энергоэффективность губернатор

энергоэффективность губернатор Энергоэффективность

энергоэффективность губернатор

Губернатор утвердил План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетический эффективности Ленинградской области2 марта 2020 года Распоряжением Правительства Ленинградской области №157-р утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетический эффективности Ленинградской области. Распоряжение включает в следующие разделы:

  • Организационное
    обеспечение повышения энергоэффективности;
  • Финансовое обеспечение государственной
    политики в области повышения энергетической эффективности за счет внебюджетных
    средств;
  • Мероприятия по повышению энергоэффективности
    при потреблении энергетических ресурсов в жилищном фонде;
  • Мероприятия
    по повышению энергоэффективности при потреблении энергетических ресурсов в бюджетном
    секторе;
  • Контроль за соблюдением требований
    законодательства об энергосбережении;
  • Перевод транспорта на газомоторное
    топливо;
  • Прочие мероприятия.

В соответствии с Распоряжением комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области необходимо осуществлять мониторинг и координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области по реализации плана мероприятий и направлять  в Правительство Ленинградской области раз в год не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, доклад о ходе выполнения Плана мероприятий.

Энергоэффективность и энергосбережение — одни из основных трендов развития мировой «зеленой» экономики. Эксперты отмечают, что по этим показателям Петербург стабильно входит в число лидеров среди российских регионов. За последние годы он не раз возглавлял федеральный рейтинг энергоэффективности. Сейчас власти города разрабатывают проект новой региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Сегодня свои программы энергосбережения реализуют городские госучреждения. По данным СПбГБУ «Центр энергосбережения», объем финансирования из бюджета в 2021 году составил 1,6 млрд рублей. Основная доля пришлась на мероприятия в системах теплоснабжения, водоснабжения, вентиляции и освещения — 48% (749,9 млн рублей); мероприятия по утеплению стен, дверей, чердаков, подвалов и замене оконных блоков — 32% (502 млн рублей); по установке энергоэффективного оборудования — 12% (190,2 млн рублей); иные мероприятия в области энергосбережения — 6% (94,71 млн рублей); установку приборов учета энергетических ресурсов — 1% (14,3 млн рублей).

Для этих же целей привлекаются и внебюджетные средства, в том числе за счет энергосервисных контрактов (ЭСК). Так, с 2018 по 2022 годы в Петербурге было заключено 444 ЭСК на общую сумму более 1,6 млрд рублей. В 2021-м лидерами по количеству заключенных ЭСК в Санкт-Петербурге стали Калининский, Красносельский, Невский, и Курортный районы. В результате реализации энергосберегающих мероприятий в государственных учреждениях по сравнению с 2016 годом снижено потребление электрической энергии на 39,7%, а тепловой — на 6,3%.

Под председательством помощника Президента, Секретаря Государственного Совета Игоря Левитина  Левитин Игорь Евгеньевичпомощник Президента и губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва Цивилёв Сергей Евгеньевичгубернатор Кемеровской области — Кузбасса  в режиме видеоконференции состоялось заседание рабочей группы по подготовке Государственного Совета по вопросу «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в Российской Федерации».

На заседании с докладами выступили статс-секретарь – заместитель Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства Светлана Иванова, помощник Руководителя Администрации Президента Анатолий Яновский, министр строительства, архитектуры и жилищно­-коммунального хозяйства Республики Татарстан Марат Айзатуллин, представители Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и Сахалинской области.

Участники обсудили вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном секторе при строительстве и капитальном ремонте, имеющие большой потенциал в указанной сфере. Рассмотрены также наиболее востребованные направления и реализуемые мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном
секторе, организация их выполнения и актуальные проблемы, возникающие при их реализации, источники финансирования. Особое внимание уделено опыту регионов.

По итогам заседания будут подготовлены предложения по мероприятиям в жилищном секторе при строительстве и капитальном ремонте для их включения в государственную программу, а также предложения по указанным вопросам для рассмотрения на Государственном Совете.

В четверг, 7 апреля, вице-президент, руководитель центра энергоэффективности ЦСР Екатерина Кваша выступила с докладом на конференции «Проекты энергосбережения и повышения энергоэффективности на Сахалине», организованной правительством Сахалинской области.

В своем выступлении эксперт отметила, что повышение энергоэффективности крайне важно как для повышения эффективности экономики страны в целом, так и отдельных регионов.

«Кроме того, снижение потребления энергоресурсов приводит к снижению выбросов парниковых газов, является ключевым инструментов в борьбе с изменениями климата. Россия обладает значительным потенциалом повышения энергоэффективности. Так, например, в сравнении с близкой по климату Канадой, энергоемкость ВВП России выше на 17%. Для реализации имеющегося потенциала в данный момент Минэкономразвития России разрабатывается государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2035 года», – поделилась Екатерина Кваша.

Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области в ходе мероприятия подтвердил нацеленность региона на активное развитие комплексных проектов в области повышения эффективности водоснабжения и теплоснабжения, в частности проектов перевода котельных на газ, строительства новых, более эффективных объектов генерации, реконструкции тепловых и водяных сетей и иных сооружений такого рода.

«Реализация проектов в области повышения энергоэффективности должна осуществляться с учетом региональных особенностей – климата, типов генерирующих мощностей, текущего состояния инфраструктуры, зданий, МКД, планов перспективного развития региона и прочего. Работа должна строиться на основании первичной оценки состояния дел и потенциала энергосбережения, выбора наиболее эффективных мер и путей их внедрения в конкретном регионе», – рассказала Екатерина Кваша.

В мероприятии, состоявшемся в режиме видеоконференции, приняли участие губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко Дрозденко Александр Юрьевичгубернатор Ленинградской области , заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак, заместитель Министра промышленности и торговли Алексей Ученов, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Андрей Черненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, представители профильных федеральных министерств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бизнеса.

Во вступительном слове Игорь Левитин Левитин Игорь Евгеньевичпомощник Президента отметил, что вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетной сфере напрямую влияют на местные бюджеты и позволят в перспективе снизить расходы на энергообеспечение детских садов, школ, поликлиник, учреждений культуры и спорта, а также на освещение улиц и дорог, и особо подчеркнул важность использования отечественного оборудования и технологических решений.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв Цивилёв Сергей Евгеньевичгубернатор Кемеровской области — Кузбасса обратил внимание на необходимость определения конкретных мероприятий, имеющих максимальный эффект, на проблемы при их реализации, а также на меры финансового и нефинансового характера, которые должны найти отражение в госпрограмме.

С докладом о ходе выполнения поручения Президента о разработке государственной программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2035 года» выступил временно исполняющий обязанности директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития Дмитрий Васин.

Участники встречи также обсудили тематику технологического суверенитета страны в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также вопросы обеспечения доступности технологий в этой области.

Рабочей группой будут подготовлены соответствующие предложения по мероприятиям в бюджетной сфере и по развитию импортозамещения для включения их в государственную программу, а также инициативы по указанным вопросам для рассмотрения на заседании Государственного Совета.

Генеральный директор Группы Газпромбанк Лизинг Максим Калинкин и Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и социального секторов. Церемония подписания состоялась 07 апреля в рамках конференции «Проекты энергосбережения и повышения энергоэффективности в Сахалинской области».

Стороны договорились, что будут способствовать обновлению транспортных парков, объектов социальной инфраструктуры, а также развивать сферу жилищно-коммунального хозяйства в части модернизации систем отопления, вентиляции, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения объектов производственного, жилищного и социального назначения на территории Сахалинской области.

Основными направлениями сотрудничества Газпромбанк Лизинг и региона являются возможность участия в реализации проектов по созданию блочно-модульных газовых и угольных котельных, систем водоснабжения и водоочистки, газификации объектов тепловой генерации, обновлению парка коммунальной техники и пассажирского транспорта, модернизации систем освещения и реализация прочих объектов на территории муниципальных образований Сахалина.

Максим Калинкин, генеральный директор Группы Газпромбанк Лизинг:

«Группа Газпромбанк Лизинг нацелена на укрепление сотрудничества с Правительством Сахалина и благодарит за доверие. Мы принимаем участие в ряде крупных проектов Дальневосточного Федерального округа уже много лет. Общий объем прямых инвестиций составляет более 15 млрд рублей, не считая объемов финансирования проектов клиентов Группы, задействованных на объектах ФО. С учетом сегодняшнего подписания мы планируем значительно нарастить свое присутствие в регионе, в том числе способствовать реализации углеродно-отрицательных проектов для достижения дальнейшей углеродной нейтральности предприятий и инфраструктуры Сахалинской области к 2025 году».

Валерий Лимаренко, Губернатор Сахалинской области:

«Газпромбанк Лизинг — наш партнёр, такой же стратегический как и сам Газпром. Надо сказать, что у нас уже есть совместные проекты. И сегодня, когда мы приехали в Москву, чтобы совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики предложить новый пул инвестиционных проектов на 20 млрд, Газпромбанк Лизинг снова с нами и предлагает сотрудничество, и мы с большим удовольствием принимаем это сотрудничество».

Сахалинская область является пилотным регионом в рамках эксперимента по снижению парниковых выбросов в атмосферу. Старт эксперимента назначен на 01 сентября 2022 года. К концу декабря 2025 года предприятия и инфраструктура Сахалинской области должны достичь максимально возможных показателей углеродной нейтральности, а полное завершение проекта и подведение итогов планируется в конце 2028 года.

энергоэффективность губернатор

«В Ленинградской области хорошо себя показали такие практики, как обеспечение автоматического регулирования теплоносителя в учреждениях бюджетной сферы, замена осветительных приборов на энергоэффективные, установка тепловых насосов и других энергоэффективных систем отопления. Как показал наш опыт, важно использовать методы неразрушающего контроля кабельных линий для оценки их состояния, выявления повреждений кабеля и их оперативного устранения. Также важно планомерно заменять устаревшие источники теплоснабжения. И, конечно, вести энергоменеджмент в бюджетных и муниципальных учреждениях», — подчеркнул Александр Дрозденко.

В Ленинградской области работают 1437 учреждений бюджетной сферы, которые располагаются более чем в 2700 зданиях. Здесь устанавливаются автоматизированные индивидуальные тепловые пункты с погодным и часовым регулированием, тепловые насосы, бойлеры горячего водоснабжения, производится замена внутреннего освещения и другие работы. Также проводится оснащение приборами учета энергоресурсов: средний процент оснащенности счетчиками электроэнергии, холодного водоснабжения, тепловой энергии в муниципальном секторе составляет 93%, в государственном – 85%. До конца 2023 года оборудование приборами учета завершится. Среди ярких примеров реализованных энергосберегающих мероприятий – перевод на геотермальное отопление Житковской и Пашской школ с результатом экономии на оплате энергоресурсов в три раза. Основным способом внедрения энергосберегающих технологий является проведение капитального ремонта и реновации объектов муниципальной собственности. Также важна замена люминесцентных светильников на светодиодные – экономия электроэнергии составляет 50%, при установке автоматических систем включения экономия электроэнергии составляет 30%, при установке автоматической системы потребления тепла экономия достигает 25%, при замене деревянных окон на пластиковые – до 15%, при установке режима двойного смыва экономия потребления холодной воды достигает 20%. Приоритетным проектом в области энергоснабжения Ленинградской области станет Гатчинский район, где планируется реализовать комплекс энергосберегающих мероприятий в разных отраслях экономики. Проект призван объединить бюджетные учреждения, территориальные сетевые организации и управляющие компании для реализации энергосберегающих мероприятий и концентрации технологий, ресурсов, проектов с постпроектным мониторингом Центром энергосбережения и повышения энергоэффективности региона. При успешной реализации проекта планируется его тиражирование в других районах Ленинградской области.

Читайте также:  какое теплотехническое свойства строительного материала является показателем его энергоэффективности

Минэкономики назвало новые приоритеты политики в области энергоэффективности. Среди ключевых направлений — повышение энергоэффективности к 2030 году на 30% от уровня 2019 года, дальнейшая модернизация генерирующих мощностей, котельных и тепловых сетей, развитие энергосервиса, привлечение внебюджетного финансирования, включая программы льготного банковского кредитования, и внедрение «белых» сертификатов. Как ожидают в ведомстве, реализация этих мер поможет снизить уровень выбросов парниковых газов в стране почти наполовину от текущего уровня к 2030 году.

Минэкономики представило госдоклад о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности (ЭЭ) за 2019 год, а также назвало приоритеты госполитики в этой области на ближайшие девять лет. По данным доклада, в 2019 году впервые за пять лет в РФ на 1,6% снизилось значение энергоемкости ВВП (от уровня 2015 года), энергоэффективность росла во всех секторах потребления топливно-энергетических ресурсов, кроме теплоснабжения и добычи (наилучшие показатели — в обработке). Среди регионов наилучшим показателем в области ЭЭ обладает Москва, наихудшим — Липецкая область. В 2019 году в РФ было заключено 675 энергосервисных контрактов (в 2017-м — 489).

Впрочем, «несмотря на положительную динамику, в 2019 году темпы повышения энергоэффективности экономики в России отставали от среднемировых», констатируют авторы доклада.

Как сообщил замглавы министерства Илья Торосов, обновленная версия плана повышения энергоэффективности, которую в августе 2020 года Минэкономики направило в правительство, установив новую цель по снижению энергоемкости на 2030 год — 35% от уровня 2017 года (или около 42% от 2009 года), скорее всего, будет принята в середине 2021 года, причем меры в области ЭЭ будут синхронизированы со стратегией низкоуглеродного развития (см. “Ъ” от 23 марта 2020 года) — ее принятие также ожидается в этом году. Среди приоритетов — повышение ЭЭ на 30% к 2030 году, улучшение диспетчеризации производства, транспортировки и потребления ресурсов, внедрение механизма «белых» сертификатов (сертификаты энергосбережения, подтверждающие снижение энергоемкости), развитие внебюджетного финансирования, в том числе программ льготного банковского кредитования (Минэкономики подтвердило консультации по данному вопросу со Сбербанком и ВЭБом).

По мнению ведомства, ключевым драйвером повышения ЭЭ будет модернизация объектов генерации, котельных и тепловых сетей.

В транспорте предлагается стимулировать использование электро- и гибридных автомобилей и ужесточать требования по расходу топлива. Минэкономики также предлагает установить требования по ЭЭ для госзакупок, стимулировать расширение применения энергосервисных контрактов (в частности, за счет решения вопроса о компенсации энергосервисным компаниям потерь доходов из-за льготных тарифов; так, в декабре в Якутии был принят региональный закон, предусматривающий такую компенсацию из регионального бюджета) и ужесточать требования в строительстве, в том числе в области строительных материалов и систем освещения.

В Правительстве Новосибирской области прошла расширенная встреча по вопросам развития электросетевого комплекса региона. В совещании у Губернатора приняли участие руководители профильных министерств и департаментов, а также руководство акционерного общества «Региональные электрические сети». Генеральный директор АО «РЭС» Владимир Герасимов представил собравшимся краткий доклад о результатах по основным направлениям деятельности компании. В частности, он отметил, что в настоящее время предприятие продолжает выполнять функцию системообразующей территориальной сетевой компании в Новосибирской области, одной из основных функций которой является подготовка электросетевой инфраструктуры к предстоящему отопительному периоду. Сейчас все организационно-технические мероприятия уже вошли в завершающую стадию выполнения, все объекты компании находятся в высокой степени готовности к максимуму нагрузок. Руководитель компании подчеркнул, что последние годы АО «РЭС» демонстрирует устойчивую положительную динамику основных показателей надежности электроснабжения (средняя частота и продолжительность прекращений передачи электроэнергии). При этом, результаты выглядят достаточно уверенно на фоне других электросетевых компаний России. Одним из факторов снижения показателей аварийности является эффективное выполнение производственной и инвестиционной программ. С 2017 года объем инвестиционных вложений АО «РЭС» кратно вырос. На сегодняшний день в модернизацию электросетевого комплекса региона компания уже вложила 9,7 млрд рублей, еще 11,8 млрд рублей планирует инвестировать в течение ближайших трех лет. Кроме того, Владимир Герасимов обозначил существенные результаты в части технологического присоединения к электросетям. Ежегодно энергетики наблюдают рост потребности в подключении все новых объектов, даже несмотря на пандемию и обострившуюся социально-экономическую обстановку. С 2019 года АО «РЭС» подключило к своим сетям около 20 000 объектов, в т. крупных федеральных проектов и социально значимых учреждений. Не менее важное направление деятельности компании — консолидация электросетевых активов на территории региона. Основная цель этого процесса — обеспечить высокий уровень технического обслуживания объектов и оборудования профессиональными энергетиками, что необходимо для бесперебойного электроснабжения потребителей. Последние годы в АО «РЭС» значительно активизировали работу в данном направлении, увеличив в 1,5 раза объем приобретенных электроустановок. При этом для дальнейшего успешного развития электросетевого комплекса региона необходимо решение ряда острых вопросов, которые также были обозначены на прошедшей встрече. В целом, глава региона Андрей Травников достаточно высоко оценил достигнутые АО «РЭС» результаты, положительно отметив уровень управления масштабным энергохозяйством. Он также согласился с актуальностью озвученных проблем и поручил профильным ведомствам совместно с энергетиками проработать вопросы для выбора оптимальных решений. Популярные новости категории

Минэкономики предложило внести показатели энергоемкости в KPI региональных властей и реформировать работу региональных центров энергосбережения. Важнейшими приоритетами госполитики в секторе станет ужесточение требований для бюджетных организаций и упрощения правил для проектов и энергосервиса, считают эксперты. Основными инструментами финансирования региональных программ вместо отмененных в 2013 году федеральных субсидий могут стать типовые банковские кредиты — или новая система поддержки регионов на основе конкурсов.

Законопроект об «Оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ в области повышения энергетической эффективности» был опубликован для обсуждения на сайте regulation. gov. Проект предлагает учитывать динамику расходов бюджета на электричество и тепло, а также изменения энергоемкости валового регионального продукта, в KPI властей субъектов РФ. Одновременно с этим Минэкономики представило и концепцию федерального и региональных центров энергосбережения (есть у “Ъ”). Предполагается, что федеральный центр энергоэффективности будет заниматься координацией работы региональных центров, мониторингом и оценкой эффективности программ в субъектах РФ, распространять международный опыт и работать над снятием регуляторных барьеров. В функции региональных центров (они есть в 51 субъекте РФ) войдет реализация программ и инвестпроектов, энергообследования зданий госучреждений, организация конкурсов на заключение энергосервисных контрактов, разработка схем теплоснабжения и топливно-энергетических балансов. Минэкономики предлагает финансировать центры из бюджетов соответствующих уровней и допдоходов от их работы.

Судьба федерального финансирования региональных программ энергоэффективности (его, напомним, отменили в 2013 году, ранее субсидии достигали 6 млрд руб. в год) по-прежнему остается неясной. Концепция Минэкономики упоминает возможность финансовой поддержки проектов в рамках госпрограммы повышения энергоэффективности (путем, например, создания соответствующего фонда) или за счет средств банков. Запуск типовых банковских продуктов, а также выпуск на рынок «зеленых сертификатов» назывались в качестве потенциальных инструментов финансирования и на форуме «Энергоэффективная Россия», проходившем в середине июня. Так, референт департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства Виталий Ковальчук заявил на мероприятии, что уже в ближайшее время планируется представить набор типовых инструкций по получению кредитного финансирования на проекты при участии Сбербанка. Ряд представителей ведомств также не исключили создание новой системы поддержки регионов на конкурсной основе (вместо субсидий).

«Приоритетами политики в области энергоэффективности на ближайшее время станут упрощение процедур для реализации проектов, введение новых стимулов (прежде всего в виде типовых банковских инструментов), а также ужесточение требований для регулируемых и бюджетных организаций»,— говорит замдиректора СРО 19 «Союз Энергоэффективность» Мария Степанова. Напомним, ранее правительство уже утвердило комплексный план по повышению энергоэффективности в РФ (см “Ъ” от 24 апреля) — первый документ после объявления о «перезагрузке» темы в мае 2017 года. По данным “Ъ”, не исключено, что в ближайшее время дальнейшая разработка мер и законопроектов в области энергоэффективности будет также увязана и с «климатической» тематикой — снижением показателей выбросов парниковых газов и углеродоемкости экономики.

Читайте также:  Андрей Богатенков. Что меняется для бюджетных учреждений в сфере энергоэффективности с принятием постановления №1289?

В мероприятии,
которое прошло в Казани в рамках Татарстанского международного форума по энергетике и энергоресурсоэффективности, приняли участие президент
Республики Татарстан, председатель комиссии Государственного Совета
по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное
хозяйство, городская среда» Рустам Минниханов Минниханов Рустам НургалиевичГлава Республики Татарстан , глава Республики Бурятия, председатель
комиссии Государственного Совета по направлению «Транспорт»
Алексей Цыденов Цыденов Алексей Самбуевичглава Республики Бурятия , первый заместитель Министра экономического развития Илья Торосов, представители
профильных федеральных министерств, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а также представители бизнеса.

В ходе заседания Игорь Левитин Левитин Игорь Евгеньевичпомощник Президента отметил, что вопросы энергосбережения
и повышения энергоэффективности имеют важнейшее
значение для всех отраслей промышленности, отражаются на благосостоянии
населения, касаются всех регионов нашей страны, поэтому разрабатываемая в соответствии с поручением Президента госпрограмма
по энергосбережению должна основываться на лучшем опыте федеральных субъектов, но при этом финансирование её мероприятий не должно ложиться
на них дополнительной нагрузкой. Секретарь Госсовета особо подчеркнул, что всё оборудование и технологические решения, которые
закладываются в госпрограмму, должны быть российского производства.

Во вступительном слове президент Татарстана Рустам
Минниханов предложил в новой госпрограмме
сделать акцент на реальный сектор экономики (в прошлой программе до 2020 года
акцент был на бюджетный сектор), что позволит снизить отставание по энергоёмкости ВВП от других стран.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв Цивилёв Сергей Евгеньевичгубернатор Кемеровской области — Кузбасса обратил внимание на то, что у России очень высокий
потенциал в сфере энергосбережения: для страны энергосбережение является
стратегическим приоритетом, так как напрямую влияет на конкурентоспособность отечественной промышленности и уровень доходов граждан.

С докладом о ходе выполнения поручения Президента о разработке государственной программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2035 года» выступил первый
заместитель Министра экономического развития Илья Торосов.

Заместитель Министра транспорта Валентин Иванов
проинформировал участников о реализуемых мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности на транспорте.

Участники заседания подготовят предложения по мероприятиям в сфере
энергосбережения и повышения энергоэффективности на транспорте и в промышленности для их включения в государственную программу, а также
предложения по указанным вопросам для рассмотрения на Государственном Совете.

В рамках рабочей поездки в Татарстан Игорь Левитин посетил XXII международную специализированную выставку «Энергетика. Ресурсосбережение» и принял участие в заседании правительства Татарстана по вопросу о ходе реализации госпрограммы
«Энергоресурсоэффективность в Республике
Татарстан» в 2021 году и задачах на 2022 год. Помощник Президента отметил мощный
промышленный потенциал региона, включающий в себя технологически
энергоёмкие производства, благодаря чему процесс энергосбережения и повышения
энергетической эффективности заслуженно получил в республике статус
государственной политики и внёс весомый вклад в обеспечение
конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики.

В столице республики, на площадке «Казань Экспо» стартовал Татарстанский международный форум по энергетике и энергосберегающим технологиям. Политики, чиновники и бизнесмены обмениваются опытом и пытаются выяснить, какая стратегия развития энергоресурсоэффективности разгонит нашу экономику и поможет устоять против всеобъемлющих санкций.

В ходе заседания Кабмина РТ, которое прошло в рамках форума, заместитель премьер-министра – министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов рассказал, что потребление электроэнергии в Татарстане в 2021 году составило 32 млрд кВт/ч, за год увеличившись на 10%, – это связано с ростом промышленного полива. Производство электроэнергии повысилось на 13%, до 27 млрд кВт/ч. Тем не менее в республике все еще наблюдается дефицит электроэнергии – выход Татарстана на самообеспечение по этому показателю планируется лишь к 2025 году. По словам Каримова, первостепенное значение имеет модернизация объектов энергетики.

энергоэффективность губернатор

Пожалуй, основная тема всего проходящего форума – это проект госпрограммы РФ «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2035 года». Ее поручил разработать президент России Владимир Путин. Одна из основных целей – снижение энергоемкости ВВП на 35% в 2035 году (к уровню 2019 года).

Помощник президента РФ Игорь Левитин подчеркнул, что работа в условиях санкций – это шанс пересмотреть свою промышленную политику. По его словам, России необходимо полностью перейти от импорта на собственное промпроизводство.

– Конечно, мы зависим от импортного оборудования и быстро не перейдем. Вот те компании, которые имели заделы, они это быстро сделают. Но очень важно думать тем, кто импортозависимый. Потому что вы знаете, что практически разрушены все логистические цепочки, необходимо заново налаживать поставку этой продукции. Поэтому результат один. Нам надо переходить на свою промышленность, – сказал Левитин.

энергоэффективность губернатор

Президент Татарстана Рустам Минниханов, выступая на заседании Кабмина РТ, сообщил: по итогам 2021 года произошел рост энергоемкости ВРП Татарстана на 3,7%. Задача по снижению энергоемкости к 2020 году на 40% (к уровню 2007 года) не выполнена. При этом по республике снижение энергоемкости к уровню 2007 года составляет 26,2%.

В нынешних условиях беспрецедентных ограничений первоочередной вопрос – импортозамещение оборудования и технологий, особенно в энергетике. По словам президента, важно провести анализ необходимой продукции для замещения собственными разработками. Внедрение отечественных технологий – это вопрос национальной безопасности, поскольку порядка 12% генерирующих мощностей сейчас работает на иностранном оборудовании и использует зарубежное ПО.

Также он призвал сосредоточиться и на энергоэффективности в бюджетной сфере. Анализ показал, что резервы для этого имеются.

энергоэффективность губернатор

Еще один вопрос, который, кстати, обсуждали и позже, на заседании рабочей группы Госсовета РФ, – это энергоэффективность в секторе ЖКХ, где нужно выявлять и устранять потери ресурсов.

В частности, Минниханов заявил членам Госсовета о том, что стоит возобновить софинансирование мер по энергоэффективности и энергосбережению из федерального бюджета. По его словам, такое софинансирование действовало с 2011 по 2014 год. Благодаря этому, в частности, в жилых домах Татарстана установили счетчики и узлы погодного регулирования.

Одним из главных источников повышения энергоэффективности жилых домов является их капремонт. Минниханов напомнил, что с 2008 по 2015 год действовала программа, по которой часть стоимости капремонта финансировалась за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ. Сейчас ее уже нет, и, учитывая напряженность исполнения региональных бюджетов, лидер Татарстана предложил возобновить такой механизм. Кроме того, до прошлого года действовала программа субсидирования модернизации объектов коммунального хозяйства за счет Фонда ЖКХ. Ее спикер тоже призвал возобновить для модернизации объектов водо- и теплоснабжения.

Говоря о госпрограмме по энергосбережению, он подчеркнул, что акцент нужно сделать на реальном секторе экономики.

энергоэффективность губернатор

– Это позволит снизить отставание по энергоемкости валового внутреннего продукта России от других стран. К сожалению, мы по энергоэффективности пока отстаем от США и стран Европы, – признал президент.

По его словам, одним из факторов, мешающим бизнесу развиваться в этом направлении, являются слишком высокие ставки по кредитам. В то же время он заявил, что компании, желающие получить господдержку, должны провести энергоаудит.

Разумеется, прозвучала и уже ставшая традиционной фраза о том, что «у Татарстана в этом большой опыт и мы готовы им делиться». Тем не менее в республике, как, собственно, и по всей стране, тоже не смогли добиться поставленной в прежней программе цели, хотя успехи есть.

– С 2007 года снижение энергоемкости ВРП Татарстана превысило 26%. В целом по России данный показатель составил 9%, – поделился Минниханов.

В Татарстане действует госучреждение «Центр энергоресурсоэффективных технологий», и подобные ведомства можно было бы создать и в других регионах.

Кстати, по словам Минниханова, одна из многообещающих мер по повышению энергоэффективности – это перевод техники на газовое топливо. Он сообщил, что с 2020 года в республике переоборудовано 2 797 единиц техники. В ближайшее время в Татарстане введут два завода по производству сжиженного природного газа.

энергоэффективность губернатор

– Считаем целесообразным включить в федеральные программы субсидирование перевода техники на СПГ и строительства криоАЗС, – призвал он.

Вопрос развития инфраструктуры для автомобилей на газу обсудили после доклада замминистра транспорта РФ Валентина Иванова. Помощник президента РФ Игорь Левитин мягко укорил чиновника за непонимание ситуации.

По его словам, механизм, мешающий ставить на заправках газовые станции, таков: после того как площадки отводят под заправки, на них «заходят» нефтяные компании, которые уже сами решают, кого туда пустить, – хоть блинную, хоть Макдоналдс. И для них невыгодно пускать на территорию своей заправки прямого конкурента в виде поставщика газового топлива. И это серьезно тормозит развитие газовой инфраструктуры. Помощник президента призвал проработать эту проблему.

– Сегодня отмечается рост цен на материалы и оборудование, а также трудности в их поставке из-за рубежа. В сложившихся обстоятельствах регионам нужно налаживать межрегиональные связи с целью недопущения дефицита необходимых ресурсов и выполнить все намеченные программы и проекты, – подчеркнул Минниханов.

Игорь Левитин посетовал, что отечественная промышленность зависима от импорта технологий энергосбережения.

– Эта сфера затрагивает жизнь каждого человека. Здесь необходимо менять промышленную политику, создавать новые логистические цепочки поставки оборудования. В перспективе мы должны полностью эту сферу сделать отечественной, – заявил он.

Губернатор Кузбасса, председатель комиссии Госсовета по энергетике Сергей Цивилев считает энергоэффективность самой важно задачей.

– Энергоэффективность объединяет многие отрасли: промышленность, транспорт, научно-образовательная сфера и ряд других. Сегодня Минэкономразвития формирует программу энергоэффективности, куда закладываются и предложения от Госсовета. Поэтому это большая совместная работа и Госсовета, и правительства РФ, – резюмировал он.

Содержание
  1. Российских губернаторов будут оценивать по энергоэффективности
  2. Свердловская область заняла последнее место по энергоэффективности
  3. Совместная экономия
  4. Как в России добивались экономии энергии
  5. Россия и Евросоюз видят низкоуглеродную повестку по-разному
  6. Уличное освещение
  7. Экономия в жилищной сфере
  8. Кто в теме
Читайте также:  Энергоэффективность батарей отопления

Российских губернаторов будут оценивать по энергоэффективности

Губернаторам российских регионов будут ставить оценки в зависимости от показателей энергоэффективности в субъектах федерации.

Соответствующий проект разработало министерство энергетики, предложившее принять указ президента «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в области повышения энергетической эффективности».

В основу оценки лягут показатели, характеризующие динамику энергоемкости валового регионального продукта за счет технологического вклада, совокупных расходов бюджетной системы на электроэнергию, совокупных расходов бюджетной системы на тепловую энергию

«Оценка динамики совокупных расходов бюджетной системы на электрическую и тепловую энергию позволит выявить объективную картину энергопотребления в бюджетной сфере регионов, в также имеющийся потенциал для реализации мероприятий, направленных на снижение энергопотребления организациями бюджетной сферы и достижения ими целевых показателей Комплексного плана, отражающих эффективность расходования бюджетных средств на электрическую и тепловую энергии», — говорится в пояснительной записке к проекту.

Если указ будет подписан, губернаторам придется ежегодно отправлять в правительство доклады о показателях энергоэффективности.

Похожие новости по теме

энергоэффективность губернатор

Свердловская область заняла последнее место по энергоэффективности

В минувшем году перечень услуг и работ по капитальному ремонту жилых домов, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, пополнился новыми энергосберегающими работами, среди которых установка узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа и утепление фасадов.

Объем средств на указанные мероприятия в 2021 году составил 452,44 млн рублей, или 2,9% общего годового объема финансирования таких мероприятий. В 114 МКД появились автоматизированные индивидуальные тепловые пункты, которые автоматически регулируют интенсивность отопления дома в зависимости от погоды. Всего за последние пять лет их установили в 303 домах.

Также, по словам экспертов «Центра энергосбережения», в ходе капитального ремонта многоквартирных домов в Петербурге меняют светильники на светодиодные лампы и устанавливают датчики для автоматического регулирования освещения в местах общего пользования, производят теплоизоляцию внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения в подвалах и так далее.

Совместная экономия

В энергосберегающих мероприятиях участвуют и городские предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Среди ключевых шагов в этой области — перевод котельных на эффективные виды топлива. Планируется, что к 2026 году практически все городские котельные будут работать на природном газе, а доля потребления неэкономичного топлива составит менее 0,02%.

Энергоэффективное оборудование и энергосберегающие технологии также используют при замене тепловых сетей, реконструкции существующих объектов и строительстве новых. По данным «Центра энергосбережения», общий объем финансирования программ энергосбережения крупнейших организаций ТЭК в Петербурге за 2021 год составил 6,5 млрд рублей, а суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов — 216,6 тыс. тонн условного топлива (или 2,4% от объема потребления).

Как в России добивались экономии энергии

Закон об энергоэффективности был принят в 2009 году, он устанавливал цель снижения энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году. С 2015 года бюджетная поддержка проектов энергоэффективности была свернута (см. “Ъ” от 19 декабря 2014 года), а средства — перенаправлены на развитие футбольной инфраструктуры к чемпионату мира и поддержку моногородов. К 2017 году власти признали, что цель не будет достигнута, одновременно Минэкономики (получившее полномочия по регулированию энергоэффективности от Минэнерго) разработало первую версию комплексного плана дальнейшего ее повышения. В декабре 2019 года ведомство признало, что «за прошедшие десять лет энергоемкость ВВП снизилась всего на 9%, а в последние четыре года не снижается» (см. “Ъ” от 15 января 2020 года). В августе 2020 года Минэкономики направило новую версию плана (см. “Ъ” от 11 августа) в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, установив новую цель по снижению энергоемкости на 2030 год — 35% от уровня 2017 года (или около 42% от 2009 года).

Россия и Евросоюз видят низкоуглеродную повестку по-разному

За счет реализации всех этих мер, по словам Ильи Торосова, к 2030 году общий объем выбросов парниковых газов в РФ совокупно снизится на 900 млн тонн СО2-эквивалента (от текущего уровня порядка 2 млрд тонн, без учета поглощения лесами), что составляет около 48%. Напомним, что утвержденная в ноябре 2020 года цель по снижению выбросов парниковых газов в РФ к 2030 году составляет минус 30% от уровня 1990 года (включая поглощение лесами), притом что текущий уровень выбросов уже составляет около минус 30% от 1990 года (без учета поглощения) и около минус 50%, если поглощение лесами и другими экосистемами учитывается. В ноябре 2020 года глава Минэкономики Максим Решетников называл меры по повышению ЭЭ и усиление поглотительной способности лесов (в том числе за счет изменения методики подсчета) ключевыми мерами климатической политики.

Уличное освещение

В Петербурге действует несколько программ, предусматривающих внедрение светодиодных светильников в городскую систему уличного освещения. Их устанавливают не только в садах и парках, но и во дворах, на улицах, магистралях с повышенными требованиями к освещенности проезжей части и объектах художественной подсветки. Сейчас на светодиодное переведено уже более 30% уличного освещения. До 2025 года новое, преимущественно светодиодное освещение планируется установить еще на 153 объектах.

Экономия в жилищной сфере

Главный потребитель энергоресурсов — население города. Его доля в общегородском объеме потребления сегодня составляет 30,8%. Большая часть отпускаемой тепловой энергии (77,8%) также приходится на население. Поэтому общий вклад жителей в энергосбережение очень важен для города.

Любые ресурсосберегающие мероприятия начинаются с установки счетчиков. По подсчетам «Центра энергосбережения», на конец 2021 года уровень оснащения многоквартирных домов (МКД) общедомовыми приборами учета тепла в Северной столице достиг 96,1%, холодной воды — 92,9%.

Также идет работа по присвоению МКД классов энергетической эффективности — по шкале от А до G. По словам Антона Алексахина, руководителя отдела СЗФО Департамента экологической экспертизы и мониторинга EcoStandardgroup, проживание в домах класса А, B или С позволяет более экономно расходовать ресурсы (прежде всего, тепло и электроэнергию), класс D — нормальная энергоэффективность, но об экономии ресурсов речи здесь уже нет. Дома класса E, F, G — пониженного и очень низкого класса, которые, как правило, нуждаются в реконструкции.

По данным «Центра энергосбережения», сейчас классы энергетической эффективности присвоены 4148 петербургским МКД (17,4% от общего количества), 68% из них имеет «нормальный» класс энергоэффективности D и выше.

Кто в теме

По словам Николая Вавилова, специалиста департамента стратегических исследований Total Research, количество энергоэффективных домов и умных строек в России ежегодно увеличивается как минимум на 20–25%.

В соответствии с законом «Об энергосбережении» №261-ФЗ, сегодня при строительстве и капитальном ремонте зданий застройщик обязан устанавливать приборы учета потребляемых в здании энергоресурсов. По словам Андрея Никитина, заместителя декана по научной работе факультета энергетики и экотехнологий Университета ИТМО, благодаря этому закону в проектной документации также появился раздел «Энергетическая эффективность».

«Однако на практике он носит довольно формальный характер и формируется руководителем проекта на основании соответствующих смежных разделов по системам электроснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, холодоснабжения и так далее. В то же время разделы разрабатываются отдельными организациями, которые зачастую не взаимодействуют друг с другом, отвечают только за свою задачу и используют довольно тривиальные методы энергосбережения — например, установку светодиодных светильников и применение частотных регуляторов двигателей. Все это не дает существенного эффекта в области энергосбережения»,— поясняет он.

По словам Андрея Никитина, такое положение вещей характерно для строительства объектов различного назначения. Например, в секторе продуктового ритейла побочным продуктом системы холодоснабжения будет теплота конденсации. Она выбрасывается на улицу, хотя могла бы использоваться для системы отопления или горячего водоснабжения. Похожая ситуация наблюдается и в области систем вентиляции.

«В Европе в этом случае используют взаимную интеграцию различных инженерных систем, позволяющую добиться синергетического эффекта,— в первую очередь в сфере теплоснабжения. Яркий пример — устройство инженерных систем на центральном вокзале в Стокгольме. За счет тепла, выделяемого при работе системы вентиляции вокзала, удалось покрыть львиную долю потребности в теплоснабжении соседнего бизнес-центра. Недостающую мощность получают с помощью солнечных панелей на кровле здания»,— поясняет эксперт.

В целом же большие здания, построенные с применением «зеленых» технологий, в России пока редкость. Но за последний год в ИТМО отмечают всплеск обращений от бизнес-сообщества. Экспертам университета поступают запросы на решения в области энергосбережения при работе с инженерными системами, проведение оценки возможностей снижения энергопотребления при строительстве различных объектов.

Так, например, для «ВТБ девелопмент» специалисты факультета энергетики и экотехнологий проводят оценку снижения энергопотребления зданиями системы здравоохранения и фармацевтической отрасли. Для ряда инжиниринговых компаний — мероприятия по интеграции инженерных систем с целью снижения энергозатрат на предприятиях пищевой промышленности, продуктового ретейла и нефтегазового сектора. «Большой интерес к повышению энергоэффективности и сокращению эксплуатационных затрат говорит о том, что рынок готов к широкому внедрению энергосберегающих технологий»,— заключает Андрей Никитин.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий