Энергоэффективность и развитие энергетики до 2020 года

Правительство России утвердило госпрограмму
«Энергоэффективность и развитие энергетики РФ» до 2020 года. Об
отношении правительства к будущему энергетики можно косвенно
судить по уровню финансирования различных источников энергии из
федерального бюджета.

На реализацию всей программы из федерального бюджета выделено 105
млрд рублей на восемь лет. Расходы выглядят так: возобновляемые
источники энергии (ВИЭ) — 1,8 млрд рублей; угольная энергетика —
38 млрд рублей; энергосбережение — 54 млрд рублей.

Финансирование атомной и нефтегазовой отраслей в принятую
госпрограмму не включено, но эти отрасли получают федеральные
средства из других источников. Так, только в 2010 году
нефтегазовая отрасль (добыча и транспортировка) получила в виде
налоговых льгот и других преференций примерно 14 млрд долларов
(порядка 420 млрд рублей). А в будущем в рамках рассматриваемой
программы нефтегазового освоения континентального шельфа до 2030
года правительство собирается выделить из федерального бюджета на
нефть и газ до 1 300 млрд рублей.
Атомная генерация получает примерно 100 млрд рублей ежегодно из
федерального бюджета как минимум из трех действующих 
федеральных целевых программ, и эта ситуация сохранится примерно
до 2015 года.

Перед нами приоритеты российской энергетики: на первом месте
нефтегазовая отрасль, на втором — атомная генерация, на третьем —
энергосбережение и угольная отрасль, а возобновляемая энергетика
— на последнем.

«Разным отраслям энергетики важно не просто получить
субсидии из бюджета, а получить возможность развития — по
принципу «нужно давать не рыбу, а удочку». Практически все
подпрограммы новой госпрограммы содержат ту самую «удочку» — меры
государственного стимулирования в виде экономических
преференций.» комментирует руководитель энергетической
программы Гринпис России Владимир Чупров.

В итоге правительством поставлена задача увеличения доли
возобновляемой энергетики в общем объёме производстве
электроэнергии с нынешних 0,8% до 4,5% к 2020 году (с 8,3 млрд
кВт-часов до 20 млрд кВт-часов в год). По расчетам Гринпис,
увеличить производство электроэнергии ВИЭ к 2020 году можно было
бы до 150 млрд кВт-часов при начале активных действий в 2007
году. Достичь этого показателя можно в первую очередь за счет
утилизации органических отходов в сельском и лесном хозяйстве, а
также развития ветровой и приливной энергетики. Потенциал ВИЭ в
России огромен, о чем, кстати, говорят и авторы принятой
программы.

Читайте также:  энергоэффективность edge

05:37 05.04.2013
(обновлено: 00:29 01.03.2020)

Медведев утвердил госпрограмму развития энергетики на 2013-2020 годы

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013-2020 годы. Ранее глава Минэнерго Александр Новак говорил, что объем финансирования этой госпрограммы составит 28 триллионов рублей из внебюджетных источников и 667 миллиардов рублей из бюджетных средств.

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

политика, экономика, александр новак, дмитрий медведев, правительство рф, министерство энергетики рф (минэнерго россии), россия

Политика, Экономика, Весь мир, Европа, Александр Новак, Дмитрий Медведев, Правительство РФ, Министерство энергетики РФ (Минэнерго России), Россия

МОСКВА, 5 апр — Прайм. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013-2020 годы, сообщает пресс-служба правительства.

Ранее глава Минэнерго Александр Новак говорил, что объем финансирования этой госпрограммы составит 28 триллионов рублей из внебюджетных источников и 667 миллиардов рублей из бюджетных средств.

Госпрограмма была разработана в целях надежного обеспечения страны топливно-энергетическими ресурсами, а также для повышения эффективности их использования и снижения антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду.

Она направлена на решение таких задач, как развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности, совершенствование технологий добычи сырья, транспортировки и повышение глубины переработки углеводородного сырья. В задачи программы входит также развитие использования возобновляемых источников энергии и повышение экологической эффективности энергетики, содействие инновационному развитию ТЭК.

