В конце сентября появилось новое постановление Правительства РФ в сфере энергоэффективности домов. Кабмин утвердил правила установления требований к ней и определению её класса в МКД. Делаем обзор документа и рассказываем, что такое энергоэффективность, кто устанавливает её класс и как она влияет на плату собственников за ЖКУ.
(в ред. Федеральных законов от 08. 2010 N 83-ФЗ,
от 27. 2010 N 191-ФЗ, от 27. 2010 N 237-ФЗ, от 11. 2011 N 197-ФЗ,
от 11. 2011 N 200-ФЗ, от 18. 2011 N 242-ФЗ, от 03. 2011 N 383-ФЗ,
от 06. 2011 N 402-ФЗ, от 07. 2011 N 417-ФЗ, от 12. 2011 N 426-ФЗ,
от 25. 2012 N 93-ФЗ, от 10. 2012 N 109-ФЗ, от 25. 2012 N 270-ФЗ,
от 05. 2013 N 44-ФЗ, от 07. 2013 N 113-ФЗ, от 02. 2013 N 185-ФЗ,
от 28. 2013 N 396-ФЗ, от 28. 2013 N 399-ФЗ, от 28. 2013 N 401-ФЗ,
от 04. 2014 N 291-ФЗ, от 04. 2014 N 339-ФЗ, от 04. 2014 N 344-ФЗ,
от 29. 2014 N 458-ФЗ, от 29. 2014 N 466-ФЗ, от 29. 2015 N 176-ФЗ,
от 13. 2015 N 233-ФЗ, от 03. 2016 N 269-ФЗ, от 26. 2017 N 196-ФЗ,
от 29. 2017 N 217-ФЗ, от 29. 2017 N 279-ФЗ, от 23. 2018 N 107-ФЗ,
от 19. 2018 N 221-ФЗ, от 29. 2018 N 255-ФЗ, от 03. 2018 N 340-ФЗ,
от 27. 2018 N 522-ФЗ, от 26. 2019 N 241-ФЗ, от 11. 2021 N 170-ФЗ)
СПбГБУ «Центр энергосбережения» на территории Санкт-Петербурга проводит работу по организации и мониторингу предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов (далее – Декларация) органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
Информация, представленная в ГИС «Энергоэффективность», является основой для подготовки государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации и учитывается при формировании ежегодного рейтинга энергоэффективности субъектов Российской Федерации.
Доля государственных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, представивших Декларации, является одним из показателей рейтинга администраций районов в области энергосбережения и энергоэффективности, учитываемого в системе ключевых показателей результативности глав администраций районов Санкт-Петербурга.
При расчете данного показателя будет учитываться также корректность размещенной информации в ГИС «Энергоэффективность». В результате анализа сведений, размещенных в ГИС «Энергоэффективность» за 2020 год администрацией Невского района и подведомственными учреждениями выявлены значительные отклонения удельных показателей энергопотребления от нормативных на 86 объектах , по 21 учреждению установлено несоответствие объема потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и воды данным о фактических объемах потребления ТЭР и воды, предоставленных для согласования лимитов ТЭР и воды.
Методические рекомендации для организации работы по проведению проверки корректности заполнения подведомственными учреждениями деклараций в ГИС «Энергоэффективность» за 2021 год во вложении. Отдел образования обращает Ваше внимание , что после подписания Декларации за 2021 год возможность корректировки сведений отсутствует.
Срок: 29. 2022.
- Проектная документация
- Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР
- Осознанное управление энергией – ключ к успеху
- Как эффективно повысить энергоэффективность в автомобильной промышленности?
- Классы энергоэффективности
- Таблица классов энергоэффективности
- При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ
- Онлайн калькуляторы ТЕХНОНИКОЛЬ
- Примеры выполненных расчетов
- Нормирование энергоэффективности
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕГИОНАЛЬНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- Базовый уровень энергопотребления
- Характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию
- Здания попадающие под действие законодательства
- Алгоритм проектирования теплозащиты здания
- Как можно повысить энергоэффективность в автомобильной промышленности?
- Energy-saving solutions from Knauf Industries
- Сколько энергии требуется для производства автомобиля?
- Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ
- Нормативные требования в разных регионах
- Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России
- Вебинары по энергоэффективности
- Энергоэффективность в зданиях
- «Тепловая защита загубленных строительных конструкций изменение NO2 в СП 50. 13330. 2012 «Тепловая защита зданий»
- Работа с теплотехническим калькулятором ТЕХНОНИКОЛЬ
Проектная документация
Проектная документация должна содержать раздел «Энергоэффективность»
включающий «Энергетический паспорт
Выполнение требований энергоэффективности предъявляются для зданий:
Проведение комплексного капитального ремонта
Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР
Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утверждённые Минстроем РФ, состоят из шести пунктов. Согласно п. 3 Требований № 1628, ведомство устанавливает:
- перечень классов энергоэффективности и их обозначения;
- минимальные и максимальные значения величины отклонения нормативного показателя удельной величины расхода ЭР в многоквартирном доме для каждого класса;
- обязательные для наивысших классов требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергоэффективность;
- требования к маркировке класса, который размещается на фасаде многоквартирного дома.
Класс энергетической эффективности определяет орган Госстройнадзора в отношении нового, реконструированного или капитально отремонтированного МКД при вводе его в эксплуатацию (п. 4 Требований № 1628). Такой класс указывается в заключении надзорного органа. Также это может делать орган Госжилнадзора в случае, если проводил проверку МКД на соответствие ранее определённому классу при эксплуатации дома.
Таблица классов энергоэффективности приведена в п. 5 Требований № 1628:
Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения фактического значения показателя расхода ЭР в многоквартирном доме и соответствующего ему норматива.
Как составить перечень необходимых мероприятий по энергосбережению
Осознанное управление энергией – ключ к успеху
Чтобы обеспечить оптимальный уровень энергоэффективности, прежде всего, необходимо сознательное управление ресурсами на всех уровнях. Этот процесс начинается с отдельных сотрудников и заканчивается компанией в целом. По этой причине чрезвычайно важно определить соответствующую систему работы, обеспечить доступ к обучению по вопросам энергоэффективности и предоставить персоналу надежную обратную связь и предложения. Все больше компаний, работающих в автомобильной промышленности, даже решаются на внедрение специальной системы учета и мониторинга энергопотребления – как подчеркивают их владельцы и руководители, такое решение позволяет значительно сократить расходы. Этот подход основан главным образом на распространении простых, но очень ценных практик, таких как выключение света и кондиционера, когда в них нет необходимости.
подробнее: Как улучшить расход топлива автомобиля?
Как эффективно повысить энергоэффективность в автомобильной промышленности?
30 июня 2022
Постоянный рост автомобильной промышленности ставит перед компаниями-производителями автомобилей серьезные задачи. Растущие требования как клиентов, так и регулирующих органов являются движущей силой для постоянного поиска новых решений и возможностей. Многие из них сосредоточены на энергоэффективности, которая имеет решающее значение не только для производства, но и для эксплуатации автомобиля или его компонентов.
Классы энергоэффективности
Присвоение классов энергоэффективности для жилых многоквартирных зданий осуществляется согласно приказу Минстроя России № 399/пр от 06. 2016.
Класс энергоэффективности существующего жилого многоквартирного жилого здания после проведенного комплексного капитального ремонта должен быть не ниже класса D.
Таблица классов энергоэффективности
График роста требований к энергоэффективности
При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ
Об энергоэффективности МКД и о том, как она влияет на сумму платежей за ЖКУ, рассказали специалисты ГЖИ Москвы на сайте РИА «Недвижимость». Сделаем краткий обзор ответов надзорного органа.
Что такое энергоэффективность дома?
Это эффективное или рациональное использование его энергоресурсов. Чем экономнее расходуются ресурсы дома, тем выше его энергоэффективность. Например, при теплопотерях из-за плохой изоляции или повреждении сетей показатель энергоэффективности дома будет низким. На класс энергоэффективности влияет наличие теплового пункта, светодиодного освещения, приборов учёта коммунальных ресурсов.
МКД с высоким классом энергоэффективности обладает, как правило, хорошей теплоизоляцией, современным оборудованием, в нём применяются энергосберегающие решения. Как правило, к таким домам относятся новостройки. Старый жилфонд обычно относится к низкому классу G: это хрущёвки, дореволюционная застройка, где нет ИТП и нового оборудования.
Кто и как определяет класс энергоэффективности МКД?
Как отметили специалисты ГЖИ Москвы, присвоение класса – это многоступенчатый процесс. В нём участвуют управляющая домом организация и представители органа Госжилнадзора, которые проводят расчёты показателей энергоэффективности на основании декларации. Такую декларацию готовит УО или ТСЖ. Специалисты ГЖИ также устанавливают, изменился ли класс, если ранее он уже был присвоен.
Раз в год управляющая организация вправе обратиться в орган ГЖН для того, чтобы подтвердить или повысить утверждённый ранее класс энергоэффективности. Он может повыситься, например, если в МКД проводился ремонт, или понизиться из-за износа сетей.
За счёт каких мероприятий повысить энергоэффективность дома?
Прежде чем приступить к работам по повышению энергоэффективности, специалисты управляющей организации обязаны изучить внутридомовые системы и определить их состояние. После этого УО предлагает собственникам варианты решения выявленных проблем. В таком предложении должны быть данные о стоимости работ, сроках их окупаемости и ожидаемом эффекте.
В приказе Минстроя РФ от 19. 2016 № 653/пр перечислены виды работ для повышения энергоэффективности МКД. Среди них установка автоматизированного управления освещением и ИТП с погодным регулированием, монтаж приборов учёта ресурсов, замена устаревшего оборудования систем электроснабжения, ХВС и ГВС. Работы могут проводиться при текущем и капитальном ремонте дома.
Как класс энергоэффективности влияет на условия проживания в доме и размер платежей собственников за ЖКУ?
Чем выше класс энергоэффективности МКД, тем комфортнее в нём жить. Светодиодное оборудование даёт более высокую и комфортную для глаз освещённость. Надлежащая работа внутридомовых систем позволяет рационально расходовать коммунальные ресурсы и не допускать перетопов в квартирах.
При этом снижение расхода ЭР приводит к уменьшению трат жителей дома на ЖКУ: отопление, электроснабжение и ГВС, а также на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества дома.
Почему орган ГЖН может не присвоить дому класс энергоэффективности
Онлайн калькуляторы ТЕХНОНИКОЛЬ
Расчет необходимой толщины теплоизоляционного слоя, исходя из требуемого сопротивления теплопередачи для конкретного региона и типа строительной системы с учётом термических неоднородностей конструкций.
Примеры выполненных расчетов
Энергоэффективности в процессе производства недостаточно для эффективного снижения количества CO2, выбрасываемого в атмосферу. Также очень важно, чтобы автомобили потребляли как можно меньше энергии в течение своего жизненного цикла – поэтому необходима устойчивая конструкция. Помимо типа двигателя, решающим фактором является вес автомобиля, который напрямую связан с его энергопотреблением. Автопроизводители постоянно прогрессируют в этой области, используя очень легкие материалы для отдельных компонентов. Среди материалов, сочетающих в себе прочность, универсальность и малый вес, следует особо отметить вспененный полипропилен (EPP) и пенополистирол (EPS).
подробнее: Как улучшить расход топлива автомобиля благодаря дизайну автомобиля?
Нормирование энергоэффективности
Проектирование и строительство энергоэффективных зданий с применением материалов ТЕХНОНИКОЛЬ должно осуществляться в соответствии с положениями нормативно-правовых документов:
ТРЕБОВАНИЯ
К РЕГИОНАЛЬНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Настоящий документ устанавливает требования к региональным программам и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — программы), включающим комплекс мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации или в муниципальном образовании.
При разработке программ обеспечивается принцип согласованности и сбалансированности программ, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и документов стратегического планирования, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
При разработке программ обеспечивается их увязка с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов.
Разработка и реализация программ осуществляются последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования, содержащих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов, и с учетом этапов реализации указанных документов стратегического планирования.
Программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.
Выбор способов и методов достижения целей развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов (целевых показателей) при наименьших затратах ресурсов.
При определении целей и задач развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом наличия необходимых ресурсов и возможных рисков.
При разработке и утверждении программ должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими программами.
При разработке программ должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки.
Программы должны содержать:
а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;
д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.
Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут включать в себя мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
а) содержащиеся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
б) содержащиеся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;
в) содержащиеся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности формируются с указанием ожидаемых результатов, сроков их выполнения, с учетом возможностей их финансирования за счет бюджетных и внебюджетных средств, средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), а также с учетом получения согласования собственников имущества, в отношении которого они планируются, в случае если необходимость соответствующего согласования предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программы в обязательном порядке, должен включать в себя мероприятия:
а) по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
в) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;
г) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
д) по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
е) по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
з) по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
и) по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива — природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
к) по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления;
л) по информационному обеспечению указанных в подпунктах «а» — «к» настоящего пункта мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Примерный перечень иных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые могут быть дополнительно включены в программы:
а) мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов);
б) мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей электрической и тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
в) мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
г) мероприятия по прединвестиционной подготовке проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, а также проведение энергетических обследований;
д) мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки электрической и тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности;
е) мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды;
ж) мероприятия по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче;
з) мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;
и) мероприятия по сокращению потерь воды при ее передаче;
к) мероприятия по обучению в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
л) мероприятия по информационной поддержке и пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, направленные в том числе на создание демонстрационных центров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информирование потребителей о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения, об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности либо применяется добровольная маркировка энергетической эффективности.
В программы также могут дополнительно включаться мероприятия, предусмотренные примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — целевые показатели), содержащиеся в программах и дополнительно вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должны соответствовать целям развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечивать возможность оценки экономического эффекта от реализации программ.
Значения целевых показателей должны отражать:
а) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
б) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
в) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
г) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
д) увеличение количества объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
е) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива и электрической энергии транспортных средств, транспортных средств, оборудованных электродвигателями, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива — природным газом, газовыми смесями, используемыми в качестве моторного топлива (далее — газовые смеси), сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
ж) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
з) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий.
Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программ, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с методикой расчета значений таких показателей, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей формируются за отчетный календарный год (с 1 января по 31 декабря) и рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации программ.
Целевые показатели, предусматриваемые программами, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются как отношение количества объектов, оснащенных приборами учета, к общему количеству таких объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) централизованного теплоснабжения, и (или) централизованного водоснабжения, и (или) централизованного газоснабжения.
При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях должно учитываться в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
К обязательным целевым показателям для включения в региональные муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии;
в) целевые показатели в государственном секторе;
г) целевые показатели в жилищном фонде;
д) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;
е) целевые показатели в транспортном комплексе.
К целевым показателям, характеризующим оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);
б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);
в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).
К целевым показателям, характеризующим уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов);
б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт).
К целевым показателям, характеризующим потребление энергетических ресурсов в государственных (муниципальных) организациях, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (Гкал/м2);
б) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (кВт·ч/м2);
в) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (Гкал/м2);
г) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (кВт·ч/м2);
д) объем потребления дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и воды государственным (муниципальным) учреждением (т, м3, Гкал, кВт·ч).
К целевым показателям, характеризующим использование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности «B» и выше (процентов);
б) удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (Гкал/м2);
в) удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (кВт·ч/м2);
г) удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (куб. м/чел);
д) удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (куб. м/чел).
К целевым показателям, характеризующим использование энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сфере промышленного производства (т. ут/ед. продукции);
б) удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями (г. ут/кВт·ч);
в) удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций (кг. ут/Гкал);
г) удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию (кг. ут/Гкал);
д) доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии (процентов);
е) доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии (процентов);
ж) доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
К целевым показателям, характеризующим использование энергетических ресурсов в транспортном комплексе (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) (единиц);
б) количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) (единиц);
в) количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
г) количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
д) количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
По решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут устанавливаться следующие дополнительные целевые показатели:
а) количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории указанного субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
б) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);
в) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
г) доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
д) доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
е) доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
ж) доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
з) доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
и) доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
к) удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
л) удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
м) удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
н) удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
о) удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
п) доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (процентов);
р) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);
с) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);
т) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);
у) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);
ф) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб.
Базовый уровень энергопотребления
Здание считается энергоэффективным, если одновременно выполнены следующие критерии:
Характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию
Для характеристики расхода энергии на отопление введен базовый уровень расхода энергетических ресурсов q
баз. Это значение было актуально в качестве нормативного требования q норм. в 2017 году, далее оно должно быть уменьшено в соответствии с графиком.
Подробнее о классах энергоэффективности
Здания попадающие под действие законодательства
В настоящий момент требования по повышению энергетической эффективности для всех типов зданий сформулированы следующим образом:
Для всех типов новых зданий
Регламентировано снижение расхода энергии на отопление и вентиляцию на 50% от базового уровня до 2028 года
Для существующих зданий (кроме многоквартирных домов)
Регламентировано однократное повышение энергоэффективности — приведение к требованиям 2018 года.
Для многоквартирных домов после комплексного ремонта
Энергопотребление должно быть доведено до базового уровня энергоэффективности
Алгоритм проектирования теплозащиты здания
Составление технического задания и определения исходных данных
Вычисление требуемых значений удельной характеристики расхода тепловой энергии
Определение класса энергоэффективности для здания многоквартирного дома
Учет требований для теплозащитной оболочки здания
Учет поэлементных требований к ограждающим конструкциям
Подбор состава (толщины утеплителя) ограждающих конструкций
Расчет комплексного требования к ограждающим конструкциям
Учет санитарно-гигиенического требования к ограждающим конструкциям
Расчет удельной характеристики расхода тепловой энергии
Выполнение требования приказа № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»
Определение класса здания МКД
Уменьшение нормируемых значений сопротивления теплопередаче при снижении теплового коэффициента
Исходный документ с подробным описанием каждого этапа.
pdf, 3,1 Мб
Как можно повысить энергоэффективность в автомобильной промышленности?
Это серьезная задача, но при правильных решениях она вполне достижима. Одной из первых областей, подлежащих оптимизации на производственных предприятиях, является система ОВКВ – интегрированная система кондиционирования, вентиляции и отопления. Очень простой способ потреблять меньше энергии – контролировать отдельные параметры системы, чтобы, например, в выходные дни температура была ниже. Другой выгодной реализацией может стать использование новых вентиляторов, с оптимально подобранными формами и размерами лопастей. Эффективное управление воздушным потоком и режимом работы оборудования может значительно снизить затраты на электроэнергию.
Как снизить энергопотребление в автомобильной промышленности?
Разумное использование вашей системы ОВКВ чрезвычайно важно, но это только начало списка энергоэффективных практик. Есть вещи, о которых следует подумать еще на этапе строительства вашего предприятия. К ним относится выбор правильных дверей, окон и шлюзов, чтобы их конструкция не вызывала чрезмерных теплопотерь. Озеленение территории за пределами завода также важно: посадка деревьев увеличит тень внутри здания в жаркие дни, что приведет к снижению потребления энергии на кондиционирование воздуха.
Важно также позаботиться о системе сборочного конвейера как таковой. Любые сбои в этой области приводят к перебоям в производстве и, как следствие, к значительным потерям энергии. Помочь в этом может и регулярная регистрация определенных параметров эффективности, таких как KPI или OEE, которые используются для измерения эффективности машин и оборудования на предприятии. С их помощью можно будет определить фактическую энергоэффективность предприятия, а также оценить обоснованность внедрения отдельных энергосберегающих решений.
подробнее: Как выглядит автомобильный завод будущего?
Energy-saving solutions from Knauf Industries
Компания Knauf Industries имеет многолетний опыт производства литьевых деталей, наполнителей, а также различных компонентов из вспененного полистирола и вспененного полипропилена. Компания поставляет высоконадежные, хорошо зарекомендовавшие себя пластиковые детали для автомобильной промышленности, которые отличаются легкостью и исключительной прочностью. Кроме того, Knauf предлагает решения из EPP и EPS для индустрии отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для повышения энергоэффективности. Эти материалы также обладают отличными теплоизоляционными свойствами, экологически нейтральны и подлежат 100% переработке – все это делает автомобильные компоненты из EPP и EPS отличным выбором для снижения энергопотребления.
Сколько энергии требуется для производства автомобиля?
Когда речь идет об энергоэффективности в автомобильной промышленности, важно учитывать, сколько энергии фактически требуется для производства одного автомобиля. Это имеет решающее значение в контексте защиты окружающей среды – более высокое потребление обычно связано с более высоким производством углекислого газа. Интересно, что электромобили особенно вредны в этом отношении, в основном из-за производства батарей. Количество CO2, выбрасываемого в атмосферу при производстве электромобилей, на 25% выше, чем при производстве бензиновых автомобилей. В процессе эксплуатации, однако, результаты гораздо более благоприятны для электромобилей – выбросы углекислого газа во время движения в два раза ниже.
По данным швейцарского научного издания MDPI, для производства одного автомобиля требуется более 55 000 МДж (мегаджоулей) – это эквивалент энергии, содержащейся почти в 1800 литрах бензина. Это огромная цифра, но это лишь малая часть потребления за весь жизненный цикл автомобиля.
Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ
О повышении класса энергоэффективности домов при капремонте мы говорили на одном из семинаров Ассоциации «Р1» в 2021 году. Эксперт объединения Светлана Межирицкая рассказала, как провести такой капремонт общего имущества с привлечением средств Фонда ЖКХ.
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 17. 2017 № 18. Эти корректировки сняли ряд ограничений в перечне требований к домам, которые могут получить средства Фонда ЖКХ на энергоэффективный капремонт.
Эксперт рассказала управляющим домами, какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников, чтобы затем подать заявку в Фонд ЖКХ на возмещение части расходов на проведение энергоэффективного капремонта. Узнайте подробности из материалов семинара.
Нормативные требования в разных регионах
Значения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию qнорм для одинаковых типов зданий может варьироваться в зависимости от региона.
В таблице приведены значения qнорм для нового 10-ти этажного многоквартирного жилого дома, проектируемого с 2018 года для разных климатических условий.
Разберем вычисление требований к энергопотреблению нового жилого здания на примере жилого 10-ти этажного здания, расположенного в городе Москва.
Фактическое значение нормативного коэффицента эффективности qнорм должно соотвествовать следующим требованиям:
qбаз2018 = 72,9 кВтч/м2
По завершении постройки дома должно выполняться вступившие в силу к этому моменту нормативное требование. Соответственно, для дома, построенного в 2021 году, должно выполняться нормативное требование 2018 года.
Показать параметры здания
Методы повышения энергоэффективности
Теплоизоляция ограждающих конструкций
Пароизоляционный внешний контур здания
Система отопления и вентиляции
Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России
С 1 марта 2022 года начнут действовать новые правила установления требований к энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и к к определению класса энергоэффективности многоквартирных домов. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 27. 2021 № 1628 и будут действовать в течение шести лет (далее – Правила № 1628 и Требования № 1628).
Согласно п. 2 Правил № 1628, требования энергоэффективности здании включают:
Для многоквартирных домов это расход теплоэнергии на отопление и вентиляцию, которая применяется обязательно. Показатели годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение, согласно п. 6, 8 Правил № 1628, используются «на добровольной основе».
Согласно пп. «б» п. 9 Правил № 1628, для многоквартирных домов с централизованным теплоснабжением это установка оборудования с автоматической регулировкой потребления теплоэнергии, а также с функцией поддержания температуры в системе ГВС. К таким требованиям также относится монтаж отопительных приборов с терморегуляторами в помещениях дома.
Они применяются при проектировании и строительстве домов и эксплуатации новых, реконструированных или прошедших капремонт отапливаемых зданий. В таких зданиях должны быть установки и оборудование для предоставления потребителям коммунальных услуг и поставки ЭР (п. 4 Правил № 1628).
Требования энергоэффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учётом новых технологических решений в сфере энергосбережения (п. 10 Правил № 1628).
Кто присваивает многоквартирным домам класс энергоэффективности
Вебинары по энергоэффективности
Направление: коттеджное и малоэтажное строительство (КМС)
Уровень сложности: базовый
Получить системное представление об энергоэффективности. Изучить основные принципы проектирования и строительства энергоэффективных домов.
Энергоэффективность в зданиях
Направление: промышленное и гражданское строительство (ПГС)
Получить системное представление об энергоэффективности. Ознакомиться с нормативно-правовым регулированием энергоэффективности зданий в РФ. Изучить основные принципы проектирования энергоэффективных знаний, типовые ошибки при проектировании и строительстве.
Запись от 02. 2021
«Тепловая защита загубленных строительных конструкций изменение NO2 в СП 50. 13330. 2012 «Тепловая защита зданий»
Утверждены требования по тепловой защите подвальных конструкций зданий
Руководитель направления Энергосбережение в строительстве
Запись от 10. 2020
Работа с теплотехническим калькулятором ТЕХНОНИКОЛЬ
Расчет приведенного сопротивления теплопередачи и определение необходимой толщины утепления в ограждающих конструкциях, при помощи «теплотехнического калькулятора ТЕХНОНИКОЛЬ»