- ГОСТ Р 51617-2000. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Общие технические условия
- Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЖКХ
- Библиографическое описание
- МДК 2-04. 2004 Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда
- Распоряжение Правительства России N2446-р от 27. 2010 г. Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.
- Постановления Правительства № 688, 1016, 719. Предоставление госгарантий по проектам повышения энергоэффективности.
- Перечень некоторых мероприятий повышения энергоэффективности в ЖКХ
- Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Постановление Правительства № 307
- Приказ Минэнерго № 178 от 16. 2010. Предложение по установке счетчиков
- Правила предоставления коммунальных услуг. Постановление Правительства № 354 от 06. 2011
- Энергосбережение в системе ЖКХ
ГОСТ Р 51617-2000. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Общие технические условия
Стандартом устанавливатся общие условия оказания жилищно-коммунальных услуг на территории Российской Федерации. Документ разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) ГУП «Академия коммунального хозяйства им. Памфилова» (АКХ) и ООО «Центр экономики систем инженерного обеспечения» (ЭСИОЦентр). Документ действующий.
На ЖКХ приходится до 70% потенциала энергосбережения страны. Эта отрасль является основой для обеспечения социального комфорта и обеспечения наиболее базовых потребностей населения. В статье приведены 96 способов энергосбережения в ЖКХ, собранные по многим информационных источникам и комментариям специалистов.
Принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ «Об энергосбережении. » подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.
Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы).
То есть более половины национального состояния пользуется услугами ЖКХ. Но при этом сама отрасль несет на себе крест, основание которого — экономическая состоятельность, которая постоянно стремится обернуться банкротством. А нагружают это основание разорительные социальные обязательства перед малоимущими и заслуженными гражданами, которые государству скинуть просто некуда. Поэтому при таком выгодном экономическом положении, когда в отрасли практически отсутствует конкуренция, возможности предприятий ЖКХ для модернизации весьма ограничены. На сегодня мы наблюдаем абсолютную невосприимчивость ЖКХ к энергосбережению.
К чему это привело? Более 80% стоимости услуг ЖКХ — это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Остальное — управление недвижимостью, вывоз и захоронение отходов, содержание территории. Так вот, состояние этой деятельности таково, что более 70% от общего потенциала энергосбережения страны сосредоточено в сфере приложения усилий предприятий ЖКХ. Соответственно энергоемкость предоставления коммунальных услуг в 4 и более раз превосходит аналогичные средние показатели стран со сходным климатом.
Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве
Жилой фонд в большинстве регионов с точки зрения энергоиспользования является весьма неэффективным. Проводимая в прошлые годы политика «дешевых» энергоносителей привела к строительству зданий с низким термическим сопротивлением ограждающих конструкций, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды и природного газа — к расточительному их использованию населением. К завышенному потреблению также приводила низкая эффективность автономных теплогенераторов и бытовых электроприборов.
Мелкие котельные (до 3 Гкал/ч) и индивидуальные отопительные установки (теплопроизводительностью до 25 тыс. ккал/ч) характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического регулирования и средств контроля, требуют значительных затрат и времени для эксплуатации, имеют значительно более низкий КПД, чем установки аналогичного назначения зарубежных фирм.
Высокоэкономичные котельные установки полной заводской готовности отечественного производства пока еще не нашли широкого применения. Эффективность использования топлива может быть значительно повышена за счет размещения автоматизированных и механизированных котлов в блочном исполнении, приспособленных для работы на жидком, газообразном и твердом топливе, усовершенствованных местных генераторов тепла для отопления и горячего водоснабжения, в том числе с топками длительного горения для твердого топлива.
Основными направлениями энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве являются следующие:
- • изъятие мелких неэкономичных котельных из систем централизованного теплоснабжения;
- • повышение теплозащиты строящихся и действующих жилых и общественных зданий тепловых сетей;
- • внедрение одноступенчатых систем распределения газа с комбинированным регулированием его давления;
- • повышение КПД бытовой электрической и газовой аппаратуры;
- • снижение удельных расходов топлива в отопительных котельных;
- • сокращение потерь топлива и энергии в распределительных сетях;
- • внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов.
Основными мерами энергосбережения в жилых и общественных зданиях станет применение в новом строительстве панелей с улучшенными теплозащитными свойствами, совершенствование оконных, дверных и балконных блоков с установкой теплозащитных стекол, автоматизация центральных и индивидуальных тепловых пунктов, позволяющая устранить перетоп в помещениях.
Весьма велики резервы повышения теплозащитных свойств существующих зданий. Массовое проведение мероприятий по усилению их теплозащитных свойств позволит снизить тепловые потери через ограждающие конструкции на 20—30 %.
Расход тепла на горячее водоснабжение осуществляется с низкой эффективностью из-за отсутствия экономичных приборов водораспределения, счетчиков, узкого ассортимента санитарно-технической арматуры, не создающих населению удобных возможностей рационального водопользования. Имеют место значительные утечки из-за плохой эксплуатации и низкого качества запорной арматуры.
Широкое внедрение в жилищно-коммунальном секторе новых источников света с высокой световой отдачей позволит снизить потребность в затратах электроэнергии на освещение на 45-60 %.
Одной из самых существенных в настоящий момент оказалась проблема обеспечения финансирования расходов, связанных с реализацией проектов и программ повышения эффективности использования топлива и энергии. Для ее решения необходимо создание фонда энергосбережения.
Для финансирования энергосбережения в бюджетной сфере рекомендуется использовать возвратный механизм финансирования.
Механизм кредитования энергосберегающих проектов с привлечением средств коммерческих банков и участием фонда энергосбережения рекомендуется для реализации программ реконструкции неэффективных муниципальных котельных, потенциал энергосбережения которых очень велик.
Наряду с собственными средствами предприятий и организаций, средствами фонда энергосбережения и бюджетов различных уровней реальным источником финансирования энергосберегающих работ могут быть денежные средства населения — потребителей ТЭР, воды и других жилищно-коммунальных услуг. Главный вопрос здесь заключается в том, как привлечь эти средства на реализацию энергосберегающих работ, чтобы население в этом тоже было заинтересовано. Сделать это можно, предлагая населению и организациям бюджетной сферы дополнительные услуги энергосервиса.
Услуги энергосервиса вводятся для населения и организаций бюджетной сферы, финансируемых из регионального и местных бюджетов, с целью снижения платежей за потребляемые топливно-энергетические ресурсы, воду и водоотведение. Под услугами энергосервиса понимается комплекс мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, воды и водоотведения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основными работами в комплексе услуг энергосервиса являются такие, как:
- • организация учета потребления ТЭР, воды и водоотведения;
- • введение автоматического регулирования объемов потребления ТЭР, воды и водоотведения;
- • осуществление контроля эффективности использования ТЭР, воды и водоотведения, выявление источников потерь и нерационального использования ресурсов;
- • проведение ресурсосберегающих мероприятий.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЖКХ
Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве — это снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Активная реализация энергосберегающих технологий возможна только при наличии комплекса подготовительных мероприятий, который включает в себя законодательно-нормативные документы, механизм экономического стимулирования, методологические и научные разработки, промышленное производство энергоэффективного оборудования. В настоящий момент ситуация складывается следующим образом:
- • полностью подготовлена промышленная база по производству и реализации энергосберегающих технологий, включая приборы учета, системы регулирования, новые эффективные ограждающие конструкции;
- • практически отсутствуют экономические стимулы энергосбережения.
Для оценки эффективности действия любой системы на практике используется КПД. За счет сокращения непроизводительных потерь можно увеличить КПД, что в конечном итоге является основной целью энергосбережения.
При разработке энергосберегающих мероприятий необходимо:
- Г) провести детальное обследование и выявить наиболее существенные потери энергии;
- 2) определить техническую суть предполагаемого усовершенствования принципов получения экономии;
- 3) рассчитать потенциальную годовую экономию в физическом и денежном выражении;
- 4) определить состав оборудования, необходимого для реализации рекомендаций, его примерную стоимость, стоимость доставки, установки и ввода в эксплуатацию;
- 5) оценить общий экономический эффект предполагаемых рекомендаций с учетом вышеперечисленных пунктов.
Оптимальным будет использование тех технологий, которые позволят существенно снизить потери энергии в системе при минимальных затратах на их реализацию.
Существуют три направления энергосбережения.
Первое направление является весьма эффективным и малозатратным для начальной стадии осуществления энергосберегающей политики — это рационализация использования топлива и энергии. За счет реализации этого направления можно сократить потребность в топливе и энергии на 12—15%.
Второе — связано со структурной перестройкой экономики и изменением темпов развития энергоемких и менее энергоемких отраслей. Экономия ресурсов составит 10—12% от существующего потребления.
Третье направление предусматривает внедрение энергосберегающих технологий, процессов, аппаратов и оборудования в наиболее энергоемких отраслях и ЖКХ. Это направление позволит снизить потребность в энергоресурсах на 25—30%.
Из указанных выше направлений энсргоресурсосбережения для ЖКХ необходимо акцентировать внимание на таких, как:
- 1) экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь:
• тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;• модернизация систем теплоснабжения и водоснабжения;• использование нетрадиционных источников энергии; - • тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;
- • модернизация систем теплоснабжения и водоснабжения;
- • использование нетрадиционных источников энергии;
- 2) учет и регулирование потребления энергоресурсов и воды;
- 3) создание экономического механизма энергоресурсосбережения;
- 4) совершенствование систем тарифов, стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергоресурсосбережение.
К основным мероприятиям по экономии расходования ресурсов и снижения теплопотерь можно отнести:
- • постепенную замену цтп на ИТП в блочно-модульном исполнении;
- • внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
- • снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе на предизо-лированные трубопроводы с пенополиуретановой изоляцией;
- • оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;
- • реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);
- • широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;
- • применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;
- • замену изношенной запорной арматуры и санитарно-технических устройств в квартирах и индивидуальных домах;
- • перевод котельных там, где это возможно, на газовое топливо;
- • оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
- • применение на котельных противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;
- • обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки, не прошедших режимно-наладочные испытания в установленные сроки;
- • замену и прочистку сетей с применением новых методов прочистки бестраншейным способом;
- • проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий;
- • установку на вводах в общественные и жилые здания регуляторов давления, сокращающих до минимума избыточные напоры, являющиеся причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.
Использование нетрадиционных источников энергии должно
рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющееся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.
К числу первоочередных задач относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.
Кроме всего прочего, предстоит создать систему, обеспечивающую повсеместную установку и обслуживание узлов учета, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энерго-ресурсов.
Схемы организации учета должны разрабатываться для всех уровней потребления — района, жилого микрорайона, товарищества собственников жилья, жилого дома, квартиры. Во всех случаях следует стремиться к минимизации парка приборов учета и к сокращению их номенклатуры.
Различают следующие виды энергосберегающих мероприятий:
- 1) малозатратные;
- 2) среднезатратные;
- 3) высокозатратные.
Срок окупаемости малозатратных мероприятий составляет менее двух лет, осуществляются они в порядке текущей деятельности бюджетного учреждения или предприятия.
Срок окупаемости среднезатратных мероприятий — от 2 до 5 лет, эти мероприятия осуществляются, как правило, за счет собственных средств.
Срок окупаемости высокозатратных составляет более 5 лет, они требуют дополнительных инвестиций.
Существует ряд общих рекомендаций по энергосбережению и ряд конкретных рекомендаций, относящихся к отдельным системам энергосбережения.
К общим рекомендациям относятся:
- • назначение в бюджетных учреждениях ответственных за расход энергоносителей и проведение мероприятий по энергосбережению;
- • составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию всех систем теплоснабжения и периодический контроль со стороны администрации учреждений за их выполнением;
- • создание специализированных «энергобюро» при крупных организациях;
- • совершенствование порядка работы организации и оптимизация работы систем освещения, вентиляции, водоснабжения;
- • соблюдение правил эксплуатации и обслуживания систем энергоиспользования и отдельных энергоустановок, введение графиков включения и отключения систем освещения, вентиляции, тепловых завес и т.д.;
- • организация работ по эксплуатации светильников, их чистке, своевременному ремонту оконных рам, оклейка окон, ремонт санузлов и т.п.;
- • ведение разъяснительной работы с учащимися и сотрудниками по вопросам энергосбережения;
- • проведение периодических энергетических обследований, составление и корректировка энергетических паспортов;
- • ежеквартальная проверка и корректировка договоров на энерго-и ресурсопотребление с энергоснабжающими организациями. При разработке программ энергосбережения на первом этапе реализации необходимо внедрять первоочередные мероприятия, к которым относятся малозатратные.
Библиографическое описание
Жилищно-коммунальное хозяйство является социально значимой и система образующей отраслью, за последний год сформировавшей более 5 % внутреннего валового продукта страны. В статье проведен анализ политики энергосбережения в рамках жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Рассматриваются основные направления по экономии энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Рассмотрены основные проблемы ресурсосбережения и энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Ключевые слова: энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетическая эффективность, многоквартирные жилые дома.
Рис. Индексы потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги
Это в свою очередь связано со сложностью содержания многоквартирных домов. Данное распределение функций направлено на то, чтобы создать самостоятельную и частично независимую от государства систему, субъекты которой, в данном случае владельцы недвижимости могли бы самостоятельно осуществлять техническое обслуживание домов и проводить ремонтные работы при минимальном вмешательстве государства.
В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года одними из главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая безопасность и энергетическая эффективность экономики.
Для субъектов Российской Федерации приоритетом становиться эффективная политика в области энергосбережения в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Повышение тарифов с ухудшением качества энергоносителей создают достаточно острую проблему, в значительной мере, влияющей на социальную напряженность региона. До 22 % всех доходов российских семей уходит на оплату коммунальных счетов, что является неблагоприятным фактором в сложной экономической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день в Российской Федерации.
На сегодняшний день энергосбережение в сфере жилищного-коммунального хозяйства имеется ряд значительных проблем, основными из которых являются:
- Это приводит к большому количеству потерь ресурсов в процессе транспортировки, а также к ухудшению их качества. Несмотря на то, что теплоэнергетические предприятия ежегодно производят замену трубопроводов, повсеместно растет количество так называемых «ветхих» тепловых сетей, требующих замены.
- Высокие эксплуатационные затраты на обслуживание инженерных сетей и сооружений систем ресурсоснабжения. Высокий износ оборудования, требует постоянного ремонта или замены, что в значительной мере повышает расходы на эксплуатацию сетей ресурсоснабжения.
- Значительная часть жилого фонда была построена в периоды с 30–40 или в 50–60 годов 20 века. В связи с чем наружные ограждающие конструкции — стены, чердачные и подвальные перекрытия, блоки дверных и оконных проемов потеряли в значительной степени свои теплотехнические характеристики.
- Недобросовестное отношение собственников жилых помещений к политике ресурсо- и энергосбережения. Как показывает практика, значительное количество жителей многоквартирных домов не имеют у себя индивидуальных приборов учета потребления электрической энергии, а также холодного и горячего водоснабжения. В результате чего расход ресурсов, потребляемых жильцами таких помещений, превышающий нормативные расчеты, ложится на общедомовые нужды.
- Техническая невозможность установки приборов учета расхода ресурсов. Большинство технических проектов в советский период было разработано без учета установок приборов учета, в следствии отсутствия нормативных актов. Особое место тут занимают «коммунальные квартиры», где на несколько жилых помещений приходится всего 1 узел водоснабжения, и, что не редкость, электроснабжения, в результате чего индивидуальный прибор учета не будет работать по своему назначению. Говоря об общедомовых приборах учета, необходимо отметить, что нормативные акты, регламентирующие проектирования водомерных узлов на системах водоснабжения появились относительно недавно. Поэтому большая часть многоквартирных домов не может быть оборудована общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения просто в силу отсутствия места на необходимом участке трубопровода для прибора.
- Низкая заинтересованность ресурсоснабжающих организаций к решению вопроса о ресурсо- и энергосбережении. Для решения данных вопросов, нужны колоссальные финансовые инвестиции, которые отстутствуют у жилищно-коммунальных управлений. Основные объемы денежных средств ресурсоснабженцы направляют на решение проблем с существующими сетями.
Однако, необходимо отметить что большая часть этих проблем применима только лишь к многоквартирным домам с централизованными системами тепло-электро-водоснабжения, ведь в случае с децентрализованным ресурсоснабжением, все проблемы некачественных ресурсов или высоких тарифов могут решится банальной сменой источника коммунального ресурса — собственные котельные, ветровые и солнечные электрические установки, скважины холодной воды, солнечные системы отопления и горячего водоснабжения.
Решать вышеизложенные проблемы необходимо лишь в совокупности, так как все они взаимосвязаны между собой. Решение проблем «по одиночке» будет лишь неэффективной тратой финансовых средств и времени. Поэтому на сегодняшний день встает вопрос о разработке комплексной программы энерго-ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая позволит эффективно решить проблемы в купе и позволит проводить максимально эффективную политику ресурсо- энергосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Панов, М. Я. Оперативное управление на основе возмущенного состояния городской системы газоснабжения / М. Я. Панов, Г. Н. Мартыненко, А. И. Колосов // Научный журнал строительства и архитектуры. -2016. -№ 4(44). -С. 48–55.
- Ручкина Г. Ф. Рынок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды / Г. Ф. Ручкина, Е. Л. Венгеровский // Имуществ. отношения в Рос. Федерации. — 2016. — № 4. — С. 53–59.
- Щукин А. Е. Анализ и оценка деятельности по реконструкции и восстановлению основных фондов ЖКХ в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 771–773.
Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, Российская Федерация, энергосбережение, горячее водоснабжение, значительная мера, местное самоуправление, общедомовый прибор учета, Энергетическая стратегия России, энергетическая эффективность, эффективная политика.
МДК 2-04. 2004 Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда
Методическое пособие разработано на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона от 27. 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» с учетом основных положений Федерального закона от 06. 2003 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Методическое пособие разъясняет и конкретизирует структуру, состав работ и услуг, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома, технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома
Распоряжение Правительства России N2446-р от 27. 2010 г. Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.
Распоряжением Правительства России N2446-р от 27 декабря 2010 г. утверждена госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г. За счет реализации мероприятий госпрограммы энергоемкость ВВП планируется снизить на 13,5%. В совокупности с другими факторами это позволит решить задачу по уменьшению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. Под другими факторами имеется в виду снижение энергоемкости за счет естественных факторов нового строительства и технического прогресса, не относящихся к предмету планирования госпрограммы.
Постановления Правительства № 688, 1016, 719. Предоставление госгарантий по проектам повышения энергоэффективности.
Постановлением Правительства РФ № 688 от 18 августа 2011 г. вносятся дополнительные требования и уточнения в Постановление Правительства № 1016, которые расширяют состав требований к заемщикам и консультантам при принятии решений о предоставлении государственных гарантий по проектам повышения энергоэффективности.
Перечень некоторых мероприятий повышения энергоэффективности в ЖКХ
Приведенный перечень составлен по принципу «до объекта». Энергосбережение в административных зданиях, многоквартирных жилых домах, коттеджах относится более к обязанностям собственников и описано в отдельных разделах портала.
Перечень мер энергосбережения в ЖКХ нельзя считать исчерпывающим, поскольку экономия — это процесс творческий, и способы энергосбережения могут быть весьма разнообразны. Это только подсказка.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Постановление Правительства № 307
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Приказ Минэнерго № 178 от 16. 2010. Предложение по установке счетчиков
Минэнерго РФ приняло приказ » Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». В рекомендуемой форме предложения отражены положения Закона «Об энергобережении. В соответствии со ст 548 ГК РФ требования установки приборов учета распространяются на учет электрической, тепловой энергии, газа, воды, нефти и нефтепродуктов, а так же иных товаров, снабжение которых производится через присоединенную сеть.
Правила предоставления коммунальных услуг. Постановление Правительства № 354 от 06. 2011
Правилами предоставления коммунальных услуг весьма подробно регламентируется содержание и порядок заключения договора на обслуживание жилых домов, предоставление и учет коммунальных услуг. Основная обязанность за деятельность в этом направлении возлагается на управляющие компании. По каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление непосредственно внутри квартиры и за потребление на общедомовые нужды. В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а так же затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой. Постановлением определяется общий порядок заключения энергосервисного договора в жилых домах с оплатой за его результаты отдельно от оплаты за коммунальные услуги.
Энергосбережение в системе ЖКХ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.
Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.
Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:
1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления. 2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ — муниципальные источники тепла, «электросети», «водоканалы». 3) Жилищно-эксплуатационные предприятия4) Население — потребители услуг ЖКХ
Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений — от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.
Последний пример неэффективности — реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г. Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):
Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год
МероприятиеИнвестиции, %Эффективность, %Срок службы, летАмортизация от общей суммы инвестиций, %Утепление окон1010200,5Утепление чердаков2010201Утепление (замена) входных дверей32200,15Утепление подвалов172200,85Заделка швов151200,75Установка автоматизированных тепловых пунктов355103,5
Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда — подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.
Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы — холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.
На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:
Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.
Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.
В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.
Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.
При установке водосчетчиков важно определить приоритеты: — в домах с централизованным Г. от источника; — в домах с открытым водоразбором; — в домах с закрытыми схемами Г.
Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки — 200 литров
Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки: Qср. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки Аср. — среднее количество человек в семье — 3,5 чел.
Средний расход тепла в Г. на квартиру в месяц: Q ср. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес. 10% — дотации из бюджета — 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес. 15% — приведенный коэффициент льготников — 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес. 5% — постоянная задолженность — 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.
Итого потери бюджета: 0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.
Цена за 1 Гкал тепла — 276 руб. (в т. НДС)Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб. /мес. на одну квартиру.
Экономия расхода Г. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков: 1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб. /мес. Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб. /мес + 58 руб. /мес = 144 руб. /мес. Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб. /мес. х 11 мес. = 1584 рубля. Затраты на установку счетчиков Г. и Х. составят 1300 рублей. Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. — 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры — по холодной воде.
Косвенная экономия: Снижение подпитки на ТЭЦ. Снижение расхода Х. Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.
Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику — один, по расчету — другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.
Кое-где (особенно там, где централизованное Г. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г. , внутренних сетей Г. , и исчезнут теплопотери.
Изменение тарифной политики.
Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 — 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.
Установление новых «Правил игры» на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.
ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:
Разработать мотивацию для энергосбережений 2. Разработать мотивацию для инвестиций 3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива
Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ — посредников).
у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.
Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией — представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня — основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.
Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива — так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.
Остается самое главное — взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление — твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.
ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:
а) население, уже получающее тепло;б) вновь строящееся жилье;в) объекты социально-культурного назначения;г) предприятия существующие;д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т. тепла.
В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет «коммерческих» тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т. обычно сети являются муниципальными.
Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) «Правила игры» на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.
Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.
Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой «Planora» в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья — пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.
Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно «ничье»), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.
Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в «Товарищество собственников жилья». Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т. , т. в энергосбережения.
Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа — первый этап за счет местной власти, второй — за счет ТСЖ.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное — необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.