- Процесс использования мотивирующих к энергосбережению законодательных актов и методов их исполнения на примере стран Западной Европы
- В Швеции, за последние несколько десятилетий, удалось существенно снизить зависимость от ископаемого топлива. В 1970 году 80% энергии вырабатывалось из природного топлива, в 2009 году этот показатель снизился до 37%, а значение биотоплива выросло, в 2009 году из него вырабатывалось 32% энергии.
- Сходство в направлениях и способах энергосбережения
- Изучение основных аспектов деятельности государства по повышению энергоэффективности. Анализ внедрения энергосберегающих технологий в Австрии, Германии и Норвегии. Генерация энергии из канализационных стоков, солнечных панелей и ветряных электростанций.
- Рис. Степень возможного нормативно-правового регулирования эффективности,%
Процесс использования мотивирующих к энергосбережению законодательных актов и методов их исполнения на примере стран Западной Европы
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Бобкова А. Направление энергосбережения в странах Западной Европы. — Златоуст:
Цель реферата — исследовать основные направления деятельности стран Западной Европы по энергосбережению.
Задачи реферата — изучить, обобщить, проанализировать основные аспекты деятельности государства по повышению энергоэффективности, и сделать выводы о достигнутых целях и общеиспользуемых новейших методах.
Рассмотрен процесс использования мотивирующих к энергосбережению законодательных актов и методов их исполнения на примере стран Западной Европы, таких как: Германия, Дания и Швеция — передовых государств по внедрению энергоэффективных технологий. Сделано заключение о методах повышения энергоэффективности, используемых в этих странах и их результативности.
Энергосбережение в Швеции
Энергосбережение в Дании
Энергосбережение в Германии
Сходство в направлениях и способах энергосбережения
Возрастающая стоимость энергоресурсов привела к необходимости повышения эффективности их использования. Быстрый рост тарифов на электроэнергию, газ, тепло, воду в последние годы особенно заметен и можно, с большой вероятностью, предположить, что тенденция сохранится. Рост тарифов обусловлен в основном увеличением стоимости энергоносителей, износом генерирующих источников и транспортных коммуникаций энергоносителей. Стабильность тарифов на энергоносители можно ожидать при балансе цен на них на внутреннем и внешнем рынке или при условии изменения политики Правительства, влияющей и регулирующей цены на внутреннем рынке.
Поэтому осознание необходимости эффективной экономии энергоресурсов — обязательный фактор для региона, административного образования, предприятия, страны. В рамках разработанной программы «Энергосбережение» РФ многие регионы разработали свою концепцию энергосбережения, отличающуюся отдельными разделами, отражающими специфику региона, муниципального образования. Во многих регионах создаются «Фонды энергосбережения», координирующие эту политику и направляющие инвестиционные процессы. Необходимо отметить, что в этот процесс вовлечено большое количество предприятий в различных регионах РФ и в основном это предприятия оборонного комплекса, имеющие высокий научный и технический потенциал.
В Швеции, за последние несколько десятилетий, удалось существенно снизить зависимость от ископаемого топлива. В 1970 году 80% энергии вырабатывалось из природного топлива, в 2009 году этот показатель снизился до 37%, а значение биотоплива выросло, в 2009 году из него вырабатывалось 32% энергии.
Правительство Швеции проводит действенную политику энергосбережения и энергоэффективности, которая имеет положительные результаты. И это отражается на высоком уровне сознания общества относительно преимуществ энергоэффективных технологий и биоэнергетики.
Первая программа энергосбережения была принята в Швеции в 1970-е годы, по следам ударившего по западным странам нефтяного кризиса.
В Швеции настроена четкая система контроля за использованием энергоресурсов. Это можно видеть в обязательных декларациях для предприятий по использованию энергетических ресурсов, энергопаспортах зданий, в маркировке товаров, и даже в маркировке продуктов питания. Кроме этого чиновники активно используют экономические стимулы для популяризации использования альтернативных и нетрадиционных источников энергии. Освобождение сроком на 5 лет от энергетического налога, субсидии государства для реконструкции старых зданий (замена котлов, утепление и т. ), упрощенное получение разрешений по строительству ветровых электростанций.
Не остается в стороне и административный метод управления. Это касается крупных заправочных станций, где обязательна продажа альтернативного топлива, помимо традиционных бензина и дизельного топлива.
Основной акцент сделан на экономических методах управления — налоги, дотации и субсидии, торговля квотами и торговля электрическими сертификатами. Шведские муниципалитеты поражают абсолютной чистотой территорией. Оно и неудивительно, так как остатки продуктов потребления тоже перерабатываются. К примеру, в городке Вестерос, с 200 000 населения, работает завод по производству биогаза из отходов продуктов питания. На производимом газе (а не на дизеле или бензине) в Швеции работает весь муниципальный транспорт. Кроме этого, биогаз применяют и для производства электроэнергии, но это обычно для собственных нужд предприятий, либо в случае кризисов в энергетике.
Еще одной особенностью шведской сферы энергетики, в частности, муниципалитетов является централизованное отопление и централизованное охлаждение помещений, в том числе и офисных мест общего пользования людей (супермаркеты, выставочные залы). Реализуется это все за счет работы станций тепловых насосов. Сырьем, в данном случае, является потенциал земли и воды. Примером может служить станция в самом Стокгольме, она обеспечивает централизованно теплом и холодом 400 000 население города.
В Швеции неуклонно растет интерес к тепловым насосам мощностью в 25-40 кВт для многоквартирных домов или офисов. Они весьма энергоэффективны и уменьшают вредное воздействие на окружающую среду. В Швеции сейчас действует более 500 000 тепловых насосов.
Дания является небольшим скандинавским королевством с населением, насчитывающим 5,3 млн. жителей, не считая Гренландию и Фарерские острова, и площадью в пределах сухопутных границ в 43 тыс. квадратных километров. Дания является членом Европейского Союза, имеет крепкую экономику, ориентированную на экспорт.
Дания является производителем нефти, природного газа и возобновляемых источников энергии. Добываемые в стране нефть и газ стали играть заметную роль в начале 1980-х годов, и теперь Дания полностью обеспечивает себя энергией. Поскольку страна зависит от импорта угля для обеспечения большой части внутреннего производства электроэнергии, энергетическая безопасность является важным вопросом энергетической политики, даже учитывая внушительный объем внутреннего производства энергии.
Ставка на комбинированное производство тепловой и электрической энергии как альтернатива раздельному производству энергии, курс на энерго- и ресурсосбережение позволили Дании за два десятилетия создать эффективную и экологически чистую энергетическую систему.
Превращение Дании из 100% зависящей от привозных энергоресурсов страны с одним из самых высоких в Европе энергопотреблением на душу населения в государство с энергоэффективной экономикой и надежной, экономичной энергосистемой свершилось в последнюю четверть века. Но это не было «датским чудом», это была планомерная работа, движение к четко поставленным целям. И если создание совершенной, универсальной для всех стран модели теплоснабжения невозможно в принципе, то опыт работы над созданием успешных энергосистем может и должен быть интересен всем.
Энергосистема Дании на 2/3 состоит из крупных систем централизованного теплоснабжения, работающих от крупных ТЭЦ (на газе, угле или нескольких видах топлива) и мини-ТЭЦ (на биотопливе и прочих отходах). В системы централизованного теплоснабжения также включены резервные котельные, работающие на угле, газе или дизельном топливе.
Кроме того, в стране активно работает сектор децентрализованного теплоснабжения, часть которого занимают системы газоснабжения с индивидуальными отопительными установками, часть — децентрализованные источники на древесных и прочих биоотходах.
80% тепла, используемого для отопления коммунального сектора, вырабатывается на крупных и малых ТЭЦ;
60% всех потребителей получают тепло из систем централизованного теплоснабжения;
40% всей производимой энергии составляют источники, работающие на возобновляемых энергетических ресурсах, в первую очередь это биотопливо и ветер.
Дания является мировым лидером в области экспорта ветровых турбин. Страна также является крупным экспортером технологий в сфере централизованного теплоснабжения и комбинированного производства тепла и электроэнергии. В целом экспорт энергетических технологий составляет 5% от общего объема экспорта Дании. Доля ветровых турбин составляет 60% от общего объема.
Развитие и модернизация системы теплоснабжения в Дании не прекратились. Принят и работает новый Энергетический план на 2001-2030 гг. , который кроме обеспечения эффективного развития общества и энергетической безопасности ориентирован на энерго- и ресурсосбережение, минимизацию затрат и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Планируется, что к 2030 г. Дания при производстве тепловой и электрической энергии полностью откажется от угля и нефти. Она должна перейти на возобновляемые энергоресурсы и природный газ, причем доля последнего в энергетическом балансе страны не превысит 45%.
Судя по нынешним результатам, сомневаться в этом не приходится.
Германия — государство в Западной Европе. Население, по итогам переписи 2011 года, составляет более 80,2 миллиона человек, территория — 357 021 км?, является крупнейшей страной Западной Европы по населению.
Постоянный рост цен на газ и другие энергоносители, а также зависимость Германии от стран-экспортеров, которая дала о себе знать и во время конфликта между Россией и Украиной, послужил поводом для нового витка дебатов о немецкой энергетической политике. Краеугольными темами дискуссии являются поддержание стабильности системы смешанного энергообеспечения, стимулирование внутригерманского производства энергии за счет использования угля и альтернативных источников энергии, а также регулирование и демонополизация немецкой газотранспортной системы.
Доля экспортируемых Германией энергоносителей составляет на сегодняшний день около 80%. Никакой другой энергоноситель не делает ее такой зависимой от иностранных экспортеров, как газ. Только 16% потребляемого газа добываются в Германии, оставшиеся 84% поставляются из Норвегии, Голландии и, прежде всего, России.
Дилемму энергетической безопасности Германия пытается решить путем энергосбережения и поддержания стабильной системы смешанного энергообеспечения.
В том числе, государственными дотациями стимулируются экологичные альтернативные виды энергии и добыча бурого и каменного угля. Как один из вариантов рассматривается импорт сжиженного газа, поставки которого могут осуществляться в танкерах, минуя газопроводы. От возвращения к атомной энергетике ФРГ, тем не менее, отказывается. Конечно, отказаться от импорта газа, доля которого в энергопотреблении страны составляет по данным на 2004 г. 23%, или 101 млрд м3, в принципе невозможно. То же самое касается и импорта нефти.
При этом газ обходится конечному потребителю почти вдвое дороже, чем всего пять лет назад, и только за период с января 2004 г. по октябрь 2005 г. импортная цена на газ возросла приблизительно на 60%. Очевидно, что в долгосрочной перспективе цены на энергоносители будут расти и дальше.
С начала 2006 г. вступила в действие директива «Энергетические характеристики зданий», положения которой нашли свое отражение в национальном законодательстве стран — членов Евросоюза. Согласно этой директиве, разработанной Европейским парламентом и Советом Евросоюза, общая энергоэффективность здания — это количество энергии, потребляемое им, помимо прочего, на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию, кондиционирование воздуха и освещение. Поскольку здания становятся энергетическими системами, очень важно наладить взаимодействие различных отраслей. Что касается Германии, то положения директивы ЕС введены в существующий национальный закон (нормы), относящийся к энергосбережению.
Важно отметить, что внедрение энергосбережения в Германии финансируют банки и крупные корпорации, а не государство.
Германия является страной, которая наиболее активно использует современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии. Сегодня уже треть всей электроэнергии здесь получают от ветроустановок.
Сходство в направлениях и способах энергосбережения
Все рассмотренные страны Западной Европы, являясь передовыми державами по внедрению энергосберегающих технологий, становятся примером для других государств, стремящихся к экономии и рациональному использованию энергоресурсов.
Опыт Дании активно используется многими европейскими странами, Китаем и США. При этом в соответствующей директиве ЕС такие направления датской энергетической стратегии, как повышение эффективности использования энергии (при производстве и на этапах конечного использования), внедрение энергосберегающей техники, технологий, материалов; масштабное использование новых и возобновляемых источников энергии признаны общеприменимыми для стратегий модернизации ТЭК всех стран Европейского содружества.
Сейчас в мире все больше внимания уделяется разработке и производству альтернативного топлива. Одним из видов альтернативного топлива являются топливные пеллеты. Их получают из древесных отходов и отходов сельского хозяйства: кора, опилки, щепа, солома, лузга и т. Преимущество такого топлива — большая теплотворность по сравнению с дровами или щепой, увеличивают КПД котельных, это экологически чистое топливо, менее подверженное самовоспламенению.
Другим вариантом альтернативного топлива можно назвать ДМЭ (диметиловый эфир). Он обладает рядом достоинств: выхлопы дизеля, работающего на ДМЭ в шесть раз меньше стандарта EURO-4, в четыре раз меньше по выбросам твердых частиц и углеводородам, ДМЭ как химическое вещество намного безвреднее дизтоплива и бензина. Сырьем для его производства может служить природный газ, уголь, биогаз, древесные отходы. Производство ДМЭ в мире постоянно растет. В Швеции и Дании общественный транспорт переведен на ДМЭ.
энергосбережение законодательный европа альтернативный
Ввиду ограниченных запасов энергетических ресурсов многие страны Западной Европы активно внедряют технологии, способствующие сокращению их потребления, проводят исследовательскую работу, направленную на поиск альтернативных источников энергии и сохранения имеющихся природных богатств.
Важно заметить, что в этих странах, деятельность органов власти по формированию и реализации политики в сфере энергосбережения можно оценить как успешный перевод основных направлений работ от формирования идеологии и нормативно-правовых положений в сферу практической деятельности, последовательной поэтапной отработки технологии «реального энергосбережения».
Директива Европейского Союза по энергетическим характеристикам зданий (EPBD)
Информационный портал «Энергетика, энергосбережение, экология» (energ. net. ru)
Статья «Мировой опыт энергосбережения», автор Громова У.
Размещено на Allbest
Изучение основных аспектов деятельности государства по повышению энергоэффективности. Анализ внедрения энергосберегающих технологий в Австрии, Германии и Норвегии. Генерация энергии из канализационных стоков, солнечных панелей и ветряных электростанций.
Энергосбережение в странах Западной Европы
Исполнитель: Васильева Л.
Энергосбережение в Австрии
Энергосбережение в Норвегии
Быстрый рост населения нашей планеты, требований к качеству жизни в условиях дефицита природных ресурсов (земли и воды) и традиционных видов органического топлива (угля, нефти, газа), ужесточение требований по охране окружающей среды выдвигают на первый план проблему эффективного использования энергии.
В настоящее время ежегодно расходуемая всеми странами мира энергия, получаемая из всех доступных источников, составляет 0,1% от возможных для использования запасов угля, природного газа и нефти, вместе взятых. Но потребление энергетических ресурсов всех видов быстро растет. В конце XIX в. появились первые автомобили.
Их было несколько сот, и бензина им требовалось меньше сотни тонн в день. А сегодня только для легковых автомобилей нужен миллион тонн в сутки. Сколько же нужно добыть и переработать нефти! Чтобы добыть руду, выплавить металл, построить дом, сделать любую вещь, нужно затратить энергию.
Получить энергию, пригодную для использования, можно только за счет ее преобразования из других форм. Вечные двигатели невозможны. Четыре из каждых пяти произведенных сегодня киловатт-часов энергии получаются в принципе тем же способом, которым пользовался первобытный человек для согревания, то есть сжиганием топлива, использованием запасенной в нем химической энергии, которая затем преобразуется в электрическую энергию на современных электростанциях.
Конечно, способы сжигания топлива стали намного совершеннее, но главное сохранилось: в топки тепловых электростанций уходит более 30% добываемого в мире топлива, и лишь около трети его идет на получение электроэнергии.
Остальная, большая часть энергии, запасенной в топливе, безвозвратно теряется. Запасы органического топлива: нефти, газа и угля наиболее популярных в современной энергетике, весьма ограничены. Рано или поздно они будут исчерпаны.
Поэтому в мире очень остро стоит проблема эффективного использования и потребления энергии.
энергосберегающий солнечный ветряной
Энергосбережение — это технологии и уклад жизни, которые помогают нам уменьшить потребление энергии за счет её рационального использования.
В более узком смысле, энергосбережение подразумевает ведение экологически-дружественного образа жизни за счет использования новых технологий, которые помогают сэкономить наши с вами деньги и природные ресурсы нашей планеты.
Состояние экономики любых государств и жизненный уровень населения во многом определяются наличием запасов топливно-энергетических ресурсов и эффективностью их использования. Для государств, экономика которых базируется преимущественно на импорте энергоресурсов, именно эффективность использования является одним из определяющих факторов производства конкурентоспособной продукции.
В индустриально развитых странах в отличие от прежней ориентации на крупномасштабное наращивание производства энергетических ресурсов высшим приоритетом энергетической стратегии является повышение эффективности энергопользования у потребителей, т. энергосбережение. Во многих странах разработаны национальные целевые программы экономии использования топливно-энергетических ресурсов, которые охватывают обширный комплекс мероприятий по совершенствованию структуры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлечению полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, контролю и учету энергопотребления.
Так как в государствах Западной Европы преобладают рыночные отношения, то и в вопросах совершенствования энергоэффективности, как правило, стараются избегать правового регулирования, отдавая предпочтение информационным программам и программам, повышающим уровень технической осведомленности, весьма осторожно используя нормативное регулирование.
Большее значение имеют просветительские методы. Формирование потребительской культуры должно быть основано на бережном энергопотреблении и приоритете энергосберегающих технологий.
Австрия — государство в Центральной Европе. Население — 8,46 миллиона человек. Столица — Вена. Площадь страны 83 871 кмІ. Австрия — развитая индустриально-аграрная страна. Она относится к числу наиболее развитых государств Европы.
С 1980 г. в Австрии действуют новые строительные требования к теплоизоляции. С учетом этих и около десятка других нормативных актов ведутся расчеты по потреблению. К примеру, местные домашние хозяйства тратят на отопление жилья и горячую воду ежегодно около 2,5 млрд евро (около 100 млрд руб. — прим. ред). С учетом дополнительной потребности еще 1,5 млрд евро. В целом на это тратится около 4,5% бюджета хозяйств. Все скрупулезно просчитав, австрийцы знают, как сэкономить в длинной цепи от производителя к потребителю.
В Австрии считают, что, использовать твердое топливо (полезные ископаемые) не выгодно, поэтому его постепенно перестали использовать, начиная с 2003 г.
Сдают свои позиции и дрова, но не окончательно, т. известно, что в стране имеется 450 тыс. печей. Но если будет принято решение перевести их на газ, изменится весь рынок отопительных приборов. Все это тоже просчитано, вплоть до учета повышения цен на газ. Довольно интересны расчеты по потреблению электроэнергии в промышленности. Они такие же очень тщательные, как и в жилищном секторе.
Статистика свидетельствует — австрийская промышленность, которая дает около 24% валового национального продукта страны, потребляет немногим более 30% электроэнергии (это частица от общего конечного объема потребления). Поскольку большинство австрийских предприятий по местным и европейским меркам являются средними и мелкими, у них не хватает ни сил, ни средств для энергосбережения, это берет на себя государство. В стране есть целая структура организаций, осуществляющих помощь в вопросах энергосбережения и энергоэффективности.
К примеру, Палата экономики Австрии со своей региональной сетью во всех девяти федеральных землях, Ассоциация отраслей промышленности, Австрийская ассоциация потребителей, Австрийское агентство по эффективному использованию энергии, которое разрабатывает методы и средства повышения энергоэффективности в промышленности. Не стоят в стороне и министерства, другие властные структуры, предоставляя разные услуги или же финансируя работы по энергосбережению.
Кроме того, государство через специальный банк финансирования коммунальных экологических инвестиций и консалтинговых проектов выделяет федеральные субсидии. Эти средства распределяются по нескольким направлениям: предприятиям на охрану окружающей среды и энергосбережение (25%), инвестиции для оборудования ТЭЦ (от 10 до 20%), гранты на улучшение тепловых характеристик старых домов (25-30%).
Так всем австрийским миром, при самой активной поддержке законопослушного и рачительного общества, в стране достигли такой экономии энергоресурсов, что ее опыт стал международным достоянием.
Германия — государство в Западной Европе. Промышленно развитая страна с высокой плотностью населения, а природные запасы энергоносителей у нее ограничены и добыча их весьма затратна. Планомерные действия по экономии энергии начались в период нефтяных кризисов 70-х годов (однако и до того энергии никогда не было в избытке). Эти первые меры нельзя назвать системными, однако даже благодаря им удалось добиться многого.
В период с 1990 по 2006 год энергоэффективность росла почти на 2 % ежегодно, и сейчас Германия тратит менее 7 ГДж на производство 1 тыс. евро ВВП. А значит, по энергоэффективности может считаться одной из ведущих мировых держав. Особое внимание здесь всегда обращали на промышленные предприятия и здания, ведь именно они потребляют львиную долю энергии. В середине последнего десятилетия XX века Европа перешла на единое законодательство в области энергоэффективности (национальные нормы каждого участника должны соответствовать законодательству ЕС). И только в 2007 году произошел переход к системным мерам в этой сфере.
После конфликта России с Украиной, где Германия не осталась в стороне ситуация в общих чертах такова: немцы не скрывают, что чем больше «Газпром» зарабатывает в Германии, тем больше они стараются экономить.
Импортируемое топливо в энергобалансе Германии занимает более 80 %. А ситуацию с поставками газа из России и Средней Азии в последние годы никак нельзя назвать стабильной. Другие же поставщики газа — Норвегия и Голландия — не в состоянии покрыть потребностей Германии.
Как-то на одной из тематических конференций премьер-министр России Владимир Путин пошутил: что, мол, немцы, газ кончится — дровами топить будете? Особый же колорит этой шутке придает то, что дрова, по мнению немецких энергетиков, — весьма перспективное топливо. Древесина экологична, «нейтральна» с точки зрения выбросов углекислого газа (сколько дерево поглотило, пока росло, столько и отдаст, когда его сожгут) и к тому же полностью возобновляема. Энергоустановки на деревянной щепе (woodchip power plants) тепло от сжигания древесины используют наиболее полно, вырабатывая электроэнергию и тепло для отопления.
Щепа — отходы деятельности любого деревообрабатывающего предприятия, а значит, для ее получения не нужна специальная инфраструктура. Поэтому перевод отопления в Германии «на дрова» — не такая уж шутка: ТЭЦ на щепе, хоть и нечасто, можно встретить уже сейчас. Учитывая же динамику цен на углеводороды, можно предположить, что совокупная мощность таких установок с каждым годом будет расти.
Грамотное обращение с отходами вообще очень характерно для Германии. Даже контейнеры для бытового мусора там разные для разных видов отходов. Такой подход обеспечивает первичную селекцию отходов и существенно облегчает дальнейшую утилизацию.
Канализационные стоки в Германии используются с пользой — для генерации энергии. Из стоков извлекается так называемый биогаз, использование, которого уже сейчас дает 1,3 % электроэнергии в стране. Переработка незначительных объемов стоков не выглядит эффективной, но мощность каждого четвертого очистного предприятия Германии предусматривает утилизацию отходов более чем 10 тысяч человек. На таких сооружениях вполне можно построить блочные ТЭС, что, по ряду оценок, позволит увеличить объем электроэнергии, вырабатываемой с помощью биогаза, в два-три раза.
Большая часть альтернативных генерирующих мощностей в Германии — это фотоэлектрические батареи и ветряные электростанции, расположенные на суше и на море. Солнечные панели сегодня может себе позволить любой владелец небольшой недвижимости — благодаря государственным субсидиям (которые стали возможны из-за роста потребительских цен на электроэнергию).
Рост частных генерирующих мощностей поддерживается еще и тем, что любой владелец солнечной батареи или ветрогенератора может выступить продавцом электроэнергии на относительно свободном рынке. На практике это означает, что «зеленое» электричество можно сдать в сеть и получить за это деньги, поэтому рост «зеленых» генерирующих мощностей в Германии идет со скоростью взрыва.
Королевство Норвемгия, Норвемгия — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих к Скандинавскому полуострову мелких островов. Численность населения Норвегии — около 5 миллионов человек, это одна из наименее населённых стран Европы.
Разработка программ по энергоэффективности в Норвегии началась в конце 1970-х гг. с подготовки нескольких планов, представляемых в виде отчетов в Норвежский Парламент (Планы по энергоэффективности). 1990-е годы можно описать как период корректировки программ по энергоэффективности с учетом либерализации рынка электроэнергии, произошедшей в Норвегии в 1991-1992 гг.
Период после 2000 г. можно описать как период реорганизации правительственных структур в более узконаправленные (целевые) учреждения и постановку целей по развитию возобновляемой энергетики. Таким образом, норвежский опыт можно охарактеризовать как процесс обеспечения энергоэффективности с учетом всех аспектов либерализованных рынков, целевого планирования и защиты окружающей среды.
Главным принципом в области электроэнергетики в Норвегии с конца 1980-х гг. является то, что цены на электроэнергию должны отражать ее рыночную стоимость, аналогично принципу либерализации энергетического рынка в России. Высокие цены на электроэнергию, отражающие ее реальную стоимость, сделают инвестиции в сектор энергоэффективности более рентабельными, в то время как низкие цены делают их менее прибыльными.
В Норвегии также уделяется большое внимание вопросам эффективности энергоемких отраслей промышленности (производство алюминия, ферросплавов) и сокращения объемов использования электроэнергии для бытового отопления, создаются программы инвестиционной поддержки в отношении особых демонстрационных и опытных проектов. Уже много лет введены образовательные программы по совершенствованию навыков реализации программ по повышению энергоэффективности и развитию технологий в организациях, отвечающих за эксплуатацию зданий.
В последние годы энергетическая отрасль в Европейском союзе переживает непростые времена. Поэтому Европейским союзом был разработан план действий «20-20-20», одной из ключевых задач которого является сокращение энергопотребления на 20%. В целом он направлен на достижения разумного, уверенного и полноценного экономического роста стран ЕС. Помимо экономии энергии, которую мы можем получить, это будет положительное влияние не только на климат, но и сэкономит нам значительные денежные средства. Дело в том, что к 2020 году при снижении энергопотребления мы сможем сэкономить до 100 млрд евро в год, а также повысить энергетическую безопасность ЕС, снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, повысить конкурентоспособность стран и предприятий. Это будет также стимулировать развитие тех отраслей промышленности, которые связаны с производством и внедрением энергоэффективных технологий. Сэкономленные от энергосбережения средства дают дополнительный потенциал для развития стран. Достижение такого потенциала потребует от нас изменения сознания в плане потребления энергии, ведь чтобы достичь значительного улучшения в вышеперечисленных вопросах Европе необходимо примерно в 2 раза снизить свое энергопотребление.
При внедрении мероприятий по энергосбережению и повышении энергетической эффективности стоит опираться на более чем сорокалетний зарубежный опыт, адаптируя механизмы к национальным условиям. Так, например, при субсидировании энергосбережения необходима реальная оценка полученного эффекта и контроль со стороны населения за проводимыми мероприятиями. Стоит отметить, что ни одно из энергоэффективных направлений невозможно реализовать без заинтересованности собственников жилых помещений, поэтому одним из первоочередных мероприятий должна стать информационная и просветительская работа среди населения о необходимости энергосбережения. Недостаток мотивации сдерживает энергосбережение в значительной степени. Также относительно невысокие тарифы значительно увеличивают сроки окупаемости энергосберегающих мероприятий. Необходимо преодолеть обозначенные барьеры, что позволить улучшить как экономическую, так и экологическую ситуацию в нашей стране.
Современный стратегический принцип экономии энергетических ресурсов может быть сформулирован так: общество на целом ряде кризисных ситуаций прочувствовало, что энергоресурсы имеют критическое значение не только для поддержания и улучшения качества жизни, но и для обеспечения независимости и безопасности страны. И ввиду ограниченных запасов энергетических ресурсов многие страны Западной Европы активно внедряют технологии, способствующие сокращению их потребления, проводят исследовательскую работу, направленную на поиск альтернативных источников энергии и сохранения имеющихся природных богатств.
Рис. Степень возможного нормативно-правового регулирования эффективности,%
Как видно из диаграммы, областью с самым высоким уровнем правового регулирования является транспортный сектор. Это связано с большим числом потребителей, влиянием характера вождения на расход топлива, а также немаловажной ролью производителей машин, улучшающих их экономические показатели использования топлива. Второе место по количеству нормативов занимает строительство. Очевидно, что нормативы наиболее часто применяются в тех областях, в которых сосредоточено большое число пользователей энергии, и каждый из них потребляет умеренное количество энергии.
Регулирование энергосбережения с помощью общих мероприятий. Во многих странах законодательные рамки позволяют обеспечить основным мероприятиям по повышению энергоэффективности легитимный характер. Это особенно важно в тех случаях, когда устанавливаются специальные налоговые стимулы или субсидии, которые, естественно, должны согласовываться с законом о налогообложении. В других же странах приходится ограничиваться лишь приданием планам по энергосбережению статуса национальных программ.
Ряд государств ввели обязательное требование назначения менеджера по энергетике. Он разрабатывает годовые планы по повышению энергоэффективности и несет личную ответственность за их выполнение. Это, в первую очередь, касается крупных пользователей энергии. Выполнение этого требования открывает компании доступ к правительственным субсидиям на энергосбережение, как, например, происходит в Италии.
Если в стране существует субсидирование энергосберегающих мероприятий, то условия его получения устанавливаются законодательно, что зафиксировано в Законодательном Акте для дотаций. Такие Акты имеются в законодательстве 10 государств из 15 членов ЕС.
В ряде стран (также в 10 из 15) принят закон о налоговых льготах (стимулах). Он позволяет делать налоговые скидки на расходы по приобретению оборудования или услуги, ведущие к энергосбережению. Его часто применяют и для компенсации налогов отдельных граждан или коллективов. Некоторые программы предлагают компаниям выбор: платить налог за потребляемую энергию или произвести инвестиции в мероприятия, повышающие энергоэффективность. Детали применения налоговых льгот оговариваются в законодательстве.
В ряде стран, таких, как Бельгия, Дания, Франция, создан, так называемый, Возобновляемый фонд. Он представляет собой государственный фонд по выдаче займов для инвестирования в энергосберегающие мероприятия. Фонд функционирует на возвратной основе, что делает его постоянно действующим и хозрасчетным. Как правило, установленная фондом процентная ставка ниже, чем при обычных коммерческих условиях, что равносильно льготному кредиту. Однако, по оценкам экспертов, Возобновляемый фонд достаточно дорого обходится правительству. Поэтому в качестве альтернативы ему в ряде стран, таких, как Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, применяется ускоренная норма амортизации. Она представляет собой право, предоставляемое доходным предприятиям списывать инвестиции в проекты по энергоэффективности быстрее, чем другие капиталовложения, что дает возможность снизить за короткий срок налоговую задолженность.
В Австрии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Нидерландах под рубрикой общих мероприятий применяется правовое (нормативное) регулирование энергетического менеджмента спроса коммунальных хозяйств. Оно состоит в том, что следуя программе энергетического менеджмента спроса, использующей методы планирования энергообеспечения по наименьшим затратам, производитель энергии более заинтересован отдать часть своей прибыли на финансирование энергосберегающих мероприятий у потребителя, а не на строительство новых генерирующих мощностей. Поскольку большинство национальных поставщиков энергии находится в собственности государства, то государство перед финансированием подобных схем должно утвердить затраты и прибыль от реализации программы и форму правового регулирования расходов.
В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии (Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) значительная часть энергосберегающих мероприятий финансируется самим государством, которое чаще всего само устанавливает энергетическое оборудование, соответствующее непромышленной сфере, выделяет владельцам жилых домов целевые беспроцентные ссуды или субсидии на перестройку зданий и приобретение материалов в соответствии с существующими стандартами и рекомендациями специалистов.
Правительство Тайваня предоставляет промышленным предприятиям низкопроцентные кредиты на приобретение энергосберегающего оборудования внутри страны и за рубежом.
В некоторых странах (Великобритания, США, Италия) в последние 10-15 лет предприняты шаги по регулируемой законом демонополизации деятельности электроэнергетических компаний путем постепенного вовлечения в рынок производства электроэнергии новых энергопроизводящих фирм, а также организации рынка по экономии электроэнергии как альтернативы увеличению ее производства. Организация рынка услуг по реализации энергосбережения в регионе вынуждает энергосберегающие компании заниматься вопросами энергосбережения у потребителя. Ряд компаний в этих странах идут на поддержку энергосбережения у промышленного производителя, так как это ведет к экономическому оздоровлению обслуживающего региона, росту производства и соответствующему увеличению потребления электроэнергии.
Регулирование энергосбережения в промышленности. Немногие государства Западной Европы идут по пути установки нормативов, непосредственно относящихся к промышленности. Причиной непопулярности введения нормативов для промышленности является то, что промышленность располагает достаточным количеством финансовых средств, высокой технической квалификацией персонала, стремлением к максимальным доходам. Другими словами, в промышленном секторе достаточно собственных внутренних стимулов, порожденных конкуренцией на рынках, принуждающих производить менее энергоемкую, а следовательно более конкурентоспособную продукцию, а значит м активно осуществлять политику энергосбережения.
Тем не менее, в некоторых странах все же используются мероприятия, стимулирующие повышение энергоэффективности в промышленности. К их числу относятся следующие:
· В ряде государств применяются обязательные энергетические аудиты. В отраслях с большим потреблением энергии такие аудиты проводятся на регулярной основе и их предписания обязательны к исполнению. Энергетические аудиты являются необходимым условием для выделения правительственных субсидий или другой помощи в осуществлении мероприятий по энергосбережению;
· В Италии, Франции, Нидерландах, Португалии существует требование составления энергетических планов крупными промышленными предприятиями с указанием намечаемых мероприятий по повышению энергоэффективности, а также выполнения отчетов по использованию энергии в течение года и деятельности, направленной на уменьшение энергопотребления;
· В Германии, Греции и Франции применяются стандарты для камер сгорания топлива. Очевидно, роль этого стандарта особенно велика там, где эксплуатируются парогенераторы или установки по выработке технологического тепла. Очень редки в Западной Европе энергетические стандарты на оборудование. Они охватывают двигатели, насосы, вентиляторы и компрессоры;
· Для стимулирования совместной выработки тепла и электрической энергии используются такие мероприятия, как благоприятный ценовой режим, денежные дотации, когда часть капиталовложений обеспечивается правительством. Правда, существуют они в странах, составляющих менее половины от входящих в ЕС.
Управление энергосбережением в строительстве. Строительство — одна из сфер хозяйственной деятельности, где широко применяется нормативное регулирование. Самыми распространенными из всех используемых нормативов являются нормативные сопротивления теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны гарантировать теплопотери ниже максимально допустимого уровня при проектировании и строительстве новых зданий. В некоторых случаях национальные кодексы применяются также к работам по реабилитации существующих зданий.
Кроме того, функционирует нормативное регулирование эффективности приборов, которое применяется по отношению к отопительному оборудованию, водогрейным системам, а также к холодильникам, стиральным и моечным машинам и другим видам домашнего оборудования. Законодательные акты, закрепляющие эти нормативы могут либо запретить продажу приборов, у которых энергетические характеристики ниже определенного уровня, либо потребовать соответствующей маркировки, информирующей покупателей об энергопотреблении. Стандарты на приборы и правила маркировки также оговорены законодательными актами.
В Австрии и Германии введено измерение потребления тепловой энергии отдельными жилыми домами. Учет тепловой энергии, потребляемой жилым домом, входящим в систему централизованного теплоснабжения, предполагает выявление фактической стоимости потребленной тепловой энергии. И, если счета за энергию, основанные на измеренном потреблении, являются предпосылкой к действенной работе по энергосбережению, то необходимо и эффективное средство регулирования количества потребляемой энергии.
Управление энергосбережением на транспорте. Транспорт является наиболее нормативно регулируемой сферой. Самым распространенным инструментом влияния на конъюнктуру последней служат высокие налоги на топливо для двигателей. Цены на топливо влияют на решение потребителей о выборе автомобиля, а это, в свою очередь, ориентирует производителей на выпуск тех или иных типов машин. Например, в Италии существуют высокие налоги и цены на бензин, и, как следствие, один из самых эффективных, с точки зрения потребления топлива, автомобильных парков Европы. Однако, многие правительства используют налогообложение на топливо не столько для стимулирования эффективности его использования, сколько для пополнения своего бюджета.
Директива ЕС требует ежегодной проверки состояния транспортных средств, в том числе и определения характеристик выбросов. В некоторых случаях национальные требования включают и оценку качества и эффективности использования топлива.
Некоторые европейские правительства в 1980-е годы заключили добровольные соглашения с производителями транспортных средств по повышению эффективности новых автомобилей. В этой связи были достигнуты плановые показатели. Однако, нельзя исключать и того, что факторы внешнего рынка привели бы к аналогичному же результату, даже при отсутствии подобных соглашений.
В ряде европейских государств в течение ограниченных периодов времени применялись субсидии или налоговые скидки для замены транспортных средств. Иногда эти стимулы использовались для ускорения внедрения каталитических нейтрализаторов.
В каждой стране существует ограничение скорости практически для всех видов дорог. Прежде всего, оно мотивируется соображениями безопасности, но вместе с тем приносит дополнительную пользу — экономию топлива.
Такие инструменты, как налоги на покупку и импорт машин, а также ежегодная пошлина на автомобили, безусловно, являются средством увеличения годового дохода. Тем не менее, они также часто разрабатываются для того, чтобы стимулировать спрос потребителя на машины с более высокоэффективным использованием топлива. Поэтому можно сказать, что структура налогообложения влияет и на производителей автомобилей.
Греция ввела налоговую скидку на новые небольшие автомобили с низким уровнем выброса; а для получения налоговой скидки требовалось вывести из обращения старый автомобиль.
Во Франции и Италии действует такой инструмент, как возрастающий налог на добавленную стоимость (то есть повышенный показатель для объема двигателя, превышающего определенный уровень), который, с точки зрения энергоэффективности, благоприятно влияет на размер транспортного средства. У транспортных средств на дизельном топливе расход топлива ниже, чем у транспортных средств на бензине, особенно в городском режиме. Поэтому применение дифференцированного налогообложения для бензина и дизельного топлива привело к большему распространению дизельных машин в Европе, что особенно заметно во Франции и Великобритании. Более низкие цены на дизельные автомобили также благоприятствуют им по сравнению с машинами на бензине.
С целью преодоления информационного барьера на пути к энергосбережению используется маркировка новых автомобилей по расходу топлива и распространение сведений о потреблении топлива. В Великобритании такая маркировка является обязательным требованием, в то время, как в других государствах принят добровольный порядок классификации.
В некоторых европейских государствах при прохождении экзамена для получения водительских прав существует проверка качества вождения с позиций эффективного использования топлива. Это наиболее актуально для водителей автобусов и трактористов, поскольку регулярное наблюдение за потреблением топлива транспортным средством позволяет им контролировать их собственные показатели.
Регулирование внедрения возобновляемых источников энергии. Отсутствие в настоящее время на рынке многих технологий, основанных на использовании возобновляемой энергии, означает, что требуется определенная форма финансовой поддержки их развития. Поэтому во многих странах существуют нормативы, направленные на оказание такой поддержки.
Во многих западноевропейских странах довольно сильную поддержку имеет покупка электроэнергии от возобновляемых источников. Для этих целей предусматриваются ценовые стимулы, хотя методы их реализации различны в разных странах. Например, в Дании коммунальные предприятия обязаны покупать энергию от возобновляемых источников, а Великобритании существует требование, чтобы энергосистема покупала электроэнергию от возобновляемых источников энергии по фиксированным ценам.
Популярны также и другие стимулы. К примеру, в Англии, Италии и Нидерландах обеспечивается поддержка капитальных вложений в проекты по возобновляемым источникам энергии. Однако поддерживаются различные технологии. Так, в Австрии предпочтение отдается фотоэлектрической энергетике, в Нидерландах приоритетной считается энергия ветра. Германия оказывает поддержку в виде льготных займов, а Португалия снизила НДС на оборудование для возобновляемых источников энергии.
В большинстве промышленно развитых стран мира (США, Германия, Япония, Франция, Испания, Англия и др. ) существуют национальные программы развития нетрадиционной энергетики, предусматривающие в течение 5-10 предстоящих лет значительное расширение использования НВИЭ: до 2-5% (Дания, Голландия, США) и до 10-15% (Новая Зеландия, Австралия, Канада) общего потребления.
Наибольший интерес и распространение имеют установки, использующие солнечную энергию, энергию ветра и биомассы. Например, в США В 1990 г. из 3,6 млн. ГДж энергии, произведенной за счет солнечной радиации, 3,5 млн. Дж представляет собой низко потенциальное тепло, использованное для горячего водоснабжения. В Израиле в соответствии с законом, требующим, чтобы каждый дом был снабжен солнечной водонагревательной установкой, установлено около 800 тыс. солнечных установок, производящих 15 млн. ГДж энергии и обеспечивающих 70% потребности в горячей воде.
В последнее время в мире повысился интерес к установкам, непосредственно преобразующим солнечную радиацию в электроэнергию. В этом отношении интересен опыт Японии, где в настоящее время сооружается фотоэлектрическая установка (ФЭУ) мощностью 750 кВт. В США 90 энергетических компаний создали фотоэлектрическую группу, которая в течение ближайших 5 лет планирует ввести в эксплуатацию ФЭУ общей мощностью 47 кВт.
Ветроэнергетические установки (ВЭУ) достигли сегодня уровня коммерческой зрелости и в местах с благоприятными скоростями ветра могут конкурировать с традиционными источниками энергии. Так, в США установлено более 1,5 млн кВт ВЭУ, в Дании ВЭУ производят около 3% потребляемой страной энергии, велики мощности установленных ВЭУ в Швеции, Голландии и Германии.
В последнее время повысилось внимание к использованию биомассы в энергетических целях. Это вызвано тем, что использование растительной биомассы при условии ее непрерывного восстановления (новые лесные посадки после вырубки леса) не приводят к увеличению концентрации СО2 в атмосфере; созданные технологии позволяют использовать биомассу значительно более эффективно, чем раньше.