присвоении зданиям классов энергоэффективности

присвоении зданиям классов энергоэффективности Энергоэффективность
Содержание
  1. Основания для разработки Приказа
  2. Что такое класс энергоэффективности здания?
  3. Положительные стороны
  4. Отрицательные стороны и негативные последствия
  5. Что осталось нераскрытым в проекте приказа (некорректности и «белые пятна»)
  6. Выводы и предложения
  7. Как получить класс энергоэффективности?
  8. Класс энергоэффективности нового здания
  9. Класс энергоэффективности МКД, жилых и эксплуатируемых зданий
  10. Процедура присвоения класса энергоэффективности
  11. Расчет удельного энергопотребления
  12. Классы энергетической эффективности
  13. Что нового
  14. Классы энергоэффективности зданий
  15. Как обозначаются классы энергоэффективности жилых зданий?
  16. Как законодательно регулируются классы энергоэффективности зданий?
  17. Расчет класса энергоэффективности зданий
  18. Энергопотребление на электроотопление и сплит-системы
  19. Какие налоговые льготы дают высокие классы энергоэффективности?
  20. На какие здания не распространяются требования энергоэффективности и присвоения класса?
  21. Преимущества энергоэффективных домов
  22. Как повысить класс энергоэффективности зданий?
  23. Базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов
  24. Штрафные санкции за несоблюдение требований энергоэффективности зданий
  25. В какие сроки подтверждают класс энергоэффективности здания?
  26. Градация классов энергоэффективности
  27. Указатель класса

Основания для разработки Приказа

Работа началась с того, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1129 в постановление Правительства РФ № 18 были внесены изменения, которые обязали обновить приказ Минрегиона России № 161, дополнив его показателями удельного расхода энергетических ресурсов на вентиляцию, отопление, горячее водоснабжение, а также электроснабжение мест общего пользования. Хотя стоит отметить, что база для указанных действий была заложена в федеральном законе № 261 ФЗ.

Что такое класс энергоэффективности здания?

Это специфический показатель, отражающий насколько рационально в доме расходуется тепловая и электрическая энергия. Оценка применима как для жилых помещений, так любых других строений, предназначенных для эксплуатации людьми. Показатель характеризует потребление разных ресурсов, необходимых для удовлетворения основных потребностей жильцов.

https://youtube.com/watch?v=9qHRYhHN5co%3Ffeature%3Doembed

В соответствии с международными стандартами, маркировка энергоэффективности указывается на любых товарах, расходующих энергию. Это относится к транспортным средствам, бытовой технике, электронике, осветительным приспособлениям. Кроме этого, внедрена маркировка класса энергоэффективности здания, характеризующая степень энергетической экономичности при эксплуатации.

Читайте также:  Откройте для себя чудеса ежегодного круга природы в 4 буквах

Класс энергетической эффективности должен присваиваться многоквартирным домам в новом строительстве в обязательном порядке, а существующим – в добровольном, как это и записано в федеральном законе № 261 ФЗ. Проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (далее — Приказ), одним из инициаторов разработки которого был президент НП «АВОК» Ю. Табунщиков, находится сейчас в активной фазе подготовки. Содержание и особенности этого документа представит портал ОКНА МЕДИА, со ссылкой на abok.

Нерациональный расход энергетических ресурсов – одна из главных проблем экологии. Поэтому стараются создавать энергоэффективные здания, где ресурсы затрачиваются экономично, а расход соответствует потребностям жильцов. Чтобы оценить насколько целесообразно затрачиваются ресурсы, производится расчет класса энергоэффективности. В результате этого строению присваивается конкретная оценка.

  • 1 Что такое класс энергоэффективности здания?
  • 2 Классы энергоэффективности зданий2.1 Как обозначаются классы энергоэффективности жилых зданий?2.2 Как законодательно регулируются классы энергоэффективности зданий?2.3 Расчет класса энергоэффективности зданий
  • 2.1 Как обозначаются классы энергоэффективности жилых зданий?
  • 2.2 Как законодательно регулируются классы энергоэффективности зданий?
  • 2.3 Расчет класса энергоэффективности зданий
  • 3 Преимущества энергоэффективных домов3.1 Как повысить класс энергоэффективности зданий?
  • 3.1 Как повысить класс энергоэффективности зданий?
  • 4 Как получить класс энергоэффективности?4.1 Класс энергоэффективности нового здания4.2 Класс энергоэффективности МКД, жилых и эксплуатируемых зданий
  • 4.1 Класс энергоэффективности нового здания
  • 4.2 Класс энергоэффективности МКД, жилых и эксплуатируемых зданий
  • 5 На какие здания не распространяются требования энергоэффективности и присвоения класса?
  • 6 Штрафные санкции за несоблюдение требований энергоэффективности зданий
  • 7 В какие сроки подтверждают класс энергоэффективности здания?
  • 8 Какие налоговые льготы дают высокие классы энергоэффективности?
Читайте также:  русгидро энергоэффективность

присвоении зданиям классов энергоэффективности

Ведущий исследователь,
Центр энергоэффективности – XXI век
(ООО «ЦЭНЭФ-XXI»), к.

Минстрой России опубликовал проект приказа об утверждении новых Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения энергетической эффективности многоквартирных домов. Публичное обсуждение проекта приказа закончилось 11 апреля 2022 года.

Открыть на портале проектов нормативных актов

Рассмотрим содержание проекта в сравнении с действующими нормативными документами:

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. №1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

В опубликованном проекте приказа утверждаются новые требования энергетической эффективности для жилых, общественных и административных зданий, а также устанавливаются базовые значения показателей удельных расходов энергетических ресурсов (Приложения №1, №2 и №3).

Также устанавливаются новые правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), согласно Приложению №2 к проекту приказа.

Срок действия нового приказа – 5 лет (вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

С вступлением в силу нового приказа утратят силу предыдущие нормативные документы:

  • Приказ Минстроя России №1550/пр.
  • Приказ Минстроя России №399/пр.

Проект приказа уже сейчас позволяет оценить как положительные стороны, так и отрицательные стороны с негативными последствиями при принятии нового нормативного документа.

Положительные стороны

Первое. В Проекте Приказа устанавливается обязательность соблюдения требований энергетической эффективности для застройщиков, собственников зданий и собственников помещений в многоквартирных домах (пункты 2-4).

При этом застройщик обеспечивает соответствие здания требованием энергетической эффективности при вводе в эксплуатацию и соответствие фактических и требуемых показателей, характеризующих величину удельного расхода энергетических ресурсов в течении 5 лет с момента постройки.

Собственники зданий и помещений в многоквартирных домах обеспечивают соответствие здания требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации.

В действующем приказе Минстроя России №1550/пр условие об обязательности соблюдения требований энергетической эффективности для застройщиков, собственников зданий и собственников помещений в МКД отсутствует.

Второе. Действующие приказы Минстроя России №1550/пр и №399/пр объединяются в один нормативный документ. Это позволяет координировать поэтапное изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий с повышением класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

При этом в предыдущем нормативном документе (приказ Минстроя России №1550/пр) поэтапное изменение требований энергетической эффективности зданий относились только к уменьшению расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (показатель “удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию”).

Сейчас в проекте приказа поэтапное изменение требований энергетической эффективности зданий «привязано» к повышению класса энергоэффективности многоквартирных домов и к запрету строительству новых МКД, у которых:

  • Класс энергетической эффективности ниже «E» (пониженный): с 1 сентября 2022 г.
  • Класс энергетической эффективности ниже «D» (нормальный): с 1 марта 2024 г.
  • Класс энергетической эффективности ниже «C» (повышенный): с 1 сентября 2026 г.
  • Класс энергетической эффективности ниже «B» (высокий): с 1 сентября 2027 г.

Но так как класс энергоэффективности зданий устанавливается по величине удельного годового расхода энергетических ресурсов, то поэтапное изменение требований энергетической эффективности охватывает как тепловую энергию на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, так и электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН).

Соответственно, в проекте приказа поэтапное изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий распространяется не только на тепловую энергию на отопление и вентиляцию, (как в приказе Минстроя России №1550/пр), но и комплексно на все энергетические ресурсы, участвующие в определении класса энергоэффективности МКД (тепловая энергия на отопление и вентиляцию; тепловая энергия на горячее водоснабжение; электроэнергия на ОДН).

Третье. В проекте приказа базовый уровень удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий принят на 20% меньше по сравнению со значениями, приведенными в действующем приказе Минстроя России №1550/пр.

Таким образом, реализовано положение действующего приказа Минстроя России №1550/пр об уменьшении на 20% удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление вентиляцию зданий с 1 июля 2018 г.

Четвертое. В действующем приказе Минстроя России №399/пр приведены значения базового уровня удельного годового расхода электрической энергии на ОДН: 10 кВт∙ч/(м2∙год) – для многоквартирных домов, оборудованных лифтовыми установками; 7 кВт∙ч/(м2∙год) – для многоквартирных домов, не оборудованных лифтовыми установками.

В проекте приказа в качестве базового уровня удельного годового расхода электроэнергии на общедомовые нужды используется значение 3,3 кВт∙ч/м2 (для зданий, в которых отсутствует лифтовое оборудование) и 7 кВт∙ч/м2 (для зданий, в которых имеется лифтовое оборудование).

Таким образом, значения базового уровня удельного годового расхода электроэнергии на ОДН (Приложение №3, таблица 1) приведены в соответствие с фактическими величинами для реальных эксплуатируемых многоквартирных домов.

Отрицательные стороны и негативные последствия

Первое. В пункте 2 проекта приказа устанавливается обязательность соблюдения требований энергетической эффективности для застройщиков, собственников зданий, собственников помещений в многоквартирных домах.

Но из этого пункта непонятно, распространяется ли обязательность соблюдения требований энергетической эффективности на управляющие организации (компании), которые обслуживают многоквартирные дома и являются исполнителями коммунальных услуг. И распространяется ли обязательность соблюдения требований энергетической эффективности на организации, обслуживающие инженерные системы в общественных и административных зданиях (бюджетных учреждениях).

Второе. В пункте 4 проекта приказа сказано, что собственники зданий и собственники помещений в многоквартирных домах обеспечивают соответствие здания требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации.

Но из этого пункта неясно, кто будет обеспечивать соответствие требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации общественных и административных зданий (бюджетных учреждений).

Таким образом, не установлена обязательность соблюдения требований энергетической эффективности для управляющих организаций (компаний), обслуживающих многоквартирные дома, а также для организаций, обслуживающих инженерные системы общественных и административных зданий.

Третье. В пункте 12 проекта приказа регламентируется изменение (ужесточение) показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности для жилых и общественных зданий на базе повышения класса энергоэффективности. При этом, приведены темпы повышения класса энергетической эффективности только при строительстве новых многоквартирных домов. Таким образом, требованиями по повышению энергетической эффективности не охвачены следующие типы зданий:

  • Жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома, на которых проводился энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий.
  • Жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома после реконструкции с реализацией энергосберегающих мероприятий.
  • Новые общественные и административные здания, спроектированные и вводимые в эксплуатацию с 1 сентября 2022 г.
  • Общественные и административные здания после энергоэффективного капитального ремонта или реконструкции с реализацией энергосберегающих мероприятий.

Следует отметить, что в проекте приказа не регламентировано определение класса энергетической эффективности для общественных и административных зданий. Соответственно, изменение (уменьшение) показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности фактически не распространяется для общественных и административных зданий.

Помимо этого, в проекте приказа изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности не охватывает здания, на которых проводились реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий. И это тем более непонятно, так как уже практически по всей России осуществляется энергоэффективный капитальный ремонт многоквартирных домов, основной целью которого является уменьшение потребления энергетических ресурсов и сокращение оплаты за коммунальные услуги.

Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства даже разработала специальный механизм финансовой поддержки для реализации энергоэффективного капитального ремонта общего имущества МКД, и такая поддержка осуществляется с 2017 года (почти 5 лет). Однако этот факт как будто никак не учтен в проекте приказа.

Четвертое. В действующем приказе Минстроя России №1550/пр регламентирована поэтапная  интеграция возобновляемых и альтернативных источников энергии (ВИЭ) в инженерные системы зданий (за исключением многоквартирных домов): с 1 января 2023 года – не менее 10 кВт∙ч/м3; с 1 января 2028 года – не менее 20 кВт∙ч/м3.

В проекте приказа требование о поэтапной интеграции ВИЭ в инженерные системы зданий отсутствует. По какой причине непонятно. Имеется только пункт об обязательности использовании ВИЭ, при наличии технической возможности и технико-экономического обоснования, для МКД с классом энергетической эффективности «А++» (наивысший). А для остальных типов зданий (жилые дома блокированной застройки, общественные и административные здания) использование возобновляемых и альтернативных источников энергии не предусматривается.

Получается, согласно логике проекта приказа, энергоэффективность отдельно, ВИЭ отдельно.

Таким образом, в проекте приказа, по сравнению с действующим приказом Минстроя России №1550/пр, сделан шаг назад по части повышения энергетической эффективности с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии в зданиях.

Пятое. В проекте приказа регламентируется следующее требование к определению класса энергетической эффективности многоквартирного дома (цитируется дословно):

«а) исходя из проектного значения показателя для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме».

При такой формулировке полностью исключается контроль соответствия фактических показателей энергетической эффективности здания требуемым (проектным). В этом случае при присвоении класса энергоэффективности МКД по проектным показателям, будет отсутствовать ответственность застройщика по соответствию здания требованиям энергетической эффективности в течении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию, что противоречит пункту 4 проекта приказа.

Таким образом, существует большая вероятность того, что присвоение высоких классов энергетической эффективности для построенных, реконструированных или капитально-ремонтируемых зданий будет просто формальным. И такие «проектные» классы энергоэффективности не будут точно и достоверно оценивать эффективность потребления энергетических ресурсов многоквартирными домами.

Необходимо в обязательном порядке в течении 4-5 лет с момента ввода здания в эксплуатацию предусмотреть контроль и подтверждение проектного значения удельного расхода энергетических ресурсов посредством инструментальных обследований, а также по показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ).

Шестое. В проекте приказа приведено значение удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение: 135 кВт∙ч/(м2∙год) – для многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения (Приложение №3, таблица 2).

Таким образом, для учета фактора наличия индивидуальных приборов учета в квартирах зданий, базовый уровень удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение целесообразно устанавливать на основе СП 30. 13330. 2020. В этом действующем нормативном документе для жилых зданий приведены нормы расхода горячей воды для одного жителя, полученные на основе обработки показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах. Нормативный удельный расход тепловой энергии, определенный по СП 30. 13330. 2020 на основе данных по реальному потреблению горячей воды, составляет 87−91 кВт∙ч/м2.

Что осталось нераскрытым в проекте приказа (некорректности и «белые пятна»)

Первое. В проекте приказа класс энергетической эффективности МКД устанавливается по величине отклонения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня. Соответственно, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включает удельные годовые расходы тепловой энергии (отопление и вентиляция; горячее водоснабжение), а также удельный годовой расход электроэнергии на общедомовые нужды.

В то же время, отсутствуют как алгоритмы расчета фактических значений удельных годовых расходов энергетических ресурсов, так и величины базового уровня удельного годового расхода энергоресурсов и удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

При этом в действующем приказе Минстроя России №399/пр приведены величины базового уровня удельных годовых расходов энергетических ресурсов и удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение показателей энергетической эффективности проекта приказа с показателями приказов Минстроя России №1550/пр и 399/пр

присвоении зданиям классов энергоэффективности

Также, в проекте приказа, показатель удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (единицы измерения «кВт∙ч/м2»), заменен на показатель удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (единицы измерения «Вт/(м3∙оС»). Однако, этот показатель достаточно сложен для понимания и расчетов (определяет потребность в тепловой энергии единицы отапливаемого объема здания в единицу времени при перепаде температуры в 1°С).

И единицы измерения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию («Вт/(м3∙оС») расходятся с единицами измерения итогового показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов («кВт∙ч/м2»), который применяется для определения класса энергоэффективности многоквартирных домов.

Поэтому в примечании к таблице Приложения №2 проекта приказа сказано, что на основании удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания может быть определен удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (формула Г. 9а, Приложение Г, СП 50. 13330. 2012 «Тепловая защита зданий»).

Следует отметить, что расчет по формуле Г. 9а из СП 50. 13330. 2012 требует данных по таким объемно-планировочным характеристикам здания как отапливаемая площадь (АОТ, м2), отапливаемый объем (VОТ, м3), средняя высота этажа (h, м). Помимо этого, для расчетов по формуле Г. 9а из СП 50. 13330. 2012, необходимо будет определить показатель, который характеризует климатические условия региона, в котором расположено здание (градусо-сутки отопительного периода – ГСОП, оС∙сут).

Таким образом, формулу Г9а из СП 50. 13330. 2012 целесообразно включить в проект приказа и привести пример расчета величины базового уровня удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий.

Второе. В действующем приказе Минстроя России №399/пр четко и однозначно указывается, что фактические показатели, по которым оценивается класс энергоэффективности здания, то есть удельные годовые расходы энергетических ресурсов, определяются в расчете на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД (площадь квартир и полезная площадь нежилых помещений – примечание автора).

Помимо этого, в приказе Минстроя России №399/пр указано, что базовые уровни удельного годового расхода энергетических ресурсов также определены на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД.

В проекте приказа этого нет. Поэтому непонятно, на какую-именно площадь многоквартирного дома необходимо определять фактические удельные годовые расходы энергетических ресурсов:

  • или на 1 м2 отапливаемой площади МКД, как это регламентировано СП 50.13330.2012, при переходе от удельной характеристики здания расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию к удельному годовому расходу тепловой энергии (отопление и вентиляция);
  • или на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД, как это регламентировано действующим приказом Минстроя России №399/пр.

Помимо этого, неясно, на какую-именно площадь МКД отнесены значения базового уровня удельных годовых расходов тепловой энергии (горячее водоснабжение) и электроэнергии на общедомовые нужды.

Таким образом, проект приказа необходимо дополнить указанием на то, какая-именно площадь многоквартирного дома должна использоваться при расчетах фактических удельных годовых расходов энергетических ресурсов с целью присвоения класса энергоэффективности зданий. И на какую-именно площадь МКД приведены базовые уровни удельных годовых расходов тепловой энергии на горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды.

Третье. В действующем приказе Минстроя России №399/пр регламентировано обязательное условие, что фактические значения удельного годового расхода энергетических ресурсов должны быть приведены к расчетным условиям для корректной сопоставимости с величинами базового уровня, в том числе по климатическим условиям.

В проекте приказа этого нет. Представлен только пункт 21, подпункт г), в котором сказано следующее (цитируется дословно):

«г) указанные в акте о классе энергоэффективности многоквартирного дома значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно, приведенные к расчетным».

При этом непонятно, что имеется ввиду под словами «приведенные к расчетным». Приведение к расчетным условиям, в том числе и климатическим? Или что-то иное?

Соответственно, в проект приказа необходимо включить обязательное условие о приведении фактических значений удельного годового расхода энергетических ресурсов к расчетным условиям (климатические условия, режимы работы здания, оснащение и режимы работы инженерного оборудования).

Четвертое. В проекте приказа, исходя из требований энергоэффективности для общественных и административных зданий, предлагается установить базовый уровень показателя, характеризующего удельный годовой расход энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха:

  • Для зданий административного назначения: с 1 сентября 2024 г.
  • Для зданий сервисного обслуживания, культурно-досуговой деятельности, складов и иных общественных зданий: с сентября 2027 г.

Но в самом проекте приказа отсутствуют численные значения базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха для общественных и административных зданий. Соответственно, требования энергоэффективности для общественных и административных зданий по установлению базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха являются только декларативными и не подкрепленными конкретными значениями.

Выводы и предложения

Таким образом, проект приказа по некоторым позициям улучшил и конкретизировал требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, которые имеются в действующих приказах Минстроя России №1550/пр и №399/пр. К таким улучшенным позициям относятся:

  • обязательность соблюдения требований энергетической эффективности как со стороны застройщика, так и со стороны собственников зданий, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах;
  • поэтапное изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности распространяется в комплексе на все энергетические ресурсы, участвующие в определении класса энергоэффективности МКД, а не только на удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, как в приказе Минстроя России №1550/пр;
  • реализовано положение приказа Минстроя России №1550/пр об уменьшении на 20% удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий с 1 июля 2018 года;
  • значения базового уровня удельного годового расхода электроэнергии на общедомовые нужды приведены в соответствие с фактическими величинами для реальных эксплуатируемых многоквартирных домов.

Однако, проект приказа имеет существенные недостатки и ограничения, которые сильно снижают практическую ценность этого нормативного документа и не позволяют использовать его как более развитую и совершенную замену действующих приказов Минстроя России №1550/пр и №399/пр.

Для минимизации (в идеале – полного устранения) имеющихся недостатков и ограничений, в проект приказа необходимо внести следующие первоочередные изменения и дополнения.

Таким образом, изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий, строений сооружений будет распространяться не только на строительство новых многоквартирных домов, но и на новые общественные и административные здания, которые вводятся в эксплуатацию.

  • «E» (пониженный): с 1 марта 2023 г.
  • «D» (нормальный): с 1 марта 2025 г.
  • «C» (повышенный): с 1 марта 2027 г.

Таким образом, изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий, строений сооружений будет распространяться не только на строительство новых многоквартирных домов, но и на МКД, на которых проводились реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий.

Таким образом, появляется возможность после ввода в эксплуатацию зданий, сопоставлять фактические и проектные классы энергоэффективности с целью подтверждения гарантийных обязательств застройщика, а также устранения ошибок и недоделок, полученных при строительстве.

  • Привести алгоритмы расчета (формулы) для показателей, участвующих в определении фактического класса энергоэффективности зданий (удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию; удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение; удельный годовой расход электроэнергии на ОДН; удельный годовой расход энергетических ресурсов);
  • Включить алгоритмы расчета (формулы) для определения следующих показателей:
    базовый уровень удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию;базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов.
  • базовый уровень удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию;
  • базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов.
  • Дополнить проект приказа четким и однозначным указанием на то, какие-именно объемно-планировочные характеристики многоквартирных домов должны использоваться при расчетах показателей, участвующих в определении класса энергетической эффективности:
    или отапливаемая площадь МКД, как это регламентировано СП 50.13330.2012;или площадь помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД (площадь квартир и полезная площадь нежилых помещений), как это регламентировано действующим приказом Минстроя России №399/пр.
  • или отапливаемая площадь МКД, как это регламентировано СП 50.13330.2012;
  • или площадь помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД (площадь квартир и полезная площадь нежилых помещений), как это регламентировано действующим приказом Минстроя России №399/пр.
  • Для корректного сопоставление реальных показателей энергоэффективности зданий с базовыми уровнями проект приказа необходимо дополнить обязательным условием о приведении фактических значений удельного годового расхода энергетических ресурсов к расчетным условиям (климатические условия, режим работы здания, оснащение и режимы работы инженерного оборудования).

Главные выводы по проекту приказа можно будет делать с 1 сентября 2022 года, когда данный нормативный документ вступит в силу. Сейчас главное, чтобы Минстрой России изучил предлагаемые дополнения, внес соответствующие поправки и доработал проект приказа, пока это еще можно сделать. Только в этом случае новый нормативный документ об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, станет действительно достойной заменой действующим приказам Минстроя России №1550/пр и №399/пр.

  • Александр Фадеев «Требования к энергоэффективности зданий – что будет после постановления №18», Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»
  • Григорий Васильев «О последствиях отмены постановления Правительства РФ от 25 января 2011 №18», Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»
  • «Позиция экспертов по вопросу требований к энергоэффективности зданий» Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»
  • Станислав Щеглов «Энергоэффективность в России: что нас ждет завтра?», журнал СОК, №8, 2021
  • Вадим Ливчак «В отношении энергоэффективности зданий в России: завтра нас ждет позавчера», журнал СОК, №10, 2021
  • Константин Борисов «Бенчмаркинг по уровню энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов», журнал Энергосбережение, №№2-3, 2021
  • Константин Борисов «Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов», журнал Энергосбережение, №№2-3, 2020
  • «Материалы публичного обсуждения проекта Приказа об утверждении новых требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения энергетической эффективности многоквартирных домов».

Тонны СО2 в наших квартирах: как может капитальный ремонт жилых домов декарбонизировать экономику?

Как получить класс энергоэффективности?

Способ получения зависит от специфики строения. По действующему закону, каждое строение должно соответствовать конкретному показателю. Только на немногие постройки это требование не распространяется.

Класс энергоэффективности нового здания

Для определения оценки энергетической эффективности новых или реконструированных домов используют проектную документацию. Сведения о применяемых энергосберегающих технологиях вносят в документацию при проектировании энергоэффективных зданий. Эта документация изучается аудитором. Затем проводится тепловизионное и энергетическое исследование.

Присвоенная оценка зависит от следующих показателей:

  • Толщина стен.
  • Степень утепления помещений.
  • Характеристики материалов для постройки.
  • Тепловые утечки.

После окончания проверки присваивается класс. Если оценка высокая, можно получить скидку при оплате на имущественный налог.

Класс энергоэффективности МКД, жилых и эксплуатируемых зданий

По закону ФЗ-261, для строений, находящихся в эксплуатации, оценка энергосбережения присваивается государственной жилищной инспекцией. Для этого составляются декларации с показателями фактического потребления ресурсов, что позволяет соотнести их с удельными значениями. Декларация подается в инспекцию управляющей компанией либо обществом собственников жилья.

Стандартная декларация включает следующие данные:

  • Показания, снятые с общедомовых учетных приборов.
  • Фактический объем потребления энергии.
  • Сведения о климатических особенностях.
  • Расчетные данные.

Присвоенный показатель зависит от уровня расхода энергии, затрачиваемой на отопление, водоснабжение, вентиляцию и другие потребности, и от фактического расхода на общедомовые нужды. Если расход энергии в доме выше удельного значения, то присваивается низкий уровень энергетической эффективности.

Присвоенный класс действует временно, а не постоянно. Повторная оценка энергосберегающих свойств строения требуется каждые 5 лет.

Процедура присвоения класса энергоэффективности

В соответствии с законом № 261 ФЗ класс энергоэффективности вновь вводимому в эксплуатацию зданию присваивает Госстройнадзор. Орган Госстройнадзора должен получить у застройщика декларацию, в которой будет указаны удельные расходы, собранные и указанные в соответствии с Приказом. Заполненную декларацию застройщик приносит вместе со всеми другими установленными законодательством документами для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, и Госстройнадзор выдает акт о присвоении класса энергоэффективности.

Орган Госстройнадзора при присвоении класса энергоэффективности контролирует заполнение декларации застройщиком.

Процедура проще, когда дома уже находятся в эксплуатации: собственники домов или управляющая организация обращаются в Государственную жилищную инспекцию и предоставляют декларацию с показаниями приборов учета на начало и конец года. Органы жилищного надзора могут сравнить, правильно ли указаны данные в декларации.

Те классы, которые уже присвоены на сегодняшний день, будут пересматриваться. Мы сейчас переходим на новую классификацию, основанную на модели, зафиксированной в европейском стандарте EN 15217. Там нормальный класс – это класс «D», а нормальный уровень – это среднее значение для 50 % жилого фонда зданий.

Расчет удельного энергопотребления

Удельное энергопотребление зданий будет рассчитываться на основании энергопотребления, которое фиксируется общедомовыми приборами учета, а затем будет корректироваться – приводиться к нормированным условиям. Это Минэнерго России просило уточнить в своих замечаниях, что и было нами реализовано. Процедура пересчета учитывает фактические климатические показатели (погодные условия), фактическое количество жителей и прочее.

Методика этих расчетов приведена в Приказе отдельным пунктом.

Но все же база расчета удельных показателей — данные приборов учета. Принимая такой подход, Минстрой России преследует несколько целей, в том числе стимулирование установки приборов учета, что позволит получать корректную информацию о количестве потребленных ресурсов. Если предполагается присвоить зданию какой-то класс энергоэффективности, необходимо в обязательном порядке поставить общедомовой прибор учета и уже на основании его показаний определять энергоэффективность многоквартирного дома.

Классы энергетической эффективности

Одно из пожеланий Минэнерго России — внести в Приказ некоторые требования по энергоэффективности, помимо показателей и методик. Здесь существуют разные подходы: некоторые эксперты с этим не согласны.

Например, одно из таких пожеланий – регламентировать обязательное применение некоторых наилучших доступных энергосберегающих технологий как обязательное условие присвоения высокого класса энергоэффективности. Пока определены две такие технологии, которые, как представляется, можно прописать в качестве обязательных: светодиодное освещение и ИТП с погодным регулированием. Возможно, не только с погодным, но и с пофасадным регулированием, что позволит еще больше сократить энергопотребление и обеспечить при этом комфортные условия. Фасады, расположенные на северной и на южной сторонах, требуют различного теплового режима, реализуемого в том числе и за счет регулирования по стоякам вертикальной системы отопления.

Эксперты разошлись во мнениях касательно необходимости внесения таких требований, поэтому они вряд ли будут прописаны в Приказе. Положения, скорее всего, найдут отражение в другом документе, который так и называется – «Требования по энергоэффективности».

По вопросу, касающемуся того, какие технологии следует включить в число обязательных, у экспертов пока тоже нет единого мнения.

В настоящее время проект Приказа проходит процедуру согласования. После утверждения мы планируем вернуться к этой теме и рассмотреть основные положения документа более подробно.

ОКНА МЕДИА рекомендует прочесть: Энергоэффективные пластиковые окна будут на пике популярности в России

Что нового

Работа ведется в тесном взаимодействии с Министерством энергетики Российской Федерации (Минэнерго России). В настоящее время дорабатываются положения, замечания к которым представило Минэнерго России, снимаются последние разногласия для дальнейшего продвижения Приказа. Каких-либо глобальных, непримиримых разногласий в настоящее время нет.

Классы энергоэффективности зданий

Каждое здание соответствует определенному уровню, даже в случае, если в нем не применяются средства, направленные на повышение энергетической экономии. Для оценки собирают показатели общедомовых счетчиков. После этого определяется разница между общепринятой нормой и фактическим показателем.

Как обозначаются классы энергоэффективности жилых зданий?

Для обозначения используют специальную маркировку, посредством которой определяют насколько внедренные энергоэффективные технологии выполняют поставленные задачи. Маркировка действует в России и других странах, так как базируется на международных стандартах.

ОбозначениеНазваниеСтепень отклонения от принятой годовой нормы эксплуатации ресурсов (%)
A++Приближенный к нулевомуОт -75 и меньше
A+ВысочайшийОт -60 до -75
AОчень высокийОт -45 до -60
BВысокийОт -30 до -45
CПовышенныйОт -15 до -30
DНормальныйОт 0 до -15
EСниженныйОт 0 до 25
FНизкийОт 25 до 50
GОчень низкийСвыше +50

Показатель А++ характеризует наилучшие энергосберегающие качества. Эта оценка указывает на то, что расход энергии на 75% меньше установленной нормы. Показатель G – худшая оценка, свидетельствующая об отсутствии энергоэффективности зданий.

Как законодательно регулируются классы энергоэффективности зданий?

На законодательном уровне этот вопрос регулируется Федеральным Законом 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В соответствии с нормативным актом, каждому строению, вводимому в эксплуатацию, оформляется паспорт энергоэффективности здания. Этот паспорт входит в комплект обязательной проектной документации при строительстве жилых зданий.

Функция оформления паспорта возлагается на органы Госстройнадзора. Застройщиком подается декларация с указанными удельными расходами. Уровень энергосбережения многоквартирных домов которые уже введены в эксплуатацию, присваивается иначе. Для этого обращаются в жилищную инспекцию, куда подают декларацию с показателями уровня потребления, снятых с общедомовых счетчиков.

Расчет класса энергоэффективности зданий

Процедура осуществляется государственными органами и предприятиями с соответствующей лицензией. По правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, заявление на получение оценки подается собственником либо жильцами.

Для определения собираются данные об объемах потребляемой воды, энергии для теплоснабжения и расход электрической энергии на общедомовых счетчиках. Фактические показатели сопоставляются с показателями удельного годового расхода. При этом учитывается этажность дома, число жильцов, климатические особенности региона.

Энергопотребление на электроотопление и сплит-системы

Важный вопрос — использование электроотопления и применение для охлаждения сплит-систем.

Сейчас у нас есть поручение Правительства Российской Федерации рассмотреть вопрос о запрете установки электрического отопления в домах, где имеется централизованное отопление.

Что касается сплит-систем, то пока вопрос в нормативных документах и сводах правил не урегулирован, мы не можем на него ориентироваться. Как только вопрос будет решен, мы вернемся к тому, чтобы учесть и это энергопотребление. К сожалению, все, что идет мимо общедомовых приборов учета, – это личное энергопотребление, которое не учитывается при определении класса энергоэффективности здания. К этому вопросу необходимо будет возвращаться, пересматривать и актуализировать документ.

По поручению председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведева после встречи с Координационным советом по иностранным инвестициям в октябре 2015 года Минстрой России в настоящее время разрабатывает дорожную карту по повышению энергоэффективности зданий. Этим важным вопросом занимаются Департамент жилищно-коммунального хозяйства и Департамент градостроительной деятельности и архитектуры. До 14 апреля текущего года дорожная карта должна быть передана на утверждение в Правительство Российской Федерации. В соответствии с этим документом в течение двух лет будет формироваться большой комплект документов, часть из которых будет представлена в виде докладов в Правительство Российской Федерации, а часть – в виде готовых проектов нормативных актов. Принятие этих документов даст дополнительный стимул к развитию энергосбережения и позволит в будущем вести учет всех расходуемых ресурсов.

Какие налоговые льготы дают высокие классы энергоэффективности?

Если постройке присвоена оценка А или В, строение освобождается от уплаты имущественного налога. Такая льгота действует 3 года. Отсчет идет с момента постановки дома на учет в органах Госстройнадзора.

Льгота на имущественный налог распространяется исключительно на новостройки. Здания, введенные в эксплуатацию получают льготу при наличии энергетического паспорта. Если этого документа нет, подтвердить высокий уровень энергосбережения нельзя, ввиду чего строение не рассматривается в качестве претендента на налоговую льготу.

Энергоэффективность – показатель, отражающий целесообразность расхода энергии в здании. Повышение этого показателя позволяет экономить энергетические ресурсы. Для этого внедряются энергосберегающие технологии. Высокий уровень энергетической эффективности, подтвержденный специальными исследованиями, позволяет получать льготы и снижает расходы на оплату коммунальных услуг.

Класс энергетической эффективности должен присваиваться многоквартирным домам в новом строительстве в обязательном порядке, а существующим – в добровольном, как это и записано в федеральном законе № 261 ФЗ. Хотя Минстрой России рассматривает вопрос о рекомендации региональным жилищным инспекциям, после того как в Государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ) будут отображаться все показания приборов учета, дать возможность органам местного самоуправления присваивать класс энергоэффективности многоквартирного дома в инициативном порядке.

При вводе зданий в эксплуатацию класс энергоэффективности присваивается также по показаниям приборов учета, причем расчет ведется по ускоренной методике. Поскольку в первые годы эксплуатации новых зданий энергопотребление отличается от энергопотребления при обычной эксплуатации (из-за сушки бетона, частичной заселенности и т. ), энергопотребление необходимо подтверждать. В проекте приказа есть обязательства по подтверждению класса энергоэффективности через 5 лет для новых домов. Ответственность застройщика сохраняется на этот период – на гарантийный срок для многоквартирных домов. До окончания гарантийного срока должно быть проведено подтверждение класса энергетической эффективности здания. Если будут обнаружены значительные отклонения, то собственники могут потребовать от застройщика устранить указанные расхождения.

Согласно закону № 261 ФЗ, при высоком классе энергоэффективности здания срок сохранения показателей энергопотребления – 10 лет. К высокому классу энергоэффективности относятся здания с маркировкой выше «В» («В», «А», «А+», «А++»).

На какие здания не распространяются требования энергоэффективности и присвоения класса?

Энергетический паспорт, по закону, требуется для всех новых и реконструированных строений, и помещений, которые подвергались капитальному ремонту. Но в 11 пункте Федерального Закона «Об энергосбережении» представлен список исключений.

Строения, на которые не распространяются требования:

  • Сооружения, отнесенные к объектам культурного наследия.
  • Постройки, предназначенные для временной эксплуатации (до 2 лет).
  • Частные жилые дома (до 3 этажей).
  • Сооружения вспомогательного использования.
  • Отдельные постройки и сооружения, площадь которых не превышает 50 квадратных метров.

Для перечисленных построек энергетический паспорт не нужен. Они эксплуатируются без присвоения уровня энергоэффективности.

Преимущества энергоэффективных домов

Нововозведенные или реконструированные энергоэффективные здания и сооружения имеют много преимуществ. Если доказано, что энергосберегающий дом экономит энергетические и природные ресурсы, это открывает перед жильцами новые возможности.

К ним относятся:

  • Возможность получения льгот.
    Пунктом 21 статьи 381 Налогового Кодекса предусмотрено уменьшение или освобождение от оплаты налога на имущество. Это относится к строениям, которым присвоены оценки А+ и A++. Это актуально как для жилых, так и для производственных строений.
  • Снижение расходов на оплату коммунальных услуг.
    В домах с внедренными энергоэкономичными технологиями жильцы тратят значительно меньше денег на оплату коммуналки. При этом затрачиваемые ресурсы удовлетворяют нужды каждого жильца.

Приобретаемое для повышения энергоэкономии оборудование, среди которого котлы, насосы, очистные сооружения, турбины, электрогенераторы и другие приборы, облагаются льготным налогом.

Как повысить класс энергоэффективности зданий?

При строительстве энергоэффективных зданий пользуются разными энергоактивными технологиями. На ранней стадии строительства используются материалы с повышенными теплоизоляционными свойствами. Наносятся изоляционные покрытия, снижающие расход энергии на обогрев помещений. К аналогичным строительными приемам относится энергоэффективное остекление. Эта технология направлена на целесообразное использование солнечной энергии и снижение обратной потери.

  • Установка перекрытий и теплоизолированной кровли на крышах.
  • Замена окон и балконов на воздухонепроницаемые.
  • Установка индивидуальных котельных для обогрева.
  • Установка балансировочных клапанов в отопительной системе.
  • Утепление наружных фасадов.
  • Внедрение индивидуальных учетных приборов в каждой квартире.
  • Использование теплозащитных ограждений.
  • Внедрение общедомовых очистных сооружений.

Чтобы увеличить оценку, могут устанавливаться стабилизаторы напряжения, источники бесперебойного питания, альтернативные установки для получения энергии. Расположение некоторых построек позволяет использовать геотермальную энергию для отопления вместо обычного.

Базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов

Базовые значения показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов представлены в виде таблицы, в которой два параметра: этажность многоквартирного дома и градусо-сутки отопительного периода. Главный показатель отражает затраты энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроснабжение мест общего пользования. И дополнительно мы даем показатели затрат энергии на отопление и вентиляцию. Эти два значения рассчитываются для каждого региона, для отдельных городов и поселений.

Сравнение фактического расхода энергетических ресурсов, пересчитанного на нормативные значения, с базовыми и позволяет определить класс энергоэффективности.

Штрафные санкции за несоблюдение требований энергоэффективности зданий

По закону, при строительстве, реконструкции или ремонте соблюдаются требования энергетической эффективности. Иначе нарушителям грозит административная ответственность. Предусмотрено наказание в виде штрафа. Размер составляет от 20 до 30 тыс. рублей (для должностных лиц), от 500 до 600 тыс. рублей (для юридических лиц).

Штрафами облагают и лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов. При несоблюдении требований, статьей КоАП предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. рублей (должностным лицам) и от 20 до 30 тыс. рублей (юридическим лицам).

Собственникам нежилых строений, не соблюдающих требования, грозит административный штраф в размере от 10 до 15 тыс. рублей. Для юридических лиц сумма возраста до 100-150 тыс. рублей.

В какие сроки подтверждают класс энергоэффективности здания?

Срок зависит от особенностей постройки и целевого предназначения. Жилые строения проходят проверку перед сдачей эксплуатацию. При этом сдавать в эксплуатацию постройки, уровень энергетической эффективности которых ниже С, запрещено законом. Эта оценка указывает на несоответствие установленным международным нормам.

Энергетический паспорт обновляют каждые 5 лет. Подавать заявку в инспекцию нужно за 3 месяца до истечения пятилетнего срока. Это касается эксплуатируемых строений, в том числе многоквартирных домов. Штрафные санкции, предусмотренные административным кодексом, возлагают в случае, если по результатам энергетического обследования уровень энергетической эффективности снизился.

Градация классов энергоэффективности

Обозначение класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется латинскими буквами по шкале от «G» (самый низкий) до «A++» (самый высокий) по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от нормируемого показателя (см. табл.

Минэнерго просило пояснить, почему были выбраны такие разряды по классам. Здесь можно сослаться на проект свода правил, созданный на основе европейского стандарта EN 15217 «Энергоэффективность зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий», и на сам европейский стандарт. В этих документах создана обоснованная градация. Кроме того, это позволит говорить о том, что мы соответствуем европейскому продукту: в Европе классы разбиваются таким же образом.

Указатель класса

Помимо таблички с указанием класса энергоэффективности, размещаемой на фасаде здания, документом предусматривается размещение непосредственно в подъезде на информационном стенде дополнительной информации, аналогичной приведенной в европейском стандарте EN 15217. На табличке, помимо класса в буквенном выражении, обязательно указывается крупным шрифтом показатель, отражающий удельный расход энергии на 1 м2, а для наглядного и более информативного сравнения – базовые значения данного показателя. Постановление Правительства РФ № 18 не требует от нас наличия такой подробной информации в подъезде, однако с учетом того, что нельзя поместить много значимой информации на фасад (люди ее не увидят), было принято решение дополнительно обязать инициатора присвоения класса энергоэффективности продублировать информацию в подъезде на информационном стенде.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий