В конце сентября появилось новое постановление Правительства РФ в сфере энергоэффективности домов. Кабмин утвердил правила установления требований к ней и определению её класса в МКД. Делаем обзор документа и рассказываем, что такое энергоэффективность, кто устанавливает её класс и как она влияет на плату собственников за ЖКУ.
Образец протокола общего собрания собственников помещений в МКД на замену лифтового оборудования (переход со специального счёта на счёт регионального оператора)
Образец протокола общего собрания собственников помещений в МКД на замену лифтового оборудования («общий котёл»)
Образец протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счёт средств, аккумулируемых на специальном счёте
ВАШ ДОМ В ПРОГРАММЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Вы можете узнать, участвует ли Ваш дом в программе капитального ремонта
- Кому положены льготы
- Повышение энергоэффективности должно быть одним из приоритетов при капремонте дома
- Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России
- Реформа ЖКХ
- Москва. 29 сентября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Утверждены полномочия жилищных инспекций по контролю за работой регоператоров капремонта, сообщается на сайте правительства РФ.
- Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР
- При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ
- Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ
- Www. mingkhsk
Кому положены льготы
(Слайд 6) Право на компенсацию в размере 50% имеют одиноко проживающие неработающие граждане, собственники жилых помещений, достигшие 70-летнего возраста, и неработающие граждане этого возраста, проживающие в составе семей, состоящих только из людей пенсионного возраста.
Компенсация в размере 100% полагается одиноко проживающим неработающим гражданам, собственникам жилых помещений, достигшим 80-летнего возраста, и неработающим гражданам этого возраста, проживающим в составе семей, состоящих только из граждан пенсионного возраста.
Принципиально важно иметь прописку в квартире. Если собственник помещения не прописан в нем, он не сможет претендовать на получение компенсации. Претендент на компенсацию, владеющий сразу несколькими квартирами, возмещение расходов сможет получить в отношении той, где зарегистрирован на постоянной основе.
Существует также норматив жилья: 42 квадратных метра на одиноко живущего пенсионера и 24 — для тех, кто живет с семьей из пары человек.
Указанная компенсация будет предоставляться этим гражданам при условии, что они не получают её по федеральному законодательству.
- паспорт;
- документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (свидетельство о праве собственности, договор о приватизации или др.);
- документ, подтверждающий одинокое проживание или проживание в составе семьи, состоящей из неработающих граждан пенсионного возраста (домовая книга);
- паспорта всех членов семьи (при наличии членов семьи);
- документ, подтверждающий, что гражданин не работает, в том числе и на членов семьи (трудовая книжка);
- информация о номере лицевого счета в кредитном учреждении, в том случае, если гражданин претендует на получение компенсации через кредитное учреждение;
- квитанция об оплате за капитальный ремонт.
(Слайд 12) ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ
Телефон: (8652) 29-64-06, факс: (8652) 26-68-40.
Проведение энергоэфективных мероприятий в многоквартирном доме поможет сократить платежи как минимум на треть, рассказала ER. RU заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева (фракция «Единой России»).
«В первую очередь речь идет об оптимизации системы теплоснабжения и электроснабжения. Тепло — самая «тяжелая» часть нашей платежки. Большинство наших домов имеют так называемую вертикальную систему — тепло идет от одной квартиры к другой. Поэтому принимать решение о снижении затрат нужно всем домом. Отмечу, что в новых домах горизонтальная система — когда от центрального стояка идет тепло поквартирно. Как правило, они сдаются уже с индивидуальными приборами учета», — сказала Светлана Разворотнева.
Однако, большинство домов в России имеют единственный прибор учета на тепло, которое входит в дом, а дальше оно считается и распределяется пропорционально числу квадратных метров, которые занимает каждая квартира, указала депутат. Поэтому для каждого дома рецепт повышения энергоэффективности индивидуален.
«Сначала нужно провести своего рода аудит. Например, на сайте Фонда содействию реформирования ЖКХ есть калькулятор под название «Ваш помощник энергоэффективного капремонта». Там есть табличка, в которую можно занести данные по дому, технические характеристики, размеры платежей, после чего вам выдадут первоначальные рекомендации. Также Фонд имеет программу поддержки людей, которые делают энергоэффективный капремонт. Это компенсирование затрат в размере до 5 млн руб на дом или до 80% затрат)», — сообщила Светлана Разворотнева.
По ее словам, энергоэффективные мероприятия могут быть самыми разными. Минимум — которого порой бывает достаточно — это установка аппаратуры погодного регулирования на систему энергоснабжения. «Особенно это актуально для Москвы, где часто происходят перетопы и люди в итоге переплачивают. Аппаратура ограничивает поступление тепла в дом в зависимости либо от температуры на улице, либо ориентируется на температуру внутри помещения», — пояснила Светлана Разворотнева.
Еще одним способом может стать установка индивидуальных тепловых пунктов и насосов, а также утепление фасада и контура крыши. «Для этого нужно провести обследование дома. Можно привлечь консультанта для расчета стоимости», — отметила она.
Дальше жители дома должны решить вопросы оплаты. Так как мероприятия по улучшению энергоэффективности дома не входят в перечень мероприятий по капремонту, то нужно собирать дополнительные средства.
