Оао ржд энергоэффективность

Оао ржд энергоэффективность Энергоэффективность

Генеральный директор компании — Олег Белозёров (с 18 ноября 2017 года, до этого, с 20 августа 2015 года — президент).

В течении 2020-2021 гг. ООО «ФИНЭКС Качество» совместно с АО «ВНИИЖТ» успешно реализовали комплекс проектов по разработке нормативной базы, которая позволит с наименьшими временными издержками внедрить регулярно действующий механизм проведения энергетических аудитов объектов Холдинга «РЖД». В 2020 году было разработано Положение о порядке проведения энергоаудитов объектов ОАО «РЖД» (утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 21. 2021 № 91р). В 2021 году были разработаны Процессная модель проведения внутреннего энергетического аудита объектов ОАО «РЖД» и Методические указания по проведению внутреннего энергетического аудита объектов ОАО «РЖД» (утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 07. 2022 № 248р). При разработке нормативной базы были учтены требования действующих национальных стандартов ГОСТ Р 57576-2017 «Системы энергетического менеджмента. Аудит энергетический. Требования и руководство по применению», ГОСТ Р ИСО 19011-2021 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» и ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Также, учитывая, что в настоящее время готовится к изданию новая редакция ГОСТ Р ИСО 50001-2021, во внимание принимались положения действующего международного стандарта ISO 50001:2018. Разработанные документы направлены на создание регулярного механизма формирования программ мероприятий по энергосбережению структурных подразделений и на их основе Программы мероприятий по энергосбережению ОАО «РЖД», внедрение в ОАО «РЖД» системы проведения внутреннего энергетического аудита объектов ОАО «РЖД», предполагающую использование собственных сил организации. Основной целью энергоаудита является идентификация и определение приоритетных возможностей для улучшения уровня энергоэффективности и снижения потерь энергоресурсов. Процессная модель проведения внутреннего энергетического аудита объектов ОАО «РЖД» основывается на описании в виде процессов действий энергоаудиторов, непосредственно связанных с осуществлением энергетического аудита СП и их объектов. Методические указания по проведению внутреннего энергетического аудита объектов ОАО «РЖД» обеспечивают планирование и проведение энергоаудитов, а также полноценное отражение результатов энергоаудитов в отчетной документации, что повышает их практическую применимость. Разработанная ООО «ФИНЭКС Качество» совместно с АО «ВНИИЖТ» нормативная база направлена на получение реального энергосберегающего эффекта посредством систематического анализа энергопотребления, выбора объектов с возможным потенциалом энергосбережения, выявление указанного потенциала, разработки и выполнения мероприятий по его реализации. Новости компании
09. 2022

Читайте также:  Обеспечьте устойчивое развитие с помощью экспертного моделирования энергоэффективности

Холдинг «РЖД» входит в число крупнейших потребителей энергоресурсов в России, на долю которого приходится 4,5% электроэнергии и 8,2% дизельного топлива. В эксплуатационных расходах удельный вес затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов по итогам 2011 г. составил 15,6% (рис.

Продолжается перевод основных направлений движения пассажирских поездов на энергооптимальные расписания, которые рассчитываются при помощи созданного российскими учеными аппаратно-программного комплекса «Энергограф». За три года оптимизированы графики движения более 1000 пассажирских поездов, в результате чего только в 20II г. экономия электроэнергии превысила 21 млн. кВт ч. В 2011 г. планируется перевести на такие расписания весь главный ход до Владивостока, а также направление от Вологды до Воркуты.

Реализация проекта невозможна без оборудования локомотивов универсальными системами автоведения (АСАВП). которых уже внедрено 2200 единиц. Сегодня все новые локомотивы оборудуются такими системами.

Серьезным резервом экономии дизельного топлива является оптимизация его расхода в маневровой работе. В депо Лихоборы Московской железной дороги ведется опытная эксплуатация шести модернизированных тепловозов ЧМЭЗ с двухдизельной силовой установкой. Результаты показали: расход топлива снизился на 24%, а количество вредных выбросов в атмосферу — на 26%.

Создан первый образен нового двухдизельного тепловоза ТЭМ14, который сейчас проходит предварительные испытания. В следующем году парк многодизельных локомотивов планируется пополнить еше пятью такими локомотивами.

Сотрудничество ОАО «РЖД» с передовыми отечественными компаниями, и прежде всего с ОАО «РОСНАНО», во многом способствовало развитию конкуренции на рынке светодиодной техники и, как следствие, снижению стоимости освещения одного квадратного метра в 1,5 раза.

В рамках реализации Федерального закона об энергосбережении в компании утвержден план, определены условия и порядок проведения обязательного энергетического обследования объектов ОАО «РЖД». В этом году выполнено обследование более 19 тыс. объектов Центральной дирекции по тепловодоснабжению. Определен потенциал энергосбережения и разработаны энергетические паспорта региональных дирекций и на их основе — целевые программы энергосбережения, реализация которых позволит экономить до 400 млн. руб. в год. По завершении обследования впервые будет сформирован энергетический паспорт ОАО «РЖД».