Госпрограмма включает в себя семь подпрограмм, в число которых входят «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Развитие и модернизация электроэнергетики», «Развитие нефтяной отрасли», «Развитие газовой отрасли» и другие. Документ был рассмотрен и одобрен на заседании правительства 7 марта 2013 года.

5 мая 2014

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».

2. Министерству энергетики Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 512-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1739).

Содержание
  1. Государственная программа Российской Федерации»Энергоэффективность и развитие энергетики»(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321)
  2. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
  3. Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» по субъектам Российской Федерации
  4. Переченьосновных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»
  5. Сведенияо нормативных правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»
  6. Финансовое обеспечение государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» за счет средств федерального бюджета
  7. Правительством РФ утверждена госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики»

Государственная программа Российской Федерации»Энергоэффективность и развитие энергетики»(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321)

Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса, отражены в следующих стратегических программных документах долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса:

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. № 215-р;

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;

Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р;

генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года;

генеральная схема развития газовой отрасли Российской Федерации на период до 2030 года.

Целью государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» (далее — Программа) является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.

Цель Программы находится в непосредственной компетенции Министерства энергетики Российской Федерации и соответствует цели Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, касающейся создания инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям в энергоресурсах растущей экономики, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих задач, соответствующих сфере деятельности и функциям ответственного исполнителя Программы:

развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности;

обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом;

развитие нефтегазовой и угольной отраслей топливно-энергетического комплекса для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам;

содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.

Энерго- и ресурсосбережение в рамках реализации задачи по развитию энергосбережения и повышению энергоэффективности являются важнейшими факторами, обеспечивающими эффективность функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики в целом. Энерго- и ресурсосбережение достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам, основанным на внедрении наилучших доступных и инновационных технологий, и оптимизационным формам управления, а также повышением качества продукции, использованием международного опыта и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей, а также способствует снятию барьеров экономического развития за счет снижения технологических ограничений.

В рамках реализации задачи по обеспечению потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом перспективные уровни производства электро- и теплоэнергии определяются ожидаемой динамикой внутреннего спроса на нее, который будет существенно опережать рост спроса на первичные топливно-энергетические ресурсы. При этом темпы увеличения потребления электроэнергии определяются региональными стратегиями социально-экономического развития, в результате чего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке они будут существенно выше, чем средние темпы по России.

При рассмотрении перспектив развития электроэнергетики необходимо учитывать следующие тенденции:

изменение географии электропотребления в стране, проявляющееся в смещении центров электропотребления в восточные регионы страны и города европейской части России;

рост сезонных и суточных пиковых нагрузок в Единой энергетической системе России.

К числу основных проблем электроэнергетики относятся:

дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны;

неоптимальная структура генерирующих мощностей, обусловленная недостатком полу пиковых и пиковых маневренных электростанций;

снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления;

длительное технологическое отставание в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий;

низкая энергетическая и экономическая эффективность отрасли (низкий коэффициент полезного действия большинства тепловых электростанций, высокие потери в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей в Единой энергетической системе России;

крайне высокая зависимость электроэнергетики от природного газа;

отсутствие полноценного конкурентного рынка электроэнергии и мощности;

недостаточность инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры с целью обеспечения выдачи мощности новых генерирующих объектов и обеспечения технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;

наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке.

Стратегическими целями развития электроэнергетики являются:

обеспечение энергетической безопасности страны и регионов;

удовлетворение потребностей экономики и населения страны в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику;

обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

Для достижения стратегических целей развития электроэнергетики необходимо решить следующие ключевые задачи:

сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и отдельных ее регионов;

дальнейшее развитие Единой энергетической системы России, в том числе за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем;

расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети) для обеспечения потребностей экономики и общества в электроэнергии;

развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии, обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;

опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли;

обеспечение живучести, режимной надежности, безопасности и управляемости электроэнергетических систем, а также необходимого качества электроэнергии;

развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, развития электросетевого хозяйства и сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов;

разработка и реализация механизма сдерживания цен за счет технологического инновационного развития отрасли, снижения затрат на строительство генерирующих и сетевых мощностей, развития конкуренции в электроэнергетике и смежных отраслях, а также за счет создания государственной системы управления развитием электроэнергетики;

синхронизация модели рынка электроэнергии и модели рынка теплоснабжения в целях обеспечения приоритета комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и создания условий для повышения энергоэффективности сферы теплоснабжения.

В рамках реализации задачи по развитию нефтегазовой и угольной отраслей топливно-энергетического комплекса для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам недостаточная степень технической перевооруженности мощностей по переработке углеводородных ресурсов ведет к невозможности достижения глубины переработки нефти, при которой произведенные нефтепродукты смогут успешно продаваться на мировых рынках.

В части обеспечения выпуска качественных нефтепродуктов определены требования на уровне мировых стандартов к качеству продукции, что вынуждает российских производителей значительно повысить глубину переработки нефти и стимулирует выйти на новый качественный уровень в производстве топлива.

В рамках реализации задачи по содействию инновационному развитию топливно-энергетического комплекса поддержка разработки и внедрения конкурентоспособной техники и технологий, обновления, модернизации и ввода новых мощностей в топливно-энергетическом комплексе рассматривается Министерством энергетики Российской Федерации в качестве одной из важнейших задач, ключевыми направлениями решения которой служат усиление инвестиционной активности в части инноваций и применения наилучших доступных технологий.

Первоочередное внимание при реализации инновационной политики уделяется созданию и внедрению энергоэффективных технологий, в том числе наилучших доступных, направленных на решение первоочередных проблем ускоренного развития топливно-энергетического комплекса и учитывающих приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

Инновационное развитие топливно-энергетического комплекса базируется на создании и совершенствовании инновационной инфраструктуры, позволяющей довести инновацию до конечного пользователя, в рамках устойчивой национальной инновационной системы.

Важнейшими инструментами решения задач модернизации и перспективного развития секторов топливно-энергетического комплекса и создания инновационной энергетики являются технологические платформы в энергетической сфере, основанные на принципах государственно-частного партнерства, и программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием.

Для содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса необходима адекватная информационно-аналитическая поддержка. Такую поддержку должна обеспечить государственная информационная система топливно-энергетического комплекса, создание которой предусмотрено на первом этапе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Помимо информационно-аналитической поддержки решения задач Программы государственная информационная система топливно-энергетического комплекса предназначена для информационного обеспечения реализации государственной энергетической политики, в частности для решения задач государственного управления функционированием и развитием топливно-энергетического комплекса России, направленных на достижение следующих целей:

сбалансированное развитие современной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, обеспечивающей снижение топливных издержек в экономике;

повышение бюджетной эффективности топливно-энергетического комплекса;

повышение доступности услуг топливно-энергетического комплекса для населения;

повышение конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России и дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему;

повышение комплексной безопасности и устойчивости топливно-энергетического комплекса;

обеспечение мероприятий в сфере экологической безопасности и внедрения наилучших доступных технологий;

улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений.

Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы

Стратегической целью региональной энергетической политики в Российской Федерации является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Проведение региональной энергетической политики на территории Российской Федерации (с различными природно-климатическими и социально-экономическими условиями) должно учитывать специфику регионов страны и осуществляться в координации с решением стратегических общегосударственных задач перспективного развития экономики и энергетики.

Для достижения стратегической цели региональной энергетической политики необходимо решение следующих задач:

совершенствование взаимодействия на основе законодательного разграничения полномочий в сфере реализации энергосберегающей политики, обеспечения надежности и безопасности, регулирования и развития энергетического сектора между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

государственная поддержка развития меж- и внутрирегиональной энергетической инфраструктуры;

реализация крупных региональных стратегических инициатив государства и бизнеса (энергетическое освоение Восточной Сибири, Дальнего Востока, полуострова Ямал и Арктики);

стимулирование комплексного развития региональной энергетики.

Необходимо отметить, что достижения цели Программы относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В рамках достижения цели Программы субъекты Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами власти выполняют следующие мероприятия:

обеспечение согласованности региональных и федеральных стратегических программ развития энергетики и отдельных ее отраслей и секторов, законодательного разграничения полномочий и ответственности органов власти разного уровня, а также совершенствование и повышение прозрачности системы распределения доходов от добычи и производства энергоресурсов;

ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике;

развитие необходимых меж- и внутрирегиональных энерготранспортных коммуникаций, а также создание разных видов энергетической инфраструктуры для региональных территориально-производственных кластеров энергоемкого (ресурсного) и энергоэффективного (инновационного) типов развития;

разработка и реализация региональных энергетических программ, региональных программ энергосбережения, максимизации экономически эффективного использования местных источников топливно-энергетических ресурсов, а также развитие экономически эффективных децентрализованных и индивидуальных систем теплоснабжения.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями Программы приведены в приложении № 1.

Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении № 2.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 3.

Сведения о нормативных правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов Программы приведены в приложении № 4.

Финансовое обеспечение Программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении № 5.

Приложение № 1к государственной программеРоссийской Федерации»Энергоэффективность и развитие энергетики»

Приложение № 2к государственной программеРоссийской Федерации»Энергоэффективность и развитие энергетики»

Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» по субъектам Российской Федерации

Приложение № 3к государственной программеРоссийской Федерации»Энергоэффективность и развитие энергетики»

Переченьосновных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»

Приложение № 4к государственной программеРоссийской Федерации»Энергоэффективность и развитие энергетики»

Сведенияо нормативных правовых актах, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства РФ № 426 следует читать как «3 июня 2008 г.»

Приложение № 5к государственной программеРоссийской Федерации»Энергоэффективность и развитие энергетики»

Финансовое обеспечение государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» за счет средств федерального бюджета

Обновлена госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Она включает подпрограммы, посвященные энергосбережению и повышению энергетической эффективности, реструктуризации угольной промышленности, развитию нефтянной и газовой отраслей, модернизации электроэнергетики, использованию возобновляемых источников энергии и др.

К 2020 г. энергоемкость ВВП за счет реализации госпрограммы должна снизиться к уровню 2007 г. на 13,5% (средний показатель 25,5 т.н.э./млн руб.). Доля затрат на технологические инновации в общем объеме расходов на производство товаров, работ и услуг должна составить 2,5%, а глубина переработки нефти — 85%. Ежегодную добычу нефти и конденсата планируется стабилизировать на уровне 524 млн т. Объемы добычи газа и угля должны достигнуть 826 млрд. куб. м и 380 млн т. в год соответственно. В 2014 г. хотят завершить формирование нормативно-правой базы создания модели рынка тепла.

В период с 2014 г. по 2016 г. по ряду позиций предусмотрено увеличение финансирования госпрограммы на 6 844,8 млн руб.

В 2017-2020 гг. по отдельным статьям финобеспечение уменьшается на 4 731 млн руб.

Прежняя редакция госпрограммы утратила силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Правительством РФ утверждена госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики»

5 апреля 2013

Распоряжением Правительство РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р утверждена государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013–2020 годы.

Документ разработан в целях надежного обеспечения страны топливно-энергетическими ресурсами, повышения эффективности их использования, снижения антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду.

Государственная программа включает в себя семь подпрограмм:

В рамках их реализации планируется решить задачи развития энергосбережения и повышения энергоэффективности, совершенствования технологий добычи, транспортировки и увеличения глубины переработки нефти, развития возобновляемых источников энергии и повышения экологической эффективности энергетики, содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий