- От формальных НИОКР к технологиям будущего
- В условиях тарифного регулирования электроэнергетики инновации для энергокомпаний экономически малопривлекательны. НИОКР часто носят прикладной, даже формальный характер и не направлены на развитие науки
- Ненаучный НИОКР
- Вертикально интегрированные инновации
- Нацпрограммы как двигатель НИОКР
- Регулируемая наука
- Государственный венчур
- Если догонять, то быстро
- Программа НИОКР
- Цель Программы
- Система инновационного менеджмента Общества
- В рамках среднесрочного плана реализации Программы на 2021-2025 годы запланированы следующие ключевые инновационные проекты по направлениям инновационного развития
- С 2013 по 2021год в рамках Программы выполнены следующие НИОКР
- Система энергетического менеджмента
- Система энергетического менеджмента Общества
- Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- Целевые показатели программы
- Снижение потерь электроэнергии
- Снижение объема потребления электроэнергии на хозяйственные нужды
- Мероприятия программы
- Выполнение программы энергосбережения
- Энергетическое обследование ПАО «Россети Московский регион»
От формальных НИОКР к технологиям будущего
В условиях тарифного регулирования электроэнергетики инновации для энергокомпаний экономически малопривлекательны. НИОКР часто носят прикладной, даже формальный характер и не направлены на развитие науки
Но при этом запрос на перспективные инновационные темы исследований в энергетике есть. Драйверами здесь выступают национальные программы поддержки инвестиций, цифровизация отрасли и растущие внешние рынки распределенной энергетики.
Ненаучный НИОКР
Первый и очевидный индикатор инновационности любой компании – это расходы на НИОКР. Именно они в первую очередь должны отражать потребность компаний в инновационных решениях. Но по факту доля этих затрат у российских энергетиков не значительна. Так, «Россети» тратят ежегодно на всю программу НИОКР около 1,0 млрд руб. , «РусГидро» – 0,4 млрд руб. , «Интер РАО» – 0,2 млрд руб. , «Газпром энергохолдинг» – 0,35 млрд руб.
На практике большая часть этих средств (до 80 %) носит прикладной характер и идет на разработку обновленных линеек используемых сейчас видов оборудования и требований к ним. Энергокомпании заказывают исследования у научных и научно-производственных коллективов для создания оборудования с заданными функциями или программного обеспечения по известному техническому заданию.
НИОКР энергокомпаний в основной массе осуществляются на базе фундаментально исследованных научных принципов и испытанных технологических процессов. С одной стороны, такие исследования едва ли переведут технологическое развитие на новый уровень, но, с другой, серьезно повлияют на рынок оборудования, формируя актуальный технический и конкурентный ландшафт производителей.
Так, например, технологические стандарты для интеллектуального учета электроэнергии и соответствующие требования основных покупателей таких систем – сетевых и сбытовых компаний, могут определить не только предпочтительные технологии передачи данных (радио, PLC, 4 / 5G), но и контуры будущего рынка производства оборудования ежегодным объемом 40‑60 млрд руб. на десятилетие вперед.
Важно, что инициатором конкретной работы может быть и энергокомпания, и сам разработчик перспективного решения. Заказчик же, заинтересованный в запуске нового устройства в промышленную эксплуатацию, определяет бюджет НИОКР и проводит необходимые закупочные процедуры.
Вертикально интегрированные инновации
Для таких компаний, как ГК «Росатом», представляющих собой комплекс вертикально интегрированных предприятий ядерной энергетики, затраты НИОКР доходят до 4,5 % от выручки (около 40 млрд руб. в год) и становятся стандартным инструментом финансирования входящих в госкорпорацию отраслевых научно-исследовательских институтов.
При этом «Росатом» во многом изыскивает ресурсы для инновационных разработок в федеральном бюджете: так, например, он претендует на 200 млрд руб. в разрабатываемой сейчас национальной программе «Развитие атомной науки, техники и технологий». Средства должны пойти прежде всего на развитие нового типа реакторов – на быстрых нейтронах.
Расходы на НИОКР «Росатома», в отличие от других российских энергокомпаний, в абсолютных показателях сравнимы с лидерами зарубежной энергетики. Французская EDF тратит на исследования 0,9 % от выручки, испанская Iberdrola – 0,8 %, шведский Vattenfall – 0,5 %, канадская HydroQuebec – 0,9 %. Надо отметить, что многие их этих компаний управляют широко диверсифицированным энергетическим бизнесом, а большинство контролируются национальными правительствами. А значит, затраты на науку и развитие технологий идут рука об руку с государственными приоритетами.
Надо отметить, что среди глобальных лидеров инноваций в энергетике практически нет исключительно сетевых или, например, генерирующих компаний. Основная масса компаний ТЭКа в мире, вкладывающих значительные средства в НИОКР, либо вертикально интегрированные крупные структуры, либо работают в отраслях с экспортным потенциалом, таких, как, например, добыча нефти и газа.
Нацпрограммы как двигатель НИОКР
В электроэнергетике на сегодняшний день в мире больше других тратят на прикладную науку компании, работающие в сфере возобновляемой энергетики. Это, например, канадская Canadian Solar, американская First Solar, китайская Guodian Technology, датская Vestas, испанская Siemens Gamesa и другие. Они занимаются строительством и эксплуатацией солнечных или ветроэлектростанций, востребованных в рамках национальных программ развития энергетики.
Серьезные инвестиции в НИОКР могут потребоваться и в рамках одобренного российским правительством плана модернизации ТЭС. Для повышения топливной эффективности электростанций нужны уникальные отечественные производства газовых турбин большой мощности и их компонентов. Задача стоит действительно амбициозная: например, итальянскому производителю Ansaldo понадобилось 14 лет (с 1991 по 2005 г. ) на обретение технологической независимости от лицензионных газовых турбин Siemens. Претендуют на этот рынок и «Силовые машины» и «Ростех», хотя во многом они ориентируются на государственные субсидии.
Регулируемая наука
Таким образом, финансирование НИОКР в отношении инновационных для России технологий – в возобновляемой энергетике и парогазовом цикле, становится возможным благодаря регуляторным решениям. Правительство запустило механизмы поддержки возобновляемой энергетики и модернизации тепловых электростанций, разрешив использовать оборудование, произведенное только в России. Источником для финансирования как строительства, так и НИОКР, станут в конечном итоге дополнительные платежи потребителей, собранные на оптовом рынке электрической энергии.
Без подобных мер стимулирования инвестиций энергетики вынуждены существовать в жестких тарифных ограничениях, не имея ресурсов и стимулов для инвестиций в развитие. Кроме того, большая часть их бизнес-процессов регламентирована почти всеобъемлющим спектром отраслевых требований. Это и стандарты для применяемого оборудования, и требования к безопасности, нормы проектирования объектов, требования к ремонту и обслуживанию производственных активов, антимонопольные ограничения в работе с потребителями и поставщиками, стандарты обязательного информационного обмена с регуляторами и инфраструктурой рынка.
Все эти факторы не создают благоприятной среды для инновационного развития и вложений в новые технологии. Компании ограничивают свои затраты первоочередными нуждами и капитальными вложениями на поддержание ресурса оборудования.
Государственный венчур
Неудивительно, что в условиях тарифного регулирования и строгого контроля отрасли инновации необходимо искусственно стимулировать на уровне законодательства или специальных распоряжений правительства.
В 2017 г. президент России поручил крупнейшим государственным корпорациям – «Ростеху», «Роскосмосу», «Росатому», Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации создать собственные венчурные фонды.
Из энергокомпаний в этом списке пока только «Росатом», запустивший фонд на 3 млрд руб. , но этот инструмент очень важен и нужен отрасли. Венчурное инвестирование позволяет корпорации-заказчику, входя небольшой долей в капитал разработчика перспективного продукта, выбирать и контролировать наиболее важные проекты. Команда основателей при этом сохраняет контроль в проекте и остается заинтересованной в коммерческой реализации технологии.
Пока этот рынок в России совсем невелик и составляет около 20 млрд руб. в год, проявляясь в основном в сферах ИТ, транспорта и финансов. Очевидно, что госкомпании даже небольшими усилиями могут серьезно изменить здесь расстановку сил, создав новую инфраструктуру для поиска и отбора проектов.
Если догонять, то быстро
Несмотря на все барьеры, перспективные направления для исследований в энергетике имеются. Это упомянутые уже технологии ВИЭ и газовых турбин большой мощности, технологии топливных ячеек, системы хранения энергии. Важно, что эти разработки будут иметь и экспортный потенциал.
Одной из более актуальных потребностей отрасли в инновациях является цифровизация энергетики. Прямо сейчас энергетикам нужны разработки отечественного ПО управления электрическими сетями и микроэнергосистемами, систем информационной безопасности критической инфраструктуры, технологии анализа данных и предиктивной аналитики.
Но пока развитие инноваций живет в логике «догоняющей» модели, совершенно не новой для нашей страны. И если рассматривать направления по отдельности, то предпринимаемые усилия выглядят очень скромно. Так, глобальный рынок электрохимических накопителей энергии ежегодно удваивается и в 2019 году приблизится к 8 млрд долл. США. Отечественные же инициативы в этой чрезвычайно перспективной и «горячей» сфере пока сводятся к дорожным картам и неторопливому поиску площадок для размещения пилотных проектов. Хотя именно этот рынок, обладающий серьезным экспортным потенциалом, выглядит наиболее привлекательным для исследований и запуска инновационных производств.
Но о каком бы финансировании инноваций ни шла речь – государственном заказе, корпоративных закупках или привлечении венчурного инвестора, инициатором НИОКР всегда может выступить сам разработчик перспективного решения. Это значит, что технологическое будущее российской энергетики и ее конкурентоспособность на мировой арене находится в общих руках – государства, подконтрольных ему энергокомпаний и проактивных научных коллективов.
Смотрите и читайте нас в
Программа НИОКР
В целях реализации Программы инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС» на 2016-2020 годы с перспективой до 2025 года и перспективных инновационных направлений предлагаем принять участие в формировании Программы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) ПАО «ФСК ЕЭС».
Программа НИОКР ПАО «ФСК ЕЭС» предназначена для разработки, испытания и внедрения на объектах ЕНЭС «прорывных» (создающих новые рынки и новые категории продукции) и «улучшающих» (позволяющих проводить модернизацию существующих сетей с улучшением параметров их функционирования) инновационных технологий.
Предложения в Программу НИОКР ПАО «ФСК ЕЭС» должны соответствовать критериям НИОКР:
- Научные исследования и разработки в области энергетики со значительным элементом новизны.
- Работы по созданию устройств (в том числе, приборов, аппаратов, установок, технических комплексов, их отдельных узлов), включая функциональные, электрические схемы или конструктивное исполнение.
- Работы по созданию новых материалов и (или) веществ (их составов).
- Работы по созданию способов, методов (процессов осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), например: измерительных, испытательных, технологических, в том числе, для получения (изготовления) продуктов (устройств, материалов, веществ).
- Работы по созданию программных (программно-аппаратных) комплексов, программного обеспечения, электронных баз данных, отсутствующих на рынке такой продукции.
- Все стадии анализа и исследований, предшествующих созданию, и этапы по созданию макетов и экспериментальных образцов новой продукции (устройств, материалов, веществ, процессов, программных комплексов, баз данных).
- Работы, предшествующие или имеющие своей целью создание нормативно-технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, указаний, руководств, концепций, технических требований, технических заданий, норм), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте новой (разрабатываемой) продукции.
- Работы, связанные со всеми стадиями создания и внедрения новых разработок, включая:
- разработку технических предложений, эскизных или технических проектов;
- разработку конструкторской или технологической документации;
- изготовление опытных образцов, технологий или материалов;
- испытание опытных образцов;
- пилотное внедрение и опытно-промышленная эксплуатация;
- разработку эксплуатационной и ремонтной документации.
К НИОКР не относятся:
- Экспертиза проектов нового строительства, реконструкции, техперевооружения электросетевых объектов ЕНЭС.
- Экспертиза предложений по созданию образцов новой техники, технологий и материалов.
- Разработка нормативно-технических и организационно-методических документов (стандарты, инструкции, методические указания, технологические карты, технические требования, правила и т.п.) на существующие образцы оборудования, технологии и материалы.
- Экспертиза Технических заданий, Технических условий на оборудование, технологии и материалы.
- Сопроводительное письмо о направлении предложений в Программу НИОКР ПАО «ФСК ЕЭС»
- Анкета Исполнителя
- Заявка на включение работы в Программу НИОКР ПАО «ФСК ЕЭС»
- Предложение в Программу НИОКР ПАО «ФСК ЕЭС»
- Справка о кадровых ресурсах
- Смета расходов на выполнение НИОКР
- Календарный план работ
- Проект технического задания
Инновационная деятельность «Россети Московский регион» осуществляется в рамках Программы инновационного развития Общества
Программа инновационного развития ПАО «Россети Московский регион» на 2020-2024 годы с перспективой до 2030 года утверждена советом директоров Общества 28. 2021 г.
Цель Программы
Переход к электрической сети нового технологического уклада с качественно новыми характеристиками надежности, эффективности, доступности, управляемости и клиентоориентированности электросетевого хозяйства ПАО «Россети Московский регион».
Достижение поставленной цели – ключевая задача в области инновационного развития Общества, выполняемая путем реализации проектов и мероприятий Программы в рамках следующих ключевых направлений инновационного развития Общества:
- переход к высокоавтоматизированным подстанциям различного класса напряжения 35-110(220) кВ;
- переход к высокоавтоматизированным активно-адаптивным сетям с распределенной интеллектуальной системой автоматизации и управления;
- переход к комплексной эффективности бизнес-процессов и автоматизации систем управления;
- применение новых технологий и материалов в электроэнергетике.
В компании внедрена системы инновационного менеджмента (далее – СИМ) ПАО «Россети Московский регион» в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 56273. 1-2014/CEN/TS 16555-1:2013 и с учетом требований стандарта ГОСТ Р ИСО 56002-2020.
Система инновационного менеджмента Общества является современным и прогрессивным управленческим инструментом, объединяющим и консолидирующим инновационную деятельность Общества на всех управленческих уровнях.
Область применения СИМ: оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям, оказание прочих нетарифных услуг.
В компании Советом директоров Общества утверждена «Политика инновационного развития ПАО «Россети Московский регион», содержащая приверженность и обязательства высшего руководства Общества.
Система инновационного менеджмента Общества
- имеет организационную структуру, в рамках которой обеспечено распределение функций на всех управленческих уровнях;
- распространяется на оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.
Выбрав стандарт ГОСТ Р ИСО 56002-2020, как основу для улучшения, ПАО «Россети Московский регион» стремится соответствовать в области повышения эффективности инновационной деятельности лучшим отечественным и зарубежным практикам и использовать наилучшие доступные технологии.
В рамках среднесрочного плана реализации Программы на 2021-2025 годы запланированы следующие ключевые инновационные проекты по направлениям инновационного развития
Переход к высокоавтоматизированным подстанциям различного класса напряжения 35-110(220) кВ
Переход к высокоавтоматизированным активно-адаптивным сетям с распределенной интеллектуальной системой автоматизации и управления:
- Применение интеллектуальных приборов учёта в распределительных электрических сетях с возможностью интеграции в единую систему управления;
- Реализация интеллектуальных распределительных сетей (Smart Grid) на территории обслуживания филиала ПАО «Россети Московский регион» – «Новая Москва»;
- Модернизация системы сбора и передачи информации о технологических режимах работы линий электропередачи, оборудования и устройств на подстанциях ПАО «Россети Московский регион» на базе современных микропроцессорных систем;
- Создание активно-адаптивной сети на базе интеллектуального «Областного РЭС»;
- Создание активно-адаптивной сети на базе интеллектуального «Городского РЭС»;
- Создание активно-адаптивной сети на базе интеллектуального Энергорайона;
- Применение реклоузеров на ВЛ 6-10 кВ с возможностью телеуправления и интеграции в SCADA-систему;
- установка устройств определения места повреждения ЛЭП на ВЛ 35-220 кВ на волновом принципе;
Переход к комплексной эффективности бизнес-процессов и автоматизации систем управления:
- Внедрение автоматизированной платформы оперативно-технологического управления SCADA/DMS/OMS на базе Одинцовского РЭС;
- Внедрение геоинформационных технологий (GIS);
- Модернизация автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования (АС ТОиР) ПАО «Россети Московский регион»;
- Создание автоматизированной системы управления мобильными бригадами («Цифровой электромонтер»);
Применение новых технологий и материалов в электроэнергетике:
- Применение опор из композитных материалов для монтажа СКЛ (сервисных (временных) кабельных линий электроснабжения) 6-10 кВ.;
- Применение передвижных электроустановок обратной трансформации (ПЭОТ) 0,4/10(6) кВ для временного электроснабжения потребителей;
В рамках Программы также выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), обеспечивающие поддержку развития ключевых направлений инновационного развития.
С 2013 по 2021год в рамках Программы выполнены следующие НИОКР
Патент на изобретение «Вертолетная пила с регулированием угла наклона корпуса пилы»
Патент на изобретение «Вертолетная пила с электрическим приводом»
Cвидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Автоматизированная система мониторинга устройств релейной защиты и автоматики для диспетчерского пункта ПАО «Россети Московский регион»
Свидетельство о государственной регистрации «База данных, характеризующих требуемую переодичность расчистки просек ВЛ от ДКР на территории присутствия ПАО «Россети Московский регион»
Патент на полезную модель «Передвижная установка обратной трансформации»
Патент на полезную модель «Устройство дистанционной защиты»
Патент на изобретение «Способ определения источников электрозарядной активности в изоляции электротехнического оборудования (варианты)»
Патент на изобретение «Цифровой переходный пункт с контрольным оборудованием».
Патент на изобретение «Система управления режимом напряжений в распределительной электрической сети»
Патент на изобретение «Автоматизированная система мониторинга, защиты и управления оборудованием электрической подстанции»
Устройство для повышения эффективности линии электропередач напряжением 6 (10) кВ, состоящей из трех пофазно-экранированных одножильных кабелей
Переходной пункт кабельно-воздушной линии с двумя площадками обслуживания
Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Программа расчета уставок устройств автоматического регулирования напряжения трансформаторов электрических сетей».
Патент на полезную модель «моделирующее устройство для определения мест установки средств компенсации реактивной мощности в электрических сетях общего назначения».
Патент на полезную модель «Стенд для демонстрации опасности воздействия шагового напряжения на организм человека»
Патент на полезную модель «Устройство для зарядки общественного электротранспорта» (постоянного тока).
Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Программный комплекс по технологическому управлению зарядными станциями»
Патент на полезную модель «зарядная станция для электротранспорта».
Патент на полезную модель «устройство для ограничения переходных восстанавливающихся напряжений в цепях с токоограничивающими реакторами».
Патент на полезную модель «Устройство для автоматического регулирования напряжения трансформатора».
Патент на полезную модель «Многослойный модуль кабелепровода»
Патент на полезную модель «Устройство для зарядки общественного электротранспорта» (переменного тока).
Патент на изобретение «Система автоматического ограничения снижения напряжения».
Патент на полезную модель «Устройство автоматического повторного включения кабельно-воздушной линии электропередачи
Система метеомониторинга для прогнозирования вероятности повреждения электросетевого оборудования и оценки проведения предупреждающих и восстановительных работ
Способ проведения метеомониторинга для прогнозирования вероятности повреждения электросетевого оборудования
Система энергетического менеджмента
В компании внедрена и сертифицирована Система энергетического менеджмента (СЭнМ) в соответствии со стандартами ISO 50001:2018 «Системы энергетического менеджмента – Требования с руководством по применению».
Система энергетического менеджмента Общества является современным и прогрессивным управленческим инструментом, объединяющим и консолидирующим деятельность Общества в области повышения энергоэффективности на всех управленческих уровнях.
Область применения СэнМ: оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ПАО «Россети Московский регион» утверждена Политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащая приверженность и обязательства высшего руководства Общества.
Стандарт ISO 50001:2018, содержащий требования к СЭнМ, является общепризнанной в мире платформой для совершенствования деятельности, направленной на энергоэффективность, применительно для электросетевой компании:
- на снижение потерь электрической энергии при ее передаче;
- на снижение расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и воды на хозяйственные нужды.
Система энергетического менеджмента Общества
- интегрирована по ряду элементов с Системой инновационного менеджмента Общества;
- имеет организационную структуру, в рамках которой обеспечено распределение функций на всех управленческих уровнях: Исполнительный аппарат-Филиалы-РЭС/ОВЭС;
- распространяется на оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.
Снижение потерь, экономия ТЭР и воды прежде всего обеспечивается за счет оптимизации режимов работы оборудования, автоматизации учёта энергоресурсов, модернизации и технического перевооружения объектов Общества, применения энергоэффективных технологий.
Выбрав стандарт ISO 50001:2018, как основу для улучшения, ПАО «Россети Московский регион» стремится соответствовать в области повышения энергоэффективности лучшим отечественным и зарубежным практикам и использовать наилучшие доступные технологии.
Политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективностиpdf
Сертификат ГОСТ Р ИСО 50001:2012pdf
Сертификат ISO 50001:2018pdf
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности
2022 Советом директоров ПАО «Россети Московский регион» утверждена Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Московский регион» на 2021-2025 годы (протокол заседания СД от 01. 2022№ 517)
- снижение за счет реализации мероприятий потерь электроэнергии и удельного расхода энергетических ресурсов на хозяйственные нужды;
- реализация потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности производственной деятельности;
- формирование эффективной системы управления энергосбережением;
- повышение объемов внедрения эффективных мероприятий.
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Московский регион» на 2021-2025 гг. pdf
Выписка из Протокола заседания Совета директоровpdf
Пояснительная записка к Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Московский регион» на 2021-2025 г. pdf
Презентация по Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективностиpdf
Целевые показатели программы
Программа предусматривает следующие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
Снижение потерь электроэнергии
В результате реализации Программы мероприятий снижения потерь планируется снижение уровня потерь электроэнергии до 7,32% от объема отпуска в сеть к 2025 году.
2020
(факт)
2021
(план)
2022
(план)
2023
(план)
2024
(план)
2025
(план)
Потери
млн кВт. ч
6 774,76
6 771,56
7 391,53
7 323,25
7 247,18
7 060,46
Потери
% от отпуска
в сеть
7,53
7,53
7,74
7,65
7,54
7,32
Рост уровня потерь в 2021 связан с существенным приростом электропотребления в Московском регионе, в том числе увеличением потребления населением со значительным ростом нагрузки на распределительные
Снижение объема потребления электроэнергии на хозяйственные нужды
№ п/п
Наименование целевого показателя
Ед. изм. 2019 год
(факт)
2020 год
(факт)
Планируемое значение
показателя в 2025 году:
1
Расход энергетических ресурсов на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения:
1. Электрическая энергия
тыс. кВт∙ч/м2
0,116
0,103
0,098
1. Тепловая энергия
Гкал/м3
0,034
0,03
0,029
1. Газ природный
тыс. м3
180,41
168,98
157,99
2
Расход природных ресурсов на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения:
2. Водоснабжение горячее
тыс. м3
12,88
10,72
10,80
2. Водоснабжение холодное
тыс. м3
235,17
203,16
194,04
3
Расход моторного топлива
автотранспортом и спецтехникой
тыс. л
12 348,91
12 106,30
13 673,07
Величина расхода моторного топлива определяется пробегом техники в рамках ее фактического использования для выполнения работ на электросетевых объектах Общества, а также длительностью работы резервных источников снабжения электроэнергией в рамках устранения технологических нарушений.
Мероприятия программы
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности включает в себя мероприятия, которые имеют «прямые» эффекты в виде повышения энергетической эффективности и экономии ТЭР, а также учитывает «сопутствующий» эффект в виде снижения потерь электроэнергии, получаемый в результате реализации иных производственных программ ПАО «Россети Московский регион» (программы перспективного развития систем учета электроэнергии на РРЭ, программы реновации (технического перевооружения и реконструкции), программы повышения надежности).
Мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности делятся на организационные (малозатратные) и технические мероприятия и включают в себя:
- мероприятия, направленные на снижение потерь электроэнергии;
- мероприятия, направленные на снижение расхода энергетических ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии) и воды на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения
В состав организационных мероприятий с «прямыми» эффектами, направленных на снижение потерь электроэнергии включены:
В состав технических мероприятий, направленных на снижение потерь электрической энергии и имеющих «сопутствующий» эффект включены:
- оснащение автоматикой систем отопления и освещения помещений ПС, в т.ч. систем обогрева маслонаполненного оборудования и шкафов наружной установки;
- техническое перевооружение и реконструкция и новое строительство (замена проводов на перегруженных линиях, замена перегруженных, установка и ввод в работу новых трансформаторов, оптимизация сетей за счет строительства линий и подстанций);
- программа развития интеллектуального учета электроэнергии.
В состав организационных мероприятий, направленных на снижение расхода энергетических ресурсов и воды на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения, включаются следующие мероприятия:
- организация экономичного режима работы энергопотребляющего оборудования и освещения;
- снижение отопительной нагрузки в зданиях или отдельных помещениях в нерабочие периоды;
- введение системы материального поощрения за экономию энергоресурсов;
- обеспечение контроля за нецелевым использованием энергоносителей;
- организация системы закупки для хозяйственных и производственных нужд энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности;
- анализ договоров ресурсоснабжения на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности.
В состав технических мероприятий, направленных на снижение расхода энергетических ресурсов и воды на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения, включаются следующие мероприятия:
- установка энергоэффективных осветительных приборов на основе светодиодов;
- замена устаревших конвекторов на новые конвекторы с климат–контролем;
- установка датчиков движения в системе внутреннего освещения;
- установка отражающих экранов за отопительными приборами;
- оснащение отопительных приборов терморегуляторами;
- установка однорычаговых смесителей;
- установка регуляторов расхода воды;
- установка бачков с двухтактным смывом.
Выполнение программы энергосбережения
Отчет об итогах выполнения Программы в 2020 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2019 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2018 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2017 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2016 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2015 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2014 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2013 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2012 г. pdf
Отчет об итогах выполнения Программы в 2011 г. pdf
Энергетическое обследование ПАО «Россети Московский регион»
Во исполнение требований федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ПАО «Россети Московский регион» в период с 01. 2012 по 22. 2012 г. было проведено обязательное энергетическое обследование объектов хозяйственного и производственного назначения.
В результате энергетического обследования были определены показатели энергетической эффективности и потенциал энергосбережения компании, сформирован энергетический паспорт компании.
Энергетический паспорт ОАО «МОЭСК» зарегистрирован в Минэнерго России за № 1924/Э-007/О/2012pdfpdf
В 2018 году проводилось очередное энергетическое обследование объектов ПАО «Россети Московский регион» с целью актуализации показателей энергетической эффективности и потенциала энергосбережения компании (Энергетический паспорт ПАО «МОЭСК» зарегистрирован 03. 2019 в СРО Некоммерческое партнерство энергоаудиторов «Инженерные системы-аудит», рег. № ЭП. 032. 048. 0637-2018)