Для совершенствования методик энергоаудита на объектах транспортной инфраструктуры налажено сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития (рис. Совместно реализуется программа «Умный вокзал», в рамках которой обследованы четыре железнодорожных вокзала. Первым пилотным объектом модернизации ста. вокзал в городе Анапа, где решается целевая задача — снижена потребления энергоресурсов н; 60% и сертификация его но европейскому стандарту EN 15232. 1 проекте впервые предусмотрен) комплексное применение в рамках единой управляющей автоматизированной системы самого современного энергоэффективного оборудования. По результатам реализации проекта буду разработаны типовые решения для проектирования.

Важным результатом работы 2011 г. стало достижение паритет; с дорогами первого класса США по энергетической эффективности перевозочного процесса в грузовом движении в пересчете н условное топливо.

Энергетическая отрасль неразрывно связана с грузоперевозками, и основным способом транспортировки энергетических грузов по России являются железнодорожные перевозки. Ожидаемое в связи с заморозкой тарифов сокращение инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2014-2015 годах остановит рост производства магистральных тепловозов. Удвоить закупки локомотивов и принести бюджету значительный доход позволит применение механизма лизинга.

  • Парадокс энергосервисаПеред человечеством стоит задача повышения энергоэффективности на всех уровнях.
    Самым популярным механизмом повышения энергоэффективности в мире стал энергосервис.
  • Зарубежный опыт энергоэффективности и рекомендации для РоссииЦелью данной работы является оценка масштабов затрат и источников финансирования для повышения
    энергетической эффективности в основных секторах ведущих стран мира и в России; анализ зарубежного
    опыта мобилизации финансовых ресурсов из разных источников, а также оценка потребности в финансовых
    ресурсах для повышения энергоэффективности в России.
  • 10+1 самых зеленых домов по версии AIAАмериканский институт архитекторов (The American Institute of Architects, AIA) и его Комитет по окружающей среде (Committee on the Environment, COTE)в 17-й раз представили список самых экологичных архитектурных решений.
    Программа COTE Top Ten Green Projects отмечает проекты, в которых реализован интегрированный подход к архитектуре, природным экосистемам и технологиям.
    Эти проекты вносят вклад в развитие социальной среды, улучшают условия жизни для обитателей здания и снижают влияние на окружающую среду.
  • Датский опыт энергоэффективностиВ эпоху глобального дефицита топливно-энергетических ресурсов стратегия энергоэффективности является генеральным вектором экономического развития любой страны, и Россия здесь не исключение. В этой связи особое значение приобретают международная интеграция, обмен опытом и передовыми энергосберегающими технологиями между государствами. Для нашей страны особенно интересен опыт соседей, с которыми нас объединяет не только географическая близость,но и схожие условия экономического развития.
    Например, Дания находится в климатических условиях, аналогичных нашим;как и Россия, она обладает собственными запасами нефти и газа и исторически использует технологии центрального теплоснабжения. Однако, несмотря на это,Дания выбрала курс на энергосбережение, и сегодня занимает устойчивое первое место в мире по этому показателю.
  • Социальные нормы энергопотребления: на пороге переменСоциальные нормы потребления электроэнергии будут введены по всей России с 2014 года. Введение социальных норм означает, что в рамках этой нормы за потребленное электричество тариф будет ниже, а за потребление сверх нормы платить придется по более высоким расценкам.
  • Проблемы оценки энегоэффективности корпораций и технологийСтатья раскрывает некоторые вопросы количественного определения энергоэффективности и указывает на ограниченность использования этого понятия применительно к сравнительной оценке корпораций и отдельных технологий. Показано
    также, что повышение энергоэффективности целесообразно лишь до некоторого предела, поскольку затраты энергии являются лишь одним из многих параметров в производственной задаче.
  • Об эффективности сетей уличного освещенияОдним из важных направлений экономии бюджетных средств в муниципальных образованиях на территории страны является перевод систем уличного освещения на использование энергосберегающих светильников. Однако при выполнении технико-экономических обоснований и подготовке энергосервисных контрактов необходимо детально анализировать фактические условия использования светильников при соблюдении нормативных требований к освещенности улиц. Эффективность реализации мероприятий по снижению потребляемой электроэнергии и мощности у потребителей могла бы быть повышена при введении на федеральном уровне механизмов, отражающих соответствующее снижение потребности во вводе новых генерирующих мощностей на долгосрочном рынке мощности.
  • Прогрессивные технологии утепления для российского ЖКХПовышение энергетической эффективности жилого фонда — не только одно из приоритетных направлений реформы российского ЖКХ, но и необходимое условие ее успеха. Высокий уровень энергопотерь — и в первую очередь потерь тепла — является системной проблемой, источником значительных финансовых и технических трудностей на пути реализации реформы, без преодоления которых невозможно выполнение ее ключевых задач:
    модернизации жилищно-коммунального хозяйства, внедрения рыночной модели отношений между субъектами отрасли, снижения размера коммунальных платежей.
    Однако сокращение потерь тепла в российском жилом фонде, основу которого составляют здания возрастом более 20 лет*, — задача не из простых. Тем не менее использование прогрессивных строительных и инженерных технологий делает ее
    вполне решаемой, причем в обозримые сроки и с минимальными затратами.
    Один из примеров — применение при капитальном ремонте технологии навесных вентилируемых фасадов, на практике доказавших свою энергоэффективность и высокую рентабельность.

ОАО
«РЖД» является одним из крупнейших
потребителей электроэнергии: компания
ежегодно использует более 40 млрд кВт-ч
электроэнергии, или порядка 4%
общероссийского потребления. Основной
объем уходит, конечно, на электрическую
тягу поездов (более 35 млрд кВт-ч).

Такой
крупный потребитель не мог остаться в
стороне от федеральных мер по повышению
энергоэффективности, закрепленных, в
частности, в «Энергетической стратегии
России до 2030 года».

Направления политики энергоэффективности в РЖД определяются
«Энергетической стратегией
холдинга «РЖД» на период до 2015 года
и на перспективу до 2030 года»,
разработанной в рамках «Стратегии
развития железнодорожного транспорта
в РФ до 2030». Стратегия предусматривает
два этапа:

  • 2011-2015
    гг. – этап модернизации железнодорожного
    транспорта;
  • 2016-2030
    гг. – этап динамичного расширения
    железнодорожной сети (планируется
    строительство 20,5 тыс. км новых
    железнодорожных линий, 25% из которых
    будут грузообразующими, прокладываемыми
    в малонаселенных, не имеющих энергетики
    регионах).

В
рамках стратегии, холдинг предполагает
активно участвовать, в том числе в
разработке законодательных актов
государства в области инноваций и
развития энергетики в интересах
железнодорожного транспорта.

Повышение
энергетической эффективности основной
деятельности ОАО «РЖД» планируется
за счет:

  • применения
    энергоэффективных технологий управления
    перевозочным процессом;
  • перехода
    на использование высокоэкономичных
    средств световой сигнализации и
    освещения, в первую очередь на основе
    светодиодной техники и интеллектуальных
    систем управления освещением;
  • совершенствования
    систем управления энергетическими
    ресурсами на основе баз данных
    энергетических обследований, паспортизации
    и приборного учета за расходованием
    энергоресурсов;
  • внедрения
    энергоэффективных технологий на
    объектах инфраструктуры.

Программа
уже показала себя в действии. По данным
РЖД, в 2011 году было внедрено более 4 тысяч
ресурсосберегающих технических средств
на сумму 2,7 млрд руб. За 12 месяцев 2011 года
от реализации мероприятий ресурсосбережения
в 2009 -2010 гг. достигнут экономический
эффект на общую сумму около 1,2 млрд
рублей. Данные показатели смогли быть
достигнуты за счет экономии
топливно-энергетических ресурсов,
материалоемкости технологических
процессов и повышения производительности
труда.

Мероприятия,
проводимые ОАО «РЖД» в рамках
«Энергетической стратегии»:

Установка светодиодных систем освещения:
пилотные проекты были выполнены на
Горьковской (Новгород, Киров, Зуевка,
Ижевск, Арзамас) и Красноярской железных
дорогах.

В 2011 году ЗАО «Дорожный Центр Внедрения»
Красноярской железной дороги произвело
работы по модернизации систем освещения
железнодорожного моста 777 через реку
Енисей на участке Бугач – Красноярск
Восточный, г. Красноярск и моста через
реку Енисей на участке Красноярск –
Енисей, перегон Ачинск – Уяр 4100 км. , г. Красноярск. На данных объектах были
установлены системы светодиодного
интеллектуального освещения, что
позволило существенно сократить
издержки на оплату электроэнергии и
эксплуатационные расходы (по данным
ОАО «РЖД» потребление электроэнергии
на участках железной дороги со
светодиодным освещением уменьшилось
более чем на 55%).

Установка газовых инфракрасных
излучателей для отопления производственных
помещений локомотивных депо.

По
данным ОАО «РЖД» использование
газовых инфракрасных излучателей
позволило снизить стоимость 1 ГКал
потребляемого тепла в 3-5 раз по сравнению
с системами водяного отопления.

Использование альтернативных источников
энергии. В рамках проекта ОАО «РЖД»
«Умный вокзал», на железнодорожном
вокзале г. Анапа в июле 2012 года введена
в эксплуатацию система солнечных модулей
(система из 560 солнечных модулей на базе
тонкопленочных фотоэлектрических
элементов, номинальной мощностью 70
кВт), а к концу года планируется установить
ветрогенераторную установку номинальной
мощностью 50 кВт. Планируется, объединенная
система из двух модулей с увеличением
мощностей аккумуляторных батарей,
позволит полностью обеспечить вокзал
электроэнергией.

Внедрение системы автоведения поездов.

Система
автоведения поездов позволяет обеспечить
экономию электроэнергии от 3 до 12%. В
настоящее время в ОАО «РЖД» системой
автоведения оборудовано 3 900 электровозов
и электропоездов.

Внедрение энергооптимальных расписаний.

В
2011 году на энергооптимальные расписания
переведено 511 поездов. По
данным ОАО «РЖД» в опытных поездках
на направлениях, где энергооптимальные
расписания введены впервые, экономия
топливно-энергетических ресурсов по
сравнению с аналогичным периодом 2010
года составила на электрифицированных
участках от 3,2 до 6,1%, на неэлектрифицированных
участках — 5,1 %. Проделанная за 2009-2011
гг. работа по переводу 1 451 пассажирских
поездов на энергооптимальные расписания
ежегодно позволит экономить до 25,0 млн
кВт∙ч электроэнергии и 300 т дизельного
топлива.

Разработка подвижного состава нового
поколения с использованием ряда
инновационных технологий:

  • перевод локомотивов на газовое топливо;
  • создание маневровых тепловозов с несколькими силовыми установками;

В
2011 году на Московской железной дороге
введена в эксплуатацию опытная партия
двухдизельных маневровых тепловозов,
созданных на базе серийных тепловозов
чешского производства серии ЧМЭ3. Первые итоги эксплуатации показали,
что экономия топлива у двухдизельных
локомотивов достигает 20-25% в сравнении
с серийными локомотивами. Кроме того,
на Московской железной дороге начата
опытная эксплуатация трехдизельного
маневрового тепловоза, также построенного
на базе тепловоза ЧМЭ3. Достигнутая
экономия топлива составляет 30-35%.

Ввод
в эксплуатацию на участке Екатеринбург
— Балезино грузовых электровозов 2ЭС10
с асинхронным приводом позволил
сократить удельный расход электроэнергии
на тягу поездов по сравнению с ранее
использовавшимися на этом участке
электровозами 1,5ВЛ11 с 84,6 до 54,3 кВт∙ч/10
тыс. т∙км брутто (на 35,8%), увеличить
удельный возврат электроэнергии с 4,4
до 10,2 кВт∙ч/10 тыс. т∙км брутто (на
132,6%) и повысить долю рекуперации от
общего потребления электроэнергии с
4,9 % до 15,8 %.

В
период 2003-2010 гг. меры по повышению
энергоэффективности уже привели к
положительному результату: при увеличении
на 16,2% объемов перевозочной работы по
отношению к 2003 году, баланс потребления
ресурсов уменьшился на 6,3%, а снижение
энергоемкости производственной
деятельности составило 19,3%.

Целевые
показатели в среднесрочной и долгосрочной
перспективах являются не менее
амбициозными. Так, ОАО
«РЖД» планирует рост объема перевозок
пассажирского и грузового транспорта
к 2030 году в среднем на 52,3%, а увеличение
объемов потребления топливно-энергетических
ресурсов (ТЭР) и воды на 32,1%. Прогнозируется,
что экономия ТЭР ОАО «РЖД» в 2015 и
2030 гг. по отношению к 2010 году составит
соответственно: электроэнергии – 1,8 и
5,5 млрд кВт-ч; дизельного топлива – 248 и
740 тыс. т; топочного мазута – 95 и 182 тыс. т; угля – 0,7 и 1,4 млн т; бензина – 15,0 и
32,5 тыс. т; тепловой энергии, приобретаемой
на стороне, – 0,56 и 1,2 тыс. Гкал. В связи
с этим должны снизится затраты на
приобретение ТЭР в 2015 году на 9,9 млрд
рублей, в 2020 году – на 16,9 млрд рублей, в
2030 году – на 27,4 млрд рублей в ценах 2010
года.

Чернышова Л. 11 ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщенияВ настоящее время вопросу снижения расходов в ОАО «РЖД» уделяется особое внимание, в частности, значительная роль отводится снижению потребления энергоресурсов и повышению энергоэффективности отрасли. Для оценки потребления топливно-энергетических ресурсов и разработки управленческих решений, направленных на оптимизацию энергозатрат, необходимо проводить всесторонний и регулярный анализ факторов, влияющих на величину потребления энергоресурсов. Базой исследования послужили разработки как отечественных, так и зарубежных ученых в данной научной сфере, а также методы факторного анализа показателей энергоэффективности тяги поездов. На основании статистических данных деятельности одного из полигонов железных дорог за 2018-2020 годы проведен анализ факторов, влияющих на расход электроэнергии на тягу поездов, что дает основание для реализации организационно-технических мероприятий, направленных на снижение энергозатрат холдинга. В статье выявлены направления обеспечения экономии энергоресурсов с целью повышения энергоэффективности ОАО «РЖД». Афанасьева Н. , Чернышова Л. Минимизация производственных потерь как фактор повышения экономической эффективности железнодорожной отрасли // Организационно-экономические и социальные проблемы и перспективы развития транспортной отрасли. 2018. 117-121. Ren Ju. , Zhang Q. , Liu F. Analysis of factors affecting traction energy consumption of electric multiple unit trains based on data mining // Journal of Cleaner Production. 31 March 2020. Volume 262. (дата обращения: 20. 2020). Jia Xie, Jie Zhang, Ding Jun. Passenger and energy-saving oriented train timetable and stop plan synchronization optimization model Transportation Research Part D: Transport and Environment. 14 July 2021. Volume 98 (дата обращения: 15. 2021). Yan-Zhe Wang, Sheng Zhou, Xun-Min Ou. Development and application of a life cycle energy consumption and CO2 emissions analysis model for high-speed railway transport in Chine Advances in Climate Change Research. 13 February 2021. Volume 12. Issue 2. 270-280 (дата обращения: 10. 2021). Scheepmaker G. , Goverde R. Energy-efficient train control using nonlinear bounded regenerative braking Transportation Research Part C: Emerging Technologies. 16 November 2020. Volume 121 (дата обращения: 18. 2020). Hujun Peng, Yuejie Chen, Kay Hameyer. Co-optimization of total running time, timetables, driving strategies and energy management strategies for fuel cell hybrid trains eTransportation. 16 July 2021. Volume 9 (дата обращения: 16. 2021). Криворотова В. , Кудряшов А. , Коваль Т. Повышение энергоэффективности перевозочного процесса посредством снижения непроизводительных потерь на тягу поездов // Системы. Методы. Технологии. 2015. № 3. 85-90. Сидорова Е. , Подгорная С. Определение основного удельного сопротивления движению поезда при анализе энергопотребления электровозами // Транспорт Урала. 2020. № 1. 80-84. Методика анализа и прогнозирования расхода ТЭР на тягу поездов. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от «26» декабря 2014 г. № 512. Сидорова Е. А, Железняк С. , Подгорная С. Организация информационного обеспечения системы анализа энергопотребления на тягу поездов // Научный взгляд в будущее. 2017. № 6. 89-94. Гапанович В. Перспективные направления повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. 2008. № 8. 3-7.

Железнодорожным транспортом потребляется около 1% всей энергии в мире, что составляет более 2% энергии, используемой транспортным сектором.

Так как в структуре производственных издержек ОАО «РЖД» значительную долю занимают топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) на тягу поездов, то одним из направлений снижения затрат будет являться их более качественное использование.

В настоящее время вопрос оценки технико-экономической эффективности использования ТЭР на тягу поездов является весьма актуальным с точки зрения их рационального использования, при этом, в научной литературе недостаточно подходов к обоснованию степени влияния различных факторов на величину расхода ТЭР.

Вместе с тем, необходимо уделять пристальное внимание данному вопросу для всестороннего контроля за рациональным использованием ТЭР и своевременному выявлению «узких мест», приводящих к возникновению непроизводительных потерь.

В системе управления предприятием транспортной отрасли важное место должно уделяться анализу показателей его деятельности, поскольку на основе глубокого и всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности возможно принятие верного управленческого решения в части снижения себестоимости перевозок и, как следствие, повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» в целом.

Одной из ведущих задач аналитической деятельности является определение причинно-следственных связей между причинами (факторами) и результатами деятельности. Величина (изменение) результативного показателя находится в зависимости (прямой или обратной) от изменения влияющих на него факторов. Чем больше количество учтенных факторов, тем более качественный получается результат анализа. При этом, процесс выполнения анализа должен быть эффективным – результат от проведения анализа должен превышать затраты на его проведение.

Затраты на электроэнергию на тягу поездов занимают значительную долю в структуре затрат железных дорог, поэтому важным является проведение анализа степени влияния факторов на расход электроэнергии на тягу поездов и, как следствие, поиск резервов по их оптимизации.

Данные для проведения анализа взяты на примере одного из полигонов сети железных дорог.

Снижение потребления электроэнергии на тягу поездов (без учета моторвагонного подвижного состава) на полигоне железной дороги за период с 2018 по 2020 годы составило 2,15% или 68,66 млн кВтч (таблица).

Динамика показателей расхода электроэнергии

Проведем анализ влияния факторов на изменение абсолютного расхода электроэнергии в 2020 г. , анализ будем проводить методом абсолютных разниц:

Абс. р(v) = (v2020 – v2018) · Уд. расх2018 : 10 = –2,77 · 99,64 : 10 = –27,6 млн кВтч (1)

Абс. р(уд. р) = (Уд. расх2020 – Уд. расх2018) · v2020 : 10 = –1,29 · 318,31 : 10 = –41,06 млн кВтч (2)

где v2020 и v2020 – грузооборот полигона железной дороги при электротяге в 2020 и 2018 годах, млрд т-км брутто;

расх2020 и Уд. расх2018 – величина удельного расхода электроэнергии в 2020 и 2018 годах, кВтч/10 тыс. т-км брутто.

Оао ржд энергоэффективность

Рис. Степень влияния факторов на изменение абсолютного расхода электроэнергии на тягу поездов

Таким образом, наибольшее влияние на снижение абсолютного расхода электроэнергии на тягу поездов оказало снижение удельного расхода электроэнергии на 1,3%, снижение тонно-километровой работы оказало меньшее влияние на снижение абсолютного расхода электроэнергии (рисунок 1).

Поскольку удельный расход электроэнергии на тягу поездов оказал большее влияние, то на следующем этапе необходимо провести анализ факторов, непосредственно влияющих на него. В частности, на изменение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов оказывают влияние следующие факторы:

Качественные показатели использования подвижного состава (средняя масса поезда, средняя нагрузка на ось вагона, средняя техническая скорость, коэффициент участковой скорости, доля порожнего пробега вагонов).

Перераспределение объема перевозочной работы по видам и направлениям движения.

Структура эксплуатируемого парка тягового подвижного состава (ТПС).

Объем энергии рекуперации

Температура атмосферного воздуха.

Проведенный анализ позволил определить степень влияния показателей перевозочного процесса на расход электрической энергии, что отражено в виде диаграммы Исикавы (рисунок 2).

На рисунках 3 и 4 представлена структура влияния факторов на изменение расхода электроэнергии.

На увеличение расхода электроэнергии на тягу поездов наибольшее влияние оказало снижение нагрузки на ось грузового вагона и увеличение непроизводительных затрат, в свою очередь, на снижение расхода электроэнергии наибольшее влияние оказало перераспределение объема перевозок по видам движения и направлениям, а также снижение доли порожнего пробега грузового вагона.

Проведенный факторный анализ расхода электроэнергии на тягу поездов позволил определить «узкие места», для ликвидации которых необходимо проведение ряда организационно-технических и инвестиционных мероприятий.

Определение факторов и степени их влияния на расход топливно-энергетических ресурсов дает возможность своевременно корректировать показатели хозяйственной деятельности, осуществлять поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности функционирования ОАО «РЖД».

Оао ржд энергоэффективность

Рис. Влияние показателей на расход электроэнергии

Оао ржд энергоэффективность

Рис. Структура влияния факторов на увеличение расхода электроэнергии

Оао ржд энергоэффективность

Рис. Структура влияния факторов на снижение расхода электроэнергии

Реализация инвестиционных проектов, направленных на обновление основных средств, используемых в перевозочном процессе, позволит снизить количество отказов технических средств и технологических нарушений, что в свою очередь повлияет на снижение количества задержек поездов из-за непредусмотренных графиком движения остановок и снижение времени нагона опозданий пассажирских и пригородных поездов. Снижение непроизводительных затрат приведет к экономии расхода энергоресурсов на тягу поездов.

Повышение качества использования подвижного состава, в частности, увеличение нагрузки на ось грузового вагона, позволяет сократить пробеги подвижного состава и его потребный парк, улучшить поездную обстановку и, как следствие, снизить затраты топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.

Таким образом, эффективное управление топливно-энергетическими ресурсами должно быть построено на всестороннем и комплексном подходе – важна не только слаженная работа структурных подразделений ОАО «РЖД», но и участие пользователей инфраструктуры (грузовладельцев и операторов подвижного состава). Внедрение ресурсосберегающих технологий и качественное взаимодействие всех участников перевозочного процесса будет способствовать снижению себестоимости железнодорожных перевозок и улучшению финансового результата деятельности холдинга.

Библиографическая ссылка

Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» и актуальные вопросы ее реализации

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является крупнейшим системообразующим элементом российской экономики и важнейшим звеном ее транспортной системы, выполняющим более 45% грузооборота и свыше 23% пассажирооборота, обеспечивая формирование 1,7% ВВП России и около 1,5% налоговых поступлений в бюджетную систему государства.

О необходимости управления процессами потребления энергоресурсов и обеспечения эффективной деятельности ОАО «РЖД» в области энергосбережения, которая является основой разработки Энергетической стратегии российских железных дорог, пойдет речь в материалах статьи начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимира Евгеньевича Андреева.

Ключевым приоритетом развития ОАО «РЖД» является сохранение лидирующих позиций в мире в части эффективности, безопасности и качества услуг инфраструктуры. С этой целью компания акцентирует внимание на повышении энергоэффективности своей деятельности, в том числе за счет планомерного обновления активов с использованием инновационных технологий.

В рамках Энергетической стратегии в ОАО «РЖД» ежегодно формируется и реализуется Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, одним из инструментов финансирования которой является инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте».

В настоящий момент в компании завершается разработка Энергетической стратегии ОАО «Российские железные дороги» на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года (далее – ЭС-2025), которая является документом стратегического планирования в сфере обеспечения энергетической безопасности и эффективности. ЭС-2025 обеспечит реализацию в сфере энергетики железнодорожного транспорта положений федеральных и отраслевых документов, устанавливающих нормативно-правовую базу в части развития транспортной и энергетической отраслей страны и обеспечения требований экологической безопасности.

При разработке ЭС-2025 по аналогии с Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» рассматриваются два сценария ее реализации: базовый и оптимистичный.

Базовый сценарий предусматривает минимально необходимое развитие инфраструктурного и энергетического комплекса железнодорожного транспорта для удовлетворения спроса экономики на перевозки и достижения национальных целей в соответствии с Указом Президента РФ В. Путина от 21 июля 2020 года №?474, а также Целей устойчивого развития, принятых Органи­зацией Объединенных Наций. Оптимис­тичный сценарий предусматривает полное удовлетворение спроса на грузовые перевозки, динамичный рост пассажирских перевозок за счет активного развития высокоскоростных, скоростных и перевозок в городских агломерациях, в результате чего грузооборот и пассажирооборот в период до 2035 года будет расти высокими темпами.

Оба сценария предусматривают ускоренный рост грузооборота в сравнении с пассажирооборотом и увеличение доли электрической тяги в общей перевозочной работе, что приводит к повышению показателей энергоэффективности и экологичности перевозочного процесса.

Энергетическая стратегия определяет цели и задачи энергетической политики ОАО «РЖД» на среднесрочный и долгосрочный периоды развития, приоритеты, ориентиры и механизмы на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Основной целью ЭС-2025 является повышение технологического уровня ОАО «РЖД» для максимально рационального использования энергетических ресурсов, дальнейшей минимизации негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду и поддержания лидерских позиций компании в области энергоэффективности железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок среди транспортных компаний мира.

Приоритетными задачами ЭС-2025 являются:

– полное и надежное обеспечение перевозочного процесса топливно-энергетическими ресурсами (далее – ТЭР), снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении железнодорожного транспорта;

– снижение удельного расхода ТЭР во всех сферах деятельности ОАО «РЖД» и, как следствие, снижение энергоемкости его технологических процессов;

– оптимизация энергетических затрат в стационарной энергетике;

– коренное улучшение структуры управления энергетическим комплексом ОАО «РЖД» на основе современных информационных технологий, систем учета и мониторинга топливо- и энергопотребления;

– снижение углеродоемкости производственной деятельности ОАО «РЖД».

Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» устанавливает:

– основные инвестиционные и инновационные ориентиры развития ОАО «РЖД», обеспечивающие энергобезопасность и энергосбережение;

– прогноз динамики изменения энергоемкости перевозочного процесса;

– прогноз динамики изменения энергоемкости основных технологических процессов в области стационарной энергетики;

– основные энергосберегающие технические решения и технологии, на которые должна быть ориентирована железнодорожная энергетика;

– прогноз потребности железнодорожного транспорта в ТЭР.

В ЭС-2025 подводятся итоги реализации предыдущей Энер­гетической стратегии за период с 2016 по 2020 год, при этом показано, что фактическая энергоемкость производственной деятельности ОАО «Российские железные дороги» в 2020 году составила 86,7 кДж/прив. т•км нетто, что лишь немного выше запланированного оптимистичного прогноза значения (86,1 кДж/прив. т•км нетто). Это свидетельствует об эффективности реализованных в ОАО «РЖД» мероприятий по энергосбережению в 2016–2020 годах. В итоге к 2020 году достигнуто повышение энергетической эффективности производственной деятельности ОАО «РЖД» на 7,17% к уровню 2016 года. При этом углеродоемкость производственной деятельности компании сократилась на 8%.

Ключевыми направлениями реализации ЭС-2025 являются:

– рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;

– техническое перевооружение и внедрение доступных технологий в области энергосбережения;

– ликвидация инфраструктурных ограничений по устройствам электроснабжения на полигоне российских железных дорог;

– развитие систем интеллектуального учета топливно-энергетических ресурсов;

– повышение качества функционирования электросетевого комплекса;

– повышение эффективности нетяговой энергетики, систем энергообеспечения зданий и сооружений;

– развитие объектов стационарной теплоэнергетики, включая использование возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;

– повышение надежности и безопасности энергетического комплекса;

– развитие цифровых технологий для повышения эффективности перевозочного процесса и инфраструктуры;

– развитие систем управления процессами потребления энергоресурсов и обеспечения эффективной деятельности в области энергосбережения.

Инструментами реализации ЭС-2025 являются:

– постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД»;

– реализация Программы ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», различных инвестиционных проектов ОАО «РЖД», а также мероприятий, реализуемых за счет эксплуатационных средств структурных подразделений ОАО «РЖД», направленных на развитие энергетического комплекса;

– мониторинг показателей энергетических показателей с применением автоматизированной информационной системы АИС «Энергоэффективность» и других информационных ресурсов ОАО «РЖД»;

– внутренний и внешний энерго-аудит, проводимые с целью оценки потенциала и разработки программ энергосбережения для повышения энергетической эффективности структурных подразделений ОАО «РЖД»;

– взаимодействие с научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими бюро и отраслевыми высшими учебными заведениями.

ЭС-2025 предусматривает реализацию энергосберегающих мероприятий в соответствии со сферами производственной деятельности структурных подразделений – филиалов ОАО «РЖД».

Так, в целях повышения экономической и энергетической эффективности перевозок, а также снижения углеродоемкости и выбросов вредных веществ в атмосферу запланированы следующие проекты:

– по электрификации железнодорожных линий и замещению потребляемого на тягу поездов дизельного топлива на электрическую энергию, ограничению использования тяжелых видов топлива, развитию возобновляемой энергетики (в том числе солнечных электростанций, тепловых насосов);

– переводу объектов теплоснабжения, работающих на дизельном топливе, мазуте и угле, с вводом взамен котельных, работающих на природном газе, электрической энергии и пеллетах, а также на прочих возобновляемых источниках энергии;

– совершенствованию технологии управления движением поездов;

– повышению энергетической эффективности тягового и мотор-вагонного подвижного состава и улучшению показателей их использования;

– увеличению доли использования газомоторного топлива на автономном железнодорожном подвижном составе и автотранспортной технике;

– улучшению технического состояния и показателей использования путевого хозяйства, влияющих на энергетическую эффективность перевозочного процесса и т.

Одним из элементов использования «чистой» энергии в ОАО «РЖД» считается рекуперированная энергия электроподвижным составом.

За последние годы уровень возврата электрической энергии в контактную сеть неуклонно растет (за исключением 2020 года, в связи с падением объема перевозок). За последние 6 лет уровень рекуперированной энергии вырос на 29% к уровню 2015 года и достиг в 2020 году – 2,6 млрд кВт•ч на сумму 9,4 млрд руб.

Соответствующие результаты достигнуты, в том числе за счет ввода в эксплуатацию новых локомотивов, режим рекуперативного торможения на которых допустимо осуществлять на более низких скоростях движения поезда в сравнении с электровозами старых серий.

Одним из самых ярких примеров использования рекуперативного торможения считается Московское центральное кольцо, где в 2019–2020 годах объем рекуперированной энергии составил около 50% от потребленной электропоездами. Такой высокий уровень рекуперации достигается за счет частого торможения электропоездов, а также использования электропоездов «Ласточка» со скоростным порогом рекуперативного торможения до 5 км/ч.

Рекуперация является одной из составляющих повышения энергоэффективности перевозочного процесса в ОАО «РЖД» и снижения энергоемкости ее производственной деятельности.

Отдельно следует отметить запланированные до 2024 года работы по созданию поезда на водородных топливных элементах, включающие в себя производство и транспортировку водорода, средства заправки, эксплуатацию и техническое обслуживание таких поездов, создание экспертного и образовательного центра по водородным технологиям на о. Сахалин.

Реализация ЭС-2025 предусматривает реализацию мероприятий по цифровой трансформации ОАО «РЖД», что позволит обеспечить ее современными технологическими решениями, применяя которые компания получит преимущество в темпах снижения удельных операционных и инвестиционных затрат, оптимизирует развитие, содержание инфраструктуры и структуру управления технологическими процессами.

Рассмотренные сценарии прогнозируют снижение удельных расходов ТЭР на тягу поездов, что позволит укрепить позиции ОАО «РЖД» в качестве мирового лидера по показателям энергоэффективности перевозочного процесса.

С учетом ожидаемых результатов реализации ЭС-2025 сформирован прогноз потребности ОАО «РЖД» в ТЭР на период до 2035 года. Рост грузооборота и пассажирооборота к 2025 году потребует увеличения закупки топлива и тепловой энергии на 10,7–16,6% (к уровню 2020 года), а электроэнергии на 1,9–12,9%. Однако затем на перспективу до 2035 года ожидается снижение объема потребления топлива и тепловой энергии в среднем на 0,3–0,4% в год при одновременном увеличении объема потребления электроэнергии на 0,3–0,5% в год.

Все рассмотренные сценарии прогнозируют постепенное увеличение доли энергопотребления на тягу поездов в общем энергетическом балансе, рассчитанном в энергетическом эквиваленте, с 77% в 2020 году до 81,3–82,8% в 2035 году, что объясняется значительным ростом ожидаемой перевозочной работы.

Прогнозируется на период до 2035 года динамика снижения энергоемкости производственной деятельности ОАО «РЖД», которая является интегральным индикатором действенности мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменения структуры энергобаланса и совершенствования системы управления приобретением и потреблением ТЭР.

Реализация ЭС-2025 позволит достичь существенных результатов для всех заинтересованных сторон за счет мультипликативного эффекта.

Для государства будут улучшены инфраструктурные условия долгосрочного инновационного развития экономики, укреплено транспортное единство страны.

Снижение энергоемкости производственной деятельности ОАО «РЖД», расширение внедрения возобновляемых источников энергии, масштабная электрификация железнодорожных линий с увеличением доли электроэнергии в общем энергобалансе, развитие газомоторной и водородной энергетики позволят усилить позиции российского топливно-энергетического комплекса в русле глобальной энергетической трансформации, будут способствовать реализации Энергетической стратегии России и внесут значительный вклад в борьбу с изменениями климата.

Для грузоотправителей будут расширены инфраструктурные возможности с точки зрения удовлетворения спроса на перевозки за счет повышения пропускной и провозной способности участков железных дорог.

Использование современного энергоэффективного подвижного состава и инфраструктуры, ответственное использование энергоресурсов позволят повысить удовлетворенность пассажиров и будут способствовать росту мобильности населения.

Реализация мероприятий ЭС-2025 потребует широкого применения наукоемких технологий, что позволит поддержать инновационное развитие отечественного научно-производственного комплекса, сферы науки и образования и других отраслей экономики и приведет к созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни населения нашей страны.

Экологическая и социальная ответственность ОАО «РЖД» повысит инвестиционную привлекательность компании на внутреннем и внешнем рынках, позволит обеспечить долгосрочное поддержание высокого социального статуса и престижности работы в ОАО «РЖД».

Реализация ЭС-2025 позволит повысить конкурентоспособность, производственную и коммерческую эффективность ОАО «РЖД», будет способствовать увеличению вклада ОАО «РЖД» в достижение целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций и национальных целей России.

Портрет Компании

ОАО «РЖД» Дата и место регистрации: 23 сентября 2003 года, г. Москва. Наименование регистрирующего органа: Межрайонная инспекция МНС России № 39 по г. Москве. ОГРН 1037739877295. — ключевая железнодорожная компания в России, крупнейший железнодорожный перевозчик, владелец и строитель железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Учредитель и единственный акционер ОАО «РЖД» — Российская Федерация.

Спектр услуг ОАО «РЖД»

85,6 тыс. км эксплуатационная длина железных дорог

44,3 тыс. км электрифицированных линий

На инфраструктуру ОАО «РЖД» в России приходится

ОАО «РЖД» поддерживает достижение Целей устойчивого развития ООН и является одним из лидеров в применении принципов устойчивого развития среди российских компаний.

Деятельность Компании реализуется в строгом соответствии с Экологической стратегией ОАО «РЖД» до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

2021 год был объявлен в Компании Годом экологии.

Забота о персонале

ОАО «РЖД» — крупнейший работодатель в России: в Компании работает 696,3 тыс. человек.

Компания подтверждает статус социально ответственного работодателя, в полном объеме выполняя все обязательства, закрепленные в Коллективном договоре.

Компания заботится об улучшении условий труда и отдыха работников, уделяя также большое внимание качественному обучению и повышению квалификации.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий