Куда в каком виде и когда нужно сдать отчет о выбросах парниковых газов

Куда в каком виде и когда нужно сдать отчет о выбросах парниковых газов Энергоэффективность
Содержание
  1. Необходимость углеродных единиц
  2. Федеральный закон № 296-ФЗ
  3. Реестр углеродных единиц
  4. Единицы выполнения квоты
  5. Торги углеродными единицами
  6. Региональные и отраслевые особенности в России
  7. Загрязнение атмосферы коксовым производством
  8. Пилотный проект на Сахалине
  9. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
  10. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
  11. ПРЕИМУЩЕСТВА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
  12. В КАКОЙ ОРГАН ПОДАЕТСЯ ОТЧЕТ ОБ ОБЪЕМАХ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ?
  13. КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА?
  14. КАК ПРОВЕСТИ ОЦЕНКУ УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА ПРОДУКЦИИ, КОРПОРАТИВНОГО УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА ПРОДУКЦИИ?
  15. ВАЛИДАЦИЯ И ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОВОДЯТСЯ НА ОСНОВАНИИ:
  16. КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ОРГАН ПО ВАЛИДАЦИИ И ВЕРИФИКАЦИИ?
  17. КАК НАЙТИ ОРГАН ПО ВАЛИДАЦИИ И ВЕРИФИКАЦИИ?
  18. Как же определить необходимость сдачи отчета о парниковых газах для конкретного предприятия?
  19. Подача отчета о парниковых газах
  20. Обзор документа
  21. Расчет выбросов парниковых газов
  22. Правовое регулирование
  23. Расчет объема выбросов парниковых газов
  24. Подпишитесь на наш канал

Необходимость углеродных единиц

Не следует путать с Углеродная единица — внесистемная единица массы, применяемая для масс молекул, атомов, атомных ядер и элементарных частиц.

Углеродная единица — верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа.

Однако в 2015 году, после подписания Россией Парижского соглашения (ставшего продолжением и развитием Киотского протокола) весь этот нормативно-правовой аппарат пришлось радикально реформировать, а работу по учёту и купле-продаже углеродных единиц перезапускать.

Федеральный закон № 296-ФЗ

Федеральный закон № 296-ФЗ Об ограничении выбросов парниковых газов определил или уточнил понятийную базу, используемую в России при работе с углеродными единицами и в смежных сферах.

Реестр углеродных единиц

Единицы выполнения квоты

Торги углеродными единицами

Съёрен Люткен, Старший советник программы ООН UNEP. Презентация Существует ли такая вещь, как климатическое финансирование?, 2012 год

Региональные и отраслевые особенности в России

Загрязнение атмосферы коксовым производством

Пилотный проект на Сахалине

Одним из приоритетных направлений по борьбе с изменениями климата, вызванного антропогенным влиянием, является регулирование выбросов парниковых газов и переход к углеродно-нейтральной экономике.

Читайте также:  Получите консультацию эксперта по повышению энергоэффективности в Барнауле

— содержащиеся в атмосфере вещества природного и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное электромагнитное излучение. Это естественный процесс, который помогает поддерживать комфортную температуру на планете. (Федеральный закон от 02.07.2021 г. N 296-ФЗ “Об ограничении выбросов парниковых газов”)

Основными парниковыми газами:

  • диоксид углерода,
  • метан,
  • закись азота,
  • гидрофторуглероды (ГФУ),
  • перфторуглероды (ПФУ),
  • гексафторид серы.

Image

Российская Федерация 21.09.2019 г. присоединилась к Парижскому соглашению – международному договору в рамках Организации Объединенных Наций – и приняла на себя обязательства по реализации последовательного плана для снижения антропогенной нагрузки на климатическую систему.

29.10.2021 г. была утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Согласно этому документу РФ обязуется сократить выбросы парниковых газов до 70% от показателя 1990 года к 2030 году, а также определяет направление развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Сегодня основным документом, определяющим основы регулирования выбросов парниковых газов в РФ, является Федеральный закон от 02.07.2021 г. №296-ФЗ Об ограничении выбросов парниковых газов.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Одним из основных требований для организаций, подлежащих инвентаризации выбросов парниковых газов, является проведение производственной инвентаризации. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

  1. Оценка объема выбросов: необходимо определить количество выбросов парниковых газов, которые производит организация в течение определенного периода времени.

  2. Определение источников выбросов: необходимо идентифицировать и классифицировать все источники выбросов парниковых газов в организации.

  3. Расчет углеродного следа: на основе данных об объеме выбросов необходимо рассчитать углеродный след организации, то есть влияние на изменение климата.

  4. Подготовка отчетности: на основе проведенной инвентаризации необходимо подготовить отчет о выбросах парниковых газов и представить его в установленном порядке.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Проведение инвентаризации выбросов парниковых газов является ключевым шагом в сокращении вредного воздействия организаций на окружающую среду. Путем оценки объема выбросов и разработки плана по их снижению, компании могут активно участвовать в борьбе с изменением климата и улучшении экологической ситуации.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

  • ЗАКОННОСТЬ: Проведение инвентаризации выбросов позволяет организациям быть в соответствии с законодательством и выполнять все требования по охране окружающей среды.

  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ: Уменьшение выбросов парниковых газов способствует сокращению негативного воздействия на климат и здоровье людей.

  • ПОВЫШЕНИЕ РЕПУТАЦИИ: Активное участие в экологических программах и проектах способствует улучшению репутации компании и ее общественному восприятию.

  • СОХРАНЕНИЕ РЕСУРСОВ: Рациональное использование ресурсов и снижение выбросов парниковых газов помогают экономить энергию и сырье.

Проведение инвентаризации выбросов парниковых газов не только является необходимым условием для соблюдения законодательства, но и важным шагом в направлении устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса.

Расчет выбросов парниковых газов

Расчет выбросов парниковых газов – это процесс количественного определения прямых и косвенных выбросов парниковых газов от производственных процессов. На сегодняшний день в нормативных документах их распределяют по трем категориям:

  • Прямые выбросы – Охват 1 (Scope 1). Это выбросы от собственных источников предприятия.
  • Косвенные энергетические выбросы – Охват 2 (Scope 2). Это выбросы, связанные с покупкой электроэнергии, тепловой энергии и пара;
  • Прочие косвенные выбросы – Охват 3 (Scope 3). Это все остальные выбросы, в основном, связанные с производством, транспортировкой и утилизацией товаров и материалов.

ДЛЯ ЧЕГО МОЖЕТ ТРЕБОВАТЬСЯ ПРОВЕДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ?

  • для подготовки обязательной отчетности в рамках национальной Программы по парниковым газам;
  • для выполнения работ по подготовке нефинансовой отчетности (например, ESG-отчетности или CSR) для повышения конкурентоспособности, участия в добровольных программах, достижения других целей в области климатических проектов.

РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ. ЧТО ВХОДИТ В УСЛУГУ?

  • Выезд экспертов на предприятие для оценки действующих источников выбросов парниковых газов и сбора необходимых исходных данных.
  • Расчет и оценка выбросов парниковых газов согласно методическим рекомендациям.
  • Верификация результатов наших работ независимым экспертом (при необходимости).

КАК ПОДГОТОВИТЬ ОТЧЕТ ОБ ОБЪЕМАХ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ?

Отчетность по выбросам парниковых газов – это один из инструментов углеродного регулирования, который служит базой для оценки текущего уровня выбросов и помогает в выборе приоритетных направлений развития.

Отчетность по объему выбросов парниковых газов может быть:

  • Добровольной в рамках международных стандартов
  • Обязательной в рамках действующего регулирования РФ

КТО ОБЯЗАН СДАВАТЬ ОТЧЕТ ОБ ОБЪЕМАХ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ?

В 2023 году впервые должны сдать отчет о выбросах парниковых газов регулируемые организации. Срок сдачи отчетов – до 1 июля 2023 г.

К регулируемым организациям относятся ЮЛ и ИП, деятельность которых соответствует критериям массы выбросов парниковых газов.

  • по видам деятельности соответствует критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 г. №355 (нефтегазодобыча, добыча угля, черная и цветная металлургия, производство минеральных материалов, химическая и нефтехимическая отрасль, сжигание топлива в транспорте, обращение с отходами).

Предприятия, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять отчеты о выбросах парниковых газов в добровольном порядке, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ.

В КАКОЙ ОРГАН ПОДАЕТСЯ ОТЧЕТ ОБ ОБЪЕМАХ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ?

Сдать отчет о выбросах парниковых газов необходимо в Минэкономразвития России в электронном виде, в сети “Интернет”, путем заполнения формы отчета в реестре выбросов парниковых газов.

КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА?

Существуют общие нормы, предусматривающие ответственность за невыполнение указанных действий. Юридические лица, не предоставившие отчетность, могут быть привлечены, на основании КоАП РФ, наложением штрафов:

Штрафы по статье 8.5. КоАП РФ Сокрытие или искажение экологической информации:

  • на граждан – от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Штрафы по статье 19.7. КоАП РФ Непредставление сведений (информации):

  • на граждан – от ста до трехсот рублей;
  • на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;
  • на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Государственной думой в первом чтении был принят законопроект о введении штрафов за непредставление или искажение отчета о выбросах парниковых газов.

За непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов или представление в отчете заведомо недостоверной информации законодательством об ограничении выбросов предусмотрено вынесение предупреждения или наложение штрафа:

  • на должностных лиц – 35 – 50 тыс. руб.;
  • на предпринимателей – 100-250 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – 100-500 тыс. руб.

КАК ПРОВЕСТИ ОЦЕНКУ УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА ПРОДУКЦИИ, КОРПОРАТИВНОГО УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА ПРОДУКЦИИ?

Углеродный след продукции – это сумма всех выбросов, которые образуются от деятельности человека, компании или выпуска продукции. От любой деятельности можно определить углеродный след. Главное – правильно рассчитать все прямые и косвенные выбросы.

Углеродный след продукции позволяет оценить сколько парниковых газов выделяется при производстве 1 единицы продукции. Определить его можно по стандарту ГОСТ Р ИСО 14067:2021 “Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению и предоставлению информации”.

Зачастую очень сложно выделить углеродный след определенной продукции по всему жизненному циклу от добычи сырья до утилизации. Поэтому определяют углеродный след компании, а уже на его основе выделяют и углеродный след продукции.

Высший пилотаж для компании – это иметь углеродный след, который равен нулю. Это так называемая «углеродная нейтральность». Нулевого углеродного следа можно достигнуть, используя следующие средства:

  • уменьшение прямых выбросов парниковых газов от источников;

  • уменьшение косвенных выбросов парниковых газов за счет управления энергоснабжением и цепочкой поставок;

  • участие в климатических проектах.

КАКОЙ ОРГАН ПРОВОДИТ ЭКСПЕРТИЗУ ДОКУМЕНТОВ ПО ВЫБРОСАМ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ?

Экспертизу проводит независимый экспертный орган по валидации и верификации, который подтверждает правильность расчетов. Данная проверка проходит в два этапа:

  1. – это систематический, независимый и документально оформленный процесс оценки утверждения по парниковым газам, относящийся к плану проекта по парниковым газам, на соответствие согласованным критериям валидации.

  2. – это систематический, независимый и документально оформленный процесс оценки утверждения по парниковым газам на соответствие согласованным критериям верификации.

На данном этапе происходит проверка полного комплекта документов, правильности заполнения отчетности, проверяется соответствие проведенных расчетов методике, а также оценка вероятности того, что внедрение запланированного проекта по парниковым газам приведет к сокращению выбросов парниковых газов и/или увеличению их удаления.

ВАЛИДАЦИЯ И ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОВОДЯТСЯ НА ОСНОВАНИИ:

  • ГОСТ Р ИСО 14064-3-2007 “Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации утверждений, касающихся парниковых газов”;

  • ГОСТ Р ИСО 14065-2010 “Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания”;

  • ГОСТ Р ИСО 14066-2013 “Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов”.

КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ОРГАН ПО ВАЛИДАЦИИ И ВЕРИФИКАЦИИ?

Органы по валидации и верификации парниковых газов должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО 14065-2014 “Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания”.

Требования к органам валидации и верификации парниковых газов установлены Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации»:

  • Наличие соответствующего образования, навыков, профессиональных знаний, опыта работы не менее 3-х лет, при необходимости, допуск к проведению работ, составляющих государственную тайну;

  • Руководитель и заместитель органа должны числиться в штате по основному месту работы;

  • Право владения и пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов;

  • Наличие сайта, содержащего информацию о наименовании, номере записи об аккредитации, контактной информации, составе органа, в т.ч. информацию о руководителях и работниках;

  • Перечень документов, используемых для выполнения работ, примерную стоимость работ, описание прав и обязанностей заявителей.

КАК НАЙТИ ОРГАН ПО ВАЛИДАЦИИ И ВЕРИФИКАЦИИ?

Найти орган по валидации и верификации, который имеет аккредитацию, можно в реестре аккредитованных лиц на сайте https://pub.fsa.gov.ru/ral. Для этого в фильтре на сайте нужно выбрать тип аккредитованного лица “Орган по валидации и верификации парниковых газов”.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ВЫБРОСАМ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

  • Указ Президента РФ от 30.09.2013 №752 «О сокращении выбросов парниковых газов»;

  • Федеральный закон от 02.07.2021 №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2014 №504-р: утвержден план мероприятий, включающий в себя внедрение обязательной отчетности предприятий о выбросах парниковых газов, разработку показателей сокращения выбросов парниковых газов по секторам экономики, а также разработку мер регулирования выбросов парниковых газов в России.

  • Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 №716-р: определяет цели, задачи, принципы и этапы введения отчетности в организациях;

  • Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 №310 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов»;

  • Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 №355 «О критериях отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям»;

  • Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 №455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»;

  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 №790 «Об утверждении Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц»;

  • Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 №2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов»;

  • ГОСТ Р ИСО 14064-3-2007 Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации утверждений, касающихся парниковых газов;

  • ГОСТ Р ИСО 14065-2010 Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания;

  • ГОСТ Р ИСО 14066-2013 Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов;

  • другие Приказы и Постановления Минприроды, стандарты ISO и другие НПА.

Портал парниковых газов

Срок сдачи отчета о парниковых газах за 2022 году установлен Постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 N 707. Регулируемые организации должны предоставить отчет о парниковых газах до 1 июля.

Ровно за месяц до срока сдачи отчета заработал портал реестра парниковых газов на которм можно подать отчет (https://co2.gisee.ru/).

Отчет о парниковых газах обязаны предоставлять организации выброс парниковых газов от которых составляет более 150 тыс. тонн парниковых газов в год.

Как же определить необходимость сдачи отчета о парниковых газах для конкретного предприятия?

Возможность проверки необходимости сдачи отчета реализовали непосредственно в функционале нового портала. Для проверки предприятия на портале нужно зайти в соответствующий раздел и указать характеристики по выбросам.

Проверка необходимости сдачи отчета о парниковых газах

Выбор производственного процесса осуществляется из выпадающего списка, где перечисленны процесс в результате которых осуществляется выброс парниковых газов.

Проверка необходимости сдачи отчета о парниковых газах1

Выбрав категорию источников и указав показатель процесса мы тут же получаем готовый результат.

Подача отчета о парниковых газах

Для подачи отчета, нужно в электронной системы перейти в соответсвующий раздел «Подать отчет«.

Вход в систему осуществляется через авторизацию посредством учетной записи Госуслуг.

Регистрация на портале  парниковых газов

Информация по настройке доступа в систему представлена на страничке (https://co2.gisee.ru/instruction).

Доступ в систему

Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля (ИГКЭ) является головной организацией Научного центра по Обеспечению совершенствования Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции

поглотителями парниковых газов в рамках реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИП ГЗ), направленного на создание «Единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ».

В целях повышения качества Кадастра и уточнения запасов углерода в продукции лесозаготовки ИГКЭ проводит научно-исследовательские работы по уточнению распределения древесной продукции по категориям и определению их жизненного цикла.

Заполнение анкеты не несет рисков для респондентов, т.к. информация о компании не разглашается третьим лицам и не используется в рамках выполнения исследовательских работ. Полученные данные агрегируются с данными других респондентов, что не позволит детально раскрыть предоставленную информацию. Данная научно-исследовательская работа также нацелена на уточнение информации,которая может быть использована в дальнейшем для лесоклиматических проектов, что позволит принести компаниям дополнительные углеродные единицы (по сравнению с оценками, которые существуют на данный момент).

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо ООО "ЭКО центр" от 17.07.2023 N МСК-0723-1922 по вопросу применения методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, утвержденных приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371, для внесения информации в форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет и сообщает.

Постановка объекта НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 (далее — Правила). Постановка объектов на государственный учет осуществляется на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, содержащей сведения, указанные в пункте 25 Правил.

Форма заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов НВОС, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Минприроды России от 12.08.2022 N 532 (далее — форма заявки).

В форме заявки указываются сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме либо о массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 6), в том числе:

масса выбросов парниковых газов, являющихся одновременно загрязняющими или озоноразрушающими веществами, в пересчете на углекислый газ (СО2-эквивалент), в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации (далее — Методические указания), утвержденными приказом Минприроды России от 30.06.2015 N 300 (далее — Приказ N 300), тонн/год.

Вместе с тем Приказ N 300 утратил свою силу с 01.03.2023 в связи с изданием приказа Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" (далее — Приказ N 371).

Таким образом, при заполнении формы заявки применяются методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, утвержденные Приказом N 371.

В соответствии с пунктом 9 Правил оператором государственного реестра объектов НВОС является Росприроднадзор.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России, в которых рассматриваются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них пояснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

| Директор Департаментагосударственной политики ирегулирования в сфере охраныокружающей среды и экологическойбезопасности | Р.А. Мальцев |

| ———————————————————————————————————————— | ———— |

Обзор документа


В заявке о постановке на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду указывается в т. ч. масса выбросов парниковых газов, являющихся одновременно загрязняющими или озоноразрушающими веществами, в пересчете на углекислый газ (СО2-эквивалент). При этом нужно использовать методики количественного определения объемов выбросов и поглощений парниковых газов, действующие с 1 марта 2023 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 в срок до 01.07.202023 регулируемым организациям необходимо подать отчет о выбросах парниковых газов. В соответствии с критериями наша организация относится к регулируемым. В 2023 г. планировался запуск реестра, куда нужно подавать отчет. Сейчас такой информации о создании и работе такого реестра нет.

Куда и в каком виде предоставлять отчет о выбросах парниковых газов за 2022 год?

На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»:

Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2023 № Д05и-5072 в ответ на обращение о сроках сдачи отчетности о выбросах парниковых газов разъяснило следующее: согласно Федеральному закону от 01.07.2021 № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" регулируемые организации ежегодно представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным.

Соответственно, организация, хозяйственная и иная деятельность которой сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год, обязана до 1 июля 2023 г. сдать в Минэкономразвития России отчет о выбросах парниковых газов за 2022 г. в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством заполнения регулируемой организацией формы отчетав реестре выбросов парниковых газов, утв. Постановление Правительства РФ от 20.04.2022 № 707.

Расчет выбросов парниковых газов

Рады сообщить о готовности программных средств по расчету образования парниковых газов в соответствии с приказом Минприроды России № 371 от 27.05.2022 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" и о новом онлайн-курсе "Оценка, расчёт и управление выбросами парниковых газов на предприятии".

Соответствующие расчетные модули доступны в составе ЭкоПлатформы

В настоящее время использование этого сервиса бесплатно. Как получить бесплатный пробный доступ на один месяц к модулям по расчету образования парниковых газов:

— Если вы еще не зарегистрированы на ЭкоПлатформе, зарегистрируйтесь с инвайт-кодом ECOGREENHOUSE.

— Если вы уже зарегистрированы на ЭкоПлатформе, примените в настройках ЭкоПлатформы бонус-код allgreenhouse.

Онлайн-курс "Оценка, расчёт и управление выбросами парниковых газов на предприятии" состоится 10–11.04.2023. Будет проведена подробная презентация нового программного обеспечения по расчету парниковых газов. На курсе вы также узнаете:

— о нормативно-правовом регулировании выбросов парниковых газов;

— о международных стандартах ISO 14064 и GHG Protocol;

— как применять стандарты управления парниковыми газами;

— алгоритм действий по управлению углеродным следом;

— как проводить оценку и расчёт выбросов от различных источников;

— как формировать отчетность по парниковым газам:

— основные пути снижения выбросов парниковых газов на предприятиях: модернизация, оптимизация, энергоэффективность.

Вместе с Минэкономразвития хотим напомнить, что отчет о выбросах парниковых газов за 2022 год необходимо сдать до 1 июля 2023 года. В своем письме N Д05и-5072 17.02.2023 "О сроках сдачи отчетности о выбросах парниковых газов" ведомство сообщило, что организация, хозяйственная и иная деятельность которой сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год, обязана до 1 июля 2023 года сдать в Минэкономразвития России отчет о выбросах парниковых газов за 2022 год в электронном виде в сети Интернет посредством заполнения регулируемой организацией формы отчета в реестре выбросов парниковых газов.

Парниковые газы

Правовое регулирование

Главную роль в сокращении выбросов парниковых газов (далее – ПГ) играют высокоуглеродные отрасли хозяйства, которые несут ответственность за основную часть всех выбросов ПГ. Основным законом, определяющим основы правового регулирования отношений, связанных с ограничением выбросов ПГ, является Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ.

Расчет объема выбросов парниковых газов

Цена от 5 000 руб.

Срок от 1 месяца

Перечень исходных данных для отчета о выбросах ПГ:

  1. Карточка основных сведений об организации.

  2. Информация о деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ (перечень применимых производственных процессов и видов деятельности, коды объектов негативного воздействия и информация о мощности используемого оборудования (при наличии)).

  3. Инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух.

  4. Информация о массе выбросов ПГ за отчетный год – с 1 января по 31 декабря (масса выбросов ПГ по всем применимым производственным процессам и видам деятельности по ПГ в тоннах соответствующего вещества и тоннах эквивалента CO2). Масса рассчитывается по действующей методике с учетом фактических показателей за отчетный год.

  5. Информация о применяемых инструментальных и расчетных методах определения объема выбросов ПГ, используемых коэффициентах пересчета показателей хозяйственной и иной деятельности, которые устанавливаются Минприроды России, и обоснование их выбора.

Масса выбросов ПГ определяется умножением показателя производственного процесса и (или) вида хозяйственной и иной деятельности за отчетный период – с 1 января по 31 декабря – на соответствующий удельный коэффициент (масса эквивалента CO2 на единицу показателя производственного процесса или вида деятельности за отчетный период (коэффициент пересчета), тыс. тонн).

Для определения массы выбросов в отношении каждого ПГ используется коэффициент пересчета величин выбросов ПГ в эквиваленте CO2. Он установлен Перечнем ПГ, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов и ведение кадастра, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 22.10.2021 № 2979-р.

Отдельные ПГ (например, метан и гексафторид серы) классифицированы текущим природоохранным законодательством РФ как загрязняющие вещества. Их перечень определяется согласно распоряжению Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Проверка сведений по данным веществам осуществляется Росприроднадзором после принятия отчета и включения информации в реестр.

Постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 установлено, что отчет о выбросах парниковых газов подается организацией в срок до 1 июля текущего года за предыдущий отчетный год и представляется в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” посредством заполнения регулируемой организацией формы отчета в реестре выбросов парниковых газов.

Заполненный в электронном виде отчет подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью руководителя (иного уполномоченного лица) регулируемой организации, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации с использованием программно-аппаратных средств реестра.

Подпишитесь на наш канал Парниковые газы. Отчет о выбросах



С 1 января 2024 года в России действует Реестр утилизаторов отходов

С 1 января 2024 года ИП и компании, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, должны быть зарегистрированы в Реестре утилизаторов отходов (РУО) на платформе ЕФГИС УОИТ. Иначе они не смогут заключать договоры с производителями и импортерами товаров, упаковки в рамках РОП (расширенной ответственности производителей). Рассказываем в статье, как попасть в Реестр.

Что такое РОП — расширенная ответственность производителей

С 2015 года в России действует механизм РОП — расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки. Он закреплен в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». С 1 января 2024 года в 89-ФЗ внесены значимые изменения в этой части. Разбираем в статье, какие дополнительные обязанности появились у юридических лиц и ИП.

Как утвердить проект санитарно-защитной зоны (Проект СЗЗ)

До 1 октября 2024 года собственники объектов с предварительными (ориентировочными) санитарно-защитными зонами (СЗЗ) должны подать заявление об их установлении или прекращении. Иначе с 1 января 2025 года такие СЗЗ отменяются. Утверждение санитарно-защитной зоны — процесс небыстрый и проходит по отдельному проекту. Решили напомнить в статье, как установить СЗЗ, чтобы успеть подать заявление до октября 2024 года.

С 1 марта 2023 года вводится новый платеж за НВОС

Предприниматели, чья деятельность наносит ущерб окружающей среде, с 1 марта 2023 года будут дополнительно платить за побочные продукты производства в случае признания последних отходами. Соответствующие поправки внесены в 7-ФЗ Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ. Срок первого платежа — не позднее 1 марта 2024 года.

Новая форма Декларации НВОС с 1 марта 2023 года

С 1 марта 2023 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду придется сдавать по новой форме. С этой даты вступит в силу соответствующий Приказ Минприроды России от 21.09.2022 № 624 об изменении приложения 2 к Приказу от 10.12.2020 № 1043. В этой связи решили напомнить, что такое Декларация НВОС, кто и когда ее заполняет.

Изменен Порядок расчета ОРВ — Приказ Минприроды России от 19.07.2022 № 485

Изменения в природоохранном законодательстве с 1 сентября 2022 года

С 1 сентября 2022 года природопользователей ожидает сразу несколько серьезных новшеств в нормативном регулировании. Меняются требования к Программе экологического контроля и отчетности по ней, ведению реестра НВОС, лицензированию отходов. Разбираемся в статье, какие изменения в природоохранном законодательстве надо учесть предприятию в своей деятельности с 1 сентября 2022 года.

Обращение с отходами I и II класса опасности с 1 марта 2022 года

С 1 марта 2022 года ИП и юрлица, в деятельности которых образуются отходы I и II класса опасности, обязаны заключить договор с Федеральным экологическим оператором (ФЭО). Также они должны подавать сведения в федеральную информационную систему ФГИС «ОПВК». Читайте информацию по обращению с отходами 1 и 2 классов в формате «Вопрос-ответ».

Приказ Минприроды № 871 об инвентаризации источников выбросов

1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минприроды от 19.11.2021 № 871 об утверждении Порядка инвентаризации источников выбросов. С этого момента утрачивает силу приказ от 07.08.2018 № 352. Утвержденная до 1 марта 2022 года документация по инвентаризации источников выбросов продолжает действовать, но с оговорками. Если она не соответствует Порядку в ред. приказа № 871, она должна быть переоформлена до 1 марта 2023 года.

Отчет по форме 2-ТП (отходы) — Кому надо сдавать, форма заполнения

Закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ обязывает юрлиц и ИП сдавать отчеты о выбросах парниковых газов

С 1 января 2022 года начинает действовать новый закон об ограничении выбросов парниковых газов (ПГ) № 296-ФЗ от 02.07.2021. Согласно документу, юридические лица и ИП обязаны ежегодно, до 1 июля, сдавать в уполномоченный орган исполнительной власти отчеты ПГ.

До принятия Закона эту повинность несли или игнорировали только организации, в соответствии с приказом Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300. Юристы спорили о законности отчетов ПГ, поскольку сроки сдачи сведений были не закреплены нормами.

Критерии НВОС с 2021 года: не торопимся и ждем изменений правил ведения реестра НВОС

Для объектов, которые негативно воздействуют на окружающую среду (НВОС) разработаны новые критерии для присвоения категории. Новые критерии для объектов НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) действуют с 1 января 2021 года — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Больше всего «пострадали» II и IV категория, но в I и III также есть дополнения или исключения. Разбираемся, что делать природопользователям, если категория по новым критериям изменилась, но объекты НВОС уже стоят на учете.

С 1 июля 2021 года действует новая методика по проекту ПДВ

Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативных допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования (30.12.2020). Документ устанавливает требования к форме и содержанию проекта ПДВ. Напомним, что с 1 января 2021 года расчеты предельно допустимых выбросов стали обязательными для большинства хозяйствующих субъектов.

СанПиН № 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г.: обзор санитарно-эпидемиологических требований

Новые санитарно-эпидемиологические требования СанПиН № 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г. действуют с 1 марта 2021 года. Роспотребнадзор отменяет с их принятием 26 собственных постановлений: 16 — с 01.03.2021 г. и 10 — с 01.03.2022 г. Норморайтер с уважением отнесся к «регуляторной гильотине» и попытался объединить в одном документе все требования к качеству жизни.

Роспотребнадзор озаботился, чтобы окружающая среда была чистая, вода — вкусная, а люди — счастливые. Но возможно ли этого добиться с новыми СанПиН? Разбираем подробнее.

Санитарно-защитная зона: проект нового Постановления Правительства РФ в 2021 году

Роспотребнадзор внес 30 декабря 2020 г. проект нового Положения о санитарно-защитных зонах (СЗЗ) взамен действующего Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (с Правилами их установления).

Разработчик продекларировал снижение финансовой и организационной нагрузки на предпринимателей в результате актуализации требований к СЗЗ, учет результатов оценки риска здоровью населения и социально-гигиенического мониторинга. Разбираемся, что решил изменить законодатель в действующих Правилах.

Изменения в сфере промышленной экологии с января 2021 года

Правительство РФ одним махом отменило 69 НПА в сфере промышленной экологии и природопользования с 01.01.2021 г. — смотрите Постановление от 18.09.2020 г. № 1496 (с изм. от 30.12.2020 г.).

Мы подготовили для вас обзор основных нововведений в области экологии, которые вступили в силу с января 2021 г.

Порядок проведения инвентаризации источников выбросов – тонкости оформления и распространенные проблемы

С понятием «инвентаризация» мы все сталкиваемся практически с самого детства. Не верите? А вспомните, что было написано снизу каждого стула и каждой парты в школе (кто мыл полы в классах в порыве проявления трудовой дисциплины, тот должен помнить это особенно отчетливо)? Правильно, размашистым почерком завхоза толстым фломастером было выведено «Инв.№ 204».

Предлагаем начать с самого элементарного – с тех самых ИЗА, которые требуется учитывать в инвентаризации, т.е. антропогенные/промышленные (имеются еще и естественные, вроде различного естественного пыления или газов вулканического извержения, но нам это не надо).

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий