Сегодня мы расскажем, по каким показателям оценивается энергоэффективность здания и обязательно ли определять класс энергетической эффективности МКД.
В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 4 ст. 9) Минстрой РФ установил требования энергетической эффективности зданий. Их утвердило ПП РФ от 25.12.2011 N 18.
Требования по энергоэффективности, которые перечислены в постановлении, применяются ко всем зданиям, строениям и сооружениям, кроме:
Минстрой РФ: методические рекомендации по энергоэффективному капремонту
- Обязанности застройщика
- Классы энергетической эффективности МКД
- Зачем нужны требования энергетической эффективности
- Какие есть показатели энергоэффективности
- Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России
- Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР
- При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ
- Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ
- Наши публикации
- (В редакции федеральных законов от 08. 2010 № 83-ФЗ, от 27. 2010 № 191-ФЗ, от 27. 2010 № 237-ФЗ, от 11. 2011 № 197-ФЗ, от 11. 2011 № 200-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 03. 2011 № 383-ФЗ, от 06. 2011 № 402-ФЗ, от 07. 2011 № 417-ФЗ, от 12. 2011 № 426-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 10. 2012 № 109-ФЗ, от 25. 2012 № 270-ФЗ, от 05. 2013 № 44-ФЗ, от 07. 2013 № 113-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 28. 2013 № 399-ФЗ, от 28. 2013 № 401-ФЗ, от 04. 2014 № 291-ФЗ, от 04. 2014 № 339-ФЗ, от 04. 2014 № 344-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2014 № 466-ФЗ, от 29. 2015 № 176-ФЗ, от 13. 2015 № 233-ФЗ, от 03. 2016 № 269-ФЗ, от 26. 2017 № 196-ФЗ, от 29. 2017 № 217-ФЗ, от 29. 2017 № 279-ФЗ, от 23. 2018 № 107-ФЗ, от 19. 2018 № 221-ФЗ, от 29. 2018 № 255-ФЗ, от 03. 2018 № 340-ФЗ, от 27. 2018 № 522-ФЗ, от 26. 2019 № 241-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 21. 2021 № 414-ФЗ, от 14. 2022 № 253-ФЗ)
- Изучаем терминологию вопроса
- Ситуация с энергоэффективностью сегодня
- Категория строений, подпадающих под действие новых государственных нормативов
- Здания, не попадающие под государственный закон об энергоэффективности
- Классы энергоэффективности зданий и базовые показатели
- Паспорт энергоэффективности здания
- Документы, необходимые для оформления энергетического паспорта
- Снижение налога в зависимости от класса энергоэффективности
- Расчет энергоэффективности
- Повышение энергоэффективности
- Инновационные предложения по повышению энергоэффективности
- Что такое энергоэффективность жилого дома
- Зачем нужно экономить ресурсы
Обязанности застройщика
После того как дом построен, застройщик подтверждает, что показатели энергетической эффективности в норме при вводе дома в эксплуатацию и за установленный срок. Срок гарантии зависит от класса здания:
Показатели энергоэффективности нужно подтверждать. Это обязанность застройщика. Не реже одного раза в 5 лет он предоставляет доказательства, что показатели энергоэффективности соответствуют установленным требованиям.
Если в МКД провели капитальный ремонт, требования по энергетической эффективности к такому дому определяют в зависимости от вида капремонта.
Минстрой РФ: класс энергетической эффективности многоквартирного дома
Классы энергетической эффективности МКД
Требования энергоэффективности для здания напрямую зависят от определённого для него класса энергетической эффективности. Поэтому обязательно нужно установить класс энергетической эффективности для:
Если здание под эти категории не подходит, то решение по определению класса его энергоэффективности принимают застройщик или собственник.
Что касается многоквартирных домов и других строений, которые уже эксплуатируются, класс их энергетической эффективности устанавливается по решению собственников. В таком случае проводится энергетическое обследование, по результатам которого дому присваивается класс.
В требованиях энергетической эффективности зданий определены минимальные и максимальные значения удельного годового расхода энергетических ресурсов и другие нормы для каждого класса МКД.