«Помимо озвученного выше варианта есть возможность обратиться в так называемые энергосервисные компании. Они проведут все необходимые работы, после которых реальное потребление снижается, а платеж какое-то время остается прежним, именно за счет этой «дельты» энергосервисные компании окупают свои затраты», — заключила депутат.
«Есть задача (у компаний. — «РГ») повысить энергоэффективность, как вариант для этого рассматриваются многоквартирные дома. Там потенциал повышения эффективности — где-то 30%. Есть капремонт, но в рамках него повышение энергоэффективности все равно не происходит, так как это очень дорого. Идея в том, что инвестировать в капитальный ремонт зданий будут крупные эмитенты CO2″, — рассказала Золотова.
Такой механизм может позволить крупным компаниям, например металлургическим заводам, проинвестировать часть капитального ремонта. После окончания ремонта будет проведена экспертиза, которая покажет, насколько была увеличена энергоэффективность и за счет этого снижено потребление энергоресурсов, снижены выбросы CO2.
«Этот объем CO2 засчитать металлургическому заводу как минус углеродного следа. Таким образом бизнес решает проблему с углеродным следом. Наверное, ее комфортнее реализовать на Сахалине, потому что там есть эксперимент по квотированию», — отметила Золотова.
Энергоэффективный ремонт жилого дома снижает как его «углеродный след», так и платежи за коммунальные услуги. Однако провести его не так просто, отмечает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Во-первых, работы по повышению энергоэффективности должны быть включены в перечень работ по капремонту, а это сделали далеко не все регионы. В противном случае средства, собранные на капремонт, на такие работы тратить нельзя. Во-вторых, эти работы не дешевые и средств, собранных жителями, на них обычно не хватает.
Еще в прошлом году на работы по повышению энергоэффективности при капремонте можно было получить субсидию через Фонд содействия реформированию ЖКХ, однако средства, выделенные на это, закончились, а новых пока не выделено.
Сейчас повышать энергоэффективность дома жители могут за счет взносов на капремонт или кредитов. Схема с использованием углеродных квот могла бы стать третьим источником средств.
Для предприятий финансирование такого капремонта может быть дешевле, чем уплата штрафов или модернизация производства, а жители, «продав» свою энергоэффективность, могли бы погасить часть кредита.
Как отмечает исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова, для граждан данный механизм является очень выгодным, так как никак не скажется на размере платы на капитальный ремонт, при этом софинансирование со стороны крупных инвесторов позволит провести в доме энергоэффективный капремонт. «Повышение энергоэффективности дома, в свою очередь, позволит собственникам не только проживать в более комфортных условиях, но и существенно сократит расходы на оплату коммунальных услуг», — отметила Мамонова.
Как рассказал партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин, закон позволяет уже сейчас рассматривать мероприятия по повышению энергоэффективности зданий в ходе их капитального ремонта как климатические, однако на текущий момент в стране нет достаточной методической базы для реализации таких проектов. Как отметил эксперт, не все регионы смогут присоединиться к такой программе. «В настоящее время квотирование выбросов парниковых газов в РФ предусмотрено только в отдельных регионах, например в Сахалинской области», — добавил Лукин.
Повышение энергоэффективности дома позволит собственникам существенно сократить расходы на оплату коммунальных услуг
Директор АНО «Национальный научный центр «Ансельм» Максим Канищев считает такие проекты хорошей идеей, так как она позволит корпорациям почувствовать свою ответственность, а населению — увидеть непосредственные улучшения. «Существует три проблемы, которые надо решить для внедрения этой практики. Во-первых, стоимость. Бизнес будет вкладываться в такие проекты, если они будут дешевле. А это еще предстоит выяснить. Во-вторых, применимость. На данный момент неочевидно, можно ли относить такие проекты к климатическим. Есть аргументы и за и против, их необходимо тщательно изучать. В-третьих, легитимность. Вытекает из пункта два. Пока нет законодательной базы реализации таких проектов», — отметил эксперт.
В Сахалинской области проходит эксперимент по углеродному регулированию. Главная цель эксперимента — достижение углеродной нейтральности региона уже в 2025 году. Крупный бизнес в регионе будет получать квоты на выбросы парниковых газов. Если компания нашла способ сэкономить, то она сможет продавать квоты другим предприятиям.
Как сообщила «Стройгазете» директор Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при правительстве РФ Ирина Золотова, в рамках решения задач по повышению энергоэффективности экономики и снижению углеродных выбросов российскими предприятиями сегодня рассматриваются различные идеи. И часть из них связна с жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) страны. В этом секторе одна из наиболее перспективных точек приложения усилий — многоквартирные дома (МКД). В повышение их энергоэффективности вполне мог бы вложиться крупный бизнес, получив взамен так называемые «углеродные квоты».
«У компаний есть задача повысить энергоэффективность, и как вариант для этого рассматриваются МКД, где потенциал ее повышения — не менее 30%, — поясняет она. — И поскольку из-за дороговизны энергоэффективных ремонтов их делается очень мало, есть идея, чтобы в них инвестировали крупные эмитенты двуокиси углерода».
По мнению Ирины Золотовой, такой механизм может позволить крупным компаниям, например, металлургическим и другим «грязным» заводам, профинансировать часть капитального ремонта. После окончания работ по дому будет проведена экспертиза, которая покажет, насколько выросла энергоэффективность и за счет этого снижено потребление энергоресурсов, а значит, уменьшились и выбросы углекислого газа. Затем этот объем CO2 засчитают предприятию как уменьшение углеродного следа. И таким образом бизнес решает проблему с выбросами.
Как считают эксперты, данная схема выглядит красиво и даже заманчиво. Но для доведения ее до практического исполнения предстоит убрать ряд барьеров. Во-первых, инвестиции в такие проекты должны быть выгодны для бизнеса, и, в принципе, в целом ряде случаев такое вполне может быть. Ведь на практике предприятию действительно может оказаться выгоднее инвестировать в капремонт нескольких МКД, чем проводить гораздо более дорогостоящую реконструкцию собственных очистных систем, на что может не хватить средств в нынешней непростой экономической ситуации, или же продолжать загрязнять окружающую среду, платя за это немалые штрафы.
И, надо отметить, законодательство уже сегодня позволяет засчитывать мероприятия по повышению энергоэффективности зданий в ходе их капремонта как климатические. Правда, методическая база для реализации таких проектов сырая и нуждается в доработке, но при желании ее можно было бы быстро усовершенствовать.
Главной же сложностью по подключению бизнеса к снижению углеродных выбросов в МКД является все-таки отсутствие системы квотирования выбросов парниковых газов в стране. Такие квоты есть пока только в ряде регионов, например, в Сахалинской области, где в настоящее время проходит эксперимент по углеродному регулированию. Главная его цель заключается в достижении этим субъектом так называемой углеродной нейтральности уже к 2025 году. В ходе эксперимента работающий на острове бизнес будет получать квоты на выбросы парниковых газов, и если компания нашла способ сэкономить, то она сможет продавать квоты другим предприятиям. То есть если где и стоило бы в первую очередь попытаться внедрить предложенную схему, Сахалин для таких пилотов подходит в первую очередь.
Что касается самих жителей МКД, то их интерес несомненен, так как проведение энергоэффективного капремонта способно на 10-25% снизить их ежемесячные коммунальные платежи. Правда, хотя история проведения таких ремонтов насчитывает уже несколько лет, делается их по стране крайне мало. Как отмечает директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер, причин тому как минимум три. Во-первых, далеко не все регионы включают мероприятия по повышению энергоэффективности в домах в перечень работ по капремонту, а без этого взносы на капремонт на энергоэффективные цели тратить нельзя. Плюс, что более существенно, такой ремонт обходится значительно дороже обычного и из-за этого собранных с жителей средств на него не хватает. К тому же если в предшествующие годы жители могли получить субсидии на цели проведения энергоэффективного капремонта из Фонда содействия реформированию ЖКХ, то к настоящему времени зарезервированные на это средства закончились. И когда они будут снова выделяться — пока не известно.
Тем не менее, эксперты смотрят в будущее с оптимизмом. «Сейчас повышать энергоэффективность дома жители могут за счет взносов на капремонт или кредитов. Схема с использованием «углеродных квот» могла бы стать третьим источником средств», — полагает Ирина Генцлер.
Анна МАМОНОВА, директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта МКД:
«Для граждан механизм с использованием «углеродных квот» является очень выгодным, поскольку никак не скажется на размере взноса на капитальный ремонт, при этом софинансирование со стороны крупных инвесторов позволит провести в доме энергоэффективный капремонт»
Вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель центра энергоэффективности Екатерина Кваша на пленарном заседании V Всероссийского совещания центров энергосбережения, прошедшем в Петербурге в середине июня, презентовала концепцию разрабатываемой госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2035 года», которая должна стать основным документом по энергоэффективности в стране.
Маленькими шажками к большим целям
Программа будет включать задачи для федеральных органов власти и регионов, а также должна подразумевать финансирование. При ее формировании создатели исходят из прошлых неудачных результатов: цели, поставленные в 2008 году для достижения к 2020, выполнены не были (снижение энергоемкости ВВП составило 15% к уровню 2007 года, в то время как было запланировано 40%). Сейчас разрабатываемая концепция имеет под собой две цели: снижение энергоемкости на 35% к 2035 году относительно 2019 года и достижение показателей Стратегии низкоуглеродного развития (теперь энергоэффективность будет идти в связке с климатической повесткой).
Говоря о подпрограмме «Повышение энергоэффективности при передаче энергетических ресурсов», Екатерина Кваша выразила надежду на расширение программы целевого финансирования Фонда содействия реформированию ЖКХ и сделала акцент на внедрении индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием или систем, их заменяющих.
Подпрограмма «Повышение энергоэффективности при потреблении энергетических ресурсов» будет включать в себя в том числе внедрение энергосервиса в МКД, а также амбициозную задачу – довести наконец «оприборивание» потребления коммунальных ресурсов до 100%. В качестве стимулирования энергоэффективности предлагаются налоговые льготы для бытовых потребителей, а также – возможно – субсидирование энергоэффективного капитального ремонта.
Концепция ранее была представлена на Госсовете и сейчас дорабатывается с учетом поступивших и поступающих предложений. В частности, от Липецкой области прозвучало предложение предусмотреть субсидирование энергосервисных контрактов для МКД и бюджетной сферы, а также предложение субсидировать установку приборов учета в зданиях, которые не имеют на сегодняшний день технической возможности для установки таких приборов. Итоговая редакция должна быть готова осенью, но разработчики попросили правительство дать еще год – в связи с изменившейся обстановкой.
Ваш след во Вселенной
Директор Департамента мониторинга углеродного следа Госкорпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Илья Миняев отметил, что существует прямая корреляция между энергоэффективностью ЖКХ и выбросами парниковых газов. Поэтому среди направлений реализации Стратегии развития ЖКХ до 2035 года названы снижение выброса парниковых газов в результате капремонта МКД и снижение потерь тепловой энергии и самого теплоносителя в тепловых сетях. Планируется разработать методику оценки комплексного следа при потреблении энергетических ресурсов для котельных, нежилых зданий и жилых МКД.
Тему развили на круглом столе «Энергоэффективность в ЖКХ. Устойчивость отрасли. Импортозамещение и импортоопережение».
– Отрасль ЖКХ энергозатратная, – констатировала Ирина Булгакова, председатель экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, член Общественного совета при Минстрое. – Доля, которую составляет ЖКХ в парниковых выбросах, составляет 31,5%. И эта сфера имеет до 30% от общего потенциала повышения энергоэффективности экономики страны.
Это логично: от того, сколько энергии потребляет жилой фонд, зависит количество котельных, и дальше по цепочке идут сети, потери на сетях и т.
Ирина Булгакова отметила, что текущее положение дел со счетчиками, в принципе, уже достижение, потому что кампания по оприбориванию началась не так уж давно. По ее данным, уровень оснащенности МКД общедомовыми приборами учета – в среднем 65%. При этом количество МКД, по которым не определяется класс энергоэффективности, – свыше 90%. Чтобы стимулировать классификацию МКД и повышение класса энергоэффективности, предполагается задать целевые показатели – строящиеся дома должны будут иметь на первом этапе класс не ниже В, на втором – не ниже А. Также планируется дифференцировать плату при получении земельных участков, при техприсоединении к инженерным сетям – в зависимости от класса энергоэффективности МКД. Кроме того, предполагается увеличивать налоговые вычеты или предоставлять другие меры поддержки при приобретении квартир в МКД с высоким классом энергоэффективности.
Конечно, не оставят в стороне и существующий жилищный фонд – класс энергоэффективности должен повышаться после проведения капитального ремонта, все это будет внедрено в нормативную базу. Не обошли вниманием и качество эксплуатации МКД – порой управляющие организации не справляются с энергоэффективным оборудованием, установленным в рамках капремонта, и эту ситуацию надо исправлять.
Будут ли наказания за неисполнение стратегии?
Предложения о внесении соответствующих положений в КоАП звучат, но не все эксперты согласны, что штрафы помогут, многие склоняются к методам экономического стимулирования как к наиболее эффективным. Например, в отсутствие штрафов при стимулировании лишь повышающими коэффициентами удалось достичь достаточно высокого уровня оприборивания.
Общедомовых приборов учета тепла сейчас нет в основном в тех домах, где переход на расчеты по факту означает резкий рост размера платы относительно норматива, рассказала Ирина Булгакова, и устанавливаемые узлы учета «вдруг» начинают выходить из строя, поэтому надо думать, как модернизировать эти дома, или переселять людей из них, а не вводить штрафы.
Все надежды на капремонт
Ежегодно порядка 200 млрд собирается с жителей МКД взносами на капитальный ремонт, и примерно такая же сумма ежегодно тратится на этот капремонт. Чуть больше 30% средств идет на крыши, чуть больше 25% – на внутридомовую инженерию, 18% – на лифты, фасады забирают около 15% средств.
По словам Анны Мамоновой, исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, все отрасли пытаются возложить на капремонт свои задачи: лифтовики хотят поменять все лифты, радетели энергоэффективности хотят решить свои задачи, депутаты считают, что капремонт придуман, чтобы предотвратить аварийность домов. «В том виде, в каком сейчас существует капитальный ремонт, все эти задачи он выполнить не может», – заявила Мамонова.
Она также отметила, что с 2014 года региональные программы, сформированные на основе фактически отсутствующей информации о техническом состоянии домов, накопили критический балласт проблем, который требует незамедлительного решения.
Первое и главное, что Ассоциация региональных операторов хотела бы вложить в Стратегию ЖКХ, над которой Минстрой работает уже года три, – изменение принципа формирования краткосрочных планов. И Минстрой уже подготовил проект поправок в Жилищный кодекс, согласно которым перед планированием капитального ремонта должна проводиться оценка технического состояния МКД. «У нас уже порядка 200 млн рублей невозвратных денег, ушедших на капремонт домов, впоследствии признанных аварийными, – констатирует Мамонова. – Стоимость технического обследования до планирования работ себя оправдает, поэтому фонды были готовы взять на себя эти обследования, но вопрос источника финансирования пока остается дискуссионным, возможно, правительство примет другое решение».
Еще одна важная норма в этом законопроекте – закрепление за Минстроем полномочий по определению состава работ, попадающих под капитальный ремонт. С этим сталкиваются не только спецсчета, о чем неоднократно писала газета «Консьержъ», в регионах контроллирующие органы обвиняют и Фонды капремонта в нецелевом использовании средств – например, на ремонт отмостки или межпанельных швов. По свидетельству Анны Мамоновой, в субъектах массово идут суды по этим вопросам, несмотря на то, что есть письмо министра строительства и ЖКХ, защищающее позицию фондов, но отстоять ее удается не всегда. Некоторые регионы вообще приостановили планирование работ, дожидаясь однозначного ответа, можно ли ремонтировать межпанельные швы за счет средств капремонта.
Еще один готовящийся документ – Методические указания по актуализации региональных программ и краткосрочных планов капитального ремонта. «Что мы сейчас имеем, – поясняет Анна Мамонова, – в каждом субъекте региональные программы сформированы на основе собственных критериев. Некоторые регионы поставили все дома в конец и потихонечку «вытаскивают» их вперед, в краткосрочный план. Субъекты, которые исходили из межремонтных интервалов, конечно, поставили все дома вперед, денег на них нет, поэтому у них большое количество недовыполнений по этим капитальным ремонтам. Краткосрочные планы также формируются совершенно по-разному. Есть разные подходы, кто-то до сих пор работает по невыполненным краткосрочным планам 2017 года, кто-то переносит невыполненные объекты каждый раз в новый план, некоторые вычеркивают из программы отремонтированные дома, не включая их по межремонтным интервалам, и т. В итоге невозможно получить понятный для аналитики массив информации, который необходим для принятия управленческих решений».
Говоря об энергоэффективных мероприятиях в жилищном фонде, Анна Мамонова призвала не забывать, что 85% МКД в России – 5 этажей и ниже. Имеет ли смысл проводить такие мероприятия в двухэтажных домах?
А вот на что, по ее мнению, имеет смысл обратить внимание субъектам, так это на разработку технической политики внутри субъекта. «Минстроем России совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ была утверждена дорожная карта по повышению финансовой устойчивости региональных операторов, одним из главных пунктов которого мы всегда видели принятие технической политики в субъектах, в том числе в части капитального ремонта. Приведу пример Татарстана – там изначально была принята техническая политика в части капитального ремонта, где по каждому типу домов, по каждому конструктиву было четко определено, какими технологиями, какими материалами производится капитальный ремонт для достижения тех или иных конкретных результатов. Соответственно все технические задания в конкурсной документации формируются из этой технической политики. Когда появляются новые технические решения, они апробируются и вносятся в техническую политику, если достигаются через год-два поставленные задачи. Мы рекомендовали всем субъектам разработать такую техническую политику, но, к сожалению, сейчас она есть только в восьми субъектах. Это тот потенциал, который у вас реально есть. Региональный оператор все равно деньги освоит, вопрос – на что, и это – вопрос региональных властей».
Прежде всего, о программах поддержки капитального ремонта многоквартирных домов.
Для получения финансовой поддержки в виде возмещения затрат на энергоэффективный капитальный ремонт и/или компенсации части процентной ставки по кредиту, привлеченному для проведения капитального ремонта, необходимо, чтобы многоквартирный дом был включен в заявку субъекта Российской Федерации в Фонд ЖКХ для получения финансовой поддержки. Включение многоквартирного дома в такую региональную заявку осуществляется через администрацию города.
Можно рекомендовать следить за новостями о предоставлении Фондом ЖКХ (или новой организацией, в которую преобразуется Фонд ЖКХ – Фондом развития территорий) финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Кроме этого, в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс, ЖК РФ) поддержку проведения капитального ремонта многоквартирных домов могут оказывать субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно за счет средств регионального бюджета, местного бюджета.
К сожалению, исходя из информации по итогам 2021 года, в Республике Карелия не предоставлялась финансовая поддержка для проведения капитального ремонта, можно предположить, что не предоставляется и в настоящее время. Тем не менее, ситуация может измениться, поэтому рекомендую обратиться в администрацию города Петрозаводска с вопросом, планируются ли какие-то меры финансовой помощи собственникам помещений для проведения капитального ремонта многоквартирных домов на региональном или муниципальном уровне.
Теперь о том, что могут предпринять сами собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе с помощью организации, управляющей многоквартирным домом.
К сожалению, в Вашем вопросе очень мало информации, чтобы понять ситуацию в Вашем многоквартирном доме. Буду исходить из того, что «счет дома» означает специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта. Так же нет информации о том, почему на специальном счете Вашего дома, как Вы пишите, «почти нет денег». Собственники помещений в доме уже потратили свои накопления на какую-то работу по капитальному ремонту? Или ежемесячные поступления взносов на специальный счет незначительны из-за небольшого размера дома, невысоко размера установленного обязательного взноса на капитальный ремонт?
Это все разные ситуации, и предложения по обеспечению финансирования ремонта крыши могут быть разными.
Прежде всего, необходимо понимать, что, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, это означает, что они взяли на себя ответственность за своевременное (не позднее срока, определенного в региональной программе) проведение капитального ремонта (конкретной работы по капитальному ремонту) общего имущества в своем доме.
Если средств в фонде капитального ремонта на специальном счете недостаточно, чтобы сделать неотложный вид капитального ремонта, необходимо оценить разные варианты привлечения недостающих средств. В большинстве случаев все эти варианты связаны с необходимостью установления общим собранием собственников дополнительного взноса на капитальный ремонт на определенный период, так, чтобы можно было вернуть заемные средства или рассчитаться с подрядчиком за выполненный ремонт «в рассрочку», то есть в течение какого-то времени после завершения работ.
Чтобы выбрать какой-то вариант привлечения дополнительных и/или заемных средств и предложить его общему собранию, необходимо предварительно определить:
- сколько средств в настоящее время находится на специальном счете, сколько их будет к окончанию капитального ремонта (моменту окончательного расчета с подрядчиком) при сохранении существующего размера взноса на капитальный ремонт;
- сколько стоит планируемый капитальный ремонт, насколько изменится его стоимость в течение следующего года (следующих лет);
- какой суммы не хватает для оплаты планируемой работы (не будет хватать к моменту завершения работы и расчету с подрядчиком);
- можно ли решить проблему путем установления дополнительного взноса на капитальный ремонт? Оценить, какой дополнительный взнос будет доступен для большинства собственников помещений в доме. В течение какого срока надо уплачивать такой дополнительный взнос, чтобы покрыть существующий дефицит средств в фонде капитального ремонта;
- есть ли возможность привлечь кредит или заем либо договориться с подрядчиком о рассрочке по оплате капитального ремонт? Обычно при комбинированном способе (заемные средства / рассрочка + дополнительный взнос) размер дополнительного взноса меньше, чем если заемные средства (рассрочка) не используются.
Для того чтобы помочь собственникам помещений в многоквартирных домах со специальными счетами спланировать финансирование предстоящего капитального ремонта, оценить разные способы привлечения недостающих средств и выбрать наиболее приемлемый вариант, Фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) разработал финансовые модели капитального ремонта: модель краткосрочного планирования (Модель 1) и модель долгосрочного планирования (Модель 2), и информационно-методические материалы к этим моделям, в том числе Руководство пользователя моделями, Рекомендации по анализу результатов финансового моделирования и выбору варианта привлечения дополнительных средств.
На этой же странице размещены примеры финансового планирования капитального ремонта для разных многоквартирных домов и ссылки на записи вебинаров по использованию финансовых моделей капитального ремонта. Это может помочь в самостоятельном использовании финансовых моделей собственниками в многоквартирном доме.
По опыту участников вебинаров ИЭГ, в настоящее время для проведения капитального ремонта при недостаточности средств на специальном счете наиболее доступным может оказаться вариант, когда подрядчик соглашается предоставить собственникам помещений рассрочку по оплате выполненного ремонта (до 6 месяцев, а иногда и больше), а собственники, чтобы в согласованный срок расплатиться с подрядчиком устанавливают дополнительный взнос на капитальный ремонт. Таким образом, решается проблема, а собственники видят результат своих финансовых вложений – новую крышу, новую систему отопления и т.
Чтобы собственники помещений в многоквартирном доме согласились с установлением дополнительного взноса, они должны хорошо понимать, насколько планируемая работа важна, что откладывание ее на более поздний срок увеличивает
ущерб для людей и дома, а сама работа делается все более дорогой. Им нужно знать, что актив дома проработал разные варианты и предлагает наиболее приемлемый для большинства собственников. Если люди понимают, ради чего необходимо пойти на повышение взноса, они часто голосуют за предлагаемое решение.
— на вопрос жителя Петрозаводска ответила эксперт Фонда ЖКХ Генцлер Ирина Валентиновна
Фонд капитального ремонта – это своего рода «копилка». Он формируется из ежемесячных взносов собственников помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченных собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете. В него, по решению общего собрания также могут поступать доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования общего имущества. Например, деньги, вырученные от размещения в подъездах рекламной информации.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт лежит на всех собственниках помещений в многоквартирном доме.
— собственники жилых и нежилых помещений.
— собственники домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка;
— наниматели жилья.
Повышение энергоэффективности должно быть одним из приоритетов при капремонте дома
Вопросы энергосбережения и экономии ресурсов должны быть основными при проведении капитального ремонта многоквартирного дома. Об этом в беседе с журналистами Агентства городских новостей «Москва» сообщил депутат Московской городской думы, координатор проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов.
«Капитальный ремонт — это не просто внешние изменения. Это возможность обновить все системы дома и существенно сэкономить на потребляемых ресурсах: дом, в котором не текут трубы, плотные швы между перекрытиями, хорошо закрываются двери и окна, регулируется температура в батареях, а в подъезде не горит круглосуточно старая лампочка, не теряет тысячи рублей в год на энерго- и теплопотерях, протечках воды. Поэтому нужно очень внимательно отнестись ко всем работам, которые запланированы в вашем доме в рамках капремонта, смотреть на них с точки зрения энергосбережения и возможной экономии», — пояснил Александр Козлов.
Парламентарий добавил, что за время работы программы капремонта в Москве в жилых домах установлено уже почти 500 тыс. энергоэффективных осветительных приборов.
«Это хороший показатель — тысячи домов получили современное оборудование: они потребляют меньше энергии, оснащены оптико-акустическими датчиками: то есть свет включается, только когда на площадке или на лестнице находится человек. Это правильный подход, и нужно продолжать внедрение таких решений», — сказал депутат.
Вместе с тем, Александр Козлов рекомендовал наладить отношения с подрядчиком, выполняющим работы по капремонту дома, заранее, чтобы оперативно устранять недостатки, напомнив, что при любом способе накопления средств на капремонт в приемке работ обязаны участвовать представители собственников, уполномоченные общим собранием.
«Хорошей практикой в Москве стали и чаты, где общаются жильцы дома, старшие по подъездам и прораб: таким образом вопросы и проблемы не копятся — люди сразу фиксируют замечания, присылают фотографии. Капремонт — это работа, которая оплачивается из кармана жильцов, поэтому именно жители в первую очередь должны требовать качества. Только при активном участии собственников квартир дом будет обновлен, и оборудование прослужит еще долгие годы без потерь, протечек и аварий», — подчеркнул Александр Козлов.
Версия для печати
Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России
С 1 марта 2022 года начнут действовать новые правила установления требований к энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и к к определению класса энергоэффективности многоквартирных домов. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 27. 2021 № 1628 и будут действовать в течение шести лет (далее – Правила № 1628 и Требования № 1628).
Согласно п. 2 Правил № 1628, требования энергоэффективности здании включают:
Для многоквартирных домов это расход теплоэнергии на отопление и вентиляцию, которая применяется обязательно. Показатели годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение, согласно п. 6, 8 Правил № 1628, используются «на добровольной основе».
Согласно пп. «б» п. 9 Правил № 1628, для многоквартирных домов с централизованным теплоснабжением это установка оборудования с автоматической регулировкой потребления теплоэнергии, а также с функцией поддержания температуры в системе ГВС. К таким требованиям также относится монтаж отопительных приборов с терморегуляторами в помещениях дома.
Они применяются при проектировании и строительстве домов и эксплуатации новых, реконструированных или прошедших капремонт отапливаемых зданий. В таких зданиях должны быть установки и оборудование для предоставления потребителям коммунальных услуг и поставки ЭР (п. 4 Правил № 1628).
Требования энергоэффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учётом новых технологических решений в сфере энергосбережения (п. 10 Правил № 1628).
Кто присваивает многоквартирным домам класс энергоэффективности
Реформа ЖКХ
(Слайд 13) Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства запустила мобильное приложение сайта «Реформа ЖКХ» на платформах Android и iOS. Официальное название приложения – «Реформа ЖКХ: Жилищный фонд России».
Главный раздел приложения представлен в виде карты. Все МКД, зарегистрированные на сайте «Реформа ЖКХ» www. reformagkh. ru отображаются на этой карте с цветовой кодификацией: красная метка – аварийный дом, зеленая метка – эксплуатируемый дом, серая метка – строящийся дом.
Местоположение пользователя определяется по умолчанию. Пользователь также может указать населенный пункт и адрес дома в поисковой строке. При нажатии на метку дома на карте происходит переход в профиль выбранного дома.
В разделе «Анкета дома» указан его адрес, полное название и адрес управляющей организации, привязанной к этому МКД, паспорт дома, данные по срокам проведения и собираемости взносов на капитальный ремонт. Кроме того, пользователь может просмотреть галерею фотографий данного объекта и добавить свои снимки.
В разделе «Контакты» размещены контакты управляющей организации, контакты коммунальных служб, телефон «горячей линии» Фонда ЖКХ.
В разделе «Диаграммы» отображается динамика собираемости и расходования средств на капитальный ремонт, а также изменения размера минимального взноса на капремонт в субъекте РФ,
Также в приложении предусмотрена новостная лента по каждому объекту, где пользователи могут оставлять информационные сообщения, связанные с эксплуатацией, строительством или капитальным ремонтом МКД, а также прикладывать к ним фотографии.
Пользователи приложения также могут составлять списки интересующих их домов и получать уведомления об изменении информации об избранных объектах: изменение анкеты дома, добавление новых фотографий, изменение этапа строительной готовности строящегося дома, ход переселения из аварийного дома, поступление новых объявлений пользователей и др.
Спасибо за внимание!
На следующем занятии мы рассмотрим тему
«Прямые договоры в ЖКХ»
Москва. 29 сентября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Утверждены полномочия жилищных инспекций по контролю за работой регоператоров капремонта, сообщается на сайте правительства РФ.
«Государственные жилищные инспекции, работающие в регионах, получили право контролировать работу местных операторов капитального ремонта. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин», — говорится в сообщении.
Отмечается, что представители жилищных инспекций будут составлять план-график проверок того, как регоператор организовывает работы в целом. Также они будут проверять соблюдение действующих нормативов, например, в области энергосбережения и энергоэффективности.
Теперь в рамках выездных проверок жилищные инспекторы могут привлекать к работе специалистов строительного надзора. Так, они будут обследовать ремонтируемые дома с помощью специального оборудования.
Уточняется, что принятое решение позволит усилить контроль за региональными операторами капремонта. Это позволит улучшить качество жизни людей и снизить расходы на коммуналку. Так, использование энергосберегающих технологий может снизить платежи за отопление до 30%. Жители квартир в отремонтированных домах могут увидеть экономический эффект от применения энергоэффективных технологий уже через месяц после окончания капремонта.
Подписанное постановление необходимо для реализации действующих норм Жилищного кодекса.
Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР
Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утверждённые Минстроем РФ, состоят из шести пунктов. Согласно п. 3 Требований № 1628, ведомство устанавливает:
- перечень классов энергоэффективности и их обозначения;
- минимальные и максимальные значения величины отклонения нормативного показателя удельной величины расхода ЭР в многоквартирном доме для каждого класса;
- обязательные для наивысших классов требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергоэффективность;
- требования к маркировке класса, который размещается на фасаде многоквартирного дома.
Класс энергетической эффективности определяет орган Госстройнадзора в отношении нового, реконструированного или капитально отремонтированного МКД при вводе его в эксплуатацию (п. 4 Требований № 1628). Такой класс указывается в заключении надзорного органа. Также это может делать орган Госжилнадзора в случае, если проводил проверку МКД на соответствие ранее определённому классу при эксплуатации дома.
Таблица классов энергоэффективности приведена в п. 5 Требований № 1628:
Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения фактического значения показателя расхода ЭР в многоквартирном доме и соответствующего ему норматива.
Как составить перечень необходимых мероприятий по энергосбережению
При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ
Об энергоэффективности МКД и о том, как она влияет на сумму платежей за ЖКУ, рассказали специалисты ГЖИ Москвы на сайте РИА «Недвижимость». Сделаем краткий обзор ответов надзорного органа.
Что такое энергоэффективность дома?
Это эффективное или рациональное использование его энергоресурсов. Чем экономнее расходуются ресурсы дома, тем выше его энергоэффективность. Например, при теплопотерях из-за плохой изоляции или повреждении сетей показатель энергоэффективности дома будет низким. На класс энергоэффективности влияет наличие теплового пункта, светодиодного освещения, приборов учёта коммунальных ресурсов.
МКД с высоким классом энергоэффективности обладает, как правило, хорошей теплоизоляцией, современным оборудованием, в нём применяются энергосберегающие решения. Как правило, к таким домам относятся новостройки. Старый жилфонд обычно относится к низкому классу G: это хрущёвки, дореволюционная застройка, где нет ИТП и нового оборудования.
Кто и как определяет класс энергоэффективности МКД?
Как отметили специалисты ГЖИ Москвы, присвоение класса – это многоступенчатый процесс. В нём участвуют управляющая домом организация и представители органа Госжилнадзора, которые проводят расчёты показателей энергоэффективности на основании декларации. Такую декларацию готовит УО или ТСЖ. Специалисты ГЖИ также устанавливают, изменился ли класс, если ранее он уже был присвоен.
Раз в год управляющая организация вправе обратиться в орган ГЖН для того, чтобы подтвердить или повысить утверждённый ранее класс энергоэффективности. Он может повыситься, например, если в МКД проводился ремонт, или понизиться из-за износа сетей.
За счёт каких мероприятий повысить энергоэффективность дома?
Прежде чем приступить к работам по повышению энергоэффективности, специалисты управляющей организации обязаны изучить внутридомовые системы и определить их состояние. После этого УО предлагает собственникам варианты решения выявленных проблем. В таком предложении должны быть данные о стоимости работ, сроках их окупаемости и ожидаемом эффекте.
В приказе Минстроя РФ от 19. 2016 № 653/пр перечислены виды работ для повышения энергоэффективности МКД. Среди них установка автоматизированного управления освещением и ИТП с погодным регулированием, монтаж приборов учёта ресурсов, замена устаревшего оборудования систем электроснабжения, ХВС и ГВС. Работы могут проводиться при текущем и капитальном ремонте дома.
Как класс энергоэффективности влияет на условия проживания в доме и размер платежей собственников за ЖКУ?
Чем выше класс энергоэффективности МКД, тем комфортнее в нём жить. Светодиодное оборудование даёт более высокую и комфортную для глаз освещённость. Надлежащая работа внутридомовых систем позволяет рационально расходовать коммунальные ресурсы и не допускать перетопов в квартирах.
При этом снижение расхода ЭР приводит к уменьшению трат жителей дома на ЖКУ: отопление, электроснабжение и ГВС, а также на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества дома.
Почему орган ГЖН может не присвоить дому класс энергоэффективности
Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ
О повышении класса энергоэффективности домов при капремонте мы говорили на одном из семинаров Ассоциации «Р1» в 2021 году. Эксперт объединения Светлана Межирицкая рассказала, как провести такой капремонт общего имущества с привлечением средств Фонда ЖКХ.
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 17. 2017 № 18. Эти корректировки сняли ряд ограничений в перечне требований к домам, которые могут получить средства Фонда ЖКХ на энергоэффективный капремонт.
Эксперт рассказала управляющим домами, какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников, чтобы затем подать заявку в Фонд ЖКХ на возмещение части расходов на проведение энергоэффективного капремонта. Узнайте подробности из материалов семинара.
Www. mingkhsk
Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору:
Начальник – Савченко Валерий Анатольевич
Некоммерческая организация Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов»: Генеральный директор — Бражников Евгений Юрьевич