Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Жадовка»
Дергачёвского района Саратовской области
«Энергосбережение в школе — всё в наших руках!»
исследовательский проект «Энергоэффективная школа»
Автор проекта: Прилуцкая Юлия Владимировна, 9 класс
Руководитель: Четверик Ольга Николаевна, учитель технологии, физики, высшая квалификационная категория.
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на совместную работу учащихся, учителей, работников школы и родителей школьников по реализации Всероссийского проекта «Энергосбережения».
Тема проекта: «Энергосбережение в школе – всё в наших руках!»
Актуальность темы: Определить необходимость энергосберегающих технологий.
Объект исследования: энергетическое состояние школы.
Предмет исследования: МОУ «ООШ с. Жадовка» Дергачёвского района Саратовской области.
- Обеспечить экономию энергии в школе.
- Привлечь учащихся, педагогов, работников школы и родителей школьников к деятельности по сокращению потребления энергии.
- Научиться сокращать потребление энергии.
- Распространить информацию о проекте среди всех школьников и педагогов.
- Повысить уровень информированности участников в области энергосбережения.
- Приобрести личный опыт и умение по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды.
Проблема школы -затраты на оплату электроэнергии школой высокие и составляют в среднем за год 47310,48 руб. (10584 кВт/час)
Актуализация проблемы энергосбережения
Вопросы экономии ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее.
Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Долгое время, экономические и экологические проблемы рассматривали в отдельности друг от друга. Однако доказано, что обе группы проблем могут и должны решаться в комплексе.
Наш век информационный, и часто мы из средств массовой информации получаем много негативных сообщений, которые заставляют нас чувствовать свое бессилие в решении экологических проблем. Формируется мнение, что эта работа бесполезна. Складывается ошибочное мнение, что проблемы экологии происходят где-то и до нас это не дойдет. Где-то вырубаются леса, где-то отравляют атмосферу, где-то повышен уровень радиации. Это глобальный уровень мышления. Наша задача приблизить мышление к локальным проблемам.
Экономия энергии в школе, важная с экологической точки зрения, может оказаться выгодной экономически.
С понятием энергии мы сталкиваемся всякий раз, когда хотим изучить какой-либо процесс, происходящий в природе. Световая, тепловая, звуковая, радиационная, химическая, магнитная, механическая, электрическая энергии – это различные формы энергии, которые тесно связаны друг с другом. В чем же связь? Каждый раз, когда происходит какое-то изменение в окружающем нас мире, энергия меняет форму.
Законы, описывающие все, что может происходить с энергией, получили в физике название «Законы термодинамики». В замкнутой системе количество энергии остается постоянным. Энергия не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, она может лишь переходить из одной формы в другую. Описывая такой переход, обычно говорят о расходовании энергии.
Россия, несмотря на продолжительные трудности, осталась «энергетической сверхдержавой» — обладателем одним из самых больших в мире потенциалов энергетических ресурсов. На ее территории, составляющей примерно 10% суши Земли с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 32% разведанных запасов газа, 13% нефти и 25% угля. Но даже при таком изобилии, проблема ресурсосбережения – одна из ключевых для России.
Проблема ресурсосбережения имеет свой специфический российский аспект – это расточительное расходование энергоресурсов и энергоносителей.
Проблемы школы в плане сбережения энергоресурсов. В последние годы Управление Образования Дергачёвского района Саратовской области предпринимает комплекс мер, направленных на стимулирование процессов энергосбережения, но из-за недостаточности средств, проблема решается медленно.
Выявление причин создавшейся ситуации.
- МОУ «ООШ с.Жадовка» построена 50 лет назад (ни разу не проводился капитальный ремонт).
- Школа работает в одну смену с 8-00 до 17-00, продолжительность потребления электроэнергии на освещение составляет 9 часов в сутки.
- В коридорах и рекреациях школы зимой в течение учебного процесса свет не выключается, потому что темно.
- Внедрение в процесс обучения информационных технологий (увеличилось число компьютеров сканеров, мультимедийных проекторов), что так же увеличило расход электроэнергии.
План проведения работы по реализации проекта
№Этапы проектаСодержание этапа проектаАгитационная работауроки физики, проведение декады по физике «Экология и физика», информационные стенды по энергосбережению в школе. Проведение рекламной акции (распространение листовок по энергосбережению на территории с. Жадовка). Старт проекта. Конкурс рисунков и листовок. Рисунки вывешиваются на пресс-центре, листовки развешиваются по всей школе с целью дать участникам образовательного процесса возможность критически осмыслить предоставленную информацию и задуматься над процессом выбора и принятия решения по экономии электроэнергии. Проведение классных часовТестирование, диспуты. беседы, конкурсы, викторины и т. Выявление мест потери энергии в МОУ «ООШ с. Жадовка». Создание активной группы. Обход школы (кабинетов, рекреаций и т. )Энергетический аудит школыВместе с зам. директора по хоз. части рассчитываем затраты школы на электроэнергию. Замена ламп накаливания. Замена ламп накаливания на люминесцентные лампы Повторный аудит. Вместе с зам. директора по хоз. части рассчитываем затраты школы на электроэнергию. Расчёт экономии энергоресурсовВместе с зам. директора по хоз. части рассчитываем экономию электроэнергии школы. Финиш проекта. Подведение итогов. Оценка достигнутых результатов
Проведение уроков физики «Экология и физика», выпуск информационного стенда по энергосбережению в школе. Проведение рекламной акции — распространение листовок по энергосбережению среди населения с. Жадовка.
Классные часы.
Проведение мероприятия «Что нам стоит день прожить?» в форме тестирования, диспутов, бесед, конкурсов, викторин и т. В ходе этих мероприятий участники образовательного процесса задумываются о путях сокращения количества потребляемой электроэнергии в школе и дома.
Мною была организована активная группа из учащихся 8-9 классов. Вместе мы обошли все здание школы (с внешней и внутренней стороны).
Нами было выявлено следующее:
- Окна школы необходимо заменить на пластиковые. Или произвести капитальный ремонт окон.
- Двери главного и запасных входов негерметичны (требуют мер по утеплению).
- Отмостки здания требуют капитального ремонта.
- В некоторых кабинетах на стенах трещины.
- Освещение школы осуществляется с помощью ламп накаливания.
- Школьные компьютеры работают в течение всего дня.
Источник светакВт/мес. Руб. кВт/годРуб. Цена Срок службыЛампы накаливания8823942,541058447310,48251-12 месяцев
Замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы. Под руководством УО Дергачёвского района и директора школы Барменковой Л. в нашей школе были произведена частичная заменена ламп накаливания на люминесцентные лампы. В школе стало светлее и комфортнее. Использование ламп накаливания для освещения помещений приводит к значительному перерасходу электрической энергии, поскольку люминесцентные или светодиодные лампы, генерирующие аналогичный по мощности световой поток, потребляют в 4-9 раз меньше электроэнергии. Соответствие мощностей ламп накаливания и компактных люминесцентных ламп приведено на рисунке.
Срок службы люминесцентных ламп в 2-3 раза больше, чем у ламп накаливания. Поскольку устанавливаются компактные люминесцентные лампы в те же цоколи, что и лампы накаливание, переоборудование системы освещения – процесс нетрудоемкий.
Повторный энергетический аудит школы
Источник светакВт/мес. Руб. кВт/годРуб. Цена Срок службыЛюминесцентная лампа7803486,6936041839,2180В 2-3 раза больше, чем у лампы накаливания
Источник светакВт/мес. Руб. кВт/годРуб. Цена Срок службыЛампа накаливания8823942,541058447310,48251-12 месяцевЛюминесцентная лампа7803486,6936041839,2180В 2-3 раза больше, чем у лампы накаливанияЭкономия (Разница) 102455,9412245471,28
В ходе реализации данного проекта сделали выводы об энергетических расходах в помещении и наметили пути снижения их:
- При прерывании работы за компьютером до следующего урока выключать мониторы, т.к. они потребляют до 70% всей энергии необходимой для работы компьютера;
- По окончании рабочего дня, на выходные или праздничные дни не оставлять компьютер, компьютерные колонки, телевизор, музыкальный центр, сетевые фильтры и т.д. в режиме ожидания – использовать кнопку выключения или вообще выключать из сети;
- Планировать рациональное освещение в соответствии с потребностями. Выключать свет, когда он не нужен;
- Использовать компактные энергосберегающие люминесцентные лампочки;
- Максимально использовать естественное освещение в школе и дома, поддерживать чистоту окон, плафонов, ламп. Это не только сохранит энергию и деньги, но полезно для здоровья и повышает производительность труда;
- Держать батареи чистыми и снаружи и внутри. Не заслонять батарею мебелью или шторами, чтобы теплый воздух свободно поступал в комнаты;
- Значительно сократить теплопотери через окна и двери, для этого необходимо утеплить их.
Данный проект позволит:
Уменьшить воздействие человека на природу.
Сэкономить энергетические ресурсы для будущего поколения.
Сэкономить бюджетные деньги.
Сформировать экологическую культуру личности.
Практическая значимость проекта
Вывод по работе над проектом.
Анализируя результаты проекта, я вижу положительный результат. Даже частичная замена ламп накаливания на люминесцентные лампы даёт экономию электроэнергии в 1224 кВт/год и бюджетных средств на сумму 5471,28 руб.
Таким образом, не только наша школа, но и любое образовательное учреждение сможет значительно сократить энергорасходы, а обучающиеся могут сами участвовать в программе энергосбережения.
Я уверена, что настанет то время, года энергосбережение будет стилем жизни!
Успешность мероприятий по энергосбережению невозможна без массового распространения информации об экономии энергии среди широких масс населения. В настоящее время в нашей стране запускаются кампании по внедрению технологий энергосбережения в зданиях разного назначения: не только на предприятиях, но и в школах.
Энергосбережение в школе имеет огромный потенциал. С детства, привыкнув к бережному отношению к электроэнергии, в будущем мы, нынешние школьники, сможем совершить прорыв в энергосбережении во всей стране.
Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды (прогнозирование или имеющийся опыт).
Экономия электроэнергии в первую очередь даст нам комфорт. Хорошее освещение в классах — это здоровье детей и учителей. Экономические выгоды не всегда очевидны, чаще всего они трудно исчисляемы, так как учет электроэнергии в зданиях доступен немногим. Но если бы потери электроэнергии в зданиях были минимизированы,
можно было бы производить меньше электрической энергии, меньше загрязнять атмосферу вредными выбросами и парниковыми газами.
Таким образом, мероприятия по энергосбережению позволяют решить целый
комплекс задач: сэкономить большое количество энергоресурсов, снизить нагрузку на окружающую среду.
Вне всякого сомнения, повсеместное использование технологий энергосбережения – лишь вопрос времени.
Я считаю, что стимулирование энергосберегающих проектов и пропаганда
энергосбережения в стенах школ (проведение общешкольных уроков физики, экологии, организацию выставок, семинаров, конкурсов, распространение листовок и буклетов, выпуск пособий по энергосбережению) будет способствовать внедрению энерготехнологий.
Вопрос совершенствования управления энергоэффективностью и энергосбережением был и остается одним из приоритетных направлений в экономике России. Актуален он на всех уровнях: в регионе, в муниципальном образовании, для отдельных промышленных предприятий и для бюджетных организаций. В данной работе рассматривается тема совершенствования управления энергоэффективностью и энергосбережением в отношении бюджетных организаций, в частности в образовательной сфере.
Актуальность темы обусловлена следующими основными факторами:
- Большой потенциал экономии энергоресурсов в бюджетной сфере. Значительное превышение потребления энергоресурсов (энергоемкость услуг) в бюджетной сфере России в сравнении с западными странами (низкие показатели энергоэффективности в бюджетной сфере).
- Достаточно высокий и постоянно растущий объем платежей за энергоресурсы в структуре расходов бюджетных организаций, в связи с ежегодным ростом тарифов на энергоресурсы.
- Дефицит финансовых средств в бюджетах, как региона, так и муниципальных образований, соответственно недостаток средств при выполнении своих функций государственных и муниципальных учреждениях.
- Снижение платежей за потребление энергоресурсов – источник дополнительных средств для увеличения других статей расхода бюджетных организаций, а также для повышения качества оказания услуг учреждениями.
Рассмотрим на примере Полевского городского округа (Свердловская область) как решается поставленная задача по энергосбережению в муниципальных образовательных учреждениях.
Планируемый расход на образование составляет значительную сумму 875,5 миллионов рублей или 65,9% от всех расходных статей бюджета. Поэтому расходование средств бюджета в образовательных организациях (ОО) должно занимать главное место при анализе и поиске потенциала эффективного управления финансами муниципального образования.
Полевской городской округ (Полевской ГО) является типичным (средним) муниципальным образованием России, в котором проживает 71тыс. человек. В состав городского округа входит, кроме города Полевской, еще 13 небольших населенных пунктов. Количество муниципальных образовательных учреждений в структуре бюджетных организаций Полевского ГО составляет более половины (59,2%), также и численность персонала (с учетом учащихся и сотрудников), которые занимаются в образовательных организациях, значительно превосходит в 4,5 раза другие бюджетные организации и составляет более 13 тыс. человек.
Площадь помещений муниципальных образовательных организаций составляет 110,8 тыс. квадратных метров или 82,7% от общей площади помещений бюджетной сферы Полевского ГО. Следовательно, общее потребление энергоресурсов в бюджетных организациях в значительной мере зависит от потребления и энергосбережения энергоресурсов в муниципальных образовательных организаций.
Муниципальные образовательные организации Полевского ГО представлены 3 видами — это школы, детские сады и учреждения дополнительного образования (УДО).
В Полевском ГО насчитывается 16 школ, 27 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), 2 учреждения дополнительного образования (УДО).
Оценку результатов исследования по энергосбережению можно провести исходя из достигнутых показателей по энергоэффективности и энергосбережению, которые были предложены в Федеральном законе от 23. 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее закон № 261-ФЗ).
Принятие за последние 4 года нормативно-правовых актов по энергосбережению, как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном, послужило мощным толчком для усиления применения административно-организационных механизмов в управлении энергосбережением в муниципальных образовательных организаций Полевского ГО.
В структуре коммунальных расходов бюджета муниципального образования коммунальные услуги образовательных учреждений составляют основную долю 67%. Расходы за энергетические ресурсы в муниципальных образовательных учреждениях Полевского ГО в 2013г. составили 60,1млн. руб. или 5,4 % от всех расходов и являются одной из крупных статей расхода. Структура платежей за ТЭР муниципальными образовательными учреждениями (МОУ) представлена на рис. Средние платежи за ТЭР на одного человека в год в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) составляют 5,6 тыс. рублей, а в среднем по школам–3,8 тыс. рублей и превышают расходы в школах почти в 1,5 раза. В зависимости от множества факторов (строительный проект и год ввода в эксплуатацию зданий ОО, техническое состояние помещений, численность персонала в учреждении, количество инфраструктуры в ОУ, уровень системы управления энергопотреблением и др. ) значения по расходам энергоресурсов на 1 человека в образовательных учреждениях значительно колеблются. Так, например, по школам разница составляет в 5 раз, по детским садам разница составляет в 2,3 раза человека в год. Однако полученные результаты исследования показывают, что учреждения, имеющие минимальные показатели по расходу ТЭР на 1 человека не обязательно относятся к лучшим по энергоэффективности, а имеющие более высокий расход имеют более низкую энергоэффективность.
