Верховный Суд указал, что административное правонарушения связанные с нецелевым использованием земельного участка относится к правонарушениям в области, урегулированной законодательством РФ об охране окружающей среды и природопользования, а, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Постановлением от 04. 2019 №04-004/03-42, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель (далее также — постановление должностного лица), гражданин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 тыс. руб.
Из постановления следовало, что гражданину вменялось в вину использование принадлежащего ему земельного участка, находящегося в Чемальском районе Республики Алтай, не по целевому назначению в соответствии с категорией земель и видом разрешенного использования.
Решением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 12. 2019 №12-51/2019 постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 5 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по данному делу об административном правонарушении, судья районного суда сделал вывод о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Верховного Суда Республики Алтай от 13. 2020 №21-10/2020, оставленным без изменения постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05. 2020 №16-4149/2020, решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 12. 2019 №12-51/2019 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в названный районный суд. Принимая данное решение, судья верховного суда республики отметил то, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством РФ об охране окружающей среды и природопользования, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 КоАП РФ составляет один год.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, гражданин выразил несогласие с решением судьи верховного суда республики и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, ссылаясь на судебные акты, вынесенные по делам, рассмотренные арбитражным судом.
В определении Судебной коллегии ВС РФ №307-АД17-6188 от 26. 2017 содержится вывод, что объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8 КоАП РФ, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства.
Следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
ВС РФ отклонил ссылки заявителя на судебные акты, вынесенные по делам, рассмотренным арбитражными судами, указав обоснованность установления специального — годичного — срока привлечения к административной ответственности.
Таким образом, вынесенное ВС РФ постановление по делу №52-АД21-2-К8 от 24. 2021, указывает на разный подход к привлечению административной ответственности физических и юридических лиц по ч. 1 ст. 8 КоАП РФ.
По которой в случае привлечения к административной ответственности юридического лица применим общий срок давности, а в случае привлечения физического лица применяют специальный срок — один год со дня совершения административного правонарушения.
Другие публикации по теме:
Верховный Суд: собственник не должен уведомлять публичную власть о выборе вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка
Верховный Суд: застройщик, сдавший объект с просрочкой, обязан выплатить убытки гражданину-цессионарию
Верховный Суд: срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение размещения информации в ЕИСЖС — два месяца
Верховный Суд: одна лицензия — один штраф
Верховный Суд: участник долевого строительства вправе взыскать с застройщика возмещение убытков, рассчитанных абстрактным методом
СТ 9. 16 КоАП РФ
Выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.
Реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, —
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах —
Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Несоблюдение правил представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информации, необходимой для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц — десяти тысяч рублей.
Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают общественные отношения, регулируемые законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Энергосбережение понимается как реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (п. 3 ст. 2 Закона об энергосбережении).
Энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (п. 4 ст. 2 Закона об энергосбережении).
В соответствии со ст. 4 Закона об энергосбережении правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в выпуске производителем или ввозе на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона об энергосбережении класс энергетической эффективности определяется как характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность.
Требование к производимым на территории Российской Федерации и импортируемым в Российскую Федерацию для оборота на ее территории товарам о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках распространяется на виды товаров (с учетом их характеристик) согласно Постановлению Правительства РФ от 31. 2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».
Согласно ст. 9 Закона об энергосбережении одной из форм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является установление запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей. В ст. 10 упомянутого Закона определяется перечень товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, состоит в несоблюдении при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона об энергосбережении требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:
1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Статья 31 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает требование к обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений.
Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, состоит в несоблюдении лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Комментируемое административное правонарушение содержит три состава. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам; по второму — требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; по третьему — требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно п. 11 ст. 2 Закона об энергосбережении в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Статья 12 указанного Закона устанавливает, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.
Правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Приказом Минрегиона России от 08. 2011 N 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома». Требования к эффективности регламентируются Постановлением Правительства РФ от 25. 2011 N 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Статья 13 Закона об энергосбережении устанавливает требования к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Часть 7 ст. 12 Закона об энергосбережении устанавливает, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. За нарушение данного правила установлена административная ответственность по ч. 5 комментируемой статьи.
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 6 комментируемой статьи является несоблюдение требования о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений является обязательным. Подобные предложения предоставляются собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов. Примерная форма предложения утверждена Приказом Минэнерго России от 16. 2010 N 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов».
Указанные требования установлены в ч. 9, 10 и 12 ст. 13 Закона об энергосбережении и предъявляются к организациям, обязанным осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 7 комментируемой статьи является несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении государственной функции в пределах своей компетенции обязаны:
— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами РФ;
— соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
— проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
— проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, копии документа о согласовании проведения проверки (в случаях, установленных законодательством РФ);
— не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
— предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
— знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
— учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
— доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ;
— соблюдать сроки проведения проверки;
— не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
— перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
— осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
— принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (п. 2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 12. 2011 N 697).
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 8 комментируемой статьи является несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона об энергосбережении под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
В соответствии со ст. 15 Закона об энергосбережении энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении проведение энергетического обследования является обязательным, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, для следующих лиц:
— органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
— организаций с участием государства или муниципального образования;
— организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
— организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
— организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в ч. 2 ст. 16 Закона об энергосбережении;
— организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Согласно ч. 2 указанной статьи эти лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Закона об энергосбережении до 31 декабря 2012 г. , а последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 9 комментируемой статьи является несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии со ст. 15 Закона об энергосбережении по результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, который передается лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.
Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
— об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
— об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
— о показателях энергетической эффективности;
— о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
— о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
— о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, устанавливаются Приказом Минэнерго России от 19. 2010 N 182 «Об утверждении Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
Деятельность по проведению энергетического обследования и составлению энергетического паспорта осуществляется лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 10 комментируемой статьи является несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с п. 11 и 12 ст. 6 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти РФ относятся установление требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации. Согласно п. 3 ст. 7 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ.
Требования к указанным программам определяются Правительством РФ на основании ст. 14 Закона об энергосбережении. Например, Постановлением Правительства РФ от 31. 2009 N 1225 установлены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 комментируемой статьи, состоит в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. Постановлением Правительства РФ от 31. 2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд.
Часть 12 комментируемой статьи содержит три состава административных правонарушений. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения; по второму — нарушение установленного порядка заключения этого договора; по третьему — несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приказом Минэнерго России от 07. 2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С субъективной стороны правонарушения по всем частям комментируемой статьи могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 16 КоАП РФ, а в случае применения конфискации орудия или предмета административного правонарушения — судьи.
Согласно ч. 1 ст. 66 КоАП РФ контрольный орган в сфере закупок рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны).
Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, за исключением приборов учета электрической энергии, —
- Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии
- Статья 9.17. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями и котельными запасов топлива
Судебная практика по статье 9. 16 КоАП
Определение Верховного Суда РФ от 11. 2017 N 306-АД17-4058 по делу N А65-14349/2016
по заявлению закрытого акционерного общества «Буинское предприятие тепловых сетей» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 25. 2016 N А05-496/2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 29. 2017 N 307-АД17-5117 по делу N А66-5049/2016
Торжокское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее — предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее — управление, административный орган) от 26. 2016 N 03-5/1-2-2016 о привлечении предприятия к административной ответственности на основании части 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 50 000 рублей штрафа.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30. 2017 N 301-АД16-19395 по делу N А82-3618/2016
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 29. 2013 N 30-З «Об отдельных вопросах производства по делам об административных правонарушениях» должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, при осуществлении органами местного самоуправления в пределах своих полномочий: муниципального жилищного контроля — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7. 21, 7. 22, 7. 23, частями 4 и 5 статьи 9. 16 КоАП РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 02. 2017 N 310-АД17-9580 по делу N А14-14980/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 06. 2016 N 202. 04-9. 16 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Определение Верховного Суда РФ от 03. 2017 N 309-АД17-9673 по делу N А34-7173/2016
по заявлению публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 05. 2016 N 119 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 26. 2017 N 310-АД17-15891 по делу N А48-1923/2017
Публичное акционерное общество «ОРЗЭП» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Отдела государственного энергетического надзора по Орловской области (далее — административный орган) об оспаривании постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 7 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) от 22. 2017 N ЭП-10/2017 в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 17. 2018 N 308-АД17-20707 по делу N А53-18009/2017
по заявлению акционерного общества Теплоэнергетического предприятия тепловых сетей «Теплоэнерго» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31. 2017 N 451/02 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
Определение Верховного Суда РФ от 21. 2018 N 305-АД18-2083 по делу N А41-68018/2017
Акционерное общество «Управление жилищного хозяйства» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее — административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25. 2017 N 08Вх/10-351-26-17-2017/7/5/1 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 18. 2018 N 309-АД18-6989 по делу N А34-5266/2017
публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — управление, административный орган) от 27. 2017 N 80 о привлечении к административной ответственности на основании части 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 80 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 15. 2018 N 308-АД18-15819 по делу N А53-5017/2018
публичное акционерное общество «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее — управление, административный орган) от 23. 2018 N 2173/02 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 50 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 13. 2018 N 305-АД18-13890 по делу N А41-89478/2017
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А. , изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» на решение Арбитражного суда Московской области от 16. 2018 по делу N А41-89478/2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25. 2018 по тому же делу по заявлению акционерного общества «ВТС» к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о признании незаконным и отмене постановления от 24. 2017 N 08ОГ/13-982-3-13-2017/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Статья 9.10. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности
- Статья 9.12. Утратила силу