Факторы, сдерживающие энергосбережениеПравить
- Одним из препятствий к повсеместному осуществлению энергосбережения в быту на постсоветском пространстве является отсутствие массовой бытовой культуры энергосбережения вследствие длительного советского периода низких цен на энергоносители в прошлом. В странах СНГ цены на энергоресурсы, тепловую и электрическую энергию продолжают оставаться на сравнительно низком уровне по сравнению со странами Европы. Богатство большинства стран СНГ (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан) энергетическими ресурсами (атомная энергия, нефть, газ, уголь, гидроэнергоресурсы) не стимулирует к энергосбережению.
- В современный период широко распространена практика применения для населения низких тарифов социальной направленности на многие виды ресурсов (электроэнергия, газ, горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление), снижающая заинтересованность потребителей в экономии энергоресурсов.
- Низкая доля расчетов по индивидуальным приборам учёта и применение фиксированных нормативов. Например, при расчёте оплаты без приборов учёта (т.е. по установленному нормативу в расчете на одного человека) у потребителя возникает противоположный сбережению мотив к расточительству. При фиксированном нормативе каждая лишняя потреблённая единица ресурса (кубометр газа или горячей воды) удешевляет потребителю удельную стоимость ресурса.
- Дороговизна индивидуальной установки приборов учета для социально незащищённых категорий потребителей. Приобретение, монтаж, поверка и замена индивидуальных приборов учёта в большинстве случаев осуществляется за счёт конечного потребителя. Стоимость работ по индивидуальной установке приборов учёта многократно превышает себестоимость аналогичных работ при массовой организованной установке счётчиков силами ресурсоснабжающих организаций. В ряде случаев установка приборов учёта сильно затруднена по техническим причинам, что приводит к дополнительному удорожанию работ и сводит на нет все преимущества использования приборов учёта.
Законодательство РФ в области энергосбереженияПравить
Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01. 92 г. ) и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.
В апреле 1996 года был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
Новый Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года определяет основные требования к энергетической эффективности предприятий, организаций, в том числе бюджетных и осуществляющих регулируемые виды деятельности, требования в отношении отдельных видов товаров и оборудования, зданий, в том числе многоквартирных домов, определяет условия энергосервисных контрактов, правила создания и функционирования саморегулируемых организаций энергоаудиторов, вводит штрафы за невыполнение отдельных требований и нормативов энергоэффективности.
Сегодня энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, названных президентом РФ Дмитрием Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая состоялась 18 июня 2009 года.
Эта тема была продолжена президентом на расширенном заседании президиума Госсовета 2 июля 2009 года в Архангельске. Среди основных проблем, обозначенных Медведевым, — низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, ЖКХ, влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и её конкурентоспособность.
Одна из важнейших стратегических задач страны, поставленной президентом (Указ № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»)— снижение энергоёмкости отечественной экономики (ВВП) на 40 % к 2020 году. Для её реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением. В связи с этим Министерством энергетики РФ было принято решение о преобразовании подведомственного ФГУ «Объединение» Росинформресурс» в Российское энергетическое агентство, с возложением на него соответствующих функций.
Приказ Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. № 182″Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленном по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»
Воплотить в жизнь постановления правительства не удалось:
- В РФ до сих пор есть и продолжают строиться многоквартирные и частные здания практически без утепления, либо с минимальным утеплением, которые не соответствуют современным требованиям энергосбережения, например таким, какие приняты в ЕС.
- Многие города продолжают использовать неэффективный и дорогой мазут в качестве сырья для отопления.
- Продолжается использование лампочек накаливания вместо энергосберегающих.
Энергоэффективность в миреПравить
Энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных Д. Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня 2009 года.
Европейский СоюзПравить
В общем объёме конечного потребления энергии в государствах ЕС доля промышленности составляет 26,8%, доля транспорта — 30,2%, сферы услуг — 43%. С учётом того, что около 1/3 объёма энергопотребления приходится на жилищный сектор, в 2002 году была принята Директива Европейского Союза по энергетическим показателям зданий, где определялись обязательные стандарты энергоэффективности зданий. Эти стандарты постоянно пересматриваются в сторону ужесточения, стимулируя разработку новых технологий.
Чем известна ABB
Asea Brown Boveri (АВВ) — шведско-швейцарская транснациональная компания, специализирующаяся в области электротехники и энергетического машиностроения; создана в результате слияния в 1988 году шведской компании ASEA и швейцарской компании Brown, Boveri & Cie. ABB в России насчитывает более 700 сотрудников, три производственные и семь сервисных площадок (Москва, Мурманск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Южно-Сахалинск) и более 20 региональных офисов.
- Направления политики промышленной энергоэффективности. Energy bulletin. № 4, март-апрель, 2009.
- Генцлер И.В., Петрова Е.Ф., Сиваев С.Б. Энергосбережение в многоквартирном доме.. — Тверь: Научная книга, 2009. — 130 с. — ISBN 978-5-904380-08-9.
- Указ № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» Архивировано 9 марта 2010 года.
- Энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения. Виды. Типы. Группы. Показатели энергетической эффективности. Идентификация. ГОСТ Р 51749-2001
- Энергоэффективность на этапе отладки законов. №22-23 (262). 10.06.2013 // «Эксперт Юг»
Ссылки по темеПравить
Лукашов А. , Первый заместитель директора департамента топлива,
энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Одной из
наиболее актуальных проблем социально-экономического развития регионов
Российской Федерации является выработка и реализация органами государственной
власти субъектов Российской Федерации политики в сфере энергообеспечения и
энергосбережения.
Ускоренное
развитие экономики, экономический рост и улучшение качества жизни населения
требуют все более значительных затрат топливно-энергетических ресурсов.
Рост спроса
на энергию и энергоносители внутри страны сталкивается с ограничениями,
связанными с невозможностью адекватного роста предложения и угрозой дефицита
энергии. Все более актуальным становится вопрос о необходимости опережающего
развития энергетической инфраструктуры. При этом все понимают, что развитие
энергетики должно происходить на новой, современной технической,
технологической и организационной основе.
Успешно решить
данную задачу возможно совместными скоординированными усилиями на федеральном и
региональном уровне.
Необходимо
отметить, что в силу исторических особенностей развития энергосистемы
Российской Федерации, (а она создавалась и развивалась как единая централизованная
система, управляемая из одного центра), в стране накоплен опыт решения задач
строительства и развития крупных энергетических объектов и систем федерального
уровня. Существуют отработанные и перспективные образцы техники, проектные
решения, технологии, есть опыт планирования, развития и реализации
организационно-технических схем строительства и эксплуатации крупных
энергетических объектов, пока еще сохранились кадры, умеющие решать такие
задачи.
Подтверждением
этого является одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации №
215-р от 22 февраля 2008 года Генеральная
схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Не останавливаясь на
достоинствах и недостатках данного документа, отметим, что в Генеральную схему
включены энергетические объекты тепловых станций мощностью выше 500 МВт,
гидростанции мощностью выше 300 МВт и все объекты атомной генерации, независимо
от их мощности, а также электрические сети напряжением от 220 кВ и выше,
межсистемные и межгосударственные линии электропередачи.
Развитие объектов энергетической
инфраструктуры меньшей мощности должно происходить на уровне субъектов
Российской Федерации, т. на региональном и межрегиональном уровне. И здесь
вопросов гораздо больше.
Дело в том, что опыта развития региональной
гражданской электроэнергетики средней и малой мощности в стране практически
нет. Справедливости ради надо отметить, что у нас существует достаточное
количество примеров использования отечественных электроэнергетических установок
средней и малой мощности в основном военного назначения и создания на их базе
локальных систем энергоснабжения закрытых (изолированных) по оборонным
соображениям или природно-географическим условиям территорий или объектов.
Но для нормального развития
электроэнергетики регионального уровня, развития, базирующегося на действии
рыночных механизмов, этого явно недостаточно. Отсутствует соответствующая
нормативно-правовая база, ограничены технические и топливные возможности
объектов средней и малой электроэнергетики, не проработаны механизмы их
интеграции в существующую единую энергосистему, инвестиционные схемы
финансирования, взаимодействия с сетевыми и сбытовыми компаниями, и как
следствие – велики рыночные риски реализации данных проектов.
Предполагается, что развитие федерального
оптового рынка электроэнергии должно повысить эффективность процесса
производства, распределения, обмена и потребления электроэнергии, а также
способствовать увеличению инвестиций в отрасль. Но рыночный механизм
несовершенен и одним из основных его недостатков является непредсказуемость
рынка.
В регионах – лидерах экономического
развития страны, а это, прежде всего Москва и Московская область,
Санкт-Петербург, нефтегазодобывающие регионы, отмечается опережающий спрос на
электричество. Хочется подчеркнуть, речь идет о платежеспособном спросе, когда
энергия и другие ресурсы могут приобретаться по фактически любым предложенным
ценам. В этих условиях возникает угроза дефицита энергии, предлагаемой на рынке
по ценам, которые способны оплатить предприятия, расположенные в других
регионах страны.
В результате, до момента насыщения рынка,
то есть до появления на нем достаточного количества предложения энергии, многие
регионы страны могут столкнуться с дефицитом электрической энергии. Особенность
отрасли является то обстоятельство, что насыщение рынка произойдет только после
завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей.
Как известно, сроки строительства крупных
энергетических объектов федерального уровня составляют в лучшем случае
несколько лет, затраты на начало производства продукции (барьеры входа) на
электроэнергетическом рынке также достаточно высоки.
Грядущий
возможный дефицит энергии делает все более актуальным задачу обеспечения энергетической
безопасности региона. Ключевым вопросом при этом является вопрос о том, какой
вид топлива может быть использован для увеличения производства электрической и
тепловой энергии и решения проблемы энергетической безопасности региона.
Компетенция
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этом вопросе
весьма ограничена. Как известно, по Конституции вопросы использования ядерной
энергии относятся к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Регулирование
газовой отрасли по действующему российскому законодательству также
сосредоточено на федеральном уровне и фактически не содержит компетенции
региональных органов государственной власти. Ситуация с крупномасштабным
использованием гидроэнергетических ресурсов мало чем отличается от ситуации с
газом.
Таким образом,
основные для центральных районов России виды топливно-энергетических ресурсов:
газ, ядерная энергия и гидроресурсы находятся вне компетенции региональных
органов власти.
Можно сделать
вывод, что существующий правовой механизм и сложившаяся система отношений с
крупными участниками топливного рынка практически исключает для большинства
субъектов Российской Федерации возможность самостоятельно определять вид
первичных топливно-энергетических ресурсов, используемых для выработки энергии,
и определяющих структуру топливно-энергетического баланса территории.
В этих условиях энергообеспечение регионов
может быть осуществлено через развитие энергетических объектов средней и малой
мощности, которые составляют основу региональной энергетики. Для решения этих вопросов
необходимо предпринимать шаги по использованию местных и альтернативных видов
топливно-энергетических ресурсов. В большинстве регионов Центрального
федерального округа, это, прежде всего, торф, древесные отходы, энергия ветра,
тепла Земли, а также использование возможностей малой гидроэнергетики.
Проблема состоит в том, что в такой
постановке задача развития региональной энергетики ставится в Российской
Федерации впервые, и, к сожалению, она не подкреплена достаточным научно-техническим
заделом, необходимыми организационно-правовыми, финансовыми механизмами и
ресурсами.
Для развития
региональной энергетики необходимы согласованные действия органов
государственной власти, местного самоуправления, политических и общественных
организаций, научных учреждений, бизнес-структур, направленные на решение
целого комплекса проблем технического, технологического, топливного,
территориального, организационного, нормативно-правового, научного
сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня.
Второй, не
менее, а может быть и более важной темой, является энергосбережение.
В Послании
Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006
года было сказано о необходимости «кардинально повысить эффективность
потребления энергии. Это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях
интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической
безопасности».
Необходимо
отметить, что в соответствии со статьей 2 действующего Федерального закона «Об
энергосбережении» принятие органами государственной власти субъектов Российской
Федерации законов и иных нормативных правовых актов предусматривается в
соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской
Федерации.
Эта норма в
условиях, мягко скажем, невысокой активности федеральных органов власти в
вопросе создания законодательных основ энергосбережения в Российской Федерации,
серьезно ограничивает возможности регионов по стимулированию энергосбережения и
повышению эффективности потребления энергии.
На примере
Ярославской области мы хотели рассмотреть некоторые проблемы разработки и
реализации региональной политики энергосбережения.
Ярославская
область располагает ограниченными запасами собственных традиционных
топливно-энергетических ресурсов, при этом основной для области вид топлива –
газ, — на ее территории не добывается.
Средний
уровень газификации Ярославской области по сельским районам составляет 18-20%,
а в целом по области – 67%. Доля газа в топливном балансе области превышает
70%.
Потребление
электрической энергии в области не обеспечивается наличием мощностей по ее
производству. За счет производства электрической энергии на территории области
покрывается около 55 процентов объема электропотребления региона. Возможности
по увеличению производства электроэнергии на территории области с
использованием традиционных ресурсов и технологий являются весьма
ограниченными.
Потребление
электрической энергии в области превышает 7,5 млрд. киловатт-часов, потребление
тепловой энергии вплотную приблизилось к 15 млн. гигакалорий. Всего на нужды
электротеплоснабжения и транспорта в регионе расходуется 8 миллионов тонн
условного топлива.
В результате
известных решений Правительства Российской Федерации по увеличению стоимости
газа на внутреннем рынке и либерализации оптовых рынков электроэнергии и газа в
период до 2012 года, стоимость основных для Ярославской области
топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет стремительно расти
темпами, в 2-3 раза превышающими инфляцию. Такое увеличение стоимости
энергоносителей в условиях стабилизирующейся экономики области является
беспрецедентным.
Прогноз затрат
организаций бюджетной сферы области на основные топливно-энергетические и коммунальные
ресурсы показал, что к 2012 году расходы на оплату этих ресурсов вырастут по
сравнению с 2007 годом в 3-4 раза.
При этом
необходимо отметить, что основной экономический эффект и доходы от роста цен на
энергоресурсы будут получать и использовать организации и центры, расположенные
за пределами Ярославской области.
В силу
отмеченных обстоятельств задача повышения эффективности потребления энергии для
развития Ярославской области является приоритетной.
Органы
государственной власти области активно занимаются разработкой и реализацией
политики повышения эффективности использования энергии и ресурсосбережения. Первым шагом на этом пути стало принятие в 2002 году Администрацией Ярославской
области Концепции политики энергосбережения на 2002-2005 годы.
Продолжением
этой работы стало принятие в октябре 2006 года Закона «Об энергосбережении в
Ярославской области», в развитие положений которого в сентябре 2007 года
принята комплексная целевая программа «Энергосбережение в Ярославской области»
на 2008-2009 годы.
В своей
деятельности органы государственной власти области исходят из понимания того,
что снижение энергоемкости – это не только экономия энергоресурсов, уменьшение
негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение
конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечить ускоренное
развитие экономики региона, сократить потребность во вводе новых энергетических
мощностей.
Вопросы
производства энергии напрямую связаны с эффективным ее использованием, поэтому
вопросы энергообеспечения и энергосбережения неразрывно связаны между собой и
должны рассматриваться в одном контексте.
Органы
государственной власти Ярославской области поддерживают внедрение
энергосберегающих мероприятий и технологий в экономику области, и будут оказывать
организационную, нормативно-правовую и экономическую поддержку при реализации
энергоэффективных проектов на территории области.
В рамках этой
работы 25 марта 2008 года в Ярославле состоялась международная
научно-практическая конференция
«Энергообеспечение и энергосбережение – региональный аспект», которая явилась
продолжением разговора, начатого год назад в феврале 2007 года на
научно-практической конференции «Энергоэффективность – основа устойчивого
развития экономики Ярославской области». Выводы и содержание выступлений на той
конференции были использованы при разработке комплексной целевой программы
«Энергосбережение в Ярославской области» на 2008-2009 годы.
В качестве основных тем для обсуждения на конференции
в марте этого года были определены следующие проблемы:
Управление энергосбережением и энергообеспечением региона;
Техническая и топливная база региональной энергетики.
Состоявшийся
разговор подтвердил актуальность и своевременность проблем регионального
энергообеспечения и энергосбережения. Была подчеркнута необходимость развития на уровне субъектов Российской Федерации и
на муниципальном уровне электроэнергетики средней и малой мощности, отмечено,
что решить такие задачи без серьезного научного подхода, без заинтересованного
разговора всех участников данного процесса будет невозможно.
По итогам
конференции были приняты рекомендации, отражающие существующие представления о
путях и способах решения проблем развития региональной энергетики и
энергосбережения, и решено сделать конференцию на темы развития региональной
энергетики и энергосбережения в Ярославле ежегодной и традиционной.
Рекомендации международной научно –
практической конференции
«Энергообеспечение и энергосбережение —
региональный аспект»
Ярославль, 25 марта 2008 года
Заслушав и
обсудив доклады и выступления представителей научных, учебных, проектных
организаций, ученых и специалистов, занимающихся вопросами энергосбережения и
энергообеспечения, участники конференции отмечают, что в условиях завершения
переходного периода в реформировании электроэнергетики России; нарастающей
угрозы возможного дефицита энергии; окончательного разделения энергетических
компетенций по видам бизнеса; отсутствия научно обоснованной методики учета и
прогнозирования потребления топливно-энергетических ресурсов в целом в
Российской Федерации и в ее регионах; отставанием в законодательном обеспечении
энергосбережения, использования нетрадиционных и местных видов топлива;
дальнейшего опережающего роста цен и тарифов на топливно-энергетический ресурсы,
проведение конференции «Энергообеспечение и энергосбережение – региональный
аспект» является необходимым, актуальным и своевременным мероприятием.
В настоящее
время вопросы энергообеспечения и энергосбережения напрямую связаны с вопросами
энергетической и экологической безопасности регионов, перспективами их
социально-экономического развития.
Рост спроса
на энергию и энергоносители внутри страны сталкивается с ограничениями,
связанными с невозможностью адекватного роста предложения и угрозой дефицита
энергии. В полный рост встает вопрос о необходимости опережающего развития
энергетической инфраструктуры, которое должно происходить на новой, современной
технической, технологической и организационной основе.
Опережающий
рост энергопотребления по сравнению с параметрами, заложенными в Энергетической
стратегии России на период до 20020 года, неспособность рыночных механизмов
устранить диспаритет цен на первичные виды топлива, высокая зависимость
большинства регионов России от ввозимых топливно-энергетических ресурсов,
низкая эффективность потребления энергетических ресурсов, существенное
отставание нормативной базы, определяющей полномочия субъектов Российской
Федерации в энергетической сфере, ставят перед органами государственной власти
новые задачи по развитию региональной энергетики.
Учитывая
вышеизложенное, в целях обеспечения устойчивого развития региональной
энергетики, выработки научно обоснованной региональной энергетической политики
участники конференции предлагают:
Развивать
региональную электроэнергетику, прежде всего средней и малой мощности, на
основе диверсификации топливно-энергетических ресурсов, использования местных
видов топлива и возобновляемых источников энергии.
Создавать
условия для инвестиционной активности организаций коммунального комплекса,
считая приоритетной задачей обеспечение требований надежности и безопасности
энергоснабжения, а также обеспечения доступности энергии для потребителей при
разработке и согласовании инвестиционных программ энергоснабжающих организаций.
Создать
базу данных по современным технологиям и образцам техники по добыче,
переработке, хранении и сжигания торфа, дров, другим видам ресурсов, включая
биогаз. Для этого считать необходимым проведение обследований имеющихся
месторождений, оценку запасов и потенциала использования торфа, других видов
возобновляемых ресурсов на территории Центрального Федерального округа и
оценить возможность использования торфа и других видов возобновляемых ресурсов
для развития региональной электро- и теплоэнергетики.
Разработать предложения по управлению развития энергетикой на региональном
уровне, включая ведение топливно-энергетического баланса территории, а также
мониторинга технического состояния и энергетической эффективности основных
производственных фондов энергоснабжающих организаций.
Создавать
условия для привлечения инвестиций в разработку и строительство энергетических
мощностей, в том числе использующих возобновляемые источники энергии, считать
необходимым для этого разработку и реализацию целевых программ по
энергетическому и сырьевому использованию геотермальных ресурсов регионов,
прежде всего Центрального федерального округа.
Разработать механизм контроля и мониторинга энергоемкости валового
регионального продукта (далее – ВРП), принимать меры по снижению энергоемкости
ВРП на основе современных подходов к проблеме энергообеспечения регионов и
энергосбережения.
СсылкиПравить
- Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — совокупность различных видов топлива и энергетических ресурсов (продукция нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, торфяной и сланцевой промышленности, электроэнергия атомных и гидроэлектростанций, а также местные виды топлива), которыми располагает страна для обеспечения производственных, бытовых и экспортных потребностей.
- источник определения (с небольшими изменениями) ГОСТ Р 51387-99 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения.
- Ресин В. И. Эффективные методы управления энергосбережением в строительстве // Архитектура и строительство Москвы. 2003. Т. 508-509. № 2-3. С. 7-13.
- Выбор ориентации прямоугольных в плане зданий относительно стран света
- Finnish Solutions for Zero Energy Building. 25.5.2011. Jyri Nieminen // VTT (англ.)
- В Бишкеке появился первый экологичный «зелёный» дом
- Богуславский, 1990, с. 68.
- Богуславский, 1990, с. 203.
- М75 Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях: учебное пособие / Л.И. Молодежникова; Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. — с 136-138
- Норматив потребления воды на 1 человека
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 мая 2016 года; проверки требуют 45 правок.
Энергоэффективность — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве. Достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды. Эта отрасль знаний находится на стыке инженерии, экономики, юриспруденции и социологии.
В отличие от энергосбережения (сбережение, сохранение энергии), главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность (полезность энергопотребления) — полезное (эффективное) расходование энергии.
Для населения — это сокращение коммунальных расходов, для страны — экономия ресурсов, повышение производительности промышленности и конкурентоспособности, для экологии — ограничение выброса парниковых газов в атмосферу, для энергетических компаний — снижение затрат на топливо и необоснованных трат на строительство, для промышленных компаний — снижение себестоимости выпуска продукции.
Энергосберегающие и энергоэффективные устройства — это, в частности, системы подачи тепла, вентиляции, электроэнергии при нахождении человека в помещении и прекращающие данную подачу в его отсутствии. Беспроводные сенсорные сети (БСН) могут быть использованы для контроля за эффективным использованием энергии.
Энергоэффективные технологии могут применяться в освещении (напр. плазменные светильники на основе серы), в отоплении (инфракрасное отопление, теплоизоляционные материалы).
ЗданияПравить
Небоскрёб Тайбэй 101, построенный по стандарту LEED
В развитых странах на строительство и эксплуатацию расходуется около половины всей энергии, в развивающихся странах — примерно треть. Это объясняется большим количеством в развитых странах бытовой техники. В России на быт тратится около 40–45% всей вырабатываемой энергии. Затраты на отопление в жилых зданиях на территории России составляют 350–380 кВт•ч/м² в год (в 5–7 раз выше, чем в странах ЕС), а в некоторых типах зданий они достигают 680 кВт•ч/м² в год. Расстояния и изношенность теплосетей приводят к потерям в 40–50% от всей вырабатываемой энергии, направляемой на отопление зданий. Альтернативными источниками энергии в зданиях могут быть тепловые насосы, солнечные коллекторы и батареи, ветровые генераторы.
Проблемы энергосбережения в РФ
Энергосбережение – актуальный в XXI веке для всего мира и для России вопрос. Энергосбережением в России занимаются не первый год, определенных успехов нашей стране удалось достичь. Но некоторые крупные проблемы не решены и по сей день.
Эффективность энергосбережения зависит от многих факторов и не все из них возможно учесть. Часть проблем имеют значительные масштабы и видны невооружённым взглядом.
По состоянию на 2018 г. в России достаточно подробно изучена проблема энергосбережения и повышения энергоэффективности в ЖКХ и строительстве. По данным направлениям имеются нормативные документы, предъявляющие жёсткие требования практически ко всем параметрам, от которых зависит общая энергоёмкость.
Владельцы зданий и сооружений и сами предъявляют немалый интерес к современным и инновационным методам энергосбережения – удельное энергопотребление в жилищном и офисно-административном секторах постепенно снижается.
Но жилищно-коммунальное хозяйство не является главным потребителем энергетических и водных ресурсов – крупнейшие объемы приходятся на промышленность.
Например, распределение потребителей электроэнергии в России выглядит примерно так:
Если разделить потребителей на население и организации, потенциал энергосбережения в России распределится следующим образом:
Как видим, работа с населением и повышение энергоэффективности в ЖКХ не обеспечивает и 20%-й охват объемов. Для повышения энергоэффективности на уровне государства России категорически важно переориентировать свое внимание на производственные компании.
Наиболее крупными потребителями энергии среди производственных компаний являются предприятия металлургического, горно-добывающего, нефтеперерабатывающего, машиностроительного отраслей. В данных секторах производства имеются предприятия, на которых отдельно взятый агрегат может потреблять топливно-энергетические ресурсы наравне с крупным поселком, а всё предприятие, за календарный год, – как целый город.
С такими предприятиями необходимо работать очень тесно.
В настоящее время энергосбережение в промышленности России отстает от мировых норм сразу по нескольким пунктам, связанным с отсутствием:
- требований ежегодного повышения энергоэффективности для предприятий, которые построены более 15 лет назад и имеют значительные отставания в энергоэффективности;
- единых форм отчетности по показателям энергоэффективности;
- критериев оценки и сопоставления типовых процессов и операций разных предприятий;
- публичных данных по показателям энергоэффективности каждой компании;
- профессиональных институтов по повышению энергоэффективности промышленного сектора экономики и других важных составляющих.
В сфере ЖКХ один счётчик приходится, примерно, на 10 кВт электрической мощности, промышленности – на каждые 10 МВт. плотность коммерческого учета в производственных предприятиях в 1000 раз ниже. Наверное, поэтому на промышленных предприятиях управление энергетическими потоками происходит намного «грубее», чем в офисах и квартирах.
В промышленности можно экономить десятки и сотни миллионов рублей только за счет повышения точности управления потоками энергетических ресурсов.
Государственные требования к показателям энергоэффективности – лояльные как для частных организаций, так и государственных компаний. Энергопотребление непременно создает атмосферные выбросы и загрязнение водоёмов. Почти все граждане России жалуются на прогрессирующее снижение экологичности водоёмов, но в рамках своих служебных обязанностей за сокращением токсичности производственных выбросов и повышения энергоэффективности технологических операций следит не каждый. Для замедления динамики загрязнения окружающей среды и предотвращения развития онкологических и иных заболеваний населения, государство должно включиться в вопрос планирования и управления целями энергопотребления промышленных предприятий в государственной, в первую очередь, и частной собственности более решительно.
Вопросами энергосбережения в России занимаются сразу несколько федеральных ведомств. При этом, в некоторых случаях, за некоторые показатели энергоэффективности российской промышленности прямо не отвечает ни одно ведомство, а часть показателей эффективности касается сразу несколько служб. В результате несогласованности по некоторым показателям предприятиям приходится готовить разные по форме отчеты сразу для нескольких надзорных органов, а некоторые важные моменты энергоресурсопотребления остаются неосвещенными полностью. Такая ситуация несомненно создаёт условия для перерасхода топливно-энергетических и водных ресурсов крупными потребителями.
Энергосбережение и энергоснабжение – разные понятия.
Энергосбережение и энергоснабжение – это абсолютно разные процессы с в корне разнящимися целями. Так же как производство автомобилей не является процессом вождения и соблюдения правил дорожного движения, так и энергоснабжение не является ни составной частью энергосбережения, ни его более широким понятием.
Так как энергопотребление – всегда загрязнение окружающей среды, то энергосбережение любой организации является интересом государства тоже.
При этом государство должно ясно понимать, что вопрос энергосбережения ни в коем случае нельзя отдавать на исполнение лицам, отвечающим за энергоснабжение и технологическое применение энергопотребляющего оборудования, т. последним выгодно, чтобы запасы мощности всех потребителей энергии перекрывали фактически требуемые многократно – что, безусловно, всегда приводит к перерасходу ресурсов.
Если для производителей и продавцов топлива и энергии выгодно, чтобы энергопотребления предприятий были высокими, то для предприятий и государства выгодны их постоянные сокращения.
Мы все знаем, что в каждой отрасли экономики имеются более эффективные и менее эффективные предприятия. Это касается и вопроса энергопотребления. В настоящее время существует проблема, что достижение низких удельных энергозатрат одного предприятия не становится публичной информацией, подстегивающей на достижение аналогичных показателей другими компаниями. Чтобы повышение энергоэффективности стало всеобщей тенденцией, государство должно выступить посредником между предприятиями и разработать единые показатели энергоэффективности типовых технологических процессов и установок, и дать предприятиям инструмент для получения информации о своей энергоэффективности в сопоставлении со смежными предприятиями.
Единые показатели будет сложно выработать за один-два года, но по истечении 3-4 лет, после сбора статистических данных, можно выработать единые показатели, методы оценки эффективности, допустимые значения удельного энергопотребления по однотипным процессам, установкам и сопоставимым производствам. Нормативные показатели энергоэффективности не должны приниматься на десятилетия вперед, отнюдь – актуализироваться каждые 4 года-5 лет.
На абсолютном большинстве предприятий России нет отдельных компетентных и полномочных специалистов по энергосбережению. Относясь к энергоэффективности как к дополнительной обязанности сотрудников служб энергоснабжения, предприятия никогда не дождутся высоких показателей энергоэффективности производства и экономии средств. Некоторые технологические установки предприятий потребляют топливные ресурсы на миллиарды рублей, но специалистов, способных анализировать и повышать энергоэффективность даже для таких установок, у компаний нет.
Объем работ для экспертов по энергосбережению в промышленности огромен. Малозатратные, иногда даже полностью беззатратные мероприятия по повышению энергоэффективности процессов могут сулить химическим, нефтеперерабатывающим предприятиям и компаниям других отраслей многомиллионные и даже миллиардные дополнительные прибыли.
Не смотря на всю актуальность и остроту проблемы перерасхода ресурсов на энергоемких производствах, полномочных специалистов по энергосбережению (в первую очередь теплотехнологов и теплоэнергетиков) на российских предприятиях до сих пор нет.
Профессиональных энергетиков в России готовят несколько десятков учебных заведений высшего и среднего образования. Но большинство готовящихся в России энергетиков являются электроэнергетиками, а для повышения энергоэффективности в промышленности требуются теплоэнергетики и теплотехнологи, т. большинство энергоемких технологических операций в промышленности протекают с проведением теплообменных, массообменных, химических, термодинамических процессов, являющихся профессиональной областью теплотехнологов.
Передача вопросов энергоэффективности профессиональным электроэнергетикам часто приводит к тому, что оборудование работает надежно, но предприятие несет внушительные убытки из-за круглосуточной, а не периодичной, работы энергопотребляющего оборудования, из-за бесконтрольной подачи окислителя на процессы сжигания и по другим причинам.
Если выделять из общей массы выпускников учебных заведений с энергетической специальностью энергетиков, ориентированных на энергосбережение в промышленности, обнаруживается, что специалисты для энергосбережения в промышленности в России практически не готовятся и проблемы низкой энергоэффективности крупных заводов и фабрик остаются не у дел.
Энергетика – наукоёмкое направление – «с налёта-поворота» разобраться в сложных энергетических процессах не дано никому. Большинство специалистов, проработавших в тесном контакте с энергетиками многие годы, на самом деле, не знают и половину принципов энергетических преобразований, таких как правила Кирхгофа, законы Гюи-Стодоллы, Био-Фурье, уравнение Бернулли и множества других.
Из-за отсутствия конкретных показателей энергоэффективности даже для широко распространенных промышленных процессов и операций анализ энергоэффективности остается трудновыполнимой работой.
Из-за отсутствия закрепленных нормативными документами единых показателей энергоэффективности, незаинтересованности специалистов служб энергоснабжения (первоочередная задача которых обеспечивать надежность снабжения) и отсутствия профессионального «сленга» – разговоры финансистов и энергетиков в России остаются не конструктивными, а факты перерасхода энергии – неучтёнными.
Для оценки эффективности расходования энергетических ресурсов в компаниях специалистам неэнергетического профиля необходимы сравнительные примеры, допустимые нормы, удельные показатели энергоэффективности и другие отправные точки, средства измерения и последующего анализа. Пересмотр показателей и профессиональной терминологии должен пройти под контролем и с непосредственным участием государства.
В России цены на энергоносители, несмотря на ежегодный рост тарифов, остаются довольно низкими по сравнению с ценами в развитых европейских странах.
У граждан ещё на слуху истории, когда топливо служебных машин сливалось в грунт, так как премии водителей были привязаны к объему израсходованного топлива.
Большая часть граждан осознают, что в ближайшие 50 лет нефть и газ в стране не закончатся, поэтому о нехватке энергетических ресурсов, фактически, никто не переживает. Халатное отношение людей к топливу, энергетическим и водным ресурсам России создают значительные перерасходы в промышленности, в административно-офисном секторе, в ЖКХ и в целом по стране, создавая не только колоссальные убытки для экономики, но и нарушая право будущих поколений рождаться в экологичной среде.
Культуру потребления ресурсов следует прививать гражданам с раннего возраста и контролировать на протяжении всей жизни.
самыми крупными потребителями ресурсов являются промышленные предприятия, внимание к культуре энергопотребления в промышленности следует уделять в первую очередь.
Энергосбережение – это не только финансовые потоки, цель которых – пополнение бюджета России, но и здоровье населения Земли и сохранение природы.
Постоянное развитие мирового сообщества и потребностей людей ведёт к постоянному росту промышленного производства, очевидно, что вопрос энергосбережения будет всё чаще всплывать даже в такой обеспеченной ресурсами стране как Россия. Реалии будущего потребуют от нас новых навыков, поэтому проблемы текущего периода должны быть решены как можно быстрее.
Проблемы энергосбережения у нас накопились немалые и внимание к ним должно быть соответствующее. Определённая работа по повышению энергоэффективности России как государства уже выполнена, но открытых проблем множество, и их острота не оставляет сомнений.
Чтобы соответствовать мировым стандартам энергоэффективности и не иметь отставаний от других стран в будущем – текущие проблемы энергосбережения России необходимо начинать решать уже сегодня.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 апреля 2021 года; проверки требуют 27 правок.
При реализации мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности различают:
- начальные инвестиции (или увеличение, прирост инвестиций из-за выбора более эффективного оборудования). Например, замена ветхих окон в существующем доме на современные со стеклопакетами — инвестиции в энергосбережение, а отказ от установки ламп накаливания и люминесцентных ламп в строящемся доме в пользу светодиодных — увеличение инвестиций в энергосбережение (в доле превышения стоимости светодиодных светильников над обычными);
- единовременные затраты на проведение энергоаудита (энергообследования);
- единовременные затраты на приобретение и монтаж приборов учёта и систем автоматического контроля, удаленного снятия показаний приборов учёта;
- текущие расходы на премирование (поощрение) ответственных за энергосбережение.
Как правило, эффекты от мероприятий энергосбережения рассчитывают:
- как стоимость сэкономленных энергоресурсов или доля стоимости от потребляемых энергоресурсов, в том числе на единицу продукции;
- как количество тонн условного топлива (т. у. т.) сэкономленных энергоресурсов или доля от величины потребляемых энергоресурсов в т. у. т.;
- в натуральном выражении (кВт. ч., Гкал и т. д.);
- как снижение доли энергоресурсов в ВВП в стоимостном выражении, либо в натуральных единицах (т. у. т., кВт. ч.) на 1 руб. ВВП
Эффекты от мероприятий энергосбережения можно разделить на несколько групп:
- экономические эффекты у потребителей (снижение стоимости приобретаемых энергоресурсов);
- эффекты повышения конкурентоспособности (снижение потребления энергоресурсов на единицу производимой продукции, энергоэффективность производимой продукции при её использовании);
- эффекты для электрической, тепловой, газовой сети (снижение пиковых нагрузок приводит к снижению риска аварий, повышению качества энергии, снижению потерь энергии, минимизации инвестиций в расширение сети, и, как следствие, снижению сетевых тарифов);
- рыночные эффекты (например, снижение потребления электроэнергии, особенно в пиковые часы, приводит к снижению цен на энергию и мощность на оптовом рынке электроэнергии — особенно важным является снижение потребления электроэнергии в вечернем пике);
- эффекты, связанные с особенностями регулирования (например, снижение потребления электроэнергии населением уменьшает нагрузку перекрёстного субсидирования на промышленность — в настоящее время в СНГ население платит за электроэнергию, как правило, ниже её себестоимости, дополнительная финансовая нагрузка включается в тарифы для промышленности);
- экологические эффекты (например, снижение потребления электрической и тепловой энергии в зимнее время приводит к разгрузке наиболее дорогих и «грязных» электростанций и котельных, работающих на мазуте и низкокачественном угле.);
- связанные эффекты (внимание к проблемам энергосбережения приводит к повышению озабоченности проблемами общей эффективности системы — технологии, организации, логистики на производстве, системы взаимоотношений, платежей и ответственности в ЖКХ, отношения к домашнему бюджету у граждан).
Обычно началу реализации мероприятий по энергосбережению предшествует проведение энергоаудита.
Международные программы энергоэффективностиПравить
- Богуславский Л. Д., Ливчак В. И., Титов В. П. Энергосбережение в системах теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха. — М.: Стройиздат, 1990. — 624 с. — ISBN 5-274-01052-0.
- ред. Кондратьев В. В. Организация энергосбережения (энергоменеджмент). Решения ЗСМК — НКМК — НТМК — ЕВРАЗ. — М.: Инфра-М, 2011. — 108 с. — ISBN 978-5-16-004149-0.