В условиях интенсивного развития экономики знаний анализ макроэкономических процессов как в России, так и за рубежом, разработка сценарных экономических прогнозов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу получает стратегическое значение, обеспечивая предложения по проведению экономической политики для органов государственной власти основных направлений научно-технологического развития, в частности по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение» — приоритетному направлению развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Промышленно-энергетический Форсайт (Russian industry-energy foresight), начатый Минпромэнерго в конце 2006 – начале 2007 гг. (Форсайт «Энергоэффективное общество 2030») подтвердил существенную роль современных технологий прогнозирования, включая технологию Форсайта в отношении энергетики и формировании стратегических решений.
Целью Форсайта является не просто подготовка «аналитического прогноза» по наиболее проблемным направлениям, детальных сценариев или тщательно выверенных экономических моделей, но и стремление объединить усилия основных участников процесса перемен, создать условия действий на опережение, для консолидации. Не менее важной целью Форсайта является создание сетей высококвалифицированных и заинтересованных в действиях его участников (стейкхолдеров). Вовлечёнными действующими субъектами являются представители власти, компаний, муниципальных образований, общественных движений, гражданских объединений, сообщества ученых и экспертов.
С целью повышения качества результатов долгосрочного прогноза в направлении «Энергоэффективность и энергосбережение» — приоритетном направлении развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, выявления наиболее эффективных стратегий инновационного развития отраслей и предприятий, а также решения других значимых задач, НИЯУ МИФИ реализуется проект по формирование сети отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития на базе ведущих российских вузов для вышеуказанного направления.
В рамках проекта реализуются задачи по созданию сети отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития на базе ведущих российских вузов и созданию научно-методической и организационной базы для их эффективной деятельности; формированию сети экспертов в соответствующих секторах и отраслях экономики в направлении «Энергоэффективность и энергосбережение», отвечающих профилю отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития; подготовке материалов к долгосрочному прогнозу важнейших направлений научно-технологического развития на период до 2030 г. и т.
В ходе выполнения работ по проекту реализуются все основные ступени Форсайта — подготовка, вовлечение участников, разработка, внедрение, обновление.
Этап подготовки включает в себя разработку методологии и планирование работ.
Вовлечение участников основано на определении ведущих вузов и организаций, а также создании сети экспертов, с учетом тематических, отраслевых, региональных, национальных, международных аспектов.
На этапе разработки с учетом созданных механизмов сетевого взаимодействия всех участников проекта проводится мониторинг экспертной сети, реализуются методы Форсайта.
Полученные результаты проходят фильтрацию, сортировку, соответствующим образом форматируются и передаются в центры, отвечающие непосредственно за синтез информации по всем приоритетным направлениям.
С учетом быстроменяющихся тенденций развития экономики и науки страны, а также состояния стейкхолдеров проекта, проводится актуализация и масштабирование баз данных экспертов, ведущих организаций и вузов, их компетенций. Распространяются полученные в ходе работ материалы, в том числе с использованием механизмов внутрисетевого взаимодействия. Участники проекта организуют образовательные программы, получая информацию об особенностях механизмов Форсайта, а также обмениваясь рекомендациями по реализации проекта.
Таким образом, осущетвляется последний из этапов форсайта – обновление.
Важным фактором при формировании баз данных организаций и экспертов – участников форсайта являются критические технологии по приоритетному направлению развития науки, технологий и техники в Российской Федерации «Энергоэффективность и энергосбережение», а именно:
- технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
- технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе;
- технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику;
- технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
Паспорта критических технологий включают достаточно подробные характеристики технологий (основное назначение, состав, области применения и т.
Сопровождающей проект задачей является формирование информационной среды, включающей информационные потоки, циркулирующие внутри сформированного кластера. В структуре деятельности по обеспечению информацией для проведения прогнозирования можно выделить следующие технологические процессы: сбор, анализ и классификация информации; обработка информации, содержащейся в документе; разработка структуры баз данных; формирование информационных массивов (баз данных); ведение информационных массивов и обеспечение их сохранности; разработка пользовательского интерфейса для ввода, просмотра, изменения данных, формирования запросов; предоставление информации потребителям; создание аналитических записок для заказчиков.
Материалы по проекту
Аналитический доклад по результатам работ, выполненных в 2011 году
Публикации по теме «Деятельность отраслевых центров научно-технологического прогнозирования приоритетного направления «Энергоэффективность и энергосбережение»
Человечество все активнее осваивает космическое пространство, чтобы решать, в том числе, вполне земные задачи. Для обеспечения из космоса различных высокотехнологичных видов деятельности на Земле и осуществления автоматических и пилотируемых полетов к окраинам Солнечной системы исследователи намерены в ближайшие десятилетия разработать новые технологии получения энергии, причем гораздо более эффективные — в плане легкости, надежности и продолжительности функционирования. Их поиск во многом сосредоточен в области ядерной энергии. Стандартные солнечные панели не пригодны для длительных полетов вдали от Солнца. Крайне важно также в целом минимизировать стоимость доставки на орбиту космических аппаратов и грузов. В данном информационном бюллетене рассматриваются три перспективных источника ядерной энергии, по которым Россия занимает уверенные позиции, а где-то — держит мировое лидерство: применение америция-241 в радиоизотопных термоэлектрических генераторах, ядерный космический источник энергии мегаваттного класса, «ядерная батарейка» на никеле-63.
Версия для печати
Энергоэффективность и энергосбережение: ядерные источники для космоса (PDF, 1. 60 Мб)
Ритэг на америции-241 для полетов к ближайшим звездам
Практически все знания об удаленных от Солнца планетах люди получили благодаря использованию плутония-238. Совсем небольшого количества этого высокорадиоактивного вещества хватает для обеспечения космических зондов энергией на целые десятилетия. Однако его наработанные запасы почти исчерпаны, производство дорого и приводит к образованию большого количества радиоактивных отходов. Решением «плутониевой проблемы» может стать применение америция-241 (Am-241) в радиоизотопных термоэлектрических генераторах (РИТЭГ). В отличие от ядерных реакторов, использующих управляемую цепную реакцию, в этих устройствах тепло распада ядер преобразуется в электрическую энергию с помощью термоэлектрогенератора.
В качестве топлива для космических зондов америций-241—более доступный материал. РИТЭГ на его основе имеют долгий жизненный цикл: период полураспада Am-241 составляет 432 года (у Pu-238 — 88 лет), что позволяет осуществлять сверхдлительные автономные космические миссии по исследованию ближайших звезд. В то же время энергетическая плотность данного изотопа в 4 раза меньше, чем у плутония, соответственно, для достижения необходимой мощности топлива нужно больше.
Эффекты Более стабильное энергообеспечение космических аппаратов. За 15-20 лет (средняя продолжительность космических миссий по исследованию окраин Солнечной системы) мощность РИТЭГ на америции сократится всего на 3-4%, тогда как система на плутонии потеряет в мощности от 15%. Возможность исследований дальнего космоса, включая автономные полеты космических зондов (длительностью от десятков до сотен лет) к окраинам облака Оорта и к нескольким наиболее близким звездам. Снижение остроты проблемы радиоактивных отходов. Повышение экономической эффективности космических программ. Оценки рынка17 кгсоставляют научные запасы плутония-238 в США. Этого количества может хватить на 4 генератора, один из которых уже зарезервирован для марсохода в рамках миссии «Марс-2020». на 30–40 %возрастет стоимость РИТЭГ при использовании в качестве источника энергии изотопа америция-241 вместо плутония-238. Драйверы и барьеры Исчерпание наработанных запасов и высокая стоимость производства плутония-238 (несколько миллионов долларов за килограмм). Растущий спрос на эффективные и доступные решения по энергообеспечению космических миссий. Сложность и продолжительность производства. Снижение практических свойств устройства из-за большей гамма-радиоактивности америция-241 (увеличивает вес защитных конструкций).
Уровень развития технологии в России«Паритет» — уровень российских исследований не уступает мировому.
Ядерный космический источник энергии мегаваттного класса
Для отправки экспедиций на Марс, промышленного производства в космосе, очистки орбит от техногенного мусора, защиты от попадания астероидов и комет на Землю — в общем, для любых сложных задач космонавтики нужны большие пилотируемые системы. Сейчас их выводят в околоземное пространство при помощи жидкостных или твердотопливных реактивных двигателей. Однако из-за низкой энергетической плотности традиционного топлива его использование при совершении длительных космических пилотируемых полетов не эффективно — потребуются запретительно большие его запасы. Подобное ограничение снимается в случае применения в космических полетах ядерных энергетических установок (ЯЭУ) нового поколения.
