энергосбережение и энергоэффективность в строительстве и жкх

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ,

от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 11.07.2011 N 197-ФЗ,

от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ,

от 06.12.2011 N 402-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 12.12.2011 N 426-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 10.07.2012 N 109-ФЗ, от 25.12.2012 N 270-ФЗ,

от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 399-ФЗ, от 28.12.2013 N 401-ФЗ,

от 04.10.2014 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 339-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ,

от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ,

от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ,

от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 23.04.2018 N 107-ФЗ,

от 19.07.2018 N 221-ФЗ, от 29.07.2018 N 255-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ,

от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 26.07.2019 N 241-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Мы подготовили цикл статей на основе Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности в России, представленного Министерством экономического развития РФ.


В начале мы проведем обзор топливно-энергетических ресурсов нашей страны, что позволит понять, какие дополнительные объемы топлива поможет высвободить раскрытие энергосберегающего потенциала.

Структура производства

Первичная энергия в Российской Федерации состоит из нескольких источников, таких как природный газ, уголь, нефтепродукты, атомных и гидроэлектростанций и т.д. Основу, порядка 89% составляет углеводород. На возобновляемые источники и ядерное топливо приходится лишь 11%. Газ постепенно вытесняет остальные виды. Использование угля и нефти ежегодно сокращается на 3,5%. Первичная, наоборот, увеличивается на 1,9%.

С 2015 года ее объем прирастает приблизительно на 1,5% процента в год. Лидером является сегмент солнечных и ветровых электростанций. На данный момент проводится политика, благодаря которой планируется положительная динамика в течение ближайших 10 лет. Атомные станции ежегодно вырабатывают около 19%. В среднем выработка электроэнергии повышается на 1,2% в год, на ТЭС — на 0,7%, на ГЭС — на 3,3%, на АЭС — на 1,1% и на СЭС и СЭВ — на 13%.

Согласно полученным данным, выработка тепла в нашей стране в 2018 году составила свыше 850 тысяч гкал, что на 2,3% больше, чем в 2017 и на 0,6% — 2016. 80% использования ТЭР приходится на четыре крупнейших сектора российской экономики: теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, обеспечение населения, транспорт. Подобные данные практически не меняются с 2015 года.

Наименьшее количество потребляет бюджетный сектор. В указанном году он использовал лишь 3% от общего количества.

Более половины тепловой энергии, произведенной промышленными предприятиями, расходуется на отопление, технологические нужды, горячее водоснабжение. Холодные 2016 и 2018 год характеризовались приростом потребности на 5 и 2,7 миллиона т.у.т.

Инвестиции в энергосбережение

За год в рамках проведения мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности, было потрачено свыше 187 миллиардов рублей, что на 26% превышает цифры предыдущего года. Из государственного бюджета всех уровней было выделено более 60 миллиардов, из внебюджетных организаций — 127 миллиардов.

На сегодняшний момент увеличивается доля бюджетных инвестиций. На 50% сократилось привлечение сторонних инвесторов.

Государственная политика представлена следующими основными положениями:

  • Осуществление комплексных мер, ориентированных на улучшение энергоэффективности экономики.

  • Гарантия эффективности при закупке товаров и проведении работ муниципальных нужд.

  • Реформа системы исследований и учреждение института потребления энергоресурсов госучреждениями.

  • Вклад в внедрение информационной системы “Энергоэффективность”, цель которой — реализация потенциала сбережения, снижение энергоемкости ВВП.

  • Работа над  уже имеющимися технологиями и внедрением инноваций. Например, парогазовых установок, электрификации и газификации транспорта, разработка соответствующих конструкций зданий, применение теплоизоляционных материалов, систем управления освещением.

  • Доработка системы тарифообразования, предлагающей выгодные условия для потребителей.

  • Определение показателей эффективности для внутренней экономики в целом и по отдельным отраслям.

План реализации должен включаться в обновленную программу развития эффективности экономики России.

УДК 338.465

А.В. Мармоза

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Более 70 % общего потенциала энергосбережения страны сосредоточено в сфере ЖКХ. В своем Указе № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поставил конкретную задачу: к 2020 г. снизить потребление всех видов коммунальных ресурсов на 40 %. Задача по оптимизации энергозатрат и повышению энергоэффективности на предприятиях жилищного и коммунального хозяйства — глобальнейшая и ее решение не требует отлагательств. В связи с этим, одни из основных обсуждаемых вопросов сегодня — перспективы развития энергоэффективности ЖКХ и вопросы энергосервиса и привлечения инвестиций.

Энергоэффективность в ЖКХ — это обеспечение потребителей необходимой энергией при минимальных затратах на ее производство, транспорт и распределение. Уже при сегодняшних возможностях регионов можно значительно снизить темпы роста тарифов на энергию, минимизируя затраты для системы энергоснабжения в целом. Предоставляемые многочисленными организациями на рынке энергии и энергоресурсов услуги должны обязательно вписываться в энергетическую стратегию региона, города или района. Только в этом случае реализуемые проекты будут энергоэффективными, а темпы роста тарифов — минимальными. Беспорядочное же вложение средств в системы энергоснабжения приведет к противоположному и очень нежелательному результату.

Энергетическая стратегия региона, направленная на повышение эффективности в коммунальном секторе, может быть сформирована только при известных энергобалансах районов и городов, причем энергобалансы должны быть составлены для каждой системы энергоснабже-

ния, что и будет исходным пунктом для формирования стратегии энергоэффективности. Наиболее актуальны вопросы энергоэффективности в системах коммунального хозяйства [1].

В настоящее время текущая государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства направлена, с одной стороны, на ужесточение мер борьбы с неэффективным использованием энергетических ресурсов, с другой — на стимулирование программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

В Федеральном законе № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» законодательно закреплены основные нормативные механизмы и методы контроля и управления энергоэффективностью. Введены требования, обязательные для выполнения всеми энергоемкими предприятиями и участниками жилищно-коммунального рынка. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказания нерадивых и поощрения стремящихся к лучшим показателям.

Проблемным уровнем в обеспечении постоянно принимаемых программ по внедрению энергосберегающих технологий в коммунальное хозяйство является муниципальный уровень, на который возложены значительные полномочия по решению многих вопросов по существующему законодательству. Один из аспектов проблемы — разграничение собственности в отрасли, которая по факту и состоянию убыточна и до-тационна.

Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных программ социально-экономического развития регионов, в том числе региональных энергетических

4

Отраслевая экономика

Р

Субъекты федерации

Муниципалитеты

Бюджетные объекты

Приборы учета Данные о потреблении

Ответственный за энергосбережение

Цели Показатели Регламент

Программы

Отчеты Отклонения

Ответственный за энергосбережение

Цели Показатели Регламент

И V

Программы

Отчеты Отклонения

Ответственный за энергосбережение

Создаваемая система реализует эффективные

механизмы:

• планирования мероприятий

по энергосбережению

• мониторинга хода их реализации

• оценки

• эффективности

и выделения лучшего опыта

• прогнозирования и отчетности

Система вертикально интегрированная (от объектов к субъекту федерации)

Рис. 1. Система управления энергосбережением

программ. Единство всех элементов этого процесса предполагает планомерную организацию их выполнения с целью разработки и внедрения комплексной системы мер по экономии энергоресурсов. На рис. 1 представлена система управления энергосбережением.

На основании рассмотренных ранее существующих проблем в данной сфере мы можем определить основные барьеры, препятствующие повышению энергоэффективности в коммунальной отрасли. Все барьеры предположительно делим на четыре группы: недостаток мотивации, недостаток информации, недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег, недостаток организации и координации. Необходимые действия по их преодолению представлены на рис. 2.

Основанием для преодоления данных проблем должно стать структурирование факторов, препятствующих развитию системы, направленной на проведение энергоэффективного функционирования отрасли коммунального хозяйства.

Все перечисленные проблемы в полной мере можно решить при внедрении комплексной си-

стемы управления энергоэффективностью. В данном случае мы предлагаем руководствоваться следующими критериями:

— учитывать энергоресурсы в реальном масштабе времени и определять параметры, характеризующие состояние энергоресурсов и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени;

— контролировать состояние инфраструктуры, поддерживающей процессы производства, поставки и потребления энергоресурсов в реальном масштабе времени; определять параметры, характеризующие состояние всей энергетической инфраструктуры в целом и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени;

— использовать факторы, определяющие эффективность управления энергоресурсами;

— контролировать исполнение принятых решений;

— оценивать результат по факту реализации принятых решений [4].

Рис. 2. Структура преодоления барьеров, влияющих на развитие энергоэффективности ЖКХ

Проанализировав основные направления развития энергосбережения в жилищном фонде, мы пришли к тому, что необходимо выделить две основные сферы внедрения энергосберегающих технологий:

— система взаимодействия механизмов, направленная на повышение энергоэффективности в коммунальном секторе;

— система воздействий из внешней среды, влияющая на процесс энергосбережения коммунальных услуг в поселении.

Научный интерес нашей работы состоит в том, что при рассмотрении современных проблем по энергосбережению в коммунальном секторе выделена структура барьеров, влияющих на развитие энергоэффективности ЖКХ. Исследуя данную систему взаимодействия, мы

пришли к выводу о том, что необходимо внедрение механизмов взаимодействия, направленных на совместную работу высококвалифицированных инженеров и экспертов энергоаудиторов с эксплуатационным персоналом и специалистами заказчика непосредственно на объектах. Структурировав данные механизмы в систему взаимодействия, мы можем наглядно подтвердить направленность повышения энергоэффективности в коммунальном секторе (рис. 3).

Читайте также:  оборудование для энергосбережения и энергоэффективности

На основании предложенной нами системы можно говорить о том, что в повышении эффективности энергосбережения большое значение имеет не только внедрение нового оборудования, передовой технологии, совершенствование и модернизация существующего оборудования, широкое использование всех местных и вторичных

4

Отраслевая экономика

р

Рис. 3. Система взаимодействия механизмов, направленная на повышение энергоэффективности

в коммунальном секторе

ресурсов, но и правильно организованное управление энергопотреблением, т. е. энергоменеджмент и энергоаудит.

Таким образом, предложенные нами системы управления энергосбережением, систематизированной структуры барьеров, влияющих на

развитие энергоэффективности ЖКХ, и система взаимодействия механизмов, направленная на повышение энергоэффективности в коммунальном секторе, могут способствовать повышению энергоэффективноси в жилищно-коммунальном хозяйстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефремов, Ю.Г. Энергоэффективность в ЖКХ и снижение темпов роста тарифов на энергию [Текст] / Ю.Г. Ефремов, А.И. Кузьмичев, И.А. Лавин / Энергонадзор и энергоэффективность. — 2003. — № 3.

2. Лукашов, А.И. Региональные проблемы реализации государственной политики в сфере энергосбережения и развития энергетической инфраструктуры [Текст] / А.И. Лукашов // Строительство и жилищно-коммунальный комплекс: Энергоэффективность. Инвестиции. Инновации : межрег. науч.-практ. конф.

г. Ярославль, 21-22 сент. 2010 г. — С. 10-13.

3. Крупнов, Б. А. Теоретические основы теплога-зоснабжения и вентиляции [Электронный ресурс] : матер. Междунар. науч.-техн. конф. / Б.А. Крупнов. Москва, 23-25 ноября 2005 г. / [сайт, МГСУ]. — Режим доступа: http://tgv.mgsu.ru

4. Информационные технологии в управлении энергоэффективностью ЖКХ [Электронный ресурс] / Булатов Антон. — Режим доступа: http://www.nnit.ru/ news20/no85898/

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

5. Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

6. Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, по результатам проведенных проверок соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Библиографическое описание:


Москалёва, Е. Г. Проблемы и перспективы развития энергосбережения в российской строительной отрасли / Е. Г. Москалёва, Ю. А. Чегодайкина, М. А. Шукшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 585-587. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17125/ (дата обращения: 19.09.2022).

Читайте также:  энергоэффективность вебинары

В последнее время все более остро встает вопрос проблемы энергосбережения в связи с исчерпанием запасов топлива и повышением тарифов на тепловую и электрическую энергию. Одним из самых активных потребителей энергии в нашей стране является строительный комплекс. В данной статье рассмотрены проблемы энергосбережения в строительной отросли и предложены основные направления их решения.

Ключевые слова:строительный комплекс, технологии, энергетический ресурс, энергосбережение, энергоэффективность.

В настоящее время возрос спрос на энергоресурсы и повышения тарифов на них, а также произошло ухудшение экологии, сокращение запасов нефти, угля и газа — особое значение приобретают вопросы энергосбережения.

Энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). [1]

Проблема энергосбережения актуальна для всего мира. Разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий — это главная задача в современном мире. Сегодня большинство стран мира разрабатывают и реализуют стратегии повышения эффективности использования энергетических ресурсов.

Регулирование деятельности в сфере энергосбережения и стимулирования предприятий к внедрению энергоэффективных технологий в России отражается в Федеральном Законе № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Энергетический ресурс (или энергоресурс) — это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). [1]

В развитых странах на строительство (включая эксплуатацию) расходуется около половины всей энергии, в развивающихся странах — примерно треть, что связано с различными потребностями в быту, в частности наличием в развитых странах большего количества бытовой техники: холодильников, кондиционеров, СВЧ-печей, стиральных машин и т. п. В России на строительство тратится примерно 40–45 % всей вырабатываемой энергии, что делает энергосбережение в строительной отрасли чрезвычайно актуальным.

Энергосбережение в России активно развивается, появляются новые технологии энергосбережения, разработаны и выявлены основные направления энергосбережения, ведется внедрение и установка нового энергосберегающего оборудования, появились такие рыночные сферы как «энергосбережение бизнес» и «энергосбережение компании». Все это — новое в энергосбережении России, поэтому необходимо постоянное поддержание и стимулирование энергосбережения государством. [2, c. 427]

На сегодняшний день в России работа по энергосбережению в строительстве сталкивается со многими проблемами. В значительной степени это происходит потому, что Россия пытается за 2–3 года пройти тот путь, на который развитые страны затратили более 30 лет.

Одним из самых активных потребителей энергии в нашей стране является строительный комплекс. Возможностей экономии энергии в данной сфере великое множество, одним из таких являются энергосберегающие технологии в строительстве. [8, c. 461] Однако мероприятия по энергосбережению в строительстве является сложным и трудоемким процессом и сталкивается с такими проблемами, как:

—          федеральные законы, постановления правительства, необходимые подзаконные акты, по данному вопросу имеют многочисленные недоработки;

—          большинство региональных программ имеют неточности и необъективны из-за недостатка статистических данных, требуемых для определения показателей энергосбережения;

—          методики по составлению энергетических паспортов зданий и проведению энергетического аудита формальны и практически не оказывают влияния на реальный уровень энергосбережения в стране;

—          до сих пор нет собственной системы стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на энергосбережение. Их разработка потребует значительных средств и времени;

—          недоступность финансовых ресурсов, в т. ч. и в силу высоких процентных ставок по кредитам;

—          структура рынка, где основную роль играют крупные компании, незаинтересованные во внедрении новых энергосберегающих технологий;

—          новые технологии, направленные на энергосбережение, тяжело продвигаются из-за того, что продукция, изготавливаемая с их использованием, является более дорогой по сравнению с обычной;

—          фактически отсутствуют квалифицированные специалисты по энергосбережению, имеющие представление о новых энергоэффективных тенденциях и технологиях и умеющие с ними работать;

—          отсутствие эффективной системы мотивации и базы инновационных технологий и др. [3, с. 364]

В России нет понимания того, что решение проблемы сокращения энергетических затрат должно быть только комплексным, а улучшение отдельно взятого элемента не позволит кардинально снизить энергопотребление.

Существует большое количество разнообразных методов повышения рационального использования имеющихся энергетических ресурсов и мощностей. И чем раньше предприятие станет использовать энергосберегающие технологии, тем быстрее оно получит положительный эффект от этих мероприятий, который будет выражен в конкретных финансовых показателях.

В России за последние 20 лет налажен выпуск многих энергосберегающих конструкций и материалов, используемых в строительстве, в частности: практически с нуля создано производство современных светопрозрачных конструкций, объем выпуска которых превышает тот, что имеется в Германии, уступая только Китаю и США; запущены многие линии по выпуску теплоотражающих стекол; налажен массовый выпуск теплоизоляционных материалов; начато строительство завода по выпуску фотоэлектрических панелей; разработаны и производятся системы вентилируемых фасадов.

Однако в массовом строительстве, как правило, используются самые дешевые и, соответственно, наименее эффективные материалы. [4]

Для того, чтобы в России наиболее эффективно использовался процесс энергосбережения, необходимо ориентироваться на опыт зарубежных стран в области энергетической эффективности в строительстве. Исходя из этого, можно выделить следующие направления:

—          необходима разработка программы, аналогичной программе ЕС «20–20–20»;

—          опыт разработки зарубежных федеральных законов в области энергосбережения будет очень полезным при их применении в качестве рамочных показателей энергетической эффективности для отдельных элементов зданий и удельных тепловых нагрузок на здания различного назначения;

—          следует признать положительным зарубежный опыт энергоаудита существующих зданий и энергетической экспертизы проектов;

—          проводить совместную оценку возможности и целесообразности применения в российских климатических условиях новых (как российских, так и европейских) разработок и технологий;

—          осуществлять строительство энергоэффективных домов, в которых установлены металлопластиковые окна, стеклопакеты с использованием энергосберегающих стекол, а также внутренняя и наружная теплоизоляция стен. Такие дома позволяют существенно экономить средства на их эксплуатацию, так как имеют более высокие показатели по сохранению постоянной температуры в сравнении с классическими технологиями строительства;

—          подготовить критерии оценки энергетической эффективности проектов при строительстве новых и реконструкции существующих домов;

—          необходимо формирование органов, контролирующих выполнение застройщиками требований энергоэффективности, а также создание системы мониторинга эффективности внедрения энергосберегающих технологий. Помимо этого, требуется разработка мер персональной ответственности за несоблюдение застройщиками стандартов энергетической эффективности. [5]

На пути повышения энергоэффективности и энергосбережения в сфере строительства встречается достаточно много преград. Это недостаток мотивации, информации, финансовых ресурсов, организации и координации, навыков проектирования, контроля качества и соблюдения технологии строительства или реконструкции, опыта эксплуатации энергоэффективных зданий. [7, с.339]

Для реализации политики повышения энергоэффективности и энергосбережения требуются значительные финансовые, организационные и информационные ресурсы, в том числе и бюджетные. В России существенно меньше осуществляют вложения средств на повышение энергоэффективности, чем США, ЕС и Китай. [6]

Таким образом, потенциал энергосбережения в России огромен, и это обусловлено не только масштабами страны. Нам необходимо выработать культуру и понимание бережного отношения к своим ресурсам, а также осознать, что энергосбережение — не только выгодно, но экономически просто необходимо. С одной стороны, это повышает конкурентоспособность российского бизнеса, снижая его издержки, с другой — огромный потенциал для развития новых энергосберегающих технологий. Однако для достижения такого результата необходимы длительные совместные усилия ученых, архитекторов, проектировщиков, специалистов по теплоснабжению, энергетиков, специалистов строительной индустрии, руководителей строительных комплексов и ЖКУ, шаг за шагом последовательно каждый на своем участке повышающие энергетическую эффективность строительного комплекса.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // «Гарант»: справ.- правовая система.

2.                  Аверина О. И., Москалёва Е. Г., Морозкина Т. С. Критерии оценки энергетической эффективности // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 427–429.

3.                  Анализ реализации приоритетного направления развития «Энергосбережение и новые технологии» на примере Республики Мордовия / Е. Г. Москалева, А. А. Ганина// Экономика и социум. — 2014. –№ 1–1 (10). — С. 363–366.

4.                  Москалева Е. Г., Дергунова Е. О. Стратегия управления эффективным ресурсопотреблением// Экономика и социум. 2015. № 1 (14). — http://www.iupr.ru

5.                  Воробьева Т. С., Москалева Е. Г. Энергетический менеджмент как одно из направлений повышения уровня энергоэффективности Российской экономики // Экономика и социум. 2015. № 1 (14). — http://www.iupr.ru

6.                  Логинова Е. В., Москалева Е. Г. Влияние мероприятий по энергосбережению на финансовые результаты предприятия // Экономика и социум. 2015. № 1 (14). — http://www.iupr.ru

7.                  Москалева Е. Г., Малышева О. О. Технологии энергосбережения — залог устойчивого развития Республики Мордовия // «Экономика и социум». — 2014.– № 1–2(10). — С. 339–342.

8.                  Энергосбережение как фактор устойчивого развития Республики Мордовия / Е. Г. Москалёва, Н. А. Гришунина // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 461–464.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, энергетическая эффективность, энергосбережение, Проблема энергосбережения, строительный комплекс, строительство, активный потребитель энергии, Китай, США, энергетический ресурс.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом, энергоэффективность, энергосбережение.

В настоящее время вопрос об экономии ресурсов является злободневным. Жилой фонд России условно можно разделить на жилье старого фонда (постройки до 1999 года) и новостройки (дома, построенные после 2000 года) [1]. Жилье старого фонда в большинстве случаев не соответствует требованиям современности к энергосбережению и энергоэффективности. Данную проблему связывают с возведением домов по устаревшим нормам строительства. Неоспоримым фактом является то, что современная новостройка потребляет до 70 % меньше ресурсов (тепловой энергии, электричества и другие ресурсы), чем аналогичное здание, построенное до 1999 года.

Учитывая описанное выше, перед управляющими компаниями на сегодняшний день стоят следующие задачи: повышение энергоэффективности и, учитывая, год постройки старого фонда, проведение капитального ремонта для приведения в соответствие стандартам характеристик дома, как проектных, так и касательно потребляемых ресурсов.

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ часть 6–10 Статья 11 [2], многоквартирный жилой дом не получит разрешения на ввод при несоответствии требованиям энергетической эффективности и при отсутствии оснащенности приборами учета ресурсов. Соответственно, управляющим компаниям предписано разрабатывать и внедрять мероприятия по энергосбережению. Начиная с 2008–2009 годов, было создано множество нормативных актов и приказов по внедрению мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Данные мероприятия в рамках капитального ремонта могли бы способствовать повышению цен и наличию спроса на покупку вторичного жилья, помогли бы экономить жителям многоквартирных домов при оплате коммунальных услуг, предотвратили бы истощение ресурсов, остановили бы повышение цен на энергоносители и восстановили бы экологию. Следует отметить, что закон, в большей степени, носил рекомендательный характер. Энергосбережению и повышению энергоэффективности уделялось мало внимания, и было мало практического применения и примеров. Долгое время не было ясного понимания, как действовать согласно новым правилам. Но в силу вступило постановление Правительства РФ № 275 об изменениях первоочередных требований к энергоэффективности зданий [1]. Появился приказ Минстроя РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» [2]. Жилищные комитеты на регулярной основе запрашивают от администраций районов Санкт-Петербурга, жилищных агентств Санкт-Петербурга, управляющих компаний информацию и отчеты о принятии обязательных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Разработаны планы по комплексу принятых мер на ближайшие годы. Комитеты ведут проверку домов на: оснащенность коллективными приборами учета тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии, приборами (ручными либо автоматическими), регулирующими температуру горячей воды, теплопотребление. Проверяют: наличие энергоэффективных осветительных приборов, обеспечивающих автоматику освещения в местах общего пользования (лестницы, лифтовые холлы, тамбуры), утепление стенок вентканалов со стороны чердачных помещений, герметизацию стыков, применение теплоизоляционных прокладок при ремонте стеновых панелей, утепление дверных блоков при входе в подъезды, на переходных балконы, на черные лестницы. Касательно дверей проверяется наличие установленных доводчиков или иной системы автоматизированного способа закрывания дверей, способствующей сохранению тепла и продлению срока службы двери.

Читайте также:  Западный порт класс энергоэффективности

Для развития коммунальной инфраструктуры и энергосбережения комитеты запрашивают объемы потребления ресурсов (тепловых, электрических, воды), удельный расход ресурсов, площади домов, количество зарегистрированных и проживающих жителей.

Администрации города проводят многочисленные конкурсы для управляющих компаний, товариществ собственников жилья, региональных операторов капитального ремонта для зарождения стимула и мотивации у вышеупомянутых на региональном уровне к реализации проектов по повышению энергоэффективности и для распространения положительного опыта как в отдельных городах, так и в целом в России.

Санкт-Петербург является лидером по зарождающемуся строительству энергоэффективного жилья. В Петербурге и Ленинградской области около 30 % жилых комплексов, имеющих российский стандарт повышения энергоэффективности GREEN ZOOM [3, с.156]. В рамках указанного стандарта в строительстве новых многоквартирных жилых домов применяются: экономящие энергию источники света, тепловой контур, разрабатываются целые системы по учету ресурсов.

Одним из способов по экономии ресурсов является застекление лоджий и балконов здания, а также увеличение оконных проемов в виде частичного демонтажа подоконных зон у оконных проемов с последующей установкой оконного заполнения в пол. Дополнительное остекление балконов и лоджий поспособствует уменьшению общей теплопотери дома в целом. Уменьшение потребляемого количества кВт тепла улучшит экономические показатели здания. Увеличенные оконные проемы уменьшат количество необходимой для использования электроэнергии на искусственное освещение за счет большего попадания светового потока в квартиру. Следует отметить также, что увеличение оконных проемов облагородит общий вид интерьера квартиры, поднимет эпидемиологическое благополучие жильцов дома. Солнечный свет оказывает позитивное влияние на психическое состояние людей, улучшает здоровье, среди прочих помогает поддерживать нормальное кровяное давление, обмен веществ и эндокринную систему, обеспечивает хорошее самочувствие. Это происходит, в частности потому, что солнечный свет способствует секреции эндорфинов, гормонов счастья. Именно поэтому в квартирах, освещенных естественным светом, ощущается прилив сил, улучшается настроение и увеличивается энергия и мотивация, повышается производительность труда. Увеличение естественного освещения помещений снижает подавленное настроение, которое проявляется в осенне-зимние месяцы. Продолжительность инсоляции для жилых помещений в соответствии с санитарными нормами и правилами должна составлять не менее двух часов в день для достаточного бактерицидного эффекта. Комплексное остекление лоджий, балконов и увеличение оконных проемов осовременивает фасад здания, улучшает внешний вид благодаря единому архитектурному решению, вследствие чего увеличивает стоимость объекта на 5–15 % [8].

Следующим способом экономии ресурсов можно считать внедрение автоматизированной системы, которая включает себя: отслеживание в реальном времени на несанкционированные подключения, автоматический сбор показаний приборов учета, разработка алгоритма, позволяющего включать светильники при заранее заданных условиях (согласно времени заката и восхода солнца). В некоторых городах России данная практика получила активное применение и позволила уменьшить расходы муниципального бюджета, экономить ресурсы, продлить срок службы оборудования, а также практически полностью исключить влияние человеческого фактора.

На сегодняшний день все большее распространение получают энергосервисные договоры. Энергосервисный договор подразумевает привлечение внебюджетных источников средств для финансирования реализации мероприятий по энергосбережению. Вложенные средства будут возвращены благодаря полученной от мероприятий прибыли. Энергосервисная компания получает оплату своих услуг исключительно от произведенных действий. В рамках данного договора производится: установка автоматизированного теплового пункта, реагирующего на изменения погоды. Что позволяет экономить тепло. Установка светодиодного освещения на улицах. Что позволяет экономия электричество. Рекомендации по приобретению энергоэффективного оборудования для кухонь. Многие управляющие организации заключили договоры данного типа [7].

Для успешной реализации методов, способствующих повышению энергоэффективности, должны быть обеспечены определенные условия. Под качественными условиями понимается и инфраструктура жилого дома, и состояние внутридомовых инженерных систем, и используемые технологии, и финансирование возможных проектов, и квалифицированные подрядчики [8].

Для воплощения в жизнь проектов по энергосбережению необходимо, чтобы общедомовое имущество и придомовая территория находились в удовлетворительном состоянии. Подвальные и чердачные помещения не должны иметь проблем. Высокая изношенность оборудования и систем ведут к потерям сверх нормы, так как средства постоянно уходят на починку и восстановление. Недорогой ремонт ведет к постоянному выходу из строя систем. Изношенность приводит к авариям, что означает отсутствие возможности бесперебойной подачи ресурсов. А значит, снова ведет к затратам.

Также у управляющих компаний должны быть все документы на дом, техническая документация, действующие договоры с ресурсоснабжающими организациями, договоры с подрядчиками. Недостающие документы должны быть собраны и подготовлены.

Мероприятия по энергосбережению должны быть реализованы при помощи современного оборудования, новейших технологий. Привлекать к выполнению мероприятий следует только квалифицированных подрядчиков, имеющих опыт проведения проектов по энергосбережению. Лишь применяя качественное оборудование и работая со специалистами, знающими свое дело, возможна экономия ресурсов, а также возврат не только вложенных инвестиций в проекты и мероприятия, но и получение прибыли, которая будет аккумулирована и в дальнейшем распределена на другие домовые нужды.

Одним из основных препятствий по внедрению мероприятий по энергосбережению является отсутствие финансирования. Данное обстоятельство объясняется отсутствием заинтересованности и знаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства у собственников. Довольно часто управляющие компании при проведении общих собраний собственников включают в голосование вопросы относительно мероприятий по энергосбережению, но собственники не поддерживают предложения и не голосуют за внедрение. Отказ голосовать, как правило, аргументируется нежеланием платить за, казалось бы, «лишнее». Повышение тарифов на жилищные услуги, выносимое на голосование собственников с целью сбора средств на проекты, также, вызывает отрицание и несогласие жителей. Единственным решением описанной проблемы является проведение разъяснительных бесед с населением на тему необходимости данных вложений, которые впоследствии окупятся, позволят экономить и позволят создать в доме и на его территории благоприятную и здоровую атмосферу для комфортного проживания. Такие беседы должны проводиться квалифицированным персоналом, способным наглядно донести все положительные стороны. Поэтому управляющим компаниям следует уделить внимание работе с жителями по информированию: это может быть работа в социальных сетях, на официальных сайтах организаций, размещение необходимой для исполнения информации на стендах информации в парадных.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления первоочередных требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений”.

2. Приказ Минстроя России от 17.11.2017 N 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2018 N 50492).

3. Качанов М. Перспективы развития российского рынка управляющих компаний в сфере ЖКХ // Эксперт. — 2013. — №. — С. 156–157.

4. Кицай, Ю. А. Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти в сфере ЖКХ // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113.

5. Осипенко О. В.. Управляющие компании на рынке жилищно-коммунальных услуг // Современные технологии управления. — 2012. — № 12 (24). — С. 130.

6. Повышение энергоэффективности в МКД // СТРИЖ. URL: https://uchet-jkh.ru/publikacii/energo-mkd.html (дата обращения: 1.11.2018).

7. Управленческие решения ЖКХ // Управленческие решения ЖКХ. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/398444701 (дата обращения: 1.11.2018).

8. Пять факторов, влияющих на эффективную реализацию проектов по энергосбережению // Портал по энергосбережению «ЭНЕРГОСОВЕТ». URL: http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1536854383 (дата обращения: 1.11.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): повышение энергоэффективности, энергосбережение, капитальный ремонт, старый фонд, управляющий, экономия ресурсов, жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, солнечный свет, тепловая энергия.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий