Министерство образования РФ
ГАПОУ СО Краснотурьинский индустриальный колледж
Методическая разработка
классного часа
Викторина по энергосбережению
«Поколение энергоэффективных»
Автор: Малышева Е.В.
ЦК механико-теплотехнических дисциплин
Краснотурьинск
2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 3
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ 4
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 14
Новые требования к энергоэффективности для описания объекта закупки
Требования к энергоэффективности — это параметр, который заказчики используют при описании предмета закупки, когда намерены приобрести определенные виды товаров. В ноябре 2021 года вступят правила, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 22.03.2021 № 131, этот документ устанавливает требования к энергоэффективности некоторых отдельных видов товаров.
Каких товаров касаются новые правила
Требования к энергоэффективности — это приложение к приказу № 131. Оно состоит из четырех разделов, каждый из которых посвящен отдельному виду товаров, чьи параметры обсуждаются:
- раздел I — двигатели электрические асинхронные — ОКПД2 27.11.23, 27.11.24 и 27.11.25;
- раздел II — телевизоры — ОКПД2 26.40.20;
- раздел III — насосы для воды — ОКПД2 28.13;
- раздел IV — кондиционеры воздуха и комнатные вентиляторы — ОКПД2 27.51.15.110 и 28.25.12.
Документ вступит в силу 18.11.2021, он не распространит свое действие на закупки, опубликованные до этого дня. Для таких закупок применяются старые, недействующие, правила об энергоэффективности. Но для закупок, которые заказчики опубликуют после этого дня, новые правила обязательны.
Новшества не применяются, когда продукция, отвечающая таким требованиям, будет несовместима с товарами заказчика.
Заказчики регулярно прописывают такой параметр как «класс энергетической эффективности» в техническом задании. Вот один из примеров.
Какие требования придется учитывать
Для всех перечисленных товаров предъявляются два основных требования:
- к классу энергоэффективности;
- к методу испытаний для ее проверки.
Содержание этих параметров раскрывается с помощью ссылок на соответствующие национальные и межгосударственные стандарты и нормативные акты Росстандарта и Ростехрегулирования, которые их утвердили.
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить
Материалы, которые могут вас заинтересовать
Бесплатно научим выигрывать госконтракты
Бесплатно научим выигрывать запросы котировок
Всего 4 урока раскроют особенности этой процедуры, научат выбирать выгодные, правильно заполнять заявку и исполнять контракты.
Задачи для 1-го класса.
1. В каждой комнате 2 лампочки. В квартире 2 комнаты. Сколько лампочек в квартире?
2. При умывании один человек тратит 5 литров воды. Сколько литров воды потратит семья из трёх человек для умывания?
3. Температура воздуха в квартире 16 градусов тепла. При заклеенных окнах температура увеличится на 4 градуса. Какая температура будет в квартире, если заклеить окна?
4. За год в одной комнате перегорает две лампочки. Сколько лампочек перегорит за год в четырёхкомнатной квартире?
5. Для приготовления обеда в семье израсходовали 2 кубометра природного газа. Сколько кубометров газа потребуется для приготовления обеда в двух семьях?
6. В вашей квартире неисправен кран. Из него за 1 час утекает 10 вёдер воды. Сколько вёдер воды утечёт из крана за 2 часа?
7. Для отопления 2-х комнатной квартиры за год расходуется 7 тонн топлива. Сколько тонн топлива понадобится для отопления двух двухкомнатных квартир?
8. Одного киловатт – часа достаточно, чтобы сшить две пары обуви. Сколько киловатт – часов потребуется, чтобы сшить 4 пары обуви?
9. Люстра потребляет 10 ватт за час. Она проработала впустую 2 часа. Сколько ватт электроэнергии сгорело впустую?
10. Для чистки зубов требуется 6 литров воды на одного человека. Сколько литров воды истратит семья Ивановых на чистку зубов, если в ней 3 человека?
11. Для мытья рук необходимо 8 литров воды. Сколько литров воды потратят Петя и Саша, для того, чтобы помыть руки, придя с улицы?
12. Для отопления школы требуется 7 тонн угля, а для отопления детского сада – 5 тонн угля. Сколько тонн угля потребовалось для отопления школы и садика вместе?
13. Одна лампочка в 10 ватт в день расходует 20 кВт/ч энергии. Сколько кВт/ч энергии расходует лампочка за пол дня?
14. В комнате с заклеенным окном температура воздуха 20 градусов, а с незаклеенным – 15 градусов. На сколько градусов теплее будет в комнате, если мы заклеим окно?
15. В квартире 3 комнаты. В первой комнате — 2 лампочки, во второй — 1 лампочка, в третьей – 4 лампочки. Сколько всего лампочек в квартире?
16. На кухне находятся холодильник, микроволновая печь, стол, стиральная машина, тостер, нож, телевизор. Сколько всего электроприборов на кухне?
17. Неисправный кран может дать за сутки 6 кубометров воды. Сколько воды вытечет из неисправного крана за двое суток?
Задачи для 2-го класса.
1. За 100 кВт мама заплатила 6 тысяч рублей. Сколько заплатит мама в следующем месяце, если ты сэкономишь 50 кВт?
2. В вашей квартире неисправен кран. Из него за 10 минут утекает ведро воды. Сколько вёдер воды утечёт за 1 час?
3. Подсчитай, сколько воды использует один человек за 1 день, если он тратит на мытьё рук – 8 литров, чистку зубов – 6 литров, стирку – 70 литров, смывание унитаза – 15 литров.
4. Потери из-за неутеплённых окон и дверей составляют 40% тепловой энергии отопительной системы, а потери через потолки и полы — 7%. На сколько % потери тепловой энергии из-за неутеплённых окон и дверей выше потерь тепловой энергии через потолки и полы?
5. Семья Наташи потребляет в месяц 100 кВт/ч энергии. Семья Лизы на 20 кВт/ч энергии меньше, чем семья Наташи. Сколько кВт/ч энергии потребляет семья Наташи?
6. За одну минуту человек использует для принятия душа 15 литров воды. Сколько литров воды истратит человек за пять минут, принимая душ?
7. У Саши в умывальнике протекает кран. В сутки выливается 30 литров воды. Сантехник отремонтировал его только через 3 дня. Сколько литров воды израсходовано впустую?
8. Одна семья из трёх человек потребляет 100 кВт в месяц. Если она сэкономит 20 кВт, то сколько семья сэкономит за 3 месяца?
9. Чтобы поддерживать температуру в доме 20 градусов, необходимо сжигать 20 кубометров газа ежедневно. Сколько кубометров газа потребуется на 3 дня, для поддержания тепла в квартире?
10. Люстра потребляет 18 ватт за час, а настольная лампа на 42 ватта больше. Сколько ватт потребляют люстра и настольная лампа вместе?
11. Известно, что на однократное мытьё рук расходуется 8 литров (не закрывая кран), чистку зубов 6 литров (не закрывая кран), ополаскивание унитазов – 15 литров за 1 раз. Сколько всего литров воды расходуется за раз?
12. Семьёй израсходовано за один день 3 кубометра воды. Известно, что во время стирки, уборки, принятия ванны ушло 2 кубометра воды. Сколько воды ушло на мытьё посуды, подготовку пищи, закатку компотов?
13. Телевизор потребляет 50 ватт электроэнергии за час. Сколько ватт электроэнергии требуется для просмотра телепередачи, которая идёт с 16 до 18 часов?
14. В ведре 10 литров воды. Для поливки грядки использовали 6 вёдер. Сколько литров воды потребовалось для полива двух грядок?
15. Одного киловатт часа достаточно, чтобы сшить две пары обуви. Сколько киловатт/часов потребуется, чтобы сшить 60 пар обуви?
Задачи для 3-го класса.
1. В комнате затопили печку. Печка топилась 2 часа. Каждый час в комнате становилось теплее на 5 градусов. Сколько градусов тепла стало в комнате, если первоначально было 10 градусов?
2. 1 люминисцентная лампочка за год потребляет 44 кВт/ч энергии. 1 лампа накаливания за тот же период потребляет 263 кВт/ч энергии. Сколько кВт/ч энергии сэкономит семья, которая вместо трёх ламп накаливания использует три люминисцентные лампочки?
3. Специалисты считают, что для нужд городского жителя достаточно 220 литров воды в сутки. В семье Лосевых пять человек. Они используют в сутки около 390 литров воды на одного человека. Сколько литров воды расходуется в сутки этой семьёй напрасно?
4. За сутки из неисправного крана утечёт примерно 40 вёдер воды, а в каждом ведре 8 литров воды. Сколько литров воды утечёт из неисправного крана за сутки?
5. За 150 кВт мама заплатила 10 тысяч рублей. Сколько заплатит мама в следующем месяце, если ты сэкономишь 40 кВт?
6. Если один ученик соберёт 60 кг макулатуры, он сбережёт от вырубки 1 дерево. Сколько деревьев может сберечь класс из 20 человек, если каждый ученик соберёт 90 кг?
7. 1 кВт = 50 рублей. Вычисли сумму оплаты за свет, если нагорело:
150 кВт =
190 кВт =
70 кВт =
120 кВт =
8. Чтобы принять ванну на одного человека расходуется 100 литров воды, а чтобы принять душ – на 50 литров больше. Сколько нужно израсходовать воды семье из четырёх человек, если двое из них будут принимать ванну, а двое принимать душ?
9. Маша, уезжая с родителями в деревню на две недели, забыла выключить в своей комнате свет. За это время расходовалось 12 кВт/ч энергии. Сколько денег потеряла Машина семья, если 1 кВт стоит 90 рублей?
10. Чайник потребляет – 1200 ватт за час, телевизор – 70 ватт, а приёмник – 5 ватт. Сколько израсходовано электроэнергии, если телевизор проработал 2 часа, приёмник – 5 часов, а чайник 30 минут?
11. В коммунальной квартире живёт 4 семьи. За месяц израсходовано 430 кВт/ч электроэнергии. Сколько электроэнергии потребила каждая семья, если известно, что Сидоровы израсходовали 80 кВт/ч, семья Петровых на 30 кВт/ч больше, а две другие семьи поровну?
12. В одной комнате горели две лампочки по 100 Вт, а в другой 3 лампочки по 40 Вт. Все эти лампочки горели 4 часа. Сколько всего Вт нагорит в двух комнатах за это время?
13. В инкубаторе на выведение 300 цыплят расходуется 100 кВт/ч энергии. Сколько цыплят можно вывести, расходуя 1 кВт/ч?
Задачи для 4-го класса.
1. Вычисли сумму оплаты за квартиру, если:
Квартплата 500 руб.
Отопление 3253 руб.
Вода 949 руб.
Горячая вода 800 руб.
Газ 340 руб.
Лифт 171 руб.
Вывоз мусора 250 руб.
2. Школьники собрали 13 тонн металлолома. Сколько можно изготовить из этого лома газонокосилок, если на одну газонокосилку идёт 650 кг металлолома?
3. Температура в комнате 18 С. При заклеенных окнах она увеличится на 1 часть. Какая станет t
в комнате, если мы утеплим окно?
4. Из неисправного крана в течение суток вытекает 400 литров воды. Сколько 10-тилитровых ведер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?
5. По показаниям счетчика учета расхода воды за месяц вытекло 6800 литров воды. Стоимость 1литра воды = 56 рублей. На сколько больше оплатил бы жилец, если норма расхода воды 9000 литров в месяц?
6. На складе было 240 т. угля. Для отопления школы отпущено 3 этого угля. 1 тонна угля стоит 25000
руб. Сколько рублей истратило государство на отопление школы?
7. Два водопроводных крана были не закрыты. Один капал со скоростью 10 капель в минуту, а другой капал на 2 капли в минуту больше, чем первый. Через шесть минут краны закрыли. Сколько всего накапало капель?
8. Принятие ванны «стоит природе» 120 литров воды за один раз. Сколько литров воды расходуется за месяц семьёй из трёх человек, если ванну каждый член семьи принимает два раза в неделю?
9. Мама заплатила за 16 кубометров воды 1904 рубля. Известно, что до 15 января стоимость одного кубометра воды составляла 115 рублей. Какая стоимость одного кубометра воды стала после 15 января?
10. За сутки из неисправного крана вытекает 60 литров воды. Сколько литров воды утечёт за сутки, если неисправны 120 кранов?
11. Одну лампу включили в 6 часов и горела она до 9 часов. Вторую лампу включили на 2 часа раньше, чем первую и горела она до 8 часов. На сколько часов одна лампа горела больше, чем вторая?
12. Антон и Кирилл ушли на улицу, не выключив свет. В лампочке было 40 ватт. Мальчики пришли домой через 3 часа и выключили свет. Сколько ватт нагорело за то время, когда Антон и Кирилл были на улице?
13. За один год работающий холодильник потребляет 584 кВт/ч. Сколько кВт/ч потребляют за год холодильники в 72 квартирном доме?
<!— —>
Тема: Решение математических задач экономического содержания
на тему «Энергосбережение».
Цели и задачи:
Образовательные:
- сформировать умения и навыки решать математические задачи экономического содержания.
Воспитательные
- привлечь внимание учеников к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
- способствовать воспитанию культуры энергопользования;
- создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;
- стимулировать интерес учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
Коррекционные
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- коррекция и развитие связной устной речи.
Оборудование: компьютер, стенд по энергосбережению, оформленный учащимися; выставка энергосберегающих бытовых приборов; раздаточный материал для учащихся, мультимедио проектор, презентации к уроку.
Формы ведения урока:
- диалог,
- объяснение,
- практическая работа,
- упражнения,
- демонстрация,
- наблюдение,
- игра;
- самостоятельная работа,
- использование ТСО,
- проблемные ситуации.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, общеклассная, работа с диаграммой.
Тип урока – урок – проблема «Легко ли быть хозяином?»
Эпиграф: «Энергосбережение
– не экономия,
а умное потребление!
1. Организационный момент.
Учитель:
— Сегодня у нас необычный урок. Прочитайте эпиграф нашего урока и скажите, о чём пойдет речь?
-Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
-Само слово “ЭНЕРГИЯ” — какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
-Как вы считаете, каким образом энергия приходит в наши дома? в школу? (Ответы детей)
-Итак, энергия это тоже электричество, которое поступает к нам по проводам.
2. Целеполагание и мотивация.
Сегодня на уроке мы поведем речь о, пожалуй, самом главном помощнике в доме…
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … ? (электричество)
Учитель:
Электричество приносит нам большую пользу.
— Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом, есть электричество – есть и жизнь!
Учитель:
— Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь часть энергии у нас в школе.
На уроке будем решать задачи и рассматривать проблемы, затронутые в них.
Учитель: А вначале давайте хотя бы на минутку представим, что мы оказались с вами в 18 веке, когда не было электричества, или вдруг наша школа на один день оказалась без света.
Учитель:
— А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?
Послушаем, рассказы ребят.
(выступления детей)
Ученик 1:
— Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как называли эту палку? (факел)
Ученик 2:
— Время шло, и люди совершенствовали свои жилища.
Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.
Ученик 3:
— Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.
Ученик 4:
— На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая — так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
Учитель:
— А вот что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,А живёт в нём огонёк.Днём он спит, а как проснётся,Ярким пламенем зажжётся (лампочка).
Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались. Сейчас появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы, наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятный для глаз и лучше распространяется в помещении.
Чем же хороши такие лампы? (ответы детей)
-такие лампочки потребляют меньше электроэнергии;
-экономят деньги;
срок службы больше;
дают ровный свет
У нас в школе практически все лампочки – энергосберегающие. Давайте сравним две лампы энергосберегающую и обычную в плане потребления энергии, решим задачу.
Устная работа
Задача1.
Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт·ч, а энергосберегающая лампа — 20 Вт·ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания?(Вычисления детей)
Учитель : Лампа сутки погорит – Сто кило угля спалит!Если светит зря она,Где ж экономия сырья?
(На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки.)
Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
— Выключать электрический свет, если в классе никого нет.
— Не включать свет, когда солнце освещает помещение.
— Не закрывать окна шторами в дневное время.
— Использовать энергосберегающие лампы.
Задача 2: В нашей школе еще имеется 10 обычных ламп накаливания потреблением 100 Вт·ч. Какую экономию за день может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 5 руб.)
Работа с классом: составляем план, решаем у доски
Итак, мы можем сэкономить 4р только за 1 день. Какую экономию может получить школа за год?
Вычисления детей
4Х365 =1460 руб – экономия за год
Перед вами диаграмма расхода электроэнергии в нашей школе в течение 2012 года
Учитель:
-Назовите месяц наибольшего потребления электричества?
— Назовите месяц наименьшего потребления электричества?
— Попробуйте определить причину возрастания потребления эл/энергии с октября по декабрь?
«Расчёт оплаты за квартал »
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Расход электроэнергии кВт / час | 9 146 кВт·ч | 14 344 кВт·ч | 11 996 кВт·ч | 7 630 кВт·ч | 7 240 кВт·ч | 4 035 кВт·ч | 905 кВт·ч | 390 кВт·ч | 7 642 кВт·ч | 7 761 кВт·ч | 9 905 кВт·ч | 14 266 кВт·ч |
— Сколько же денег будет стоить электроэнергия, израсходованная нашей школой за год? В какой период года расход денег был максимальный?
— для того, чтобы сравнить расход, давайте рассчитаем оплату по квартально.
Квартал – это 3 месяца.
Тариф оплаты за 1 кВт·ч для нашей школы в среднем составляет 5 рублей.
— Как мы можем это узнать? (умножением стоимости 1 кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии за 3 месяца)
Работает у доски 1 человек, ведет расчет за 1 квартал.
Остальной расход за свет вам предстоит вычислить самостоятельно.
- Самостоятельная работа по группам
(Класс разделить на 3 группы)
Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Задача: вычислить расход денег поквартально (за 2,3,4 кварталы)
1 группа- 2 квартал
2 группа- 3 квартал
3 группа- 4 квартал
— Давайте проверим, что у нас получилось (проверка по слайду).
-Как же теперь нам найти общий расход денег за год? (сложить полученные данные)
-Учащиеся выполняют вычисления.
— Могла ли наша школа сэкономить и как? (ответы учащихся)
Учитель
Разминка «Игра с лампочками»
На каждом проводе висит по 5 лампочек
Всего на проводах:
3 лампочки по 40 ватт;
3 лампочки по 60 ватт
2 лампочки по 100 ватт
500
200
300
Напиши на каждой лампочке её мощность
Задача 3
А теперь давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день?
1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов (ответы детей)-5
2) Сколько ламп в каждом кабинете?
8светильников по 2 лампы в каждом- 8х2=16 ламп
3) Продолжительность всех перемен -10 мин +15 мин+15 мин+10 мин + 10 мин =60 мин=1 ч
Мощность 1 лампы- 20 Вт
Вычисления:
1)Общее количество ламп во всех учебных кабинетах?
8х2х5=80
2)Каков расход энергии?
80х20х1ч =1600 Вт·ч = 1,6 кВт·ч
3) Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:
1,6 кВт·ч х 5 руб=8 руб
Ответ : экономия составит 8 руб за 1 день
Учитель:
— Давайте рассчитаем, какую сумму школьного бюджета можно было бы сэкономить, если мы, благодаря советам по энергосбережению, сократили потребление электроэнергии за год на 20 %. Стоимость 1 кВт·ч составляет сейчас 5 руб.
-Учащиеся выполняют вычисления.
А знаете ли вы ,что 1 кВт электроэнергии достаточно, чтобы испечь 38 кг хлеба или сшить 2 пары обуви, произвести 14 кг сыра, 12 часов смотреть цветной телевизор, 2 часа пылесосить
Такое же количество энергии потребляют за 10 часов бессмысленного горения лампочки в 100 Вт
Учитель:
— Ваши предложения по экономии эл /энергии в нашей школе.
Ответы учащихся :
— при ненадобности свет отключать;
-периодически протирать лампочки (хорошо протертая лампочка светит на 10 — 15% ярче грязной, запыленной);
— замена ламп накаливания на энергосберегающие, которые экономят до 80% электроэнергии.
Учитель: Электричеством надо пользоваться экономно и дома, и в школе, выключать свет всегда и везде, когда он горит зря.
Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей во всем мире выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты.
Следующий Час Земли состоится в субботу 31 марта 2014 года с 20:30 до 21:30 по местному времени.
Итог урока (Рефлексия)
Сегодня мы решали часть проблемы экономии бюджета школы. Вы получили ответы на вопросы, как можно сохранить этот бюджет и стать маленьким «хозяином» в школе? А что для этого необходимо? (Ответы детей)
Экономить надо свет-
Это вовсе не запрет,
А для всех для нас совет.
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предназначена для проведения игры викторины по энергосбережению «Поколение энергоэффективных» среди студентов IV курса специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Викторина проводится в рамках декады специальности при методической поддержке Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче
Вид: внеклассное открытое мероприятие.
Время: 45 минут.
Место проведения: аудитория.
Цели:
- расширение знаний участников викторины по теме «Энергосбережение и повышение энергоэфффективности», а также изучение современных энергоэффективных технологий, применяемых в различных отраслях экономики;
- стимулирование познавательного интереса к теме бережного и рационального отношения к энергоресурсам и применения в дальнейшем в повседневной жизни полученных знаний;
- неформальное общение преподавателей и студентов
В задачи проведения мероприятия входят:
- развитие творческого потенциала, кругозора участников;
- поддержка и развитие интеллектуально и творчески одарённых детей;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к теме энергосбережения;
- выявление обучающихся, которым в дальнейшем интересно участие в городских, региональных и всероссийских мероприятиях/конкурсах по теме «Энергосбережение и повышение энергоэффективности».
Краткое описание. В викторине участвуют две команды. Участники должны пройти 4 раунда. В процессе викторины команды зарабатывают баллы. В конце игры та команда, которая набрала большее количество баллов, выигрывает.
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ
1. Организационный момент
Ведущий приветствует участников викторины, объявляет цели и задачи мероприятия. Участники викторины заранее разбиваются на 4 команды. Необходимо распечатать 4 изображения и разрезать их (варианты: региональные энергетические объекты, оборудование, фото известных деятелей). Общее количество кусочков фотографий должно совпадать с количеством учащихся. Затем разложить порезанные кусочки фото на стол, предварительно перевернув изображением вниз и перемешать их. Каждый участник должен взять один элемент. Те студенты, элементы которых соединились в одну картину, являются участниками одной команды.
Ведущий:
Уважаемые участники, члены жюри и гости нашего мероприятия! Мы собрались, чтобы провести викторину «Поколение энергоэффективных». Мероприятие проходит в рамках декады специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» при методической поддержке фестиваля ВместеЯрче. Цель игры — расширить знания участников викторины по теме «Энергосбережение и повышение энергоэфффективности», повысить познавательный интерес к теме бережного и рационального отношения к энергоресурсам и применения в дальнейшем в повседневной жизни полученных знаний;
Игру оценивает жюри в составе: (ведущий представляет жюри).
Произведем деление на команды.
Познакомимся с участниками игры (капитаны представляют команды). На столе представлены порезанные кусочки изображений. Каждый участник должен взять один элемент. Те студенты, элементы которых соединились в одну картину, являются участниками одной команды. Каждая команда садится за отдельный стол. Чтобы различать команды, присвоим им цвета: желтый, зеленый, синий и красный
Начинаем игру.
I раунд: «Энергетика страны»
- Задание
Вспоминаем аббревиатуры электростанций. На экране и на листах, которые лежат на столе, показаны аббревиатуры, командам необходимо расшифровать их. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Первая ответившаякоманда получает 3 дополнительных балла, вторая — 2 балла, третья – 1 балл. Если команды выполнили задание одновременно, то все получают высший балл.
Для готовности командам дается время 5 минуты.
Аббревиатуры электростанций и их расшифровка
- Атомные электростанции (АЭС)
- Тепловые электростанции (ТЭС)
- Гидроэлектрические станции (ГЭС)
- Солнечные электростанции (СЭС)
- Государственная районная электростанция (ГРЭС)
Задание 2
Участники перед собой видят карту России (на экране и на листах на столе). У каждой команды находится список известных электростанций России. Командам необходимо указать кружочком место расположения объекта на карте. Задание допускает пользование интернет-ресурсами.
За каждую верно указанную электростанцию команда получает 3 балла. Для готовности командам дается время 5 минут.
№ | Вариант для 1 команды: | Ответ (регион, где располагается станция) |
1 | Саяно-Шушенская ГЭС | Республика Хакасия |
2 | Балаковская АЭС | Саратовская область |
3 | Белоярская АЭС | Свердловская область |
№ | Вариант для 2 команды: | Ответ (регион, где располагается станция) |
4 | Дягилевская ТЭЦ | Рязанская область |
5 | Шатурская ГРЭС | Московская область |
6 | Маркинская ВЭС | Ростовская область |
№ | Вариант для 3 команды: | Ответ (регион, где располагается станция) |
7 | Братская ГЭС | Иркутская область |
8 | Билибинская АЭС | Чукотский автономный округ |
9 | Калининская АЭС | Тверская область |
№ | Вариант для 4 команды: | Ответ (регион, где располагается станция) |
10 | Губкинская ТЭЦ | Белгородская область |
11 | Новомосковская ГРЭС | Тульская область |
12 | ВЭС Тюпкильды | Республика Башкортостан |
- Республика Хакасия (Саяно-Шушенская ГЭС).Подсказки: это — Республика. Регион расположен в Сибирском федеральном округе. Граничит с Кемеровской областью, Красноярским краем, Республикой Тывой и Республикой Алтай.
- Саратовская область (Балаковская АЭС).Подсказки: входит в состав Приволжского федерального округа. На юге граничит с Волгоградской областью, на западе — с Воронежской и Тамбовской областями, на севере — с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница России с Казахстаном. Общая протяжённость границ составляет свыше 3500 км.
- Свердловская область (Белоярская АЭС).Подсказки: входит в состав Уральского федерального округа. Граничит на западе с Пермским краем, на севере с Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Тюменской областью, на юге с Курганской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан.
- Рязанская область (Дягилевская ТЭЦ).Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Граничит: на севере с Владимирской областью, на северо-востоке — Нижегородской областью, на востоке — Республикой Мордовия, на юго-востоке — Пензенской областью, на юге — Тамбовской и Липецкой областями, на западе — с Тульской областью и на северо-западе — с Московской областью.
- Московская область (Шатурская ГРЭС).Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Граничит на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке и востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской, в центре — с городом федерального значения Москвой. Показать: флаг и герб.
- Ростовская область (Маркинская ВЭС).Подсказки: входит в состав Южного федерального округа. На востоке граничит с Волгоградской областью, на севере — с Воронежской, на юге — с Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкия, на западе — с Донецкой и Луганской областями.
- Иркутская область (Братская ГЭС).Подсказки: входит в состав Сибирского федерального округа. Граничит на западе с Красноярским краем, на северо-востоке с Якутией, на востоке с Забайкальским краем, на востоке и юге с Бурятией, на юго-западе с Тувой.
- Чукотский автономный округ (Билибинская АЭС).Подсказки: это — Автономный округ. Располагается в Дальневосточном федеральном округе. Граничит с Якутией, Магаданской областью и Камчатским краем. На востоке имеет морскую границу с США.
- Тверская область (Калининская АЭС).Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Смоленской и Псковской областями.
- Белгородская область (Губкинская ТЭЦ).Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа. Расположен в юго-западной части России в 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной.
- Тульская область (Новомосковская ГРЭС).Подсказки: входит в состав Центрального федерального округа Граничит: на севере и северо-востоке — с Московской, на востоке — с Рязанской, на юго-востоке и юге — с Липецкой, на юге и юго-западе — с Орловской, на западе и северо-западе — с Калужской областями.
- Республика Башкортостан (ВЭС Тюпкильды).Подсказки: это — Республика. Входит в состав Приволжского федерального округа. Граничит с Пермским краем, Свердловской, Челябинской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой.
II раунд: «Чемпионы энергосбережения»
Продолжительность раунда: 10 минут. Участники должен ответить на 5 вопросов. В данном конкурсе команда может заработать 10 баллов.
Вариант для 1 команды | Вариант для 2 команды | |||||
№ | Кол. баллов | Вопрос и варианты ответа (курсивом отмечен правильный ответ) | № | Кол. баллов | Вопрос и варианты ответа | |
1 | 2 балла | Какой из этих источников энергии является возобновляемым:
| 1 | 2 балла | Назовите единицу измерения электрической мощности?
| |
2 | 2 балла | Какая из ламп наименее эффективна?
| 2 | 2 балла | Какая из ламп имеет больший срок работы?
| |
3 | 2 балла | Что из перечисленного не является способом экономии тепла в квартире:
| 3 | 2 балла | Какой из показателей обозначаем самый высокий класс энергоэффективности бытового прибора?
| |
4 | 2 балла | Английская аббревиатура, которая используется для обозначения термина «светодиод»:
| 4 | 2 балла | Период времени суток, когда населению предоставляется наибольшая скидка за потребление электроэнергии при установке многотарифного счетчика:
| |
5 | 2 балла | Во сколько раз современная светодиодная лампа эффективней лампы накаливания?
| 5 | 2 балла | На каких видах станций вырабатывается больше всего электроэнергии в России:
| |
Вариант для 3 команды | Вариант для 4 команды | |||||
№ | Кол. баллов | Вопрос и варианты ответа (курсивом отмечен правильный ответ) | № | Кол. баллов | Вопрос и варианты ответа | |
1 | 2 балла | Какой из этих источников энергии является невозобновляемым:
| 1 | 2 балла | Назовите единицу измерения Энергии
| |
2 | 2 балла | Какая из ламп наиболее эффективна?
| 2 | 2 балла | Какая из ламп наиболее прочная?
| |
3 | 2 балла | Что из перечисленного не является способом экономии тепла в квартире:
| 3 | 2 балла | Какой из показателей обозначаем самый низкий класс энергоэффективности бытового прибора?
| |
4 | 2 балла | В каком году в РФ был принят Федеральный Закон Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности?
| 4 | 2 балла | Период времени суток, когда населению предоставляется наибольшая скидка за потребление воды:
| |
5 | 2 балла | Какие источники энергии применяются в нашем городе для энергоснабжения светофоров?
| 5 | 2 балла | Что из перечисленного не способствует экономии электроэнергии?
|
III раунд: «Факты, цифры, даты»
Продолжительность раунда: 5минут
Командам необходимо ответить на вопросы, которые напечатаны на листе. В каждом вопросе ответ – это цифра или дата. Участникам дается подсказка – таблица с цифрами. Каждая цифра — это правильный ответ на вопрос. Таблица находятся на распечатанном листе у команды и дана на экране.
За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Количество правильных ответов равно количеству баллов, которые получит команда за данный конкурс.
Вариант вопросов и таблица с ответами для команды №1
261 – ??? номер закона Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
7 — Выделяют ??? основных классов энергоэффективности для бытовой (промышленной) техники.
80- Энергосберегающие лампы экономят до ??? % электроэнергии
10 — Зарядное устройство без телефона потребляет до ??? % электроэнергии впустую
100 – На продажу какой мощности ламп накаливания действует запрет в России? Свыше ??? Вт.
2009 – ??? год подписания закона Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
IV раунд: «Энергоаудит»
Продолжительность раунда: 10 минут
Командам предстоит ознакомиться с отчетами главных энергетиков социального учреждения и сетевого комплекса по проведенным в течение года мероприятиям в рамках энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Задача команд – найти в отчете мероприятия, которые способствуют энергосбережению. За верный ответ – 15 баллов, за каждую ошибку минус 1 балл
Задание для команды №1 (курсивом отмечены правильные ответы)
Отчет Петрова Петра Алексеевича – главного энергетика детского сада «Солнышко»
- Установлены энергосберегающие лампы для наружного освещения.
- В открытых коридорах постелены ковры.
- Двери облегчены, убран утеплитель.
- В учебных классах окна завешены плотными шторами.
- Утеплены стеновые конструкции.
- На всех подоконниках установлены цветы с высокой и пышной листвой.
- Установлены теплоотражающие экраны за батареями.
- Заключены контракты на поставку воды
- Закуплены энергоэффективные плиты в столовой.
- К основному зданию подстроен спортивный зал.
- Производится регулярное мытье окон.
- Проведена разъяснительная работа с сотрудниками учреждения по энергосбережению.
- На втором и третьем этажах на лестничных площадках обновлены перила. Установлены перила из красного дуба.
Задание для команды №2
Отчет Васечкина Василия Алексеевича – главного энергетика сетевого комплекса № 1
- Установлена система энергосберегающего освещения на подстанциях.
- Закуплены 15 вездеходов для электротехнического персонала.
- Применены режимные мероприятия: регулирование напряжения в сети.
- Осуществляется контроль за выполнением графиков осмотра электрооборудования.
- Выполнение на регулярной основе текущих ремонтов электрооборудования.
- Выполнение планово-предупредительных ремонтов электрооборудования.
- Внедрена автоматизация диспетчеризации сети (АСУ ТП).
- Установлены приспособления и оборудования, способствующие отбору тепла от трансформаторов для обогрева зданий распределительных устройств.
- Для электротехнического персонала закуплена новая рабочая одежда в светлых тонах.
- В помещениях утеплены окна.
- Осуществлена покраска внешней поверхностей дверей подстанций в светлый цвет.
- Внедрена система автоматическое закрывание внешних дверей на объектах комплекса
- Проведены уроки по электробезопасности с не электротехническим персоналом.
- Установлена систем подогрева приточного воздуха теплом от вытяжной вентиляции (при
- Регулярное выполнение профилактических испытаний электрооборудования.
Отчет Петрова Петра Алексеевича – главного энергетика детского сада «Ветерок»
- Установлены энергосберегающие лампы для внутреннего
- Установлены датчики движения.
- Окна покрашены, убран старый утеплитель.
- В учебных классах установлены жалюзи, защищающие от солнечного света.
- Установлены теплоотражающие экраны за радиаторами отопления.
- Утеплены межлитные наружные швы.
- На всех подоконниках установлены цветы с высокой и пышной листвой.
- В центре зала установлены три дополнительные опоры, выкрашены в зеленый цвет.
- Отключается часть освещения в помещениях на время обеденного перерыва или
- Заключены контракты на поставку воды
- Закуплена энергоэффективная техника и посуда в столовой.
- К основному зданию пристроен актовый зал.
- Производится постоянная очистка от пыли светильников.
- Проведена разъяснительная работа с сотрудниками учреждения по энергосбережению.
Отчет Васечкина Василия Алексеевича – главного энергетика сетевого комплекса № 2
- Установлена система энергосберегающего освещения в бытовых помещениях.
- Применены режимные мероприятия: отключение избытков установленной мощности.
- Осуществляется контроль за выполнением графиков осмотра электрооборудования.
- Заменены провода на самонесущий изолированный провод.
- Выполнение на регулярной основе текущих ремонтов электрооборудования.
- Внедрена автоматизированная система управления режимами работы электрической сети.
- Проведены дни открытых дверей для учащихся старших классов средней образовательной школы на объектах комплекса.
- Проведены мероприятий по борьбе с воровством электроэнергии.
- Установлены приспособления и оборудования, способствующие отбору тепла от трансформаторов для обогрева зданий распределительных устройств.
- Для электротехнического персонала закуплена новая рабочая одежда в светлых тонах.
- В помещениях утеплены двери.
- Осуществлена покраска внешних стен подстанций в светлый цвет.
- Внедрена система автоматическое закрывание внешних дверей на объектах комплекса
- Установлена систем подогрева приточного воздуха теплом от вытяжной вентиляции (при
- Регулярное выполнение профилактических испытаний электрооборудования.
Подведение итогов
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ)
- Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования. Г.М. Михеев, Москва Издательский дом «Додэка-ХХI».
- Большая иллюстрированная энциклопедия знаний. Кракан М. Издательство: БММ. Год издания: 2011.
- «Википедия» — общедоступная интернет-энциклопедия.