В России разрабатывается экспериментальная ЯЭУ мегаваттного класса для эксплуатации в космосе. Ее принципиальное отличие от устройств предыдущего поколения — применение капельного метода охлаждения. При помощи холодильника-излучателя установка распыляет жидкость в виде капель в открытый космос и после их охлаждения улавливает обратно для повторного использования. На этой основе планируют создавать более мощные (на десятки и сотни мегаватт) установки, способные обеспечивать как движение, так и другие энергетические нужды перспективных космических систем.
Эффекты Увеличение уровня энергообеспечения космических аппаратов в десятки раз. Возможность выведения на околоземную и другие орбиты специальных кораблей-заправщиков с ядерным топливом на борту с помощью традиционных химических ракетных двигателей. Возможность осуществления систематических пилотируемых полетов в пределах, как минимум, ближней Солнечной системы, с многократными посадками и взлетами с различных космических тел. Возможность запуска масштабных проектов по очистке орбит от «космического мусора». Радикальное снижение стоимости космической геологодобычи. Оценки рынка17 млрд рублейвыделено из федерального бюджета РФ на период до 2018 г. на создание космического транспортно-энергетический модуля на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса. до 25 %может увеличиться доля России на мировом рынке космических услуг в среднесрочной перспективе при условии внедрения ядерных космических технологий. Драйверы и барьеры Международное сотрудничество в сфере космических технологий: объединение интеллектуальных, технических и финансовых ресурсов ведущих технологически развитых стран с целью осуществления пилотируемой экспедиции на Марс. Международное сотрудничество по предотвращению «астероидной опасности» для Земли. Потребность в привлечении большого числа квалифицированных кадров на всех стадиях производства. Необходимость в более детальной регламентации экологических требований.
Уровень развития технологии в России«Лидерство» — российские исследователи являются лидерами на мировом уровне.
«Ядерная батарейка» на никеле-63
Космические спутники получают энергию главным образом от солнечных батарей. Они довольно тяжелые, и для их доставки на орбиту необходимо специальное оборудование, что сказывается на стоимости пусковых услуг. Компактным и надежным источником питания для космических спутников может стать «ядерная батарейка» на никеле-63. По сравнению с литий-ионными источниками питания эти энергообес- печивающие устройства в 30 раз менее габаритны, функционируют в широком диапазоне температур (от -100оС до 200оС), имеют сверхдлительный срок службы (не менее 50 лет).
Разработка «ядерной батарейки» на никеле-63 основывается на технологии преобразования энергии ядерного распада (бета-излучения никеля-63) в электрическую с помощью пьезокристалла. Батарейка вырабатывает электричество в течение длительного времени вне зависимости от местонахождения
спутника в тени или на солнечной стороне. Ее применение позволит создать новое поколение не только космической радиоэлектроники, но и «земной» медицинской техники.
Эффекты Энергообеспечение космических спутников сроком до 50 лет. Радикальная трансформация рынка энергетических решений для космоса, снижение доли рынка у производителей солнечных батарей. Возможность применения «ядерной батарейки» в кардиостимуляторах. Оценки рынка4,5 млн рублейможет составить в 2017 г. себестоимость одного энергогенерирующего устройства на никеле-63. Драйверы и барьеры Растущая потребность в надежных источниках питания с долгим сроком эксплуатации. Высокая экологическая безопасность в связи с простотой экранирования излучения. Высокая стоимость и сложная технология производства изотопа никеля-63 (не существует в природе). Невысокий КПД преобразования бета-распада в электроэнергию.
Мониторинг глобальных технологических трендов проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (issek. hse. ru) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Над выпуском работали: Илья Кузьминов, Алина Лавриненко, Лилия Киселева, Анна Гребенюк, Елена Гутарук, Олег Васильев.
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА АВТОМАТИКИ И
МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ТЕХНИКИ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ,
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ, ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
Выполнил: Богомолов Сергей
магистр 561 группы
Проверил: М. Китайгородский,
Сыктывкар 2013 г.
Россия располагает
масштабным недоиспользуемым потенциалом
энергосбережения, который по способности
решать проблему обеспечения экономического
роста страны сопоставим с приростом
производства всех первичных энергетических ресурсов.
Энергоемкость
российской экономики существенно
превышает в расчете по паритету
покупательной способности аналогичный
показатель в США, в Японии и развитых странах Европейского Союза.
Нехватка энергии
может стать существенным фактором
сдерживания экономического роста
страны. По оценке, до 2015 года темпы снижения
энергоемкости при отсутствии скоординированной
государственной политики по энергоэффективности
могут резко замедлиться. Это может привести
к еще более динамичному росту спроса
на энергоресурсы внутри страны. Запасов
нефти и газа в России достаточно, однако
увеличение объемов добычи углеводородов
и развитие транспортной инфраструктуры
требуют значительных инвестиций.
Меры по снижению
энергоемкости за период 1998-2005 гг. оказались
недостаточными для того, чтобы остановить
динамичный рост спроса на энергию и мощность. Рост спроса на газ и на электроэнергию
оказался выше предусмотренных «Энергетической
стратегией России» значений.
Суммарное энергопотребление
России в 2007 г. составило порядка 990 млн. При доведении
внедрения энергосберегающего и энергоэффективного
оборудования до уровня в странах – членах
ЕС, энергопотребление снизилось бы до
величины 650 млн. Другими словами,
около 35% энергии у нас теряется.
Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения
и энергоэффективности в стране, можно
разделить на четыре основные группы:
— недостаток опыта финансирования проектов;
— недостаток организации и координации.
Существует
два пути решения возникшей проблемы:
Следует отметить,
что на практике необходим симбиоз
первого и второго вариантов
с несомненным приоритетом энергоэффективности.
Все острее встает
проблема нехватки ископаемых энергоресурсов. Возможности строительства
новых гидроэлектростанций тоже весьма
ограниченны.
Решением проблемы может
стать активное развитие ядерной
энергетики, одной из самых молодых
и динамично развивающихся отраслей
глобальной экономики. Все большее
количество стран, и развитых, и развивающихся,
сегодня приходят к необходимости начала
освоения мирного атома.
В чем преимущества ядерной
энергетики?
Огромная энергоемкость
используемого топлива. 1 килограмм
урана с обогащением до 4%, используемого
в ядерном топливе, при полном
выгорании выделяет энергию, эквивалентную
сжиганию примерно 100 тонн высококачественного
каменного угля (1,5 железнодорожных вагона)
или 60 тонн нефти (примерно 1 железнодорожная
цистерна).
Возможность повторного
использования топлива (после
регенерации). Расщепляющийся материал
(уран-235) выгорает в ядерном топливе не
полностью и может быть использован снова
(в отличие от золы и шлаков органического
топлива). В перспективе возможен полный
переход на замкнутый топливный цикл,
что означает полное отсутствие отходов.
Ядерная энергетика
не способствует созданию «парникового
эффекта». Ежегодно атомные станции
в Европе позволяют избежать
эмиссии 700 миллионов тонн СО2,
а в Японии — 270 миллионов
тонн СO2. Действующие АЭС России
ежегодно предотвращают выброс в атмосферу 210 млн
тонн углекислого газа. По этому показателю
наша страна находится на четвертом месте
в мире. Таким образом, интенсивное развитие
ядерной энергетики можно считать одним
из средств борьбы с глобальным потеплением.
Систематическая
работа в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в различных секторах и сферах
экономики России началась после
принятия федерального закона РФ от 23. 2009
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности и о
внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
В 2010 году Минэнерго России
совместно с ЗАО «АПБЭ», ООО
«ЦЭНЭФ» и ФГУ «РЭА» разработало
Государственную программу Российской
Федерации «Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности на период
до 2020 года» («ГПЭЭ-2020»), которая была одобрена
на заседании Правительства Российской
Федерации 21. 2010 и утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от
27. 2010 № 2446-р.
Программа призвана стать инструментом
решения масштабной задачи по снижению
к 2020 году энергоемкости ВВП на 40%.
Для реализации прописанных
в Программе мероприятий необходимо
привлечь финансирование из различных
источников. Кроме этого, участники
программы должны в обязательном порядке
установить современные приборы учета
и провести энергетические обследования. Поскольку инвестиционные проекты по
энергосбережению и технико-экономическое
обоснование мероприятий немыслимы без
объективных данных учета и результатов
обследования.
Решение задач, поставленных
в рамках Программы, требует высокой
степени координации действий не
только федеральных органов исполнительной
власти, но и органов власти субъектов
Российской Федерации, местного самоуправления,
организаций и населения. Содействовать
этому будет Российское энергетическое
агентство (РЭА), на которое приказом Минэнерго
возложена функция оперативного управления
Госпрограммой.
Потенциал получения прибыли
от долгосрочных инвестиций в повышение
энергоэффективности российской энергетики
оценивается западными специалистами
в 300 миллиардов долларов. Однако пока
российские и западные инвесторы неохотно
идут в этот сектор.
Их останавливает недоработанная
нормативно-правовая база отрасли и
отсутствие примеров практического
применения энергоэффективных технологий. Потому Министерством принято решение
развивать практику энергосервисных контрактов.
В частности Минэнерго
планирует создать федеральную
энергосервисную компанию, которая
будет на 100% принадлежать государству,
и выступит инициатором новых проектов. Она будет принимать на себя весь риск
и сможет даже входить в акционерный капитал
региональных энергосервисных компаний,
которые должны проводить энергомодернизацию
российских предприятий.
В российском ТЭКе — один из
самых больших потенциалов в области
энергоэффективности. В частности речь
идет о серьезной модернизации распределительно-сетевого
комплекса, где у нас по-прежнему наблюдаются
значительные потери. При соответствующей
модернизации их можно сократить в два
раза.
Из потребляемой
в быту энергии – 70% – идет на
отопление помещений, 15% энергии
расходуется на приготовление пищи,
10% энергии потребляет бытовая техника
и 5% энергии расходуется на освещение. Цифры средние и во многом зависят
от площади дома или квартиры, системы отопления, кухонной
плиты. Использованиеэнергоэффективной
техники позволяет достигать существенных
результатов с повышенным КПД используемой
энергии.
С 1 января 2011 года
в России запрещено производство
и продажа ламп накаливания мощностью от 100
ватт и выше. Населению предлагается использовать
энергосберегающие лампы.
Ограничения на
оборот ламп накаливания введены
в соответствии с федеральным
законом № 261 «Об энергосбережении
и повышении энергоэффективности»,
подписанным президентом РФ Дмитрием
Медведевым в ноябре 2009 года. Согласно
документу, с 2013 года в России рекомендуется
прекратить производство и продажу ламп
накаливания мощностью 75 ватт и более,
а с 2014 г. — мощностью 25 ватт.
Использование
известных всем компактных люминесцентных ламп
(КЛЛ) и светодиодных ламп экономит порядка
75-80%.
Автоматическое
управление освещением с помощью
различных датчиков: реле времени, датчика
присутствия и освещения и
других простых устройств экономит от 30% до 50%.
Подобная техника используется и для сбережения
воды и тепловой энергии: бесконтактные
краны с инфракрасными датчиками, водосберегающие
насадки и душевые сетки, двухрежимные
смывные бачки; для экономии тепловой
энергии: радиаторные термостаты.
При дифференцированном
учете по зонам суток электроэнергия
не сберегается, но можно экономить
деньги, и если сдвинуть потребление
электроэнергии на время полупиковых
и минимальных (ночных) нагрузок энергосистемы
города за счет использования автоматики бытовых электроприборов
или переноса дел на эти периоды, то можно
помогать энергосистеме города избавляться
от критических режимов и экономить до
18% энергии.
- использование энергосберегающего освещения, которое достигается за счет использования энергоэффективного оборудования:
- использование ламп с высоким КПД от потребляемой энергии (КЛЛ, светодиодных, Дуговых Натриевых Трубчатых в цилиндрической колбе, металлогалогенных и др.) экономит 20-80% энергии;
- применение пускорегулирующих аппаратов, регулирующих режим зажигания и стабилизации тока разряда люминесцентных ламп (ЭПРА) позволяет экономить до 30%;
- светотехнической арматуры (эффективные отражатели) экономит до 15% энергии;
- автоматическое управление освещением с помощью датчиков движения и освещенности или реле времени обеспечивают экономию 30-80% энергии;
- устройство зонального и локального освещения экономит до 50% энергии;
- применение архитектурных решений, предусматривающих максимальное использование естественного света (на стадии проектирования) значительно влияет на сбережение энергии, потребляемой на освещение.
- использование энергосберегающегоэлектроотопления (там, где нет возможности использовать централизованное водяное отопление):
- применение тепловых аккумуляторов на производстве позволяет экономить 70-80% денежные средств, хотя при этом не экономит электроэнергию;
- применение инфракрасных излучателей в помещениях большого объёма (ангары, гаражи и т.д.) для локального обогрева рабочих мест экономит 20-30% энергии.
- применение автоматических систем управления электроприводом двигателей (преобразователи частоты, контроллеры-оптимизаторы, софтстартеры) экономит до 10-50%;
В целом применение
энергоэффективного технологического
оборудования экономит от 10 до 80% энергии, например:
- электронагревателей плавного регулирования;
- контроллерной системы управления;
- индукционного нагрева, принудительной конвекции;
- автоматики регулирующей температуру нагрева, отключение;
холодильное оборудование, с применением:
- регулируемые винтовые компрессоры;
- контроллерная система управления;
- термостаты с индикацией и точным выставлением температуры;
- эффективная теплоизоляция;
- применение сигнальной автоматики.
Для эффективного
использования тепловой энергии при применении централизованного
водяного отопления возможно использование
следующих энергосберегающих технологий:
- применение автоматического регулирования отпуска тепла в системе теплоснабжения;
- установка системы пофасадного регулирования;
- установка термостатических регуляторов на приборах отопления;
- установка термоотражающих экранов за приборами отопления;
- теплоизоляция трубопроводов системы отопления и горячего водоснабжения.
В настоящее
время в России ведется масштабное
строительство новых АЭС. До 2015 года из государственного
бюджета на подъем атомной энергетики
и промышленности в России планируется
выделить около триллиона рублей. Поставлена
задача за 12 лет построить 26 энергоблоков,
с 2012 года выйти на ежегодные темпы ввода
2 гВт мощностей. При этом, начиная с 2016
года, строительство АЭС должно финансироваться
за счет средств самой отрасли.
Внедрение новых
энергосберегающих технологий в
экономике России продвигается крайне
медленно. Несмотря на кризис многие предприятия не торопятся
заниматься сокращением энергетических
затрат и издержек для уменьшения себестоимости
продукции. Изменить данную ситуацию поможет
только реализация в установленные сроки
конкретных проектов. Так, например повышение
энергоэффективности в ЖКХ сделает эту
отрасль не только более современной,
но и позволит уменьшить расходы населения
на коммунальные услуги, а так же повысит
удобство и комфортабельность жилья, ведь
проблемы энергоэффективности тянут за
собой цепочку других разносторонних
проблем. Проблема энергетики – это системная
проблема.
1
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ В числе первых названы энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика
2
П еречень критических технологий технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику; технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения; технологии создания электронной компонентной базы энергоэффективных световых устройств; технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии; технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
3
Энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю
4
Г осударственные органы должны: определить товары, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности; установить правила для определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, зданий, строений, сооружений; установить принципы, по которым формируется перечень обязательных мероприятий по энергосбережению в многоквартирном доме; определить требования по энергетической эффективности товаров, работ, услуг, которые осуществляются по заказам для государственных или муниципальных нужд; установить порядок осуществления госконтроля в области энергосбережения; обеспечить функционирование государственной информационной системы по энергосбережению; установить требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения; определить требования к программам энергосбережения для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций устанавливаются федеральными органами исполнительной власти
5
Товары должны содержать информацию о классе энергетической эффективности с 1 января 2011 г. — в отношении бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2012 г. — в отношении компьютеров, компьютерных электронных устройств и оргтехники
6
Т ребования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже одного раза в пят 5 лет
7
Требования энергетической эффективности должны содержать: удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании; требования к инженерно-техническим решениям; требования к элементам сооружений и их свойствам, к проектной документации и материалам.
8
С 1 июля 2010 года организации, занимающиеся снабжением энергией или передачей ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурсов, которые они поставляют потребителям.
9
Энергетическое обследование для получения объективных данных об объеме используемых энергоресурсов, определения показателей и потенциала повышения энергоэффективности может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
10
До 1 января 2011 г собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона 261 в силу и использующих энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
11
Э нергосервисный договор осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком; должен содержать условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем
12
И нформационное обеспечение мероприятий по повышению энергетической эффективности посредством: публикации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения; информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров; распространения информации о потенциале энергосбережения в системах коммунальной инфраструктуры.
13
1. Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%. Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств соответственно осуществляют планирование ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями без учета дополнительного сокращения расходов, достигнутого в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного в соответствии с пунктом Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании ассигнований снижением потребления бюджетным учреждением указанных в пункте 1 ресурсов, используется для обеспечения выполнения его функций, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда). Порядок определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Если расходы на покупку энергетических ресурсов для бюджетного учреждения составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников бюджетного учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий. Порядок энергосберегающей деятельности бюджетных учреждений (статья 24)
14
Принципы правового регулирования. эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системное и комплексное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
15
Перечень нормативных документов Федеральный закон от «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приказ Минэнерго России от «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования». Приказ Минэнерго России от «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Приказ Минэнерго России от «Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов». Постановление Правительства РФ от «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Постановление Правительства РФ от «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».
16
Перечень нормативных документов Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд». Постановление Правительства РФ от «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг». Постановление Правительства РФ от «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Постановление Правительства РФ от «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования». ФЗ от ФЗ «О саморегулируемых организациях». ФЗ от ФЗ «О некоммерческих организациях». Постановление Правительства РФ от «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Постановление Правительства РФ от «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис». ФЗ РФ от ФЗ «Об электроэнергетике». Кодекс РФ об административных правонарушениях. ФЗ РФ от ФЗ «О техническом регулировании». Постановление Правительства РФ от «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
17
Перечень нормативных документов Указ Президента РФ от «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Постановление Правительства РФ от «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита». Постановление Правительства РФ от «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности». Постановление Правительства РФ от «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Порядок расчета и обоснования нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям 267 от г. ГОСТ Р Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования. ГОСТ Р Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения. ГОСТ Р Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным показателям. ГОСТ Р Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения. ГОСТ Р Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения. ГОСТ Р Энергосбережение. Энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения. Виды. Типы. Группы. Показатели энергетической эффективности. Идентификация. ГОСТ Р Энергосбережение. Методика определения полной энергоемкости продукции, работ и услуг. ГОСТ Р Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. ГОСТ Р Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение
18
К полномочиям органов государственной власти РФ относятся: 1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными бюджетными учреждениями (федеральными государственными учреждениями), федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями и корпорациями, а также юридическими лицами, чье имущество либо более чем 50% акций или долей в их уставном капитале принадлежат государственным корпорациям; 4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации; 5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; 6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; 7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд
19
К полномочиям органов государственной власти РФ относятся: 9) установление порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 10) определение правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования; 11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти; 14) осуществление федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
20
К полномочиям органов местного самоуправления относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
21
Государственное регулирование осуществляется путем установления: 1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов; 2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей; 3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; 4) требований энергетической эффективности к зданиям, строениям, сооружениям; 5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования; 6) требований к энергетическому паспорту; 7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
22
Государственное регулирование осуществляется путем установления: 8) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд; 9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; 11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 12) обязанности распространения информации в указанной области; 14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ 261-ФЗ; 15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с ФЗ 261-ФЗ
23
Государственный контроль (надзор) — это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, которые устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (далее — обязательные требования).
24
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение 3 лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем согласно соответствующему уведомлению, переданному в орган Ростехнадзора, уполномоченный Правительством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, если выполнение работ или предоставление услуг требуют представления указанного уведомления.
25
Ответственность за невыполнение положений по энергосбережению За несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов: административный штраф на должностных лиц в размере от руб. до руб. ; на лиц, без образования юридического лица – от до руб. ; на юридических лиц – от до руб. За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования: административный штраф на должностных лиц в размере от руб. до руб. ; на лиц, без образования юридического лица – от до руб. ; на юридических лиц – от руб. до руб. За непредставление копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти: на должностных лиц – руб. , на юридических лиц – р
26
Ответственность за невыполнение положений по энергосбережению За несоблюдение требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: административный штраф на должностных лиц в размере от руб. до руб. ; на юридических лиц от руб. до руб. За размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности: административный штраф на должностных лиц в размере от руб. до руб. ; на юридических лиц от руб. до руб.
27
Некоммерческая организация приобретает статус СРО в области энергетического обследования при выполнении определенных условий: в ее составе не менее 25 юридических лиц или индивидуальных предпринимателей или не менее 40 физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, или в ее составе не менее 15 юридических лиц или предпринимателей и не менее 10 физических лиц; наличие указанных стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО; наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов СРО, как способ обеспечить имущественную ответственность членов СРО вобласти энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.