказанных мероприятий в районе была применена инновационная организационная модель «Жизненного цикла» с условным названием «ПСУ – 100 лет» — проектируем, строим и управляем 100 лет.
Предполагалось, что все строящиеся объекты будут рассматриваться с точки зрения «хозяина» — собственника квартиры, офиса, торгового центра, и т. , и все процессы, от топлива до нагревательного элемента в здании, были скоординированы.
При этом ответственность за все несла бы одна управляющая компания, и она же могла решать все вопросы по улучшению жизни и проживания жителей и собственников зданий. Единая управляющая компания создана была, туда вошли все ресурсные компании (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, IT). Однако управление жилыми домами собственники в эту компанию не отдали, что и стало решающим обстоятельством, почему идеальным «умным» городом «Академический» не стал – ввиду отсутствия системного подхода к управлению проектом и оторванности жителей района от этого управления.
Хорошо, что при проектировании первых домов жилищная управляющая компания еще не была создана, и технические условия на подключение домов к энергоресурсам и техническое задание на проектирование внутренней инженерии этих домов выдавались в одной вышеуказанной технологии.
В районе была реализована полностью независимая система теплоснабжения. Ее применение для целого района – уникальный для России случай, ранее независимая схема применялась только для зданий повышенной этажности.
Основными преимуществам независимой схемы теплоснабжения являются:
- Раздельные контуры теплоносителя для теплоснабжающей организации и потребителей, что резко повышает надежность и устойчивость системы в целом, позволяет выявлять, при соответствующей организации учета тепловой энергии, утечки и сверхнормативные разборы тепловой энергии. Район «Академический» стал единственным на постсоветском пространстве, где полностью балансируется генерация, транспорт и потребление тепловой энергии.
- Возможность снижения расчетной пиковой мощности за счет внедрения технологии «приоритет ГВС» не менее чем на 15% с резким упрощением процессов отслеживания режимов теплопотребления и с соответствующим снижением тарифов на подключение и потребление тепловой энергии. Внедрение данной технологии в «Академическом» позволит сэкономить застройщикам порядка миллиарда рублей (на полное развитие).
- Отсутствуют затраты электроэнергии на транспортировку теплоносителя.
- Затраты на персонал на порядок ниже, чем у аналогичных предприятий.
- Отсутствуют центральные тепловые пункты (ЦТП), приготовление горячей воды происходит непосредственно у потребителя путем нагрева холодной воды теплоносителем через теплообменник, что делает ненужной сложную систему химводоподготовки. Регулирование температуры теплоносителя также максимально приближено к потребителю.
- При прокладке тепловых сетей используются предизолированные стальные трубы с ППУ или ППМ – изоляцией с обязательным антикоррозионным покрытием. Отличительными особенностями данной конструкции теплотрасс является водонепроницаемость изоляции, что снижает потери тепловой энергии, вызванные испарением воды с поверхностей труб, а также предотвращает коррозию труб. Расчетный срок службы теплотрасс не менее 50 лет. Тепловые потери не превышают 4%, что на уровне лучших мировых показателей.
В районе предусмотрена кольцевая система теплоснабжения от двух теплоисточников, что позволяет резко увеличить надежность теплоснабжения, исключить наличие резервных теплоисточников на территории района. При этом, за счет снижения диаметров магистральных трубопроводов снижаются затраты на создание теплоснабжающего комплекса, второй теплоисточник, по сути дела, строится за счет экономии по вышеуказанным затратам. В качестве второго теплоисточника рассматривалось строительство современного мусороперерабатывающего завода.
Сочетание вышеуказанных мероприятий позволило получить идеальную систему теплоснабжения с минимальными затратами на транспорт, ремонт и эксплуатацию, к тому же оптимальную по стоимости строительства. Более того, разработанная более 10 лет назад система не только не устаревает, при развитии различных проектов на территории Академического она позволяет достигать дополнительного снижения себестоимости тепловой энергии:
Схема позволяет использовать в летнее время тепловую энергию для выработки холода (такие проекты уже имеются), резко снижая затраты на электроэнергию в целом по району. При этом, за счет увеличения потребления тепла летом, вырастает КПД ТЭЦ с соответствующими экономическими последствиями.
Результат – снижение потребления тепловой энергии на 30%; тариф на тепловую энергию на 25% ниже, чем в среднем по Екатеринбургу, есть наработки по дополнительному снижению эффекта для потребителя не менее чем на 50%.
