энергоэффективность на транспорт

энергоэффективность на транспорт Энергоэффективность

В настоящее время вопрос энергетики и энергосбережения является для России одним из самых приоритетных. Энергоэффективность в международном масштабе для национальной экономики является фактором конкурентоспособности.

Управление компанией, предоставляющей услуги аренды строительной спецтехники, основанное на энергоэффективности за счёт снижения энергопотребления неизбежно приводит к росту производительности, к увеличению объёмов производства, к повышению рентабельности бизнеса.

Четвёртый год подряд в Москве проходит Международный форум по энергоэффективности и энергосбережению. Чрезвычайно высокий статус, а следовательно, и важность поднятой проблемы определяется уровнем его участников. Открывал форум президент страны, а глава Правительства РФ определил направления его работы.

Энергосбережение на транспорте Транспорт является важнейшим потребителем наиболее качественных видов жидкого топлива, крупным потребителем электроэнергии. За последние годы транспортная система страны претерпела серьезные количественные и качественные изменения. Отправление грузов всеми видами транспорта в 1988 г. составляло около 13 млрд. т и было на 11% больше, чем в 1980 г. Наиболее быстрыми темпами развивался речной транспорт и трубопроводный транспорт природного газа — за период с 1981 по 1988 г. он возрос соответственно па 22 и 31%. Железнодорожным транспортом в 1988 г. было отправлено по сравнению с 1980 г. грузов на 10% больше, морским на 10%, автомобильным и воздушным — на 7%. Быстрые темпы развития транспорта, несмотря на определенное повышение его энергетической эффективности, увеличивают потребности в наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителях — в моторных топливах и электроэнергии. В этой связи весьма актуальной является политика энергосбережения, проводимая на всех видах транспорта, совершенствование структуры транспортных средств в целях обеспечения перевозки грузов и пассажиров при минимальных энергетических затратах. Железнодорожный транспорт, на долю которого приходится примерно 50% всех перевезенных в стране грузов, ежегодно расходует около 30 млн. т условного топлива, причем 60% всех затрат приходится на долю тепловозов. Экономия лишь 1 т условного топлива обеспечивает перевозку 3000 т грузов примерно на 100 км. Основными направлениями энергосбережения на железнодорожном транспорте являются: дальнейшая электрификация железных дорог; ввод в эксплуатацию новых, более совершенных локомотивов, характеризующихся по сравнению с выпускаемыми в настоящее время повышенным КПД двигателей и передач, более совершенной системой охлаждения, меньшими расходами энергии на собственные нужды; снижение сопротивления движению за счет увеличения доли грузовых вагонов на роликовых подшипниках и увеличения доли бесстыкового пути; внедрение рекуперативного торможения на электрифицированных участках железных дорог; увеличение массы поезда за счет повышения степени загрузки вагонов, применения вагонов повышенной грузоподъемности; совершенствование планирования перевозок; осуществление комплекса мероприятий по снижению потерь электроэнергии на тяговых подстанциях, реактивной мощности в системе электротяги н стационарных потребителей; замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом; централизация теплоснабжения железнодорожных станций и узлов. Автомобильный транспорт расходует более половины общего количества энергоресурсов, потребляемых всеми видами транспорта. Основными направлениями энергосбережения на автомобильном транспорте являются: увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями (дизелизация); снижение удельных норм расхода топлива автомобилями за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин; оснащение автомобилей приборами регистрации параметров движения; замещение бензина менее дефицитными видами топлива, в первую очередь сжатым и сжиженным газом. Водный транспорт. Основными направлениями энергосбережения на водном транспорте являются: пополнение флота новыми судами, оптимизация режимов работы судового оборудования при помощи АСУ и бортовых ЭВМ; внедрение новых систем топливоподготовки, многофункциональных присадок к топливу, необрастающих покрытий корпусов судов; внедрение систем глубокой утилизации теплоты отходящих газов судовых двигателей и утилизации нефтяных остатков на судах; развитие речных перевозок несамоходным флотом в крупнотоннажных составах; применение на речных судах дизелей с трубонаддувом; повышение нагрузок на единицу мощности двигателя, тяги, совершенствование эксплуатации энергетических установок и движителей судов; замещение нефтяного моторного топлива сжиженным природным газом,Воздушный транспорт. Энергосбережение на воздушном транспорте достигается: применением более экономичных самолетов; совершенствованием расстановки и использования парка самолетов в соответствии с пассажиропотоками и дальностью рейсов; разработкой и усовершенствованием методов летной эксплуатации; использованием водорода в качестве топлива; внедрением новых аэродромных машин и механизмов.

Читайте также:  законодательство в сфере энергосбережения и энергоэффективности

10 марта 2016г.

Энергосбережение для России уже давно переросло в глобальную, насущную проблему, которую необходимо решать путем разработки и внедрения новых технологий. Недостаток природного газа и электрических мощностей в период наступления морозов, глобальная мировая борьба с выбросами парниковых газов в атмосферу диктуют важность и необходимость кардинально изменить отношение к решению проблемы энергосбережения. Проблема энергосбережения является весьма актуальной и представляет как теоретический, так и практический интерес.

Транспорт (около 30% всей потребляемой энергии) сегодня является второстепенной отраслью, однако нет сомнения в том, что она будет быстро развиваться по мере улучшения положения в экономике и роста количества личных автомобилей. Энергосбережение в этой отрасли может быть достигнуто за счет конструкций и устройств, обеспечивающих оптимизацию режимов работы транспорта: использование информационных и электронных систем (электронное зажигание, навигационное оборудование и др. ), а также силовое электронное оборудование в железнодорожном транспорте (частотно-регулируемый тяговый и вспомогательный электропривод).

Парк автомобильного транспорта в нашей стране и в мире с каждым годом значительно увеличивается. Увеличение количества техники приводит к росту выбросов выхлопных газов, а это — опасные загрязняющие вещества. Это продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегиды, кеноты, сажа, перекисные соединения. Как известно, основными видами автомобильного топлива являются бензин и дизельное топливо, основой которых является такое сырье как нефть. При их сгорании выделяется большое количество продуктов, вредных не только для природы, но и для человека. Развитые страны постоянно ужесточают требования к экологической чистоте автомобилей. Но пока принципиально не изменится сама технология переработки топлива в двигателе и не смениться сырье, эти меры будут носить лишь сдерживающий характер, поскольку полностью предотвратить загрязнение окружающей среды — почвы, воды, воздуха — выхлопными газами и продуктами сгорания невозможно. Однако для решения данной проблемы в России с 2010 года была введена обязательная сертификация автотранспорта  с  бензиновым двигателем на  соответствие международным экологическим стандартам Евро, во всех крупных городах страны работает программа утилизации старых, отечественных автомобилей.

В связи с этим необходимо вести разработку новых видов топлива, внедрять альтернативные источники энергии, технологии, значительно снижающие выбросы в атмосферу вредных веществ, образующихся в результате переработки топлива.

Стоит отметить, что в этом направлении имеются успешные разработки. Сдерживающим фактором их внедрения является «нефтяное лобби» — очень многим выгодно производство топлива, основанного на нефти и нефтепродуктах. Но можно быть уверенным, что с постепенным истощением запасов природных ресурсов будут востребованы альтернативные источники энергии — гораздо более экологичные и экономичные виды топлива. И переход автомобильного транспорта на такое сырье с каждым годом становится всё более необходимым и оправданным.

Железнодорожный транспорт являются одним из самых крупных  транспортных  потребителей энергоресурсов. Ежегодное потребление достигает 5-6% вырабатываемой в стране электроэнергии. Из потребляемых в год около 38 млрд. кВтџч электроэнергии боле 80% расходуется на тягу вагонов (электричек, поездов).

Читайте также:  Влияние минеральной ваты на энергоэффективность

В условиях роста цен на энергоносители, возрастающей конкуренции со стороны других видов транспорта снижение эксплуатационных расходов за счет уменьшения энергоемкости перевозочного процесса является одной из приоритетных задач энергетической стратегии железнодорожного транспорта.

Снижение расходов энергоресурсов в натуральных показателях на железнодорожном транспорте в последние годы происходит медленнее, чем рост цен на топливо. Денежные затраты на энергоресурсы растут значительно и остаются одной из основных статей эксплуатационных расходов, влияющих на себестоимость перевозок.

Железнодорожный транспорт потребляет в год котельно-печного топлива 7 млн. т в условном исчислении. Из них примерно 70 % сжигается в котельных с целью получения тепловой энергии для нужд систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения административных и производственных зданий и сооружений, а также для технологических нужд  железнодорожных предприятий. При этом затраты  денежных средств на топливо для стационарных установок железнодорожного транспорта составляют около 30 % от общих топливных затрат по отрасли, а расходы на производство тепловой энергии увеличивают эту величину в 2-3 раза. Поэтому совершенствование систем теплоснабжения предприятий становится приоритетным при решении энергоснабжения в энергетике. При этом одним из вариантов экономии топливно-энергетических ресурсов является внедрение на предприятиях отрасли высокоэффективного оборудования взамен морально и физически устаревшего.

В рамках Программы ресурсосбережения ОАО «РЖД» грузовые электровозы переменного тока оснащают системой автоматизированного управления вентиляторами (САУВ). Система САУВ предназначена для автоматизированного выбора частоты вращения вентиляторов (номинальной или низкой) в зависимости от теплового состояния тяговых двигателей, выпрямительных установок и сглаживающих реакторов. Система контролирует и стабилизирует температурный режим охлаждаемого оборудования, благодаря чему повышается его надежность и соответственно продлевается срок службы. За счет оптимального управления вентиляторами обеспечивается экономия электроэнергии (в среднем около 7% по сети железных дорог).

В современном мире условием сохранения и развития цивилизации на земле стало обеспечение человечества достаточным количеством топлива и энергии. Ограниченность запасов традиционно топливно- энергетических ресурсов заставила обратиться к энергосбережению как одному из основных элементов современной концепции развития мировой энергетики. Энергосбережение означает рациональное энергоиспользование во всех звеньях преобразования энергии – от добычи первичных энергоресурсов до потребления всех видов энергии конечными пользователями.

Мероприятия по энергосбережению могут быть разными. Один из самых действенных способов увеличения эффективности использования энергии – применение современных технологий энергосбережения, так как они не только дают значительное уменьшение расходов на энергетические затраты, но и имеют очевидные экологические плюсы.

Борисова Н. , Борисов А. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3 (03). 11- 17.

Борисова Н. Перспективы развития транспортного строительства России в современных рыночных условиях //В сборнике: Современные проблемы управления. материалы всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет». Тюмень, 2015. 25-30.

Левинзон С. Энергосберегающие технологии. Взгляд в будущее // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 126-129;

Статистика: теория и практика: учебное пособие / Ю. Жильцов, А. Борисов, Н. Борисова; Волгогр. Гос. Архит. -строит. Ун-т. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2008. — 140 с

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) сэкономят энергию

Эту идею высказывал на Международном форуме по энергоэффективности и энергетике замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов. С помощью ИТС осуществляется эффективное управление транспортными системами и ресурсосбережение материалов. В качестве примера чиновник приводит создание электронной инфраструктуры для взимания платы с 12-тонников, систем фото-, видеофиксации, множества ситуационных центров.

Читайте также:  институт по энергосбережению и энергоэффективности

При этом он заявляет, что транспорт становится наиболее удобным, а государство экономит расходы на его обслуживание и эксплуатацию. Возникает вопрос: каким образом система «Платон» создаст для перевозчика удобства и комфорт? Или, насколько улучшит поездку пассажира «Сапсана» либо «Ласточки» ситуационный центр отдельного отряда охраны ЖДТ Октябрьской, например, железной дороги? Даже пресечь правонарушение в транспортной отрасли с помощью видеокамер вряд ли представляется возможным. В расследовании возможного преступления вся эта дорогостоящая система наблюдения, несомненно, поможет. Но пострадавшему пассажиру «Ласточки» вряд ли от этого станет легче.

Далее, Алексей Цыденов продолжает мотивировать. Он доказывает, что в случае равного стиля вождения, когда поток автотранспорта движется по магистрали без ускорения или замедления, пропускная способность дороги увеличивается на 20%, при этом совокупный расход топлива значительно снижается. И требуется для этого всего ничего: нужно только создать электронно-цифровую навигационную систему.

Правда, представитель Минтранса не указал, во сколько обойдутся работы по её разработке, внедрению и обслуживанию. Хотя он заметил, что оплата обслуживания ИТС будет осуществляться за счёт пользователей (!). Но при этом, водители и пассажиры будут лучше информированы, дорога для них станет более комфортной и безопасной.

Энергоэффективность в автотранспорте

энергоэффективность на транспорт

Российская экономика никогда не выйдет на лидирующие позиции. Хотя бы до тех пор, пока государство будет занимать третье место в мире по уровню энергопотребления. Мы крупнейшие потребители энергии. Если российское правительство сумеет осуществить первоочередные меры по энергоэффективности, то первичная экономия энергии составит 45%. На транспортную отрасль затрачивается порядка 27% энергии от общего потребления. В основном, а точнее, 95% составляют нефтепродукты. Причём, более половины этой доли приходится на легковые автомобили.

Сегодня разработаны перспективные технологии, которые позволяют существенно снизить потребление топлива автотранспортом, а следовательно, и общей доли энергии. Вопрос в другом. Как наладить их внедрение не только в производство, но, что немаловажно, обеспечить повседневный спрос потребителей на инновационные предложения. Нижеперечисленные идеи уже имеют практическое воплощение. Однако, до массового их использования, кажется мы не доживём:

  • Установка полноприводного гибридного механизма.
  • Перевод городского пассажирского и грузового транспорта на электрическое снабжение, при условии оснащения его суперконденсаторами, подзаряжающимися на остановках.
  • Создание и введение в эксплуатацию тяжёлой строительной спецтехники (самосвалы, погрузчики, экскаваторы), оснащённой электродвигателем.
  • Создание специальных двигателей, обладающих высоким КПД и низкой маневренностью, для подзарядки ими аккумуляторов в периодическом режиме работы.
  • Синтезирование жидкого топлива из биомассы в промышленных масштабах.
  • Массовый выпуск лёгких транспортных средств, работа которых будет основана на комбинированных источниках энергии.
  • Разработка топливных элементов, позволяющих применять технологии компактного хранения водорода.

Печальное заключение

То, что энергосбережение является по-настоящему насущным вопросом в сегодняшних реалиях – никому доказывать не надо. Даже в масштабах одной семьи, своевременно выключенная лампочка, даст по итогам месяца или полугодия заметные показатели экономии. А в объёмах государства водителю предлагают внести деньги за возможную (!) экономию топлива. Для того чтобы ездить ровно и сэкономить при этом бензин, потребуется заплатить новому «Платону»! Где же здесь логика?

Следование политике энергоэффективности и ресурсосбережению отлично демонстрируют компании Форд и Тесла. Они разрабатывают не просто новые модели электромобилей, а экономные автотранспортные средства, решая при этом задачи комфорта и выгоды не только для себя как производителя, но и отношении потребителя.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий