Энергоэффективность и развитие энергетики ростовской области

Постановление Правительства Ростовской области от 29 ноября 2018 г. N 760 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г., и распространяется на правоотношения, возникающие начиная с составления проекта областного бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://publication.pravo.gov.ru) 3 декабря 2018 г., «Официальном портале правовой информации Ростовской области» (www.pravo.donland.ru) 30 ноября 2018 г., в «Собрании правовых актов Ростовской области», ноябрь 2018 г. N 11

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства Ростовской области от 21 марта 2023 г. N 189

Изменения вступают в силу с 22 марта 2023 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2022 г. N 1169

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2022 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 7 ноября 2022 г. N 961

Изменения вступают в силу с 9 ноября 2022 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 7 ноября 2022 г. N 948

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникающие начиная с составления проекта областного бюджета на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 12 сентября 2022 г. N 750

Изменения вступают в силу с 13 сентября 2022 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 16 июля 2022 г. N 599

Изменения вступают в силу с 19 июля 2022 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 20 июня 2022 г. N 538

Изменения вступают в силу с 22 июня 2022 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 26 мая 2022 г. N 436

Изменения вступают в силу с 31 мая 2022 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 14 марта 2022 г. N 161

Изменения вступают в силу с 16 марта 2022 г. и применяются к правоотношениям, возникающим при исполнении областного бюджета на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 30 декабря 2021 г. N 1159

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2021 г. и применяются к правоотношениям, возникающим при исполнении областного бюджета на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 30 декабря 2021 г. N 1142

Постановление Правительства Ростовской области от 1 ноября 2021 г. N 898

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникающие начиная с составления проекта областного бюджета на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 13 сентября 2021 г. N 749

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2021 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 28 июня 2021 г. N 506

Изменения вступают в силу с 30 июня 2021 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 29 марта 2021 г. N 261

Изменения вступают в силу с 31 марта 2021 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 15 марта 2021 г. N 174

Изменения вступают в силу с 17 марта 2021 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 28 декабря 2020 г. N 450

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г. и не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 2 ноября 2020 г. N 165

Изменения вступают в силу с 5 ноября 2020 г. и не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 26 октября 2020 г. N 139

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникающие начиная с составления проекта областного бюджета на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 31 августа 2020 г. N 775

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2020 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 31 августа 2020 г. N 762

Изменения вступают в силу с 1 октября 2020 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 1 июня 2020 г. N 501

Изменения вступают в силу с 3 июня 2020 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 30 марта 2020 г. N 249

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 30 марта 2020 г. N 241

Постановление Правительства Ростовской области от 24 декабря 2019 г. N 996

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2019 г. и применяются к правоотношениям, возникающим при исполнении областного бюджета на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 4 декабря 2019 г. N 887

Изменения вступают в силу с 6 декабря 2019 г. и не применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта областного бюджета на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 7 ноября 2019 г. N 800

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникающие начиная с составления проекта областного бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.

Постановление Правительства Ростовской области от 26 августа 2019 г. N 600

Изменения вступают в силу с 28 августа 2019 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 1 августа 2019 г. N 547

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 8 мая 2019 г. N 292

Изменения вступают в силу с 14 мая 2019 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 4 апреля 2019 г. N 247

Изменения вступают в силу с 5 апреля 2019 г.

Постановление Правительства Ростовской области от 11 марта 2019 г. N 124

Изменения вступают в силу с 12 марта 2019 г.

от 29.11.2018 № 760

« и развитие промышленностии энергетики»

(Вредакции Постановления Правительства Ростовской области

от04.04.2019 г. № 247;

от01.08.2019 г. № 547;

от26.08.2019 г. № 600)

В соответствии спостановлением Правительства Ростовской области от10.01.2018 № 1 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценкиэффективности государственных программ Ростовской области», распоряжениемПравительства Ростовской области от 09.08.2018 № 436 «Об утверждении Перечнягосударственных программ Ростовской области» Правительство Ростовскойобласти

1. Утвердитьгосударственную программу Ростовской области «и развитие промышленности и энергетики» согласно приложению № 1.

2. Признатьутратившими силу правовые акты Правительства Ростовской области по Перечнюсогласно приложению № 2.

3. Настоящеепостановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но неранее 1 января 2019 г., и распространяется на правоотношения, возникающиеначиная с составления проекта областного бюджета на 2019 год и на плановыйпериод 2020 и 2021 годов.

4. выполнением настоящего постановления возложитьна министра промышленности и энергетики Ростовской области Сорокина И.Н.  (В редакции Постановления ПравительстваРостовской области от26.08.2019 г. № 600)

от29.11.2018 № 760

и развитие промышленности иэнергетики»

государственной программыРостовской области

подпрограммы «Энергосбережениеи повышение энергетической

эффективности в государственныхи муниципальных учреждениях»

и повышение ееконкурентоспособности»

(Вредакции Постановления Правительства Ростовской области от04.04.2019 г. № 247)

подпрограммы «Развитие имодернизация

электрических сетей, включаясети уличного освещения»

подпрограммы «Развитиегазотранспортной системы»

подпрограммы «Расширение использования

7. Приоритеты и цели

в сфере энергосбережения,

промышленности и энергетикиРостовской области

Государственнаяпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» иФедеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике вРоссийской Федерации», Стратегией социально-экономического развития Ростовскойобласти на период до 2030 года.

Основнымиприоритетами в сфере энергосбережения, промышленности и энергетики Ростовскойобласти являются: повышение качества жизни населения, улучшение экологическойситуации в Ростовской области за счет стимулирования энергосбережения иповышения энергетической эффективности, развитие экономического потенциалапромышленных предприятий.

Для достиженияцелей государственной программы необходимо решить следующие задачи:

создание условийдля повышения энергетической эффективности организаций с участием государства имуниципальных образований;

рост объемовпромышленного производства;

создание условийдля повышения энергетической эффективности, увеличения освещенности инадежности предоставления услуг по электроснабжению и уличному освещению;

повышениедоступности потребителей Ростовской области к системе газоснабжения;

создание условий для увеличения производстваэнергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использованиявозобновляемых источников энергии.

Перечень налоговыхльгот в рамках государственной программы Ростовской области « и развитие промышленности и энергетики»приведен в приложении № 1 к государственной программе.

Сведения опоказателях государственной программы Ростовской области «и развитие промышленности и энергетики», подпрограмм государственной программы« и развитие промышленности иэнергетики» и их значениях приведены в приложении № 2 к государственнойпрограмме.

Переченьподпрограмм, основных мероприятий государственной программы Ростовской области« и развитие промышленности иэнергетики» приведен в приложении № 3 к государственной программе.

Расходы областногобюджета на реализацию государственной программы Ростовской области « и развитие промышленности и энергетики»приведены в приложении № 4 к государственной программе.

Расходы нареализацию государственной программы Ростовской области «и развитие промышленности и энергетики» приведены в приложении № 5 кгосударственной программе.

Государственнаяпрограмма рассчитана на период с 2019 по 2030 год. Этапы реализациигосударственной программы не выделяются.

Планируемые срокирешения задач и реализации мероприятий государственной программы былиразработаны в соответствии с требованиями федерального законодательства, атакже основополагающими постановлениями и распоряжениями ПравительстваРоссийской Федерации, приказами профильных федеральных министерств.

8. Общая характеристика участия

муниципальных образований вРостовской области

в реализации государственнойпрограммы

Участие муниципальныхобразований в Ростовской области в мероприятиях, направленных на повышение в государственных и муниципальныхучреждениях и объектах энергетики, заключается в разработке и реализациисоответствующих муниципальных программ.

Муниципальныепрограммы должны представлять собой взаимоувязанный комплекс мероприятий,направленных на достижение целевых показателей.

Распределениесубсидий по муниципальным образованиям и направлениям расходования среиведено в приложении № 6 к государственнойпрограмме.

Переченьинвестиционных проектов (объектов капитального строительства, реконструкции икапитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности) формируется всоответствии с приложением № 7 к государственной программе.

Условия предоставлениямежбюджетных трансфертов из областного бюджета приведены в приложении № 8 кгосударственной программе.

Условияпредоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в форме субсидийна приобретение энергосберегающего оборудования и материалов приведены вприложении № 9 к государственной программе.

Условияпредоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в форме субсидийна приобретение оборудования и материалов для восстановления и модернизациимуниципальных электрических сетей, включая сети уличного освещения, приведены вприложении № 10 к государственной программе.

Приложение N 1к постановлению ПравительстваРостовской областиот 29.11.2018 г. N 760

Государственная программаРостовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»

С изменениями и дополнениями от

11 марта, 4 апреля, 8 мая, 1, 26 августа, 7 ноября, 4, 24 декабря 2019 г., 30 марта, 1 июня, 31 августа, 26 октября, 2 ноября, 28 декабря 2020 г., 15, 29 марта, 28 июня, 13 сентября, 1 ноября 2021 г.

Информация об изменениях

Паспорт изменен с 1 января 2022 г. — Постановление Правительства Ростовской области от 1 ноября 2021 г. N 898

Изменения распространяются на правоотношения, возникающие начиная с составления проекта областного бюджета на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.

См. предыдущую редакцию

Паспортгосударственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»

Паспортподпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях»

Паспортподпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

Паспортподпрограммы «Развитие и модернизация электрических сетей, включая сети уличного освещения»

Паспортподпрограммы «Развитие газотранспортной системы»

Паспортподпрограммы «Расширение использования возобновляемых источников энергии»

Паспортподпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»

7. Приоритеты и цели в сфере энергосбережения, промышленности и энергетики Ростовской области

Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.

Основными приоритетами в сфере энергосбережения, промышленности и энергетики Ростовской области являются: повышение качества жизни населения, улучшение экологической ситуации в Ростовской области за счет стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, развитие экономического потенциала промышленных предприятий.

Для достижения целей государственной программы необходимо решить следующие задачи:

создание условий для повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципальных образований;

рост объемов промышленного производства;

создание условий для повышения энергетической эффективности, увеличения освещенности и надежности предоставления услуг по электроснабжению и уличному освещению;

повышение доступности потребителей Ростовской области к системе газоснабжения;

создание условий для увеличения производства энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии.

Перечень налоговых льгот в рамках государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики» приведен в приложении N 1 к государственной программе.

Сведения о показателях государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики», подпрограмм государственной программы «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики» и их значениях приведены в приложении N 2 к государственной программе.

Перечень подпрограмм, основных мероприятий государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики» приведен в приложении N 3 к государственной программе.

Расходы областного бюджета на реализацию государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики» приведены в приложении N 4 к государственной программе.

Расходы на реализацию государственной программы Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики» приведены в приложении N 5 к государственной программе.

Государственная программа рассчитана на период с 2019 по 2030 год. Этапы реализации государственной программы не выделяются.

Планируемые сроки решения задач и реализации мероприятий государственной программы были разработаны в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также основополагающими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами профильных федеральных министерств.

8. Общая характеристика участия муниципальных образований в Ростовской области в реализации государственной программы

Участие муниципальных образований в Ростовской области в мероприятиях, направленных на повышение энергоэффективности в государственных и муниципальных учреждениях и объектах энергетики, заключается в разработке и реализации соответствующих муниципальных программ.

Муниципальные программы должны представлять собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на достижение целевых показателей.

Распределение субсидий по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств приведено в приложении N 6 к государственной программе.

Перечень инвестиционных проектов (объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности) формируется в соответствии с приложением N 7 к государственной программе.

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию объектов газоснабжения, электроснабжения и уличного освещения приведен в приложении N 8 к государственной программе.

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на приобретение энергосберегающего оборудования и материалов приведен в приложении N 9 к государственной программе.

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на приобретение оборудования и материалов для восстановления и модернизации муниципальных электрических сетей, включая сети уличного освещения, приведен в приложении N 10 к государственной программе.

Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам и правила их предоставления приведена в приложении N 11 к государственной программе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

« и развитие энергетики»

(В редакции Постановления Правительства Ростовской
области

от
27.01.2017 № 42; от
03.08.2017 № 541)

государственной
программы Ростовской области

Раздел
1. Общая характеристика

состояния
энергетики Ростовской области

Государственная
программа реализуется в сферах социально-экономического развития, затрагивающих
такие направления, как энергетическая инфраструктура, электроэнергетика,
газификация, промышленность, малое и среднее предпринимательство, и оказывает
значительное влияние на валовый региональный продукт Ростовской области.

Ростовская
область наряду с другими субъектами Российской Федерации, входящими в состав
Южного федерального округа, располагает большим потенциалом повышения
энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня
потребления энергоресурсов.

Реализация
мер по повышению энергетической эффективности позволит задействовать указанный
потенциал и обеспечить рост таких ключевых отраслей экономики, как
инфраструктурное развитие Ростовской области, машиностроительный комплекс,
агропромышленный и комплексы.

В
Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по
повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
подчеркивается, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в
мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который
оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов, или 403 тонн условного топлива. Значительный объем данного
потенциала во многом объясняется тем, что снижению энергоемкости валового
внутреннего продукта (далее – ВВП) в последние десятилетия не уделялось
достаточного внимания, в результате чего в настоящее время этот показатель в
2,5 раза превышает среднемировой уровень, а по сравнению с энергоемкостью ВВП
развитых стран мира – в 3,5 раза. В качестве одного из основных показателей
эффективности потребления энергоресурсов используется энергоемкость валового
регионального продукта (далее – ВРП), которая определяется в сопоставимых ценах
как отношение суммарного объема потребляемых энергоносителей (в .) к объему ВРП (в
рублей).

Государственная программа разработана на основе Федерального закона от
23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2010 №
579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности», распоряжения
Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р, направленных на
реализацию Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, приказа Министерства
экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении
примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки
региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности», постановления Правительства Ростовской области
от 31.07.2013 № 485   «Об
утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности
государственных программ Ростовской области», распоряжения Правительства
Ростовской области от
31.07.2013 № 297 «Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской
области».

Крупнейшими
промышленными потребителями энергоресурсов в Ростовской области являются: ПАО «Таганрогский металлургический завод», ООО «Ростовский
электрометаллургический », ОАО « электродный завод», ООО «Комбайновый завод
«Ростсельмаш», ОАО «Красный котельщик», ООО «
электровозостроительный завод», ООО «»,
ОАО «Роствертол», ООО «Юг Руси – Золотая семечка», ОАО «
Металлург Рус», ОАО «Донская Водная Компания», ООО «Южная угольная компания».

Сравнительно
высокая энергоемкость ВРП области связана, прежде всего, с особенностями
структуры экономики и промышленности. В Ростовской области доля энергоемких
отраслей (электро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля
и прочие) выше, чем в целом по Российской Федерации, в
с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная
перестройка экономики, рост производительности труда, —
и ресурсосбережение. Суммарный технический потенциал области по повышению
энергетической эффективности использования всех энергоресурсов будет составлять
к 2016 году 20 – 25 процентов от объема потребления энергоресурсов в 2007 году.

С
1990 года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону
менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но
к 2009 году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан.

По
экспертным оценкам, для реализации областного потенциала повышения необходимы государственные и частные инвестиции
объемом в 3 раза меньше, чем потребуются для наращивания за аналогичный период
производства и потребления энергоресурсов с целью сохранения темпов развития
экономики, достигнутых в период с 2000 по 2009 год. При этом средний срок
окупаемости инвестиций составляет 3 – 4 года, а при модернизации освещения –
еще меньше.

Затраты
на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат областного
бюджета, населения и хозяйствующих субъектов. С учетом постоянного роста
тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы бесхозяйственное,
энергорасточительное и неэффективное использование последних становится
недопустимым. Это обстоятельство является определяющим для того, чтобы проблема
энергосбережения и повышения энергетической эффективности стала приоритетной в
работе Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти
Ростовской области.

Повышение
энергетической эффективности снизит риски и затраты, связанные с высокой
энергоемкостью экономики Ростовской области, и позволит:

сохранить
конкурентоспособность промышленности (повышение тарифов ведет к снижению
размера прибыли промышленных предприятий, а повышение ими эффективности
использования энергоресурсов сможет это предотвратить);

сократить
расходы бюджета (более эффективное использование ресурсов в бюджетной сфере
приведет к ежегодной экономии 3 – 5 процентов бюджетных средств).

Политика
повышения энергетической эффективности должна сочетать ряд направлений, которые
можно выделить в следующие группы: «Меры быстрой отдачи», «Базовые меры» и
«Затратные, высокоэффективные меры».

«Меры
быстрой отдачи». Эти мероприятия можно разработать менее чем за год, и они
будут иметь значительный эффект при умеренных затратах. Ниже приведены
некоторые примеры подобных решений:

информационная
кампания по повышению уровня осведомленности в вопросах повышения
энергетической эффективности;

увеличение
сроков бюджетного планирования, введение права распоряжаться сэкономленными
ресурсами, а также установление правил закупок, стимулирующих использование технологий;

реорганизация
муниципальных тепловых компаний в коммерческие предприятия или -государственные партнерства.

«Базовые
меры». Они представляют собой основу политики повышения энергетической
эффективности и будут способствовать более быстрому осуществлению финансово
оправданных инвестиций:

стандарты
энергетической эффективности в таких секторах, как здания, промышленное
оборудование, эффективность использования энергоресурсов;

повышение
энергетической эффективности как условие предоставления субсидий на проведение
капитального ремонта;

скоординированные
планы по теплоснабжению и управление спросом;

стимулирование
финансирования проектов банками.

«Затратные,
высокоэффективные меры». Данные меры позволят устранить основополагающие
причины низкой и связаны с более
высокими начальными затратами, но обеспечат более существенную экономию:

реформа
на энергоносители;

либерализация
рынков электроэнергии и газа;

планирование
работы транспорта и энергетики;

переоснащение
промышленности технологическим
оборудованием и внедрение энергосберегающих технологий.

Помимо ограниченности бюджетного финансирования и средств на данные цели
у жилищно-коммунальных организаций, неразвитости механизмов ресурсного
обеспечения энергосберегающих мер, неопределенности конъюнктуры и неразвитости
рынка услуг, зависимости от состояния
и конъюнктуры российского рынка энергоресурсов, а также отсутствия
долгосрочного , к основным рискам
реализации мероприятий по энергосбережению относится то, что значимость пока сильно недооценивается в секторах
экономики, в культуре и социальных

Энергосистема
Ростовской области располагает суммарной установленной мощностью генерирующих
источников электрической энергии около 6 тысяч мегаватт и является крупнейшей
на территории Южного федерального округа. На территории области представлены
все основные виды – , теплоэлектроцентрали, газотурбинные, тепловые
угольные и гидроэлектростанции.

Энергосистема
Ростовской области является устойчивой, ведется постепенное наращивание
мощностей. Самыми крупными объектами генерации являются Ростовская АЭС и ГРЭС.

После
ввода в эксплуатацию второго энергоблока Ростовской АЭС Ростовская область
перестала быть – суммарная
максимальная потребляемая мощность электроэнергии составляет примерно 3/5 от
объема ее выработки.

Производство
электроэнергии в области также осуществляют:

ООО « ГТЭС» – крупнейшая в области газотурбинная
электростанция с установленной мощностью 94,3 МВт;

ООО
«Лукойл-», основным видом
которого является производство и реализация электрической энергии с
использованием возобновляемых источников. В Ростовской области компания
эксплуатирует ГЭС с установленной
мощностью 209 МВт.

Энергосистема Ростовской области входит в Единую энергетическую систему
России (далее – ЕЭС) и связана с Краснодарской, Калмыцкой, Воронежской и
Волгоградской энергосистемами, а также с Украиной по межсистемным связям
напряжением 220 – 500

Магистральные
сети напряжением 220 и выше на территории области
находятся под контролем филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ростовское предприятие МЭС, в
эксплуатации которого находятся 3 950 километров линий электропередачи, 26
подстанций напряжением 220 – 500

Филиалом ПАО «МРСК Юга» – «Ростовэнерго» эксплуатируются
распределительные сети до 110 включительно общей
протяженностью воздушных и кабельных линий электропередачи 75 000 километров,
более 230 подстанций напряжением 110 , 330
подстанций напряжением 35 , более 13 700
трансформаторных подстанций 6,10/04 В зоне
ответственности филиала ПАО «МРСК Юга» – «Ростовэнерго» находятся 8
производственных отделений.

Суммарная
установленная мощность трансформаторов 110 – 500
составляет 16 433,5 МВА.

Электросетевая
компания АО «» также осуществляет передачу
электрической энергии на напряжении до 110 по
воздушным и кабельным линиям протяженностью 18,9 тысячи километров,
эксплуатирует 5 458 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. В
состав общества входит филиал «Тепловые сети» и 11 филиалов межрайонных
электрических сетей.

Кроме
указанных электросетевых компаний, услуги по передаче электрической энергии на
территории области также оказывают 38 смежных электросетевых организаций.

На
территории Ростовской области осуществляют свою деятельность 2 компании: ПАО «ТНС
Ростов-на-Дону» и ОАО «», имеющие
статус гарантирующих поставщиков электрической энергии. На долю ПАО «ТНС Ростов-на-Дону» приходится около 85 процентов
розничного рынка электрической энергии.

Также
на территории Ростовской области осуществляют деятельность следующие
независимые компании: ООО «», ОАО «», ОАО «
Компания «Восток», ООО «», ООО «Мечел-», ОАО «», ООО
«», ЗАО «Евразийская энергетическая
компания», ООО « М», ООО «».

Согласно
постановлению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823 «О схемах
и программах перспективного развития электроэнергетики» и положению о
министерстве промышленности и энергетики Ростовской области, обязанность по
разработке схемы и программы возложена на органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, в Ростовской области – на министерство промышленности и
энергетики Ростовской области. При этом предусмотрена ежегодная корректировка
схемы и программы с целью ее актуализации.

Наибольшим
техническим потенциалом повышения
обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность области.
Потенциал энергосбережения можно разделить на следующие виды: технически
возможный (реализуемый на уровне современных технологий), экономически
целесообразный (окупаемый) и финансово оправданный (со средними сроками
окупаемости).

Потенциал
повышения энергетической эффективности Ростовской области в секторах конечного
потребления значительно выше, чем в производстве энергии. В частности,
финансовый потенциал в секторах конечного потребления в 4 раза выше, чем в
производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более
того, экономия энергии у конечных потребителей сопровождается дополнительным
снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи
энергоресурсов. В секторах со значительным финансовым потенциалом
(промышленность и транспорт), в первую очередь, следует осуществить меры,
которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования,
но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким
финансовым потенциалом повышения энергетической эффективности (производство
тепла и электроэнергии) для достижения экономии необходимо, прежде всего,
скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят
привлекательность инвестиций в данные отрасли.

В
жилых зданиях потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно
описать следующим образом: технический потенциал – 49 процентов, экономический
потенциал – 41 процент, финансовый потенциал – 23 процента. Более 70 процентов
данного потенциала в жилищном фонде сосредоточено в системах отопления,
подогрева и подачи воды. Наиболее значительные барьеры на пути повышения
энергетической эффективности в жилых зданиях связаны с рекомендательным
характером норм по теплозащите зданий, сложившимися поведенческими стереотипами
населения и трудностями в организации и финансировании мер по повышению
энергетической эффективности в местах общего пользования. Внедрение
обязательных стандартов для новых
и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных
способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе.

Анализ
рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками
реализации государственной программы предусматривает следующие риски,
оказывающие влияние на достижение цели и решение задач государственной
программы.

Макроэкономические
риски. Продолжительная рецессия мировой экономики и обусловленное этим
ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на товары российского
экспорта, являющиеся основными источниками доходов российского бюджета, которая
может помешать развитию топливно-энергетического комплекса.

Отставание
российского энергетического сектора от ускоренного посткризисного развития
передовых стран, отсутствие необходимых условий для последующего перехода к
инновационной энергетике будущего.

Не
соответствующее мировым темпам техническое и технологическое обновление
отраслей российского топливно-энергетического комплекса за счет отечественных
технологий, материалов и оборудования не позволит создать своевременные и
достаточные условия для перехода на новую технологическую волну, связанную с расширенным
использованием энергетики в мировой
экономике.

В
этих условиях прямое государственное участие в развитии энергетического сектора
будет постепенно и заменяться на различные
формы -государственного партнерства, особенно в
части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, развития
инноваций. При этом государство должно усилить свое регулирующее влияние в
сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды в российском
энергетическом секторе.

В
этой связи основными мерами управления риском такого характера являются:
инновационное обновление отраслей топливно-энергетического комплекса за счет
отечественных технологий, материалов и оборудования; расширенное использование
в экономике энергетики.

Обеспечение
необходимого уровня качества и эффективности инноваций в энергетическом
секторе. Недостаточный уровень качества и эффективности
инноваций приведет к увеличению степени ориентации энергетического сектора при
модернизации на использование импортных технологий и оборудования, что вызовет
зависимость российского топливно-энергетического комплекса от зарубежных
компаний, значительно снизит потребность в российском оборудовании, приведет к
спаду в отечественном машиностроении и других секторах экономики, а также
торможению развития российской науки.

В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического
сектора должна заключаться в усилении роли государства в модернизации сектора
исследований и разработок, качественной подготовке научных и инженерных кадров,
преимущественной поддержке инновационных направлений развития энергетического
сектора и инновационной сферы топливно-энергетического комплекса, а также в
регулировании и обеспечении устойчивой институциональной среды для эффективного
функционирования энергетического сектора. При этом должна
возрасти государственная поддержка деятельности технологических платформ в
энергетическом секторе и инновационных кластеров. Должна быть создана сеть
государственных научных центров и национальных исследовательских центров в
топливно-энергетическом комплексе.

Раздел
2. Цели, задачи и показатели

(индикаторы),
основные ожидаемые конечные

результаты,
сроки и этапы реализации государственной программы

Основными
целями государственной программы являются:

улучшение
качества жизни населения Ростовской области за счет перехода экономики области,
бюджетной и коммунальной сфер на энергосберегающий путь развития и
рационального использования ресурсов при производстве, передаче, потреблении;

расширение
путей реализации государственной и региональной политики энергосбережения,
способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости ВРП;

обеспечение
повышения на территории
Ростовской области за счет организации процесса комплексного энергосбережения;

надежное
обеспечение области топливно-энергетическими ресурсами;

повышение
коммунального хозяйства;

стабильное
обеспечение внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, развитие
экспортного потенциала угольных компаний.

Для
достижения целей государственной программы необходимо решить следующие задачи:

обновление
основных производственных фондов экономики области на базе новых
ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем учета;

сокращение
в сопоставимых условиях расходов областного бюджета на оплату коммунальных
услуг;

снижение
удельных показателей потребления топлива и энергоресурсов при производстве
энергоемких видов продукции, в общественных и жилых зданиях.

повышение
уровня ответственности за неэффективную деятельность по использованию
энергоресурсов;

наращивание
темпов оснащения зданий средствами инструментального учета, контроля и
автоматического регулирования энергоносителей;

совершенствование
и повышение достоверности статистического учета и отчетности по производству,
передаче и потреблению энергетических ресурсов;

концентрация
ресурсов на работах по ремонту объектов жилищн
коммунальной инфраструктуры области;

осуществление
в бюджетной сфере Ростовской области расчетов за потребление энергоресурсов по
приборам учета;

обеспечение в бюджетной сфере
Ростовской области проведения обязательных энергетических обследований зданий;

обеспечение
в бюджетной сфере Ростовской области замены ламп накаливания на
энергосберегающие, в том числе светодиодные;

развитие
рынка услуг и услуг по проведению
энергетического обследования на территории Ростовской области;

популяризация
применения мер по энергосбережению;

создание
условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование комплексных мер
по энергосбережению, повышению ;

развитие
угольной промышленности и рациональное недропользование.

Показателем,
характеризующим достижение целей и решение задач государственной программы,
является энергоемкость ВРП (приложение № 1 к настоящей государственной
программе).

Основными
ожидаемыми конечными результатами реализации государственной программы
являются:

повышение
энергетической эффективности экономики и снижение энергоемкости ВРП;

увеличение
среднегодового объема добычи энергетических и коксующихся углей угольными
компаниями Ростовской области.

Государственная
программа рассчитана на период с 2014 по 2020 год. Этапы реализации
государственной программы не выделяются.

Высокая
энергоемкость экономики Ростовской области дорого обходится с точки зрения
обеспечения энергетической безопасности, доходной части областного бюджета,
конкурентоспособности промышленности и здоровья населения, но предоставляет
значительные возможности для экономии.

Энергетическая
эффективность становится одним из приоритетных направлений российской политики.
Рост тарифов на энергоресурсы делает инвестиции в энергетическую эффективность
более привлекательными, а последствия бездействия – более очевидными. Для
получения наилучших результатов необходимо проведение последовательной политики
повышения эффективности использования энергоресурсов. Следует закрепить
областную приоритетность решения данной задачи и сосредоточиться на изменении
существующих норм поведения организаций, учреждений и домохозяйств, а также на
создании благоприятной среды для инвестиций в энергетическую эффективность. Для
повышения энергетической эффективности необходимо, чтобы многочисленные и
разрозненные хозяйствующие субъекты области приняли решение инвестировать в
проекты, способствующие более рациональному использованию энергии, а органы
власти смогли стимулировать значительные инвестиционные потоки и создать среду,
благоприятную для повышения энергетической эффективности, и стандарты и обеспечив доступ к необходимой
информации.

В
данных условиях одним из факторов, препятствующих социально-экономическому
развитию Ростовской области, становится снижение конкурентоспособности
предприятий, отраслей экономики и региона в целом, вызванное ростом затрат на оплату
энергоресурсов, опережающих темпы экономического развития.

Серьезной
проблемой является нехватка квалифицированных специалистов в сфере
энергосбережения и слабое развитие рынка
услуг. Еще одной проблемой является низкий уровень использования имеющегося
научного потенциала области в сфере управления энергосбережением, применения
возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, коммерциализации научных
достижений и разработок. Развитие энергосбережения идет по экстенсивному пути,
в то время как справиться с проблемой высокой энергоемкости экономики
Ростовской области можно только за счет ускоренного внедрения инновационных
решений, технологий, материалов и образцов техники.

Высокая
энергоемкость предприятий в этих условиях может стать дополнительной причиной
снижения темпов выхода из кризиса экономики области и увеличения налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней. Для решения проблемы необходимо
осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые
заключаются в принятии и реализации согласованных решений органов
государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и
организаций по повышению эффективности потребления энергии.

Планируемые
сроки решения задач и реализации мероприятий государственной программы были
разработаны в соответствии с требованиями федерального законодательства, а
также основополагающими постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, приказами профильных федеральных министерств.

Состав
и структура подпрограмм, включенных в государственную программу, имеют четкую
отраслевую направленность и обусловлены стратегическими инициативами развития топливно-энергетического
комплекса Ростовской области, определенными Энергетической стратегией России на
период до 2030 года. К числу важнейших стратегических инициатив относятся:

развитие и территориальная
диверсификация энергетической инфраструктуры;

Структура
государственной программы включает в себя 3 подпрограммы:

1. «Энергосбережение и
повышение энергетической эффективности Ростовской области».

2. «Обеспечение
реализации государственной программы Ростовской области «
и развитие энергетики».

3. «Развитие угольной
промышленности Ростовской области».

Подпрограмма
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ростовской области»
направлена на достижение стратегической инициативы развития
топливно-энергетического комплекса – развитие энергосбережения.

Данная
подпрограмма обеспечивает также выполнение следующих направлений реализации
государственной программы: энергосбережение и повышение энергетической
эффективности.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
включает в себя основные мероприятия по энергосбережению в государственных
автономных, бюджетных и казенных учреждениях Ростовской области, в коммунальном
хозяйстве, в жилищном фонде, в производстве и передаче энергоресурсов в
промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве и расширение использования
возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива в
энергопотреблении области.

Подпрограмма «Обеспечение
реализации государственной программы Ростовской области «
и развитие энергетики».

Выполнение основных
мероприятий подпрограммы 2 направлено :

формирование
государственного информационного пространства в сфере топливно-энергетического
комплекса для информационно-аналитического обеспечения создания инновационного
и эффективного энергетического сектора;

создание отраслевой
системы квалификации, соответствующей потребностям отраслей
топливно-энергетического комплекса;

обеспечение
деятельности министерства промышленности и энергетики Ростовской области.

Выполнение основных
мероприятий подпрограммы «Развитие угольной промышленности Ростовской области»
направлено :

стабильное
обеспечение внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, развитие экспортного
потенциала угольных компаний;

развитие
сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;

развитие
производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации,
развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на
мировом рынке угля;

обеспечение
технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний
и научных центров;

обеспечение
безопасности охраны труда в угольной отрасли;

развитие
трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных
компаний, совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для
угольной промышленности.

В
рамках подпрограмм государственной программы осуществляются следующие основные
мероприятия:

проведение
обязательного энергетического обследования;

информационная
поддержка политики энергосбережения;

приобретение,
оплата выполнения необходимых проектных работ, предшествующих установке, и
установка/замена приборов учета потребляемых энергоресурсов;

замена ламп накаливания и других неэффективных элементов систем
освещения, в том числе светильников, на энергосберегающие (в том числе не менее
30 процентов от объема на основе светодиодов);

создание
и ведение системы мониторинга изменения целевых показателей
энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере Ростовской области;

повышение
в коммунальном хозяйстве;

оплата
труда с начислениями на выплаты по оплате труда;

увеличение
стоимости материальных запасов;

единовременное
пособие за полные годы стажа уволенным пенсионерам;

модернизация подземной
транспортной цепочки;

приобретение
высокопроизводительного очистного оборудования;

реконструкция
железнодорожной станции в части устройства
5-го пути общего пользования. Строительство подъездного железнодорожного пути
необщего пользования к шахте «-Наклонная» и
строительство шахтной станции;

заключение
между угольными компаниями области и ПАО «ОГК-2» долгосрочных (10 лет)
договоров поставки на ГРЭС
обогащенного угля по цене, учитывающей качественные характеристики угля по
калорийности и сере, а также рыночный уровень цен;

прочие
расходы (приложение № 2 к настоящей государственной программе).

Раздел
4. Информация по

Общий объем финансирования государственной программы составляет 22 345
240,6 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году – 4 943 106,7 тыс. рублей;

в 2015 году – 2 910 081,9 тыс. рублей, из них неисполненные расходные
обязательства 2014 года – 307 310,5 тыс. рублей;

в 2016 году – 2 738 031,5 тыс. рублей;

в 2017 году – 2 854 155,8 тыс. рублей;

в 2018 году – 2 911 447,3 тыс. рублей;

в 2019 году – 3 062 937,4 тыс. рублей;

в 2020 году – 3 232 790,5тыс. рублей.

За счет средств областного бюджета –

1 733 248,5 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году – 1 305 126,6 тыс. рублей;

в 2015 году – 368 625,9 тыс. рублей, из них неисполненные расходные
обязательства 2014 года –307 310,5 тыс. рублей;

в 2016 году – 66 575,5 тыс. рублей;

в 2017 году – 71 380,8 тыс. рублей;

в 2018 году – 68 672,3 тыс. рублей;

в 2019 году – 70 162,4 тыс. рублей;

в 2020 году – 90 015,5 тыс. рублей;

из них безвозмездные поступления в областной бюджет за счет средств
федерального бюджета – 500 000,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году – 500 000,0 тыс. рублей;

в 2015 году – 267 277,0 тыс. рублей, из них неиспользованные средства
2014 года – 267 277,0 тыс. рублей.

За счет средств местного бюджета в 2014 году – 34 196,1 тыс. рублей.

За счет внебюджетных средств – 20 577 796,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году – 3 603 784,0 тыс. рублей;

в 2015 году – 2 541 456,0 тыс. рублей;

в 2016 году – 2 671 456,0 тыс. рублей;

в 2017 году – 2 782 775,0 тыс. рублей;

в 2018 году – 2 842 775,0 тыс. рублей;

в 2019 году – 2 992 775,0 тыс. рублей;

в 2020 году – 3 142 775,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования по мероприятиям государственной программы являются
прогнозными и подлежат уточнению в соответствии с действующим
законодательством.

Объем и распределение средств областного бюджета на реализацию
мероприятий программы указан в приложениях № 3, 4 к настоящей государственной
программе. Объемы финансирования по мероприятиям государственной программы
подлежат ежегодному уточнению.

(Раздел в редакции Постановления Правительства Ростовской области от
03.08.2017 № 541)

Раздел
5. Участие муниципальных образований

Ростовской
области в реализации государственной программы

Участие
муниципальных образований Ростовской области в мероприятиях, направленных на
повышение коммунального
хозяйства, заключается в разработке и реализации соответствующих муниципальных
программ.

Муниципальные
программы должны представлять собой взаимоувязанный комплекс мероприятий,
направленных на достижение целевых показателей.

Распределение
субсидий местным бюджетам на очередной финансовый год и на плановый период по
муниципальным образованиям и направлениям расходования среиведено в приложении № 5 к настоящей государственной программе.

Перечень
инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального
ремонта, находящиеся в муниципальной и государственной собственности)
формируется в соответствии с приложениями № 6 и 7 к настоящей государственной
программе.

оценки
эффективности государственной программы

Методика оценки эффективности государственной программы представляет
собой оценку фактической эффективности в процессе и по итогам реализации государственной
программы и должна быть основана на оценке результативности государственной
программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также
реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние
на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Ростовской
области.

Методика
оценки эффективности государственной программы учитывает необходимость
проведения оценок:

степени
достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в
целом посредством выполнения установленных целевых показателей;

степени
соответствия расходов запланированному уровню затрат и эффективности
использования средств областного бюджета;

степени
реализации основных мероприятий подпрограмм и мероприятий ведомственных целевых
программ (достижения ожидаемых результатов их реализации).

В
рамках методики оценки эффективности государственной программы может
предусматриваться установление пороговых значений целевых показателей
(индикаторов) государственной программы. Превышение ()
таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной)
реализации государственной программы.

Методика
оценки эффективности государственной программы предусматривает возможность
проведения оценки эффективности государственной программы в течение реализации
государственной программы не реже чем один раз в год.

Читайте также:  Директор департамента энергоэффективности минэкономразвития
Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий