Программа в области энергосбережения и повышения энергетической разрабатывается в соответствии с Федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 23. 2009 N 261-ФЗ. Программа энергосбережения – комплекс мер, направленных на уменьшение объема потребления энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Согласно статье 25 Федерального закона от 23. 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении» все организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. За несоблюдение указанными организациями требований о принятии программ энергосбережения предусмотрен административный штраф на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей, на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей. На программу энергосбережения регулируемых организаций также распространяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года N 340 “О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности” и требования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Минимально необходимой перечень разделов Программы энергосбережения определяется требованиями нормативных документов, в т. Приказом Минэнерго России от 30. 2014 №398. Помимо обязательных в программу могут быть включены и дополнительные разделы, позволяющие в более полном объеме раскрыть механизм внедрения программы энергосбережения. Что в себя включает программа:
- Паспорт программы энергосбережения.
- Цели, задачи и сроки реализации программы.
- Целевые показатели программы энергосбережения.
- Краткая характеристика энергетического хозяйства. Данные энергопотребления за базовый период.
- Информация об оснащенности приборами учета потребления энергоресурсов.
- Оценка эффективности проектов программы, отбор проектов.
- Порядок и источники финансирования программы энергосбережения.
- Организация управления проектам.
- Технико-экономические показатели реализации программы.
- Дорожная карта программы энергосбережения.
Результатом внедрения программы энергосбережения будет являться снижение потребления энергоресурсов в натуральном и, соответственно, в денежном выражении. Организации при этом получат возможность направить сэкономленные средства на развитие приоритетных направлений деятельности.
19 апреля в рамках Форума ТЭФ состоялась встреча рабочей группы Госсовета РФ по подготовке заседания Государственного Совета РФ по вопросу «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в России».
В работе приняли участие помощник Президента России Игорь Евгеньевич Левитин, Губернатор Кузбасса, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика» Сергей Цивилев, представители федеральных министерств, руководители татарстанских предприятий.
Рустам Нургалиевич Минниханов отметил, что определение новой государственной политики в сфере энергоэффективности сегодня актуально как никогда. У Татарстана накоплен большой опыт в части энергосбережения: с 2007 года снижение энергоемкости ВРП превысило 26%. В целом по России данный показатель составил 9%.
В своём выступлении Президент Татарстана обозначил ряд мер, которые следует отразить в новой госпрограмме «Энергосбережение и повышение энергоэффективности до 2035 года». По его словам, одним из факторов, сдерживающих энергосберегающие проекты предприятий, является повышение ставок по кредитам. Президент РТ предложил предусмотреть механизм господдержки предприятий, реализующих проекты по энергоэффективности, и необходимые ресурсы. В то же время компании, претендующие на поддержку, должны провести энергоаудит, определить механизмы и цели по снижению своей энергоемкости.
Он сообщил, что в Татарстане действует госучреждение «Центр энергоресурсоэффективных технологий». «Предлагаем наделить такие региональные центры полномочиями для оказания методической поддержки предприятий по вопросам энергоэффективности и предусмотреть федеральное софинансирование, как это реализуется в нацпроекте по производительности труда», — сказал Рустам Нургалиевич Минниханов.
Президент РТ напомнил, что с 2011 по 2014 годы региональные программы энергоэффективности софинансировались из федерального бюджета. Это коснулось установки приборов учета и узлов погодного регулирования, модернизации инженерной инфраструктуры бюджетных объектов, уличного освещения и другие проекты. Рустам Нургалиевич Минниханов предложил возобновить софинансирование указанных расходов и ввести новые инструменты финансовой поддержки реального сектора.
При реализации мероприятий по энергоэффективности особое значение отводится переводу техники на использование газа в качестве топлива. Хорошие результаты показывает программа по субсидированию перевода техники на метан. Рустам Нургалиевич Минниханов отметил, что с 2020 года в республике переоборудовано почти 2,8 тыс. единиц техники. В ближайшее время в Татарстане будут введены 2 завода по производству сжиженного природного газа. «Считаем целесообразным включить в федеральные программы субсидирование перевода техники на СПГ и строительства криоАЗС», — подчеркнул он.
Игорь Евгеньевич Левитин в свою очередь заметил, что сегодня отечественная промышленность зависима от импорта технологий энергосбережения. «Эта сфера затрагивает жизнь каждого человека. Здесь необходимо менять промышленную политику, создавать новые логистические цепочки поставки оборудования. В перспективе мы должны полностью эту сферу сделать отечественной», — подчеркнул он.
Энергоэффективность сегодня – это самая важная задача, считает Сергей Евгеньевич Цивилев. «Энергоэффективность объединяет многие отрасли: промышленность, транспорт, научно-образовательная сфера и ряд других. Сегодня Минэкономразвития формирует программу энергоэффективности, куда закладываются и предложения от Госсовета. Поэтому это большая совместная работа и Госсовета, и Правительства РФ», — сказал Губернатор Кузбасса.
- Главные новости
- Экономика
В министерстве индустрии и инфраструктурного развития рассказали об основных результатах работы
2021 · 10:00
Как оказалось огромные срывы, вызванные кризисом коронавируса,
показали, насколько современное общество полагается на энергоресурсы. Миллионы
людей из разных стран теперь находятся в своих домах, прибегая к онлайн платформам,
чтобы выполнить свою ежедневную работу, совершить покупки, оплачивать счета по
коммунальным услугам итд.
По данным Международного энергетического агентства шок от спроса на энергию в результате
пандемии ковид-19
станет крупнейшим со времен окончания Второй мировой войны. Таким образом
энергосбережение превращается в тренд мировой экономики, который включает в себя все аспекты
технологического развития, модернизации и диверсификации экономики. В послании
Президента Республики Казахстан «Казахстан в новой реальности: время действий»
акцентируется особая значимость «озеленению» экономики.
Как Вы понимаете, одним
из ключевых направлений по переходу к «зеленой экономике» является
энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Начиная с 2011 года, идут значительные
изменения в развитии экономики при этом снижение энергоемкости ВВП происходит
по базовому сценарию. Казахстан имеет высокий показатель энергоемкости ВВП по
ряду причин: резко-континентальный
климат, большая территория, протяженные линии электропередач, нефте и
газопроводы, дешевые энергоресурсы.
В том числе одна из главных целей поставленная
Правительством Казахстана в которой и отмечается о необходимости снижения
энергоемкости на 25% и на 50% к 2025 и 2050 годам соответственно.
В соответствии с поставленными целями и
задачами был начат активный процесс внедрения современной системы
энергосбережения и повышения энергоэффективности.
C
13 января 2012 года принят принципиально новый Закон Республики Казахстан «Об
энергосбережении и повышении энергоэффективности», в том числе создана полная
нормативная правовая база.
Реализовано 16 региональных планов
энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также Программа
энергосбережения «Самрук-Казына» и его дочерних компаний до 2020 года.
За этот период в том числе созданы и
функционируют 2 ключевых элемента системы энергосбережения – это
Государственный энергетический реестр и Карта энергоэффективности.
На сегодня субъектами ГЭР проведено более 1,5 тысяч энергоаудитов,
на реализацию планов мероприятий по энергосбережению и повышению
энергоэффективности инвестировано порядка 300 млрд. тенге. В результате реализации, сэкономлено 78 млрд. тенге.
Вторым ключевым инструментом
политики энергосбережения является Карта Энергоэффективности.
59 Шагом
Плана нации определена задача по стимулированию развития частных
энергосервисных компаний. Основным инструментом привлечения инвесторов является
Карта энергоэффективности.
В рамках
Карты реализуются 149 проектов, в том числе 45 проектов через механизм
ЭСКО/ГЧП.
В том числе
мировые тренды на инновации и технологический прогресс, диктуют свои правила по
созданию «умных городов».
Во многих
городах и населенных пунктах Казахстана системы уличного освещения являются
устаревшими и нуждаются в модернизации. Но стоит отметить и значительную
динамику за последние три года. Проведённый анализ показал, что в 87 городах
Казахстана установлено более 600 000 светоточек (из них 13 городов полностью на светодиодном освещении). Если
продолжить внедрение таких мероприятий, то в действительности можно сэкономить энергетические
ресурсы и бюджетные средства.
Стоит отметить, что совместно со Всемирным
банком заканчивает реализацию проект «Повышение энергоэффективности в
Казахстане» на сумму 21,7 млн. долларов США.
В рамках проекта из 96 социальных объектов (школы, больницы, детские сады) модернизировано
83 объекта.
По оставшимся 13 объектам завершен
энергоаудит, строительно-монтажные работы запланированы и находятся на этапе
завершения.
Кроме того, за период модернизации создано
более 2-х тысяч рабочих мест. Доля местного содержания в товарах и работах
составила 85
%.
Учитывая положительные результаты проекта,
Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК дополнительно
прорабатывается вопрос его масштабирования.
В текущем году в рамках сотрудничества с
Программой развития ООН совместно с Фондом «Даму» будет запущен
механизм финансовой поддержки энергоэффективных проектов на сумму 3 млн
долларов США. Также ведется работа по запуску нового проекта с Программой
развития ООН.
Это Связанный грант на сумму 3,5 млрд. тенге,
направленный на гарантирование кредитов (до
80% от суммы займа), предоставляемых банками второго уровня энергосервисным
компаниям. (РБ – 2,3 млрд. тенге, ПРООН –
1,2 млрд. тенге. ) Механизм гарантирования планируется запустить в 2021
году.
По результатам реализации вышеперечисленных
механизмов и инструментов был достигнут значительный социально-экономический
эффект, но и есть над чем продолжить работу, что позволит улучшить позицию
Казахстана в мировом рейтинге по энергоемкости экономик.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital. kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России «Об утверждении требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
С 1 марта 2022 года вступили в силу Правила установления Требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, а также требований к Правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ №1628 от 27. 2021.
Проект приказа разработан взамен действующих приказов Минстроя России №1550/пр от 17. 2017 «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» (Требования) и №399/пр от 06. 2016 «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (Правила). Таким образом, после принятия проекта приказа Требования и Правила будут приведены в соответствие с Постановлением Правительства РФ №1628.
Разработанные Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений включают требования к проектируемым, строящимся, реконструируемым, проходящим капитальный ремонт, эксплуатируемым, отапливаемым зданиям, строениям, сооружениям.
Устанавливаемые Требования энергетической эффективности обязательны для соблюдения:
• собственниками зданий, строений, сооружений;
• собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД).
Застройщик обеспечивает соответствие здания, строения, сооружения Требованиям энергетической эффективности при вводе их в эксплуатацию.
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в МКД обеспечивают соответствие Требованиям энергетической эффективности в процессе их эксплуатации. При этом застройщик обеспечивает соответствие здания, строения, сооружения показателям, характеризующим удельную величину расхода энергетических ресурсов в течение 5 лет с момента их ввода в эксплуатацию.
Проектом приказа устанавливается перечень нормативных актов, в соответствии с которыми определяются показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в жилых, общественных и производственных зданиях и сооружениях.
Основным показателем, характеризующим удельную величину расхода энергетических ресурсов в жилых и общественных зданиях, является удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию установленная в СП 50. 13330. 2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий».
Проект приказа устанавливает поэтапное введение запретов на строительство новых МКД с классом энергоэффективности ниже чем:
• «Е» (пониженный) с 01. 2022;
• «D» (нормальный) с 01. 2024;
• «С» (повышенный) с 01. 2026;
• «В» (высокий) с 01. 2027.
Правилами предусматривается, что класс энергетической эффективности МКД определяется исходя из:
• проектного значения показателя для МКД, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов;
• исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактического значения показателя МКД при эксплуатации, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов и нормативного значения показателя, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в МКД.
Согласно Правилам, класс энергетической эффективности МКД, которому он присвоен при вводе в эксплуатацию, в процессе эксплуатации МКД определяется органом государственного жилищного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в МКД на основании декларации о фактических значениях удельных величин расхода энергетических ресурсов (декларация) и указывается в акте проверки соответствия МКД требованиям энергетической эффективности на момент составления этого акта.
Декларация предоставляется собственниками помещений МКД или лицом, осуществляющим управление МКД.
Правилами изменяется информация, обязательная к указанию в Декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов. В декларации в обязательном порядке указывается следующая информация:
• календарные даты начала и окончания периода, за который представляется декларация;
• класс энергетической эффективности МКД и дата его присвоения;
• расчет удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (если ранее класс энергетической эффективности МКД не устанавливался).
Правилами предусмотрено, что класс энергетической эффективности МКД подтверждается по решению собственников помещений МКД или по инициативе лица, осуществляющего управление МКД. При этом класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается не чаще одного раза в год.
Правилами изменяется величина отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя, в соответствии с которой приводятся обозначения класса энергетической эффективности МКД (от А++ до G).
Проект приказа устанавливает требования к указателю класса энергетической эффективности и размещаемой на нем информации, а также к ее размещению на фасаде МКД и ее содержанию.
В случае принятия приказа он вступит в силу с 01. 2022 и будет действовать до 01. 2027.
Публичное обсуждение продлится до 11 апреля текущего года.
Другие публикации по теме:
Опубликованы Реестр умных многоквартирных домов и новая методология присвоения классов «Умный МКД»
Кого и как будут штрафовать за отсутствие приборов учета электроэнергии
ЕРЗ. РФ: застройщики готовы внедрять «зеленые» стандарты, если государство компенсирует им дополнительные затраты
Застройщики: Строительство жилья по «зеленым стандартам» повлечет подорожание 1 кв. м на 500—2 500 руб.
ДОМ. РФ: «зеленый» ГОСТ для многоквартирных жилых домов планируется утвердить в 2022 году
Интеллектуальные системы учета электроэнергии должны быть российского производства
Минстрой вместе с ОНФ проанализируют причины снижения энергоэффективности многоквартирных домов
Требования энергетической эффективности вновь будут изменены
Новые правила определения класса энергоэффективности жилья сократят стоимость строительства на 10—15%
Определен основной критерий оценки энергоэффективности новостроек
Правила установления требований энергоэффективности кардинально изменятся
Проблема низкой энергоэффективности всей российской экономики известна. Жилищно-коммунальное хозяйство относится к такой сфере экономической деятельности, где стоимость энергетических ресурсов занимает около 80% общей себестоимости. При этом энергоэффективность инфраструктуры российского ЖКХ не выдерживает критики:
- коммунальная инфраструктура российского ЖКХ представляет собой «черную дыру», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы;
- кроме того велики потери и из-за устаревших электрических сетей и осветительных приборов.
В статье речь идет о приоритетных задачах в управлении энергоэффективностью, стоящих перед российскими предприятиями сферы жилищно-коммунального хозяйства, и о возможностях применения современных информационных технологий (ИТ) в их решении.
Закон РФ «Об энергосбережении. » подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо.
Задача увеличения энергоэффективности для национальной экономики стала приоритетной. По данным Российского Центра по эффективному использованию энергии Российский потенциал составляет 45% полного потребления первичной энергии. При этом более 70% от общего потенциала энергосбережения страны сосредоточено в сфере приложения усилий предприятий ЖКХ.
Текущая государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения направлена с одной стороны, на ужесточение мер борьбы с неэффективным использованием энергетических ресурсов, с другой — на стимулирование программ повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
Можно говорить о том, что в настоящее время законодательно закреплены основные нормативные механизмы и методы контроля и управления энергоэффективностью. Введены требования, обязательные для выполнения всеми энергоемкими предприятиями и участниками жилищно-коммунального рынка. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы).
Государственная политика и законодательная поддержка по ее реализации есть. Для реального решения стоящих задач нужны технологии, методы, инструменты и наработка практики их применения.
Основные направления приложения усилий в повышении энергоэффективности
Рассмотрение технологий по созданию материалов и оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения, новых методов проектирования и эксплуатации фондов несомненно является важным для повышения энергоэффективности ЖКХ. Поговорим об ИТ технологиях, которые обеспечивают нас информацией для организации процесса Управления энергоэффективностью.
Множество научно-производственных компаний активизировало свою работу по созданию материалов, оборудования, обеспечивающих максимальный режим энергосбережения. В производство и строительство внедряются новые методы проектирования и эксплуатации фондов. Прошла экспериментальная проверка и планируется массовое строительство жилья по технологии энергоэффективного «пассивного дома».
Строительство нового это хорошо, но не надо забывать, что основная масса жилого фонда и инженерных коммуникаций в сфере ЖКХ очень давно введены в эксплуатацию и основная масса задач по повышению энергоэффективности касается именно этого сектора.
Для создания Комплексной Системы управления энергоэффективностью необходимо решение следующих задач:
- Учет энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние энергоресурсов и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
- Контроль состояния инфраструктуры, поддерживающей процессы производства, поставки и потребления энергоресурсов в реальном масштабе времени. Определение параметров, характеризующих состояние всей энергетической инфраструктуры в целом и факторов, влияющих на эффективность управления энергоресурсами в реальном масштабе времени.
- Использование факторов, определяющих эффективность управления энергоресурсами. Принятие решений для выполнения следующих функций:подготовка планов развития энергетической инфраструктуры,подготовка и реализация программ улучшения энергоэффективности,подготовка и реализации программ энергосбережения,управление развитием энергетической инфраструктуры.
- подготовка планов развития энергетической инфраструктуры,
- подготовка и реализация программ улучшения энергоэффективности,
- подготовка и реализации программ энергосбережения,
- управление развитием энергетической инфраструктуры.
- Контроль исполнения принятых решений.
- Оценка результатов по факту реализации принятых решений.
Давайте посмотрим, какие типы информационных систем должны быть применены на практике для построения комплексной системы управления энергоэффективностью и реализации вышеперечисленных задач.
Основание пирамиды — SCADA (диспетчерское управление и сбор данных)
Системы контроля потребления (сбора данных о потреблении) — нижний уровень нашей пирамиды. Работают непосредственно с приборами учета. Разнообразные средства коммуникаций позволяют проектировать и строить компактные и надежные системы централизованного сбора данных показаний с приборов учета. Эти системы создают и хранят информацию о параметрах потребляемых ресурсов и их объемах. Количество параметров, поддающихся обработке, непосредственно зависит от характеристик самих приборов учета. Мониторинг текущего состояния энергопотребления необходим. Именно он обеспечивает данными все остальные уровни комплексной системы управления энергоэффективностью.
АСКУЭ — автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии
На рынке в настоящий момент времени представлено достаточно много систем данного класса; чаще всего их разрабатывают производители приборов учета. Поэтому их выбор диктуется тем, с какими приборами учета может работать данная система. К сожалению, следует констатировать, что пока лишь немногие системы данного класса умеют работать с разными типами счетчиков одновременно. Но развитие в этом направлении идет очень быстрыми темпами.
Переходим сразу к третьему и четвертому уровню нашей пирамиды. Рынок программных продуктов для построения учетных систем, в том числе класса ERP, и систем поддержки принятия решений достаточно широко представлен на рынке. Наиболее распространенные тиражные решения для сферы ЖКХ реализованы в программах фирмы «1С». К преимуществам этого программного обеспечения можно отнести: оптимальное сочетание цены и качества продукта, согласованность решений с российским законодательством, большое количество специалистов, знающих продукт. Всего в отраслевой линейке для ЖКХ существует более 60 тиражных решений фирмы «1С» и ее партнеров, на которых реализовано несколько тысяч проектов внедрения по всей стране.
Несколько по-другому обстоит дело со вторым уровнем пирамиды. Связано это, прежде всего, с тем, что для решения задач этого уровня необходима:
- информация о состоянии объекта в реальном режиме времени (показании прибора, состоянии счетчика);
- информация о состоянии расчетов, условий договоров и значениях плановых показателей из систем верхнего уровня (сроки ремонтов и поверок оборудования, нормы на выполнение работ, сроки выполнения работ в соответствии с договорами и т.п.).
В настоящий момент времени чаще всего используется технология ручного ввода сводных данных о потребленных ресурсах в системы 3-его уровня представленной пирамиды. Имеется небольшое количество внедрений уникальных (индивидуально разработанных под заказчика) систем данного уровня. Комплексная система энергоэффективности совмещает в себе функционал, имеющийся в системах уровня SCADA и ERP системах.
Программный продукт 1С:Управляющая компания ЖКХ. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 — решение для автоматизации основных бизнес-процессов организаций, управляющих многоквартирными домами (МКД).
При разработке специализированной отраслевой функциональности решения был обобщен опыт создания и успешной эксплуатации автоматизированных систем на предприятиях ЖКХ:
- осуществляющих профессиональное управление жилыми многоквартирными домами и прилегающей территорией;
- занимающихся обслуживанием и эксплуатацией производственных зданий и сооружений, а так же других объектов нежилого фонда;
- оказанием коммунально-эксплуатационных услуг всем категориям потребителей.
Решение предназначено для автоматизации управления и учета на предприятиях сферы ЖКХ, таких как:
- многоотраслевые предприятия комплексного управления — Управляющие компании (УК), в том числе объединяющие несколько ТСЖ, ЖСК или ГСК;
- жилищно-эксплуатационные управляющие компании (ЖЭУК);
- дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ);
- ремонтно-строительные предприятия, работающие в секторе жилищных услуг для населения и организаций, находящихся в обслуживаемом фонде;
- предприятия, оказывающие услуги по обслуживанию инфраструктуры жилищного фонда, зданий, сооружений и территорий, в т.ч. клининговые компании;
- подразделения компании-девелопера, занимающиеся содержанием и эксплуатацией объектов недвижимости;
- подразделения холдинговых структур, занимающиеся обслуживанием и эксплуатацией, принадлежащих холдингу жилищных фондов;
- специализированные информационно-расчетные центры, оказывающие услуги по организации начисления и сбора платежей с потребителей и ведения расчетов с ними;
- ресурсо-снабжающие организации, организации теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Механизмы энергосбережения, предлагаемые к включению в нормативные правовые акты
Разработано Семеновым В. , ОАО «ВНИПИЭнергопром»; Ковальчуком В. , КП «МЭД»; Сергеевым С. ,НП «Центр инфраструктурных исследований»
Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.