Согласно оценкам, жители страны могут ежегодно экономить 65 млн леев только на электроэнергии. Об этом сообщили в ПРООН Молдова, отметив, что на возможность такой экономики указывает социальный эксперимент по сокращению затрат на энергию в домохозяйствах, проведенный ранее в партнерстве с поставщиком электроэнергии Premier Energy, передает eNews с ссылкой не местные СМИ.
Представители ПРООН Молдова указывают, что в ситуации когда тарифы постоянно растут, первое, что приходит в голову на вопрос о помощи населению во время энергетического кризиса это выплаты правительством всем субсидий и компенсаций или, по крайней мере, тем, кто живет в энергетической бедности. Но у правительства нет собственных денег, кроме тех, которые поступают в виде налогов и сборов от налогоплательщиков. Соответственно, прежде чем тратить их, следует попробовать методы, не требующие дополнительных затрат, пишет INFOMarket.
Поскольку самая дешевая энергия — та, которую не потребили, в рамках программы «Решение проблемы воздействия энергетического кризиса в Молдове» было решено провести социальный эксперимент по сокращению затрат на энергию в домохозяйствах. Эксперимент проводился в партнерстве с Premier Energy в 2019 г. и во время пандемии COVID-19 в 2020 г. , в уменьшенных масштабах.
В феврале 2022 г. эксперимент был расширен до национального уровня: около 300 тыс. потребителей с повышенным потреблением получали от поставщика энергии обычные или электронные письма с предложением предпринять простые действия, которые должны привести к экономии энергии. Печать и доставка писем финансировалась программой ЕС.
«Мы начали с расчета среднего потребления 140 кВт/ч в месяц на домохозяйство. Потребители получали статистику, в которой их данные сравнивались с данными более энергоэффективных потребителей по соседству, а также советы и решения по энергосбережению. Их также призывали оплачивать свои счета в интернете в качестве меры безопасности в условиях пандемии и ради экономии времени. Кроме того, была улучшена ежемесячная квитанция к оплате от Premier Energy, в которой стало больше полезной информации для сокращения потребления», — отметил специалист по политике ПРООН Молдова Дмитрий Василеску.
По его словам, по итогам этой поведенческой программы были получены практически те же результаты, что и в аналогичных экспериментах, проведенных американской компанией Opower. Одним из членов консультативного совета компании является бизнес-писатель Роберт Чалдини, автор книги «Психология убеждения», а эксперимент Opower стал продолжением эксперимента, проведенного писателем за несколько десятилетий до этого. Определив простые действия, которые приводят к снижению энергопотребления, он сформулировал 4 идеи, касающиеся: охраны окружающей среды (защищай окружающую среду, сберегая энергию); социальной ответственности (способствуй сохранению энергии для будущих поколений); личной заинтересованности (экономь деньги за счет энергосбережения); описательных норм (сделай так, чтобы твои соседи потребляли меньше энергии).
В конце эксперимента было обнаружено, что 3 из 4-х групп потребителей потратили еще больше энергии в течение следующего периода, кроме тех, кого призывали следовать примеру соседей с более низким потреблением. Эксперимент проводился неоднократно, и тот, что был проведен в Молдове, подтверждает: сосед по-прежнему остается лучшей мотивацией. «Исследования, проведенные в сотрудничестве с ЕС и ПРООН Молдова, доказывают, что домашним потребителям, получившим письма об уровне потребления электроэнергии, удалось добиться в среднем снижения энергопотребления на 1,33%, то есть на 2,64 кВт/ч в месяц.
Если бы такая система энергосбережения охватывала всех бытовых потребителей страны в течение 1 года, на общем годовом счете за электроэнергию можно было бы сэкономить более 65 млн леев. Мы рады, что можем внести свой вклад в энергоэффективность наших клиентов»,- подчеркнул страновый менеджер Premier Energy Moldova Хосе Луис Гомес Паскуаль. Как отмечается, в США домохозяйства, получающие такие письма, сокращают потребление на 1,4-3,3%, а в среднем — на 2% (0,62 кВт/ч) в день.
В Молдове сокращение составило 1,33% в сельской местности и малых городах и 3,8% в мун. Кишинев. Как показал недавний анализ ПРООН, 60% населения Молдовы живет в энергетической бедности, тратя более 10% доходов на счета за электроэнергию. Программа «Решение проблемы воздействия энергетического кризиса в Молдове» будет способствовать ускорению перехода к зеленой энергии путем содействия энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии, как это предусмотрено «Зеленым пактом» ЕС.
При бюджете в 10 млн евро, выделенном Евросоюзом, программа запустит кампанию по замене старой бытовой техники на новую и энергоэффективную, профинансирует установку фотоэлектрических панелей в домашних хозяйствах и нескольких больницах, а также замену централизованных систем отопления во многих многоквартирных домах на гораздо более эффективные горизонтальные системы распределения. Кроме того, программа предусматривает поддержку транспонирования Третьего энергетического пакета ЕС как в первичное, так и во вторичное законодательство, а также транспонирование ряда директив и положений пакета «Чистая энергия для всех европейцев», касающихся энергоэффективности зданий, возобновляемых источников энергии, энергоэффективности, надлежащего управления и проектирования рынка электроэнергии.
- #ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
- #ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 19 июля 2018 года №139
(В редакции Законов Республики Молдова от 10. 2022 г. №29, 09. 2022 г. №156, 15. 2022 г. №155)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон перелагает Директиву 2012/27/ЕС Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 г. об энергоэффективности, об изменении Директив 2009/125/ЕС и 2010/30/ЕС и отмене Директив 2004/8/ЕС и 2006/32/ЕС, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 315 от 14 ноября 2012 г. , в варианте, адаптированном и утвержденном Решением Министерского совета Энергетического сообщества №D/2015/08/MC-EnC.
Глава I Общие положения
Целью настоящего закона является создание правовой базы, необходимой для продвижения и повышения энергоэффективности посредством реализации планов действий в области энергоэффективности, развития рынка энергетических услуг, а также внедрения других мер энергоэффективности.
Статья 2. Предмет и область применения закона
(1) Настоящий закон устанавливает меры политики в области энергоэффективности, направленные на обеспечение достижения целей, предусмотренных в статье 5, а также на непрерывное развитие и укрепление соответствующей области. Меры политики в области энергоэффективности применяются ко всей энергетической цепочке: первичные ресурсы, производство, передача, распределение, хранение, поставка и потребление конечной энергии.
(2) Настоящий закон регулирует деятельность, нацеленную на повышение эффективности как производства, так и использования энергии, на повышение энергетической безопасности страны и снижение отрицательного воздействия секторов энергетики на окружающую среду за счет сокращения выбросов парниковых газов.
Статья 3. Основные понятия
В целях настоящего закона используются следующие понятия:
индивидуальное действие — действие, ведущее к поддающимся проверке и измерению либо оценке улучшениям в области энергоэффективности, осуществленное как результат одной из мер политики в области энергоэффективности;
агрегатор — поставщик услуг, группирующий несколько краткосрочных нагрузок конечных потребителей для продажи или предложения с торгов на организованных рынках энергии;
энергоаудит — системная процедура, целью которой является получение необходимой информации о существующем профиле энергопотребления здания или группы зданий, промышленного процесса, промышленной или коммерческой установки либо частной или публичной службы, выявление и расчет рентабельных вариантов экономии энергии и представление результатов;
экономически обоснованный спрос — спрос, который не превышает потребности в отоплении или охлаждении и который был бы удовлетворен в рыночных условиях иным образом за счет энергии, произведенной в результате иных процессов, чем когенерация;
потребление первичной энергии — валовое внутреннее потребление энергии без учета неэнергетического использования;
потребление конечной энергии — вся энергия, поставляемая для промышленности, транспорта, жилищного сектора, сферы услуг и сельского хозяйства, без учета энергии, поставляемой для энергопреобразующего сектора и секторов энергетики;
договор финансирования третьими лицами — договор, в котором участвует третье лицо, отличное от поставщика энергетических услуг и бенефициара меры энергоэффективности, которое финансирует осуществление этой меры и взимает с бенефициара плату, эквивалентную части стоимости экономии энергии, полученной вследствие применения установленной данным договором меры энергоэффективности;
договор об энергоэффективности — договор между бенефициаром и поставщиком энергетических услуг, который предлагает одну или несколько мер энергоэффективности, контроль и мониторинг которых будет осуществляться в течение всего срока действия договора, в соответствии с которым инвестиции (работы, поставки или услуги) в данную меру (меры) осуществляются пропорционально установленному договором уровню повышения энергоэффективности либо иным согласованным критериям энергоэффективности, таким как экономия финансовых средств;
интеллектуальное измерительное оборудование — электронное устройство, которое позволяет измерять потребление энергии с предоставлением большего объема информации, чем обычное измерительное оборудование, и способно передавать и получать информацию с использованием форм электронного сообщения;
экономия энергии — количество сэкономленной энергии, определенное путем измерения и/или оценки потребления до и после внедрения меры (мер) энергоэффективности в контексте нормализации внешних условий, влияющих на потребление энергии;
энергоэффективность — соотношение между результатом, представляющим собой достигнутую производительность, услуги, товары или энергию, и определенным количеством энергии, использованной для достижения этого результата;
национальный фонд недвижимости — здания, предусмотренные в части (2) статьи 3 Закона об энергетической эффективности зданий №128/2014;
поставщик — физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Молдова в качестве предприятия, продающего энергию конечным потребителям на розничном рынке;
финансовый инструмент для осуществления экономии энергии — любой финансовый инструмент (фонды, субсидии, налоговые вычеты, займы, договоры финансирования третьими лицами, договоры об энергоэффективности, договоры об аутсорсинге, другие договоры такого же характера), доступный на рынке энергетических услуг для полного или частичного покрытия первоначальной стоимости проекта в области энергоэффективности, необходимый для введения в действие мер энергоэффективности;
повышение энергоэффективности — рост энергоэффективности в результате технологических, поведенческих и/или экономических изменений;
эффективные отопление и охлаждение — вариант отопления и охлаждения, который по сравнению с базовым сценарием, отражающим типичную ситуацию, экономически эффективным способом заметно снижает потребление первичной энергии, необходимое для поставки одной единицы энергии в рамках определенной системы, и который подлежит оценке на основе анализа затрат и выгод в соответствии со статьей 25 с учетом энергии, необходимой для добычи, преобразования, передачи и распределения;
эффективные индивидуальные отопление и охлаждение — индивидуальный вариант отопления и охлаждения, который по сравнению с эффективной системой централизованного отопления и охлаждения заметно снижает потребление невозобновляемой первичной энергии, необходимое для поставки одной единицы энергии в рамках определенной системы, либо для которого необходимо такое же потребление невозобновляемой первичной энергии, но при меньших затратах, с учетом энергии, необходимой для добычи, преобразования, передачи и распределения;
малые и средние предприятия — предприятия, определенные положениями Закона о малых и средних предприятиях №179/2016;
районный/местный энергетический менеджер — специалист, назначенный органом местного публичного управления первого или второго уровня для выполнения задач и функций, установленных в соответствии с положениями настоящего закона;
мера энергоэффективности — средства или действия, используемые для повышения энергоэффективности и получения экономии энергии, включая осуществляемые в этих целях инвестиции;
мера политики в области энергоэффективности — инструмент регулирования, финансовый инструмент, налоговый инструмент, волонтерский инструмент или инструмент для предоставления информации, который Правительство или, по обстоятельствам, центральные отраслевые органы публичного управления, другие органы публичной власти, учреждения и организации, включая международные, применяют посредством создания необходимой правовой базы, возложения обязанностей или предоставления льгот для целей создания у участников рынка энергетических услуг заинтересованности в предоставлении и приобретении этих услуг, а также в принятии других мер энергоэффективности;
государственный орган — закупающий орган согласно определению, предусмотренному Законом о государственных закупках №131/2015;
обязанная сторона — оператор распределительной системы, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом об электроэнергии №107/2016 и Законом о природном газе №108/2016, и импортер нефтепродуктов, осуществляющий деятельность в соответствии с Законом о рынке нефтепродуктов №461/2001, к которым применяется схема обязанностей в области энергоэффективности в соответствии со статьей 8;
участвующая сторона — предприятие или государственный орган, который принял обязательство по достижению определенных целей в рамках добровольного соглашения или к которому применяется одна из мер политики в области энергоэффективности;
поставщик энергетических услуг — физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Молдова в качестве предприятия, предоставляющего энергетические услуги или внедряющего меры энергоэффективности на установках или в зданиях конечного потребителя;
соотношение площадей — соотношение между общей площадью здания и площадью участка, на котором расположено здание на данной территории;
коэффициент обновления — соотношение между площадью зданий, относящихся к публичной сфере государства, где осуществляют деятельность центральные отраслевые органы публичного управления, подлежащей термической реабилитации в течение календарного года в соответствии с условиями настоящего закона, и общей площадью этих зданий;
кардинальная реабилитация — реабилитация, затраты на которую превышают 50 процентов инвестиционных затрат на новый сопоставимый объект;
интеллектуальная сеть — электросеть, позволяющая эффективное интегрированное использование коммуникационных сетей и информационных технологий для обеспечения двусторонних потоков мощности и информации о производстве и потреблении электроэнергии, а также позволяющая автоматически обеспечить повышение эффективности, экономичности, надежности производства и поставки электроэнергии;
энергетическая бедность — ситуация, отличительным признаком которой является недоступность для конечного потребителя современных источников энергии и технологий, и/или сниженная покупательная способность потребителей в отношении энергоресурсов, в частности, топлива для приготовления пищи, электроэнергии и/или тепловой энергии, и/или отсутствие теплового комфорта в жилом помещении либо здании;
энергетическая услуга — физические блага, публичная услуга или товар, полученный из сочетания энергии с технологией либо энергоэффективным действием, которое может включать эксплуатацию, техническое обслуживание и контроль, необходимые для оказания такой услуги, предоставляемой на договорной основе, который ведет к повышению энергоэффективности или экономии первичной энергии, поддающейся проверке и измерению либо оценке;
система энергетического менеджмента — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов плана, который устанавливает цель энергоэффективности, и стратегия достижения этой цели; эффективная система централизованного теплоснабжения и охлаждения — система централизованного теплоснабжения и охлаждения, использующая не менее 50 процентов энергии из возобновляемых источников, 50 процентов остаточного тепла, 75 процентов тепловой энергии, выработанной путем когенерации, или 50 процентов комбинации указанных видов энергии и тепла;
общая полезная площадь — площадь здания или части здания, где используется энергия для регулировки внутреннего климата;
тригенерация — комбинированное производство тепловой энергии, электрической энергии и еще одного вида энергии.
Статья 4. Основные принципы области энергоэффективности
Основными принципами области энергоэффективности являются:
a) продвижение энергоэффективности, в частности, за счет поддержки программ повышения энергоэффективности, предусматривающих внедрение передовых технологий производства энергии, таких как когенерация и тригенерация, распределения, передачи и использования энергии и топлива, за счет принятия международных стандартов в области энергоэффективности для установок, зданий, приборов и оборудования, а также мониторинга применения этих стандартов;
b) содействие частной инициативе и поощрение появления новых поставщиков энергетических услуг;
c) поддержка сотрудничества между участниками рынка энергетических услуг ввиду достижения целей государственной политики в области энергоэффективности;
d) обеспечение прозрачности в деятельности органов публичной власти и публичных учреждений, наделенных полномочиями в области энергоэффективности в соответствии с главой III;
e) обучение должностных лиц в связи с выполнением мер энергоэффективности;
f) создание необходимых предпосылок для развития технических возможностей по предоставлению энергетических услуг, включая энергоаудит и энергетический менеджмент, путем организации курсов профессиональной подготовки и введения в действие схем квалификации и регистрации;
g) информирование общественности о государственной политике в области энергоэффективности;
h) привлечение внимания гражданского общества и его подключение к процессам принятия решений и внедрения мер энергоэффективности;
i) сотрудничество с другими странами, в том числе в рамках международных организаций, с целью продвижения передовых технологий, внедрения научных достижений и передового опыта в области эффективного использования энергии.
Глава II Национальные цели и меры политики в области энергоэффективности
(1) Повышение энергоэффективности является стратегической целью энергетической политики государства в силу своего значительного вклада в повышение надежности энергоснабжения и конкурентоспособности, в устойчивое развитие, экономию первичных энергоресурсов и сокращение выбросов парниковых газов.
(2) Национальные цели энергоэффективности выражаются в абсолютных значениях, представляя собой предельное значение потребления первичной и конечной энергии по национальной экономике в целом, и устанавливаются для определенного временного промежутка.
(3) Государственная политика в области энергоэффективности является составной частью энергетической политики государства и направлена на достижение следующих целей:
a) устранение барьеров на пути продвижения энергоэффективности;
b) введение и продвижение технологий с повышенной энергоэффективностью, современных контрольно-измерительных систем;
c) применение современных принципов энергетического менеджмента;
d) поощрение конечных потребителей к использованию энергоэффективного оборудования и установок, а также возобновляемых источников энергии;
e) продвижение механизмов энергоэффективности и финансовых инструментов для осуществления экономии энергии, предоставление финансовых и налоговых льгот в соответствии с законом;
f) мобилизация инвестиций в обновление зданий;
g) сотрудничество между конечными потребителями, производителями, поставщиками, операторами распределительной системы, органами публичной власти и публичными учреждениями;
h) развитие рынка энергетических услуг;
i) воспитание конечных потребителей и повышение их осведомленности о значении и выгодах применения мер энергоэффективности;
j) продвижение фундаментальных и прикладных исследований в области эффективного использования энергии.
(4) Меры политики в области энергоэффективности, в том числе схема обязанностей в области энергоэффективности, предусматриваются в Национальном плане действий в области энергоэффективности.
Статья 6. Национальный план действий в области энергоэффективности
(1) Центральный отраслевой орган публичного управления в области энергетики разрабатывает с помощью органа, ответственного за внедрение политики в области энергоэффективности, Национальный план действий в области энергоэффективности и представляет его на утверждение Правительству.
(2) Национальный план действий в области энергоэффективности устанавливает и излагает цели государственной политики в области энергоэффективности, схему обязанностей в области энергоэффективности, меры политики в области энергоэффективности, полученную и прогнозируемую экономию энергии, в том числе на этапе передачи, распределения, поставки или конечного потребления энергии, для достижения национальных целей, намеченных в статье 5. В плане также предусматриваются стратегия и способы информирования потенциальных участников рынка энергетических услуг ввиду продвижения и содействия эффективному использованию энергии и содержится другая информация, указанная в приложении 7.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.