При раскрытии информации управляющими компаниями (ПП РФ №731) на портале Реформа ЖКХ и сайте УК в форме 2. 1 «Общие сведения о многоквартирном доме» есть поле, в котором необходимо указать класс энергоэффективности МКД. В этой статье постараемся разобраться с вопросом класса и паспорта энергоэффективности, кем и как он присваивается, а также для чего нужен.
- Что такое энергоаудит
- Библиографическое описание
- Энергосбережение и повышение энергоэффективности зданий
- Форма перечня энергоэффективных мероприятий
- Дополнительные мероприятия по повышению энергоэффективности
- Электроэнергия
- Дверные, оконные и ограждающие конструкции
- Энергосбережение и инвестиционный аудит
- Мероприятия по энергосбережению
- Класс и паспорт энергоэффективности
- Энергоэкологический аудит и Закон об энергосбережении
- Для чего нужен энергоаудит МКД
Что такое энергоаудит
Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии. Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение. В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.
Но с другой стороны, отсутствие в форме 2. 1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома. Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома. Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.
Поэтому данный вопрос до сих пор остаётся спорным и неоднозначным. В целом же, отношения по энергосбережению и повышению энергеоэффективности определены в ФЗ №261 от 23. 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В п. 5 ст. 15 ФЗ №261 сказано, что энергетическое обследование проводится на добровольной основе. Исключение составляют случаи, если согласно данному федеральному закону энергоаудит проводится обязательно.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ №261 энергоаудит может проводиться в отношении любых зданий и объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома.
Энергетическое обследование проводится для (п. 2 ст. 15 261-ФЗ):
- получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
- определения показателей энергоэффективности;
- определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.
По закону энергетическое обследование проводится обязательно управляющими компаниями, если (п. 1 ст. 16 ФЗ №261):
- многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
- превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.
Максимальная величина совокупных затрат указана в Постановлении Правительства РФ №818 от 16. 2014 года «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований». Эта предельная величина равна 50 миллионам рублей.
Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.
В законе ничего не сказано о необходимости проведения энергоаудита в отношении старого жилищного фонда. Но законодательно закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы 1 обследование за 5 лет с момента вступления ФЗ №261 в законную силу.
Ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергоаудита по п. 8 ст. 16 КоАП РФ наступает для УК в виде наложения административного штрафа для:
- должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей;
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 до 15 тысяч рублей;
- юридических лиц – от 50 до 250 тысяч рублей.
Энергоаудит МКД состоит из следующих мероприятий:
- энергетического обследования многоквартирного дома посредством тепловизионной съемки, сбора статистической информации, измерений;
- оценки качества материалов конструкций, применяемых при постройке дома;
- анализа полученной информации, составления выводов;
- разработки теплового баланса МКД и мероприятий для повышения энергоэффективности здания;
- составления отчёта с заключениями по всем пунктам и оценки потенциального объёма экономии.
Библиографическое описание
Энергоаудит — это анализ энергопотребления предприятия, опирающийся на проведенные измерения и собранные данные, проведенный предприятием, имеющим лицензию на проведение данного вида деятельности. Иными словами, энергоаудит — это процедура, с помощью которой можно выяснить, как используются энергоресурсы на предприятии, и как можно уменьшить потребление энергоресурсов на предприятии, на котором проводился энергоаудит.
В данной статье постараемся рассмотреть основные виды энергоаудита промпредприятий, цели, и задачи, а также состав работ на примере конкретного предприятия.
Рис. Усредненные тарифы на энергоресурсы
Основными целями энергоаудита промпредприятий являются:
Выявление источников нерациональных энергетических затрат и неоправданных потерь энергии.
Определение показателей энергетической эффективности.
Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Разработка целевой, комплексной программы энергосбережения.
Решение представленных задач делается возможным лишь при реализации комплексного подхода к повышению энергоэффективности производства, в который включены: сбор информации о текущем состоянии системы, анализ собранной информации, выработку энергосберегающих мероприятий, реализацию предложенных мероприятий, а также повторный сбор данных и анализ результатов выполненных работ по повышению энергоэффективности.
Из вышесказанного видно, что первостепенным является проведение энергоаудита.
В зависимости от задач, решаемых при помощи энергоаудита, различают несколько его видов: инструментальное обследование, экспресс-аудит и комплексный аудит.
Составление энергетического паспорта предприятия является промежуточным этапом энергоаудита. К сожалению, на сегодняшний день он представлен в виде формализованного документа, а практическое его применение представляется затруднительным.
— документарное и инструментальное обследование предприятия с целью выявления источников и причин потерь энергоресурсов, а также их нерациональных затрат;
— составление топливно-энергетического баланса предприятия;
— разработка мероприятий по ликвидации потерь и нерациональных затрат энергоресурсов, а также по повышению энергоэффективности предприятия;
— разработка технико-экономических обоснований для всех рекомендаций;
— разработка Энергетического паспорта;
— создание программы повышения энергетической эффективности предприятия.
При анализе результатов энергоаудита предложена реализация 26 мероприятий по повышению энергоэффективности предприятия, в том числе 13 мероприятий со сроками окупаемости менее 5 лет. Согласованный срок внедрения составлен на период 2013–2014г.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1715-р от 13. 2009 г.
Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23. 2009.
Указ Президента РФ № 889 от 04. 2008 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник/Росстат. — M. , 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): мероприятие, повышение энергоэффективности предприятия, энергетическая эффективность.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности зданий
Согласно Федеральному закону от 23. 2009 № 261-ФЗ энергетическая эффективность (энергоэффективность) – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта. Основная цель мер по повышению энергоэффективности зданий – эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов. Здания, строения, сооружения, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ). Эти требования включают в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, которые влияют на энергетическую эффективность зданий;
- требования к отдельным элементам и конструкциям зданий, их свойствам;
- к устройствам и технологиям, которые используются в зданиях;
- к материалам и технологиям, которые используются при реконструкции и капитальном ремонте, которые могут исключить нерациональное использование энергетических ресурсов.
Обязательно должны быть определены требования, которым должно соответствовать здание в процессе эксплуатации. Здесь должны быть указаны лица, которые обеспечивают выполнение таких требований, а также сроки их выполнения. Каждые пять лет требования энергетической эффективности пересматриваются (п. 3-4 ст. 11 Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ). Собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие зданий установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям к оснащенности дома приборами учёта. В перечень обязательных мероприятий по содержанию общего имущества в МКД входят такие мероприятия, которые утверждаются властями субъектов РФ. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на их проведение. Чтобы снизить такие расходы, которые могут быть весьма существенными, собственники вправе требовать от того, кто несёт ответственность за содержание МКД, сделать всё, чтобы снизить объём используемых в МКД ресурсов и заключить энергосервисный договор (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ).
Минимум один раз в год организации, которые снабжают МКД энергетическими ресурсами, должны предлагать перечень энергосберегающих мероприятий, которые повысят энергоэффективность. Такие перечни должны быть доведены до сведения собственников, например, путём размещения информации в подъездах домов или другим способом. Для создания собственного перечня мероприятий по повышению энергетической эффективности МКД можно пользоваться примерной формой, утверждённой приказом Минстроя РФ от 15. 2017 № 98/пр. Все мероприятия, перечисленные в таком перечне, не обязательны для исполнителя, организация может выбрать несколько мероприятий.
В перечне нужно указать источник финансирования:
- средства, которые учитываются при установлении регулируемых тарифов на её товары и услуги;
- средства собственников помещений в МКД, в том числе на основании энергосервисного договора.
Затем следует перечислить исполнителей для каждого мероприятия из перечня.
Форма перечня энергоэффективных мероприятий
В приказе № 98/пр от 15. 2016 Минстрой РФ утвердил примерную форму перечня мероприятий, которые помогут управляющим организациям поддерживать и даже повысить класс энергетической эффективности дома. Минстрой РФ рекомендует управляющим организациям регулярно следить за работоспособностью:
- системы отопления,
- систем горячего и холодного водоснабжения,
- системы электроснабжения и освещения,
- дверных и оконных конструкций,
- ограждающих конструкций и вентиляции.
Чтобы сделать более рациональным использование тепловой энергии в МКД, можно выполнить следующие работы в системе отопления и горячего водоснабжения:
- установить линейные балансировочные вентили для балансировки системы отопления,
- провести промывку трубопроводов и стояков системы отопления,
- установить ОДПУ теплоэнергии,
- установить ОДПУ горячей воды,
- установить в помещениях ИПУ на горячую воду.
Для экономии электроэнергии Минстрой РФ предлагает проводить мероприятия в области электроснабжения и освещения. К ним относятся:
- использование энергоэффективных ламп в местах общего пользования,
- установка ОДПУ на электроэнергию,
- установка ИПУ на электроэнергию в помещениях МКД.
Энергоэффективность здания зависит от объёма утечки тепла через двери и оконные проёмы. Чтобы его снизить, следует:
- заделать, уплотнить и утеплить входные двери подъездов, установить систему автоматического закрывания дверей;
- установить двери и заслонки в проёмах подвальных помещений;
- установить двери и заслонки в проёмах чердачных помещений;
- заделать и уплотнить окна в подъездах.
Дополнительные мероприятия по повышению энергоэффективности
Для улучшения качества системы отопления и горячего водоснабжения Минстрой РФ советует по возможности установить индивидуальный тепловой пункт – пластинчатый теплообменник отопления и оборудование для автоматического регулирования расхода, температуры и давления в системе отопления. Кроме того, вместо старых трубопроводов можно поставить современные предизолированные и заменить арматуру. На энергоэффективность здания влияет теплоизоляция внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения и ГВС в подвале и на чердаке. Поэтому можно заменить там теплоизоляционные материалы – установить современные в виде скорлуп и цилиндров. Таким же образом можно улучшить теплоизоляцию внутридомовых трубопроводов системы отопления и внутридомовых трубопроводов системы ГВС. Чтобы создать комфортную температуру в помещениях, следует поставить терморегуляторы и запорные вентили на радиаторах. Для рециркуляции воды в системе ГВС, что поможет экономить тепловую энергию, подойдёт циркуляционный насос, автоматика, ремонт трубопроводов. Управляющим организациям необходимо тщательнее следить за состоянием трубопроводов – при возможности установить современные пластиковые трубопроводы и арматуру. Это потребует немалого денежного вложения, но одновременно:
- увеличит срок службы трубопроводов,
- снизит риск утечек воды,
- уменьшит количество аварий,
- поможет рационально расходовать тепло и воду.
Электроэнергия
Чтобы сэкономить потребление электричества в местах общего пользования, рекомендуется установить датчики освещённости и движения, которые реагируют на движение или звук.
Для точного регулирования параметров в системе отопления, ГВС и ХВС и экономии электричества, можно установить частотно-регулируемые приводы и заменить электродвигатели на энергоэффективные – трёхскоростные или с переменной скоростью вращения.
Частотно-регулируемые приводы следует установить и в лифтовом хозяйстве.
Дверные, оконные и ограждающие конструкции
Чтобы снизить потери энергии через окна и научиться рационально расходовать тепловую энергию, можно провести следующие дополнительные мероприятия для дверных и оконных конструкций:
- установить теплоотражающие плёнки на окна в помещениях общего пользования;
- заменить стекла на окнах в помещениях общего пользования на энергосберегающие;
- вставить в окна стеклопакеты с повышенным термическим сопротивлением, таким образом повысив теплозащиту окон и балконов до действующих нормативов в помещениях общего пользования.
Для повышения энергоэффективности ограждающих конструкций Минстрой РФ также рекомендует систематически проводить определённые мероприятия, которые помогут уменьшить охлаждение или промерзание потолка технического подвала, научат правильно использовать тепловую энергию и увеличат срок службы конструкций.
Повысить теплозащиту пола и стен подвала до действующих нормативов помогут тепло-, водо- и пароизоляционные материалы. С их же помощью можно утеплить пол чердака, наружные стены и крышу до действующих нормативов и выше.
Чтобы уменьшить возможность образования сквозняков, протечек и грибка, Минстрой РФ рекомендует заделать межпанельные и компенсационные швы.
Установка современных стеклопакетов и пластиковых и алюминиевых конструкций существенно повысит теплозащиту оконных и балконных дверных блоков и теплотехническую однородность балконов и лоджий.
Устранить утечки тепла через систему вентиляции помогут воздушные заслонки с регулированием проходного сечения.
- тепловые насосы;
- первую ступень приготовления горячей воды за счёт утилизации тепла вентиляционных выбросов – тепловые насосы, рекуператоры;
- гибридную систему ГВС с аккумулированием тепла и тепловыми насосами, которые используют тепло грунта и вентиляционных выбросов;
- гибридную систему ГВС, работающую на солнечных коллекторах воды.
Лицо, ответственное за содержание МКД, также должно не реже одного раза в год доводить до сведения собственников информацию об энергосберегающих мероприятиях, которые можно провести в доме. При этом обязательно нужно указать, какие расходы потребуются, как будет оптимизировано потребление ресурсов и когда мероприятия окупятся (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ).
В отопительный сезон необходимо регулировать расход тепловой энергии, если есть такая возможность. При этом должны соблюдаться нормы теплового и гидравлического режима, требования к качеству коммунальных услуг. это делается в целях оптимизации расходов собственников помещений в МКД на тепловую энергию. Обо всех проведённых мероприятиях и о тех, которые по техническим причинам провести не удалось, жителей необходимо проинформировать.
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal
Энергосбережение и инвестиционный аудит
По мнению инвесторов и энергосберегающих компаний, которые, в конечном счете, используют средства, полученные в результате экономии энергии и эксплуатационных расходов, для финансирования мер по модернизации, начиная с 70-х годов, энергетический аудит во все возрастающей степени перестает добиваться поставленных перед ним целей. Мы исторически уклонялись от темы влияния человеческого фактора при проведении энергетического аудита. Для некоторых многоцелевых мер устанавливались «периоды окупаемости», хотя мы прекрасно понимали, что в меняющихся условиях результаты применения этих мер не будут одинаковыми.
В основе традиционного подхода к энергетическому аудиту лежит стремление получить «моментальную фотографию» сложившейся ситуации. При этом обычно считается, что все нынешние условия будут статичными в течение всего прогнозируемого периода окупаемости принимаемых мер. Однако здания очень редко или совсем никогда не бывают статичными. Как правило, они представляют собой динамические объекты с меняющимися функциями. Более того, в них проживают люди, которые просто не будут вести себя последовательно и предсказуемо.
Еще в 1983 году проведенная оценка первых восьми этапов Программы Министерства энергетики США по рациональному использованию энергии показала, что до 80% экономии, полученной в рамках программы эффективного управления, можно было отнести на счет эффективной работы эксплуатационного и ремонтного персонала. Другими словами, только 20% полученной экономии можно было отнести на счет самого оборудования, однако они продолжали делать расчеты, исходя из предпосылки, что оборудование всегда будет работать одинаково в различных условиях.
Очень часто не принималось во внимание влияние действующего старого энергетического оборудования на вновь установленное оборудование. С течением времени опыт научил людей, занимающихся перфоманс-контрактами, что, прежде чем предоставлять гарантии, необходимо более точно рассчитывать условия, в которых будет работать новое энергоэффективное оборудование, и оценивать элемент непредсказуемости, который люди привносят в данное уравнение. В настоящее время для того, чтобы с какой-либо степенью достоверности прогнозировать будущую экономию, необходимо обратиться к инвестиционному аудиту.
Подобно обычному аудиту, инвестиционный аудит включает в себя традиционный анализ паспортных данных, времени эксплуатации и т. Затем наступает черед оценки риска, которая применяется для оценки условия в конкретных зданиях и, что более важно, человеческого фактора. Трудность проблемы заключается в том, что необходимо определить, какой действительно результат дадут предлагаемые меры с течением времени на данном объекте в вероятных будущих условиях.
И здесь аудит выходит за рамки науки и превращается в искусство. Причем, сложившаяся практика привлечения организаций, занимающихся данным бизнесом в «большой» энергетике, здесь совершенно недопустима. Необходимо знать все сильные и слабые стороны конкретного объекта, конкретных людей, на конкретной территории. Причем, провести длительный мониторинг не только оборудования, но и квалификации управленческого и обслуживающего персонала.
В соответствии с предлагаемой Управляющей компанией «Жилэнергокомплекс» концепцией, за энергоаудитом в обязательном порядке должна последовать реконструкция и модернизация. УК «Жилэнергокомплекс» призвана зарабатывать не на энергоаудитах, а на фактической экономии от практической деятельности.
Необходимо не только оценить человеческий фактор, но и увязать его с потенциальными энергетическими мерами, чтобы правильно рассчитать влияние, которое окажут жители, управленческий персонал, эксплуатационный режим и техническое обслуживание, на меры по повышению энергоэффективности.
Например, к таким мерам, как теплоизоляция, т. мерам, которые практически не зависят от людей, можно относиться с большей благосклонностью, особенно на объектах, где человеческий фактор оказывает относительно небольшое влияние. А такие меры, как, например средства управления (особенно если имеются возможности вручную вмешиваться в их работу), связаны с более высоким риском (человеческий Фактор), поэтому в оценки периода окупаемости и прогнозируемую экономию необходимо вносить соответствующие корректировки.
Проводить инвестиционный аудит значительно сложнее, он требует более высокого мастерства и некоторой субъективной оценки. Аудитор обязан проанализировать множество ключевых факторов, включая: деятельность управленческого персонала в области энергоэффективности и его приверженность этому курсу; поведение жильцов, в значительной степени обусловленное четко видимым участием управленческого персонала в мерах по энергосбережению; эксплуатационный персонал, его квалификация и потребности в обучении; ремонтный персонал, его квалификация и потребности в обучении; степень сложности оборудования, возможность эксплуатационного и ремонтного персонала эффективно эксплуатировать данное оборудование; состояние энергомеханического оборудования; бюджет на проведение ремонтных работ и замену оборудования; отношение эксплуатационного и ремонтного персонала к энергетической программе.
После завершения анализа этих и других человеческих факторов в рамках инвестиционного аудита необходимо оценить степень риска каждого из этих факторов и соответствующие затраты. Все эти риски должны быть учтены в финансовой структуре любого энергетического проекта (особенно это касается проектов с гарантированной экономией).
Любая оценка технических и человеческих факторов имеет денежную составляющую. Определение затрат за весь срок службы оборудования в совокупности с расчетами чистой приведенной стоимости являются составной частью инвестиционного аудита.
Очень часто главной целью проекта является проведение общей модернизации объекта и замена оборудования. Выгода, получаемая в результате вносимых изменений, повышающих эффективное использование энергии, становится тщательно рассчитанной частью инвестиционного пакета. Принимаемые меры обязательно принесут рассчитанную выгоду, если инвестиционный пакет является экономически жизнеспособным. Предположения относительно того, что вещи будут оставаться неизменными, больше не имеют силы.
Инженеров, способных проводить инвестиционный аудита, не хватает, а спрос на них все увеличивается. Энергосберегающим компаниям всегда требуются аудиторы, способные проводить качественные инвестиционные аудиты, что помогает снизить риск таких компаний. Инвестиционный аудит – один из видов услуг УК «Жилэнергокомплекс», но он сопровождается обязательной дальнейшей реализацией проекта. В этом основное преимущество территориальной принадлежности наших компаний.
В среде энергосберегающих компаний не является секретом тот факт, что энергетические аудиты, позволяющие получить «моментальную фотографию» ситуации, недостаточно хороши. Однако те, кто в среде энергосберегающих компаний понимает ценность инвестиционных аудитов, не особенно громко заявляют об этом. Совершенно очевидно, что у них нет желания создавать дополнительный спрос на квалифицированных специалистов в этой области за пределами их отрасли, в то время как они сами испытывают нехватку таких специалистов.
Со временем спрос рождает предложение. Инженеры, которые постепенно изменили суть проводимых аудитов и включили в них анализ человеческого фактора, намерены предпринять еще более интенсивные усилия в этом направлении. Все большее число инженерных компаний включают оценку риска в свои аудиторские процедуры.
По мере того, как те, кто хочет иметь качественные перфоманс-контракты без гарантий энергосберегающих компаний и причитающегося им комиссионного вознаграждения, начинают понимать и ценить выгоду, которую им сулят инвестиционные аудиты, спрос будет расти.
Популярность инвестиционных аудитов в сфере энергоэффективности будет расти среди более информированной части заказчиков, однако потребуется некоторое время для того, чтобы проведение инвестиционного аудита стало требованием стандарта в этой отрасли промышленности. Владельцы, которые в настоящее время хотят, чтобы качественный инвестиционный аудит стал их руководством к действию в области инвестиций, испытывают трудности из-за нехватки специалистов за пределами энергосберегающих компаний, способных проводить инвестиционные аудиты.
Исторически роль аудитора заканчивалась сразу после вручения отчета владельцу и получения причитающегося вознаграждения. Вознаграждение инженера не было увязано с какими-либо требованиями к состоятельности прогнозов. С появлением инвестиционного аудита владелец должен настаивать на получении и получать прогнозы в отношении ожидаемой экономии средств и энергии, за которыми будет стоять конкретный аудитор. Владелец, которому необходимо провести качественный инвестиционный аудит, может оценить способности различных аналитиков, сравнив их прогнозы с результатами, полученными в рамках предыдущих проектов.
Когда все будет сказано и сделано, результаты качественного инвестиционного аудита должны быть предоставлены банкирам и инвесторам для проведения тщательного анализа. Инвестиционный аудит – это ядро проекта, который будет приемлем для банков. Поэтому и используется термин ИНВЕСТИЦИОННЫЙ аудит.
Любые иные меры, дающие менее значимый эффект, не будут вполне служить интересам владельца, подрядчика или инвестора.
- Aereco. Наиболее часто задаваемые вопросы
- Какие бывают мультиварки? Обзор Cuckoo CMC-HE1054
- Часто задаваемые вопросы по солнечным батареям
- Часто задаваемые вопросы по системам вентиляции
- Свежий воздух дома без кондиционера? Легко!
Мероприятия по энергосбережению
Региональные органы исполнительной власти утверждают перечень единовременных или регулярных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.
В соответствии с утверждённым списком управляющая компания обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилого дома. Исключение составляют случаи проведения указанных мероприятий ранее с сохранением их результатов. Все расходы по проведению данных мероприятий ложатся на плечи собственников помещений в МКД.
Подробнее про договора энергосбережения читайте здесь
Класс и паспорт энергоэффективности
Правила определения классов энергетической эффективности МКД утверждены Приказом Минрегиона РФ №161 от 08. 2011 года. Класс энергоэффективности многоквартирного дома присваивается для мониторинга и сбора информации об уровне его энергетической эффективности, формирования списка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
По законодательству класс энергетической эффективности присваивается органами ГЖН (ст. 12 ФЗ №261). Для этого нужно:
- провести энергетическое обследование специализированной организацией, входящей в СРО;
- представить паспорт энергоэффективности в ГЖН;
- разместить на углу фасада МКД, на высоте не менее 2 метров табличку с классом энергоэффективности D для всех жилых домов;
- донести до сведения собственников жилья перечень ежегодных мероприятий повышения энергоэффективности МКД, определённый специализированной организацией на основании энергоаудита.
Согласно Распоряжению ГУ Государственного Строительного Надзора №1 от 24. 2014 года при сдаче в эксплуатацию вновь построенных сооружений и зданий после капитальной реконструкции необходимо оформлять энергетический паспорт и присваивать объекту класс энергоэффективости.
Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования МКД или анализа проектной документации и отражает показатели энергоэффективности используемых ресурсов. Паспорт энергоэффективности жилого дома является официальным документом и позволяет определить техническое состояние жилого дома или энергоемкое оборудование. В паспорт можно добавить мероприятия и рекомендации по энергосбережению.
Паспорт энергоэффективности оформляется по утверждённой форме №24, которая определена приказом Минэнерго РФ №182 от 19. 2010 года “Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования”.
Прокуратура уже сейчас проводит проверки УК на наличие классов и паспортов энергоэффективности у МКД. При отсутствии таковых выписывает штрафы на основании:
- ст.154 ЖК РФ, в которой говорится, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя оплату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме;
- ст.12 ФЗ-261, в которой сказано, что в правила по содержанию общего имущества в МКД входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома;
- п.11 в ПП РФ №491, в котором определено, что содержание общего имущества в МКД включает также проведение обязательных мероприятий по энергосбережению.
Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ
Энергоэкологический аудит и Закон об энергосбережении
С начала 2010 г. действует Федеральный Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но заработает ли этот закон в полную силу?
Не вызывает сомнения тот факт, что экономический и энергетический кризис взаимосвязаны. По данным Всемирного банка, в 2009 г. экономический спад затронул практически все страны, за исключением Индии и Китая. В 2009 г. показатель ВВП России на душу населения обрушился до $8,5 тыс. против $12 тыс. в 2008 г. ; в 2010 г. прогнозируется рост до $9 тыс. , т. можно говорить о стагнации экономики.
Эти прогнозные данные хорошо коррелируют с нашими утверждениями, что незначительный рост экономики и, соответственно, энергетики начнется со II полугодия 2011 г. , а уровня 2008 г. экономика достигнет в 2012 г. Впрочем, в проекте «Энергетической стратегии России на период до 2030 г. » началом посткризисного периода назван 2013 г. Сказанное подчеркивает своевременность появления Закона №261-ФЗ. Как и всякий Закон, этот имеет как достоинства, так и существенные недочеты. Мы отмечаем следующие основные недостатки ФЗ-261:- в Законе не отражены требования Указа Президента РФ от 04. 2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», в котором предписано к 2020 г. снизить энергоемкость ВВП России не менее, чем на 40% по сравнению с 2007 г. , обеспечить рациональное и экологически ответственное использование энергетических ресурсов;- в Законе отсутствуют требования к энергосбережению с точки зрения экологической безопасности;- в Законе имеется явный перекос в сторону энергетических обследований (что, безусловно, очень важно) в ущерб другим направлениям энергосбережения, в частности вопросам стимулирования повышения энергетической эффективности. Задача энергосбережения и экологические проблемы многоаспектны и требуют совместного решения. Современное энергосбережение – это не только уменьшение энергетических потерь, но и снижение вредных выбросов в окружающую среду, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В этой связи весьма показательны диаграммы, приведенные уральским ученым В. Ануфриевым в статье Энергоэффективность – проблема комплексная (Академия Энергетики, 2009, № 5, с. 36-40) – см. рис. 1 и 2.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности может обеспечиваться только комплексным подходом, включающим: проведение энергообследования для определения эффективности энергоиспользования и потенциала энергосбережения, внедрение системы энергетического менеджмента, разработку программы мер по повышению эффективности энергоиспользования, реализацию программы, мониторинг и подтверждение эффекта от реализованного энергосбережения (рис. В соответствии со статьей 15 Закона, основными целями энергетического обследования являются:- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;- определение показателей энергетической эффективности;- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;- разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. Энергетическое обследование и реализация сформированной на основе энергоаудита Программы повышения энергетической эффективности объекта позволит:- повысить надежность энергоснабжения;- повысить надежность и пожаробезопасность энергоустановок;- повысить эффективность энергоиспользования;- оптимизировать организационно-экономические аспекты деятельности объекта (энергоменеджмент);- выявить некоторые экологические моменты, связанные с энергообеспечением. На основе нашего, почти пятнадцатилетнего, опыта энергоаудиторской компании можно рекомендовать следующий состав работ при выполнении энергетических обследований:- оценка технического состояния энергетических систем предприятия (электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения, компрессорного хозяйства и т. );- определение состояния систем и средств учета энергоносителей и их соответствие требованиям НТД;- определение эффективности использования энергоносителей (выявление необоснованных потерь, оценка состояния системы нормирования энергопотребления и др. );- расчет энергетических балансов предприятия;- определение удельных расходов энергоносителей на выпускаемую продукцию (или виды работ);- выявление основных энергосберегающих мероприятий и технико-экономическая оценка целесообразности их реализации;- составление и согласование в установленном порядке Энергетического паспорта предприятия;- при необходимости, расчет или экспертиза тарифов на производство и передачу электрической и тепловой энергии.
В соответствии со статьей 15, деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования. СРО формируются на основе некоммерческих энергоаудиторских партнерств, при условии их соответствия следующим требованиям:- объединение в качестве членов не менее чем двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности;- наличие утвержденных документов: порядка приема в члены СРО и прекращения членства, стандартов и правил, регламентирующих порядок проведения энергетических обследований, перечня мер дисциплинарного воздействия, стандартов раскрытия информации о деятельности СРО и о деятельности ее членов;- наличие компенсационного фонда, образованного за счет взносов членов СРО в области энергетического обследования. По результатам обязательного обследования (статья 16 ФЗ) или добровольного энергетического обследования составляется Энергетический паспорт, требования к которому устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следует отметить, что действующий в настоящее время Энергетический паспорт потребителя энергетических ресурсов по ГОСТ Р 51379 достаточно адекватно отражает требования Федерального закона №261-ФЗ и требует только незначительной корректировки. Особое внимание в ФЗ уделено бюджетным учреждениям, которые, начиная с 1 января 2010 г. , обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленных ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Типовые технические мероприятия в организациях бюджетной сферы:- проведение энергетического аудита 1 раз в 5 лет;- оснащение приборами учета тепловой энергии, природного газа и электроэнергии;- повышение эффективности систем освещения;- закупка энергопотребляещего оборудования высоких классов эффективности;- утепление зданий;- строительство всех новых зданий в соответствии с Федеральным Законом от 30. 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Как уже было сказано, современное экономическое устройство развитого мирового сообщества формирует противоборствующие взаимоотношения энергетики и экологии. Энергопредприятиям необходима максимально быстрая экономическая выгода, для чего экологические соображения часто остаются на втором плане. Но государство, общественность все более накладывают ограничения на антиэкологические последствия работы энергетиков, все активнее заставляя их «заботиться» и об охране Природы. Экономический конфликт «эко-энерго» в современной реальности пока еще значителен. Практически всегда энергетика выступала разрушителем экологического равновесия (сразу или через много лет), создавала экологические проблемы, которые не разрешены до сих пор или не будут решены уже никогда.
Необходимо совместно решать энерго- и экопроблемы, исключать противоречия между ними, не допуская случаев, когда каждая сторона, справедливо осознавая свою архиважность, в конечном счете борется с другой. Принципиальное направление для движения вперед – это становление и развитие энергоресурсосберегающего подхода ко многим вопросам современной действительности, внедрение этого подхода в экономику, технику, культуру. В 2008 г. авторским коллективом в рамках Государственного контракта №338/07-ГК от 09. 2007 г. по заданию Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета разработана «Методика проведения энергоэкологических обследований». Энергоэкологическое обследование (аудит) предприятия объединяет две важнейшие проблемы – экологию и энергетику – и имеет целью содействие промышленным предприятиям и предприятиям ТЭК РФ в повышении эффективности своей хозяйственной деятельности за счет:- совершенствования энергетической и экологической политики;- формирования приоритетов по осуществлению мероприятий (в том числе предупредительных), направленных на повышение энергетической эффективности и на соблюдение установленных экологических требований;- создания механизма реализации эффективного энергообеспечения и регулирования природопользования. Общей целью энергоэкологического аудита является повышение энергетической и экологической эффективности и безопасности объекта, а также:1. Оценка эффективности использования на предприятии ТЭР, снижение затрат на энергообеспечение, сохранение природных невозобновляемых ресурсов, предупреждение отрицательных антропогенных воздействий на окружающую среду и экологических рисков. Анализ надежности и пожаробезопасности энергетического оборудования объекта. Проверка соблюдения предприятием законодательных и нормативных требований в области энергопотребления и энергоэффективности, охраны окружающей среды, охраны труда, энергетической и экологической безопасности (в частности выполнение требований ГОСТ Р ИСО 14001-2007). Оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности предприятия в связи с использованием ТЭР (расчет вероятной эмиссии СО2 и других парниковых газов по Киотскому протоколу). Определение возможностей повышения энергоэффективности и экологической безопасности предприятия.
Необходимо отметить еще один весьма важный аспект. Не следует отождествлять энергосбережение с тотальным сокращением расхода всех энергоресурсов. Главной целью энергосберегающей политики должно являться обеспечение в нужный момент и в необходимой мере замедления роста потребления энергоресурсов без ущерба развитию экономики и окружающей среде. Энергоэффективность – комплексная проблема, охватывающая помимо организационно-правовых и технических аспектов мировоззренческие, методологические аспекты и требующая понимания региональной специфики.
Наум Дзекцер, ООО «Системы энергоэкологической безопасности»По материалам доклада на конференции «Энеркон-2010» (Москва)
www. energyland. info
- Часто задаваемые вопросы по системам вентиляции
- Какие бывают мультиварки? Обзор Cuckoo CMC-HE1054
- Энергопереход к катастрофе
- Типы и особенности солнечных батарей для индивидуальной энергетической установки
- Путин открыл крупнейший в мире завод гелия
Для чего нужен энергоаудит МКД
Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.
Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.