Рис. Доля платежей за ТЭР в 2013 году, %
По итогам проведенного исследования энергопотребления в МОО, рассмотрим динамику потребление по отдельным видам ТЭР в натуральных единицах по школам и детским садам за период с 2007 по 2013г. (рис. Объем потребления теплоэнергии (в натуральных единицах) в школах и дошкольных образовательных организациях в исследуемом периоде до 2011г. оставался практически стабильным, лишь отмечаются незначительные колебания расхода теплоэнергии, что объясняется отнесением теплоснабжающими организациями объемов потребления теплоэнергии МОО расчетным методом по нормативам, в связи с отсутствием приборов учета в образовательных организациях, а также отдельными корректировками объемов, например, в связи с изменением температуры окружающего воздуха в зимний период, в сравнении с предыдущим годом. В 2011г. происходит снижение потребления теплоэнергии в образовательных организациях в сравнении с базовым 2009г. по школам на 11,5%, по детским садам на 21,7%, т. были установлены приборы учета теплоэнергии в основном во всех образовательных организациях, за исключением школ в сельской местности. Удельное потребление теплоэнергии на 1 квадратный метр в детских садах выше, чем в школах в 2013г. на 35%, а в 2009г. превышение составляло более чем в 1,5 раза. За период 2012-2013г. происходит стабилизация расхода теплоэнергии, а по сельским школам даже происходит рост потребления тепла, что связано с отсутствием приборов учета.
Рис. Динамика потребления теплоэнергии МОО, Гкал
В целом по школам в 2013г. потребление тепла выросло к 2009г. на 4,5%, а по детским садам снижение потребление тепла к 2009г. составило 18% (в сопоставимом виде на 24%) и в целом по всем образовательным организациям снижение в натуральных единицах составило 6,6%. В сопоставим виде, с учетом увеличения количества зданий детских садов на 3 единицы, снижение потребления теплоэнергии составило 13,6%. Таким образом, требование закона №261-ФЗ по снижению теплоэнергии в целом по муниципальным образовательным учреждениям (ежегодное снижение ТЭР в натуральных единицах на 3%) выполнено за 4 года (2010-2013г
Если рассматривать удельное потребление теплоэнергии на 1 кв. метр площади помещений, то в школах оно составило в базовом 2009г. – 0,254 Гкал/м2, а в 2013г. – 0,264 Гкал/м2. , т. рост 3,9%. По детским садам соответственно -0,438 Гкал/м2. и 0,368 Гкал/м2. , снижение составило 16,0%.
Рис. Динамика потребления электроэнергии в МОУ к 2007 году, %
Далее рассмотрим потребление электроэнергии. Как видно на рис. 3 до 2009г. в ОУ происходил ежегодный рост потребления электроэнергии. Так по школам за 2 года (2007-2009г. ) прирост составил 12,1%. А с 2010г. , т. после выхода закона №261-ФЗ, происходит резкое снижение потребления электроэнергии в течение двух лет (2010-2011г), а затем происходит постепенный, незначительный, но ежегодный рост расхода электроэнергии. Однако, несмотря на тенденцию роста, в последние два года, в 2013г. в сравнении с уровнем 2009г. , по школам снижение потребления электороэнергии составило 11%, по детским садам снижение составило- 3,8%, а в сопоставимых условиях (с учетом увеличения количества зданий детских садов на 3 единицы) — 11%.
На снижение потребления электроэнергии повлияли принятые руководителями образовательных организаций административно-организационные меры (в 2010г. ), с учетом требований закона №261-ФЗ, а также замена оборудования, в первую очередь в столовых, на более энергоэффективное. Рост потребления электроэнергии в последние годы объясняется приобретением дополнительного оборудования для повышения качества образования и комфортности в помещениях. Таким образом, требование закона №261-ФЗ по снижению электроэнергии в муниципальных образовательных учреждениях (ежегодное снижение ТЭР в натуральных единицах на 3%) практически выполнено в сопоставимом виде за 4 года (2010-2013г. ) снижение 11%, (вместо 12%) в сравнении с базовым 2009 годом.
Если рассматривать удельное потребление электроэнергии на 1 учащегося в школах, то оно составило в базовом 2009г. — 286,8 кВтч/чел. , а в 2013г. – 234,4 кВтч/чел. , т. снижение – 18,3%. По детским садам соответственно 442,0 кВтч/чел. и 390,3 кВтч/чел. , снижение составило 12,7%.
Что касается потребления воды, данные представлены на рис.
Рис. Потребления воды по ОО, куб.