Минстрой РФ: определяем класс энергоэффективности МКД
Зачем нужны требования энергетической эффективности
Что же регламентируют требования энергетической эффективности зданий? Они определяют:
Обязательные технические требования предъявляются к:
Дополнительные требования – это требования о (об):
«Дорожная карта» по повышению энергоэффективности зданий
Какие есть показатели энергоэффективности
Показателями выполнения требований энергетической эффективности являются годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании. К таким удельным величинам относятся:
Перечисленные показатели указываются в энергетическом паспорте здания.
Энергоаудит, класс и паспорт энергоэффективности, мероприятия по энергосбережению
В конце сентября появилось новое постановление Правительства РФ в сфере энергоэффективности домов. Кабмин утвердил правила установления требований к ней и определению её класса в МКД. Делаем обзор документа и рассказываем, что такое энергоэффективность, кто устанавливает её класс и как она влияет на плату собственников за ЖКУ.
Требования энергоэффективности МКД установлены Минстроем России
С 1 марта 2022 года начнут действовать новые правила установления требований к энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и к к определению класса энергоэффективности многоквартирных домов. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.2021 № 1628 и будут действовать в течение шести лет (далее – Правила № 1628 и Требования № 1628).
Согласно п. 2 Правил № 1628, требования энергоэффективности здании включают:
Для многоквартирных домов это расход теплоэнергии на отопление и вентиляцию, которая применяется обязательно. Показатели годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение, согласно п. п. 6, 8 Правил № 1628, используются «на добровольной основе».
Согласно пп. «б» п. 9 Правил № 1628, для многоквартирных домов с централизованным теплоснабжением это установка оборудования с автоматической регулировкой потребления теплоэнергии, а также с функцией поддержания температуры в системе ГВС. К таким требованиям также относится монтаж отопительных приборов с терморегуляторами в помещениях дома.
Они применяются при проектировании и строительстве домов и эксплуатации новых, реконструированных или прошедших капремонт отапливаемых зданий. В таких зданиях должны быть установки и оборудование для предоставления потребителям коммунальных услуг и поставки ЭР (п. 4 Правил № 1628).
Требования энергоэффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учётом новых технологических решений в сфере энергосбережения (п. 10 Правил № 1628).
Кто присваивает многоквартирным домам класс энергоэффективности
Класс энергоэффективности определяют органы надзора, сравнивая фактические и нормативные значения расхода ЭР
Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утверждённые Минстроем РФ, состоят из шести пунктов. Согласно п. 3 Требований № 1628, ведомство устанавливает:
Класс энергетической эффективности определяет орган Госстройнадзора в отношении нового, реконструированного или капитально отремонтированного МКД при вводе его в эксплуатацию (п. 4 Требований № 1628). Такой класс указывается в заключении надзорного органа. Также это может делать орган Госжилнадзора в случае, если проводил проверку МКД на соответствие ранее определённому классу при эксплуатации дома.
Таблица классов энергоэффективности приведена в п. 5 Требований № 1628:
Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения фактического значения показателя расхода ЭР в многоквартирном доме и соответствующего ему норматива.
Как составить перечень необходимых мероприятий по энергосбережению
При повышении класса энергоэффективности улучшаются условия проживания в МКД и снижаются платежи за ЖКУ
Об энергоэффективности МКД и о том, как она влияет на сумму платежей за ЖКУ, рассказали специалисты ГЖИ Москвы на сайте РИА «Недвижимость». Сделаем краткий обзор ответов надзорного органа.
Что такое энергоэффективность дома?
Это эффективное или рациональное использование его энергоресурсов. Чем экономнее расходуются ресурсы дома, тем выше его энергоэффективность. Например, при теплопотерях из-за плохой изоляции или повреждении сетей показатель энергоэффективности дома будет низким. На класс энергоэффективности влияет наличие теплового пункта, светодиодного освещения, приборов учёта коммунальных ресурсов.
МКД с высоким классом энергоэффективности обладает, как правило, хорошей теплоизоляцией, современным оборудованием, в нём применяются энергосберегающие решения. Как правило, к таким домам относятся новостройки. Старый жилфонд обычно относится к низкому классу G: это хрущёвки, дореволюционная застройка, где нет ИТП и нового оборудования.
Кто и как определяет класс энергоэффективности МКД?
Как отметили специалисты ГЖИ Москвы, присвоение класса – это многоступенчатый процесс. В нём участвуют управляющая домом организация и представители органа Госжилнадзора, которые проводят расчёты показателей энергоэффективности на основании декларации. Такую декларацию готовит УО или ТСЖ. Специалисты ГЖИ также устанавливают, изменился ли класс, если ранее он уже был присвоен.
Раз в год управляющая организация вправе обратиться в орган ГЖН для того, чтобы подтвердить или повысить утверждённый ранее класс энергоэффективности. Он может повыситься, например, если в МКД проводился ремонт, или понизиться из-за износа сетей.
За счёт каких мероприятий повысить энергоэффективность дома?
Прежде чем приступить к работам по повышению энергоэффективности, специалисты управляющей организации обязаны изучить внутридомовые системы и определить их состояние. После этого УО предлагает собственникам варианты решения выявленных проблем. В таком предложении должны быть данные о стоимости работ, сроках их окупаемости и ожидаемом эффекте.
В приказе Минстроя РФ от 19.09.2016 № 653/пр перечислены виды работ для повышения энергоэффективности МКД. Среди них установка автоматизированного управления освещением и ИТП с погодным регулированием, монтаж приборов учёта ресурсов, замена устаревшего оборудования систем электроснабжения, ХВС и ГВС. Работы могут проводиться при текущем и капитальном ремонте дома.
Как класс энергоэффективности влияет на условия проживания в доме и размер платежей собственников за ЖКУ?
Чем выше класс энергоэффективности МКД, тем комфортнее в нём жить. Светодиодное оборудование даёт более высокую и комфортную для глаз освещённость. Надлежащая работа внутридомовых систем позволяет рационально расходовать коммунальные ресурсы и не допускать перетопов в квартирах.
При этом снижение расхода ЭР приводит к уменьшению трат жителей дома на ЖКУ: отопление, электроснабжение и ГВС, а также на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества дома.
Почему орган ГЖН может не присвоить дому класс энергоэффективности
Повысить энергоэффективность дома можно при капремонте, в том числе с привлечением средств Фонда ЖКХ
О повышении класса энергоэффективности домов при капремонте мы говорили на одном из семинаров Ассоциации «Р1» в 2021 году. Эксперт объединения Светлана Межирицкая рассказала, как провести такой капремонт общего имущества с привлечением средств Фонда ЖКХ.
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 17.01.2017 № 18. Эти корректировки сняли ряд ограничений в перечне требований к домам, которые могут получить средства Фонда ЖКХ на энергоэффективный капремонт.
Эксперт рассказала управляющим домами, какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников, чтобы затем подать заявку в Фонд ЖКХ на возмещение части расходов на проведение энергоэффективного капремонта. Узнайте подробности из материалов семинара.
Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 № 1628 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
Утверждены новые правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, а также требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Требования энергетической эффективности определяются путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, направленного на повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Требования энергетической эффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учетом новых технологических решений в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Наши публикации
Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года
Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года
(В редакции федеральных законов от 08. 2010 № 83-ФЗ, от 27. 2010 № 191-ФЗ, от 27. 2010 № 237-ФЗ, от 11. 2011 № 197-ФЗ, от 11. 2011 № 200-ФЗ, от 18. 2011 № 242-ФЗ, от 03. 2011 № 383-ФЗ, от 06. 2011 № 402-ФЗ, от 07. 2011 № 417-ФЗ, от 12. 2011 № 426-ФЗ, от 25. 2012 № 93-ФЗ, от 10. 2012 № 109-ФЗ, от 25. 2012 № 270-ФЗ, от 05. 2013 № 44-ФЗ, от 07. 2013 № 113-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 28. 2013 № 399-ФЗ, от 28. 2013 № 401-ФЗ, от 04. 2014 № 291-ФЗ, от 04. 2014 № 339-ФЗ, от 04. 2014 № 344-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2014 № 466-ФЗ, от 29. 2015 № 176-ФЗ, от 13. 2015 № 233-ФЗ, от 03. 2016 № 269-ФЗ, от 26. 2017 № 196-ФЗ, от 29. 2017 № 217-ФЗ, от 29. 2017 № 279-ФЗ, от 23. 2018 № 107-ФЗ, от 19. 2018 № 221-ФЗ, от 29. 2018 № 255-ФЗ, от 03. 2018 № 340-ФЗ, от 27. 2018 № 522-ФЗ, от 26. 2019 № 241-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 21. 2021 № 414-ФЗ, от 14. 2022 № 253-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
2) вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
3) энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
4) энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
5) класс энергетической эффективности — характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;
6) бытовое энергопотребляющее устройство — продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;
7) энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
8) энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;
9) организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
10) регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов); (В редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 417-ФЗ)
11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, — лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;
12) застройщик — лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
13) декларация о потреблении энергетических ресурсов — документ, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ)
Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.
2. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.
4. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.
5. Организация и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, на территории Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны Российской Федерации осуществляются с учетом положений Федерального закона «О Военном инновационном технополисе «Эра» Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Дополнение частью — Федеральный закон от 14.07.2022 № 253-ФЗ)
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям; (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;
5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;
6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
71) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам); (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)
72) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ)
73) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ)
8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
9) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;
11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 399-ФЗ)
121) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 23.04.2018 № 107-ФЗ)
13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;
14) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
141) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)
142) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)
15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 61. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(Дополнение статьей — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 255-ФЗ)
1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
7) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 настоящей статьи, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут осуществляться подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, к деятельности которого относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.07.2018 № 255-ФЗ)
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ)
Глава 3. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:
1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает испо
Все мы хотим жить в комфортном доме, где всегда будет тепло, несмотря на погоду за окном. Но мало кто знает, что это зависит от энергоэффективности здания, которая определяется еще на стадии составления проектной документации. В последние годы государство стремится разработать новые требования к этому показателю, которые должны заметно снизить количество потребляемых энергоресурсов на жизнеобеспечение того или иного сооружения. Дело в том, что данный фактор можно назвать определяющим, когда мы в глобальном смысле этого слова говорим об экологической обстановке в стране и мире. Многие государства уже на протяжении десятилетий ведут работу по повышению энергоэффективности зданий всех категорий назначения. Наша страна до некоторого времени оставалась в стороне от этого процесса, но постепенно тоже стала включаться в него. Сегодня в статье мы поговорим об энергоэффективности зданий и сооружений в принципе, а также о мерах по ее повышению.
Изучаем терминологию вопроса
Не каждый обыватель понимает, что именно подразумевается, когда мы говорим об энергоэффективности здания. Чаще всего данный термин путают с понятием энергосбережения. И хотя на самом деле они довольно близки по смыслу, но все же являют собой разные определения.
Под энергоэффективностью зданий и сооружений обычно понимается соотношение выраженного полезного эффекта от затраченных энергоресурсов к их количеству, необходимому для получения подобного результата.
Можно сказать, что при самом высоком классе энергоэффективности энергетических ресурсов затрачивается самое минимальное количество. Некоторые специалисты называют этот термин еще и целесообразным использованием имеющейся энергии.
Для того чтобы читатель в дальнейшем не путал данное определение с энергосбережением, уточним, что энергосбережение подразумевает уменьшение потребления энергии при тех же запросах. То есть для людей это связано с определенными ограничениями, тогда как высокая энергоэффективность здания дает возможность его жильцам функционировать в привычном режиме, но получать гораздо большую отдачу.
Ситуация с энергоэффективностью сегодня
Уже практически пятьдесят лет мировое сообщество пытается ввести новые стандарты энергоэффективности. Некоторые государства принимают специальные программы, которые позволяют существенно повысить данный коэффициент. Однако до сих пор мировая промышленность потребляет около половины всех энергоресурсов. Причем побочным эффектом данного процесса является выброс углекислого газа в атмосферу, который пытаются контролировать многочисленные объединения экологов. Сегодня международные организации приняли единый стандарт, включающий в себя пункты по энергоэффективности.
В мире существует три государства, чья экономика полностью базируется на потреблении большого количества энергоресурсов. Показатель внешнего валового продукта целиком зависит от этого фактора. К трем державам, попадающим в указанную категорию, кроме Китая и Соединенных Штатов, относится и наша страна. Она занимает в этом списке третье место.
Можно уточнить, что наша промышленность вместе с жилыми строениями потребляет более половины всех энергоресурсов Российской Федерации. Эта цифра является катастрофической, и ситуация дошла до такой степени, что требует немедленного решения. В связи с этим государство разрабатывает ряд мер и нормативов, которые будут регламентировать энергоэффективность производственных зданий и жилого сектора. О них мы поговорим немного позже.
Категория строений, подпадающих под действие новых государственных нормативов
Под свод правил (СП) энергоэффективности зданий попадают следующие строения:
Примечательно, что все принятые нормативы регламентируют расчеты энергоэффективности зданий не только на этапе создания проектной документации. Свод правил контролирует весь процесс строительства вплоть до ввода здания в эксплуатацию. Таким образом, повышение энергоэффективности превращается в определенную стратегию, однако она не устанавливает точных показателей, на которые должны ориентироваться строители и проектировщики.
Здания, не попадающие под государственный закон об энергоэффективности
В законодательстве предусмотрены строения, которые никаким образом не могут регламентироваться указанными ранее сводами правил и нормативами. К ним можно отнести следующие объекты недвижимости:
Сегодня все перечисленные категории строений можно вводить в эксплуатацию независимо от их энергоэффективности. Общественные здания и жилые сооружения, входящие в эту группу, в своей проектной документации не должны содержать никаких сведений об энергоэффективности. Причем это не будет препятствием для получения разрешения на строительство или эксплуатацию помещений.
Классы энергоэффективности зданий и базовые показатели
Под данным термином понимается энергетическая эффективность строения или оборудования в процессе его эксплуатации. Информация этого порядка обычно включается в паспорт энергоэффективности здания или оборудования.
На сегодняшний момент принято применять семь классов энергетической эффективности строения. Они обозначаются латинскими буквами от «A» до «G», где «А» — это самый высокий показатель, а «G» — самый низкий из всех имеющихся.
В последние годы отдельно определены и подклассы. Определить класс энергоэффективности здания по ним можно, если заглянуть в проектную документацию. Для категорий «A» и «В» существуют два вида подклассов: «+» и «++». Все эти нюансы необходимо учитывать при покупке какого-либо оборудования или в процессе строительства здания.
Примечательно, что все современные приборы и различные объекты должны иметь маркировку, обозначающую класс энергоэффективности. Ставится она производителем или комиссией, принимающей проектную документацию на здание промышленного либо жилого назначения.
Расчеты и определение класса энергоэффективности здания происходят по определенной формуле. Она учитывает отклонения по нормативным и удельным величинам, при этом стоит иметь в виду и базовые величины. Расчет энергоэффективности здания жилого и промышленного объекта всегда начинается с определения базового уровня. За него принято брать класс «С».
Паспорт энергоэффективности здания
Мы не смогли обойти вниманием этот важный документ, имеющий непосредственное отношение к теме нашей сегодняшней статьи. Если вы имеете некоторое отношение к строительству, то должны знать, что этот важный документ необходим для того, чтобы ввести жилой объект или производственное строение в эксплуатацию.
Он подтверждает тот факт, что строение полностью соответствует всем принятым нормативам и требованиям, а также оснащено приборами учета энергоресурсов последнего поколения. Известно, что благодаря этому паспорту можно даже получить льготы по имущественному налогу. Под данную категорию попадают только те объекты, которые получают самый высокий класс энергоэффективности.
Интересно, что получать паспорт должны все новостройки и здания, подвергшиеся реконструкции либо капитальному ремонту. Документ опирается на проектные бумаги и расчеты, а также на выездное обследование здания. Оно включает в себя тепловизионную съемку. Благодаря ей всегда можно наглядно увидеть, в каких местах строение теряет тепло. В связи с этим выносятся рекомендации по устранению выявленных проблем. Если решить их невозможно, то принимается решение по присвоению класса энергоэффективности строения.
Любой паспорт оформляется по установленному стандарту, он числится как форма под номером тридцать пять и был утвержден приблизительно три года назад.
Документы, необходимые для оформления энергетического паспорта
Для того чтобы ввести строение в эксплуатацию, понадобится оформить на него паспорт. Об этом мы уже упомянули в статье, однако стоит учитывать, что данный документ невозможно составить без предоставления большого количества бумаг. Большая часть из них входит в проектную документацию.
В первую очередь комиссию будет интересовать архитектурная часть плана. В нее включаются планировки этажей, подвала и разрезы стен. При этом требуется указать толщину материалов и их полную характеристику. Чаще всего указанная информация содержится в полном объеме в утвержденном перед строительством проекте строения.
Кроме перечисленных данных, комиссии потребуются копии из нескольких разделов проекта. Все они будут касаться энергопотребления и сбережения. Специалисты рассмотрят вопросы вентиляции, отопления, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения.
Если застройщик изначально предоставит всю документацию в полном объеме, то сроки оформления паспорта существенно сокращаются. С утвержденным документом можно обращаться в вышестоящие инстанции для того, чтобы ввести объект в эксплуатацию.
Снижение налога в зависимости от класса энергоэффективности
Если энергоэффективность жилого здания, сданного организацией в эксплуатацию, будет соответствовать самым высоким стандартам, то фирма имеет право на получение льготы по налогам на протяжении трех лет. Этот срок отсчитывается от даты ввода здания в эксплуатацию.
Для получения льготы необходимо предоставить всю проектную документацию и энергетический паспорт строения. Стоит учитывать, что на снижения налога могут претендовать только те здания, которым присвоены следующие классы энергоэффективности: «В», «В+», «В++», «А».
Для того чтобы комиссия могла принимать решение быстрее и проще, была разработана и утверждена таблица, в соответствии с которой принимаются решения об энергоэффективности многоквартирных домов. Она включает в себя практически все классы и их наименования. Мы приведем ее в виде следующего списка:
Все перечисленные классы применяются в случаях строительства и проектировки новых зданий, а также реконструкции уже имеющихся.
Когда речь ведется об уже эксплуатирующихся строениях, то для них допустимы следующие классы энергоэффективности:
В соответствии с приведенными данными, каждый застройщик может сориентироваться в том, получит ли он льготы по налогообложению.
Расчет энергоэффективности
Для составления проектной документации застройщик должен провести определенные расчеты по энергоэффективности промышленных зданий и объектов жилого сектора. Они состоят в определении количества потребляемой теплоэнергии для того, чтобы создать условия для жизнеобеспечения всех строений. Измеряется она в киловаттах на один квадратный метр за один год. Примечательно, что здания разного назначения подпадают под три категории энергопотребления.
Их можно привести в виде списка:
Примечательно, что если в проектной документации заложено использование разных видов энергоресурсов, то производить расчеты придется по каждой категории в отдельности.
Повышение энергоэффективности
На государственном уровне принята программа по повышению энергоэффективности зданий, которая включает в себя несколько уровней и пунктов. Причем их выполнение должно происходить на разных стадиях строительства, кроме этого, учитываются и этапы реконструкции, а также ввода в эксплуатацию.
В основном повысить энергоэффективность можно благодаря снижению теплопотерь. Обычно они довольно значительны. К примеру, в холодное время года около сорока процентов энергии уходит на обогрев уличного воздуха. Если взять это количество за сто процентов, то стены способствуют потерям сорока процентов тепла, и еще по двадцать процентов можно в равной степени разделить на дверные и оконные проемы, кровлю и вентиляционную систему вместе с подвальными помещениями.
Для того чтобы свести к минимуму потери тепла в зданиях, и разработаны меры по повышению энергоэффективности строений. Их можно коротко изложить в виде списка:
Кроме всего перечисленного, ежегодно вводятся и новинки, позволяющие в несколько раз повысить энергоэффективность строений жилого и промышленного назначения.
Инновационные предложения по повышению энергоэффективности
Сегодня в России проводятся всевозможные конференции, на которых молодые компании и их уже всемирно признанные конкуренты представляют свои разработки, направленные на уменьшение теплоотдачи зданий. В итоге при получении энергетического паспорта строение имеет все шансы получить более высокий класс энергоэффективности.
Некоторые разработки остаются без внимания, а вот другие успешно внедряются в производство. Подобная история случилась когда-то с энергосберегающими оконными профилями, которые сейчас повсеместно применяются в строительстве. Подчас они еще на заводе встраиваются в панели, что исключает неправильный монтаж, а, следовательно, и теплопотери.
Интересно, что в последние годы рассматривается предложение по учету экологических показателей в процессе оценки энергоэффективности строения. К примеру, многие компании заменяют свинцовые стабилизаторы на оконных профилях на другие, изготовленные из более безопасных материалов.
Не последнюю роль в повышении энергоэффективности играют и материалы, предусмотренные в строительстве здания. К примеру, современные газобетонные блоки позволяют соединять их максимально тонким швом. Тем самым снижаются риски теплопотери через соединительный раствор. Также недавно был представлен и особый клей, его применение делает любые теплопотери минимальными. Во многих случаях они сводятся к нулю.
Довольно часто инновационные разработки затрагивают и инженерные системы строения. В первую очередь это касается вентиляции и отопительных систем. Однако в последние годы оценку энергоэффективности проходят и лифты, ведь доказано, что потери энергии при использовании данных приспособлений в некоторых случаях достигают пятнадцати процентов. Специалисты советуют оценивать лифты не на производстве, а после монтажа в шахту здания. В этом случае информация будет максимально приближена к реальности.
Также хочется отметить, что идеи энергоэффективности пользуются большой популярностью. Если вести речь о жилом секторе, то квартиры, построенные с соблюдением современных технологий, пользуются большим потребительским спросом. В связи с этим можно надеяться, что комплексные технологии, направленные на повышение энергоэффективности, будут применяться повсеместно и станут одним из приоритетных направлений государственной политики в строительстве.
В российских городах жилым домам стали присваивать классы энергоэффективности. Так можно понять, какие из них более «зеленые», где комфортнее жить и меньше коммуналка
В 2016 году в России стартовала программа повышения энергоэффективности жилых домов. Старые здания стали оценивать по расходу ресурсов, а проектировать и строить новые с учетом энергоэффективных решений. Разбираемся, что вообще такое энергоэффективность и зачем она нужна.
Что такое энергоэффективность жилого дома
Этим термином называют показатели рационального и эффективного расхода энергии: экономное водоснабжение, отопление, вентиляцию и освещение. На энергоэффективность влияют и работа инженерного оборудования, и конструктивные особенности дома, и использованные стройматериалы.
Например, если теплоизоляция в здании выполнена с ошибками или из некачественных материалов, дом будет постоянно терять тепло. Расходы на обогрев окажутся большими, а показатель энергоэффективности — низким.
Повысить энергоэффективность дома может:
Зачем нужно экономить ресурсы
Во-первых, чтобы заботиться о природе. Дома с высоким показателем энергоэффективности наносят меньше вреда окружающей среде: они не расходуют ресурсов больше необходимого, способствуя экономии электричества и воды. Например, такие здания значительно сокращают выбросы парниковых газов в атмосферу (на 62%) и уменьшают расход питьевой воды. Сэкономленная таким образом энергия должна помочь замедлить повышение глобальной температуры.
Во-вторых, для комфорта самих жильцов. Качественная теплоизоляция не дает им мерзнуть в осенне-зимний период, а автоматическое инженерное оборудование контролирует температуру в помещении, чтобы даже при перемене погоды внутри здания всегда был комфортный микроклимат.
В-третьих, для экономии. Жильцы платят меньше за коммунальные услуги, поскольку расходуют меньше ресурсов. Благодаря индивидуальным и общедомовым счетчикам, а также надежным тепловым коммуникациям собственники квартир отдают деньги только за то, что реально использовали. Например, с автоматической системой отопления, которая держит комфортную температуру и меняет ее в зависимости от погоды, дом может сэкономить до ₽300 тыс. в месяц. За сезон для каждой квартиры это получается до ₽5 тыс. экономии.