Повторим, что все вышесказанное было заложено на старте проекта. Что планировалось, и каким должен быть «город будущего» по мнению автора, в следующих публикациях.
Фото из фотогалереи района Академический на akademicheskiy. org
Больше оперативных новостей в Телеграм-канале energoatlas
Новости о технологических изменениях и цифровизации – в телеграм-канале Остров Шрёдингера
Smart city: энергоэффективные города. Перспективы, возможности и проблемы создания таких городов в масштабах России и мира
АСУНО (автоматическая система управления наружным освещением) на базе технологии LoRaWAN™ 14
EcoStruxure от Schneider Electric 17
Интеллектуальная транспортная система Швабе (Ростех) 19
Tesla VPP 21
Смарт-квартал как Умный город в миниатюре 23
Решения на микро-уровне 23
Оптимизация жилья в условиях макро-экономики 24
Политические аспекты проектирования смарт-городов, на примере «смарт-квартала Марьино» 24
Рост социально-культурного развития 25
Технологические решения использованные при организации инфраструктуры «смарт-квартала Марьино» 25
Организация наружного освещения 25
Организация системы отопления 26
Чистое небо над смарт-кварталом 26
Интерактивная система оповещения граждан о чрезвычайной ситуации 26
Система видеонаблюдения с алгоритмом распознавания лиц 27
Энергоэффектиность решений, внедрённых в «смарт-квартале Марьино» 27
Энергоэффективность системы энергоснабжения 27
Концепция энергосбережения при теплоснабжении «смарт-жилья» 27
Перспективы развития темы до 2035 года 28
Основные риски 28
Технологические риски 28
Политические и правовые риски 28
Экономические и финансовые риски 29
Социальные риски 29
Экологические риски 29
Способы минимизации рисков 30
Предпосылки выбора темы
Интернет вещей как базис Умного города
В тоже время, ключевая проблема внедрения IoT — отсутствие единых стандартов. Поэтому имеющиеся решения сложно интегрируются между собой, а новые появляются медленнее, чем могли бы. Еще один нюанс — «вещи» в интернете вещей должны быть автономны, то есть иметь возможность получать энергию из окружающей среды, без участия человека.
Примеры, продемонстрированные выше, наглядно показывают, как Умные решения на базе Интернета вещей могут облегчить жизнь отдельных граждан, предприятий и целых отраслей путем их внедрения руководством города или отдельного предприятия (субъектов деятельности). Но что, если взять во внимание всю страну или даже мир? Что если взглянуть на привычную систему энергообеспечения и перевернуть ее с ног на голову, превратив каждое домохозяйство (объекта деятельности) в производителя электроэнергии. Именно на это и ориентирована распределённая система энергообеспечения под управлением виртуальной электростанции или «Интернет энергии с усовершенствованной аналитикой, моделированием, оптимизацией и цифровизацией для решений в области хранения энергии и возобновляемых источников энергии» — название данное системе Сингапурскими заказчиками соотвесвующего проекта (регулятором энергетического рынка Energy Market Authority (EMA) и многопрофильным концерном SembcorpIndustries (Sembcorp)).
Обрабатывая в режиме реального времени информацию от различных распределенных энергоресурсов, виртуальная электростанция оптимизирует выработку этих ресурсов, расположенных на определенной территории. Колебания из-за переменчивости поступлений солнечной энергии в разных местах автоматически балансируются посредством виртуальной электростанции или VPP. Станция также может быть оснащена алгоритмами прогнозирования и оптимизации спроса, которые учитывают состояние энергосистемы и рыночные условия. Все это повышает как устойчивость энергосистемы, так и снижает тарифы для конечных потребителей энергии.
Пожалуй, самым интересным и амбициозным из реализуемых проектов в этой области сегодня является Tesla VPP. Проект под условным названием Powerwall & Solar, который призван объединить солнечные панели и аккумуляторы Tesla Powerwall не менее чем 50 000 домов в Южной Австралии.
Согласно озвученным планам, виртуальная электростанция мощностью 250 МВт при суммарной емкости батарей около 650 MВтч снизит затраты на электроэнергию для ее участников на 30% и повысит надежность электроснабжения, с которым Южная Австралия испытывает большие проблемы.
Стоимость проекта оценивается в 800 миллионов австралийских долларов. Финансирование проекта осуществляется за счёт продажи электроэнергии, но на первых порах была оказана поддержка правительства с грантом в размере $2 млн и займом в размере $30 млн из Австралийского Фонда возобновляемых источников энергии.
При оптимизации жилищного комплекса делается упор на мелкую экономию, которые в итоге выливаются в большие суммы. Если смотреть на примере «смарт-квартала Марьино», то можно выделить следующие решения:
● постройка домов из композитных материалов, позволяющих быстро возводить здания;
● цена композитных материалов значительно ниже железобетонных конструкций;
● инновационные материалы позволяют экономить тепловую энергию в зимнее время года;
● экономия, за счет использования солнечной энергии;
● автоматизация водо- и теплоснабжения, позволяющая регулировать температуру в квартирах, исходя из температуры на улице;
● удешевление и облегчение обслуживания объектов службами ЖКХ.
Можно перечислять до бесконечности, но главное, чего пытается добиться руководители градостроительного комплекса – это экономическая оптимизация, которая будет экономить деньги населения и городской бюджет.
При внедрении инновационных и IT технологий в «умных городах» возникают следующие риски:
— риск роста объёма передаваемых по сетям данных («информационный мусор»);
— риск взлома информационных систем умных городов;
— риск уязвимости в программном обеспечении умных домашних приборов (отказ обслуживания из-за атак вирусов);
— риск взлома персональных умных приборов;
— риск масштабирования проблем от утечек из-за того, что сеть умного города сводит все персональные данные воедино;
— риск технических неполадок в работе устройств (сбой в программном обеспечении, что может привести к получению недостоверной, неактуальной или информации);
— риск повышения стоимости эксплуатации оборудования иностранного производства за счёт колебаний курсов валют;
-риск невозможности обновления оборудования в случае санкций стран-партнеров.
Определены следующие социальные риски:
— риск «цифрового» неравенства среди населения (лишение части населения доступа к информации сервисам);
— информационный элитаризм;
— риск дискриминации и исключения отдельных категорий граждан из процесса потребления общественных благ при использовании умных технологий;
— риск психологического дискомфорта умного города;
— рост проблем дилетантства при участии населения в управлении городом.
Определены следующие экологические риски:
— риск роста объемов отходов и ухудшение экологии из–за быстрого устаревания техники и его утилизации;
Финансирование «умных городов». Разработка механизмов финансирования технологий умного города.
В первую очередь необходимо обеспечить осуществление парламентского контроля реализации госпрограммы «Цифровая экономика РФ».
Оптимальным выходом для привлечения инвестиций в развитие «умного города» может стать государственно-частное партнерство: только так возможно дополнительное финансирование дефицита госбюджета и привлечение частных инвестиций.
Кроме того, необходимо:
— сформировать долгосрочные инвестиционные стратегии и развивать инновационные кластеры в городах, для этого необходимо обеспечить системный подход к созданию необходимой нормативной базы и интеграции принципов «умного города» в стратегии социально-экономического развития регионов, муниципалитетов;
— оказывать государственную поддержку в реализации хотя бы пилотных проектов в городах и закрепить такой механизм на законодательном уровне;
— привлекать в финансирование энергоэффетивности в «умных» городах девелоперов, реализующих проекты и лиц, владеющими технологиями и предлагающие свои услуги при наличии соглашения с муниципалитетами об обеспечении возрата средств;
– привлекать в финансирование жителей, если их при этом убедить в эффективности умной технологии.
Для того, чтобы включить жителей в систему финансирования умных технологий, органам власти нужно проводить встречи и участвовать в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. При этом необходимо выбирать наиболее целесообразные технологии, соответствующие возможностям потребителей.
Рассмотрим наиболее эффективные схемы финансирования, которые необходимо внедрять в «умных» городах:
— сервисная модель: оператор инвестирует в проект сто процентов своих средств и гарантирует качество сервиса и за это он в дальнейшем получает деньги от государства или муниципалитета. Такая схема позволяет снижать дефицит бюджетных средств и гарантирует оператору возврат инвестиций в течение определенного срока (от пяти до десяти лет). При такой схеме дополнительно для стимулирования оператора государство может ввести льготное налогообложение для оператора.
— комбинированная схема финансирования проектов с участием публичного партнера, оператора и конечного потребителя.
— прямая схема финансирования объектов умного города. Такая схема позволяет продавать продукты, изготовленные по умной технологии, напрямую потребителям и получать с них плату.
Еще один из интересных способов возврата инвестиций в объекты инфраструктуры практикует «Ростелеком»: окупаемость вложений обеспечивается за счет экономии, полученной заказчиком от внедрения нового решения. Например, если в результате внедрения энергоэффективных технологий расходы на электроэнергию сократились, то за счет экономии муниципалитет выплачивает вознаграждение подрядчику. И тем самым выгодно и госзаказщику, и исполнителю (инвестору).
Безопасность «умных городов»
-создание сети аналитико-ситуационных центров управления, сети информационно-расчетных центров и многофункциональных центров.
-обеспечение надежности и безопасности работы систем управления городом, способности отвечать на новые угрозы.
— проработка аварийных режимов работы систем;
— обеспечение защиты персональных данных;
— внедрение «умной системы общественной безопасности».
Общественная активность при внедрении «умных» технологий и энергоэффективности.
Для стимулирования и мотивирования общественной активности в реализацию «умного» города необходимо привлечение жителей к городским процессам и обеспечение технологическими возможностями вовлечения горожан в процессы управления городом (распространение персональных гаджетов, развитие человеческого капитала, обеспечение общественной инклюзивности, развитие низовой демократии).
«Вовлеченность жителей претерпевает серьезную эволюцию от полного нигилизма, когда они в негативе воспринимают любое вмешательство в район, в котором они живут, до вовлеченности, когда люди сами ездят на завод, который производит оборудование, хотят сами выбирать конкретные типы полов, стен», — Вардан Авакян, Руководитель рабочей группы «Умный квартал»; генеральный директор, АО «Мослифт».
Применение новых стандартов беспроводных сетей.
Для передачи данных при использовании «умных» технологий необходимы беспроводные сети новых стандартов для снижения «информационного мусора». Так, директор ГУП «АТС Смольного» Санкт Петербурга Феликс Касаткин делает акцент на необходимости скорейшего решения вопроса с выделением удобных частот для операторов 5G. Пока, как известно, этот процесс не реализован и пилотные проекты приходится запускать на неудобных частотных диапазонах.
Разработка новых стандартов формирования инфраструктуры в «микро-поселениях» и малых городах.
Необходима активная совместная работа федеральных, региональных и муниципальных органов власти для того, чтобы к 2025–2035 годам эти поселения по степени внедрения умных технологий смогли соревноваться с мегаполисами.
Ориентирование «умных городов» на интересы человека.
«Все, что мы делаем, мы должны так или иначе ориентировать на человека», — Эдуард Лысенко, Министр Правительства Москвы; руководитель, Департамент информационных технологий города Москвы.
«Самое главное в общей политике, которая сегодня отвечает веяниям времени, современности, — это город для человека, город для креативного человека, город для человека, который хотел бы жить в этом городе и создавать что-то в этом городе», — Дмитрий Бердников, Мэр города Иркутска.
«Цель любого инвестиционного проекта, тем более проекта цифрового, современного, состоит в том, чтобы повысить качество жизни и качество услуг, которые мы предоставляем населению», — Анатолий Тихонов, Генеральный директор, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации.
Нормативно-правовая база.
Активное участие Совета по развитию цифровой экономики, образованного в верхней палате Парламента, и осуществление законотворческой поддержки регионов в сфере цифровизации, особенно на ранней стадии формирования концепций законопроектов
Возможным решением проблемы актуальности и соотвествия конъюнктуре рынка нормативно-правовой базы может быть совместная работа парламента РФ с курирующими ведомствами по Цифровизации и своевременное реагирование законодательными органами (разных уровней) на сигналы бизнеса о возникающих барьерах по внедрению решений Умного города, для чего предлагается организовать общедоступный реестр барьеров для анализа и принятия решений в вышеуказанных ведомствах.
Сценарный анализ выбранной темы
Основой для составления стратегического прогноза внедрения комплексных решений в рамках «Умного города» для России до 2035 года стало качественное проведенное исследование. Проведен подробный опрос порядка тридцати экспертов с помощью анкеты, которая содержала следующие основные вопросы:
— примеры энергоэффективных решений для «Умного города»;
— условия ускорения и замедления развития и трансфера технологий «Умного города» в перспективе 15 лет;
— перспективы в области энергоэффективности «Умных городов» в пределах ближайших 15 лет;
— риски и их минимизация для развития «Умного города» в России;
— доля городов с внедренными технологиями энергоэффективных «Умных городов» в России по состоянию на первое полугодие 2020 года;
— прогноз доли городов с внедренными технологиями энергоэффективных «Умных городов» в России к 2035 году. — программы развития «Умного» города до 2035 года;
— влияние экономики России и мира на развитие «Умного» города до 2035 года. Ниже приведена таблица со сценарным анализом внедрения комплексных решений в рамках «Умного города» для России до 2035 года (негативный, консервативный и инновационный сценарий
№*
Негативный сценарий
Консервативный сценарий
Инновационный сценарий
1
Увеличение динамики появления и качества кибер-атак
В связи с доступностью информации;
В связи с самоизоляцией (коронавирус)
Высокая
Сохранение динамики и качества кибер-атак
В связи с популярностью информационных систем
Высокая
Понижение динамики за счет быстрой вербовки кибер-преступников; создание слишком быстро меняющихся систем защиты
Вычисление за счет умных технологий; гибкая система предупреждения кибер-преступлений
Низкая
2
Сопротивление со стороны взрослого населения
Со ссылкой на приватность и дороговизну
Средняя
Постепенное «привыкание» к наблюдению и контролю; интерес к внедрению
В связи с течением времени; незначительном влиянии на конкретного человека; невозможностью влиять;
осведомленностью о выигрыше
Высокая
Понимание необходимости внедрения технологий
В связи с доступностью информации о технологиях: разделении подходов и ограничений
Средняя
3
Уменьшение общего финансирования разработок технологий Умного города
В связи с прекращением финансирования со стороны федерального бюджета и ситуацией с коронавирусом
Высокая
Постепенная децентрализация финансирования с сохранением объемов
В связи с сокращением финансирования со стороны федерального бюджета, но заинтересованности со стороны бизнеса
Средняя
Увеличение финансирования при согласованности действий инвесторов
В связи с полным восстановлением экономики и наличием излишков на всех уровнях
Низкая
3. Снижение энергопотребления и тем самым отсутствие необходимости в энергоэффективных технологиях
В связи с повторением таких ситуаций, как коронавирус. Снижение мотивации потребителей энергии к повышению энергоэффективности
Низкая
Сохранение энергопотребления на том же уровне до 2035 года
Медленный или средний темп внедрения новых технологий и производства, которые повысят энергопотребление в России
Высокая
Рост энергопотребления
Быстрое внедрение новых технологий и производства
Средняя
4
Незначительные обязательства в области экологии
Сохранение принятых на сегодня обязательств на международном уровне без усиления внутреннего контроля
Средняя
Обязательства в области экологии, требующие внедрения IoT в качестве средства контроля
Развитие требований внутри государства при сохранении обязательств на международном уровне
Высокая
Амбициозные задачи в области экологии для всех, требующие внедрения IoT для снижения вреда
Переход к новым обязательствам на международном уровне при поддержке со стороны бизнеса
Низкая
5
Отсутствие ощущения эффективности технологий со стороны населения
Низкая информированность или доступность
Средняя
Использование технологий населением т. это удобно
Обучение вследствие централизованного и повсеместно внедрения
Высокая
Понимание очевидных выгод и преимуществ от внедрения технологий
Самостоятельный поиск информации и самостоятельное внедрение соответствующих технологий
Низкая
5. Замедление развития рынка промышленного IoT
Дефицит инвестиций, отсутствие интереса у клиентов в массовом внедрении и переходе к новым технологиям
Низкая
Рынок промышленного IoT будет расти
(по итогам 2019 г. он достиг почти 8 млрд руб. , а в процентном отношении это составило +4% по сравнению с предыдущим годом)
Темп роста сохранится примерно на таком же уровне с учетом кризиса
Высокая
Рынок промышленного IoT будет расти по экспоненте. Внедрение в России 5G (именно они должны в будущем стать толчком развитию цифровых решений и промышленного IoT и лечь в основу технологий для «Умного» города)
Средняя
Б (2В; 3С; 2Н)
А (5В; 1С)
В (3С; 4Н)
* 1. Риски
Рекомендации в рамках выбранной̆ темы
Сценарный анализ показал, что наиболее вероятным является консервативный сценарий. Во избежание отхода к негативному сценарию и приближению вероятности Инновационного сценария в России необходимо проводить системную информационно-разъяснительную работу с бизнесом и населением, формировать единые подходы к концепции Умного города в нормативно-правовом поле, следить за интеграцией программ «Умного города» с программами социально-экономического развития регионов, и муниципалитетов. При этом существенный вклад в развитие систем «Умного города» внесет именно востребованность умных решений населением и соответствие привлекательность рынка для частных инвесторов. Стремительно развивающийся рынок, в свою очередь, сформирует различные варианты апробированных решений, что позволит существенно снизить риски при централизованном внедрении технологий. Следует отметить, что опрос показал, что сегодня далеко не все респонденты видят целесообразность и выгоду во внедрении таких решений. Но на примере иностранных государств (проект Tesla VPP) можно смело утверждать, что люди готовы поддержать новые решения если это приводит к экономии и влияет на стабильность системы, делая жизнь более безопасной и комфортной. Важно отметить, что не внедрять системы умного города уже нельзя – это своеобразная гонка решений в поисках лучшей жизни, отказ от участия в которой может привести к существенному экономическому отставанию, перетоку лучших кадров и зависимости от иностранных решений.
Правительство России 2 апреля 2020 года одобрило проект Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. В Энергетической стратегии мало внимания уделено энергоэффективности и технологиям для внедрения решений «Умного» города.
Основные цели Энергостратегии: обеспечение потребностей социально-экономического развития страны продукцией и услугами отраслей ТЭК; — развитие и диверсификация экспорта в отраслях ТЭК; модернизация, развитие и повышение доступности инфраструктуры; достижение технологической независимости и повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК; цифровая трансформация отраслей топливно-энергетического комплекса.
В Энергостратегии раздел «Энергосбережение и энергоэффективность» впервые встречается в главе «Оценка состояния и тенденции развития российской энергетики» и содержит следующее:
— энергоемкость экономики за 10 лет с 2008 по 2018 годы снизилась на 9,3% в основном благодаря технологическому фактору (рост энергоэффективности энергопотребляющего оборудования) и уровню загрузки производственных мощностей.
— потенциал энергосбережения в России оценивается на уровне одной трети от объема текущего энергопотребления, то есть потенциал огромен. Тем не менее тут не написано нужно ли его реализовать? Ожидается ли это? Какая будет реакция энергетики и ее роль?
Кроме того, в этом разделе написано, что потенциал текущего цикла структурных сдвигов в отношении снижения энергоемкости в основном исчерпан, в то время как технологические факторы ограничены дефицитом инвестиций, недостаточной эффективностью мер государственной политики по их мобилизации и ограниченной мотивацией потребителей энергии к повышению энергоэффективности.
В разделе по экологии и климату написано, что важным следствием политики энергосбережения станет существенное сдерживание роста парниковых газов и сокращение вредных выбросов организаций топливно-энергетического комплекса в окружающую среду. Но этот эффект несравним с потенциалом повышения климатической и экологической эффективности за счет таких мер, как энергосбережение на стороне потребителя или увеличение доли возобновляемой энергии в балансе, за что тоже, как представляется, должна отвечать Энергостратегия.
В разделе про теплоснабжение аналогично нет ничего про энергоэффективность при потреблении, а есть только про интересы ресурсоснабжающих организаций, не прописаны интересы самих потребителей. Энергоэффективность упоминается пару раз в Энергостратегии в отношении только отраслей ТЭК, хотя энергоэффективность при потреблении очень нужна и имеет огромный потенциал, а также кардинально меняет стратегию энергетики и позволяет в полной мере внедрять технологии «Умного города» в России.
Исходя из проведенного сценарного анализа, необходимо в Энергостартегии более четко прописать как именно нужно реализовывать энергоэффективность в России, какие предпринимать шаги и какие внедрять технологии, чтобы пойти по инновационному сценарию и не оказаться к 2035 году в негативном сценарии в части внедрения «Умного» города в России. А также Энергостатегия должна содержать не только влияние самого топливно-энергетического комплекса на энергоэффективность и учитывать интересы только ТЭК, но и влияние и интересы других отраслей и самих потребителей.
- Болтаевский А. А. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МОСКВЫ: НА ПРИМЕРЕ МАРЬИНО //ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. – 2016. – С. 231-233.
- Борисова Е. С., Суровова И. Э. Применение механизма ГЧП для создания инфраструктура умных городов //Практический маркетинг. – 2019. – С. 122-124.
- Добрынин А. П. и др. Цифровая экономика-различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) //International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – Т. 4. – №. 1.
- Исполнения Ответственные Р. О. С. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА МАРЬИНО ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ НА 2013 год //Энергосбережение. – 1916. – Т. 33. – С. 3.
- Лавров А. В., Зажигин В. В., Васильченко М. А. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ.
- Попов Е. В., Семячков К. А. Оптимизация процессов цифровизации городской среды //Проблемы развития территории. – 2019. – №. 5 (103).
- Kok K. et al. Smart houses for a smart grid //CIRED 2009-20th International Conference and Exhibition on Electricity Distribution-Part 1. – IET, 2009. – С. 1-4.
infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.