В исследуемом периоде в первые 3 года (2007-2009г. ) снижение потребления воды по школам составило 17,7%, а по детским садам -1,8%, а за последние 4 года (2010г. — 2013г. ) по школам снижение потребления составило-47%, а по детским садам – 8,3. На снижение потребления воды повлияли принятые руководителями организаций административно-организационные меры, ремонт и замена сантехнического оборудования, а главное установка приборов учета в образовательных организациях.
По итогам проведенного исследования рассмотрим динамику платежей за коммунальные услуги в муниципальных образовательных организациях (МОО) ПГО (рис.
Рис. Динамика платежей в целом по МОО к 2009 году, %
В результате, несмотря на снижение потребления энергоресурсов в натуральном выражении, из-за значительного роста тарифов на ТЭР, за период с 2009г. по 2013г. наблюдается ежегодный рост платежей, который за 4 года составил 143,5%.
Полученные данные за 2013г. показывают, что период стабилизации закончился и вновь начался достаточно высокий рост объема платежей за энергоресурсы к уровню предыдущего года.
Для дальнейшего стабильного, устойчивого снижения энергоресурсов необходимо внедрение в образовательных учреждениях системы энергоменеджмента подкрепленного финансовыми средствами для реализации технических мероприятий, в соответствии с программами по энергосбережению и проведению капитальных ремонтов.
Необходим системный подход к управлению энергосбережением и повышению энергоэффективности в МОО. Пока мы осваиваем только отдельные элементы системы энергоменеджмента: энергоаудит, мониторинг, программы энергосбережения, системы учета, контроля, но во всем этом отсутствует системный подход.
Одним из инструментов системы энергоменеджмента является мониторинг энергоэффективности образовательных организаций, который должен комплексно учитывать подходы и состояние дел в ОО по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Основная цель составления рейтинга энергоэффективности образовательных организаций – это разработка системы мониторинга через создание надежного и адекватного инструмента получения информации о состоянии и тенденциях изменения потребления энергоресурсов в ОО, состоянии по энергоэффективности ОО для разработки и принятия решений (политики) по энергосбережению муниципальных властей в сфере образования. Рейтинг призван стать одним из оперативных инструментов наблюдения за состоянием энергоэффективности сферы образования в городе, муниципальном образовании.
В апробации методики определения рейтинга энергоэффективности МОО
приняли участие 16 школ Полевского ГО. Результат определения рейтинга энергоэффективности показан на рис.
Рис. Результаты расчета рейтинга энергоэффективности ООв Полевском городском округе
В нашем примере лидирующее положение в рейтинге заняли школы, где наблюдается сочетание оптимального снижения потребления ТЭР с наилучшими достижениями социальных факторов, в частности по условиям комфортности и качеству предоставления образовательных услуг.
Предлагаемый вариант определения рейтинга энергоэффективности ОУ позволяет:
- создать механизм для более эффективного распределения финансовых средств на модернизацию, получаемых в виде субсидий на региональном и местном уровне. Рейтинг дает возможность главным распределителям бюджетных средств (ГРБС) более детально и объективно рассмотреть распределение финансовых средств на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт ОО в зависимости от места в рейтинге;
- руководителям ОО, управлений образования на территории МО обратитьособое внимание на потребление ТЭР и предпринимать меры по управлению расходования ТЭР, что позволит выстроить механизм энергоменеджмента как в отдельном ОО, так и на уровне муниципалитета с внедрением его инструментов: планирования, учета, контроля, анализа, совершенствования, чего не было сделано в полном объеме раньше;
- преодолеть проблему (противоречие) в оценке энергоэффективности ОО, когда приобретается дополнительное оборудование, вводятся мощности и объекты образовательной инфраструктуры для повышения качества обучения и комфорта учащихся, что приводит одновременно к увеличению потребления ТЭР;
- оценить эффективность работы руководителей ОО, наряду с другими показателями эффективности ОО. В данном случае в отношении выполнения нормативно-правовых актов федерального, регионального и местного уровня, касающихся энергосбережения и повышения энергоэффективности.